Оглавление
Содержание Корана
Коран, будучи священным писанием одной из мировых религий, содержит все советы и наставления, необходимые мусульманину – там содержится ответ на любой вопрос, который может возникнуть в жизни правоверного. Прежде всего, Коран описывает абсолютную природу реальности, или Бога (Аллаха); мусульмане верят, что Коран является наиболее законченным вариантом представления этой реальности. Коран подчёркивает единую природу Бога, или доктрину tawḥīd, в словах: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (2:255–3:2). Бог является абсолютно трансцендентным и абсолютно неизбежным; его близость к людям утверждается в стихе: «и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50:16). Религия считается неотделимой от существования человека, она пронизывает изначальную природу человечества (Аль-Фитра).
Коран утверждает прямую связь между Богом и людьми, безо всякого посредничества в виде института священников; каждый мужчина и каждая женщина считается «наместником» Бога на земле. Несмотря на наличие такой связи, люди считаются забывчивыми созданиями, и поэтому им указано подчиняться божественным законам. Подчинению воле Бога придаётся первостепенная необходимость. Само название религии, Аль-Ислам, содержит арабский корень «слм» — «мир». Мужчины и женщины должны быть добродетельными, молиться, выполнять свой долг перед семьёй, обществом, и творением в целом.
Коран даёт определённые законы и юридические принципы, помогающие управлять Исламским обществом – например, закон о наследовании; Исламский закон в систематизированной форме известен под названием Шариат. Права считаются второстепенными по отношению к обязанностям личности перед Богом и творением. Коран утверждает баланс между правами и обязательствами личности и общества, в свете заповедей и законов Бога, а также между человеческим долгом перед Богом, и его долгом перед обществом и миром природы. К примеру, Бог предоставил людям свободу, но при этом они обязаны Богу молиться. Они имеют право на свою собственность, но только когда она не является общественной по своей природе. Общество в свою очередь должно заниматься защитой собственности своих членов. Люди могут использовать различных живых существ, но при этом должны защищать животных, растения, и не расточать природные ресурсы.
Коран подробно описывает космос и мир природы. Ни одно священное писание, не говорит так часто о природе, как это делает Коран. Природные феномены называются в нём айаты, или божественные знаки – нечто похожее можно найти и в христианстве (vestigia Dei).
Одной из основных идей Корана является значение этического действия в борьбе между добром и злом. Все действия человека ведут к каким-то последствиям для его души за пределами земного существования, и поэтому обсуждение добра и зла является неотделимым от эсхатологии
Фактически даже можно сказать, что проблемы эсхатологической реальности, в том числе яркие описания жизни в раю и аду, являются очень важной частью содержания Корана. Некоторые ранние суры, открытые Мухаммеду (в тексте Корана их можно найти в конце), рассказывают именно о Последнем Дне, и других эсхатологических проблемах
Ранние суры, надо заметить, появляются только в конце Корана; все суры, после первой, расположены в тексте в зависимости от их длины, а не хронологии их раскрытия.
Коран утверждает, что вера в Бога является ключевой составляющей всех аутентичных религий. При этом слово «религия» используется в Коране чаще всего в единственном, а не множественном числе. В то же время говориться о том, что не существует таких народов, которым бы Бог не передал в той или иной форме своё послание, и упоминает в этом отношении имена некоторых иудейских и христианских пророков. Мусульмане, следовательно, принимают Тору, Евангелия, и другие книги. Коран отрицает божественное происхождение Христа, но при этом принимает чудо его рождения и особую роль среди пророков. Коран утверждает, что среди всех других религий ближе всего к Исламу является христианство.
А
- Абдуллах (на арабском عَبْدُ الله)- имя раба Аллаха или раба Божьего. Слово состоит из части слова «абд», производного от корня айн-ба-даль или ибада, что значит «поклонение» и имени Всевышнего. В данном случае имеется в виду «раб» в значении «поклоняющийся», «служащий Богу». Отличается от слов «ракык» или «мамлюк», которые как раз употребляются в значении раба, как «несвободного, находящегося в рабстве».
- Аврат или Аурат (на арабском عورة) — обозначение частей тела, которые следует прикрывать от чужих взглядов. Для женщины ауратом будет считаться полностью тело, исключая кисти рук и овал лица, а для мужчины – это всё что между пупком и коленями. Также могут употребляться словоформы «гаурат» и «аура», а также некоторые другие.
- Азан (на арабском أذان) — провозглашаемый муэдзином призыв к молитве.
- Акида, Акыда (на арабском عَقِيدَةٌ) — «Верить во что-либо твердо». В исламской терминологии используется как обозначение комплекса мусульманских вероубеждений.
- Акика — «Перерезание». Речь идет о принесении одного-двух баранов как жертва в благодарность Богу за рождение ребенка.
- Алим — переводится «ученый» или «знающий». Так называют ученых-мусульман, занимающихся различными науками.
- Алла́х — прямая транслитерация араб. слова со значением «Бог», но в арабском языке само значение слова «Бог» гораздо глубже и шире, чем в русском языке: термин «Аллах» переводится как «Единственный Бог» или «Единый». Для употребления слова «бог» в значении «божество» или других возможных значениях применяется «илях». В Коране и хадисах употребляется как первое из девяноста девяти имен Аллаха.
- Аль-Китаб — так именуют Коран или Священную Книгу, которая была ниспослана Господом. В русском языке использование термина «китаб» вместе с артиклем «аль» часто указывает именно на значение «Священный»: Священный Коран.
- Аманат — надежность или хранение в широком смысле этого слова, то, что Бог вверил, доверил, поручил на хранение людям.
- Ансары — дословно переводится как «помощники». Так именуют коренных жителей Медины, ставших подвижниками Мухаммада и обратившихся в ислам.
- Аср — время после полудня, когда следует читать намаз аср. Такое название носит сто третья сура Корана.
- Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух — «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение». В исламской терминологии так звучит форма приветствия (одна из форм) среди мусульман.
- Ахль аль-Байт — так называют жен Пророка Мухаммада ﷺ и его членов семьи, и дословно термин переводится как «люди дома».
- Ахлю сунна валь джамаат — так именуют мусульман-суннитов, которые следуют пути Пророка ﷺ и мнению авторитетных ученых-богословов мусульманской общины. Переводится как «люди Сунны и общины».
- Ахлю-ль-китаб — так именуют Людей Писания (дословно – «люди книги»), из числа христиан и иудеев, которые являются наследниками тех людей, которым были переданы пророками священные Писания Таура, Инджиль и Забур.
- Ахират — название вечной загробной жизни, которая наступает после смерти, когда человек попадает либо в рай, либо в ад.
- Ахляк или ахлак – так называют исламскую этику, нравственность.
- Аятолла — религиозный шиитский титул, которого удостаиваются эксперты в исламоведении, философии, этике или юриспруденции. Дословно переводится как «знамение Аллаха».
- Ахшам или акшам намаз — с тюркского языка — магриб-намаз, вечерний намаз.
- Аят или айат в переводе — «знамение», «чудо» или «знак». Стих Корана, его мельчайшую структурную единицу. В более широком смысле аят может называть события и процессы, которые подчинены определенным закономерностям, над сущностью которых призывает поразмышлять Коран, чтобы человек смог осознать, что все эти процессы и события не возникают и не происходят из ничего. Тем самым аяты представляют собой знамения, которые подтверждают само существование Всевышнего.
Откуда взялись курайшиты
История этого древнего племени имеет прямое отношение к исламу. На протяжении столетий все аравийские племена не реже одного раза в год совершали паломничества к пантеону Мекки. Центральным божеством святилища Каабы являлся Хубал — главный покровитель племени курайшитов, также бог светил ночи и дня, бог войны.
Представители этого племени происходят от правнука Измаила Курайша, который и дал название всему роду. Кочевники племен курайшитов в V веке становятся хранителями Каабы. Они осуществляют четвертую реконструкцию в истории этой святыни. Курайшиты, владея Каабой, не препятствовали установлению другими племенами своих идолов в святилище, усиливая таким образом его духовную значимость для арабов и одновременно с этим свой авторитет.
Идейные течения Ислама
С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:
- К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
- Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
- К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
- Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.
Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.
Краткая история Ислама
Возникновение самой молодой из мировых религий относится к эпохе раннего Средневековья. Ислам появился и получил развитие на Аравийском полуострове под влиянием доисламских древних культур и верований. Основателем данной религии считается пророк Мухаммед. Впервые он выступил с призывной речью в 610 года в Мекке. Мусульмане всего мира считают этот год периодом зарождения ислама, хотя ни первая, ни последующие речи пророка не имели силы.
Изначально последователей новой религии было очень мало, а вот противников было предостаточно, особенно в правящих кругах. В 622 году Мухаммед был вынужден покинуть Мекку и перебрался в Медину. Идеологическая атмосфера в новом городе была подходящей, поэтому его проповеди нашли поддержку. Проповеди того периода принято называть «мединскими сурами». Основной группой последователей стали племена ауса и хазрадж. Приняв ислам, они продолжали распространять свою веру на Аравийском полуострове даже после смерти пророка.
На развитие ислама во многом повлияли христианство и иудаизм. Среди исламских пророков был и Христос, считающийся непосредственным предшественником Мухаммеда. Однако звали его не Иисус, а Иса. Вскоре после смерти Мухаммеда в исламе появилось новое направление — партия шиитов, которая откололась от основного течения ислама. Тогда ортодоксальные мусульмане стали называть себя суннитами. В этот период Аравийский полуостров охватили восстания.
Одним из наиболее жестоких и воинственных движений руководил лжепророк Мусайлима. Остановить это движение смог один из верных сподвижников Мухаммеда — Халид ибн аль-Валид. Таким образом, антиисламское движение на полуострове было ликвидировано. В продолжение своего развития, в VII веке ислам распространился в Египте, а халифат нанес сокрушительные удары по своим главным противникам, то есть по Византии и Ирану. После убийства преемника Мухаммеда трон перешел к династии Омейядов, а центр халифата перешел в Дамаск. Медина и Мекка утратили былую мощь.
На этом распространение ислама не закончилось. В VIII веке в результате арабских завоеваний, он просочился во многие области Ближнего и Дальнего Востока, а также в некоторые части Азии и Африки. Продвигаясь вглубь Пиренейского полуострова, арабы встретили мощное сопротивление. После битвы под Пуатье они вынуждены были отступить. В конце VIII — начале IX века развился суфизм — новое мистическое течение в исламе. На протяжении 2-3 веков арабы владели Сицилией, но были изгнаны северянами.
В X веке власть халифата сконцентрировалась в руках «эмира аль-умара», который также являлся главнокомандующим армией. Он руководил почти всеми государственными делами, но религиозная власть оставалась у халифа. В этот же период, получив самостоятельность, многие эмиры отделили свои государства от халифата. К концу XX века число последователей ислама перевалило за 900 млн. человек. Сегодня в странах с преобладающим населением мусульман государственной религией является ислам.
см. также:Все краткие истории государств, городов, событий
Причины разногласий между шиитами и суннитами
Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.
Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.
По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.
Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).
Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.
О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.
Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.
Как укрепить иман?
Иман — это убеждения, слова или дела, которые держат человека в рамках Ислама и приближают его к Аллаху. Иман состоит из основной неделимой части, исчезновение которой делает человека кафиром, и из ответвлений, которые делают иман человека более полным.
Исходя из этого становится очевидным, что иман имеет свойство увеличиваться и уменьшаться.
Так каким образом мы можем укрепить свой иман? Поскольку он состоит из 3-х вещей: убеждений, слов и дел, — то и укреплять его можно по каждому из трех направлений.
Так, изучая Кур’ан и Сунну более детально, мусульманин узнает и берет себе в убеждения всё больше подробностей относительно Аллаха, ангелов, писаний, пророков, предопределения, веры в Судный День и других вещей, которые мы можем узнать только из Откровения.
Посредством новых убеждений, мусульманин начинает лучше осознавать величие Аллаха, начинает больше любить и бояться Его, становится более полноценными надежда и упование. В качестве примера можно привести аят:
وَمَا أَدْرَاكَ مَا سَقَرُ
لَا تُبْقِي وَلَا تَذَرُ
لَوَّاحَةٌ لِّلْبَشَرِ
عَلَيْهَا تِسْعَةَ عَشَرَ
وَمَا جَعَلْنَا أَصْحَابَ النَّارِ إِلَّا مَلَائِكَةً وَمَا جَعَلْنَا عِدَّتَهُمْ إِلَّا فِتْنَةً لِّلَّذِينَ كَفَرُوا لِيَسْتَيْقِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا
В этих аятах Аллах связывает более подробное знание об Аде с увеличением имана.
В другом аяте Господь Миров говорит:
وَإِذَا مَا أُنزِلَتْ سُورَةٌ فَمِنْهُم مَّن يَقُولُ أَيُّكُمْ زَادَتْهُ هَذِهِ إِيمَانًا فَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا فَزَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَهُمْ يَسْتَبْشِرُونَ
Из этого аята мы делаем вывод, что чтение и изучение Кур’ана также увеличивают иман мусульманина.
На это же указывает и известный хадис, который рассказал Ханзаля аль-Усаййиди, что однажды он, вместе с другими сподвижниками пришел к пророку и сказал:
«О Посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию. Когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنْ لَوْ تَدُومُونَ عَلَى مَا تَكُونُونَ عِنْدِي، وَفِي الذِّكْرِ، لَصَافَحَتْكُمُ الْمَلَائِكَةُ عَلَى فُرُشِكُمْ وَفِي طُرُقِكُمْ، وَلَكِنْ يَا حَنْظَلَةُ سَاعَةً وَسَاعَةً، ثَلَاثَ مَرَّاتٍ
«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки (, где бы вы ни были — ) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время», — повторив (эти слова) трижды (Муслим 2750).
В целом же справедлива следующая формула: иман увеличивается при послушании Аллаху (размышление над Кур’аном и Сунной, выполнение приказов Аллаха и оставление того, что Он запретил) и уменьшается при Его ослушании (при совершении грехов).
Чем более старательно мусульманин старается поклоняться Аллаху, тем больше Он увеличивает его приверженность прямому пути. Верно и обратное: чем более небрежен мусульманин к своей религии, тем больше грехов он совершает и тем слабее становится его иман.
Доказательством этому служат аяты:
وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْوَاهُمْ
فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ
Д
- Даават — в дословном переводе — «призыв». Дааватом называют прозелитизм, приглашение или призыв в Ислам, к Исламу.
- Джазакаллаху хайран — с араб. — благодарное пожелание «Да вознаградит тебя Аллах благом». Это выражение используется в знак благодарности кому-то за оказание помощи или совершенное доброе дело.
- Джамаат — название в совокупности группы людей или общины, а также общества или коллектива.
- Джамаат намаз — намаз, совершаемый в джамаате, то есть коллективно.
- Джаннат — с араб. — «сады, сад». Используется для названия райского сада, куда попадут после Судного дня или киямата праведники и употребляется наряду с такими синонимами как аль-фирдаус, ‘иллиюн и ан-на‘им, чаще употребляется в значении «рай». С ним связано несколько устойчивых словосочетаний: джаннат ан-на‘им (сады благодати), джаннат ‘адн (эдемские сады), джаннат аль-фирдаус (райские сады), джаннат аль-хульд (сад вечности), джаннат аль-ма’ва (сады пристанища) и джаннатун ‘алия (сад возвышенный).
- Джанаба — с араб. — «осквернение». В исламской терминологии используется для обозначения ритуальной нечистоты, состояния полового осквернения, наступающего после поллюции в состоянии сна или после полового акта, а также при менструальном или послеродовом кровотечении. Состояние джанабы требует большого очищения, гусля.
- Джибриль — с араб. — «могущество Бога» или «человек Бога». Используется для обозначения ангела, который отвечает за передачу сообщения откровений Аллаха его пророкам.
- Джизья — в дословном переводе — «дань». Подушный налог, который взимается с немусульманских взрослых мужчин, которые проживают на территории мусульманского государства. Тот, кто платит джизью, освобождается от службы в армии.
- Джинн — творения, которых Всевышний создал из огня. Невидимые разумные сущности, которые живут параллельно с людьми. Этим существам Богом был дарован разум, свобода выбора, поэтому среди джиннов могут быть и мусульмане, которые уверовали и покорились Единому Богу, и неверующие, ослушавшиеся и возгордившиеся – шайтаны.
- Джихад — с араб. — «усилие», «усердие». Используется для обозначения борьбы за веру, усердия и приложения искренних усилий для совершения благих дел. Также означает борьбу с нафсом, противостояние несправедливому правителю с помощью сказанного слова истины, в том числе и вооруженное противостояние агрессору и угнетателю.
- Джума — используется как часть терминов для обозначения пятницы и отношения к пятничной молитве: пятничная молитва — «джума намаз», «мечеть для пятничной молитвы» — «джума мечеть».
- Духа — в переводе — «утро». Используется для обозначения утреннего времени, в которое совершается утренний намаз, являющийся необязательным.
- Джуз — с араб. — «доля» или «часть». Используется для обозначения одной из тридцати частей Корана.
- Дуа или дога – означает молитву, мольбу к Богу.
- Дунья — этап жизни человека, проведенный на земле, в материальном мире.
Распространение религии
Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно. Но постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира — Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.
Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия
4-й столп. Соблюдение поста в Рамадан
Четвертым столпом Ислама является соблюдение поста в месяце Рамадан. Пост, согласно Шариату, – это воздержание в течение светового дня, то есть от рассвета до заката солнца, от всего того, что нарушает его. Пост нарушают, к примеру, прием пищи и питья, половые отношения, рвота, попадание внутрь человека чего-либо видимого и т. п.
Соблюдение поста оберегает человека от грехов, приучает к богослужению, способствует противостоянию страстям и похоти, приносит пользу для здоровья: лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки, а также содействует развитию у человека чувства жалости и сострадания по отношению к бедным. Одному лишь Аллаху известно, какое вознаграждение ждет постящегося человека. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что у Рая есть особые врата, которые называются “ар-Раян”, через которые в Рай войдут только постящиеся. И они непременно увидят Всевышнего Аллаха в награду за соблюдение поста.
Если человек пропустит один обязательный пост, не имея на то шариатской причины, то вред, который тем самым он нанесет себе, он не в состоянии возместить, даже если будет поститься в течение всей жизни. Помимо обязательного поста в месяце Рамазан, существуют и желательные для соблюдения поста месяцы и дни, за которое предусмотрено особое вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Также у поста есть действия, являющиеся суннами и адабами, и если стараться усердно соблюдать их, то за это тоже Всевышний одарит мусульман благим воздаянием.
Человек, который постится, должен уделять особое внимание остережению от грехов своих глаз, ушей, языка и других органов тела. Если не оберегать части тела от запретного, то мы не получим за пост вознаграждения, хотя обязанность по посту считается выполненной
НРАВСТВЕННОСТЬ
- Как стать благодарным?
- Религия – это искренность
- Мусульманин не вмешивается в то, что его не касается
- Я мусульманин
- Почтительность к родителям
- Ислам обязывает мужа хорошо относиться к своей жене
- Искреннее покаяние
- Проблема негативного отношения к Исламу
- Советы: как сдержать гнев
- Не отчаивайтесь в милости Аллаhа!
- Любовь к Посланнику Аллаhа, да благословит его Всевышний Аллаh и приветствует!
- Хадис: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое…»
- Облегчите свое сердце — думайте о людях хорошо
- Обанкротившийся в Судный день
- О сдерживании гнева
- О проявлении терпения
- Ихсан
- Говори благое или молчи
- Благой нрав
- Благодарность — одна из основ нравственности
- Благо Корана и нрав мусульманина
- Богобоязненность
- Про скромность
- Виды скромности
- Знание — причина терпения
- Благодарность Аллаhу
12.12.2017
Хуситы (зейдиты, джарудиты)
Что обозначает название
Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.
Когда возникло
Учение зейдитов — VIII век, джарудитов — IX век.
Хуситы — движение конца XX века.
Сколько приверженцев
Оценочно около 7 миллионов.
Основные районы проживания
Йемен
Идеи и обычаи
Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.
Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы — современная организация зейдитов-джарудитов.
Численность мусульман
В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).
По состоянию на начало года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман .
Дети Авраама
Один из авторитетнейших источников религиозных знаний — Библия — свидетельствует о том, как в мировой истории появилось племя, духом которого стал ислам. Возникновение нового этнокультурного явления напрямую восходит к древнему праотцу Аврааму.
История повествует о том, как у дубравы Мамре в Палестине ему явился Бог в образе Трех Ангелов. Небесные вестники сообщили о его особой миссии. Авраам должен был сохранить и передать потомкам истинные религиозные знания. Кроме того, было обещано, что от него произойдет великий народ. Патриарху на тот момент было восемьдесят шесть лет, его жена Сарра была на десять лет моложе.
Сомневаясь в том, что преклонного возраста Сарра способна к деторождению, и боясь не исполнить Божие веление, Авраам произвел сына от наложницы Агарь. В древние времена это было весьма распространенным явлением. Родившегося от служанки ребенка назвали Измаил, что на древне-арамейском языке означало «Да услышит Бог». Только через четырнадцать лет у Авраама и Сарры появился общий ребенок. Нарекли его Исааком.
Влияние ислама на культуру
Средневековый Восток открыл миру целый пласт культуры, прочно вошедшей в повседневную жизнь. Во время крестовых походов европейцы познакомились с обычаями и традициями, какие ранее им были неведомы:
- Европа, подражая восточным обычаям, переняла нормы гигиены.
- В язык прочно вошли арабизмы: кофе, магазин, сироп и т.п.
- Западноевропейские врачи изучали медицину по трудам Авиценны.
- Мавританский стиль в архитектуре, который возник благодаря арабам, и сегодня восхищает ценителей архитектуры.
Объяснение привлекательности ислама для вновь обращенных, следует искать в его традициях и принципах. Их строгое соблюдение привносит в жизнь порядок и стабильность, делает ее упорядоченной и предсказуемой.
История мусульманских государств
Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.
Ислам начал свою историю на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, когда Пророк Мухаммад ﷺ передал людям божественное откровение в виде Священной Книги Коран. Последователями Пророка ﷺ было создано небольшое государство-мусульманская община. После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, который стал первым правителем исламского государства, халифами становились его сподвижники – первые четыре халифа получили среди мусульман прозвище «праведные халифы», и уже в период их правления территории халифата включали Египет и Сирию, всю Саудовскую Аравию, Ирак и частично Иран. Дальнейшее расширение Халифата положило начало формированию разных исламских доктрин и религиозно-политических течений: ислам разделился на суннизм, хариджизм и шиизм.
Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.
К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.
После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.
Принципы учения Ислам
Все принципы Ислама, как божественного и запредельного учения, как мы уже упоминали, передавались Ангелом Джабраилом великому пророку Мухаммеду в течение целых 23 лет, в виде Откровений. При этом отмечается важный факт, что сам пророк до этого читать и писать не умел, как и многие в те времена, поэтому даже физически не мог выдумать такого огромного количества информации, переполненной важными деталями, которые до сип пор обсуждают даже некоторые современные ученые.
И поэтому для всех мусульман Коран – это практически родословная великого Бога Аллаха. И конечно, как считают все мусульмане — это великая честь служить, почитать и изучать как Священный Коран, так и Самого Вездесущего и Всезнающего Аллаха.
Ну а основные принципы ислама заложены в Коране в виде предписаний шариата (переводиться слово шариат как «свод правил»). В этом своде правил можно выделить 5 основных действий, которые должен выполнять каждый мусульманин.
Принципы и правила Шариата в Исламе
Шахада – каждый, кто принял ислам, должен иметь крепкую веру в Единого Аллаха и пророка посланного им Мухаммеда
- Во-вторых, Намаз – это 5 молитв, которые нужно выполнять ежедневно в строго определенное время.
- В-третьих – это Ураза, то есть строгий пост во время Рамадана.
- Четвертое – Закят, который гласит что все взрослые мусульмане должны платить налог или милостыню, для очищения и принятия Богом.
- И пятое – это Хадж, про который многие, наверное, слышали. Каждый мусульманин должен совершить священное паломничество в Мекку, родину Мухаммеда и всего ислама, независимо от той страны в которой он живет.
Прогнозируемые демографические изменения
Исследование Pew Research в 2015 году показало, что ожидается, что мусульманское население будет расти вдвое быстрее (70%), чем население мира к 2060 году (1,8 миллиарда в 2015 году до 3 миллиардов к 2060 году). Этот ожидаемый рост намного больше, чем у любой другой религиозной группы. К 2030 году мусульмане, вероятно, будут составлять примерно 25% от общей численности населения мира. Этот ожидаемый рост объясняется тем, что мусульманские семьи, как правило, имеют больше детей, а также тем фактом, что у мусульманского населения самый молодой средний возраст из всех религий. Кроме того, улучшение условий здравоохранения в странах с мусульманским большинством в настоящее время увеличивает продолжительность жизни и снижает детскую смертность, что, если тенденции сохранятся, также будет способствовать росту мусульманского населения в большей степени, чем любая другая религиозная группа. Однако эти тенденции характерны не для всех регионов. Фактически ожидается, что рост мусульманского населения замедлится в Азии , Африке и на Ближнем Востоке из-за более низкой рождаемости.
Ожидается, что наибольший прирост мусульманского населения будет на Ближнем Востоке и в Африке . Кроме того, к 2030 году прогнозируется , что Пакистан станет страной с самым большим мусульманским населением. Ожидается, что число мусульман вырастет до 8% (52,8 миллиона) от общей численности населения Европы , и этот рост, как ожидается, будет самым большим в странах Западной Европы. . Однако в России будет самое большое количество мусульман в Европе. Ожидается, что большинство этих изменений будет связано с иммиграцией.
В Северной и Южной Америке , Канаде «s мусульманское население , как ожидается , возрастет до 6,6% и США » до 2% к 2030 г. Это увеличение, как и Европа, как ожидается, будет в основном за счет иммиграции.