Церковный раскол: дата, причины и итоги события

Оглавление

Патологическая речь

Реформа породила свою патологическую речь, которая включает в себя жаргон обмирщения, а также мирологический, экуменический и модернистский жаргоны.

Церковные реформаторы создали особую терминологию для обозначения проводимых или планируемых реформ: «Церковное обновление», «аджорнаменто», «реформа», «радикальная реформа», «перестройка», «переосмысление», «качественное перерождение», «возрождение», «радикальное обновление», «сдвиги», «превращение», «обновленная духовная школа», «новое поколение» (богословы нового поколения, иерархи нового поколения) и т.п.

Кто выступил против церковных реформ

Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.

Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.

Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.

Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.

Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.

хронология

  • XIX век
  • XX век
    • 1901

      Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге

    • 1905
      • Записка в Комитет Министров, составленная по просьбе С. Ю. Витте митр. Антонием (Вадковским).
      • Записка 32-х священников о необходимости реформ в Русской Церкви.
      • Записка С. Ю. Витте «О современном положении Православной Церкви»
      • отставка К. П. Победоносцева
      • Указ об укреплении начал веротерпимости
    • 1993
      • начинает работу Всемирный русский народный собор
      • первые Рождественские чтения
    • 1994

      Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года

    • 2000
      • Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года
        • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
        • Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви
  • XXI век
    • 2002
      • о. Сергий (Рыбко) «Современная культура: сатанизм или богоискательство?»
      • о. Андрей Кураев выступает в защиту книг о «Гарри Поттере»
    • 2007

      Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви

    • 2009

      учреждено Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви

    • 2010

      Выставка «Двоесловие / Диалог»

    • 2011

      «Несвятые святые»

    • 2012

      Кощунство в храме Христа Спасителя в Москве

    • 2015

      Об участии верных в Евхаристии

    • 2016
      • Новый катехизис Русской Православной Церкви
      • Образовательная концепция Русской Православной Церкви

Суть церковной реформы

С 1653 по 1656 г. патриарх Никон упорядочивал догматы православья. Реформа была быстрой и жесткой. Поэтому вызвала сопротивление как со стороны прихожан, так и со стороны самих священников. От своих подчиненных Никон требовал знания всех церковных книг. Священнослужители обязаны были разбираться в Священном Писании. К тому же, по мнению патриарха, они должны были стать примером для прихожан, агитируя праведную жизнь.

Никон лично взялся за исправление церковных книг. Письменные источники старой религии сжигались. Всех противников реформы патриарх отстранял от должности. Главные изменения, коснувшиеся церкви:

  • Крещение выполнялось исключительно тремя перстами.
  • Поклоны совершали до пояса, а не до земли.
  • Введен термин «православие» вместо «божья вера» или «непорочная вера».
  • Имя Исус было заменено на Иисус, в соответствии с общемировым написанием.
  • Крест стал четырехконечным.
  • Крестный ход совершался против часовой стрелки, а не по ходу солнца.

>> Хивинский поход 1717 года: поиски золотых рудников

Первые христианские рукописи были утеряны. Поэтому никонианцы переписывали церковные книги, взяв за основу современные греческие и римские источники. Это вызвало сильный протест. Получалось, что греческая церковь стоит выше русской. Все, во что свято верили люди, враз стало неправильным. Их иконы уничтожались, во время обрядов заставляли ходить против солнца. Многие это восприняли как происки тьмы.

определение

Реформа является проявлением болезни многоделания, рассматривается реформаторами как творчество.

Православные развлечения стали одним из методов проведения Церковной реформы.

Церковная реформа, в частности в Русской Православной Церкви, проходит во имя обмирщения Церкви:

Целью и средством реформы является развитие самодеятельности человека в Церкви, его творчество в Ней: «Свое дело любишь. Свое творение любишь. В Церкви я не творю — и… холоден к ней». «Великая вещь делание и творчество. Византия вся и целиком жила Церковью, и потому сотворила в Церкви великое: и службы, и законы, и молитвы, и напевы… Русь скопировала Византию, как подражатель гения, не заметив, что главное-то в Византии было творчество, свободное, уличное, громадное, волнующееся, шумное, крикливое… Она только результат сотворения взяла и поклонилась ему, а процесса творчества не взяла и даже не поняла, что это-то творчество и было некогда живым в сердцах Богом. И вышла из наших рук мумия веры, а не живое дитя веры, разумное и растущее».

Массовая религия со всеми ее разновидностями предстает как анархическая воля к власти, причем к власти в той сфере, где человек абсолютно безвластен. Беспорядок предполагает неподчинение власти и установление безвластия.

Массовая религия и в частности богословский модернизм требует осуществления идеала безвластия:

В массовой религии, и в частности в богословском модернизме, отрицается власть Бога над миром, власть Бога над душами людей: «Мы спасены не потому, что веруем в Его сверхъестественную власть — не такой веры хочет Он от нас».

В массовой религии мы обнаруживаем развернутый протест против Евангельского закона и христианского правила веры: «На протяжении веков религия была прежде всего предписанием, законом, уставом, причем вся ее действительность состояла как раз в слепом, безоговорочном подчинении этому предписанию. На этой горе, в Иерусалиме, не здесь, а там, не так, а этак — тысячами таких предписаний, возводимых к Богу, человек ограждал себя от беспокойства, от страха, от мучительных исканий, сам строил себе клетку, в которой все было ясно и точно определено и не требовало ничего, кроме точного исполнения. И вот одним словом все это вычеркнуто и отвергнуто. Не на этой горе и не в Иерусалиме, а в Духе и Истине. И это значит — не в страхе и слепоте, не от боязни и мучения, а в знании и свободе, в свободном выборе, в сыновней любви. В центр, в само сердце религии поставлена Истина. Не закон, не подчинение, не предписание, а Истина».

В антиформалистической полемике радикальных пуритан, «диггеров» и позднейших модернистов Истина и писаный закон систематически противопоставляются друг другу, что достаточно показывает революционную сущность массовой религии.

Для церковных революционеров Церковь безвластна по отношению ко внешним. Согласно славянофилам, Церковь не вмешивается в дела мира, не судит его: «Церковь земная и видимая… творит и ведает только в своих пределах, не судя остальному человечеству».

Церковь безвластна и в себе самой, по отношению к своим членам. Иерархия в учении парижской школы — это не субординация, не подчинение священной и административной власти Церкви.

Для модернизма характерно отрицание юридизма, то есть подчинения Богу по религиозному долгу. Вместо отношений веры и долга модернизм предлагает борьбу. Согласно Николаю Бердяеву, даже «с Богом возможна встреча и общение, возможна драматическая борьба. Это встреча, общение и борьба личностей, между которыми нет ни детерминации и причинности, ни господства и подчинения» «Свободные должны готовить свое царство, не только „там“, но и „здесь“ и прежде всего готовить себя, себя творить свободными, личностями».

Неподчинение власти в Церкви и установление в ней безвластия необходимы для проведения Церковной реформы.

В Церкви возникают самозваные авторитеты: Петр Мамонов, Ник Вуйчич, Константин Кинчев, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.

Принимаются свидетельства о вере неавторитетных частных лиц, новообращенных: формат свидетельства в православии-лайт по примеру анархического богослужения у харизматов.

Причины

Первая причина. Отношение русской православной Церкви к Петру Первому, к его деятельности, было вполне однозначным — неприязнь. Особенно эта неприязнь была открытой у последнего патриарха РПЦ — Адриане (был патриархом с 1690 года по 1700 год).

Петра православные старцы воспринимали не иначе как антихристом, который ни во что не ставит православные традиции и обычаи. В чем это выразилось, думаю, Вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и вовсю гастролировал на стороне. Да и про колокола на пушки после Нарвского поражения в ходе Северной войны 1700 года не забудем

Второй причина была в том, что надо было поставить большую и жирную точку в противостоянии светской и церковной власти. При Алексее Михайловиче оно завершилось низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были настроены не ахти как. 

Экономической основой независимости церкви были ее собственные вотчины, в которых жили крестьяне, и платили повинности, сами можете догадаться, в чью пользу. С этим тоже надо было что-то делать.

Таким образом, требовалось превратить церковь в послушный инструмент государственного управления.

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Уничтожение древней религии

В свое оправдание Никон заявлял, что делает ортодоксальную церковь просвещенной. Но патриарх попросту играл терминами, осознавая, что подавляющее большинство не знает их значения. «Ортодоксальный» в переводе с греческого – «правильное мнение». В старину так называли человека, несшего древние знания, науку. Ортодоксальное направление готово отстаивать истинную веру и сохранять ее в первоначальном виде.

За общими фразами Никона крылось одно – желание уничтожить древнюю религию. Для этой цели:

  • Все старые тексты заменялись новыми, переписанными с греческих источников. Сжиганием книг занимались и потомки патриарха. Так, известно, что при Петре I после сожжения ортодоксальной литературы было собрано 650 кг медных застежек.
  • Уничтожены старинные иконы. Появились новые изображения, соответствовавшие законам греческой церкви. Отдельные обряды изменялись по чьей-то прихоти, без должного обоснования. Ярким примером служит необходимость выполнять Крестный ход против движения солнца.
  • Заменены привычные для верующих термины.

Ортодоксальная религия была максимально приближенной к первоисточнику. Любые изменения воспринимались как ересь. Поэтому церковная реформа не нашла поддержки у людей. Она силой внедрялась в массы.

>> Великая Смута и начало новой царствующей династии

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий — основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания. 

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.

Церковная реформа: принципы

  • Уничтожение веры в чудо, понятия о тайне и подчинения авторитету.
  • Протест против чисто духовной роли Церкви, социальное христианство.
  • Отделение Церкви от Христианского государства. Союз с антигосударством и духовно больным обществом.
  • Развитие самодеятельности человека в области веры.
  • Догматическая реформа в направлении адогматизма, подчеркивания человеческой природы Иисуса Христа, антиюридизма, гностического творчества, синергии.
  • Реформа учительных книг, замена и их упразднение. Новый катехизис.
  • Библейская критика, метафорическое понимание Священного Писания.
  • Многообразие мнений и традиций благодаря экуменическим и межправославным контактам, сотрудничеству с глобалистскими организациями.
  • Экологическое сознание.
  • Союз с бизнесом и культурой.

Нравственная реформа

  • Коллективистская, социальная мораль. Осуждение капитализма. Признание справедливости социальной революции, других действий социальных сатанистов.
  • Обращение не к лицам, а к социальным группам: молодежи, старикам, инвалидам и т.д.
  • Борьба с монашеством и аскетизмом.
  • Второбрачие овдовевших и разведенных клириков и вступление в брак уже рукоположенных клириков.
  • Облегчение развода.
  • Женатый епископат.
  • Пересмотр правил соблюдения постов: отмена Петрова Поста, поста в среду и пятницу, поста перед Причастием.
  • Возможность вступления иереев и диаконов в брак после хиротонии, исключая принявших монашество
  • Светский внешний вид духовенства.
  • Православные развлечения.

Богослужебная реформа

  • Свобода литургического творчества.
  • Упрощение, сокращение богослужения.
  • Многообразие богослужебных обрядов, чинов.
  • Западный обряд.
  • Новые формы Литургии: крещальная литургия, венчальная литургия, служение Преждеосвященной Литургии вечером, литургия под открытым небом. социальная литургия, детская литургия, литургия для глухих, литургия с использованием мультимедиа, литургия Апостола Иакова, литургия Апостола Марка, миссионерская литургия, молодежная литургия, ночная литургия и т.д.
  • Употребление храмов в развлекательных акциях: «Ночь музеев», «Ночь в храме», концерты в храмах.
  • Новые чины: чин венчания супругов, долгое время состоявших в невенчанном браке; отпевание некрещеных младенцев; молодежный молебен; миссионерский молебен и др.
  • Язык богослужения: белорусизация, русификация, украинизация.
  • Участие мирян в богослужении.
  • Введение музыкальных инструментов в богослужение.
  • Реформа церковного календаря ради его совпадения со светским.
  • Сверхчастое Причащение.
  • Упрощение подготовки к Причастию.
  • Всенародное пение.
  • Открытые Царские врата.
  • Чтение Тайных молитв вслух, трансляция Тайных молитв через динамики.
  • Радио- и телетрансляция богослужения.
  • Чтение Евангелия лицом к народу.
  • Трансляция богослужения через динамики на улицу.
  • Женское священство.
  • Крещение с именами, не принадлежащими святым.
  • Реформа исповеди в духе нравственного монизма, и в частности, терапевтической теории искупления. Отмена исповеди перед Причастием.
  • Новый сокращенный чин соборования.
  • Крестный ход (нетрадиционные формы): на автомобилях, байдарках, велосипедах, вертолете, мотоциклах (мотоход), самолете; водный крестный ход; ход-сплав; молодёжный; детский.
  • Паломничество (нетрадиционные формы) и православный туризм: экологическое паломничество; экуменическое паломничество; мотопаломничество; велопаломничество.
  • Храм:
    • низкий или отсутствующий иконостас,
    • отсутствие росписи в храме,
    • скамьи в храме,
    • соединение храма с хозяйственно-бытовыми постройками в одно здание.
  • Простота облачений священнослужителей, украшения церкви.
  • Облик священника: стриженые волосы, гражданская одежда, свободное светское поведение: участие в развлечениях и т.п.
  • Плюрализм традиций, например, греческое пение, облачения и т.д.
  • Новые виды облачений, неизвестные Русской Православной Церкви.
  • Произнесение мирянами проповедей в церкви.
  • Пересмотр отношения к святости.
  • Новые религиозно-светские праздники и «памятные дни».

Административная реформа

  • Созыв Поместного Собора 1917 — 1918 гг.
  • Введение демократического начала в жизнь Церкви: выборный епископат, духовенство; пресвитерианское управление Церковью.
  • Епархиальная реформа: умножение числа епископов, создание множества митрополий.
  • Приходская реформа с целью превратить приход в гностический коллектив.
  • Привлечение в состав духовенства лиц из нецерковной среды.
  • Коллективное управление реформой: Синодальные комиссии, Межсоборное присутствие, съезды, пастырские семинары, межправославные и экуменические контакты.

Причины церковного раскола

Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.

Произошло это из-за:

  1. Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно; духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
  2. Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
  3. Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений; среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
  4. Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
  5. Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.

Патриарх Никон – кто он?

Патриарх Никон – противоречивая историческая фигура. С одной стороны, этот человек организовал массовую расправу над старообрядцами. С другой стороны, на склоне лет Никон прославился добрыми делами. Его поклонники даже ходатайствовали о причислении патриарха к лику святых. Кем же на самом деле был главный церковный реформатор?

>> Приказная система управления Московским царством: причины создания и упразднения

Никита Минов – сын обычного крестьянина. Мальчик из бедной семьи с большим рвением изучал молитвы, обряды, рассказы. Никита получил религиозное образование и уже в 19 лет стал сельским священником. К 30 годам мужчина перешел служить в Новоспасский монастырь. Это событие стало судьбоносным. Именно в монастыре Никон познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Будущий патриарх был очень грамотным, но при этом еще жестоким и властолюбивым. Он делал все, чтобы втереться в доверие царя. Для этого даже в 1650 году участвовал в подавлении восстания. В результате Никон добился безграничной власти над государем. Алексей Михайлович на коленях умолял его принять патриарший сан.

Главная цель священнослужителя – освободить церковь от влияния светской власти. Более того, Никон считал себя выше царя. Постепенно он стал вторым человеком в государстве. Во время отсутствия Алексея Михайловича заменял его патриарх. Он имел право утверждать важные государственные дела, рассылать воеводам грамоты. Романов даже позволил Никону подписывать документы как великий государь.

Церковная реформа патриарха Никона и ее последствия

1653-1655: Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.

1666-1667: Проходил Церковный Собор. Он поддержал церковную реформу, углубив раскол в Русской православной церкви.

Усиливающаяся централизация Московского государства требовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.

Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения:

— крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя;

— крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток);

— вместо земных поклонов надо делать поясные;

— крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный;

— аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.

Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста).

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее.

Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви.

Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; к превращению церкви в часть государственного аппарата.

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Значение его реформы для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).

Даже такое отрицательное последствие никоновской реформы, как раскол, имело, с точки зрения археологии, истории, культуры и некоторых других наук, свои «плюсы»: раскольники оставили после себя огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества. Во времена Петра I раскольники были и дешёвой рабочей силой во всех проектах императора. Но нельзя забывать о том, что церковный раскол стал и расколом русского общества, разобщил его. Староверы всегда подвергались гонениям. Раскол явился национальной трагедией русского народа.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

Поделиться в соц. сетях