Готическое искусство

Оглавление

Отделка и декор

Интерьеры готики обладают собственной философией. Выражение стильного интерьера – это смелость, прогрессивность и динамичность. Выразительность достигается:

  • Излюбленным приемом современной готики — отделки стены искусственным камнем или под кирпич;
  • Организацией арок в проемах окон или дверей;
  • Растительным орнаментом лозы на текстиле или в отделке стен;
  • Часто встречающимся сочетанием дерева и камня с тканью;
  • Интересной конструктивной идеей за счет организации свободного пространства в интерьере, т.е. отсутствия глухой стены, вместо которой производится сплошное остекление, называемое «стеклянная клетка», лишенное опор и границ;
  • Актуальным украшением интерьера скульптурными композициями, готическими «нотр-дамскими» розами, средневековыми художественными сюжетами в витражах с использованием ярких красных, желтых и синих цветов;
  • Уместным размещением таких предметов интерьера как: оружие, гербы, металлические и стеклянные сосуды, золотые и серебряные статуэтки, раритетные книги, зеркала в позолоте, предметы церковного происхождения.

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Итальянская готика: Италия, Венеция, Флоренция

Итальянская готика была самой кратковременной и наименее последовательной из европейских готических стилей. Устремленность вверх готических зданий Франции и других стран достигалась здесь лишь изредка и, видимо, не слишком поощрялась; романский стиль долгое время продолжал существовать параллельно с готическим.

На территории современной Италии в средние века находилось множество мелких княжеств и влиятельных городов-государств. К автономным районам относятся: Венеция, Флоренция, Пиза, Сиена – во всех этих районах развивались свои региональные течения стиля.

Общие признаки для всего стиля выделить очень трудно, так как итальянская архитектура отличалась колоссальным разнообразием

Можно выделить отдельные черты, которые встречаются чаще чем в других странах; 1) долгое сохранение романских традиций, параллельно с готическими; 2) фрески, художественная роспись стен; 3) использование мозаики; 4) по сравнению с другими странами витражи не играют важной роли в интерьере; 5) редко применяются классические готические элементы присущие каркасной системе (аркбутаны, сложные нервюрные своды). . Крупнейшие постройки Италии:

Крупнейшие постройки Италии:

  1. Сиенский собор в Орвиенто, 1196-1348 гг., крупнейший памятник ранней итальянской готики, основная часть здания построена в середине XIII в.;
  2. , 1226-1253 гг., пример постройки раннеготического периода, отдельные элементы нового стиля органично сочетаются с традиционной постройкой романского периода;
  3. Миланский собор, крупнейший собор в Италии в стиле пламенеющей (поздней) готики, построен из мрамора. По стилистике здание в наибольшей степени приближено к французскому направлению;
  4. Дворец дожей (правителей Венеции) самое значительное строение венецианской готики, представляет собой синтез классической готики с мавританским (арабским) стилем;
  5. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, 1296-1436 гг., самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы.

Дух готической истории – краткий экскурс к истокам

Главная особенность рассматриваемого стиля – это стремление к различным нововведениям. Одним из них является величественный, необычайно красивый веерный свод, помогающий значительно снять основную нагрузку с несущих стен. Это позволяло делать их намного выше и просторнее, а также увеличить не только количество, но и размеры окон здания. Особым дополнением к такому великолепию шли различные украшения и удивительный, ни на что непохожий декор.

Веерный свод – отличительная особенность готического стиля

Интересный факт: Инновационная в то время готическая технология является отправной точкой для создания популярнейшего и экономичного каркасно-щитового строительства.

Особая, затрагивающая душу каждого, экспрессия готического стиля до сих пор заставляет нас задуматься об истоках этой древнего культурного пласта. Сколько загадочности, мистики и красоты в этих застывших, устремленных в вечном порыве достигнуть неба, сводах. Атмосфера величия и спокойной роскоши виднеется во всех деталях: начиная от бередящих спокойствие разума, украшений и привлекающих своей потрясающей красотой витражных окон. И до высоких, поражающих размерами потолков.

Высокие потолки и витражные окна в готическом интерьере

Архитектурные особенности готического стиля

К сожалению, во времена Эпохи Возрождения готический стиль довольно быстро отошел на второй план, а потом и вовсе был забыт. Вспомнили о нем только в XVIII-IX веках, с которых и началось триумфальное восхождение на пьедестал вечной славы и популярности. Однако готика претерпела некоторые изменения, что не могло не случиться с переходом из мрачного средневековья в столетие просвещения и технологического стремительного развития. Стиль преобразился и обосновался в камерной обстановке купецких усадеб, дворцов монарших и приближенных к королевскому двору, особ.

Средневековый интерьер в готическом стиле

Интересный факт: Для постройки своих роскошных домов и их обустройства в России приглашались зарубежные архитекторы, а многая мебель и предметы декора заказывались из Франции и Германии. То есть, готика не получила здесь своего ответвления и не приобрела особый колорит. Стиль имел лишь одно серьезное изменение – во времена своего повторного расцвета в Европе.

С той самой поры без готики трудно представить современный дизайн интерьеров. Она превосходно размещается в больших, просторных помещениях, дополняя их своей нераскрытой магией и шармом. Хотя попробовать внести присущую ей романтичность и загадочность можно и в квартирные комнаты. Правда, это будет намного сложнее и затратнее, ведь придется искусственно расширять оконные проемы и использовать дизайнерские хитрости для визуального увеличения высоты потолков.

Современный интерьер в готическом стиле

Отличительные особенности стиля

Зародившееся еще в двенадцатом столетии готическое направление сумело не просто дожить до наших дней, но и сохранить свои основные отличительные особенности: необычную красоту, торжественную мрачность и холодную строгость. Каждое столетие оставило свой след в готическом стиле в одежде. В эпоху феодализма и всевластия церкви во всем были ярко выражены символы стремления к Богу — утонченные силуэты, острые углы. Готический стиль в одежде средневековья — это остроконечные шляпы и остроносые туфли, корсеты, шлейфы.

На смену эпохи феодалов пришла эра Возрождения, в которой (как ни странно) тема загробного мира и смерти активно пропагандировалась и смело выражалась в одежде. Так, цвет траура — черный, стал основным для готического образа.

Наиболее ярко готическая одежда проявила себя в 70-е гг XX в характерные черты которой присущи и для готического образа наших дней:

  • четкие, лаконичные линии;
  • корсет, воротник жабо, изобилие кружев, шнуровка;
  • материалы для одежды — кожа, парча, атлас, бархат;
  • основной цвет — черный. Иногда возможны незначительные вкрапления бордового, фиолетового, синего и зеленого цвета;
  • пышные юбки разнообразной длины (от ультракороткого мини до макси);
  • винтажные вещи (занимают особое место в гардеробе);
  • кожаная одежда и аксессуары;
  • черный цвет волос;
  • грубая обувь;
  • нестандартные аксессуары.

Гражданское зодчество

Здесь особенности готического стиля в архитектуре имели более простые формы с менее агрессивными стрельчатыми элементами.

Увлекшись становлением светской архитектуры, французские зодчие перестраивали в новом архитектурном стиле целые города и селения, превращая их в настоящие «готические» заповедники.

К динамичным формам, являющимся основной особенностью архитектуры готического стиля впоследствии возвращались зодчие XIX века, когда наряду с традициями неоклассицизма в архитектуре возник интерес к историческим стилям, в числе которых была готика.

Со временем любовь к «готицизмам» заново покорила Европу и даже затронула некатолическую Россию, преобразовав готический стиль в новое направление, получившее название «неоготика».

Субкультура XX века

Повышенный интерес к готике появился в конце 70-х годов прошлого столетия. В молодежной среде постепенно угасал стиль панк, характеризующийся революционными и анархичными принципами. Бунтарские настроения сменились упадническими переживаниями, которые получили яркое отражение в музыке и внешнем облике сторонников новой субкультуры.

Черный цвет одежды символизировал траур по жизни, наполненной болью и страданиями. Неизбежность окончания бытия притягивала новоявленных готов к тайнам загробного мира. Печальные романтики нередко выбирали местом своих встреч кладбища.

В качестве атрибутов стиля широко использовались элементы садомазохизма – шипы, плетки, кожаные ошейники. Они выражали собой выражение телесных страданий, считающее нормой для готической субкультуры.

Со временем движение готов разделилось на отдельные течения, выражающие особые пристрастия и интересы. Единой для всех видов оставалась ярко выраженная аристократичность стиля, тяготение к искусству и депрессивный настрой.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Кухня

В интерьере кухни величественный и роскошный готический стиль можно воссоздать с помощью деревянного кухонного гарнитура. Фасады верхних шкафов можно дополнить вставками из разноцветного стекла, витражами, которые при попадании солнечных лучей будут красиво освещать помещение.

В малогабаритных кухнях стоит ограничиться применением отдельных деталей стилистического направления. Площадь просторных помещений позволяет полностью воссоздать атмосферу загадочности древних времён.

Готический интерьер не обязательно должен быть мрачным. Светлая цветовая гамма общего оформления будет подчеркивать величие и изящность мебели из натуральных материалов.

Для отделки стен можно использовать кирпичную кладку, обои с разнообразными узорами и стильными рисунками.

Панели кухонного гарнитура могут быть резными, фактурными, приветствуется необычная форма.

Для декорирования интерьера можно использовать атрибутику рыцарских времен, массивные осветительные приборы, кованые элементы.

Интерьер кухни в стиле готикаИсточник design-estet.com

В представленном варианте в помещении установили громоздкий кухонный гарнитур чёрного цвета с резными элементами, для отделки кухонного фартука использовали бежевую плитку. В верхнем ряду шкафа сделали вставки с открытыми полками для размещения декора и кухонной утвари. Оригинальной конструкцией оформили зону возле газовой плиты. В центре установили стол-остров светлого оттенка, над обеденной зоной разместили две массивные белые люстры.

На фоне светлой отделки и обеденной зоны хорошо выделяется громоздкая кухонная мебель, оформление не выглядит тяжелым и мрачным.

Маленькая кухня в готическом оформленииИсточник skbmebelart.ru

В интерьере просторной кухни на фоне белого потолка и пола светлого оттенка хорошо смотрится большой деревянный кухонный гарнитур черного цвета. Возле обеденной зоны верхние шкафы дополнены открытыми полками, здесь же на черном ковровом покрытии разместили громоздкий деревянный стол и стулья с отделкой золотого оттенка. Рядом с рабочей зоной удалось разместить барную стойку. Натуральные материалы и громоздкая мебель подчеркивают сильный характер готического стиля.

Оформление детской в готическом стилеИсточник happymodern.ru

На небольшой готической кухне гарнитур можно разместить по периметру всей комнаты, при условии, что обеденная зона находится в другом помещении. Для оформления идеально подойдет черный кухонный гарнитур со столешницей под камень, панели верхних шкафов содержат стеклянные вставки с подсветкой. В центре белого потолка хорошо смотрится массивная кованая люстра. Сделать освещение более ярким можно с помощью галогенок, расположенных по периметру. Кухонный гарнитур из массива может иметь высокую стоимость, его можно заменить искусственным материалом, декорированным под дерево.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Неоготика и современность

Интерес к готической архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.


Готическая спальня Источник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.


Интерьер с камином Источник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.


Светлая готика Источник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.


Кухня-столовая Источник roomester.ru

Строительство современных коттеджей в готическом стиле

Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.

ФОТО: i04.fotocdn.netЗамок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской областиФОТО: avatars.mds.yandex.netСовременные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажек

Некоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.

Особенности современной готики

Современная готика в одежде, с помощью которой самовыражаются готы (поклонники одноименной субкультуры), значительно отличается от той, что была в моде почти десяток веков назад. Зародился, а точнее – возродился в модернизированном виде сегодняшний готический стиль в 70-е годы прошлого столетия. Помимо черт средневековой моды, в него вплелись элементы панк-направления и современные тенденции.

Главными отличительными чертами «варварского» течения в современной одежде являются:

  • Тяготение к черному цвету и его холодное сочетание с белым или красным. Допускается также минимальное использование насыщенных оттенков фиолетового, бордового, зеленого и синего.
  • Наличие четких силуэтов и прямых линий.

Узкий верх и свободный низ, призванные сделать фигуру угловатой и скрыть женственные формы.

  • Использование белых (светлых) украшений определенной тематики. Любимый металл готов – серебро, которое символизирует Луну и подчеркивает мертвенную бледность своих обладателей.
  • Острые углы, которые могут проявляться в воротниках, манжетах, подолах или даже принтах на деталях одежды.
  • Применение фактурных тканей и материалов с интересной текстурой.

Готика в XX веке

В начале XX века ещё появлялись готические строения (особенно в США), но это были скорее отголоски прошлой эпохи. Со временем стиль снова утратил свою популярность. Дело в том, что готика – стиль очень сложный и дорогостоящий. В эпоху конструктивизма, рационального использования материалов, пространств и массовой застройки готика никак не вписывается. Тем не менее в области дизайна интерьеров до сих пор иногда применяют отдельные средневековые элементы, но их всё равно стараются вписывать в современный интерьер. Ниже, несколько примеров того, как дизайнеры адаптируют к современным квартирам и домам отдельные готические детали.   

Стрельчатая остроконечная форма – основной орнаментальный мотив

Стрельчатая остроконечная арка — это визитная карточка готического интерьера. Такая форма – не прихоть архитекторов, а результат инженерных расчетов. Архитекторы рассчитали, что остроконечный потолочный свод позволяет уменьшить нагрузку на опоры. Именно поэтому в любом средневековом храме мы видим так много стрельчатых форм. Придя к тому, что острые вершины являются оптимальными для строительства, декораторы начали использовать подобные контуры оформлении стен, чтобы создать единую гармоничную атмосферу.

Читайте статью: Готические арки, где перечислены виды арок, способы их применения и оформление.

Как образуется форма классической арки? Возможно, вы не заметили сразу, что основу готической вершины составляют дуги окружностей. Вершина образуется за счёт пересечения двух дуг с равным радиусом. В зависимости от величины радиуса различают разные типы арок.

Если вы присмотритесь к тому, как оформлены стены в большинстве готических соборов, то увидите, что арочные формы присутствуют не только в сводах и самих арках, они также делят все поверхности стен на сектора. Именно эти сектора создают своеобразную сетку для дальнейшего декорирования. Таким образом стрельчатая арка, а точнее ее контур, — это основа любого готического интерьера.

Стрельчатые контуры на стенах окружают окна

Смотрите весь проект интерьера жилой квартиры в старинной часовне (США).

На примере интерьера квартиры, находящейся в перестроенной часовне, хорошо видно, что все готические окна окружены дополнительными стрельчатыми контурами. Таким образом, получается повторяющийся настенный рисунок.

Признаки готического романа[править]

  • Жанр произведения «размытый». Есть элементы ужасов, мистики и детектива. Нередко реальность мистики остаётся под вопросом.
  • Столкновения мистики и рационализма. Среди героев как правило есть какой-нибудь «человек науки», который свято верит в прогресс, но зачастую оказывается разочарован в этой вере.
  • Ригидная, старомодная мораль. Помним, когда писались произведения?
  • Силы Ада и Рая обязательно присутствуют и действуют ради зла и добра. Они могут быть нематериальными, но так или иначе есть всегда.
  • Добро всегда добро, зло всегда зло. Отклонения и рассуждения неприемлемы.
  • Строгий черно-белый сеттинг.
  • Зло и добро четко обозначено внешне, зачастую ещё и с цветной кодировкой.
  • Светлые персонажи всегда как минимум симпатичные, а то и вовсе писаные красавцы, в светлых одеждах. Злые в основном уродливые или как минимум в чем-то эклектичные в тёмных мантиях.
  • Даже если по каким-то причинам добрый персонаж переходит на темную строну, он этого не переносит. Либо находит способ вернуться к добру, либо убивает себя. Либо убивают его, если он не спешит каяться. Если переносит и смиряется, меняем жанр на «неоготику» или какой-нибудь ещё.
  • Зло должно быть наказано. Всегда. Сериал «След» и детективы в этом не оригинальны.
  • Кающийся грешник как следствие, в качестве альтернативы только смерть.
  • Часто он в чёрном, она в белом, ещё и «красавица и чудовище».
  • Дева в беде. Повсеместно.
  • Девственность — это сила.
  • Эротики нет вообще и совсем. Никаких глубоких вырезов, мелькающих ножек и даже поцелуев. Неприлично! Постельные сцены именно про постель, с натянутым до шеи одеялом. А вы что подумали? Кровать предназначена для сна! В поздних экранизациях романов есть отступления, но не слишком большие.

Arcania: Gothic 4 (2010): закопайте стюардессу

Если кто-то еще надеялся на что-то приличное от JoWood, то этот сиквел должен был похоронить даже самые смелые надежды. Разработчики решили соригинальничать и сперли фишку у второй Дьяблы – в итоге большую часть игры мы воюем против героя предыдущих игр серии, того самого Безымянного, который тут еще и получил имя Робар III, став, как не трудно догадаться, королем. Вместо «вау-эффекта» получился такой себе плевок в душу преданных готоманов и неплохая метафора – новая игра пытается уничтожить все, связанной со старой.

https://youtube.com/watch?v=_kqSKQbEFz4

Но ладно бы сюжет, тут у новых разработчиков, студии Spellbound Entertainment, хотя бы могла пройти отмазка «я так вижу». Так они еще и окончательно урезали разнообразие и в квестах, и в прокачке, и в боевке, и даже в ландшафтах. Зато баги остались на месте – вылеты, фризы, черные экраны и глюки текстур в Arcania не редкость.

Основные признаки интерьера в готическом стиле

К готическому интерьеру можно отнести следующие признаки:

  • Сумрачное пространство, порой напоминающее подземелье;
  • Каркасная конструкция с каменной или кирпичной кладкой;
  • Огромные проемы, остекление и витражность;
  • Ажурность в деталях и предметах интерьера;
  • Стрельчатые арки и окна;
  • Вертикальная направленность интерьера;
  • Винтовые лестницы;
  • Ясность и просторность интерьера

Готика – это также демократический стиль или стиль горожан. Активно осваивая жилое пространство, в готике используются материалы в новой обработке, появляется новый тип мебели: стулья с высокими спинками, балдахины над кроватью, массивные сундуки вместо комодов, первые книжные шкафы и буфеты, большие обеденные столы.

Массивный высокий каменный камин, украшенный геральдикой или центральная печь, имитирующая форму готического храма – обязательный предмет интерьера в готическом стиле, возле которого всегда устраивался большой обеденный стол. На нем уместно разместить кованые предметы обихода, металлическую или деревянную утварь.

Этимология

«Леди и Единорог» — так называетсясерия из шести гобеленов, сотканных во Фландрии ; этот назывался À Mon Seul Désir ; конец 15 века; шерсть и шелк; 377 х 473 см; Музей Клюни (Париж)

Слово « готика » для искусства изначально использовалось как синоним слова « варварство » и поэтому использовалось уничижительно. Его критики считали этот тип средневекового искусства неочищенным и слишком далеким от эстетических пропорций и форм классического искусства . Ренессансные авторы полагают , что Разграбление Рима по готическим племенам в 410 вызвавших кончине классического мира , и все ценности , которые они дорожили. В 15 веке различные итальянские архитекторы и писатели жаловались на то, что новые «варварские» стили, просачивающиеся с севера от Альп, представляют собой аналогичную угрозу возрождению классики, продвигаемому ранним Возрождением. «Готический» термин для этого искусства был впервые использован в письме Рафаэля Папе Льву X в. 1518 и впоследствии популяризировал итальянский художник и писатель Джорджо Вазари , который использовал его еще в 1530 году, назвав готическое искусство «чудовищным и варварским» «беспорядком». Рафаэль утверждал, что заостренные арки северной архитектуры были отголоском примитивных хижин германских лесных жителей, образованных путем сгибания деревьев вместе — миф, который всплывет гораздо позже в более позитивном смысле в трудах немецкого романтического движения. «Готическое искусство» подвергалось резкой критике со стороны французских авторов, таких как Буало , Лабрюйер , Руссо , прежде чем стать признанной формой искусства, и формулировка стала фиксированной. Мольер классно прокомментировал готику:

Изначально готическое искусство называлось «французское произведение» ( Opus Francigenum ), что свидетельствует о приоритете Франции в создании этого стиля.

Предпосылки стиля и его характер

Мода на готичность – книги о мрачных замках, призраках, суровых латниках, прекрасных девах и алхимиках – начала формироваться еще в конце позапрошлого века по мере того, как ослабевала роль религии.

Увлечение темой продолжилось в последующие десятилетия. Наконец, в 70-ых годах, в Британии на платформе панк-движения возникла отдельная субкультура, впитавшая в себя интерес к псевдоготической музыке, хоррору, декадансу, эзотерике… И породившая новую моду – готический стиль. Он отражает стремление к тайне, мистицизму и позволяет молча, посредством одежды и украшений, заявить о себе, как о личности незаурядной и загадочной.

Ранняя готика в Нормандии

Эксперименты с готическими элементами также проводились в Нормандии в конце XI и XII веках. В 1098 году аббатству Лессей была предоставлена ​​ранняя версия хора с заостренным ребристым сводом . Церковь Сен-Пьер-де-Лизье , построенная в 1170-х годах, отличалась более современными четырехчастными ребристыми сводами и аркбутанами. Другие эксперименты с готическими ребристыми сводами и другими элементами проводились в Кане , в церквях двух больших церквей королевских аббатств, аббатства Сент-Этьен, Кана и аббатства Сент-Трините, Кан , но они остались в основном нормандскими романскими церквями. .

Руанский собор имел примечательные черты ранней готики, добавленные после того, как в 1185 году архиепископ Готье де Кутанс перестроил интерьер из романского в готический . Новому готическому нефу было придано четыре уровня, а у более позднего хора — три новых, модных.

Развитие готического стиля в XII-XIII веках

Соборы в период ранней готики были построены в Париже, Лионе и Шартре. Архитектурная композиция этих сооружений отличается совершенством, богатым, изысканным декором и особым ритмом.

ФОТО: upload.wikimedia.orgЧасовня Сент-Шапель была построена в 1243—1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражиФОТО: mytravelbook.orgВестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готикиФОТО: img-fotki.yandex.ruСобор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традицииФОТО: по-европе.рфОкна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементамиФОТО: tripsaway.ruОдно из популярных мест на Кипре – собор Святого Николая

Между первой и второй…

По начальной задумке, после первой «Готики» должен был выйти своего рода аддон к игре Gothic Sequel, продолжающий и расширяющий сюжетную линию игры. Разрабатывался он всего полгода, и так и не развился дальше ранней альфа-версии (о том, как могло бы выглядеть продолжение первой «Готики» и скачать русскую версию играбельной альфа-версии аддона к первой «Готике» Gothic Sequel можно на форуме Стима), а потом разработчики переключились на создание полноценной второй части. Сначала вышла просто вторая часть игры («Gothic II»), а потом и масштабный аддон к ней, получивший по имени нового злодея название «Готика 2: Ночь Ворона».

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

Мода готического Средневековья

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Новаторство в одежде

Мода готического стиля показывает стремительную эволюцию кроя. Благодаря полученным знаниям про возможности использования ткани в корне изменило одежду европейцев. Женское убранство приобрело более утонченный силуэт. Было внесено разделение на лиф и юбку.

Мужской наряд преобразился, поскольку появились предпосылки формирования новых особенностей. Заимствования в изготовлении нового типа доспехов отразилось на крое мужского платья. Стройные формы пришли на смену мешковатым и длинным одеждам. Все современные понятия о крое появились в этот период.