Оглавление
Экономика и торговля
Хазары, не смотря на возведение городов и мощных фортификационных сооружений, оставались полукочевым народом. Основным занятием большинства населения каганата было скотоводство. Позже, при расселении по захваченным территориям, хазары стали активно осваивать земледелие, садоводство и виноградарство.
Как же хазары вели полукочевой образ жизни? Все очень просто: летом скотоводы угоняли стада на временные кочевья, а зимой возвращались в поселения и города.
Это интересно: многие зерновые и садовые культуры пришли в Хазарию из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Центральной Европы. Как уже говорилось выше, Хазария разместилась на стратегически важных территориях: основными торговыми путями были реки, а Итиль как раз располагался на Волге. Кроме того, рядом располагалось два моря. Не удивительно, что еще одним основным занятием населения Хазарии стало рыболовство.
В Хазарии стремительно развивалось ремесло: местные мастера перенимали технические приемы и технологии разных народов и племен, представители которых приезжали в их города.
Для Хазарского каганата, как и для любого государства, огромную роль играла международная торговля. Удобное расположение среди главных торговых путей (Великий шелковый путь и Великий волжский путь) позволили каганату быстро добиться экономического роста. Торговали со всеми:
- С севера шли поставки меха, меда и воска, скота и рыбьего клея;
- С юга привозили ювелирные изделия и арабскую сталь;
- С востока везли пряности, специи и драгоценные камни;
- Западные купцы поставляли изделия из металла, оружие и ткани.
А еще через каганат шел транзит работорговли. Впрочем, не смотря на то, что на рынках Итиля продавали невольников, рабство в Хазарии не получило широко распространения. Редкие проявления местного рабства, носили, скорее, патриархальный характер.
[править] Источники
- С.П. Толстов По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. IX
- С.П. Толстов Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений). Из историко-этнографических комментариев к ал-Бируни. — «Советская этнография», 1946, 2, с. 95, 97–98, 102.
- М.И. Артамонов // История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
- Ioannis Cinnami epitome ed. Maeineke, Bonnae, 1836, стр. 107, 247; G. Moravcsik. Bizantinoturcica, II, стр. 284.
- Львова З.А. К вопросу о возможных причинах постройки крепости Саркел
- Львова З.А. Данные булгарской летописи Гази-Барадж тарихы
- Персия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Михаил Носовский По великому шелковому пути: персидские евреи в странах Азии
- Хазарский каганат. Территория и население.
- Н. Н. Н о w о г t h. The Khazars, were they Ugrians or Turks? Travaux de la III Session du Congres International des Orientalistes, SPb, 1876; II, SPb с Leyde, & 1879, p. 139.
- Якут, II, 12
- Хазары. Крушение империи хазар и ее наследие
- С. А. Плетнева Хазары. Москва, «Наука», 1976 г.
- Хазары // Электронная еврейская энциклопедия
Хазария и Хорезм относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф |
Столица каганата
Хазарское царство после арабского похода переместилось на север. После чего главным городом был признан Семендер, он находился в Северо-Кавказском Прикаспии. Немного позднее им стал город под названием Итиль, расположенный на Нижней Волге. Сегодня недалеко от него раскинулась современная Астрахань.
Населенный пункт хазарского народа был расположен на небольшом острове, который омывался Волгой. Именно там и располагалась резиденция правителя. Сам пункт был хорошо защищен, были выстроены крепкие стены и организована отличная система укреплений.
В восточной части обитали ремесленники и торговцы, всевозможные ярмарочные площади, караван-сараи и мастерские. Западная часть принадлежала чиновникам и военным. Там находились главные административные здания, в том числе ханский дворец.
Что касается населения, оно было пестрым, жители были разной национальности, но несмотря на это жили дружно и весело. Город был одним из главных торговых центров, поэтому в нем часто останавливались купцы. Кроме этого, в нем уживались разные религиозные концессии: у мусульман были свои мечети, у иудеев — синагоги, а у язычников — храмы и места молений.
По историческим данным, которые сохранились в древних рукописях, в столице насчитывалось порядка 30 мечетей, имелись приходские училища и школы. Образование в Хазарском каганате было развитым.
Улочки наполнялись жилыми постройками в виде деревянных сооружений. Также граждане селились в войлочных юртах, шатрах и полуземлянка. Столица просуществовала вплоть до 965 года. После чего на территории напал киевский князь Святослав Игоревич, основательно уничтоживший город.
Разгром Хазарии
Нападение русского войска совместно с союзниками стало для хазар неожиданностью, но они успели подготовиться к предстоящему сражению у своей столицы в низовьях Волги. Иосифу – царю каганата удалось собрать огромное войско, в которое вошло даже городское ополчение. Но хазарское войско не устояло под яростным натиском русской рати, дрогнуло и обратилось в паническое бегство. Иосифу с небольшой частью оставшихся в живых своих гвардейцев удалось бежать, хотя все пути из столичного города были отрезаны. Итиль больше некому было оборонять. Хазары-аборигены скрылись в хорошо знакомых лабиринтах – протоков дельты Волги. А евреям, чуждые коренному населению, которое они нещадно эксплуатировали, бежать из осаждённого Итиля было некуда. Поэтому они продолжали сражаться, но были разбиты наголову. Итиль был полностью разрушен, а немногие уцелевшие иудеи бежали в Дагестан. Победив в этой решающей битве, русское войско двинулось на юг по побережью Каспия к Семендеру – старой столице каганата. Это был большой город в прикаспийском Дагестане, имеющий своего царя и собственное войско. Поход на эту автономную область был скоротечен. Выступившее навстречу русским полкам из Семендера войско было полностью разгромлено, а оставшиеся в живых воины спаслись, укрывшись в окрестных горах. Город был занят без боя, большинство горожан спаслись бегством. Святослав, разграбив и предав огню роскошные виноградники и сады, забрал всех волов, лошадей и телеги, двинул войско к Дону, на берегах которого располагалась мощная хазарская крепость Саркел.
Стоящая на мысу крепость с трёх сторон омывалась рекой Дон, а с четвертой защищалась глубоким рвом, заполненным водой, через несколько сот метров на суше был вырыт второй аналогичный ров. Крепость защищали стены высотой 10 м., при толщине до четырёх метров. В стенах так же имелось шесть мощных башен. Крепость, имеющая несколько линий оборонительных сооружений, считалась неприступной. Кроме многочисленного крепостного гарнизона за стенами укрывался и хазарский царь Иосиф с остатками своей гвардии. Осадив крепость с суши и речных проток, русы взяли Саркел ожесточённым штурмом. В результате кровавого боя гарнизон был практически полностью перебит, Иосиф вместе со своими гвардейцами тоже погиб. Захваченный город получил русское новое название – Белая Вежа. Во время победоносного похода к Руси была присоединена Тамань, где образовалось княжество Тмутаракань. Далее, пройдя по территории Северного Кавказа, были разгромлены союзники Хазарии: аланы – предки современных осетин, касоговы (черкессы) и ясы. Затем были взяты ещё два крупных города каганата – Таматарха (переименованная в Тмутаракань) и Керчев (позднее Корчев – современная Керчь). Больше серьёзных битв не было. Восставшее местное население помогло захватить города практически без боя, хазарские гарнизоны во главе с наместниками спаслись бегством. Поэтому эти города не были уничтожены, а превратились в русские опорные пункты и центры торговли. Хазарская империя иудеев была уничтожена, разгром оставшихся обломков каганата довершили печенеги.
Краткая история
История возникновения хазарского каганата датируется VII столетием — это первое феодальное государство. Оно появилось в прикаспийских степях после того, как распался Западно-Тюркский каганат. Хотя в некоторых древних свитках существуют и другие даты.
Если верить данным, которые оставил сирийский ученый Захарий Митиленский, тюркоязычные хазары стали заселять эту землю после гуннского «броска». А к началу VI века на северо-западе Прикаспии было около 13 племен, в которые входили:
- авары;
- болгары;
- савиры;
- хазары.
В период с 560−570-е года местные племена находились под влиянием Тюркского каганата, тогда-то и был заключен союз с Византией. После этого они, уже объединившись, совершали походы на Иран. А позднее они стали самым крупным и влиятельным племенем на Северном Кавказе. Вследствие этого и был образован Хазарский каганат, во главе которого стала тюркская династия Ашина.
Уже в середине VII столетия они разбили часть болгарских племен. В их состав вошли и другие народы:
- савиры;
- барсилы;
- аланы;
- беленджеры.
По информации, которую оставил знаменитый путешественник X столетия — Ибн Хаукаль, все хазары делились на 2 вида: первые были темными, внешностью напоминавшие индусов, их называли «кара-хазар», а другие красивыми и светлыми — это были «абъяды».
Сохранились исторические карты, которые доказывают, насколько мощным было это государство, и как много земли им принадлежало.
Хазары после завоевания городов практически не вмешивались в административные дела и события, не забирали титулы, в них полностью сохранялась социально-политическая структура. Но тем не менее они были обязаны платить дань, а также отдавать собственных дочерей в гарем кагана и при необходимости выставлять войска против врагов.
Первые столкновения хазар и славян
«Встреча» двух народов определяется по имеющимся источникам весьма приблизительно. Вероятнее всего, это произошло уже в середине VII в., сразу же после образования Каганата. Расселившись с течением времени в Северном Причерноморье и даже Крыму, хазары контролировали значительную часть двух важнейших торговых путей – Великого шелкового и «Из варяг в греки».
Источники упоминают о данничестве восточных славян (полян, радимичей, вятичей, северян) кагану.
Дань хазарам. Радзивилловская летопись. Миниатюра
Очевидно, что отношения соседей складывались по-разному. Было и мирное сосуществование, хозяйственная кооперация, межэтнические контакты. Об этом свидетельствует, среди прочего, наличие в Киеве хазарской общины, существовавшей течение длительного времени в Козарах (урочище в Киеве).
Какой князь разгромил хазарский каганат впервые, установить по имеющимся данным сегодня трудно. Известно только из письменных источников, что уже утвердившиеся в Киеве Аскольд и Дир противостояли попыткам хазар утвердиться в этом городе.
Олег, утвердившийся в Киеве в 884 г., также может быть признана как князь, разгромивший хазарский каганат. По крайней мере, так можно истолковать сообщения летописи о переподчинении Олегом себе бывших хазарских данников из числа славян. Без военно-политических акций в отношении прочно утвердившихся здесь хазар сделать это было бы затруднительно. Удержавшаяся в памяти последующих поколений месть Олега, опустошающие хазарские селения, а также исторически засвидетельствованные походы киевского князя через земли Каганата на восток, к Каспийскому (именуемому в источниках еще и «Хазарским») морю, последующая смерть Олега вполне вписываются в такую конструкцию. Тем более что после уничтожения большей части войска Руси отношения между Киевом и Каганатом явно ухудшились.
Еще одним вариантом ответа на вопрос о том, кто разгромил Хазарский каганат, может быть следующий: это вполне мог сделать и князь Игорь. Так можно истолковать военные походы сменившего Олега на киевском престоле нового властителя. В условиях все более слабеющего Каганата, он практически беспрепятственно предпринимает походы не только против Константинополя. Ими осаждается и захватывается находившаяся под хазарским протекторатом Тмутаракань. Он предпринимает и новый поход к богатому каспийскому побережью через земли хазар. Но окончательно хазарский каганат разгромил князь, утвердившийся на киевском престоле после трагический гибели Игоря. Это, что называется, твердо установленный и неподлежащий сомнению факт. Им стал Святослав.
Портрет князя Святослава Игоревича. Из Царского титулярника, XVII в.
Вышеприведенные соображения, основанные на анализе имеющейся летописной традиции и других исторических источников, позволяет, таким образом утверждать: разгром Хазарского каганата связан с именем князя Игоря не в меньшей степени, чем с именем Олега. И тот и другой находились в состоянии военно-политического соперничества со своим могущественным соседом. Очевидно, не единожды в ходе такого соперничества, в боях и столкновениях незначительных, хазарский каганат был разгромлен киевским князем – не одним, так другим.
Важнейшей же, рубежной вехой в противостоянии двух держав стал разгром Святославом Хазарского каганата под Белой Вежей.
5. Развитие и достижения Хазарского каганата
Государственный строй
Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру — символ Хазарии.
Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.
И бека, и кагана избирали на определенный срок.
Как назначали кагана
Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали, сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока — повезло, а если «задержался на посту» – его убивали.
Власть в провинциях-«климатах» принадлежала тудунам. Это звание примерно соответствует понятию «наместник», т.к. Тудуны подчинялись напрямую беку. Есть сведения, что тудуны некоторых городков сами называли себя шадами и беками, поэтому у историков вопрос о единстве Хазарии остается открытым.
Экономика и основные занятия населения
Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот — в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов — меха соболей, горностаев, лис, бобров.
Воин Хазарского каганата
Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.
Но самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.
И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.
Наследство Хазарского каганата
Если разложить всё по полочкам, получится вот что.
- Каганат защитил Европу от арабского нашествия
- Административную систему каганат позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти — военная, во главе с «воеводой».
- Русские заимствовали и налоговую систему — в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».
- Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.
- В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев – Сионские горы, река Иордан.
- Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски).
Описание событий
По разным версиям мог быть один масштабный поход на Хазарский Каганат в 965 году, либо состоялись несколько походов, один на Саркел в 965 году и еще один в 966-967 или 968-969 годах, когда была разрушена столица Хазар город Итиль.
(подробнее о версиях хронологии восточных походов Святослава см. соотв. статью)
Поход Святослава на хазарский каганатХуд. Е. Штыров
Версия летописи — хазарский поход 965 года
Посетив вятичей в 964 году и узнав, что они всё ещё являются данниками хазар, Святослав на следующий год предпринимает поход против Каганата. Летописец очень кратко описывает события:
Такая трактовка не учитывает данные арабского историка Ибн-Хаукаля, а также возможность причастности хазар к направлению печенегов на Киев для осады города во время отсутствия князя в 968 году.
Вариант направления восточного похода Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 году
Святослав. Разгром Хазарии А.М. Булдаков
Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии
и её столицы Итиль в 968/969 годах
Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах
Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.
Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.
Взятие хазарской крепости Итиль князем СвятославомХуд. В. Киреев
Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царьНовосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230..
Последующие события
О завоевании Тамани в источниках не говорится, однако вскоре после похода там возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до начала XII века. В 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.
По сообщению ал-Бируни в трактате «Мас’удовский Канон» (1037), в XI веке Итиль находился в развалинах. Волжская Хазария была окончательно сметена, по-видимому, в середине XI века в ходе нашествия очередной кочевой волны — половцев. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского Тмутараканского княжества, просуществовавшего до начала XII века. В XII веке на месте Итиля в низовьях Волги существовал город Саксин, среди его жителей упоминаются хазары-мусульмане, но основное население составляли огузы. Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под 1079 и 1083 годами в связи с действиями князя Олега Святославича, которого они пленили и выдали Византии
Святослав после боя с хазарамиХуд. С. Покотилов
Итоги и результаты
- Хазарская крепость Саркел перешла под управлене русов и сменила название на «Белая Вежа».
- Старая и новая столицы каганата были взяты штурмом и разграблены
- По одной из версий, именно после походов Святослава на хазар русы начинают присутствовать на Тамани (будущее Тмутараканское княжество)
- Разгром Хазарского каганата повлёк за собой усиление Волжской Булгарии и других государств, подчинивших себе земли хазар.
- От власти хазар были освобождены вятичи, перешедшие под покровительство киевских князей.
Список литературы
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Святославе Игоревиче
- Ибн-Хаукаль, «Книга Путей и Стран»
- Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230.
Племя хазаров
У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам…» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов, также совершавших набеги на Русь.
Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.
Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.
Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.
«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.
Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» — Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город — Семендер и крепость Саркел.
После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.
В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.
Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе Золотой Орды.
Иудаизм в Хазарском каганате
Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.
Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.