Коммунизм как политическая идеология и социальная доктрина

Оглавление

Высшая фаза коммунизма

Переход к высшей фазе коммунизма в представлении Маркса, Энгельса, Ленина связан с коренным изменением характера труда, который станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при коммунизме будут общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение которых станет привычкой. Организация общества будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности коммунизма сформулировано Марксом в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» .

Полный коммунизм будет основан на высшем развитии производительных сил, материального и духовного производства (автоматизация, кибернетизация). Труд станет свободной творческой деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в непосредственно-общественный труд. Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Основу общественных отношений будет составлять единая общественная (всего общества) собственность на основные средства производства. Исчезнут классовые различия, старое (классовое) разделение труда, существенные различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведёт к осуществлению полного социального равенства, будут исчезать национальные различия. В конечном счёте сложится единое коммунистическое общество в масштабе всей планеты.

Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено научное управление не только развитием производства, но и всего общества. Духовное производство станет играть определяющую роль в совокупном общественном производстве. Разовьются все формы духовной культуры. Полностью отомрёт религия.

Классическое определение конечной цели коммунистического преобразования общества дано в «Манифесте Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» .

Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом — такова высшая гуманистическая цель коммунистического преобразования общества. Завершается предыстория и начинается развитие подлинно человеческого общества. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.

Научный коммунизм[]

С точки зрения марксистов, учение коммунизма состоит из трёх основных частей «три составных части марксизма»:

материалистическая диалектика из двух частей, включая

«диалектический материализм» как всеобщая теория всего на свете исходя из постулатов материальности всего сущего, а также
«исторический материализм» как вершина общественной философии и науки об обществе и окончательное слово в социологии;

марксистская политическая экономия, тоже из двух частей:

политическая экономия капитализма — теория прибавочной стоимости и
политическая экономия социализма с основной идеей «планомерности развития хозяйства при социализме»;

собственно «научный коммунизм» как теория построения коммунистического общества посредством классовой борьбы и революции. Тут тоже можно выделить две части:

— хорошо теоретически разработанную теорию классовой борьбы, партии и революции (способ разрушения отжившего буржуазного мира),
— и менее разработанную теорию построения коммунистического общества без классов, эксплуатации, денег, где все «работают по способностям а получают по потребностям». Эта последняя часть учения наиболее запутана и является до сих пор ареной дискуссий адептов и критиков коммунизма.

Для заполнения вакуума между теорией «КАПИТАЛИЗМА» и недоработанной и путанной теорией окончательного К, введено понятие СОЦИАЛИЗМА, как первой стадии К, но с некоторыми элементами отжившего капитализма. При Социализме до поры допускаются денежные отношения, личная собственность, семья, элементы государственности.

[править] Виды коммунизма

Примитивный коммунизм

Согласно Энгельсу, древнейшие человеческие сообщества, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Энгельс, однако, считает, что современный передовой коммунизм может возникнуть только после того, как история пройдет через все другие социальные формации, включая рабовладельческую систему, феодализм, капитализм и социализм.

Утопический коммунизм

Классическим образцом такого коммунизма может быть работа Томаса Мора «Утопия» (1516 г.), рисующая идиллическую картину первобытного коммунизма в противовес феодализму. К 1700 году формализовались новые, более развитые версии утопического коммунизма, представленные концепциями Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

Военный коммунизм

Название экономической политики в 1918—1920 годах, в период Гражданской войны, на территории, контролируемой большевиками. Он состоял из ряда экстренных мер: национализация промышленного производства, строгая централизация управления экономикой, запрет частной торговли продуктами питания и наиболее дефицитными товарами (особенно хлебом), карточная система раздачи, частичная отмена денег, раздача продуктов и т. д. Введение политики военного коммунизма частично связано с трудностями, с которыми столкнулся большевистский режим во время гражданской войны и во время иностранной интервенции, но идеологические убеждения большевистского руководства также оказали большое влияние. Власти отказались от распределения помещичьих земель между крестьянами, надеясь, что созданные на них коммуны и артели постепенно вытеснят частное крестьянское хозяйство. Все это вызвало массовое недовольство крестьян и части городского населения.

Тоталитарный коммунизм

Довольно условное название для реальных практик коммунизма (точнее — социализма), которые проводились в ХХ веке. Этот тип коммунизма характеризуется политическим диктатом одной партии и утратой способности рабочего класса контролировать власть. Современная марксистская теория утверждает, что тоталитарный коммунизм возможен только в развивающихся странах, где пролетариат вынужден вступать в союз с крестьянством и где буржуазия все еще имеет относительно небольшое влияние.

Полный коммунизм

С точки зрения марксизма, это последний этап развития человеческого общества, на котором реализуется основной лозунг коммунистического движения: «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». Необходимым условием полного коммунизма, согласно Марксу, является достаточно длительное существование мирового социалистического государства, которое привело бы к исчезновению классов и упразднению государственной власти.

Еврокоммунизм

Условное название политики коммунистических партий Западной Европы, критиковавшей отсутствие политических свобод и самоизоляцию партии и власти в тех странах, которые приняли советскую модель социализма. Российских последователей еврокоммунизма (или неоавторитарного коммунизма) часто называют троцкистами, несмотря ни на авторитаризм Троцкого, ни на отсутствие в идеологии неоавторитарных коммунистов даже склонности к троцкистскому марксизму.

Немарксистский коммунизм

Наиболее широко распространенные формы коммунистической теории берут начало в марксизме, но немарксистские версии коммунизма также существуют и становятся все более важными после распада Советского Союза .

Анархо-коммунизм

Петр Кропоткин

Некоторые современники Маркса придерживались схожих идей, но расходились во взглядах на то, как достичь бесклассового общества. После раскола между теми, кто был связан с Марксом и Михаилом Бакуниным в Первом Интернационале , анархисты сформировали Международную ассоциацию рабочих . Анархисты утверждали, что капитализм и государство неразделимы и что одно нельзя уничтожить без другого. Анархо-коммунисты, такие как Петр Кропоткин, теоретизировали немедленный переход к единому обществу без классов. Анархо-синдикализм стал одной из доминирующих форм анархистской организации, утверждая, что профсоюзы — это организации, которые могут изменить общество, в отличие от коммунистических партий. Следовательно, многие анархисты до сих пор выступают против марксистского коммунизма.

Религиозный коммунизм

Религиозный коммунизм — это форма коммунизма, которая включает в себя религиозные принципы. Ученые использовали этот термин для описания множества социальных или религиозных движений на протяжении всей истории, которые выступали за общее владение собственностью.

Христианский коммунизм

Христианский коммунизм — это форма религиозного коммунизма, основанная на христианстве. Это теологическая и политическая теория, основанная на точке зрения, согласно которой учение Иисуса Христа побуждает христиан поддерживать коммунизм как идеальную социальную систему. Христианские коммунисты прослеживают истоки своей практики в учениях Нового Завета , таких как это из Деяний Апостолов в главе 2 и стихах 42, 44 и 45:

Христианский коммунизм можно рассматривать как радикальную форму христианского социализма, и поскольку многие христианские коммунисты в прошлом сформировали независимые коммуны без гражданства, существует также связь между христианским коммунизмом и христианским анархизмом . Христианские коммунисты могут соглашаться или не соглашаться с различными частями марксизма.

Христианские коммунисты также разделяют некоторые политические цели марксистов, например, замену капитализма социализмом, за которым, в свою очередь, должен последовать коммунизм в более поздний период в будущем. Однако христианские коммунисты иногда не соглашаются с марксистами (и особенно с ленинцами) в отношении того, как должно быть организовано социалистическое или коммунистическое общество.

Понятие равенства людей при коммунизме

Равенство людей при коммунизме не означает нивелирование различий между людьми. Напротив, согласно первоначальной теории, коммунистическое равенство состоит в том, что оно является условием развития индивидуальности всех членов общества.

Общество одинаково для всех создаёт условия для всестороннего развития способностей и талантов, поднимает каждого на более высокую ступень человеческой культуры. Такой уровень развития членов общества позволит им заниматься любой деятельностью. Это не только результат, но и условие общественного производства, развития деятельности, способа бытия человека.

Коммунистическое общество понимается как общество умных, здоровых, творческих, универсально развитых личностей, уровень общей культуры которых позволит в процессе своей жизни с лёгкостью осваивать новые виды деятельности и переходить от одного вида интересной для них общественно-необходимой деятельности к другому. В этом по мнению теоретиков коммунизма состоит преодоление противоречий между универсальной сущностью человека и ограниченным односторонним существованием человеческих индивидов в классовом обществе.

Реально ли создание коммунистического общества?

Ученые постоянно спорят на данную тему. Мы не станем приводить всех аргументов, их множество. Давайте лучше подумаем, а от чего это зависит? Кто должен создавать коммунизм? Вы скажете, что капиталисты сначала отказываются от имущества, потом получившие его люди переменятся и подобреют настолько, что наступит желанное благоденствие? Но это и есть утопия. На самом деле все зависит от зрелости и мудрости людей в целом, и каждого члена общества конкретно. История показывает, что нет невозможного, есть силы, управляющие человеком. Понятно, что они богаче других, следовательно, не желают перемен. Однако решить за всех людей и им не под силу. Пережив и отвергнув социализм, общество все равно мечтает о коммунизме, понимая сердцем разницу между двумя устройствами. А получится или нет, покажет время.

Закат коммунистической идеи

В последнем десятилетии XX века, большинство стран, строящих коммунизм во главе с СССР, уступили в конкурентной гонке с капитализмом. Эффективность экономики ведущих западных держав наглядно продемонстрировала многим слабые стороны социализма (как стадии предшествующей коммунизму). Капитализм победил, не разрешив своих внутренних противоречий, сумев обойти неповоротливую политическую систему социализма на тактическом уровне.

Социалистические режимы утратили стимулы к строительству коммунизма в силу перерождения советского общества. Идея коммунизма потеряла привлекательность тогда, когда многие осознали её недостижимость. Признав это истиной, советское общество приняло должным «закат коммунизма» не только дома, но и по всему миру. Однако за закатом всегда приходит рассвет.

Коммунизм в Китае

В 1949 году, после более чем 20-летней войны с Китайской националистической партией и Имперской Японией, Коммунистическая партия Мао Цзэдуна получила контроль над Китаем и сформировала второе по величине марксистско-ленинское государство в мире. Мао объединил страну с Советским Союзом, но советская политика десталинизации и «мирное сосуществование» с капиталистическим Западом привела к дипломатическому расколу с Китаем в 1956 году.

Правление Мао в Китае напоминало правление Сталина своим насилием, лишениями и требованием идеологической чистоты. Во время большого скачка вперед с 1958 по 1962 годы Коммунистическая партия приказала сельскому населению производить огромное количество стали, чтобы дать толчок промышленной революции в Китае. Семьи были вынуждены строить печи на заднем дворе, где они переплавляли металлолом и предметы домашнего обихода в низкокачественный чугун, который не приносил пользы в быту и не привлекал экспортных рынков. Поскольку сельские рабочие были недоступны для сбора урожая, а Мао настаивал на экспорте зерна, чтобы продемонстрировать успех своей политики, продовольствия стало не хватать. В результате Великого китайского голода погибло не менее 15 миллионов человек, а возможно, более 45 миллионов. Культурная революция, идеологическая чистка, продолжавшаяся с 1966 года до смерти Мао в 1976 году, унесла жизни как минимум 400 000 человек.

После смерти Мао Дэн Сяопин провел серию рыночных реформ, которые остались в силе при его преемниках. США начали нормализовать отношения с Китаем, когда президент Никсон посетил его в 1972 году, до смерти Мао. Коммунистическая партия Китая остается у власти, руководя преимущественно капиталистической системой, хотя государственные предприятия продолжают составлять значительную часть экономики. Свобода выражения мнений значительно ограничена, выборы запрещены (за исключением бывшей британской колонии Гонконг, где кандидаты должны быть одобрены партией, а право голоса строго контролируется), и значимая оппозиция партии не допускается.

Почему коммунизм проиграл капитализму?

Несмотря на обширное изучение причин провала коммунизма, исследователи выявили несколько общих факторов, которые способствовали его упадку.

Первый — это отсутствие у граждан стимулов производить продукцию с целью получения прибыли. Стимул для получения прибыли ведет к конкуренции и инновациям в обществе. Но идеальный гражданин в коммунистическом обществе был бескорыстно предан общественным делам и редко останавливался, чтобы думать о своем благополучии. «В любое время и во всех вопросах член партии должен в первую очередь учитывать интересы партии в целом и ставить их во главу угла, а во вторую очередь ставить личные вопросы и интересы», — написал Лю Шаоци, второй председатель Народной Республики Китай.

Вторая причина провала коммунизма заключалась в присущей системе неэффективности, такой как централизованное планирование. Эта форма планирования требует агрегирования и синтеза огромных объемов данных на детальном уровне. Поскольку все проекты планировались централизованно, эта форма планирования также была сложной. В некоторых случаях данные о росте были сфальсифицированы или подвержены ошибкам, чтобы привести факты в соответствие с запланированной статистикой и создать иллюзию прогресса.

Концентрация власти в руках немногих избранных также порождает неэффективность и, как это ни парадоксально, дает им стимулы для игры с системой в своих интересах и сохранения своей власти. Коррупция и лень стали характерными чертами этой системы, а слежка, подобная той, которая была характерна для восточногерманских и советских обществ, была обычным явлением. Это также лишало трудолюбивых людей стимулов. В конечном результате страдает вся экономика.

Коммунизм в СССР

Теории Маркса и Энгельса так и останутся теориями и не будут проверены в реальном мире вплоть до их смерти. В 1917 году, во время Первой мировой войны, восстание в России свергло царя и спровоцировало гражданскую войну, в результате которой в 1922 году к власти пришла группа (партия большевиков) радикальных марксистов во главе с Владимиром Лениным. Большевики основали Советский Союз на территории бывшей Российской Империи и попытался претворить коммунистическую теорию в жизнь.

До большевистской революции Ленин разработал марксистскую теорию авангардизма, в которой утверждалось, что сплоченная группа политически просвещенных элит необходима для перехода на более высокие стадии экономической и политической эволюции: социализм и, наконец, коммунизм. Ленин умер вскоре после окончания гражданской войны, но «диктатура пролетариата» во главе с его преемником Иосифом Сталиным будет проводить жестокие этнические и идеологические чистки, а также насильственную коллективизацию сельского хозяйства. Десятки миллионов человек погибли во время правления Сталина, с 1922 по 1952 год, не говоря уже о десятках миллионов, погибших в результате войны с нацистской Германией. Споры о правлении Сталина и его методах идут до сих пор и существует также большое количество его сторонников, которые считают его одним из величайших руководителей в российской истории. И действительно экономический рост СССР тех лет заслуживает внимания (по крайней мере «на цифрах»).

Советское государство не исчезло, а превратилось в мощный однопартийный институт, запрещавший инакомыслие и занимавший «командные высоты» экономики. Сельское хозяйство, банковская система и промышленное производство подлежали квотам и регулированию цен, изложенным в серии пятилетних планов («пятилеток»). Эта система централизованного планирования обеспечила быструю индустриализацию, и с 1950 по 1965 год рост советского валового внутреннего продукта (ВВП) опережал рост ВВП США. Однако в целом советская экономика росла гораздо медленнее, чем ее капиталистические демократические аналоги.

Слабые потребительские расходы были особым тормозом для роста. Упор центральных плановиков на тяжелую промышленность привел к хроническому недопроизводству потребительских товаров, а длинные очереди в продовольственных магазинах с недостаточным количеством товаров были неотъемлемой частью советской жизни даже в периоды относительного процветания. Процветающие черные и теневые рынки — названные некоторыми учеными «второй экономикой» — удовлетворял спрос на сигареты, шампунь, спиртные напитки, сахар, молоко и особенно престижные товары, такие как джинсы, контрабандой ввезенные с Запада. Хотя эти рынки были незаконными, они были необходимы для функционирования партии: они устраняли дефицит, который, если его не контролировать, грозил спровоцировать новую большевистскую революцию. Эти рынки стали партийным пропагандистам козлом отпущения за нехватку средств, и набили карманы партийных чиновников, которые либо брали взятки, либо сами богатели, управляя операциями на черном рынке.

Советский Союз распался в 1991 году после стремления реформировать экономическую и политическую систему и предоставить больше возможностей для частного предпринимательства и свободы слова. Эти реформы, известные как «перестройка» и «гласность», соответственно, не остановили экономический спад, который пережил Советский Союз в 1980-х годах, и, возможно, ускорили конец коммунистического государства, ослабив его контроль над источниками инакомыслия.

Давайте сейчас перейдём к анализу и оценке Манифеста компартии

Но надо сразу отметить следующее. Проводить анализ и оценивать что-то можно только с
какой-то другой точки зрения, с какой-то другой идейной точки опоры. Чтобы понимать, а как могло бы быть
по-другому. Оценивать — это всегда сравнивать с чем-то другим. Те, кто сохранял ещё христианское
мировоззрение, могли оценивать коммунизм, у них в голове была другая система ценностей, другая точка опоры,
хотя о «ценности» этой христианской системы ценностей надо говорить отдельно. Но тот, кто родился и
воспитывался при так называемой советской власти, уже ничего оценивать не мог. У советского человека
никаких ДРУГИХ мировоззрений не было, все альтернативы были запрещены. Сравнивать было не с чем. Поэтому
совок НИЧЕГО оценивать не мог. Он не понимал, а как могло бы быть по-другому.

Что такое коммунизм?

Но оценивать с ДРУГОЙ точки зрения — это не самый сильный вариант. Ведь эта ДРУГАЯ точка
зрения может быть не далеко ушла от оцениваемой (как, например, христианство от коммунизма). Самое сильное —
это оценивать с ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ точки зрения.
Диалектический метод познания утверждает, что понять объект или явление можно только в сравнении со своей
противоположностью. Например, понятие «мужчина» можно сравнивать с чем-то другим, например со стулом
или с велосипедом и видеть разницу. Но по-настоящему понять суть «мужчины» можно ТОЛЬКО в сравнении с
противоположным понятием «женщина». Понятие «хорошо» можно понять только в сравнении с
«плохо», «истина» — с «ложью», «белое — с «чёрным», «раба» — со
«свободным» гражданином.
Поэтому по-настоящему суть коммунизма можно понять, только сравнивая её с какой-то противоположной системой
ценностей. В качестве такой противоположной системы ценностей христианство не подходит, так как и
христианство и коммунизм имеют одни и те же иудейские корни.
Мы будем проводить данный анализ и сравнение сути коммунизма с языческой точки зрения. Языческая система
ценностей — это действительно противоположная система ценностей. Причём, противоположная не только
коммунизму, но и всем иудохристианским религиям, где всех людей считают рабами еврейского господа бога
Иеговы.
В мире существует много разных религий и идеологий. Но все они делятся на две принципиально разные группы:
первая — это языческие религии, основанные на принципах свободы, демократии и прав человека и
иудохристианские религии, основанные на принципах рабства, тоталитаризма и бесправия. Кто читал мои книги,
тот знает, что коммунизм — это пятая ветвь иудаизма, это более жёсткий вариант христианства, самый жёсткий
вариант рабства. Поэтому коммунизм мы будем рассматривать, как иудохристианское направление. Таким образом,
основными альтернативами в религиях и идеологиях являются понятия СВОБОДА и РАБСТВО. Всё остальное —
вторично.
Языческая идеология — это идеология свободного и достойного человека, самостоятельной личности, имеющей
неотъемлемые гражданские права. В рабских религиях и идеологиях у человека никаких прав нет.
Давайте выделим из сути коммунистической идеи главные доктрины, из которых эта идея состоит.

Научный коммунизм

Наиболее последовательную и глубокую разработку коммунизм как общественный идеал и тип социального устройства общества получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного коммунизма. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу, что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в котором всеобщее благополучие и равенство, свободное развитие личности будут достигнуты на основе высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. Коммунизм позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей.

Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении коммунизм — открытая перспектива, естественно-историческая направленность развития цивилизации, а не завершённое идеальное состояние.

История и причины появления теории коммунизма

Коммунистическое учение возникло на основе анализа прогрессивных социально-экономических элементов форм и идей прошедших эпох.

Коммунизм первобытного общества

До появления неравенства в первобытных общностях примитивный коммунизм был единственной формой обеспечения выживания. Археологи относят этот исторический период к каменному веку. Тогда все члены первобытных сообществ имели одинаковый доступ к средствам труда. Следовательно, и распределение полученного сообществом продукта, имел единые для всех основания.

 Каждый получал для себя столько благ, сколько общество считало нужным для поддержания его жизнедеятельности. Размер вклада каждого в «общий котёл» не влиял на долю полученного им продукта. Отсутствовала частная собственность, деление на классы (следовательно, и эксплуатация человека человеком), не было и государства. Однако дальнейшее развитие производственной базы привело к появлению неравенства и уходу первобытного коммунизма.

Средневековые коммунистические идеи с христианским подтекстом

Идея справедливости не умерла, а частью перешла в религию. Христианство не призывало к социальному равенству, но создало предпосылки для развития идей о справедливом обществе. Одну из таких идей – философию бедности, можно условно назвать коммунистической. В XIII-XIV веках, часть монашеского ордена францисканцев решительно выступила против возведения частной собственности в абсолют и одновременно против монашеского аскетизма.

Их идеалом была бедность, в ней они видели стимулы к праведности и спасения. При этом францисканцы не имели в виду общее имущество, а сознательный отказ от него, во имя общественного блага. Эти мысли нашли своё выражение в лозунгах радикальных гуситов (таборитов) и восставших под предводительством Т. Мюнцера немецких крестьян. Такие идеи можно назвать коммунистическими, имея в виду их религиозную подоплёку.

Эгалитарный коммунизм XVII-XVIII веков

Английская и Великая Французская буржуазные революции привнесли, светскую концепцию коммунизма. Она основывалась на идее уравнивания (уравнительность – egalitaire) членов общины в правах владения коллективной собственностью. При этом сглаживался конфликт между общественной и индивидуальной собственностью свободных и равноправных общинников.

Теорию светского коммунизма начали разрабатывать Томас Мор и Томазо Кампанелла, продолжили французские просветители XVIII века Этьен Морелли и Габриэль Мабли. Они видели основную проблему общественного развития не в экономике, а в морали и политике. Поэтому их идея коммунизма, базировавшаяся на уравнительности и аскетизме, не была понята в широких массах народа.

Утопическая теория коммунизма

С утверждением капиталистических отношений в Европе появилась идеология рабочего (утопического) социализма, а уже в её контексте был обоснован утопический коммунизм. Теоретики утопического социализма: Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон обосновали свои представления об обществе всеобщей справедливости, о труде, как средстве для приобретения материальных благ и даже морального наслаждения.

Сходство утопического социализма с коммунизмом заканчивалось на признании социалистами-утопистами частной собственности, а так же имущественного расслоения. Обличая капиталистическую эксплуатацию и допуская неравенство, они делали свои коммунистические и социалистические взгляды совершенно утопичными. В России такие идеи были у А. Герцена и Н. Чернышевского.

Научная теория коммунизма

Высокая социально-политическая и революционная активность масс 30-40-х годов XIX века, достижения философской и экономической мысли, подвигли Карла Маркса к научной проработке идеи коммунизма. Источниками для создания грандиозной концепции коммунизма послужили немецкая материалистическая философия (Г. Гегель), английская политэкономия (А. Смит), французский утопический социализм.

Материалистический анализ исторических процессов, вскрытие истинной природы прибавочной стоимости и эксплуатации позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу научно обосновать теорию коммунизма, как самоуправляемых, высокоорганизованных, сознательных и свободных трудящихся. В дальнейшем научный коммунизм стал одним из трёх столпов марксизма-ленинизма, рядом с политэкономией социализма (ПЭС) и марксистско-ленинской философией (МЛФ).

Ранние этапы становления коммунистических идей

Первые коммунистические идеи провозглашались ещё в античной Греции, в частности – в произведениях Платона и Аристотеля.

Платон, выступая против софистов, отстаивал идею всеобщего блага в государстве. Ради общественного блага в идеальном государстве Платона запрещена частная собственность.

Аристотель в сочинении «Политика» критиковал и отстаивал необходимость частной собственности. При этом он выдвинул не менее важную для становления коммунизма идею снятия общественного разделения труда по возрастному признаку, а также идею того, что общество должно создавать условия каждому гражданину для универсального развития.

Раннее христианство также выдвигало круг идей, имевших значение для становления коммунизма. В какой-то мере христианство первоначально было религией рабов, стремящихся к уничтожению своего рабского положения. Поэтому равенство людей в раннем христианстве трактовалось как равенство перед Богом.

Современное понимание коммунизма имеет свои корни в гуманистических идеях представителей французского просвещения. Французские просветители, в частности Ж. Ж. Руссо пришли к пониманию неравенства людей как неравенства собственности. Общая гуманистическая направленность идей, которые развивали просветители, выкристаллизовалась в лозунге французской буржуазной революции «Свобода, равенство, братство».

Эти идеи оказали значительное влияние на становление французского социализма, который был важной ступенью становления теории коммунизма. Критика общества частной собственности является неотъемлемой частью развития коммунистических идей

Коммунизм был идейным выражением исторической необходимости преодоления частной собственности на средства производства. На первых порах он выступает как распространение отношений частной собственности на всё общество.

Анри Сен-Симон выдвигал идею общества, управляемого на началах разума, развития науки и промышленности. Он выдвинул идею о том, что политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и процессами производства, то есть выдвигает мысль о необходимости отмены государства. По Сен-Симону, промышленное производство (и, соответственно, промышленный труд) является основой общественного богатства и общественного развития. Он выступает за господство промышленников и улучшения положения рабочих.

Шарлю Фурье первому принадлежит мысль, что в обществе степень эмансипации женщины является естественным мерилом общей эмансипации общества. Весь предыдущий ход истории он делит на четыре ступени:

  • дикость;
  • патриархат;
  • варварство;
  • цивилизация.

Последняя совпадает у него с буржуазным обществом. Фурье критиковал цивилизацию. По его мнению, цивилизация представляет собой сложную лицемерную форму существования всяком порока, она практикует варварство и является источником бедности.

Роберт Оуэн высказывал коммунистические идеи, но попытался адаптировать их под условия полноценной жизни и развития рабочих Нью-Ланарка. Оуэн видел основу будущих общественных преобразований в прогрессе технологий, которые служат лишь для обогащения единиц и порабощения трудящихся масс. По его мнению, их можно использовать для обогащения всего общества. Такое использование и общественная собственность позволят создать условия, где люди будут работать ради общего благосостояния. По мнению Оуэна, на пути дальнейшего развития общества стоят частная собственность, религия и существующая форма брака. Он также внёс вклад в развитие рабочего движения в Англии.