Оглавление
Церковная структура, принятая у египетских христиан
В наши дни Коптская церковь включает в себя 26 епархий, делящихся, в свою очередь, на 400 общин, находящихся как на территории самого Египта, так и в странах его диаспоры, таких как Америка, Канада, Австралия и ряде других. В них богослужения проводятся на английском языке.
Предстоятель церкви носит титул Святейшего папы, Патриарха Александрии. Его избрание совершается общим собранием архиереев, в котором принимают участие также и простые миряне ─ по 12 депутатов от каждой епархии. Весьма характерно, что в качестве претендентов на столь высокий пост могут рассматриваться кандидатуры не только епископов, как это делается, например, у нас в России, но и рядовых монахов.
Ещё одна отличительная черта этих выборов состоит в том, что их победитель определяется жребием. В этом участники собрания усматривают изъявление Божьей воли и со смирением её принимают. Патриарх Коптской церкви, избранный в результате жеребьёвки, впредь не может быть смещён со своей должности и занимает её пожизненно, руководя церковью. Только он один вправе рукополагать новых епископов.
Современный статус
Коптская Православная Церковь имеет множество монастырей и монастырей , размещающие много монахов и монахинь. Все коптские епископы избираются из числа монахов, хотя традиционно в этом не было необходимости.
Возрождение коптского монашества началось в 1960-х годах во времена папства Папы Кирилла VI Александрийского , и в настоящее время коптские монастыри и монастыри в Египте , Соединенных Штатах, Австралии и Европе признаны Священным Синодом коптских православных. Церковь .
В настоящее время в Египте и в странах иммиграции насчитывается 33 монастыря, в которых проживает более 1000 монахов, и шесть монастырей, в которых проживает около 300 монахинь. Самые большие и самые известные монастыри находятся в Вади Натрун , примерно в 60 милях к северо-западу от Каира. Это единственные четыре сохранившихся древних укрепленных самодостаточных монастыря из многих, которые находились в долине Вади Натрун .
Фрески и иконы в египетских православных храмах
Внутреннее оформление коптских церквей, как правило, не отличается нарочитой пышностью, и даже фрески встречаются нечасто. Обычно их создатели ограничиваются тем, что гладко оштукатуренные стены окрашивают в белый цвет. Иконостас же представляет собой конструкцию, состоящую из деревянных резных панелей, лишь в верхней части которой помещается ряд икон.
Весьма своеобразен и художественный стиль, в котором выполнены фигуры святых. Как правило, они лишены объёмности, непропорциональны по своему строению и почти не детализированы. В целом, эти изображения чем-то напоминают детские рисунки.
Асьютская епархия
- Коптская православная церковь Св. Фебаммона (Аби Фам) ( Абнуб )
- Коптский православный собор Архангела Михаила ( Асьют )
- Коптская православная церковь Святого Марка ( Асьют )
- Коптская православная церковь Святого Макара ( Асьют )
- Коптская православная церковь Пресвятой Девы Марии ( Эль-Бадари )
- Коптская православная церковь Св. Шенуда ( Эль-Бадари )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Асьют ) (сожжена в 2013 г.)
- Коптская православная церковь Святого Апатера ( Асьют )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Бени Мур )
- Коптская православная церковь Святой Девы Марии и Святого Феодора (Дайр Рифа)
- Архангельская Коптская Православная Церковь ( Дурунка )
- Коптская православная церковь Пресвятой Девы Марии ( Дурунка )
- Коптская православная церковь св. Меркурия ( Меир )
- Коптская православная церковь св. Меркурия (Шутб)
- Коптская православная церковь Святого Ферапона (Абу Тарбу) (аз-Завия)
- Коптские православные церкви (Шутб) (разрушены)
Египетские копты в вопросах и ответах
В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.
Епископ Тавадрос. REUTERS Mohamed Abd El Ghany |
Каковы полномочия коптского патриарха? Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.
Общие сведения
Коптская церковь – один из немногих в Египте христианских храмов, расположенный в Шарм-Эль-Шейхе. Он возвышается в древнем районе Хай эль Нур, неподалеку от Старого Рынка. Это необычная, в первую очередь, с архитектурной точки зрения постройка, появилась на карте города относительно недавно, но вот уже несколько лет пользуется большой популярностью у туристов.
Церковь в Шарм-эль-Шейхе будет интересна иностранным гостям по многим причинам. Во-первых, это уникальная возможность посетить место, в котором воедино сплелись каноны русской православной и католической церквей с местными традициями и культурой. Во-вторых, постройка будет интересна с точки зрения архитектуры. В-третьих, копты очень хорошо относятся к туристам, и точно уделят вам больше времени и внимания, чем экскурсоводы в мечетях.
Примечания
- Khairi Abaza and Mark Nakhla. The Copts and Their Political Implications in Egypt. The Washington Institute (25 October 2005).
- Коптский язык // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- THE HISTORY AND LITERATURE OF THE ANCIENT EGYPTIAN AND COPTIC LANGUAGES
- The Sounds of Silence
- Как помолодеть на семь лет. Частный Корреспондент . chaskor.ru (7 января 2009). Архивировано 23 августа 2011 года.
- Otto F.A. Meinardus. «Two Thousand years of Coptic Christianity», p. 28.
- Mawaiz wa al-‘i’tibar bi dhikr al-khitat wa al-‘athar (2 vols., Bulaq, 1854), by Al-Maqrizi
- Chronicles, by John of Nikiû
- Kamil, стр. 41
Литература
на русском языке
- Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
- Копты / Кобищанов Т. Ю. // Конго — Крещение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 221. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 15). — ISBN 978-5-85270-346-0.
- Толмачёва Е. Г. Копты: Египет без фараонов. М., 2003.
- Тураев Б. А. Копты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на других языках
- Brunner-Traut E. Die Kopten: Leben und Lehre der frühen Christen in Ägypten. Köln, 1982;
- Meinardus O. Christian Egypt, ancient and modern. 2nd ed. Cairo, 1977;
- The Coptic Encyclopedia / Ed. A. S. Atiya. N. Y., 1991. Vol. 1–8;
распределение
Приведенные ниже числа членов являются приблизительными. Это связано с социальным положением коптов в мусульманской среде.
Африке
- Что касается Египта, большинство источников ( Всемирная книга фактов ЦРУ , египетские правительственные агентства, министерство иностранных дел Германии , радио Ватикана ) предполагают, что от 5 до 10% христиане, из которых более 90% — копты. Только Fischer Weltalmanach от 2008 года назвал, как и коптские источники, гораздо более высокие цифры — от 12% до 15% коптов.
- Эфиопия : Эфиопская православная церковь Тевахедо (около 40 миллионов членов) имеет с момента основания Папой Киреллосом VI. 1959 год — ее собственный патриарх в Аддис-Абебе. Действующий президент Абун Паулос запросил и получил в 1994 году от Папы Шенуды III. полная независимость Эфиопской церкви, которая, однако, продолжает признавать Папу Александрийского почетным главой, а Коптскую церковь — своей материнской церковью.
- Эритрея : Эритрейская церковь, которая ранее принадлежала Эфиопии, насчитывает 2 миллиона членов и была принята в 1998 году от Папы Шенуды III. автокефалия как эритрейская православная церковь Тевахедо . Архиепископ Асмэры стал патриархом. Его трон в настоящее время вызывает споры, поскольку третий патриарх, Абуне Антонийос , признанный Александрией и Эфиопией , был свергнут и помещен под домашний арест, а Абуне Диоскорос, преемник, признанный только правительством Эритреи, был возведен на престол.
- Кения : некоторые молодые церкви
- Ливия
- Замбия : несколько более молодых приходов
- Зимбабве : некоторые молодые церкви
- Судан : вероятно, 260 000 человек в начале 20-го века, быстро сокращается с момента введения закона шариата в 1983 году.
Европа
Монастырь Святого Антония в Креффельбахе
Епископская церковь Коптской православной епархии для Австрии и немецкоязычной Швейцарии в Вене
- Германия : аббатство Бренхаузен около Хёкстера (епископство); Монастырь в Вальдсольмс-Креффельбах (около Вецлара), церкви в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте ( Св. Марку ), Дуйсбурге (бывшая католическая церковь Св. Бонифация), Дюссельдорфе, Ганновере, Берлине ( церковь Св. Антония и Св. Шенуда ), Гамбурге , Гейдельберг, Майнц ( Св. Кирилл ), Трир (церковь в Битбурге), Лейпциг и Вильгельмсхафен Св. Мария и Св. Маврикий (бывшая римско-католическая церковь Стелла Марис), Альтена (ранее реформированная церковь); Конгрегации без собственных церквей в Бонне и Бремене
- Австрия : около 5000, официально признана с 2003 года. Монастырь в Оберзибенбрунне ; Церкви в Вене , Граце , Клагенфурте, Линце и Брук-ан-дер-Мур; Приход без церкви в Инсбруке
- Швейцария : муниципалитеты в Цюрихе, Базеле, Биле, Вернье, Лозанне, Ивердоне.
- Великобритания : несколько приходов в Лондоне, Бирмингеме, Манчестере и многих других. Кроме того, Британская православная церковь с 1994 года подчиняется Александрийскому патриархату.
- Франция : несколько приходов в Париже, Марселе, Тулоне, Страсбурге и многих других.
- Италия : приходы в Милане, Турине, Риме и многих других.
- Греция : приходы в Афинах и многое другое
Азия
- Израиль : церкви в Иерусалиме и многое другое
- Ливан : около 2000 (официально представлен Сирийской православной церковью)
- Сирия
Америка
- Три епархии в Соединенных Штатах с более чем миллионом коптов (например, более 20 приходов в каждом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе) и приходы в каждом крупном городе.
- Канада : Монреаль, Торонто, Оттава, Ванкувер
- Бразилия : недавно созданная епархия в Рио-де-Жанейро.
- Боливия : недавно созданная епархия Боливии.
Коптская Церковь и Православие: догматическое различие
Православие учит, что Христос – Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на Кресте ради нашего спасения. То есть Бог по Своему смирению и любви к человеку Сам стал человеком. Но при этом не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
Таким образом, Христос Бог – одна Божественная Личность с двумя природами (Божественной и человеческой). Данная концепция в богословии именуется диофизитством.
В 4 веке среди христиан начали распространяться ереси монофизитства и несторианства. Первая учила о Божественности Христа, но отрицала наличие у Него подлинной человеческой природы. Это противоречит учению о Боговоплощении и, соответственно, подразумевает, что Дева Мария не была Богородицей. Монофизиты именовали Её Христородицей.
Несториане верили, что Христос – человек, в котором живёт Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это тоже отрицает подлинное Боговоплощение и умаляет Божественность Христа. Третий и Четвёртый Вселенские соборы осудили данные ереси и окончательно утвердили соответствующие диофизитству христологические догматы.
Коптская Церковь тоже осудила несторианство и монофизитство. Однако она не согласилась с концепцией диофизитства, усматривая в ней тяготение к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну – Богочеловеческую. Такой взгляд на естество Господа именуется миафизитством. Православие не может принять данное учение. Церковь видит в нём отрицание Христа как подлинного Бога и подлинного Человека одновременно. Такое богословское разногласие спровоцировало отделение Египетской Церкви от мирового христианства. Этот процесс завершился в середине 6 века.
Епархия Минья и аль-Ашмунайн
- Коптская православная усыпальница Пресвятой Богородицы (Антиноополис)
- Коптская православная пещерная церковь Св. Иоанна (Антиноополис)
- Коптская православная церковь Святого Феодора ( Эль-Банаса )
- Коптская православная церковь Эрмитажи (Дейр эль-Берша)
- Гробницы коптской православной церкви аль-Барша (Дайр Абу Фам) (Дейр эль-Берша)
- Церковь в гробнице Урарны ( Дейр эль-Берша )
- Коптская православная церковь Св. Коллуфа (Аба Клог) (аль-Фант)
- Коптская православная церковь Пресвятой Богородицы (Габал ат-Тайр)
- Пещерная церковь Святого Иоанна Короткого (Дейр Абу Хиннис)
- Коптская православная церковь Пресвятой Богородицы (Манахра)
- Коптская Православная Церковь Святых Апостолов ( Минья )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Минья )
- Коптский православный собор Святого Марка ( Минья )
- Православная Церковь Святого Моисея Чернокоптского ( Минья )
- Санкт — Iskhirun Коптская православная церковь (Bayahu, Самалут )
- Коптская православная церковь Святого Феодора (Дейр эль-Санкурия)
- Коптская православная церковь Св. Хора (Савада)
- Коптская православная церковь Девы Марии и Анбы Авраама ( Делга , Дейр Мавас ) (разрушена в 2013 году)
- Коптская православная церковь Святой Мины ( Минья ) (разрушена в 2013 году)
Копты (египетские христиане): отличие от Православия
Учения Коптской и Православной Церквей во многом идентичны, поскольку имеют общую раннехристианскую основу. Однако, как уже было сказано, между ними существует серьёзное разногласие христологического характера.
Заметно отличаются русские и египетские богослужебные обряды. В РПЦ существует 3 основных чина Божественной литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Также эпизодически служится Литургия апостола Иакова. В Коптской же Церкви служатся литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Последняя является наследницей коптской литургии апостола Марка (вышла из употребления в 12 веке).
Коптская литургия имеет ряд специфических элементов. Это обряд представления Святых Даров (священник одной рукой касается Даров, а другой благословляет молящихся). А также начертание креста священником — на Хлебе смоченным в освящённом Вине указательным пальцем). В коптской литургии нет Малого и Великого Входов, а также пения Херувимской песни. Зато Новый Завет читается 4 раза.
Копты (египетские христиане) молятся 7 раз в сутки, обратившись на восток. Характерным элементом священнического одеяния коптов является плат «эфод», который возлагается на голову и плечи. При входе в коптский храм необходимо снять обувь (влияние ислама). И у женщин, и у мужчин должна быть покрыта голова. Внутри церкви расположены ряды скамеек или стульев, поскольку на богослужении принято сидеть. Икон и фресок в коптском храме не так много, как в православном. Также в алтаре нет жертвенника. Алтарная перегородка не всегда является иконостасом, на ней могут отсутствовать иконы. Протоиерей Олег Давыденков приводит ещё одно отличие:
Вероучение и обряды
В основе вероучения коптской церкви лежит умеренное монофизитство. Монофизиты признают только божественную природу Иисуса Христа и отрицают, что он когда-либо был человеком. Они считали, что человеческая природа, унаследованная Им от матери, растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Православная же церковь утверждает, что Христос имел двойственную природу, то есть был настоящим человеком, оставаясь при этом богом. Именно эти сугубо теологические разногласия и привели в свое время к расколу между двумя восточными церквями.
Обряды и праздники египетской церкви во многом схожи с православными. Торжественно отмечаются 7 больших Господних и 7 малых праздников.
Копты глубоко почитают Богоматерь. В ее честь в церковном календаре существует 32 праздника, главными из которых считаются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм и Успение.
Религиозные копты постятся большую часть года. У них существует 4 больших поста и несколько малых. Кроме этого постными днями всегда являются среда и пятница.
Церковная литургия сохранила в себе много от монастырской службы времен раннего христианства. А в связи с тем, что коптский язык практически вышел из употребления и непонятен большему количеству прихожан, проводится она обычно на двух языках – коптском и арабском. Службы проходят 7 раз в сутки.
Коптская Церковь и Православие: догматическое различие
Православие учит, что Христос – Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на Кресте ради нашего спасения. То есть Бог по Своему смирению и любви к человеку Сам стал человеком. Но при этом не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
Таким образом, Христос Бог – одна Божественная Личность с двумя природами (Божественной и человеческой). Данная концепция в богословии именуется диофизитством.
В 4 веке среди христиан начали распространяться ереси монофизитства и несторианства. Первая учила о Божественности Христа, но отрицала наличие у Него подлинной человеческой природы. Это противоречит учению о Боговоплощении и, соответственно, подразумевает, что Дева Мария не была Богородицей. Монофизиты именовали Её Христородицей.
Несториане верили, что Христос – человек, в котором живёт Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это тоже отрицает подлинное Боговоплощение и умаляет Божественность Христа. Третий и Четвёртый Вселенские соборы осудили данные ереси и окончательно утвердили соответствующие диофизитству христологические догматы.
Коптская Церковь тоже осудила несторианство и монофизитство. Однако она не согласилась с концепцией диофизитства, усматривая в ней тяготение к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну – Богочеловеческую. Такой взгляд на естество Господа именуется миафизитством. Православие не может принять данное учение. Церковь видит в нём отрицание Христа как подлинного Бога и подлинного Человека одновременно. Такое богословское разногласие спровоцировало отделение Египетской Церкви от мирового христианства. Этот процесс завершился в середине 6 века.
История Коптской Церкви после отделения от Православия
В 7 веке Египет был захвачен арабами, которые практически полностью исламизировали некогда христианскую территорию. В последующие столетия были и жестокие гонения египетских христиан, и периоды относительной веротерпимости. Копты навсегда остались национальным и религиозным меньшинством в родной стране.
Наиболее тяжёлое время для коптов пришлось на рубеж 10-11 веков. У власти находился преследовавший христиан фатимидский халиф аль-Хаким. Второй пик притеснений был в период с 1279 по 1447 гг. при мамлюкских правителях. Они изгнали коптов с государственных постов и ужесточили социальные ограничения христиан.
Притеснения коптов имели место даже в конце 20 века. Например, ещё недавно египетские христиане не имели права избираться в парламент. В 1981 году египетские власти арестовали множество церковных и светских лиц коптской общины. Патриарх был отстранён от исполнения обязанностей и сослан в монастырь.
Храм, ставший наследием британских магнатов
В столице Египта, кроме собора Святого Марка, о котором речь шла выше, находится древний храм апостолов Петра и Павла, чудом уцелевший после ряда религиозных конфликтов, потрясавших страну на протяжении веков. Кроме того, множество христианских церквей можно увидеть и в других городах страны. Наиболее известной из них является храм в городе Хургаде, построенный в начале XX века англичанами, занимавшимися в этом районе добычей нефти.
Первоначально он предназначался исключительно для персонала британской нефтедобывающей кампании, и в нём проводились богослужения в соответствии с традициями англиканской церкви. Но после того как месторождения истощились и зарубежные магнаты потеряли к Хургаде интерес, храм был передан в распоряжение коптов. Его фото открывает статью.
Этимология
Коптское существительное является заимствовано из современной латинской coptus , вс Продром coptus из Кирхер . Latin coptus засвидетельствовано в естественной истории из Плиния Старшего как обозначение Coptos . Но коптус Кирхера был бы адаптацией современной латинской коптиты , засвидетельствованной вв De emendatione temporum по Жозеф Жюст Скалигер . Coptita само заимствовано из арабского QIBT или qubṭ , имя , данное арабами, с VII — го века , христиане Египта, и сам будет заимствовано — либо непосредственно , либо через Коптский Kuptios , Kuptaios — в греческой Αἴγυπτος / Эгиптос , имя, данное греками египтянам. Именно по этой причине и исходя из исторического контекста копты считаются «настоящими» египтянами.
Лингвисты считают, что термин «коптский» происходит от древнеегипетского названия города Мемфис , убежища бога Птаха . После арабских завоеваний года это слово было преобразовано в кубти, а затем использовалось арабами для обозначения жителей Египта. Слово Hebrew gibtith также включены в Талмуде на II — го века нашей эры ..
На французском языке, Коптский засвидетельствовано с XVII — го века . Согласно компьютеризированной казначейству французского языка , его первое появление обнаружено под изолированным скриптом cofte в « Relation d’un voyage fait au Levant » Жана Тевено . Написание Коптский , который будет использоваться до тех пор , в XIX — го века , о чем свидетельствует отв Универсальном словаре в Фюретьер . Текущее коптское написание засвидетельствовано изв Словаре Треву .
Прочие особенности коптских церквей
Ещё одним отличием египетских храмов являются ряды скамеек, расположенные во внутреннем помещении, так как во время богослужений прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, крест, расположенный на куполе, имеет объёмную форму, позволяющую ориентировать его сразу по четырём сторонам света. На фото, представленном ниже, это хорошо видно.
Поскольку египетские христиане живут в окружении мусульман, среди которых нередко встречаются крайне радикальные исламисты, то для защиты от возможных провокаций с их стороны храмы ограждаются высокими и прочными стенами. Однако для всех, кто приходит с добрыми намерениями, их двери бывают открыты, независимо от того, прихожанин это или заезжий турист, принадлежащий к иной религиозной конфессии.
В последние десятилетия в стране наблюдается тенденция к возрождению монашества. В одном лишь оазисе Вади-эн-Натрун, расположенном в ста километрах от Каира, Коптской церкви принадлежат 12 мужских и 6 женских обителей. Одной из характерных их особенностей являются сохранившиеся доныне монахи-отшельники, по благословению настоятелей удаляющиеся в безлюдные районы пустыни и живущие там в собственноручно вырытых пещерах, совершая при этом непрестанные аскетические подвиги.
Свет христианства, воссиявший в Египте
Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.
Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.
Александрийская епархия
- Коптский православный собор Святого Марка (Рамле, Александрия )
- Коптская православная церковь св. Самуила и св. Авраама ( Александрия )
- Коптская Православная Церковь Святых ( Александрия )
- Коптская православная церковь Святой Дамианы (Ариф Бей)
- Коптская православная церковь Святого Георгия (Анхар)
- Коптская православная церковь Святого Георгия (Маттаки, Бакос )
- Коптская православная церковь святого Кирилла I ( Клеопатра )
- Коптская православная церковь Святой Марии (Фаваких)
- Коптская православная церковь св. Мины (Хуррия, Флеменг )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Гианаклис )
- Коптская православная церковь св. Меркурия (Хадра)
- Коптская православная церковь св. Меркурия (Хильмия)
- Коптская православная церковь св. Таклы ( Ибрагемея , Александрия )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Макс )
- Коптская православная церковь св. Шенуда ( Макс )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Мандара )
- Коптская православная церковь святого Мена ( Мандара )
- Базилика Коптской православной церкви Аркадия (Мариут)
- Коптская православная церковь Св. Мины (Мариут)
- Коптская православная церковь святого Георгия и Антония ( Мохарам бек )
- Коптская православная церковь Святой Марии ( Мохарам Бек )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Абу Кир , Монтаза )
- Коптская православная церковь Святой Марии (Ассафра, Монтаза )
- Коптская православная церковь Святого Георгия (Сакф, Монтаза )
- Коптская православная церковь Св. Марка и Св. Петра Мученика ( Сиди-Бишр , Монтаза )
- Коптская православная церковь Св. Марии и Св. Иосифа ( Семоха )
- Коптская православная церковь Святого Георгия (канал аль- Сувайс , Шатби )
- Коптская православная церковь святого Феодора (канал аль- Сувайс , Шатби )
- Коптская православная церковь Святого Георгия ( Спортинг, Александрия )
- Коптская православная церковь святого мученика Петра (Брюшион) (разрушена)
- Коптская православная церковь Святого Феодора (Брюшион) (разрушена)
- Коптская православная церковь архангела Рафаила (остров Фарос) (разрушена)
- Коптская православная церковь св. Фауста (остров Фарос) (разрушена)
- Коптская православная церковь Святой Софии (остров Фарос) (разрушена)
- Коптская православная церковь Архангела Михаила (разрушена в VII веке)
- Коптский православный собор Архангела Михаила (разрушен в VII веке)
- Коптская православная церковь Св. Афанасия (разрушена в VII веке)
- Коптская православная церковь Св. Кира и Св. Иоанна ( Абу Кир ) (разрушена в 7 веке)
- Коптская православная церковь Девы Марии (разрушена в 7 веке)
- Коптская православная церковь Святого Иоанна Крестителя (Столп Помпея) (разрушена в 10 веке)
Египетские копты в вопросах и ответах
В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.
Епископ Тавадрос. REUTERS Mohamed Abd El Ghany |
Каковы полномочия коптского патриарха? Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.
Особенности коптских религиозных традиций
При большой обрядовой и литургической схожести с иными православными церквами мира Коптская церковь имеет ряд особенностей, присущих только ей одной. Это относится в первую очередь к обрезанию, заимствованному некогда из иудаизма, и практиковавшемуся в раннехристианских общинах.
Однако, сохранив эту отвергнутую во всем христианском мире традицию, копты пошли ещё дальше, введя на определённом этапе своей истории практику женского обрезания. В настоящее время этот варварский обычай запрещён в Египте, и руководство церкви от него всячески дистанцируется. Но традиция не умирает, и женское обрезание хоть и негласно, но продолжает повсеместно совершаться.
Кто такие копты?
Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Их язык имеет много схожего с языком Древнего Египта, и Луи Шампольон с успехом использовал его при первоначальной расшифровке иероглифов. Сегодня коптский язык практически вышел из употребления и сохранился лишь в церковных богослужениях.
В настоящее время коптами принято называть всех последователей христианского учения, проживающих на территории Египта и Эфиопии. Очень часто копта можно отличить от мусульманина по татуировке в виде креста на запястье. Она не является обязательной, но присутствует у большинства египетских христиан.
Копты (египетские христиане): современное положение
Положение коптов в Египте сегодня остаётся нестабильным. С одной стороны, государство предприняло ряд шагов по защите их прав. Так, с 2003 года Рождество в Египте является национальным праздником. Хотя единственной государственной религией в Египте остаётся ислам. Разрешено отмечать и другие христианские праздники. Торжественные праздничные богослужения транслируются по государственным телеканалам. Также египетские власти приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них являются министрами.
С другой стороны, египетский христианин всё ещё страдает от радикального ислама. Множество нападений на христианские церкви было совершено в годы египетской революции (2011-2013), когда власть на некоторое время оказалась в руках мусульманских радикалов. Нередко случаются теракты. Например, в 2021 году был обстрелян перевозивший коптов-христиан автобус. Погибло более 30 человек, столько же были ранены.
По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 млн. коптов. Независимые источники указывают в 2-3 раза большие числа. Крупнейшая диаспора (около 500 тысяч человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:
Главный собор египетских христиан и система религиозного обучения
Резиденцией патриарха является собор святого Марка в Каире (его фото представлено ниже). Это грандиозное и весьма оригинальное по своей архитектуре сооружение было возведено в 1968 году. Инициатором его строительства стал правивший в тот период папа Кирилл VI, а автором проекта ─ египетский архитектор Мишель Бакхум. В соборе хранится величайшая святыня коптов ─ частица мощей святого Марка, ставшего, как уже говорилось выше, основателем их церкви.
Несмотря на то что основная религия Египта ─ это ислам, в стране создана сеть христианских учебных заведений, как начальных, представляющих собой общеобразовательные школы с религиозным уклоном, так и ориентированных на подготовку священнослужителей. Главная коптская семинария уже многие годы действует в одном из центральных районов Каира, поблизости от собора Святого Марка. Там же расположен открытый в 1959 году Институт высших исследований, занимающийся изучением истории христианской культуры в Египте.