Оглавление
Феофан Грек (около 1340 — около 1410)
На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека.Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.
Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.
Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.
Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия — к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.
Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.
Иконопись – истоки традиции
История образа как культового предмета чрезвычайно древняя и уходит своими корнями ещё в эпоху зарождения христианства. Первые иконы ручной работы были чрезвычайно похожи на портреты, которые писались во времена римской империи. Они являли собой небольшие дощечки, на которых рисовали лица умерших людей. Эти картины отличались живостью, яркостью, чувственностью. Их клали на саркофаги и гробницы, чтобы живые могли почувствовать связь поколений, сопереживание к тем, кто уже отошёл.
Постепенно иконопись развивалась, возникли канонические требования к образам. Это произошло уже в эпоху существования Византии – одной из величайших мировых держав, чей расцвет пришёлся на V-Х века. В иконах, написанных византийскими мастерами, можно проследить синтез, смешение культуры Востока и Запада. Это неудивительно, ведь это государство вобрало в себя все ценности, обычаи и ритуалы Древней Греции и Египта, Палестины и Закавказья, Сирии и Ирана.
Христианство на Руси, даже в ту пору, когда оно только зарождалось, уже имело некоторые специфические особенности, отличающие веру древних славян. Как известно, в каждой религии должен быть некий материальный объект, символ, который служил бы для верующих как напоминание, прообраз духовной сути. Для язычников такими объектами были изваяния божеств в их пантеонах, для христиан им стала икона. Поэтому, хотя иконы на Руси и похожи на византийские образцы, всё же мастера старались внести в них и национальный колорит.
Благодаря ассимиляции творческого наследия Византии мастера Киевской Руси отличались чрезвычайно развитым умением иконописи, необычным для Средних веков. Образа, написанные украинскими мастерами, сразу видны по их теплоте, искренности, обращённости к жизни и личности святого. Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку.
Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.
Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.
Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».
С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».
К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.
И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.
Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.
Но все же сам образ остался почти прежним.
Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.
Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.
Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.
Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.
Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.
И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.
Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.
Гурий Никитин (1620 — 1691)
Живописец Гурий Никитин был одним из известнейших мастеров фрески и иконописи в 17 веке. Где и кого учился художник своему мастерству неизвестно.
В 1670-х гг. он работал в Москве, где и стал жалованным иконописцем. Искусствоведы предполагают, что его кисти принадлежит роспись в следующих храмах:
- Крестовоздвиженском соборе в Романове;
- Архангельском соборе в Московском Кремле;
- Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
и некоторых других.
Феофан Грек (14-15 вв.)
Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.
Кто такой Андрей Рублев
Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году
Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны
Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.
Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru
Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.
Покров Святой Сергий Радонежский | Автор: неизвестен
Согласно летописным источникам, Сергий Радонежский жил в 14 веке, он славился своим милосердием, добротой и любовью по отношению к русскому народу. О чудесах, творимых им, ходит много легенд.
К этому святому обращаются с молитвами в следующих случаях:
- при боли душевной и телесной;
- при финансовом неблагополучии и голоде;
- чтобы усмирить гордыню;
- при нападении нечистой силы;
- при скандалах, неурядицах, семейных ссорах
и в некоторых других ситуациях.
Первый образ иконы Покров Святой Сергий Радонежский был вышит на покрове вскоре после его смерти. Он датируется первой четвертью 15 века. Есть предположение, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое свершилось в 1422 году.
Работа иконописца
В иконописном ремесле много своих особенностей и секретов. Если икона пишется на доске, то поверхность подготавливают, грунтуют.
Затем намечают рисунок. Для этого существует несколько способов, самый легкий из которых и скорый состоит в «припорошке»- в накладке на грунт листа бумаги с рисунком, где по контурам пробиты ряды дырочек и в набивании через эти дырочки порошка какой-либо (обыкновенно красной) краски.
Теперь мастер золотит листовым червонным золотом венцы, фон и все что требуется, и приступает к работе красками.
В сути сюжета тоже свой порядок и свои термины: «доличное»- это ризы, палаты, деревья, скалы и другие принадлежности образного пейзажа. После уже пишут телесные части фигур и лики.
Освещенные места и блики как в одеждах, так и в других принадлежностях доличного, иногда «пробеливаются», т.е. обозначаются золотыми штрихами, для чего употребляется, так называемое «твореное» золото.
Спас Ярое око. Середина — вторая четверть XIV века
Когда живопись иконы вполне окончена, и на ней сделаны (киноварью или другой краской и накладным золотом) надлежащие подписи, она покрывается олифою — особым родом масляного лака, сообщающим её поверхности блеск и большую прочность.
Во времена Куликовской битвы Андрей Рублёв был членом княжеской артели мастеров
Косвенные сведения из разных источников говорят о том, что будущий знаменитый иконописец уже во времена Куликовской битвы в 1380 году был членом княжеской артели мастеров.
Эта артель занималась строительством и украшением храмов и монастырей. Она не жила постоянно на одном месте, а переходила из города в город.
Благовещенский собор Московского Кремля. Андрей Рублёв. Икона «Преображение», 15 век. Первое упоминание об Андрее Рублёве в русской летописи относиться к 1405 году
К сожалению, древние русские художники свои иконы не подписывали и не датировали их. Поэтому жизненный путь Рублёва можно проследить только по скудным сведениями, сохранившимся в летописях. При этом такие сведения противоречат друг другу.
Андрей Рублев. Святая Троица. XV век.
Андрей Рублев. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Icon-art.info.
Перед нами трое Ангелов. Они сидят вокруг стола, на котором стоит лишь одна чаша. Позади ангелов высятся скала, дерево и здание.
Этот канонический образ возник на основе ветхозаветного сюжета «Гостеприимство Авраама».
Авраам со своей женой Саррой встретили трёх странников, прекрасных юношей. Пригласили их в дом и угощали в своём саду. А также принесли для них в жертву тельца.
Мастера до XV века изображали детали этого сюжета. Как минимум, прислуживающих Авраама и Сарру. Но Рублев внёс существенные изменения.
Давайте сравним его «Троицу» с византийской иконой.
Слева: Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV века. Музей Бенаки, Афины. Icon-art.info.
Рублев убирает Авраама и Сарру. А также все яства со стола, кроме одной чаши с головой принесённого в жертву тельца
Тем самым он сосредотачивает все внимание на трёх Ангелах
И вот уже «Гостеприимство Авраама» превращается в попытку изобразить Триединство Бога.
У Византийского мастера ангелы тоже очень похожи. И он тоже пытается тем самым показать то самое триединство: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух неотделимы друг от друга.
Но Рублеву это удаётся лучше. Он объединяет три фигуры в круговую композицию. А также одна чаша символизирует то самое единство. Ведь она одна на всех! И даже в очертаниях Ангелов мы видим объединяющую их чашу.
Рублев намеренно не указывает явно, кто есть кто. Ведь триединство Бога невозможно познать ни человеку, ни даже ангелу.
Но мы все же попытаемся, ибо в этой попытке мы можем услышать… их разговор. Но для этого нужно очень внимательно посмотреть на их позы и жесты.
Ангел посередине предлагает чашу тому, что слева (для зрителя). Он говорит: «Прими эту чашу, прими роль жертвенного тельца, и я благословляю тебя на это». Мы видим, как он наклоняется в его сторону и благословляет чашу. Дерево за его спиной тоже нагнулось в его сторону, как символ рождения на Земле.
Левый ангел выпрямился, то есть он готов принять эту чашу. И вторят ему прямые колонны здания. Он принимает с радостью благословение Отца Своего, главного архитектора этого мира.
Правый же ангел сильно наклонился вперёд, как бы уверяя в своей готовности поддержать.
Рублев изображает молчаливый диалог, без слов и свойственных человеку опасений и сомнений. Поэтому возникает ощущение инобытия.
Все позы еле отличаются друг от друга, но они о многом говорят. Никогда ещё не было создано столь молчаливого и одновременно красноречивого образа.
Донская икона Божьей Матери | Автор: Феофан Грек
Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.
Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.
Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.
Симон Ушаков (1626 — 1686)
Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.
До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.
Его кисти принадлежат следующие работы:
- «Христос Эммануил»;
- «Христос – Великий Архиерей»;
- «Богоматерь Елеуса Киккская»
и некоторые другие.
Симон Ушаков (1626 — 1686)
Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.
До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.
Его кисти принадлежат следующие работы:
- «Христос Эммануил»;
- «Христос – Великий Архиерей»;
- «Богоматерь Елеуса Киккская»
и некоторые другие.
Это интересно: Санкт-Петербург: краткая история города
Образ, символизирующий Божественную любовь
Икона Рублева наглядно демонстрирует единство трёх Божественных ипостасей. Достигается это тем, что в основу композиционного решения положен круг, который образуют собой фигуры ангелов. Подобное единение, при котором отдельно взятые личности являют собой одно целое, служит прообразом той высокой любви, к которой призывал Иисус Христос. Таким образом, «Троица» – икона Рублёва, стала своего рода выражением духовной ориентации всего христианства.
Скончался Андрей Рублёв 17 октября 1428 года, став жертвой морового поветрия, разразившегося в Москве. Похоронен он был на территории Андроникова монастыря, где смерть прервала его работу над росписью Спасского собора. В 1988 году решением Поместного собора РПЦ инок Андрей (Рублёв) был канонизирован в лике святых.
Симон Ушаков (1626 — 1686)
Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.
До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.
Его кисти принадлежат следующие работы:
- «Христос Эммануил»;
- «Христос – Великий Архиерей»;
- «Богоматерь Елеуса Киккская»
и некоторые другие.
Казанская икона Божьей Матери | Автор: неизвестен
Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.
Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.
В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.
Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.
Иконопись в наше время
Современная иконопись в течение последних пары десятилетий переживает очень интересный период: — то, что созидалось веками, было вдруг стерто с лица земли за несколько десятков лет.
Богоматерь Донская. Конец XIV века. ГТГ
Современная иконопись, считают многие специалисты, ещё не установилась как самостоятельная школа. По понятным причинам, из-за гонений на церковь, в этом ремесле произошёл серьёзный перерыв, который остановил развития русской иконописной школы.
Современные художники сейчас полагаются на старые школы, в основном копируя старинные работы.
- Успение (1392)
- Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.
- Святые Борис и Глеб. Икона второй половины XIII века. Музей русского искусства в Киеве.
- Преображение. Икона из Переславля-Залесского. Около 1403 года.
- Белозерская икона Богоматери. XIII век. ГРМ.
- Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна. Конец XIV века. ГТГ.
- Крещение. Середина XIV века. ГЭ.
- Димитрий Солунский(русская икона, 1275—1300 годы)
- Деисус. Псковская икона XIV века.
- Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. Первая половина XIV века.
Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0, авторство фото: 1 — Alex Bakharev, CC BY-SA 3.0; 3-7— Public Domain; 8 — Georg761, CC BY-SA 3.0.
Русские иконописцы 17 века. Симон Ушаков
Любое деление исторического пространства на периоды художественного подъёма или упадка, носит весьма условный характер, поскольку даже в отрезки времени, не отмеченные появлением значительных произведений, несомненно, формируются предпосылки для их будущего создания.
Это отчётливо можно проследить на примере того, как особенности общественной и духовной жизни России XVI века дали толчок переменам, породившим новые художественные формы изобразительного искусства последующего столетия.
Безусловно, самой яркой и самобытной творческой личностью XVII века был столичный иконописец Симон Ушаков (1626 – 1686). Рано постигнув секреты мастерства, он уже в двадцатидвухлетнем возрасте был принят на службу в качестве художника Серебряной палаты Оружейного приказа, где в его обязанности входило делать эскизы для изготовления церковной утвари и предметов роскоши.
Кроме того, молодой мастер расписывал знамёна, чертил карты, придумывал орнаменты для рукоделий и выполнял ещё много подобной работы. Приходилось ему также писать образа для различных храмов и частных домов. Со временем именно эта область творчества принесла ему славу и почёт.
После перевода в штат Оружейной палаты (1656), Симон Ушаков прочно утвердился в качестве самого признанного художника своего времени. Ни один другой московский иконописец не имел такой славы, и не был столь обласкан царскими милостями. Это позволило ему прожить жизнь в почёте и довольстве.
Несмотря на то что русские иконописцы были обязаны писать свои работы исключительно по древним образцам, Ушаков смело использовал в композициях отдельные элементы западной живописи, образцы которой к тому времени всё в большем количестве появлялись в России. Оставаясь на почве исконных русско-византийских традиций, но в то же время творчески переработав достижения европейских мастеров, художник создал новый, так называемый фряжский стиль, получивший в дальнейшем развитие в творчестве иконописцев более позднего периода. В данной статье приводится фото его знаменитой иконы «Тайная вечеря», написанной мастером в 1685 году для Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.
Краткая История иконописи
Иконопись — (икона и писать) — иконописание, богословие в красках — вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, от сюда и частое название иконы — образ, говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.
Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. В первом веке от Рождества Христова, по преданию Церкви, первая икона была написана самим апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. Этот образ стал именоваться образом Вышгородской, а затем Владимирской иконы Божией Матери Умиление, названной так после перевезения иконы св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедших до наших дней.
Иконопись пережила период иконоборчества. Два века (с VIII по IX) продолжалось гонение на святые образы, которые были объявлены идолами, а поклоняющихся им людей идолопоклонниками. Итогом иконоборчества стало варварское уничтожение икон, фресок, мозаик, разорение расписных алтарей многих храмов Византии, преследовались и уничтожались иконопочитатели. Константинопольский собор 842 года восстановил почитание икон и осудил иконоборчество. После собора, осудившего иконоборчество и восстановившего иконопочитание, было устроено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресение Великого поста. В воспоминание об этом событии, в первое воскресение Великого поста, Церковь установила праздник восстановления иконопочитания, именуемый «Торжество православия». 15 февраля завершается цикл рождественских праздников. Сретение Господнее отмечает встречу Иисуса с Симеоном. Наблюдая в этот день за погодой можно предугадать урожай и погоду. Также в этот день славяне проводили различные обряды на здоровья, и мир в семье. Интересно, что под запретом было купание.
Традиционное иконописание на Руси было заимствовано (как и весь строй и Устав Богослужения) из Византии. Первые учителя иконописи были приглашены именно оттуда. Положено начало иконописи было в X веке и знаменовалось Крещением Руси. Иконопись была ведущим воцерковленным изобразительным искусством на Руси до VIII века, когда была постепенно вытеснена светскими видами изобразительного искусства. Иконописные школы появлялись в различных княжествах. Каждой школе был характерен индивидуальный стиль письма.
Выдающийся мастер фресковой живописи
Вторая половина XVII века отмечена творчеством ещё одного выдающегося мастера – Гурия Никитина. Родившийся в Костроме, предположительно в начале 1620 годов, он с юных лет занимался живописью. Однако серьёзный опыт начинающий мастер приобрёл в Москве, где в 1653 году вместе с артелью своих земляков занимался росписью ряда столичных храмов.
Гурий Никитин, работы которого с каждым годом отличались всё большим совершенством, стал известен прежде всего, как мастер фресковой живописи. До наших дней сохранились многие росписи, выполненные в монастырях и отдельных храмах Москвы, Ярославля, Костромы, Переславля-Залесского и Суздаля.
Характерной особенностью фресок, выполненных мастером на библейские сюжеты, является их праздничный цветовой колорит и богатство символики, за что при жизни художника нередко упрекали в обмирщении искусства, то есть переориентации его на проблемы тленного мира. Кроме того, результатом его творческих поисков стал особый художественный приём, позволявший мастеру создавать в своих композициях необычайный пространственный эффект. В историю искусства он вошёл под названием «формулы Гурия Никитина». Скончался прославленный иконописец в 1691 году.
Фёдор Зубов (около 1647 — 1689)
На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.
Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.
Икона «Троица»
Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.
За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.
Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.
Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».
До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.
Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.
В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.
Достойный приемник мастеров прошлого
Продолжателем художественных традиций, заложенных Андреем Рублёвым и его современниками, стал Дионисий – иконописец, иконы которого, выполненные для соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Иосифо-Волоколамского монастыря, а также фрески и иконостас Ферапонтового монастыря, навсегда вошли в сокровищницу российской культуры.
Известно, что Дионисий, в отличие от большинства отечественных иконописцев, не был монахом. Большинство заказов он выполнял вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием. До наших дней сохранилось довольно много произведений, выполненных либо самим художником, либо возглавляемой им артелью. Наиболее известными из них являются иконы – «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия» (следующее фото), «Сошествие во ад», а также ряд других работ.
Годы его жизни точно не установлены, известно лишь, что родился мастер около 1444 года, а датой смерти называют приблизительно 1502-1508 год. Но его вклад не только в российскую, но и в мировую культуру столь велик, что решением ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.
Иконописное искусство времён татаро-монгольского ига
Нашествие на Русь хана Батыя, положившее начало периоду татаро-монгольского ига, коренным образом повлияло на уклад всей жизни государства. Не избежала его влияния и русская иконопись. Большинство, сформировавшихся ранее художественных центров были захвачены и разорены ордынцами, а те, которых минула общая участь, переживали трудные времена, что не могло не отразиться на общем художественном уровне создаваемых в них произведений.
Тем не менее даже в этот тяжёлый период русские иконописцы сумели создать собственную школу живописи, занявшую достойное место в истории мировой культуры. Особым её подъёмом отмечена вторая половина XIV и практически весь XV век. В этот период на Руси трудилась целая плеяда выдающихся мастеров, наиболее известным представителем которой был Андрей Рублёв, родившийся в Московском княжестве около 1360 года.