Джайнизм

Оглавление

Благочестие

В джайнизме благочестие считается неотъемлемым качеством каждой души (или каждого живого организма), характеризующим бесконечное блаженство, бесконечную силу, кевала-джняну (чистое бесконечное знание), бесконечное восприятие и совершенные проявления (счетного) бесконечного количества других атрибутов. После этого есть два возможных взгляда. Один — смотреть на душу с точки зрения самой души. Это влечет за собой объяснения свойств души, ее точной структуры, состава и природы, природы различных состояний, которые возникают из нее, и их исходных атрибутов, как это делается в глубоких и тайных текстах Самаясары , Ниямасары и Правачанасары . Другая точка зрения — рассматривать вещи отдельно от души и ее отношений с душой. Согласно этой точке зрения, качества души подавляются из-за кармы души. Кармы — это фундаментальные частицы природы в джайнизме. Того, кто достигает этого состояния души посредством правильной веры, правильного знания и правильного поведения, можно назвать богом. Это совершенство души называется Кевалин . Таким образом, бог становится освобожденной душой — освобожденной от страданий, циклов перерождений, мира, кармы и, наконец, освобожденным от тела. Это называется нирвана или мокша .

Джайнизм не учит зависимости от какого-либо высшего существа в достижении просветления. Тиртханкара — это проводник и учитель, указывающий путь к просветлению, но борьба за просветление — это ваша собственная борьба. Моральные награды и страдания — это не работа божественного существа, а результат врожденного морального порядка в космосе ; саморегулирующийся механизм, посредством которого человек пожинает плоды своих собственных действий посредством работы кармы.

Джайны верят, что для достижения просветления и, в конечном итоге, освобождения от всех кармических связей нужно практиковать этические принципы не только в мыслях, но также в словах (речи) и действиях. Такая практика через пожизненную работу по отношению к себе считается соблюдением Махавраты («Великих обетов»).

Таким образом, богов можно разделить на воплощенных богов, также известных как ариханты, и невоплощенных бесформенных богов, которых называют сиддхами . Джайнизм считает дэвов и дэвов душами, обитающими на небесах благодаря достойным делам в их прошлых жизнях. Эти души находятся на небесах в течение определенного срока жизни, и даже они должны пройти реинкарнацию в качестве людей, чтобы достичь мокши .

Таким образом, в джайнизме есть бесконечные боги, все равнозначные, освобожденные и бесконечные в проявлении всех атрибутов. Самость и карма — это отдельные субстанции в джайнизме, первая из которых — живые, а вторая — неживые. Достижение просветления и тот, кто существует в таком состоянии, тогда тех, кто достиг такого состояния, можно назвать богами. Поэтому существам ( Арихантам ), достигшим всеведения ( кевала-джнана ), поклоняются как богам. Качество благочестия у всех одинаково. Джайнизм иногда считают транстеистической религией, хотя он может быть атеистическим или политеистическим в зависимости от того, как кто-то определяет «Бога».

Древняя религия

Джайнизм одна из наиболее древних религий, которая возникла в Индии. По словам самих джайнов их вера возникла еще тогда, когда человек еще не умел писать и читать, и даже готовить пищу. Ришабха, царь, научил джайнов многому всему, что необходимо человеку в его жизни, и даже основам будущей религии джайнов. Впоследствии эти основы были развиты и дополнены его двадцати тремя последователями – тиртханкара.

Подтверждение существования джайнистских верований, учеными найдено лишь начиная с 8 века до нашей эры. Сравнительно с временем которое указывают сами джайны, это время когда жил 23 последователь царя. Последний 24 последователь джайнизма Вардхамана, внес столь весомый вклад в развитие джайнизма, что его часто называют основателем религии.

Та область, из которой произошел Вардхамана, на то время известна тем, что там собирались ярые противники брахманизма, с его категорическими суждениями.

Сохраните информацию

Читайте далее:

Джайнизм в Индии

Индийская кухня и её особенности

Что такое крийя-йога

Треккинг в Непале

Лакшми – богиня процветания в Индии

Кухня Южной Индии

Джайнизм в Делийском султанате

Основатели и правители Делийского султаната, такие как Мохаммад Гори (1175 г.) и Ала-уд-дин Мухаммед Шах Халджи (1298 г.), угнетали общину джайнов.

Джинапрабха Сури (ум. 1333) пишет в своей « Вивидхатиртхакальпе » («Путеводитель по различным местам паломничества») о своих отношениях с Мухаммадом бин Туглуком (годы правления 1325–1351), султаном Дели . В двух главах, в которых обсуждаются его отношения с султаном (одна из которых на самом деле написана его учеником), Джинапрабха отправляется в Дели, чтобы восстановить изображение, которое было взято из храма. Произведя впечатление на султана своим поэтическим чутьем и глубоким знанием различных религиозных и философских школ Индии. Во второй главе Джинапрабху вызывают обратно в Дели, чтобы уладить некоторые религиозные вопросы для султана. Получив изображение из сокровищницы султана, Джинапрабху проводят по городу на слоне, демонстрируя свое превосходство в дебатах. Он сопровождает султана в его военных кампаниях, а по возвращении получает четверть города в Туглукабаде для джайнской общины, в том числе зал для преподавания Джинапрабхи. На фоне большой помпы и празднования наш автор провозглашает джайнскую общину процветающей и процветающей. «точно так же, как когда правили индусы и времена были не так уж плохи, славный Джинапрабхасури учил всех, кто приходил к нему, даже тех, кто принадлежал к другой религии, и все спешили ему служить». Джинапрабха также издал указы (фирманы), позволяющие джайнам отправиться в паломничество целыми и невредимыми (там же). В то время как храмы были осквернены, Джинапрабха говорит об этих происшествиях как о могуществе Темного века ( Кали-юги ), в котором такие вещи должны произойти. Он также говорит об этих осквернениях как о возможности заработать «бесконечные заслуги», восстанавливая храмы, что миряне делали с энтузиазмом.

В дигамбарской традиции основание традиции Бхаттарака в ее современной форме (как монах в оранжевой мантии) часто приписывается Прабхачандре из Мула Сангха , Балаткаре Гана Сарасвати гаччхе , который путешествовал из Паттаны (Гуджарат) в Дели , где он был помазан на церемонии как первый Бхаттарака Дели. Его пригласил правитель Дели, которого называют Мухаммадом бин Туглак .

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
Абсолютно все живое обладает душой.
Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других

Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
Аскетизм – условие существования джайнов

Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм Кхаджурахо

Упражняться

Для джайнов вегетарианство обязательно. В контексте джайнов вегетарианство исключает все продукты животного происхождения, кроме молочных. Пища ограничивается продуктами, полученными из растений, поскольку растения обладают только одним смыслом («экиндрия») и являются наименее развитой формой жизни, а также молочными продуктами. Еда, содержащая даже мельчайшие частицы тел мертвых животных или яиц, недопустима. Некоторые джайнские ученые и активисты поддерживают веганство , поскольку они считают, что современное коммерческое производство молочных продуктов связано с насилием в отношении сельскохозяйственных животных. В древние времена за молочными животными хорошо ухаживали и не убивали. Согласно джайнским текстам, шравака (домовладелец) не должен употреблять четыре маха-вигай (четыре извращения) — вино, мясо, масло и мед; и пять плодов удумбара (пять деревьев удумбара — это Гулар, Анджира, Баньян, Пипал и Пакар, все они относятся к классу инжира).

Джайны стараются изо всех сил, чтобы не причинить вред даже маленьким насекомым и другим крошечным животным, потому что они верят, что вред, причиненный небрежностью, столь же предосудителен, как и вред, причиненный преднамеренными действиями. Поэтому они прилагают большие усилия, чтобы убедиться, что ни одно крохотное животное не пострадает при приготовлении пищи, а также в процессе еды и питья.

Традиционно джайнам запрещено пить нефильтрованную воду. В прошлом, когда в качестве источника воды использовались ступенчатые колодцы , ткань, используемая для фильтрации, была перевернута, и на нее вылили фильтрованную воду, чтобы вернуть организмы в исходный водоем. Эта практика дживани или бильчавани больше невозможна из-за использования труб для водоснабжения. Современные джайны также могут фильтровать водопроводную воду традиционным способом, и некоторые продолжают следовать процессу фильтрации даже с коммерческой минеральной или бутилированной питьевой водой.

Джайны прилагают значительные усилия, чтобы не травмировать растения в повседневной жизни, насколько это возможно. Джайны принимают такое насилие только в той мере, в какой оно необходимо для выживания человека, и есть специальные инструкции по предотвращению ненужного насилия в отношении растений. Строгие джайны не едят корнеплоды, такие как картофель, лук, корнеплоды и клубни, поскольку они считаются ананткаем . Ананткай означает одно тело, но содержащее бесконечное количество жизней. Говорят, что корнеплод, такой как картофель, хотя на первый взгляд является одним предметом, содержит в себе бесконечное количество жизней. Кроме того, крошечные формы жизни получают травмы, когда растение поднимают вверх, и потому что луковица рассматривается как живое существо, поскольку она способна давать ростки. Кроме того, потребление большинства корнеплодов связано с выкорчевыванием и уничтожением всего растения, тогда как потребление большинства наземных овощей не убивает растение (оно продолжает жить после сбора овощей или, как предполагалось, в зависимости от сезона, оно все равно отмирает). Зеленые овощи и фрукты содержат неисчислимое, но не бесконечное количество жизней. Сухие бобы, чечевица, злаки, орехи и семена содержат счетное количество жизней, и их потребление приводит к наименьшему разрушению жизни.

Грибы, грибки и дрожжи запрещены, потому что они растут в антисанитарных условиях и могут служить убежищем для других форм жизни.

Мед запрещен, так как его сбор равносилен насилию над пчелами.

В джайнских текстах говорится, что шравака (домохозяин) не должен готовить или есть на ночь. Согласно Пурушартха Сиддхьюпайе Ачарьи Амритчандры

Строгие джайны не употребляют пищу, хранившуюся на ночь, поскольку она содержит более высокую концентрацию микроорганизмов (например, бактерий, дрожжей и т. Д.) По сравнению с пищей, приготовленной и потребленной в тот же день. Следовательно, они не употребляют йогурт или тесто для дхокла и идли, если они не были недавно приготовлены в тот же день.

В определенные дни месяца и в важные религиозные дни, такие как Парюшана и Аямбил, строгие джайны избегают употребления зеленых листовых овощей наряду с обычными ограничениями на корнеплоды. Даже с этими ограничениями джайны разработали разнообразную кухню. Помимо обычных овощей, простого бездрожжевого хлеба, чечевицы и риса ( дал чавал — роти ) джайны готовят различные деликатесы.

Джайны не употребляют ферментированные продукты (пиво, вино и другие спирты), чтобы избежать уничтожения большого количества микроорганизмов, связанных с процессом ферментации. Согласно Пурушартхасиддхйупайе :

Alākāpuruṣas — Деяния 63 выдающихся мужчин

Согласно текстам джайнизма, шестьдесят три прославленные существа, называемые śalākāpuruṣas , родились на этой земле , в каждом Dukhama-sukhamā ара . Универсальная история джайнов — это компиляция деяний этих выдающихся людей. В их состав входят двадцать четыре тиртханкары , двенадцать чакравартинов , девять балабхадра , девять нараяна и девять пратинараяна .

Чакраварти является императором мира и повелитель материальной сферы. Хотя он обладает мирской властью, он часто обнаруживает, что его амбиции затмеваются необъятностью космоса. В джайнских пуранах приводится список из двенадцати чакравартинов (универсальных монархов). У них золотой цвет лица. Одним из чакравартинов, упомянутых в священных писаниях джайнов, является Бхарата Чакравартин . Джайнские тексты, такие как Харивамса-пурана, и индуистские тексты, такие как Вишну-пурана, утверждают, что в его памяти Индийский субконтинент стал известен как Бхарата-варша .

Есть девять комплектов Балабхадрой , нараяна и pratinarayana . Балабхадр и нарайаны братья. Балабхадра — ненасильственные герои, нараяна — жестокие герои, а пратинараяна — злодеи. Согласно легендам, нараяна в конечном итоге убивает пратинараяну . Из девяти балабхадр восемь достигают освобождения, а последний попадает в рай. После смерти нараяны попадают в ад из-за своих жестоких подвигов, даже если они были предназначены для защиты праведности.

Джайнская космология делит мировой цикл времени на две части ( авасарпини и утсарпини ). Согласно джайнской вере, в каждом полупериоде времени в человеческом царстве рождаются двадцать четыре тиртханкары, которые открывают и преподают джайнскую доктрину, подходящую для той эпохи. Слово тиртханкара означает основателя тиртхи , что означает переход через море вброд . В тиртханкарах показать «проходимый путь» через море нескончаемых рождений и смерти. Ришабханатха считается первым тиртханкарой нынешнего полупериода ( авасарпини ). Махавира (шестой век до н.э.) почитается как двадцать четвертый Tirthankara из avasarpiṇī . В джайнских текстах говорится, что джайнизм существовал всегда и будет существовать всегда.

Во время каждого движения полупериода колеса времени регулярно появляются 63 alākāpurua или 63 выдающихся человека, состоящих из 24 Tīrthakaras и их современников. Универсальная или легендарная история джайнов — это в основном компиляция деяний этих выдающихся людей. Они делятся на следующие категории:

  • 24 тиртханкары — 24 тиртханкары, или высшие строители бродов, появляются последовательно, чтобы активизировать истинную религию и основать сообщество аскетов и мирян.
  • 12 Чакраварти — Чакраварти — универсальные монархи, правящие на шести континентах.
  • 9 Балабхадр , ведущих идеальную джайнскую жизнь, например, Господь Рама
  • 9 Нараяна или Васудев (герои)
  • 9 Прати-Нарьяна или Прати-Васудев (антигерои) — это антигерои, которых в конечном итоге убивает Нараяна .

Балабхадра и Нараяна — сводные братья, которые вместе правят тремя континентами.

Помимо этого, признаны еще несколько важных классов из 106 человек:

  • 9 Нарада
  • 11 рудр
  • 24 Камдевас
  • 24 Отца тиртханкаров.
  • 24 Матери тиртханкаров.
  • 14 кулакара (патриархи)

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.

Шветамбары идут на ритуальную службу

Конверсии

В джайнской литературе есть легенды о спорах между мусульманскими пирами и джайнскими учеными, причем последние преобладали и побудили мусульманских святых перейти в джайнизм.

По словам фон Глазенаппа, арабский поэт Аль-Махарри испытал влияние джайнизма, приняв ненасилие, вегетарианство, права животных и аскетический образ жизни. Другие ученые утверждают, что Аль-Махарри отказался от ислама, и его труды оскорбляли многих мусульман его времени, а также привлекали сотни последователей.

В 2016 году лидер Шив Сена Сушил Кумар Джайн обратился в ислам и сменил имя на Мохаммад Абдул Самад.

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи

Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

Рекомендации

Источники

  • Бальцерович, Петр (2009), Джайнизм и определение религии (1-е изд.), Мумбаи: хинди Грант Карьялай , ISBN   978-81-88769-29-2
  • Гопани, А.С. (1989), Сурендра Ботара (редактор), Йогашастра (санскрит) Ачарьи Хемачандры , Джайпур: Академия Пракрита Бхарти
  • Наянар, профессор А. Чакраварти (2005), Панчастикайасара Ачарьи Кундакунды , Нью-Дели: Today & Tomorrows Printer and Publisher, ISBN   81-7019-436-9
  • Шубринг, Вальтер (1995), «Космография», в Вольфганге Берлене (редактор), Доктрина джайнов , Дели: Motilal Banarsidass Publ., ISBN   81-208-0933-5
  • Шах, Натубхай (1998), Джайнизм: Мир Завоевателей , Том I и II, Сассекс: Sussex Academy Press, ISBN   1-898723-30-3

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов “Ненасилие – главный принцип Джайнизма”

Историческое прошлое

Когда Махавира возродил и реорганизовал общину джайнов в 6 веке до н.э., ахимса уже была установленным, строго соблюдаемым правилом. Паршванатха , тиртханкара, которого современные западные историки считают исторической фигурой, жил примерно в 8 веке до нашей эры и основал общину, к которой принадлежали родители Махавиры. Последователи Паршванатхи поклялись соблюдать ахимсу ; это обязательство было частью их кауджама-дхаммы ( четырехчастного ограничения).

Во времена Махавиры и в последующие века джайны критиковали буддистов и последователей ведической религии или индуистов за небрежность и непоследовательность в применении ахимсы . В частности, они категорически возражали против ведической традиции жертвоприношения животных с последующим мясоедением и против охоты.

По словам известного тамильского классика , Tirukkuṛaḷ , который также считается работой Jain некоторыми учеными:

Некоторые брамины — кашмирские пандиты и бенгальские брамины — традиционно ели мясо (в основном морепродукты). Однако в регионах с сильным влиянием джайнов, таких как Раджастан и Гуджарат , или сильным влиянием джайнов в прошлом, таких как Карнатака и Тамил Наду , брамины являются строгими вегетарианцами. Бал Гангадхар Тилак назвал джайнизм источником ахимсы. Он написал в письме: