История казачества. донские казаки

Оглавление

Флаг донских казаков

Знамя донских казаков имеет многовековую историю. Сегодня это полотнище прямоугольной формы с тремя полосами: красного, желтого, синего цвета.

Впервые казачье знамя донских войск появилось в XVII веке, когда было пожаловано атаману царем Михаилом Федоровичем. Полотно было составлено из камки красного оттенка с синей опушкой, но по центру был нарисован двуглавый орел как символ империи.

Затем казаки Дона получили полотнище из рук Алексея Михайловича. Он даровал войскам грамоту за храбрость. Это знамя было малинового цвета, имело зеленую кайму, по центру по-прежнему размещали двуглавого орла.

Позднее были дарованы и другие знамена, но вид оставался неизменным. Образец знамени изменился, когда пришла Екатерина. Во второй половине 1746 года казаки получили полотнище с государственным гербом России, пальмовым венком и титулом императрицы по кайме.

Следующее изменение связано с кампанией против французов. Оно повторяло флаг, дарованный в 1799 году. Затем войска донских казаков поочередно обновляли знамена в честь Кавказской войны, Турецкой войны и трехсотлетия существования самого войска.

Современное развитие символики получило толчок после 1990 года, когда был созван съезд казаков. На нем было решено создать союз казаков области войска донского. Были разработаны символы, но официального утверждения их не было. Только в 2010 году президент России официально утвердил символику, сделал знамя Всевеликого Донского войска официальным.

Сегодня современный флаг представляет собой триколор. Каждый из цветов имеет особое значение:

  1. Желтый. Народы Калмыкии.
  2. Синий. Донские коренные казаки.
  3. Красный. Русские.

Издавна войско казаков Дона состояло из представителей этих трех народов, поэтому включение полос, предполагающих каждый отдельный народ, как бы является знаком уважения. Это стало напоминанием о том, что с самого начала своего существования казаки разных народов сражались рядом друг с другом.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как папаху, черкеску, бурку. Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Атаман казаков

Атаман — это предводительства всего казачьего войска, их старшина. Войскового атамана выбирали ежегодно на народном собрании — все казаки вставали в круг и голосовали за того или иного представителя казачества. Нередко выборы заканчивались другой — настолько ожесточенными были дебаты.

Атамана казаки выбирали путем голосования

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Вставая в круг, казаки обязательно снимали свои шапки — в знак уважения к выборам.

Так, первым атаманом всего Донского казачества считают Ивана Смагу Чертенского.

Войсковый атаман особой власти не имел, он лишь исполнял решения войскового круга. А если он принимал какие-то решения самостоятельно, его могли даже казнить.

Чаще всего атаман просто докладывал на общих собраниях положение дел в обществе, выносил какие-то вопросы на голосование. Он также участвовал в нем, но его голос имел столько же значения, сколько и голос обычного казака. С 1998 года атаманам присваивается звание казачьего генерала.

Многие атаманы вошли в историю не только казачества, но и России:

  1. Ермак. Неизвестно, как происходило бы освоение Сибири, если бы не он.
  2. Михаил Черкашенин — один из главных атаманов во времена Ивана Грозного. Именно он помог выиграть битву при Молодях в 1572 году.
  3. Наум Васильев — Донской атаман, помогал в успешном взятие Азова в 1637 году, держал его оборону от турок и татар.
  4. Матвей Платов — его знают и помнят во всем мире. Он возглавлял Индийский поход, а также ездил в Лондон для заключения мирного договора с Наполеоном. Он запомнился британцам тем, что его несли от кареты до храма на руках. Именно после визита Платова в Британии стало модным казачество.
  5. Степан Разин — о нем ходили мифы и легенды, которые сам атаман успешно поддерживал. Разин руководил восстанием казаков 1670-1671 года, ставшего одним из самых крупных за всю историю.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Терское.
  10. Уральское.
  11. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Казачьи войска

История казачьего войска началась когда беглые крестьяне и бродяги-одиночки стали объединяться в группы для организованных набегов и совместного проживания. Со временем они стали наниматься к правителям на службу в обмен на жалованье и еду. Официальной датой образования казачьего войска считается 1875 год — именно тогда был принят устав о воинской повинности Донского войска и юридически закреплен термин «казачье войско». До этого солдат называли иррегулярным войском.

Основными были следующие войска казаков:

  • Донское — самое многочисленное и значимое для Российской империи;
  • Черноморское — в него в основном входили бывшие запорожские казаки, которых по приказу Екатерины II переселили с берегов Днестра;
  • Кубанское — казаки Северного Кавказа;
  • Оренбургское — считалось вторым по старшинству после Донского;
  • Терское — в его состав входили представители разных народностей;
  • Уральское — до 1775 года называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева;
  • Забайкальское — официально образовано лишь в 1851 году приказом Николая I;
  • Сибирское — войско существует с 1582 года, когда Иван Грозный в награду за помощь Ермака в борьбе с Сибирским ханством дал его солдатам название «Царская Служилая Рать».

Российские казаки объединились в многотысячное войско

Представители реестровых войсковых казачьих обществ со всей России на учредительном заседании в храме Христа Спасителя утвердили создание Всероссийского казачьего общества. Главного атамана новой структуры будет назначать президент России, сообщает ТАСС.

За создание единой организации проголосовали 500 делегатов из всех казачьих войск. Свое решение они приветствовали возгласом «любо!».

По словам руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова общества объединились в войско численностью около 200 тысяч человек. Атаман кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Николай Долуда рассказал, что в правлении новой структуры будет 43 человека.

«Будет наказной атаман, который будет назначен указом президента России сроком на шесть лет. В структуру общества входят большой круг, совет атаманов, правление, совещательные органы и контрольно-ревизионная комиссия. У атамана будет первый заместитель, четыре заместителя, 13 отделов и три помощника; отделы будут заниматься взаимодействием с органами власти, СМИ, ветеранскими организациями, религиозными организациями», – отметил он.

Устав организации после его согласования в правовом управлении администрации президента представят на утверждение главе государства, затем направят в Минюст РФ для регистрации.

———————-

Особенности формы кубанского казачества

Как у любого другого казачьего объединения, имеется своя форма одежды у кубанских казаков. В ней нашли отражение не только сами казачьи традиции, но и влияние кавказских обычаев. Например, это черкеска, которую можно увидеть в знаменитом фильме, на концертной сцене, где выступают казачьи коллективы. Обязательна также папаха – она соединила в себе одновременно головные уборы горцев и традиционных запорожских казаков. Папаха называется «кубанкой», создается из овчины, с обшивкой галунами.

Современная форма кубанских казаков включает в себя:

  • папаху;
  • фуражку;
  • куртку;
  • пальто (для старших чинов);
  • китель;
  • шаровары и брюки;
  • рубашку с погонами,
  • кинжал на поясе.

Кстати, погоны кубанских казаков могут многое сказать о разнице казачьих званий. Так, младшие чины (от казака до старшего вахмистра) предусмотрены погоны синего цвета. У старших чинов погоны серо-серебристые. Различия обозначаются с помощью нашивок, звездочек.

Роль казачества в истории России

Сложно представить, какой была бы современная Россия без казаков. Они участвовали практически во всех войнах и сражениях со времён Ивана Грозного, защищали границы Российской империи от вторжения врагов, поднимали восстания, отстаивая свои права, а также права крестьян и простых рабочих.

Казаки помогали с освоением территорий огромной страны, заселяли ее, открывали новые земли. Нужно помнить о том, что Ермак, Хабаров, Дежнёв были яркими представителями казачества.

Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания.

Терских казаков

Терскими казаками изначально называли казаков, которые проживали на территории бывшей Терской области. Теперь этого деления не существует, но есть территории вдоль рек Терек, Сунжа. Эти земли находятся на Северном Кавказе.

После Перестройки казачество бывшего Терского района заявило о восстановлении. Столица казачества была выбрана единогласно. Ею стал Владикавказ. После этого терское казачество получило новое деление на 6 округов.

Начиная с 1991 года, среди терских казаков происходили этнические чистки со стороны чеченцев. Центр войск был смещен к Ставропольскому краю. После 2005 года возрождение казачества развернулось с новыми силами. К 2012 году общими усилиями организаторам процесса удалось в полной мере возродить терских казаков.

С 2006 года полотнище войска представляет собой прямоугольник синего цвета с серебряным шитьем. Именно поэтому в одежде используются черный и синий цвета.

Другие флаги

Особого внимания заслуживает знамя Забайкальского войскового казачества. Это формирование, которое было создано во второй половине 1655 года. Забайкальское войско изначально подчинялось Сибирскому атаману. За время существования казаки участвовали в многочисленных кампаниях, получали знаки отличия и являлись одной из самых надежных движущих сил.

Сегодня полотно официально утверждено президентом России. Это полотнище прямоугольной формы зеленого цвета с оранжевой каймой. Центр лицевой части украшен фигурой двуглавого орла с малыми и большой короной. На обороте нанесен символ казачества Сибирского общества.

Кубанское казачье войско – еще одно войско, заслуживающее внимания. Флаг состоит из трех полос и напоминает по типу полотнище, характерное для донских полков. Кубань стала центром казачества, начиная с давних лет. Это одно из самых старейших формирований с собственными принципами, устоями и традициями. Центр находится в Краснодаре.

Войсковое знамя кубанских полков – это прямоугольное полотно малинового цвета с синей каймой и зелеными углами. В центре изображен Спас Нерукотворный, по нижней кайме сделана надпись «Верою спасется Россия». На оборотную сторону нанесено изображение крепости, которая была выстроена казаками на берегах Азовского моря много веков назад.

Как на Руси появились казаки?

Существует несколько версий появления гордого народа, каждая из них имеет право на жизнь:

  • Казачество – это представители восточных племен (хазары, черкесы), осевшие на территории Руси;
  • Первые следы народности прослеживаются в истории тюркских империй, до момента зарождения славянской культуры. Ряд ученых в качестве достоверности данной теории приводит весомы довод: между словом «казак» и kazakh практически нет различий. Да и обозначают они одно и то же – «вольный кочевник»;
  • Также существует версия, что казачество – это представители беглых славян, заселивших пустующую территорию степи в Приазовье и Причерноморье. Произошло это примерно в пятнадцатом веке.
    В летописях Руси о казаках начали встречаться регулярные отметки в сороковых годах пятнадцатого века. Точно ответа на вопрос, как зародилась данная этническая группа до сих пор нет.

Почему казаки считают себя нацией

Стоит сразу задать вопрос: что такое национальность? Если объяснить простым языком, то этнос, как минимум, со своим языком, но большая часть казаков говорят на русском и украинском.

У нации есть своя территория, свой закон. Думаю, это и так понятно. Так казаки это нация или нет? Всё же нет. Ведь если рассмотреть происхождение казаков, то это потомки беглых крестьян, плюсом нескольких тюркских народов.

С точки зрения науки, казаки не могут являться отдельной нацией. Происхождение просто не позволит это признать. Ну никак. С точки зрения закона, такое вполне возможно.

Некоторые казаки считают себя отдельной нацией, ведь они были защитниками, первооткрывателями новых земель, когда осваивалась Сибирь, порой даже кровью. Но это уже ближе к сословию относится.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  • Амурское.
  • Астраханское.
  • Донское.
  • Забайкальское.
  • Кубанское.
  • Оренбургское.
  • Семиреченское.
  • Сибирское.
  • Терское.
  • Уральское.
  • Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
  • замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
  • шарованы широкие или узкие;
  • зимой женщины спасались жупейкой;
  • нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон «башлык».

18-19 вв.

После 1786 года территория донских казаков была официально названа землями Дона Войско и в 1870 году была переименована в Донскую Войско (русская: Областная Войска Донского) (в настоящее время входит в состав Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации). в составе Луганской области Украины).

В 1805 году столица донского казачества была перенесена из Черкасска в Новочеркасск (Новый Черкасск).

Донским казакам приписывают значительную роль в отражении Наполеоновского вторжения в Россию. Под командованием графа Матвея Ивановича Платова донские казаки участвовали в ряде сражений против Великой Армии. В Бородинской битве донские казаки совершали набеги на тыл французской армии. Платов командовал всеми казачьими войсками и успешно прикрывал отступление русской армии в Москву. Донские казаки отличились в последующих походах и приняли участие во взятии Парижа. Наполеону приписывают провозглашение: «Казаки — лучшие легкие войска среди всего, что существует. Если бы они были в моей армии, я бы прошел с ними весь мир».

В общей переписи 1884 года численность мужского населения донских казаков составляла 425 000 человек. Донские казаки были крупнейшими из десяти существовавших тогда казаков, обеспечивая более трети всего казачьего состава, доступного для военной службы.

Роль и место в истории страны

К началу двадцатого века в России насчитывалось почти три миллиона казаков, это более двух процентов всего населения. Они участвовали практически во всех важных для страны мероприятиях (усиливали границы, участвовали в военных походах, усмиряли народные бунты).

Во время Первой мировой войны казацкие войска проявили себя настоящими героями и по заверениям историков участвовали в Ленинском расстреле. После завершения революции часть казаков присоединилась к белогвардейцам, остальные выбрали большевиков.

Вольному народу пришлось пережить и неприятную процедуру расказачивания, у них отнимали привилегии, людей репрессировали, объединяли в колхозы. Традиционная форма казакам возвращена в период ВОВ, они проявили себя отважными бойцами. Двести шестьдесят два кавалериста из казачьего сословия получили звание Героя Советского Союза.

Участвовали казацкие войска и во Второй мировой войне. Забыв про прошлые обиды и отодвинув политические предубеждения, отважные бойцы встали на сторону СССР. Однако нашлись и те, кто перекинулся к фашистам, надеясь, что они свергнут коммунистов и вернут страну на прежний путь.

Современные казаки

Сейчас любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путём голосования.

Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же, чем и всегда — помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения.

Современные казаки

В каждом регионе России казаки по разному помогают властям поддерживать правопорядок. Например, в Омской области они следят за камерами на дорогах. В Ростовской области созданы специальные казачьи патрули и дружины. В Краснодарском крае казаки охраняют границы.

Однако подсчитать количество казаков оказалось довольно сложным делом. Известно, что в 1897 году на российских территориях проживало более 3 миллионов человек, которые относили себя к представителям казачества.

Спустя сто с лишним лет, в 2002 году, численность казаков уменьшилась до 140000 человек. Если верить статистике, 95 % из них проживали в южных регионах страны.

Результаты переписи населения в 2010 году спровоцировали скандал. Переписчики насчитали всего 67000 представителей казачества. Однако сами казаки заявили, что только в Ростовской области казаками себя считают свыше 600000 человек. Результаты переписи казаки потребовали считать недействительными, а работников обвинили в том, что они отказывались записывать людей как казаков, тем самым искажая данные статистики.

Все это спровоцировало волну митингов, целью которых было добиться признания казачества как отдельного народа.

Локальная победа

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки — это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.

Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство». На все вопросы эксперт ответил утвердительно.

Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение

Ситуация проясняется

В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что «антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции».

Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.

Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетический научный центр». Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.

Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.

Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.

Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.

Атаман: В России соединили 11 казачьих войск, которые и так уже были соединены

«То, что сегодня произошло, по сути никак не влияет на процессы в казачьем движении. Соединили 11 войск, которые были в реестре. Соединили то, что и так уже соединено», – заявил газете ВЗГЛЯД верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья Виктор Водолацкий. Так он откликнулся на создание Всероссийского казачьего общества.

«То, что сегодня произошло, не служит объединению казаков. Это касается только для тех, которые и так находятся в реестре, а это все 20%. Остальные 80% как были так и остались сами по себе», – сказал Виктор Водолацкий, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, бывший атаман Всевеликого войска Донского – сейчас верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья. Он добавил, что все 11 атаманов и так уже избирались казаками и назначались президентом.

«Они как были под одной системой управления, так и остались, просто создали механизм, который будет системно, постоянно управлять всеми 11 казачьими войсками. Раньше это было главное управление администрации президента по взаимодействию с казачеством. Сегодня пришли к другому формату, в рамках НКО создан штаб, но он никак не влияет на процесс объединения», ­– пояснил атаман.

Напомним, основной проблемой казачества в России считается раскол на реестровые войска и на казачьи общественные союзы.

«До сих пор не хватало ресурсно-исполнительной власти, до этого не было органа, который бы взаимодействовал с казачеством – Федерального агентства по делам национальностей, не было донского казака Игоря Баринова. Они появились и это произошло. Агентство как орган исполнительной власти, отвечающий за взаимодействие с казаками, теперь должен создать рабочую группу или экспертный совет, посадить за один стол реестровых и общественных атаманов, – и вернуться к единой форме управления. Когда-то она существовала в России. Это когда казаки живут на земле, в станице, на хуторе один атаман и все казаки ему подчиняются. Нужен государству казак на госслужбу? Атаман отправляет президенту лучших казаков. Нет службы? Казак возвращается на свою историческую родину, в свою станицу. Сегодня, наоборот – в каждой станице на 7 казаков 10 атаманов. Это неправильно», – возмущается депутат Госдумы.

«Федеральному агентству необходимо взять за основу историческое прошлое, переложить на сегодняшнее положение и создать этот механизм. Надеемся, что в ближайшие год-два это произойдет», – надеется Водолацкий.

Ранее во вторник газета ВЗГЛЯД сообщила, что на учредительном круге (заседании) в Храме Спасителя утверждено создание Всероссийское казачьего общества, в которое вошли представители 11 реестровых войсковых казачьих обществ, казаки Крыма и Севастополя, представители Союза казачьей молодежи и РПЦ.

Около 500 делегатов из всех реестровых казачьих войск единогласно проголосовали за создание общества и утвердили его устав и структуру. Решение приветствовали возгласом «Любо!», передал ТАСС. «При объединении всех реестровых войсковых казачьих обществ мы получим всероссийское казачье войско численностью около 200 тыс. человек», – сказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Атаман кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Николай Долуда пояснил, что во Всероссийском казачьем обществе будет правление из 43 человек и наказной атаман, который будет назначаться указом президента России сроком на шесть лет.

———————-

Парки в Каменске-Уральском отдали под охрану казаков. Вход с собаками будет запрещен

С сегодняшнего дня в Каменске-Уральском парк «Космос» и сквер Тимирязева, популярные места отдыха жителей города, будут охранять добровольцы из дружины «Казачья застава». Как сообщили Znak.com в пресс-службе администрации города, казаки не являются официальными охранниками, договоры с ними не заключали, вести надзор за порядком они будут вместе с патрульными полиции. Тем не менее средства из местного бюджета на их работу все же выделены.

«Добровольцы усилят наряды МВД, число патрулей увеличится. Пока по плану они будут выходить на дежурство три раза в неделю: в пятницу, субботу и во вторник. Контрактов с этим казачьем обществом на охрану парков у мэрии нет, но есть соглашение, по которому им предоставляется субсидия. В нее входит возмещение транспортных расходов, оплата за обслуживание счетов и даже зарплата дружинникам по расчету 100 рублей в час», — пояснили в пресс-службе.

Работу дружинников Каменск-Уральский субсидирует по муниципальной программе «Профилактика правонарушений на территории Каменска-Уральского на 2016–2018 годы». За последние 11 месяцев «Казачья застава» получила 122,6 тыс. рублей. В мэрии уже посчитали, что работа казаков эффективна. Так, в этом году они участвовали в охране 44 массовых мероприятий, получив «только положительные отзывы» от организаторов. По этой причине, как заявил замглавы города Денис Миронов, в 2019 году субсидии казакам увеличат до 340 тыс. рублей.

В парках дружинники будут следить за тем, чтобы люди не мусорили, не мешали отдыхать другим горожанам и не выгуливали собак. «Мы запретили входить в парк с собаками, скоро на территории установим предупреждающие таблички. У нас сейчас именно эти площадки наиболее благоустроенные, не хотелось бы, чтобы их загрязняли. Дружинники не нацелены непосредственно на собаководов, но, конечно, будут делать людям замечания, если увидят людей с животными», — сообщили в пресс-службе мэрии.

Иван Маслов