Древнерусское государство киевская русь

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси. 

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества. 

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви. 

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити». 

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён. 

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе. 

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.  

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии. 

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины: 

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых. 
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси. 

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках. 

Значение принятия христианства 

  1. Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков) 
  2. Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич). 
  3. Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды). 
  4. Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами. 

Смотрите также:

  • Категории населения. «Русская Правда»
  • Международные связи Древней Руси
  • Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Центр Киевской Руси

В XII веке, несмотря на появление конкурирующих политических центров в пределах Киевской Руси и неоднократных разграблений Киева (1169, 1203, 1235), город продолжал процветать экономически. Его население, которое, по разным оценкам, достигало от 36 до 50 тысяч человек к концу XII века, включало князей, солдат, священнослужителей, торговцев, ремесленников, неквалифицированных рабочих и рабов. Ремесленники Киева производили изделия из стекла, глазурованную керамику, ювелирные изделия, предметы религиозного назначения и другие товары, которые были продавались по всей территории Руси. Киев также оставался центром внешней торговли и все чаще ввозил заграничные товары, примером которых были византийские амфоры, используемые в качестве сосудов для вина, в другие города Руси.

Распространение политических центров в пределах Киевской Руси сопровождалось ростом экономики и увеличением социальных слоев, характерными для Киева. Экономика Новгорода также продолжала торговать с Балтийским регионом и с Булгарией. К двенадцатому столетию ремесленники в Новгороде также освоили эмалирование и фресковую живопись. Развивающаяся экономика Новгорода поддерживала население от 20 до 30 тысяч к началу XIII века. Волынь и Галиция, Ростово-Суздаль и Смоленск, чьи князья соперничали с Киевом, стали гораздо экономически активнее на торговых путях. Строительство кирпичной церкви Божией Матери в Смоленске (1136-1137), Успенского собора (1158 г.) и Золотых ворот во Владимире отражало богатство, сосредоточенное в этих центрах. Андрей Боголюбский также построил собственный дворцовый комплекс Боголюбово за пределами Владимира и отпраздновал победу над волжскими булгарами в 1165 году, построив церковь Покрова рядом с рекой Нерль. В каждом из этих княжеств бояре, чиновники и слуги князей формировали местные землевладельческие аристократии, а также становились потребителями предметов роскоши, произведенных за рубежом, в Киеве и в их собственных городах.

Причины принятия христианства

Выбор Владимиром восточного христианства, возможно, также отражал его тесные личные связи с Константинополем, который доминировал на Черном море и, следовательно, торговал на самом жизненно важном коммерческом маршруте Киева — реке Днепр. Присоединение к Восточной Православной церкви имело долгосрочные политические, культурные и религиозные последствия

В церкви была литургия, написанная на кириллице, и корпус переводов с греческого, который был подготовлен для славянских народов. Существование этой литературы облегчило обращение в христианство восточных славян и познакомило их с рудиментарной греческой философией, наукой и историографией без необходимости изучать греческий язык. Напротив, образованные люди в средневековой Западной и Центральной Европе выучили латынь. Пользуясь независимостью от римской власти и свободой от принципов латинского обучения, восточные славяне разработали собственную литературу и изобразительное искусство, совершенно отличные от других православных стран.

Когда появилось государство Киевская Русь, в каком году:

Киевская Русь – так называют историки древнерусское государство, которое сложилось на территории восточной Европы в конце девятого века нашей эры, т.е. более 1100 лет назад.

Точной датой образования государства считается 882 год, когда дружина  Олега, родственника и опекуна малолетнего Игоря Рюриковича, подчинила себе город Киев и  прочно обосновалась здесь. «Се буде мать городов русских», — эти слова принадлежат Вещему Олегу. С этого времени и ведется отсчет существования русской (украинской) государственности.

То есть:

Дата основания государства Киевская Русь — 882 год.

Однако, стоит отдельно оговориться по поводу тождественности именно русской государственности (России) и Киевской Руси. Если раньше в советских учебниках значилось, что история возникновения русского народа связана с Киевской Русью, то это считалось нормальным. Но сейчас Киев — это другое государство, и поэтому при детальном разборе зарождения русского народа выясняются новые подробности. Так, параллельно с Киевской Русью на территории Европейской России существовали и другие значимые государства: Болгарское (Волжская Булгария) в среднем течении Волги и на Каме, и Хазарское на Дону и в низовьях Волги. И все они в какой-то мере оказали влияние на облик современной России.

А на Церемонии открытия Олимпиады в Сочи история России началась с прибытия на кораблях Варягов (или Греков), которые высадились точнехонько в районе олимпийского парка Адлера, после чего начали осваивать русскую землю. Что, возможно, в какой-то мере и соответствует истине.Также читаем:
* Когда Москва стала столицей Руси>>
* Когда в советское время Крым отдали Украине>>

Возникновение Древнерусского государства

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества.

Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов.

Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель.

Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э.

на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии.

И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию.

Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым).

Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича (980-1015). к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования.

Подробнее

Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения.

Подробнее

Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк.  Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Подробнее

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.

В результате этой усобицы в конечном итоге государство было поделено на две части:

  • область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу Тмутараканскому,
  • территория западнее Днепра осталась за Ярославом Владимировичем, Великим князем Киевским (1019-1054).

После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав (впоследствии — Мудрый) стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава Мудрого — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

[править] История

Рождение Киевской Руси — многовековой процесс истории восточных славян. В VII—IX вв. возникли территориально-политические объединения — племенные союзы дулебов (потом их место заняли бужане и волыняне), полян, древлян, дреговичей, белых хорватов, тиверцев, уличей, северян, вятичей, радимичей, кривичей (их западная ветвь — полочане), ильменских словен. По данным летописей, некоторые племена имели государственные образования — княжения с городами-центрами: у полян Киев который согласно Повести временных лет был основан князем Кием, у ильменских словен Новгород, у кривичей Полоцк и Смоленск, у дреговичей Туров, у северян Чернигов, у древлян Искоростень (Коростень).

Объединительной тенденции славян выходили за пределы племенных княжений. Словене и кривичи вместе с финским племенем весь создали северный союз княжений. Аналогичный процесс на базе княжения полян состоялся в среднем Поднепровье.

Страница из краткой редакции «Русской правды»

Около 850 года в Восточной Европе появились варяги, которые, по летописному преданию, назывались русью (отсюда название государства — Русь). Их появление не имело решающего значения для возникновения Киевской Руси, но ускорило его. Северный союз княжений в 862 году пригласил править в Новгороде варяга Рюрика. Его преемник варяжский князь Олег (879—912) овладел в 882 году Киевом, убив князей Аскольда и Дира, распространил власть на многие восточнославянские и некоторые неславянские племена. Князь Игорь (912—945) совершил 2 похода (в 941 и 944) на Царьград (Константинополь), в 943 — на Кавказ. В 945 году его убили древляне, которые восстали против взимания чрезмерной дани. Вдова Игоря Ольга, княгиня Киевская (945—964) в 956 году жестоко расправилась с древлянами, однако установила нормы дани, время и места (погосты) ее сбора. Сын Игоря и Ольги князь Святослав Игоревич (964—972) значительно расширил границы государства, разгромил Хазарский каганат, Волжскую Болгарию, победил ясов и касогов, присоединил к Киевской Руси вятичей.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла во времена княжения Владимира Святославича (980—1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-54). Около 980 года Владимир захватил Полоцк, убил полоцкого князя Рогволода, а княжну Рогнеду Рогволодовну заставил стать своей женой. При нем почти завершено объединение восточнославянских земель, укреплено государственное управление, введено христианство как государственная религия (988—989). Он осуществил походы на ятвягов, присоединил к Киевской Руси т. н. Червенские города по Западному Бугу. При Ярославе усилились торговые, политические и культурные связи с Северным Причерноморьем, Византией, Ближним Востоком, Средней Азией, с прибалтийскими, скандинавскими и немецкими землями, с Польшей, Венгрией, Францией. Началось составление сборников законов — т. н. Русская правда. Однако, в конце его княжения наметились княжеские междоусобицы и распад Киевской Руси на самостоятельные государственные образования.

Причинами распада Киевской Руси были: дальнейшее развитие феодализма, усиление местной знати, экономическое и политическое усиление отдельных княжеств, стремившихся выйти из-под власти великого князя. В 1-й четверти XI века от Киева отделился Полоцк, пытались отделиться Новгород, Туров. Значительные усилия по прекращению междоусобной борьбы и объединения сил Руси против половцев приложили великий князь Владимир Всеволодович Мономах (1113-25) и его сын Мстислав Владимирович (1125-32). В 1116 и 1119 годах Мономах совершил походы против минского князя Глеба Всеславича и захватил его в плен. В 1127 году Мстислав организовал большой поход на Полоцкую землю с целью ее подчинения.

После смерти Мстислава Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества, наибольшие из них: Киевское княжество, Черниговское княжество, Смоленское княжество, Туровское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Галицкое-Волынское княжество и другие, Новгородская республика. Власть над ними киевских князей стала номинальной. Самостоятельным княжеством-государством продолжало оставаться Полоцкое княжество.

Обособленные княжества не смогли противостоять нашествию в 1230-е годы монголо-татар и большинство из них попало в длительную зависимость. Западные земли Киевской Руси вошли в Великое княжество Литовское.

Период расцвета Киевской Руси

Время перед правлением князя Владимира Мономаха историки условно делят на несколько этапов.

  • Святополк и Ярослав.
  • Княжение Ярослава Мудрого.
  • Одиннадцатый век. Триумвират Ярославичей.
  • Киевская Русь.12 век. Владимир Мономах.

Каждый этап выделяется благодаря важным для развития и становления государственности событиям.

Соперничество Святополка и Ярослава

Владимир Креститель умер в 1015 году, сразу в стране началась новая междоусобная борьба за власть между его сыновьями. Святополк Окаянный убивает своих братьев Бориса и Глеба, позже причисленных к лику святых, и захватывает киевский стол. После чего вступает в борьбу с Ярославом, правившим в Новгороде.

Борьба идёт с переменным успехом несколько лет и едва не заканчивается полной победой Святополка-Ярослав, который, в очередной раз изгнанный из Киева, отказывается от дальнейшей борьбы и собирается бежать «за море». Но по настоянию новгородцев за собранные ими деньги снова набирает наёмное войско и окончательно изгоняет Святополка, позже пропавшего без вести «между чехи и ляхи», из Киева

Княжение Ярослава Мудрого

После устранения Святополка в 1019 году борьба Ярослава за власть не была окончена. Сначала, по истечении полутора лет, произошла битва с племянником, полоцким князем Брячиславом, разграбившим Новгород. Позже он вступил в схватку с князем Тмутаракани Мстиславом. Пока Ярослав на севере подавлял восстание племён язычников, Мстислав попытался неудачно захватить Киев, после чего остановился в Чернигове. Произошедшее позже на берегу Днепра сражение с подоспевшим Ярославом окончилось для последнего сокрушительным поражением и бегством.

Несмотря на победу, Мстислав не имел сил для дальнейшей борьбы, поэтому инициировал подписание мирного договора, который разделил Русь по Днепру между двумя столицами, Киевом и Черниговом, в 1026 году. Договор оказался крепким, «дуумвират» братьев успешно просуществовал до 1036 года, когда после смерти не оставившего наследников Мстислава его земли перешли во владение киевского князя. Таким образом, Ярославом было завершено новое «собирание земель» бывших владений Владимира Великого.

На время правления Ярослава Мудрого приходится максимальный расцвет Руси. Были разгромлены печенеги. Русь была признана влиятельным государством в Европе, о чём свидетельствуют многочисленные династические браки. Был написан сборник законов «Русская правда», построены первые каменные памятники архитектуры, резко поднялся уровень грамотности. Расширилась география торговли, которая велась со многими странами от Средней Азии до Западной Европы.

После смерти Ярослава в 1054 году власть разделили трое его старших сыновей, правивших в Киеве, Чернигове и Переяславе. На это время приходится ряд русско-половецких войн, неудачных для русских князей. Состоявшийся в 1097 году съезд в Любече, разделив Рюриковичей на отдельные династии, стимулировал дальнейшую феодальную раздробленность, одновременно прекратив усобицы для борьбы с половцами.

Владимир Мономах и Мстислав Владимирович

В 1113 году начался киевский период правления Владимира Мономаха. Будучи тонким политиком, он с помощью компромиссов сумел на время своего правления приостановить неизбежный распад государства на отдельные княжества. Полностью распоряжаясь военным силами страны, он сумел добиться повиновения своевольных вассалов, на некоторое время ликвидировать опасность половецкого вторжения.

После смерти Мономаха в 1125 году его сын Мстислав продолжил политику отца. Годы правления Мстислава Великого были последними, когда Русь ещё оставалась единой.

Особенности экономического устройства Древнерусского государства в 9-12 веках

Киевская Русь является первым древнерусским раннефеодальным государством, которое образовалось в IX веке.

Если говорить об уровне экономического развития данного государства, то он соответствовал своему времени. Стоит отметить, что древнерусское государство в 9-12 в находилось в достаточно сложном положении, так как происходила раздробленность Руси.

Итак, давайте вернемся к экономическому механизму того времени, который представляли натуральные и полунатуральные хозяйства.

Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина

Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина.

Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме.

Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.