Происхождение донских казаков

Оглавление

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область— Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

В 17-м веке казачество сыграло большую роль в формировании антигосударственных движений. Есть ли такая опасность сейчас?

Ярослав Нилов: Казаки в принципе — это кто? Беглые крестьяне. Люди обозлённые, возмущённые, нашедшие в себе силы пойти против помещиков, власти. Радикалы-бунтари. Свободолюбивые люди. Я говорю только про кубанских казаков в революцию. Есть открытые исторические источники, в которых говорится о том, что казаки продавали Красной армии оружие, которым те убивали белых, а потом ещё и самих казаков. В современной ситуации ждать от казаков какой-то опасности не стоит, несмотря на их свободное волеизъявление и радикализм

Власть с ними работает осторожно, мягко, взвешенно.

Анна Каретникова: Нет, поверьте, если кто-то поднимется, то это точно будут не казаки. Они ни к какой оппозиции сейчас не имеют отношения. Для этого надо быть очень мощной структурой, и, во-вторых, — не созданной самой властью. А то в какую оппозицию тогда уходить?

Особенности казаков

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей. Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

Флаг донских казаков

Знамя донских казаков имеет многовековую историю. Сегодня это полотнище прямоугольной формы с тремя полосами: красного, желтого, синего цвета.

Впервые казачье знамя донских войск появилось в XVII веке, когда было пожаловано атаману царем Михаилом Федоровичем. Полотно было составлено из камки красного оттенка с синей опушкой, но по центру был нарисован двуглавый орел как символ империи.

Затем казаки Дона получили полотнище из рук Алексея Михайловича. Он даровал войскам грамоту за храбрость. Это знамя было малинового цвета, имело зеленую кайму, по центру по-прежнему размещали двуглавого орла.

Позднее были дарованы и другие знамена, но вид оставался неизменным. Образец знамени изменился, когда пришла Екатерина. Во второй половине 1746 года казаки получили полотнище с государственным гербом России, пальмовым венком и титулом императрицы по кайме.

Следующее изменение связано с кампанией против французов. Оно повторяло флаг, дарованный в 1799 году. Затем войска донских казаков поочередно обновляли знамена в честь Кавказской войны, Турецкой войны и трехсотлетия существования самого войска.

Современное развитие символики получило толчок после 1990 года, когда был созван съезд казаков. На нем было решено создать союз казаков области войска донского. Были разработаны символы, но официального утверждения их не было. Только в 2010 году президент России официально утвердил символику, сделал знамя Всевеликого Донского войска официальным.

Сегодня современный флаг представляет собой триколор. Каждый из цветов имеет особое значение:

  1. Желтый. Народы Калмыкии.
  2. Синий. Донские коренные казаки.
  3. Красный. Русские.

Издавна войско казаков Дона состояло из представителей этих трех народов, поэтому включение полос, предполагающих каждый отдельный народ, как бы является знаком уважения. Это стало напоминанием о том, что с самого начала своего существования казаки разных народов сражались рядом друг с другом.

Кто старше

В вопросе, кто главнее – Запорожье или Дон, решающим могло бы стать более древнее происхождение казаков. В летописях тех и других упоминают почти одновременно. В 1471 году о донских казаках упоминает «Гребенская летопись», которая пишет, что в верховьях Дона живет воинского чина народ христианский «зовомии казаци», которые встретили князя Дмитрия Донского иконами и крестами, поздравили «с избавлением от супостатов» и принесли дары.

Согласно данным украинского историка Натальи Николаевны Яковенко в это же время в Крыму впервые упоминаются запорожцы. О них пишут, как о стражниках, затем как о разбойниках, а позже – как о воинах, охранявших генуэзские колонии. Сообщают, что в 1474 году запорожцы «татарского цaрeвичa» Кaсимa ограбили караван генуэзцев.

Однако в XV веке в русских летописях встречаются даже «рязанские казаки» и «московские казаки». В Ермолинской летописи 1444 года «рязанские казаки» упоминаются в составе войска князя Василия Васильевича, которое напало на застрявшего в снегах под Рязанью чингизида Мустафу. Вооружены казаки были рогатинами и бегали на лыжах, то есть точно не были запорожцами.

В 1445 году казаки «из черкасы» участвовали в разорении города Лух ханом Казанского ханства Улу-Мухаммедом.

В Симеоновской летописи во время войны Москвы и Казанского ханства (1467—1469 гг.) встречается упоминание о московских казаках. Указывается, что Иван III «послалъ на Каму воевати местъ Казанскыхъ съ Москвы к Галичу, Руна с казакы…»

Как видите, найти, кто из казаков древнее, невозможно.

Есть ли у казаков «московские» корни?

3

Насчет «никогда» — это просто неправда. Донские казаки в знаменитой «Повести об Азовском осадном сидении», созданной в 1642 г., так высказывались о своей родословной: «Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…»

4

И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: «Повесть» передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких «редакциях») распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

В Ростове опубликовали неизвестные фотографии Первой мировой войны

Яицкие казаки в 1721 г. по прибытии «по войсковому делу» в Москву рассказывали: «В прошлых давних годах прадеды и деды… то есть первыя яицкия казаки, пришли и заселись здесь, на Яике-реке… собравшись русския с Дону и из ыных городов, а татара из Крыму и с Кубани и из других магометанских народов», а от начала «их заселения или, паче, на Яик-реку приходу ныне будет гораздо более двухсот лет»

5

. Казаки Терека в XVIII в. тоже говорили, что «начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов»

6

Эти факты давно известны профессиональным историкам и трактуются ими однозначно. А.Л. Станиславский подчеркивал, что в XVII в. казаки «осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России» («Московского государства»)

7

О.Ю. Куц обратил внимание на то, как остро реагировали донские казаки на «росхищенье» православного населения Руси во время татарских набегов, и, подчеркивая кровное родство с угоняемыми с русских земель в «бусурманское» рабство полоняниками, называли их «отцами своими, и матерями, и сестрами единоутробными»

8

. Это находило поддержку и понимание у московского правительства, хвалившего казаков за то, что они государю служат, «помня …свою природу»

9

. При исследовании на солидной документальной базе социально-психологического облика донских казаков XVII в. О.Ю. Куц приходит к заключению, что в общем и целом им было присуще сознание своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству и русскому населению

10

. «Будучи в массе своей выходцами из России, — пишет О.Ю.Куц, — казаки сохраняют сознание своей принадлежности к ней: донское казачье сообщество по своему мироощущению, зафиксированному как в казачьих войсковых отписках в Москву, так и в документах внутридонского характера… предстает перед нами в значительной мере как часть русского общества»

11

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?

В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.

Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.

Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.

Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.

По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.

Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.

Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.

Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.

В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.

Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.

Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.

Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

При первых Романовых: с крымчанами и поляками против России

Казачья общность изначально формировалась как скептически настроенная по отношению к Московии (равно как и к остальным державам региона). Изначально казаки были беглыми преступниками, крепостными или же просто искателями приключений, которые бежали из-под власти государств на вольные земли в поисках свободы. Процесс превращения казаков в верных защитников России занял не одно столетие. Например, в XVI-XVII вв., когда Запорожская Сечь стала геополитически значимым пространством, её взаимодействие с другими странами было достаточно прагматичным. Запорожцы служили тем, кто больше заплатит, и преимущественно пророссийской силой сегодня они нам кажутся из-за того, что чаще всего самыми щедрыми их спонсорами были московские цари.

Однако зачастую казаков покупали и поляки. В 1572 году король новообразованной Речи Посполитой Сигизмунд II создал «Войско его королевской милости Запорожское». В него вступили сначала 500, а потом 600 запорожских казаков, которые на автономных началах вошли в состав армии Речи Посполитой. Эти отряды участвовали в польской интервенции во время Смутного времени. А в начале XVII века они охраняли юго-восточные границы страны как от татар и турок, так и от русских. И только в середине XVII века запорожские казаки начали переориентироваться на служение Москве.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Терское.
  10. Уральское.
  11. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Основные казацкие соединения и их особенность

Казаки были грозной боевой силой, и Российская империя всячески поощряла распространение казацких объединений по всей территории государства. К началу XX столетия было сформировано 11 казацких войск. Численность превышала более 3 млн. человек вместе с семьями (2% населения страны). Самыми крупными считались Донские, Амурские, Сибирские, Кубанские казачьи войска. Учитывая, что казаки отличались повышенной боеспособностью и преданностью России, они принимали участие во многих военных конфликтах XVI – XX столетий. В мирное время они охраняли границы империи, поддерживали порядок в стране и заселяли окраины регионов государства, а с конца XIX столетия состояли в личной охране императора и всей императорской семьи.

Условия службы

За все время службы в казачьих войсках на действующей военной службе мужчина находился 4 года. Остальные годы казак числился на службе, но свободно проживал в станице и занимался обычными делами. Но в случае необходимости был мобилизован. Переход из одно разряда в другой происходил ежегодно в начале января.

После окончания всего срока службы казак мог перейти на государственную , войсковую или общественную службу. А также мог продолжать заниматься и другой деятельностью. Казакам разрешалось заниматься земледелием или торговлей. На государственную службу казак поступал в чине, который заслужил при службе в казачьем войске.

Для служилых казаков, получивших увечья в ходе военных событий или сборов и не имеющих возможности продолжить службу от государства назначалась пенсия. От общей воинской повинности освобождались казаки по физическим недостаткам или слабому здоровью.

При всех особенностях казачьего сословия для них не существовало льгот и привилегий, освобождающих от службы вовсе. По этой причине создавались льготные войска. В них зачислялись казаки из семей, где:

  • казак был единственным представителем мужского пола;
  • одновременно призывались несколько человек;
  • двое и более казаков уже находились на службе;
  • случился пожар не более чем 2 года назад;
  • пропал хлеб не более чем 1 год назад;
  • семья находится в бедственном положении.

Отсрочка на три года для прохождения службы могла быть предоставлена тем, чьи семьи переселялись на новые хутора и для окончания образовательного учреждения.

После призыва составлялись списки и определялось место службы. Жребий или выбор места не предоставлялся.

Но есть и другая точка зрения

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.

Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:

«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.

Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».

Отдельное государство

Казаки старались извлекать из этого прямую материальную выгоду. Представляя себя как защитников южных рубежей Московского государства, они требовали от царя регулярного жалованья оружием, порохом и деньгами. Для царей же был важен этот «санитарный кордон», предохранявший Россию от непосредственного соприкосновения с могучими южными соседями – Турцией и Персией.

Правда, иной раз донские казаки своей самостоятельностью приносили Москве немало внешнеполитических хлопот. Своими частыми набегами на Азов они сталкивали Россию с Турцией. Султанские министры жаловались московским послам: «Донских казаков каждый год наши люди побивают многих, а всё их не убывает… Если б прибылых людей на Дон с Руси не было, то мы давно бы уже управились с козаками».

Москва неизменно отвечала на это Турции: «Хотя бы турские люди донских козаков до одного человека побили, то наш великий государь вашему за то не постоит. Наш великий государь сам о том помышляет, чтоб козаков на Дону не было».

Появление казачества

Но если касательно названия ещё можно найти относительное единство учёных, то мнения о происхождении казачества строго разделяются на два направления.

Первая гипотеза о появлении казаков сложилась ещё в советские времена. Согласно ей, крестьяне и холопы, что были не в силах терпеть барский гнёт, вынуждены были бежать, превращаясь в “искателей воли”.

Историк А. В. Сопов указывает, что казаков не стоит отделять от русского народа, а необычные особенности их культуры объясняются постоянными военными походами и условиями жизни.

Вторая теория полностью противоречит первой. Её сторонники считают, что казаки начали формироваться как отдельный народ ещё в далёкой древности на основе скифских, туранских, аланских племён. За счёт взаимодействия со славянами они переняли многие черты, что превратило их культуру в поистине уникальное явление.

Немецкий историк Г. Штекль высказывает весьма спорную версию:

Михал Горсткин-Вывюрский «Казаки-разведчики»

Чувство свободы

Приходившие жить на Дон люди становились полноправными членами военизированной казацкой общины. Их новое гражданство и неприкосновенность защищалось древней формулой Донского войска: «С Дона выдачи нет!» Донское казачество было полностью самостоятельно в своих внутренних порядках, а чью-то власть над собой могло признавать только добровольно.

По-видимому, самым древним было подчинение казаков золотоордынскому хану, который по традиции именовался у русских и всех окрестных народов царём. После распада Золотой Орды возникло несколько царств: Казанское, Астраханское, Касимовское, Крымское, но постепенно над ними всеми возвысилось царство Московское, сумевшее в XVI веке снова собрать большую часть земель Улуса Джучи. Тем самым представление о верховном властителе перешло на фигуру московского царя.