Топ 10

«И ничего больше»

Александр Сокуров (1987)

Фильм Александра Сокурова состоит из хроник СССР, Великобритании и США. Изначально он должен был называться «Союзники», и это довольно точно отражает тему картины, но не ее идею. За час с небольшим зритель через калейдоскоп визуальных образов (в основном под музыку Шостаковича) переходит от политического восприятия картины, где главы государств чередуются с простыми людьми, к историческому и философскому. За кадром Сокуров рассказывает не столько о том, что происходило во время войны, сколько о том, что предшествовало ей и было после. Стихия ведет народы к столкновениям, примирению и новым войнам, и никто не властен над этими процессами — эта толстовская мысль положила фильм на «полку», но, к счастью, ненадолго.

1_RIAN_6029137

Первое сообщение о безоговорочной капитуляции Германии было передано диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном в ночь на 9 мая 1945 года. С этого момента всю страну охватил грандиозный праздник, который продолжался больше месяца — 24 июня на Красной площади прошел парад победителей. Как столица СССР отмечала Победу — в фотогалерее «Известий»

Фото: РИА Новости/Федор Левшин

2_RIAN_881068

Встреча первого эшелона бойцов, вернувшихся с фронта, на Белорусском вокзале в Москве

Фото: РИА Новости/Георгий Петрусов

3_RIAN_981

На паровозе лозунг «Слава доблестным воинам героической Красной армии, армии-победительнице»

Фото: РИА Новости/Израиль Озерский

4_RIAN_62167

Встреча фронтовиков на Ржевском (Рижском) вокзале

Фото: РИА Новости/Анатолий Морозов

5_RIAN_923

Девушки, вернувшиеся с фронта

Фото: РИА Новости/Александр Капустянский

6_RIAN_535_

Народные гулянья на Красной площади

Фото: РИА Новости/Александр Красавин

7_RIAN_533_

Москвичи качают победителей 9 мая 1945 года на Красной площади

Фото: РИА Новости/Михаил Озерский

8_RIAN_583061

Праздничное выступление пианиста Московской филармонии Юрия Брюшкова на площади Маяковского

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

9_RIAN_5485540

Тысяча орудий дали 9 мая 1945 года в Москве салют из 30 артиллерийских залпов в честь победы над Германией. Он сопровождался перекрестными лучами из 160 прожекторов и пуском разноцветных ракет

Фото: РИА Новости

10_RIAN_141195

Торжественный марш сводного полка одного из фронтов на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года

Фото: РИА Новости/Сергей Лоскутов

11_RIAN_87385

Парадный расчет советских танкистов во время парада на Красной площади по случаю Победы

Фото: РИА Новости

12_RIAN_5812038

Участники парада Победы 24 июня 1945 года у Мавзолея на Красной площади

Фото: РИА Новости/Сергей Лоскутов

Состав сериала

Серии документальной серии длятся по 50 минут, и в каждой из них раскрывается один из военных сюжетов. Западные страны время от времени выпускают серии книг или фильмов, в которых по-своему трактуют, расставляют акценты в войне. Нередко события на втором фронте затмевают то, что происходило на территории нашей страны. Поэтому нужно создавать проекты, рассказывающие о том, как происходили бои на Восточном фронте.

Начав смотреть серии, Вы отправитесь в наше прошлое, отголоски которого по-прежнему дают о себе знать. Проект доказал, что посмотреть его стоит. При первом показе его транслировали на Первом канале, на Украине и в Китае. Затем этот цикл был даже приобретен каналом The History Channel. А он ведь носит международный характер. Что ж, остается надеяться, что правду о войне смогут узнать не только в России.

Кстати, цикл был продолжен в 2012 году, когда было отснято дополнительно еще 10 серий. Над созданием проекта, действительно, поработали немало. И с привлечением современных технологий. Использование трехмерной компьютерной графики позволило воссоздать атмосферу тех тяжелых дней, когда каждый день в жизни народа мог оказаться последним.

«Тебе, фронт!»

Дзига Вертов (1942)

Фактически выброшенный из профессии к началу 1940-х, Дзига Вертов всё равно пытался снимать кино. В январе 1942 года он подал заявку на картину «Казахстан — фронту» для Алма-Атинской студии кинохроники, где работал в эвакуации. Дзига Вертов задумал грандиозный, эпический блокбастер с привлечением казахских писателей, с подробной и масштабной демонстрацией титанического труда жителей республики в тылу и их службы на фронте. Однако почти все предложения были отвергнуты, Вертов в итоге делал картину практически один, и в сочетании постановочных и документальных кадров можно, пусть и не без труда увидеть, каким мог быть этот фильм. В нем чувствуется авторский почерк революционера и поэта документального киноискусства. Большого проката у картины не было, она не совпадала с генеральной линией военной документалистики и до сих пор известна только историкам кино.

Сборник учебных кинофильмов от студии «Школфильм» о Великой Отечественной Войне

Учебная фильмотека. Великая Отечественная Война.

Год выпуска: 1975

Страна: СССР

Жанр: учебный, документальный

Данный сборник включает в себя последнюю монтажную версию серии учебных кинофильмов от студии «Школфильм» о Великой Отечественной Войне, предназначенную для выпускных классов.

Сборник включает в себя 20 кинофрагментов, продолжительностью по 4-5 минут каждый, в которых подробно рассматриваются отдельные военные события. Также в сборник вошли 3 (из 5 )
фильмов, в которых также рассматриваются наиболее важные события ВОВ. Как дополнительный материал в сборник включён фильм «Канун и начало II Мировой войны» студии «Леннаучфильм».

Состав сборника: 
	Фильм 1-й. "Советский народ накануне войны"
	Фильм 2-й. "Начало войны"
	Фильм 3-й. "Первые месяцы войны"
	Фильм 4-й. "Советская страна единый военный лагерь"
	Фильм 5-й. "Оборона Сталинграда"
	Фильм 6-й. "Битва на Курской дуге"
	Фильм 7-й. "Белорусская операция"
	Фильм 8-й. "Героическая оборона Москвы"
	Фильм 9-й. "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой"
	Фильм 10-й. "Партизанская война в тылу врага"
	Фильм 11-й. "Победа под Ленинградом и Новгородом"
	Фильм 12-й. "Наступление Красной Армии летом-осенью 1943 года"
	Фильм 13-й. "Освобождение Крыма"
	Фильм 14-й. "Освобождение Польши"
	Фильм 15-й. "Освобождение Венгрии"
	Фильм 16-й. "Освобождение Чехословакии"
	Фильм 17-й. "Освобождение Юго-Восточной Европы"
	Фильм 18-й. "Трудовой подвиг советского народа"
	Фильм 19-й. "На штурм Берлина"
	Фильм 20-й. "Победа"
	Фильм 21-й. "Канун и начало II Мировой войны"
	Фильм 22-й. "Коренной перелом"
	Фильм 23-й. "Начало Великой Отечественной Войны"
	Фильм 24-й. "Полное освобождение Советской Родины"	

Сборник учебных кинофильмов от студии «Школфильм» о Великой Отечественной Войне

Фильм 1-й. «Советский народ накануне войны»   
Фильм 2-й. «Начало войны»   
Фильм 3-й. «Первые месяцы войны»   
Фильм 4-й. «Советская страна единый военный лагерь»   
Фильм 5-й. «Оборона Сталинграда»   
Фильм 6-й. «Битва на Курской дуге»   
Фильм 7-й. «Белорусская операция»   
Фильм 8-й. «Героическая оборона Москвы»   
Фильм 9-й. «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»   
Фильм 10-й. «Партизанская война в тылу врага»   
Фильм 11-й. «Победа под Ленинградом и Новгородом»   
Фильм 12-й. «Наступление Красной Армии летом-осенью 1943 года»   
Фильм 13-й. «Освобождение Крыма»   
Фильм 14-й. «Освобождение Польши»   
Фильм 15-й. «Освобождение Венгрии»   
Фильм 16-й. «Освобождение Чехословакии»   
Фильм 17-й. «Освобождение Юго-Восточной Европы»   
Фильм 18-й. «Трудовой подвиг советского народа»   
Фильм 19-й. «На штурм Берлина»   
Фильм 20-й. «Победа»   
Фильм 21-й. «Канун и начало II Мировой войны»   
Фильм 22-й. «Коренной перелом»   
Фильм 23-й. «Начало Великой Отечественной Войны»   
Фильм 24-й. «Полное освобождение Советской Родины»   

«Маринино житье»

Леонид Квинихидзе (1966)

Картина сделана явно под влиянием «Катюши» Лисаковича, но судьба ее сложилась иначе. Возможно, потому, что настроение у фильма совсем другое. Главная героиня — официантка в популярном молодежном кафе. На фоне танцующих пар она рассказывает о том, как жила во время блокады Ленинграда, мечтала стать актрисой, но война сломала все планы и заставила умерить амбиции. Талант и юность похоронены общей бедой, настоящее — печально, будущее — тоже. Судьба Марины — это цена победы. Важная составляющая картины — операторская работа Петра Мостового, одного из лучших мастеров камеры отечественного документального кино.

Кино-1

Народный артист СССР, режиссер Михаил Ромм

Фото: ТАСС/Виктор Шандрин

«Разгром немецких войск под Москвой»

Илья Копалин, Леонид Варламов (1942)

Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино. В распоряжении режиссеров поступили 15 операторов, рассредоточенных по многокилометровой линии фронта. Особую трудность представлял мороз: ломалась аппаратура, пальцы не слушались. В кадре появилась не только осажденная Москва, но и Подмосковье, Тула, Ясная Поляна, сожженные деревни. Общее настроение картины — ненависть к врагу и уверенность в победе. Снимали картину с октября по декабрь 1941-го: в феврале 1942-го состоялась премьера. «Разгром» вышел на Западе под названием «Москва наносит ответный удар» и получил первый «Оскар» для СССР.

Съемки

Уникальные документальные кадры, иллюстрирующие ход развития событий, и крупномасштабные постановочные сцены полностью позволяют зрителю погрузиться в мир суровых военных будней, оказаться в одном окопе с солдатами и бросаться в атаку на противника, когда силы уже почти на исходе. Кажется, что о войне говорят, начиная с детского сада. Но многие важные моменты остаются неизвестными, даже неразгаданными. Ужасные поражения, которые терпела советская армия в самом начале, — почему так? Тогда был даже расстрелян глава Западного фронта генерал Павлов.

Верхушка армии была обезглавлена еще до начала боевых действий – в ходе репрессий 1930-х годов. И процесс перевооружения еще не был завершен. Воевать было просто нечем. А уже через несколько месяцев после начала войны вторая столица – Ленинград – оказалась замкнута в кольце блокады. Как же нам удалось победить? В чем был секрет? Великая война скачать торрент, чтобы попытаться ответить на этот сложный вопрос. Съемки проходило действительно масштабные. Для них были созданы специальные площадки в городах, которые особо отличились в те непростые времена, таких, как Киев, Волгоград (Сталинград) и Крым.

Перед авторами стояла нелегкая задача: восстановить перед камерой целую эпоху в жизни нашей страны. Это если не говорить о технических сложностях – сколько людей и техники надо задействовать, чтобы показать боевые действия. Одна битва за Сталинград чего стоит! Представляя ее зрителя, надо было показать, что это – настоящий перелом, за которым последовало освобождение страны и мира от угрозы быть порабощенными фашизмом.

«Катюша»

Виктор Лисакович (1964)

Военная хроника за годы после окончания Великой Отечественной успела стать привычной. В мирное время на людей гораздо сильнее действовала новая волна игровых военных картин. «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство» и многие другие показывали то, что в хронике было незаметно, — личность, живую душу в обстоятельствах трагедии мирового масштаба. Виктор Лисакович нашел способ вернуть документалистике ощущение несыгранной правды: предложил героине войны Екатерине Деминой смотреть и обсуждать хронику, не предупредив ее о съемке. И вместо парадного портрета получил живую реакцию со слезами, смехом и словами, которые перед камерой никогда бы не прозвучали. Эта 20-минутная лента сразу стала классикой.

«Берлин»

Юлий Райзман (1945)

Пожалуй, самый грандиозный блокбастер, снятый во время Великой Отечественной. Почти 40 операторов в разных точках Берлина фиксировали экстремальный накал последних боев с гитлеровской Германией. Координация была беспрецедентной, группе предоставили мотоциклы и телефонистов: логистика была настолько налажена, что пленки можно было оперативно передавать в распоряжение Райзмана из любого места. Вся работа заняла 18 дней, включая съемки подписания акта о капитуляции. Закадровый текст для фильма прочитал Леонид Хмара, главный голос документальных хитов. Именно эта картина открыла Каннский кинофестиваль в 1946 году.

Кино-2

Кадр из фильма «Берлин» Юлия Райзмана

Фото: kinopoisk.ru

«Обыкновенный фашизм»

Михаил Ромм (1965)

Один из самых известных монтажных фильмов в истории сделан не документалистом, а в каком-то смысле дебютантом. Признанный мастер игрового кино Михаил Ромм, автор «Пышки», «Ленина в октябре» и «Девяти дней одного года» приступил к этому проекту, будучи уже на седьмом десятке. Для создания ленты он использовал нацистскую хронику, смонтировав ее как подробный рассказ о быте гитлеровской Германии, специфике пропаганды, методах ведения войны. Словом, обо всех главные темах, которые транслировала немецкая хроника до середины 1940-х годов. Контрапунктом Ромм пустил свой авторский комментарий, язвительный, безжалостный, разоблачающий, так что кадры восхваления нацизма превратились в обвинительные свидетельства. Более того, комментарий Ромма настолько универсален, что его пафос направлен на любое тоталитарное общество, где подавляется свобода личности и существует культ вождя. Это дорого стоило картине: до 1980-х советское телевидение ее не показывало.

Производство

Изображение из фотоархива Имперского военного музея , часть вступительных заголовков.

В августе 1963 года по предложению Аласдера Милна , продюсера программы BBC « Сегодня вечером» , BBC решила отметить пятидесятую годовщину начала Первой мировой войны большим телевизионным проектом. В сериале впервые были показаны ветераны, многие из которых все еще относительно здоровые мужчины в возрасте от шестидесяти до семидесятых, рассказывая об их опыте после того, как в национальной прессе было опубликовано публичное обращение ветеранов. Среди тех, кто появился в сериале, были Эдвард Спирс , Генри Уильямсон , Гораций Биркс , Бенджамин Мьюз , Мелвин Крулевич , Джордж Лэнгли , Кейт Офицер , Дуглас Уимберли , Чарльз Кэррингтон , Эгберт Кэдбери , Юан Рабаглиати , Роберт Коттон Мани , Ричард Талбот Келли , Норман Демут. , Уолтер Гринвуд и Сесил Артур Льюис . Небольшое количество появившихся немцев включали Стефана Вестмана и Густава Лахмана . Среди других, с которыми BBC взяла интервью, но не вошедших в сериал, были Норман Макмиллан , Мэйбл Летбридж , Эдгар фон Шпигель , Эдмунд Бланден , Мартин Нимёллер , Джон Ши , Ганс Ховальдт , Уильям Иббетт , Марта Бибеско , Филип Жубер де ла Ферте и Эрик Дорман. О’Гоуэн .

Последовательность заголовков

В заголовке сериала использовалась камера-трибуна для монтажа трех изображений: на первом изображен силуэт британского солдата, стоящего над могилой товарища, камера сначала фокусируется на кресте, где просматриваются почти незаметные слова IN MEMORY, на втором изображен скелет в униформе у входа в блиндаж. На последнем изображении изображен одинокий британский солдат, смотрящий прямо в камеру, очевидно окруженный трупами, который представляет собой монтаж нескольких изображений, объединенных для создания драматического эффекта. Первоначальное изображение пристального солдата, изображающего его в окружении однополчан, а не трупов, было взято с фотографии Q 1 в архиве фотографий Имперского военного музея, но было описано как быстро ставшее символом Первой мировой войны. Этот заголовок противопоставлен музыкальной теме сериала, написанной Уилфредом Джозефом и исполненной Северным оркестром BBC .

«Великая Отечественная» («Неизвестная война»)

Роман Кармен (1978)

Грандиозный советско-американский сериал — не только настоящая киноэнциклопедия Великой Отечественной, доступная зрителю в любой части мира, но и результат большой работы, проделанной Романом Карменом. К тому времени он был самым известным и авторитетным советским документалистом в мире. Помимо гигантского количества хроники, в фильме есть кадры восстановленных городов, практически стертых с лица земли во время боев, и ряд интервью с героями войны. Ведущим в фильме был американский актер Берт Ланкастер, советскую версию озвучивал Василий Лановой. В США картина вышла на телевидении под названием «Неизвестная война», так как американскому зрителю роль СССР во Второй мировой войне действительно известна плохо.