Оглавление
Гунны в изображении Сидония Аполлинария
Иордан жил в VI в., но его свидетельства относятся ко времени первого появления гуннов (в середине IV столетия). Интересно узнать, насколько видоизменились племена гуннов впоследствии? К счастью, мы имеем панегирик Сидония Аполлинария. Дело в том, что спустя сто лет гунны продолжали бороться со скифами. Римский полководец Антемий около 460 года защищал римскую империю от вторжения этих варваров и свои наблюдения мог передать Аполлинарию, который внес их в сочиненный им панегирик, написанный тогда, когда Антемий стал императором. Сообщения его ясно свидетельствуют в пользу того, что гунны в продолжении ста лет нисколько не переменились. «Этот гибельный народ, – говорит Сидоний, – жесток, жаден, дик выше всякого описания и может назваться варваром между варварами. Даже детские лица носят печать ужаса. Круглая масса, оканчивающаяся углом, круглый безобразный плоский нарост между щек, два отверстия, вырытые во лбу, в которых вовсе не видно глаз, – вот наружность гунна. Расплющенные ноздри происходят от поясов, которыми стягивают лицо новорожденного, дабы нос не препятствовал шлему сидеть крепче на голове. Остальные части тела красивы: грудь и плечи широкие, рост выше среднего, если гунн пеший, и высокий, если он на коне. Как только ребенок перестает нуждаться в молоке матери, его сажают на коня, чтобы сделать его члены гибкими. С этих пор гунн всю жизнь свою проводит на коне. С огромным луком и стрелами он всегда попадает в цель, и горе тому, в кого он метит».
Это свидетельство V в., написанное через сто лет после Марцеллина и за столько же до Иордана. Видно, что Сидоний не подчиняется Марцеллину в такой степени, как подчиняется ему Иордан, а, напротив, отличается самостоятельностью. Племена гуннов, казалось, могли бы измениться за сто лет, но этого не случилось.
Говорят, что римские историки не знали славян и могли их смешать с гуннами. Но у Приска мы находим первые упоминания о славянах, причем он достаточно четко отличает славян от гуннов. Известно, что славянская колонизация началась в пределах Римской империи в IV и V вв. (в нынешней Далмации и по Дунаю). В то время о славянах ничего еще не сообщалось. Непосредственные сведения о них находим у Прокопия Кесарийского и Маврикия. Оба они занимали высшие придворные посты в Византии и писали в первой половине VI в., т. е. одновременно с Иорданом, если не раньше. По рассказам их, нет никакого сходства между славянами и гуннами; они не лишены были возможности отличить одно племя от другого. Таким образом, оригинальное мнение русского историка Забелина о родстве славянских племён с гуннами вряд ли может выдержать строгую критику, несмотря на всю эрудицию, которой оно внушительно обставлено.
Три гуны материальной природы
Проявление материальных энергий крайне разнообразно, и понять их можно только после осознанного взаимодействия и наблюдения за ними. По этой причине человеку, который желает избавиться от тамаса, использовать раджас или приобрести саттву, следует приготовиться к разнообразному опыту, который он испытает в ходе сознательного взаимодействия с этими энергиями. Этот опыт даст ему возможность использовать энергии так, как он пожелает и возвыситься над ними, если человек приобретет духовные знания, которые дадут ему возможность взаимодействовать с высшей духовной энергией, которая стоит над материей. Удачи.
В бой под хоругвями
Скорее всего, Аммиан несколько преувеличивает. Хунну были скотоводами и вполне могли питаться варёным мясом, кониной и бараниной. Что же касается «прелого мяса», то историк мог не знать, что таким способом многие кочевые племена лечили спины лошадей, натёртые седлом. С конца III века до нашей эры хунну стали совершать регулярные набеги на северо-западные границы Китая. Основатель империи хунну — Модэ — сплотил племя, покорил ряд соседних народов и после нескольких побед вынудил императора Китая заключить с ним Договор Мира и Родства, по которому китайцы фактически были обязаны платить хунну дань! Однако после ухода сильного вождя хунну «со сцены» на смену ему пришла череда незначительных деятелей. Междоусобица разделила племя на два враждебных лагеря — северных и южных хунну. В 55 году до нашей эры южные перешли на сторону Китая, а северные во главе с шаньюем («великим») Чжи-Чжи откочевали к западу и основали новое царство в степях Восточного Казахстана. Сознательно ли северные хунну выбрали направление на запад или нет? Скорее всего, им было кое-что известно о богатых западных землях. Степняки постепенно продвигались вперёд и попутно смешивались с другими племенами, например, с уграми и сарматами. В 375 году они перешли Дон, разбив готов и аланов, «произвели в их землях страшные истребления и опустошения». Тогда впервые хунну попали в анналы европейских хроник и стали именоваться гуннами — «бичом Божьим». В 434 году гунны достигли Дуная, вторглись в пределы Римской империи и осадили Константинополь. В это время, по словам источников, будто из преисподней, выполз на свет «сын Дьявола, посланный в наказание за грехи» — Аттила. В Паннонии (Венгрия), где находилась ставка гуннского вождя Ругилы, после его смерти в 434 году два его племянника — Бледа и Аттила — стали предводителями гуннов. Но, как водится, не поделили трон между собой, и вскоре Бледа был убит коварным братом. Атилла внушал страх не только европейским народам, перед ним трепетали воины его собственной армии, в которой царили железная дисциплина и боевая выучка. К тому же гунны прекрасно владели тактикой: «В бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик, который складывался из собачьего лая, лязганья оружия, звуков рогов и колокольчиков. Лёгкие и подвижные, они вдруг специально рассеиваются и, не выстраиваясь в боевую линию, нападают то там, то здесь, производят страшное убийство… Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями потому, что издали ведут бой стрелами, снабжёнными искусно сработанными наконечниками из кости, а сойдясь в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком». Любопытно, что многие воины «сил тьмы» шли в бой под знамёнами с крестом. Крест на хоругвях Аттилы был символом Тенгри-хана — верховного божества гуннов. Само слово «хоругвь» происходит от тюркского «хоруг», что значит «защита, покровительство».
Гунны: это кто такие? История гуннов
Вчерашние (если не изгои, то уж не главные) показали кузькину мать сначала своим старшим, а потом и всем остальным, до кого успели добраться. О войске гуннов как о сброде кого угодно пишут практически все историки древности и те, кто был лично знаком с самими гуннами. Приск, например, рассказывал об одном из гуннов, который при ближайшем знакомстве оказался… греческим купцом! Но как мог стать гунном вчерашний грек? Можно сменить внешность, даже пол, но стать китайцем, родившись в Греции, невозможно.
Если только гунны действительно не название вольницы, основой которой были унны Беломорья.
Можно не принимать такую версию, но приходится признать, что приход гуннов из закоулков Китая не объясняет вообще ничего, зато вопросов ставит великое множество. А Гумилев Лев Николаевич?.. К сожалению, и гении не всегда правы. Уж очень он любил Степь, а потому слишком стремился вывести из нее всех великих, кроме разве тех, кто жил на юге Африки.
Рассказать обо всех народах и культурах Причерноморья и Прикаспия в одной книге просто невозможно, пришлось бы писать несколько томов, повторяю: моя задача — пробудить интерес.
Если ваши выводы не совпадут с моими, не беда, главное, чтобы было то, на чем их можно делать, то есть знания или желание их получить. Моя задача — заинтересовать!
Гунны — тюркоязычный народ, союз племен, образовавшийся во II—IV вв., путём смешения разных племен Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья. В китайских источниках упоминаются как хунну или сюнну. Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах IV в. н.
э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры. В состав гуннской монархии в середине V в. входило, помимо собственно гуннских (алтайских) племен, множество других, и в том числе германцев, алан, славян, угро-финов и др. народов.
Краткая история
По одной из версий, большое объединение гуннов (известное из китайских источников под названием «хунну» или «сюнну») в конце III века до н. э. образовалось на территории Северного Китая, со II века н. э. появилось в степях Северного Причерноморья. «Хунну», согласно китайским летописям, где-то на стыке эр начали свой медленный марш на запад.
Найдено и археологическое подтверждение того, что попутно они основывали свои кочевые государства то в Северной Монголии, то ещё далее на запад. Эта информация весьма спорная и гипотетичная, не имеющая археологического подтверждения. Следов «Хунну» западнее Северного Казахстана не найдено. К тому же в IV—V веках н. э. выходцы из племенного союза «Хунну» возглавляли царственные династии в Северном Китае.
В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов. Гунны подчинили большую частьостготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию (в Малой Азии) и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён).
Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.
Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434—453 годах).
В 451 году гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками вестготами.
Переселение и войны гуннов
В конце IV века н. э. гунны появляются в степях Северного Причерноморья. Все предавалось огню и мечу, сопротивлявшиеся безжалостно истреблялись. Сперва были разбиты и покорены степняки-аланы. Оседлых алан почти всех перебили, а часть кочевых алан подчинились гуннам. Двумя потоками — через Перекоп и с Таманского полуострова через нынешний Керченский пролив — гунны обрушились на Боспорское царство в Крыму. Его города были взяты штурмом и разграблены. Просуществовавшее более тысячи лет Боспорское царство погибло, чтобы никогда не возродиться.
Затем наступила очередь германских племен — готов, живших к западу и северо-западу от алан. Вестготы бежали на Дунай, остготы — разбиты. Их король, стодесятилетний Эрманарих, не перенеся позора поражения, покончил самоубийством. И вот уже под властью гуннов находится огромная территория от Дуная до Волги, со множеством живущих на ней племен и народов, а сами они становятся соседями Римской империи, соседями беспокойными и беспощадными. Где тут было интересоваться гуннским прошлым. События разворачивались быстро, и римлянам было не до исторических изысканий.
Военные походы гуннов
С завоеванием аланов и остготов гунны покорили несколько восточноевропейских народов. В конце IV в. они стали основной политической и военной силой в подчиненном регионе, оказав большое влияние на Великое переселение народов. Крупнейшим племенным союзом гуннов в 370-х годах командовал Баламбер. Более мелкие племена входили в союзы под руководством Алатея и Сафракса. Одно из них оказалось разбито императором Феодосием I в 379 году, после чего приняло некое подобие вассальной присяги: в 388 году и 394 году император задействовал гуннов в борьбе с претендентами на его трон.
В 395-398 годах гунны переместились в Балтику и Закавказье, затем перейдя в Сирию. В начале V в. сформировалось новое гуннское объединение под управлением Ульдиса. Оно располагалось в Нижнем Подунавье и включало не только коренные народности, но и скиров. Также гуннские племена сражались на стороне Стилихона против Радагайса и вестготов.
В 405-408 годах гунны стали терпеть поражения от полководца Западной Римской империи Флавия Аэция. В 408-409 годах были предприняты попытки вторгнуться уже в Восточную Римскую империю, но они тоже оказались безрезультатны. Известно, что на службе у императора Гонория имелся целый гвардейский отряд, состоящий из гуннов. В 415-420 годах и 421 году племенные объединения совершали набеги на Иран.
В 20-х гг. V в. началось более плотное объединение племен. Единственным вождем гуннов после смерти Уптара во время бургундского похода стал Руга. В 434 году его сменили племянники — Аттила и Бледа. В 445 году Аттила расправился с братом, став править единолично. В 427 году и 433 году он заключил ряд договоров с Западной Римской империей, получив во владение Паннонию. В обмен в 435-438 годах гунны воевали на стороне римлян против багаудов и вестготов.
В 436 году Аттила разбил бургундов, о чем повествует Песнь о Нибелунгах. После этого вождь подавлял любые попытки сопротивления на покоренных территориях (например, расправа над акацирами). В 435 году был заключен договор с Восточной Римской империей. По нему имперцы обязывались увеличить денежное довольствие для варваров, а также выдавать беглецов. В 441-442 годах Аттила организовал несколько разорительных походов на Балканы. В итоге договор был переписан в еще более выгодную для варваров пользу. В 446 году было достигнуто новое соглашение с Аэцием: Рим выделял земли по реке Саве. В следующем году Аттила возобновил походы на Восточную Римскую империю. В 448 году был заключен мир, по которому гуннам отходил контроль в Нижнем Подунавье.
В 450-х годах гуннские племена сражались против Западной Римской империи. Военный поход в Галлию окончился битвой на Каталаунских полях в 451 году. В ней гунны потерпели сокрушительное поражение. В 452 году они отправились в Италию, разграбив Милан и Аквилею. В 453 году умер Аттила, что послужило началом развала гуннского государства. В это же время прошли восстания покоренных племен. В 454 году (или 455 году) в битве при Недао был убит наследник Аттилы — его старший сын Эллак.
После этого гуннские племена перешли в Нижнее Подунавье и Северное Причерноморье, где в 456 году их разбили остготы. В 465-466 годах им снова нанесли поражение — на этот раз на Балканах. Походы 467-469 годов окончились гибелью Динтцика — среднего сына Аттилы.
Разнобой по письменным источникам
Вторжение гуннов считается первой волной великого нашествия кочевых народов, продолжавшегося тысячу лет и достигшего своей вершины во времена Чингисхана и Батыя. Гунны были как бы предшественниками этих великих завоевателей на исторической сцене.
Но кем были гунны по происхождению, по этническому родству? На этот счет уже больше двух столетий не прекращаются споры. Многие считают гуннов представителями алтайской семьи народов, родственными тюркам и монголам. Но это мнение основано лишь на аналогии с позднейшими степными завоевателями в Раннее Средневековье.
Другие считают, что гунны были родственны угорским народам Западной Сибири. На это мнение наталкивает позднейший приход в Европу венгров и отождествление их с гуннами в европейских хрониках, а равно и в преданиях самого венгерского народа. В таком случае, ближайшими родственниками гуннов являются российские ханты и манси. И совсем даже не венгры, поскольку те сильно смешались на новой родине с европейскими народами, в основном со славянами.
Третьи основываются на возможном тождестве хунну или сюнну, упоминаемых в древнекитайских хрониках, с гуннами и на их локализации в Маньчжурии. Тогда гунны оказываются одним из народов тунгусо-маньчжурской группы.
Наконец, есть версия, согласно которой гунны исходно были одним из народов индоевропейской семьи, жившим в Восточной Европе. Это могли быть кельты, иранцы или славяне. Кельтскую версию родства гуннов выдвинул в 1970-е гг. историк Аполлон Кузьмин. Тогда современные родственники гуннов живут на дальнем конце Европы, в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. В древности кельты имели широкое распространение по Европе, вторгались даже в Малую Азию. Славянство гуннов на основании описания византийского посла Приска Панийского к гуннскому царю Аттиле в 448 году доказывали еще во второй половине 19 века Иван Забелин и Дмитрий Иловайский.
Современный филолог, Анна Дыбо, приводит гипотезу, по которой гунны были иранским народом, родственным скифам, сарматам и аланам. Тогда самыми близкими к гуннам, учитывая географию, из нынешних народов являются осетины.
Самый известный гунн
Аттила стремился к абсолютной власти, а потому остановить его не могло ничто. В 445 году он убивает брата, после чего становится главным вождём гуннов. Несмотря на неприметную внешность, он был умным и тонким стратегом, умеющим просчитывать каждый свой ход. Под натиском отрядов Аттилы римляне дрогнули, после чего император обязался платить дань золотом, которое завоеватели ценили гораздо выше драгоценных камней.
После успешного галльского завоевания Аттила обращает свой взор в ином направлении – на славянские земли. Вождь гуннов мечтал заполучить эти территории, даже предлагал русским князьям сотрудничество и мирные взаимоотношения, которых те не приняли (свобода была дороже). Мечтам Аттилы о завоевании Руси так и не суждено было сбыться.
«Пир Аттилы»Художник: Мор Тан, 1870 годМестонахождение: Венгерская национальная галерея, Будабешт, Венгрия
Как часто бывает, после смерти выдающегося правителя подвластные ему территории начали медленно разрушаться, приходя к упадку. Так произошло и с гуннами. Племена их после смерти Аттилы слабеют, становясь разобщёнными, а значит, мишенями для атак соседних народов, что давно мечтали поквитаться с захватчиками. К началу VI века о них не остаётся практически никаких упоминаний, а гуннами начинают называть всяких кочевников, чьи земли располагаются у Чёрного моря.
Казалось бы, путь гуннов завершился так банально и бесславно, но это не так. После себя они оставили немало новых племён, что стали потомками гуннов. Некоторые учёные относят к ним и славян, ведь народы непрерывно взаимодействовали друг с другом, оставив общие следы культуры на смежных территориях. Не менее яркую память о себе гунны оставили и в истории, заняв место среди самых грозных завоевателей.
Гуннский «интернационал»
Знатный гунн середины 5 века, чей скелет был исследован на предмет ДНК, показал, что у него была Y-хромосомная гаплогруппа L. Она чаще всего встречается в Западной Индии и очень хорошо совпадает с территорией древнеиндийской (хараппской) цивилизации 3 тысячелетия до н. э. Ее связывают с дравидскими народами.
Еще одна обнаруженная при исследованиях гуннских погребений Y-хромосомная гаплогруппа — Q-M242 — возникла в глубокой древности в Южной Сибири. В настоящее время она распространена по всей Евразии, но почти всюду сравнительно редка. Единственные народы, у которых она встречается довольно часто, — сибирские кеты и селькупы на Енисее. Гаплогруппа N ведет свое происхождение из Южного Китая, но в настоящее время имеет наивысшую концентрацию у народов евразийской тундры — ненцев, долган, юкагиров, эвенков и др. Гаплогруппа С-М130 возникла в Передней Азии и имеет широчайшее распространение, однако доминирует она у бурят, эвенков и юкагиров. Наконец, гаплогруппа R1a считается одним из маркеров индоевропейской семьи.
На правильное питание нужно правильно настроиться
Известный ведический доктор О. Г
Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу
Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.
Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.
Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.
Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.
Как гунны победили крымских готов: вброд через море
После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.
Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.
Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс
Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом
Объединение гуннских племен
По сведениям китайским хроник, в IV—III вв. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, образовали свое объединение.
На юге они покорили племена дунху.
Гунны вторглись в пределы Китайского государства.
Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет.
В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену.
Стена растянулась на 4000 км.
Высота была от 6,6 до 10 метров.
Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни.
Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II-I вв. до н.э.
Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти.
Была образована могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.
Жизнь гуннов – вечная дорога
Сведения о быте гуннов сохранились до нашего времени благодаря записям римских историков, которые часто удивляются образу жизни этого народа. Интересное высказывание принадлежит учёному Аммиану Марцеллину, который говорил, будто гунны не считают нужным «прикрываться каким-либо строениями». Это и правда так.
Знаменитые завоеватели чаще находились в постоянном движении. Строить дома для них было нерациональным занятием, поскольку их всё равно пришлось бы оставить. Поэтому гунны предпочитали укрываться от непогоды и перевозить имущество в кибитках. В них же ехали дети и старики.
Для кочевников главной ценностью были богатые пастбища, где они могли бы пасти свой скот, а значит, обеспечивать пищей всё племя. Благодаря археологам мы можем увидеть древнее оружие гуннов, которое те использовали против своих конкурентов в борьбе за лучшие земли. О том, насколько хорошо было развито военное дело у гуннов, говорит изобретённый ими дальнобойный лук, который отличался крупными размерами, а управляться с ним мог лишь настоящий богатырь.
Сегмент культурной организации
Культура гуннов берет свое продолжение от племен саксов, включает в себя их основные элементы и продолжает развивать. В этих племенах были распространены изделия из железа. Кочевники умели пользоваться ткацким станком, обрабатывали дерево и начинали промышлять ремеслами.
В племенах была развита материальная культура и военное дело. Так как гунны промышляли набегами на другие государства, у них была высокоразвита стенобитная техника, которая помогала сокрушать укрепления.
Гунны – народ кочевников. Однако даже в мире вечного движения были оседло-земледельческие оазисы, которые использовались в качестве зимовок. Некоторые поселения были хорошо укреплены и могли служить вместо военной крепости.
Один из историков, описывая пристанище Атиллы, говорил, что его поселение было большим, словно город. Дома были сделаны из дерева. Доски были прибиты друг к другу настолько крепко, что невозможно было заметить стыки.
Своих соплеменников хоронили на берегах рек. На местах стоянок кочевников сооружались курганы, огороженные по кругу оградой. Вместе с погибшими «хоронили» оружие и лошадей. Но большего внимания удостоились гуннские мавзолеи – группы курганов с подземными камерами. В таких курганах оставляли не только предметы оружия, но украшения, керамику и даже еду.
Что касается наскальных изображений, то чаще всего можно увидеть рисунки лебедя, быка и оленя. Эти животные имели свое сакральное значение. Считалось, что бык – это олицетворение власти. Олень приносит благополучие и указывает дорогу странникам. Лебедь был хранителем домашнего очага.
Искусство племен гуннов напрямую связанно с художественным стилем саксов, однако, они больше внимания уделяют инкрустации, а звериный стиль так и остается неизменным вплоть до 3 века, когда на смену ему приходят полихромные памятники.