Освальд шпенглер

Оглавление

Общие сведения об авторе

Освальд Шпенглер (1880–1936) был выдающимся философом из Германии, а также культурологом, историком, представителем современной философии культуры (см. рисунок).

Рис. — О. Шпенглер

Главным творением Шпенглера по праву стоит считать «Закат Европы», принесшее ему всеобщую известность и успех. Цель данного монументального труда можно описать следующим образом: исходя из замыслов философа, книга есть попытка предопределения истории, передачи драмы жизни и гибели западной культуры. 

На творческую деятельность Шпенглера в большой мере повлияли такие философы как Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, а также эстетическое учение В. Воррингера, творчество Гете. 

Биография

Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком.

В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.

В 1911 году переехал в Мюнхен, где и жил до самой смерти. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Он был свободным писателем, жил бедно и одиноко и работал над сочинениями по ночам, вешая на дверь табличку со словами «В отъезде», чтобы не докучали звонками. Занимался публицистикой.

Лично встретился с Гитлером, но был разочарован.
После прихода к власти нацистов в 1933 году на него начались нападки в прессе; была изъята книга Шпенглера «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития», было запрещено упоминать его имя в печати. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, в своём письме на имя Ганса Франка предрёк, что в ближайшие 10 лет Третий рейх может прекратить своё существование. Он считал, что мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.

Примечания

  1. ↑ Шпенглер Освальд // Большая советская энциклопедия:
  2. — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. С. 22—23.
  4. Книга была написана при Веймарской республике, но печаталась уже после прихода к власти Гитлера (Аверенцев С. С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. Вып. 6. Культура и религия. М.: Наука, 1991. С. 183—203).
  5. Т. Г. Румянцева. Шпенглер // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
  6. О. Шпенглер, «Закат Европы», т. 1, Образ и действительность, с. )
  7. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы. Перевод с немецкого и примечания Маханькова И. И. М.: «Мысль», 1998. — ISBN 5-244-00656-8, ISBN 5-244-00658-4 — с.193.
  8. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2: Всемирно-исторические перспективы. Перевод с немецкого и примечания Маханькова И. И. М.: «Мысль», 1998. — ISBN 5-244-00656-8, ISBN 5-244-00658-4 — с.194 — 201.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 февраля 2012.

Философия культуры

В своём подходе при изучении культуры Шпенглер старается уйти от концепции единства всего культурно-исторического процесса, подводимого под единую стержневую логику, которая охватывает всю историю, оканчиваясь в важной точке. Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма. 

Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Шпенглер не признавал никакой единой мировой культуры. Его культурная концепция состояла в том, что имеют место самые разные виды культуры со своей особой судьбой и кармой. Шпенглер придерживался мнения, что у человечества нет ни идеи, ни плана, а весь линейный процесс развития всемирной истории, по его мнению, бездарен.

Пример

Каждая культура обладает своей идеей, не схожей с той, которую понимал, например, Гегель. Он видел основой идеи логику, а Шпенглер брал за данную основу душу культуры. Логика, наука и искусство являются чем-то вторичным относительно души.

Можно сказать, что Шпенглер подразумевал под термином культуры символически отображенную систему, в которой реализуется некая душа: «Культура в качестве совокупности чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, в качестве тела ее, смертного, переходящего, культура в качестве совокупности значимых символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она желает». Культура соответствует по своей смысловой нагрузке понятиям истории и общества. 

Определение 1

Цивилизация есть старость культуры, ведущая к постепенному отмиранию энергии в душе культуры, признаками которой можно считать атеизм, материализм, революционные процессы.

 Стоит понимать, что Шпенглер вкладывает в определение «душа» культуры. 

Определение 2

«Душа культуры» согласно Шпенглеру, есть яркое и точное определение того факта, что культурный фундамент нельзя сводить к разуму. Каждой культуре присуща своя собственная душа, реализуемая в бесконечном количестве индивидуальных жизней

Душа культуры — это уникальное и невыразимое определение посредством рациональных средств. Это одна из ключевых причин, согласно которой люди иных культур не в состоянии понять внутренний мир социума другой культуры, ее чувств, символов, таинств.

Замечание

«Каждая великая культура обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, чья душа в полной мере принадлежит данной культуре». 

Шпенглер рассматривал три исторические культуры, такие как: 

  • античная,
  • европейская,
  • арабская.

Каждая культура обладает соответствующей душой. Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит:

  • Аполлоновской душе присуще идеальное чувственное тело 
  • Фаустовская душа выбрала своим символом беспредельное пространство, динамизм;
  • Магическая душа, олицетворяющая противостояние между душей и телом, выражает магическую взаимосвязь между ними. 

Культуре суждено пройти ступени возраста, соответствующие жизни отдельно взятого человека:

  • детство,
  • юность,
  • зрелость, 
  • старость.

Кроме того, Шпенглер отмечал, что все культуры можно считать равноправными, уникальными, неповторимыми, ни одну из них нельзя оценить с какой-то внешней стороны, позиции другой культуры: «феномен иных культур говорит на ином языке, а другим людям характерны другие истины».

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Политическая культура[править | править код]

Шпенглер отчётливо проводил линию разделения европейских наций по признакам политической культуры и национальных мифов. В книге «Прусский социализм» Шпенглер рассуждал следующим образом:

«Английский инстинкт решил: власть принадлежит отдельной личности. Пусто будет свободная борьба одних с другими, пусть торжествует сильнейший, да здравствует либерализм и неравенство. Если каждый борется за свои собственные интересы, то в конечном итоге всем от этого хорошо.

Французский инстинкт говорит: власть никому не принадлежит. Не должно быть подчинения, а следовательно и порядка. Не государство, а ничто: на словах всеобщее равенство, анархия, а на практике — деспотизм генералов и президентов.

Немецкий, точнее прусский, инстинкт таков: власть принадлежит целому, отдельные личности служат ему. Целое — суверенно. Государство приказывает и государству повинуются. Таков начиная с XVIII в. авторитарный социализм, по своему существу антилиберальный и антидемократический, если иметь в виду английский либерализм и французскую демократию».

Шпенглеровское понимание социализма было усвоено не только значительной частью «консервативной революции», но и национал-социалистами. Левый нацист Грегор Штрассер прямо указывал, опираясь на теоретизирование Шпенглера, что «социализм — это глубоко прусское служение целому».

Основные моменты

Проводя характеристику работы «Закат Европы» Освальда Шпенглера, можно сказать следующее:

  • В ходе мирового исторического развития выделялось восемь основных культур, которые никак не были связаны друг с другом. Они возникали и умирали, оставляя после себя новую цивилизацию и предпосылки для возникновения новой культурной среды.
  • Дополняя свою идею о различных культурах, Шпенглер вводит идею расовой теории, согласно которой существуют «белые» и «цветные» культуры. «Белые» характеризуются возникновением различного рода революций. «Цветные» культуры являются характерными для народов, которые еще не пришли к техническому освоению.
  • Культура – это живой организм.

дальнейшее чтение

  • Теодор В. Адорно Призмы . Кембридж, Массачусетс : MIT Press 1967.
  • Джерри Х. Бентли Формы всемирной истории в стипендии двадцатого века. Очерки глобальной и сравнительной истории. (1996).
  • Р. Г. Коллингвуд (1927). «Освальд Шпенглер и теория исторических циклов». Античность . 1 .
  • Дэвид Э. Купер . «Реакционный модернизм». В Энтони О’Хир (ред.) Немецкая философия с Канта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1999, стр. 291–304.
  • Костелло, Пол. Мировые историки и их цели: ответы двадцатого века на модернизм (1993).
  • Дакин, Эдвин Ф. Сегодня и судьба: жизненно важные выдержки из упадка Запада Освальда Шпенглера. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1962.
  • Джон Фарренкопф (июль – сентябрь 1991 г.). «Трансформация философии всемирной истории Шпенглера». Журнал истории идей . 52 (3).
  • Феннелли, Джон Ф. (1972). . Нью-Йорк : Brookdale Press . ISBN 978-0-912650-01-2.
  • Фишер, Клаус П. История и пророчество: Освальд Шпенглер и упадок Запада. Дарем: Мур, 1977.
  • Годдард, Э. Х. Цивилизация или цивилизации: очерк спенглеровской философии истории, Boni & Liveright, 1926.
  • Х. Стюарт Хьюз (1952). Освальд Шпенглер: критическая оценка . Сыновья Чарльза Скрибнера .
  • Хьюз, Х. Стюарт (1991). Предисловие к настоящему изданию «. Закат Запада: сокращенное издание, Освальд Шпенглер . Нью-Йорк : Oxford University Press . ISBN 978-0-19-506751-4.
  • Кидд, Ян Джеймс. «Освальд Шпенглер, Технология и человеческая природа:« Человек и техника »как философская антропология». В «Европейском наследии» , (2012) 17 № 1, стр. 19–31.
  • Кролл, Джо Пол. «Биография души»: биографический метод Освальда Шпенглера и морфология истории German Life & Letters (2009) 62 # 1, сс 67-83.
  • Рис, Филип (редактор) (1991). Биографический словарь крайне правых с 1890 г.. ISBN 978-0-13-089301-7.
  • Вейгерт, Ханс В. (октябрь 1942 г.). «Освальд Шпенглер, двадцать пять лет спустя: будущее в ретроспективе». Иностранные дела .

На иностранных языках

  • Бальцер, Армин. Философ или пророк? Освальд Шпенглерс Vermächtnis und Voraussagen , Verlag für Kulturwissenschaften, 1962.
  • Карузо, Серджио. «Историко-философская история Освальда Шпенглера» . В Antologia Vieusseux , Vol. 11, № 41–42, январь – июнь 1976 г., стр. 67–72.
  • Карузо, Серджио. Политическая жизнь судьбы. Релятивизм исторический и политический иррационализм в отношении Освальда Шпенглера . Исторический релятивизм и политический иррационализм в мысли Освальда Шпенглера. Фиренце: Культура 1979.
  • Карузо, Серджио. «Освальд Шпенглер: un centenario dimenticato?». В Nuova Antologia , Vol. 115, № 2136, октябрь – декабрь. 1980. С. 347–54.
  • Карузо, Серджио. «Minoranze, caste epartiti nel pensiero di Oswald Spengler». In Politica e società. Scritti in onore di Luciano Cavalli , ed. Дж. Беттина. Cedam: Padova 1997, стр. 214–82.
  • Фелькен, Детлеф. Освальд Шпенглер; Konservativer Denker zwischen Kaiserreich und Diktatur . Мюнхен: CH Beck, 1988.
  • Мессер, август. Освальд Шпенглер как Философ, Strecker und Schröder, 1922.
  • Райхельт, Стефан Г. «Освальд Шпенглер». В: Николай А. Бердяев в Германии, 1920–1950 гг. Eine rezeptionshistorische Studie . Universitätsverlag: Leipzig 1999, pp. 71–73. ISBN  3-933240-88-3 .
  • Шрётер, Манфред. Metaphysik des Untergangs: eine kulturkritische Studie über Oswald Spengler, Leibniz Verlag, 1949.

[править] Карьера

Затем — педагог, трудившийся в школах в Саарбрюккене и в Дюссельдорфе, а в 1908—1911 гг. трудился в гимназии (Realgymnasium) в Гамбурге.

С 1911 г. и до конца жизни жил в одиночестве и в условиях нехватки средств в Мюнхене, преподавал математику в Мюнхенском университете, занимался репетиторством, писал для журналов.

Из-за проблем с сердцем не был призван на военную службу, и в целом в годы войны жил фактически в нищете.

В 1918 г. вышел его главный труд «Закат Европы» (Der Untergang des Abendlandes). Книга была закончена ещё в 1914 году, но её публикация была отложена в связи с Первой мировой войной. В ней автором, среди прочего, даётся прогноз, заключающийся в том, что Европу вскоре ожидает упадок и гибель (схожие взгляды высказывал и Макс Шелер).

Книга имела шумный успех, ему предложили стать профессором философии в Геттингенском университете, однако он отказался, решив сосредоточиться на литературной деятельности.

В конце 1919 года опубликовал эссе «Пруссизм и социализм» (Preußentum und Sozialismus), в котором утверждает, что немецкий социализм является правильным социализмом в отличие от прочего социализма. По его мнению, правильный социализм имеет гораздо более «национальный» дух. Хотя в целом, он скептически относился к идеям социализма:

Области исследований: «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур («духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые посредством аналогий.

Отвергая условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (так как она нерелевантна для неевропейцев), предлагал иной взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур.

Как и с живыми организмами, наблюдается возникновение, расцвет и гибель самобытных и неповторимых культур.

Умирание культуры, по его мнению, характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Например, культура Древней Греции нашла завершение в древнеримской цивилизации.

Тем самым, культура проходит несколько главных этапов:

  1. мифо-символическая (зарождающаяся культура)
  2. ранняя культура, когда ее формы лишь возникают
  3. метафизико-религиозная (высокая) культура, период ее расцвета
  4. старение и гибель культуры (стадия цивилизации)

Предложил понятие исторический псевдоморфоз, суть которого он характеризовал следующим образом:

Утверждал, что большевизм имеет азиатскую природу:

В борьбе с левыми, он стал выступать даже против профсоюзов, забастовок прогрессивного налогообложения для богатых и т. д.

Прославлял «старопрусский дух», монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война по его мнению — «вечная форма высшего человеческого бытия».

В 1931 году заявил, что враждебные белым цветные расы будут использовать созданное европейцами же оружие и технологии против Запада.

В 1932 году голосовал за Гитлера и поначалу приветствовал победу национал-социализма:

Но познакомившись с Гитлером лично в 1933 году разочаровался и перешёл к противникам режима, во всяком случае он отказался от сотрудничества с национал-социалистами. Публично поссорился с Альфредом Розенбергом, отклонил предложение Иозефа Геббельса выступить с публичными речами и т. д.

13 октября 1933 года стал одним из 100 сенаторов Немецкой академии.

В 1934 году вышедшая его работа была запрещена за критику национал-социализма.

После изъятия его книги «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития» и запрещения упоминать его имя в печати, вел уединенную жизнь.

Осудил нацистский антисемитизм, хотя и сам рассматривал иудаизм как «разлагающийся элемент», который действует деструктивно. Евреи по его мнению обладают «денежным мышлением» (Gelddenken). В «Закате Европы» утверждал, что существует антагонизм между евреями и немцами и выводил неизбежность конфликта между ними.

«Всемирно-исторические перспективы»

  1. Историю нужно воспринимать морфологически.
  2. Европейская культура трансформировалась в цивилизацию, то есть вступила в эпоху увядания.

Во втором томе автор более детально рассказывает о своей теории развития культур. Шпенглер уверен, что каждая из них проходит свой, особенный жизненный цикл.

Рассматривать краткое содержание по главам «Заката Европы» О. Шпенглера лучше, ссылаясь на второй том его произведения. Так, в первом параграфе «Возникновение и ландшафт» автор проводит аналогию культуры с органическим существом, рассматривая его «микрокосм» и собственно само космическое, телесное существование. Рассматривает проблемы мироощущения и мышления живых организмов. Подробно описывает поведение животных и растений, находя различные характеристики и схожие черты. Рассказывает о том, что такое мышление и как оно стало причиной раскола в человеческом обществе. А в завершение добавляет, что «чертами животности обладают все, кто не обладает способностью к мышлению». Развивает мысль о том, что всемирная история состоит из двух основных аспектов: существование отдельных культур и взаимоотношения между ними.

Вторая глава второго тома носит название «Города и народы». Здесь Шпенглер вводит такое понятие, как «душа города». В истории можно найти не один десяток ситуаций, когда обнаруживаются настроения масс, что можно спокойно отнести к проявлениям человеческой души. К тому же эту душевность можно применить не только к конкретному городу, но и к определенной культуре. Шпенглер рассматривает понятие «народ» как самое часто употребляемое в современной исторической науке. Шпенглер уверяет, что народ – это осознанная взаимосвязь, а не научные псевдореалии.

В четвертой главе «Государство» Шпенглер рассматривает проблему сословий, в частности знати и духовенства, которые отождествляет с мужскими и женскими течениями истории. В пятой главе рассматривает формы экономической жизни и проблематику денег в становлении культуры.

За что критиковали Шпенглера?

Долгие годы Шпенглер оставался непонятым. В Советском Союзе главенствовала точка зрения, что его труды — это выражение скорби «образованных мещан» из-за гибели Европы в империалистической войне: «По-моему, это похоже на литературное прикрытие белогвардейской организации», говорил Ленин. Пытаясь отвести любопытные взоры молодых людей от творчества Шпенглера, критики набросились на его идеи. Утверждали, что ученый позаимствовал концепцию у Данилевского, а тот, в свою очередь, у немецкого историка Г. Рюккера. Однако нашлись смелые умы, которые опровергли заявление. На самом деле, теории двух великих философов существенно отличаются. Так, Данилевский выделяет десять культур, в основе которых находятся лишь присущие им ценности (например, идея прекрасного в Древней Греции). А Шпенглер настаивал на том, что любая культура — это геометрическое целое с миром ценностей, типичным только для него.

Шпенглер определяет судьбу культуры

«Каждая культура проходит через стадии возраста одного человека. У каждого из них есть свое детство, молодость, зрелость и старость». Нигде Шпенглер не объясняет происхождение и причины зарождения культуры, но зарисовывает ее последующую судьбу достаточно полно. В развитии культуры можно выделить следующие фазы: ранняя культура, мифо-символическая; период зрелости, метафизико-религиозная высокая культура; поздняя культура, окостеневшая, утратившая жизненную силу души. Эта поздняя культура Шпенглера называет цивилизацию. «Как только цель достигнута и вся полнота внутренних возможностей завершена и реализована наружу, культура внезапно замерзает, она вымирает, ее кровь забивается, ее силы ломаются — она становится цивилизацией. На этапе развития цивилизаций преобладают «жесткие» формы формирования культуры — архитектура, технология, идеология. Цивилизация — это смерть культуры. Ориентировочная продолжительность жизни культуры составляет около 1000 лет.

На этапе цивилизации активно развиваются тенденции массификации, глобализации и урбанизации. Под классификацией понимается распространение культурных ценностей среди широких слоев населения; это сопровождается резким снижением уровня понимания произведений высокой культуры. Может наступить день, пишет Шпенглер, когда «последний портрет Рембрандта и последняя планка музыки Моцарта перестанут существовать, поскольку нарисованное полотно и ноты могут остаться, потому что исчезнут последний глаз и ухо, имевшие доступ к языку своих форм». Глобализация — это распространение умирающей культуры на новые территории; она неизбежно сопровождается столкновениями с другими культурами и войнами. Урбанизация — гигантский рост крупных городов — неизбежно сопровождается отчуждением человека от природы.

Шпенглер рассматривает культуру как исторический феномен, который не может быть проанализирован научными методами и концепциями (причинность, право). Закон, по словам Шпенглера, анти-исторический. Культура не должна определяться, измеряться и разлагаться в соответствии с законом, а должна создаваться и жить. Она определяется не законом, а судьбой; ее захватывает не разум, а интуиция.

Шпенглер насчитывает семь «мертвых» культур и одну «живую», но уже вымирающую — нынешнюю западноевропейскую (которая находится на стадии цивилизации). Интересно, что его список «мертвых» культур почти полностью повторяется Данилевским, но список Данилевского несколько шире и включает в себя иранскую, еврейскую культуру и культуру инков (Шпенглер перечисляет только культуру майя среди всех американских культур). Разница лишь в том, что Шпенглер объединил византийскую и арабскую культуры в одну «магическую» культуру, в то время как Данилевский включает византийскую культуру в европейскую (романо-германскую) культуру. Но самое интересное совпадение состоит в том, что они оба говорят, что в свое время возникновение новой «русской» культуры, точнее, Данилевский говорит о «русско-славянской», а Шпенглер говорит о «русско-сибирской». Шпенглер даже планировал изучить их специально, но так и не реализовал свой проект. Наиболее очевидная причина согласия в списке «мертвых» культур состоит в том, что оба исследователя опирались на историографию своего времени, в которой эти культуры выделялись как наиболее заметные и самостоятельные. Что касается утверждений о рождении новой русской культуры, то они, вероятно, связаны с очень быстрым и очень заметным развитием России в XIX — начале XX веков. Шпенглер последовательно отстаивает идею о том, что любая культура, в силу своей целостности, проявляет свою сущность во всех сферах жизни: экономической, политической, правовой, художественной, религиозной, философской и т.д. Рожденная на фоне определенного пейзажа, «душа культуры» выбирает свой «оригинальный символ», из которого, подобно эмбриону, формируются все его «органы и ткани». Она находит свое выражение в самых разнообразных формах: архитектурной, художественной, лингвистической, политической, философской и др.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Что важнее: чувства или разум?
  2. Коэволюционная теория развития общества и природы
  3. Нумений из апамеи
  4. Законы диалектики
  5. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  6. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  7. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  8. Право как элемент духовной структуры общества
  9. Причинность и целесообразность
  10. Философия неоконсерватизма

Шпенглер сегодня

Бывший министр иностранных дел США Генри Киссинджер признает в Шпенглере «интересный взгляд … на рост и упадок цивилизаций», но он отказывается следовать за ним во всем: «Что меня больше всего очаровало, так это то, что все формы цивилизации система, проявления которой характерны ».

По словам философа Теодора Адорно в « Призмах»  : «Шпенглер с трудом нашел соперника своего размера: забвение похоже на побег». Он добавляет: «Культура несет в себе ферменты Смерти: ее нельзя игнорировать, прочитав Шпенглера, который изучал секреты культур не меньше, чем Гитлер — секреты пропаганды». Однако это не посмертная поддержка. Адорно писал прежде всего: «Шпенглер до такой степени разоблачил себя определенным количеством второстепенных писаний высокомерного тона и с легкими антитезами, что здоровой воле к жизни не составило особого труда отвергнуть его».

Триединство культур

Шпенглер в своей книге показывает цикличность жизни трёх культур — греческой, западноевропейской и арабской. У каждой из них своя душа со своими традициями, укладом жизни, стремлениями и идеалами.

В Древней Греции на Олимп возводится аполлоновская душа, для которой идеал заключен в чувственном теле. Шпенглер приводит в пример число Пифагора, что являет собой меру и пропорцию. Это — материальная характеристика символа тела у древних греков. Наверное, именно поэтому в древнегреческой мифологии боги стоят рядом с людьми, наделяются человеческими очертаниями и кажутся настолько реальными, что воплощают качества целой нации. Божественное стоит наравне с человеческим. Шпенглер говорит о рационалистическом мировоззрении греков: существуют только тела (то есть, то, что мы можем увидеть), а пространства (то есть, то, что находится вокруг нас и в какой-то степени характеризуется влиянием метафизики) не существует. Теорию подтверждает история: страх пространства мешал грекам расширять небольшие государства. Море сливалось с образом непонятной и враждебной бесконечности, поэтому греки держали корабли греки недалеко от побережий.

У западной культуры — фаустовская душа. В противовес идеям Пифагора действует Декарт. По Шпенглеру, символический смысл геометрии Декарта равен символическому смыслу трансцендентальной эстетики Канта: бесконечное пространство — это основа всего существующего мира, фаустовский порыв к непознанному. Если в античности богов много, фаустовская культура подразумевает единство созданного с Создателем. В желании объять бесконечность греки создавали идеал, к которому сводилось всё живое. Древнегреческие трагедии основывались на традиционной форме. Но западное искусство совершенно другое. В качестве примеров Шпенглер приводит искусство живописи Рембрандта и Тициана, музыку Глюка, Баха и Бетховена, готические формы сравнивает с «музыкальным порывом к бесконечности».

Но душа Фауста мятежна, стремится покорить мир своей волей. Шпенглер отрицает концепцию воли Шопенгауэра, которая управляет космическим законом в человеческой жизни. Но не случайно Шпенглер упоминает следующий факт. Гендель обвинял Бетховена с его вольнолюбивой «Одой к жизни» в неверии, тем самым показывая трагическую обречённость собственной теории. Получается, что смерть европейской музыки начинается именно с Бетховена как с человека, превознёсшего свой индивидуалистский порыв над идеей Единого целого.

В рассмотрении западноевропейской культуры О

Шпенглер уделяет внимание портрету как вершине освобождения живописи от музыки. (Гёте называл готику застывшей музыкой, а идеи Гёте и его Фауст стали основополагающими в присвоении Шпенглером западной культуре имени фаустовской)

Каждый портрет индивидуален, и здесь, по-видимому, и начинает старение культуры, что само по себе удивительно, ведь Шпенглер признавал обособленность каждой культуры. Но, возможно, в это и состоит суть его учения: всё индивидуальное смертно, а так как каждая культура держится на собственном пьедестале, она циклична, то есть смертна.

Третья культура, описанная Шпенглером, — арабская. Её душа — магическая, противостоит телу. При этом подчёркиваются магические отношения между душой и телом арабской культуры.

Шпенглер говорил о неизбежной борьбе двух начал — культуры и цивилизации, без которых не будет жизни. Не случайно в качестве коэффициента, к которому Шпенглер приравнивает целую культуру, выступает одна душа. Как смертен человек, так и циклична культура. Когда человек умирает, он не может забрать с собой ничего из материального мира. Так же и культура, умирая, теряет тех, кто признавал её и жил ею. Таким было видение Освальда Шпенглера.

Ася Шкуро