Кто такие гугеноты

Оглавление

[править] Гугенотство после Генриха IV

Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее, гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности.

В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне; гугеноты должны были возвратить католикам церковное имущество, бывшее в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду их неподчинения эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие бездарности своих предводителей терпели постоянные поражения.

Тем не менее, заключённый в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченного имущества; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение.

После непродолжительного перемирия война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов, Ла-Рошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им была дана амнистия и предоставлена свобода вероисповедания.

При Ришелье и Мазарини гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV начал постепенно ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и сам Нантский эдикт не был отменён в 1685 году по эдикту Фонтенбло.

Множество гугенотов спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем, Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизаров под руководством Жана Кавалье. Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько глубокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты.

В 1752 году правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую волну эмиграции; общественное мнение заставило правительство взять своё постановление обратно.

Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправие, и даже Реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.

Правда, в начале правления Людовика XVIII протестантов постоянно смещали с должностей, особенно на юге Франции и в окрестностях Нима, и даже были отдельные случаи нападения черни на гугенотов вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов; но с тех пор подобные явления не повторялись.

Под знаменем кальвинизма

Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи – их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом.

В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества.

История композиции

Джакомо Мейербер , изображенный в 1839 году.

Les Huguenots создавались около пяти лет. Мейербер тщательно подготовился к этой опере после сенсационного успеха Роберта Ле Дьябле , осознавая необходимость и дальше представлять щедрую постановку, очень драматичную сюжетную линию, впечатляющую оркестровку и виртуозные партии для солистов — важнейшие элементы нового жанра Гранд Опера. Мейербер и его либреттист Роберта ле Дьябля , Эжен Скриб, согласились сотрудничать в создании эпического произведения о французских религиозных войнах с драмой, частично основанной на романе Проспера Мериме 1829 года « Chronique du règne de Charles IX» . Родом из богатой семьи, Мейербер мог позволить себе не торопиться, диктовать свои условия и быть перфекционистом. Свидетельством этого является очень подробный контракт, заключенный Мейербером с директором Оперы Луи-Дезире Верон для Les Huguenots (и который был составлен для него адвокатом Адольфом Кремье ). В то время как Мейербер писал оперу, другая опера с подобной установкой и темы ( Le Pre Окс Clercs по Фердинанд Герольд ) был также произведен в Париже (1832). Как и Мейербера, работы Герольда были чрезвычайно популярны в свое время, хотя сейчас они исполняются редко.

Мейербер решил, что ему нужно больше исторических подробностей периода и большая психологическая глубина персонажей, чем предоставляет текст Скрайба, поэтому он получил одобрение Скрайба, чтобы пригласить второго либреттиста, Эмиля Дешама, для совместной работы над текстом, чтобы предоставить эти элементы. Мейерберу рекомендовали отвести жену в более теплый климат для ее здоровья, и, находясь в Италии с этой целью, он консультировался с либреттистом своих более ранних итальянских опер Гаэтано Росси . По его совету сам Мейербер переписал партию Марселя, одного из самых ярких и оригинальных персонажей произведения. Мейербер также принял совет звездного тенора Адольфа Нуррита, избранного для создания партии Рауля, расширить любовный дуэт в акте 4, который стал одним из самых известных номеров в опере.

Гугеноты при Ришелье и Людовике XIV

Генрих IV и после него кардинал Ришелье продолжали политику усиления королевской власти, вследствие чего вновь начались восстания. Но так как дворянство уж привыкло к придворным условиям, то Ришелье нетрудно было привлечь к себе вождей кальвинистов, а затем раздавить рядовых гугенотов. Взятие Ларошели (1628) прекратило существование политической партии гугенотов, но кардинал оставил им религиозную свободу. Религиозный вопрос давно уже утратил свой жгучий характер, дворянство и буржуазию соединяли только политические интересы. Поэтому аристократия мало-помалу совершенно оставила гугенотскую партию, а буржуа направили все свои силы на промышленную деятельность.

Отмена Нантского эдикта Людовиком XIV (1685) лишила Францию 200.000 наиболее производительных жителей, бежавших из страны в протестантские государства. Драгонады и преследования Людовика XIV вновь подняли религиозный дух и вызвали Севеннское восстание «камизаров» (camisards) 1702 г. Уравнения прав с католиками гугеноты дождались лишь в начале Французской революции 1789 г.; кодекс Наполеона окончательно подтвердил этот революционный принцип.

Откуда появились гугеноты?

Мартин Лютер и его реформационные идеи в свое время стали причиной появления множества групп, которые выступали против канонической католической церкви.

Они пытались создать собственный религиозный институт, который бы полностью соответствовал их требованиям и взглядам на веру. Одной из таких групп были гугеноты.

Это самоназвание французских протестантов, которые начали свою деятельность в середине 16 века на территории современной северной Франции.

Их идейным просветителем был Жак Кальвин, который принес идеи Реформации во Францию. Которая до того времени полностью поддерживала католичество.

Гугеноты были приверженцами идей протестантизма и кальвинизма.

Борьба гугенотов против католической церкви стала причиной так называемых религиозных войн, которые прошли по всей стране ближе к концу 16 века.

Этой цели им удалось досчитать только после Великой французской революции, когда они были признаны отдельной религиозной группой.

До этого момента власть Франции то полностью запрещала их деятельность, то наоборот старалась продвигать их идеи в массы.

Термин «гугенот» сначала считался обидой протестантам, поскольку католики так называли их из-за пренебрежительного швейцарского прозвища гуго, которое касалось непосредственно всех французов.

Когда Реформация стала внедряться в социум Франции, это название стало принятым для обозначения именно французских протестантов и уже не считалось обидным.

Существует также версия. Что название происходит от имени Гуго Капета, который был отцом вождя гугенотов Генриха IV. Существует также теория, которая связывает названия гугенотов с именем Гуго Безассона.

Со временем поклонникам Реформации стало около 10% от общего населения Франции, что не могло оставаться незамеченным. Гугеноты стали огромной силой, которая требовала равных прав для себя и своей религии.

В ночь на праздник святого Варфоломея 1572 года католики убили значительное количество гугенотов, что спровоцировало протесты по всей стране и еще больше накалило обстановку.

Учение гугенотов привлекало людей простотой религиозных обрядов, а также отсутствием вычурности в храмах и одежде священнослужителей.

В рядах поклонников этого течения были не только простые люди, но и представители дворянства и городской буржуазии.

За совсем короткое время гугеноты смогли создать около полутора тысяч церквей, в которых проводили все необходимые обряды. На 1600 год во Франции было около 1,2 миллиона гугенотов.

Большинство гугенотов жили в Центральной и Южной Франции. Жаку Кальвину удалось полностью реформировать население района Дордонь.

Если сравнивать ситуацию во Франции с Реформацией в Германии, то нужно отметить. Что Мартин Лютер имел значительную поддержку как среди дворян, так и среди простых людей.

Таким образом, ввести Реформацию было достаточно трудно, но со временем население само переняло идеи гугенотов, которые отличались простотой и понятностью.

Начиная с 1550 годов взгляды гугенотов стал популярными не только среди образованных людей, но и среди жителей деревень и бедных городов, которые, как правило, не были образованными.

Более того, даже в королевском дворе находились поклонники учения Жака Кальвина, которые со временем начали продвигать их среди графов и баронов.

В 1555 году протестантскую церковь открыли даже в Париже, что свидетельствовало о популярности Реформации.

Католическая церковь долгое время пыталась игнорировать гугенотов, но вскоре после этого начал вводить меры Контрреформации, чтобы остановить их влияние на католический мир.

Конфронтация между официальной церковью и протестантами была отмечена королевской знатью. Стоит отметить, что разные короли выбирали разные стороны конфликта, отдавая предпочтение то гугенотам, то католикам.

Из-за большого количества гугенотов в стране им были дарованы гражданские права, но со временем Нантский эдикт был отменен, что подтолкнуло большое количество гугенотов к эмиграции в Америку.

Эта история во многом напоминает историю английских пуритан, которые также пытались найти свободу веры за океаном. Гугеноты в 1689 году создали город Нью-Рошель.

На сегодняшний день гугеноты имеют несколько обществ, которые разбросаны по всему миру. Осталось также множество групп гугенотов, которые проживают во Франции.

Вера гугенотов во многом похожая на пуританскую. Поскольку они пытаются отойти от пышности в обрядах, но все же они менее строги в соблюдении всех деталей.

Гугеноты и католики – в чем разница?

Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.

Разными были для них и источники вероучений

С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви

Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.

Продолжение противоречий

Решительная победа Генриха Наваррского над лигой и его восшествие на трон под именем Генриха IV (1594) ознаменовали конец религиозных войн. Генрих принял католичество по политическим соображениям, а Нантский эдикт (1598) предоставил гугенотам широкие права, легализовал издание протестантской литературы, даровал все гражданские и политические права, свободу торговли, право на наследование собственности, доступ во все школы, участие в местных и национальном парламентах. Для разбирательств судебных дел гугенотов при парламентах были созданы особые палаты, состоявшие наполовину из гугенотов.

В правление Людовика XIII кардинал Ришелье постепенно урезал привилегии протестантов; политическое влияние они утратили с падением крепости Ларошель (1628), но сохранили большинство гражданских свобод.

Людовик XIV приступил к насильственному обращению протестантов: солдаты размещались на постой в протестантских домах, пока их обитатели не присоединялись к официальной религии. Нантский эдикт был отменен 18 октября 1685, и гугеноты стали покидать Францию, эмигрируя в Англию, Нидерланды, Германию и Америку. Но и после массового исхода гугенотов из Франции протестантская вера там не умерла. Теперь к гугенотам принадлежали семейства торговцев и ремесленников.

Преследования продолжались, но официальную позицию властей в 18 в. можно в целом охарактеризовать как нейтральную.

Начало реформации во Франции

Таким образом, религиозная реформация (чьими поборниками затем выступили гугеноты) не осуществилась сверху, как это было в XVI веке в Англии и как по первоначальному ходу событий казалось возможным и относительно Франции. Реформацию здесь остановило стремление королей к абсолютизму, и ей оставался один путь – снизу; она и вступила на него.

Французская реформация, вызвавшая гугенотское движение, не была порождена исключительно внешними влияниями. Еще раньше, чем в Германии выступил Лютер, во Франции буквально те же идеи имели сотни последователей. Оживлением религиозных интересов, которое подготавливало появление партии гугенотов, Франция, как в значительной степени и Германия, была обязана гуманизму. Интерес к классикам развил критические вкусы, от античных авторов нетруден был переход к Св. Писанию, к его комментированию, переводам и экзегезе. Сильное развитие книгопечатания немедленно распространяло все подобные произведения. Не замедлила явиться и проповедь. В 1508 г. парижский профессор, предшественник гугенотов, гуманист Лефевр Детапль издал книгу Quincuplex psalterium, в предисловии к которой заключался первый призыв к чтению самого Св. Писания, а не официальных церковных толкований на него. В 1512 г. за первой книгой последовала вторая, тоже латинская: «Комментарий к посланиям апостола Павла», которая содержала целый ряд еретических с точки зрения католицизма мнений. Тут были и перевод на французский посланий апостолов непосредственно с греческого текста, который Лефевр не задумался выпустить рядом с Вульгатой, и утверждение исключительного авторитета Св. Писания, и сделавшийся потом основой лютеранства догмат спасения верой, и отрицание латинских молитв, и протест против безбрачия духовенства, и свойственный потом гугенотам взгляд на церковные обряды, не как на чудесное таинство, а как на обычное воспоминание о жертве Спасителя.

Франциск I, король Франции. Портрет работы Жана Клуэ, ок. 1530

У Лефевра появились ученики и последователи, его проповедь нашла поддержку в сестре Франциска I, Маргарите Ангулемской. Король, находившийся в это время под влиянием сестры, смотрел сквозь пальцы на деятельность реформаторского кружка Лефевра и не преследовал еретиков даже после Болонского конкордата, не внимая протестам Сорбонны и монахов. Первое время он допустил даже образование реформатской общины в Mo (Meaux), устроенной не кем иным, как главным деятелем конкордата епископом Брисонне. Тот призвал нескольких учеников Лефевра, которые начали французскую проповедь в Мо, а в 1523 г. приютил у себя и самого Лефевра как раз в тот момент, когда обнародование им перевода Нового Завета сделало неудобным дальнейшее пребывание его под боком у Сорбонны.

Первые 10 лет реформа во Франции процветала, но после поражения Франциска при Павии в феврале 1525 г, когда король был взят в плен, наступила реакция. Её облегчили кровавые события, которыми сопровождалось внедрение Реформации в Германии, где ещё не затихла крестьянская война. Для многих уже тогда стало ясно, что по религиозному фанатизму приверженцы Реформации не уступают католиков, а превосходят их. Предшественников французских гугенотов стали жечь на кострах сначала в Париже, потом в провинции. Тысячи их (в том числе и будущий основоположник гугенотского учения, знаменитый Жан Кальвин), бежали из Франции.

В 1534 г. под влиянием внешнеполитических условий наступил новый поворот в религиозной политике Франциска I. Договор с одним из главных немецких протестантских князей ландграфом Филиппом Гессенским заставил Франциска на время прекратить преследования; возбуждался даже вопрос о вызове во Францию Меланхтона. Реформационное движение во Франции вновь на время окрепло, но в последние годы царствования Франциска I и во все время правления его сына Генриха II во Франции свирепствовали жестокие гонения.

Гугеноты были французскими протестантами,

большинство из которых в конечном итоге пришли к учению Джона Кальвина и которые из-за религиозных преследований были вынуждены бежать из Франции в другие страны в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые остались, практикуя свою Веру в тайне.

Протестантская Реформация началась Мартином Лютером в Германии около 1517 года, быстро распространилась во Франции, особенно среди тех, кто жаловался на установленный порядок правления. По мере роста и развития протестантизма во Франции он вообще отказался от лютеранской формы и принял форму кальвинизма. Новая «реформатская религия», практикуемая многими членами французского дворянства и социального среднего класса, основанная на вере в спасение через индивидуальную веру без необходимости заступничества церковной иерархии и на убеждении в праве человека интерпретировать Священные Писания для себя, разместили этих французских протестантов в прямом богословском конфликте как с католической церковью, так и с королем Франции в теократической системе, которая преобладала в то время.

Последователей этого нового протестантизма вскоре обвинили в ереси против католического правительства и установившейся религии Франции, а в 1536 году был выпущен генерал-эдикт, призывающий к истреблению этих еретиков (гугенотов). Тем не менее, протестантизм продолжал распространяться и расти, и около 1555 года первая церковь Гугенота была основана в доме в Париже, основанном на учении Джона Кальвина. Число и влияние французских реформаторов (гугенотов) продолжали расти после этого события, что привело к эскалации враждебности и конфликта между католической церковью / государством и гугенотами. Наконец, в 1562 году около 1200 гугенотов были убиты в Васси, Франция, тем самым воспламеняя французские войны религии, которые опустошат Францию ​​в течение следующих тридцати пяти лет.

Указ Нанта, подписанный Генрихом IV в апреле 1598 года, закончил Войны Религии и позволил гугенотам некоторые религиозные свободы, включая бесплатное осуществление своей религии в 20 указанных городах Франции.

Отмена эдикта Нанта Людовиком XIV в октябре 1685 года вновь вызвала преследование гугенотов, и сотни тысяч гугенотов бежали из Франции в другие страны. В ноябре 1787 г. «Обнародование Уклонения от толерантности» частично восстановило гражданские и религиозные права гугенотов во Франции.

Происхождение слова

Противники протестантов использовали французский термин Huguenot в качестве насмешки над живущими во Франции гугенотами. Определение укрепилось здесь с приходом периода Реформации. В начале XVI века начинают возникать закрытые лютеранские сообщества после разрешения королевы Наваррской. Ещё раньше на французской земле пропагандировали известные учёные: Лефевр и Руссель.

Доктрина Кальвина нашла большую поддержку среди среднего сословия и дворянства. Учение веротерпимости и Реформации звучало из уст епископа Брюсонне. Протестантское сообщество в 1534 году распространило листовки, высмеивающие мессу и католическое священство в крупных городах Франции. Эти действия породили массовые аресты и публичные казни еретиков. Кальвинизм был вынужден скрываться от преследования.

Варфоломеевская ночь

В 1572 году, чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи, королева Франции, решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского (лидера гугенотский войн этого периода). Временно во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева Наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.

На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим, в последствии, и были вызваны события Варфоломеевской ночи.

По мнению историков, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии. Но ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню.

Сигнал к началу устранения опасных гугенотов прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5 000 до 30 000 человек.

Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Варфоломеевская ночь была “самой ужасной религиозной резнёй столетия”, во всей Европе она “оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией”.

История выступлений

Поль Плансон в роли графа Сен-Бриса в 1894 году в Метрополитен-опера

Премьера «Гугенотов» состоялась 29 февраля 1836 года в Парижской опере в зале Ле Пелетье (дирижер Франсуа Хабенек ) и сразу же имела успех. И Адольф Нурри, и Корнели Фалькон были особенно оценены критиками за их пение и выступления

Это действительно было последнее важное творение Сокол перед тем, как ее голос так трагически потерпел неудачу в апреле следующего года. Гектор Берлиоз назвал партитуру «музыкальной энциклопедией»

«Гугеноты» были первой оперой, которая была исполнена в Опере более 1000 раз (тысячный спектакль состоялся 16 мая 1906 года) и продолжал регулярно ставиться до 1936 года, более чем через столетие после ее премьеры (Парижская опера открылась). новая постановка Les Huguenots в сентябре 2018 года, впервые с 1936 года, когда опера будет поставлена ​​там). Его многочисленные выступления во всех других крупнейших оперных театрах мира дают ему право считаться самой успешной оперой 19 века.

Другие первые выступления включали Лондон ( Ковент — Гарден театр ), 20 июня 1842 года , и Новый Орлеан ( théatre Орлеанского ) на 29 апреля 1839 года из — за его ПРЕДМЕТ это иногда поставил под разными названиями , такими как The гвельфов и гибеллинов (в Вена , прежде чем 1848), Ренато ди Croenwald в Риме, или The англикан и пуритан (в Мюнхене), чтобы избежать разжигания религиозной напряженности среди зрителей.

Les Huguenots были выбраны для открытия нынешнего здания театра Ковент-Гарден в 1858 году. В 1890-х годах, когда он был показан в Метрополитен-опера , его часто называли «ночью семи звезд», так как в актерский состав входила Лилиан Нордика. , Нелли Мельба , София Скальки , Жан де Решке , Эдуард де Решке , Виктор Морель и Поль Плансон . Опера была исполнена на итальянском языке в Метрополитене в 19 веке как Gli Ugonotti .

Современные возрождения

Как и другие оперы Мейербера, «Гугеноты» потеряли популярность в начале двадцатого века и выпали из оперного репертуара во всем мире, за исключением очень редких возрождений. Дама Джоан Сазерленд и Ричард Бониндж сыграли главную роль в возрождении оперы во второй половине 20-го века. Сазерленд выбрала оперу для своего последнего выступления в Сиднейском оперном театре 2 октября 1990 года, Бониндж дирижировал Оркестром оперы Австралии .

Среди причин, часто называемых нехваткой постановок в 20-м веке, были масштаб работы и стоимость ее монтажа, а также предполагаемое отсутствие виртуозных певцов, способных отдать должное требовательной музыке Мейербера. Однако недавние успешные постановки оперы в относительно небольших центрах, таких как Мец (2004), показывают, что это общепринятое мнение может быть оспорено. С тех пор новые постановки «Гугенотов» стали очень успешными в крупных оперных театрах Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Выступления гугенотов уже не редкость в Европе.

Войны и Варфоломеевская ночь

Уже через год, в 1563 году, наступило затишье, был подписан Амбуазский эдикт, по которому гугеноты вновь получили возможность свободного вероисповедания. Однако королева-мать Екатерина Медичи отменила своим указом все вольности. В Париже и других городах людей подстрекали на конфликт с гугенотами. Многие из них бежали в города Ла-Рошель, который стал оплотом протестантов. Очень большую помощь оказала им в этот период королева Англии Елизавета I. Вновь и вновь знамя победы переходило то в одни, то в другие руки.

Екатерина Медичи решила получить доверие врага и договорилась о свадьбе своей дочери Маргариты с протестантским принцем Генрихом Наваррским. Наконец, во Франции установился мир после почти десятилетних сражений. На свадьбу 18 августа 1572 года съехались представители гугенотов. Адмирал Колиньи, лидер протестантов, стал пользоваться небывалым доверием короля и Екатерины.

Конечно, французским аристократам-католикам это не нравилось. Королева-мать под личиной доброты и покровительства вынашивала планы избавления от ненавистного адмирала. 22 августа было совершено неудачное покушение на жизнь Колиньи, тогда он был всего лишь ранен. Екатерина была в ярости, сдаваться она и не думала.

Вместе с новым герцогом де Гизом был составлен план по устранению Колиньи. 24 августа 1572 года толпа католиков ворвалась в дом, где проживал адмирал и зверски расправилась с ним. это убийство положило начало знаменитой Варфоломеевской ночи (24 августа – день Св. Варфоломея). В ту ночь Париж не спал – по всем улицам слышались крики раненых и атакующих, лились реки крови. Католики вламывались в каждый дом, ища своих врагов. По самым скромным подсчетам, в ту ночь погибло около 3 тысяч гугенотов. Резня продолжалась еще неделю, причем уже утром 24 августа толпа начала убивать без разбору – католик или протестант.

Под прикрытием убийства гугенотов закрывались личные счеты между людьми. В Париже царил хаос. Историки до сих пор спорят о точном количестве убитых за эту неделю-некоторые самые смелые называют цифру 30 тысяч.

Спасаясь от неминуемой гибели, гугеноты покинули Францию (даже в других городах страны было неспокойно). Генрих Наваррский остался в живых лишь благодаря тому факту, что он согласился принять католичество, произнеся легендарную фразу «Париж стоит мессы». Окончательно противостояние между католиками и гугенотами закончилось со смертью короля Генриха III, который объявил своим преемником Наваррского. Он стал следующим королем Франции в 1589 году.

Периодически конфликты возникали и при внуке Генриха – короле Людовике XIV. В 1685 году Людовик XIV принял эдикт Фонтенбло, который заменил Сен-Жерменский и сделал протестантизм незаконным. Кровопролития не последовало, и в течение следующих нескольких лет более 200 000 гугенотов вновь бежали из Франции в другие страны. Однако не все оказались способны принять такое огромное число беженцев – пришлось искать более отдаленные государства. Великобритания и Ирландия с радостью приняли гугенотов – еще бы, давняя вражда с Францией имела место, а тут такая возможность уколоть врага побольнее.

Другие европейские страны также приветствовали у себя гугенотов – те слыли высокообразованными людьми, способными работать и повышать экономику. Германия и Нидерланды расселили у себя протестантов и стали одними из ведущих экономических держав в Европе. В то время как Франция постепенно катилась в пропасть.

Восьмая (и последняя) религиозная война

Как действовали гугеноты в условиях испанской интервенции? Они призвали себе в помощь войска из протестантской части Германии, и Франция погрузилась в очередную – уже восьмую по счету религиозную войну. Как и прежде, вооруженные столкновения сочетались в ней с многочисленными политическими интригами, нередко определявшими исход событий.

Например, Генрих Наваррский разгромил силы католиков в битве при Кутра, но в то же время герцог де Гиз умело спровоцировал волнения в Париже и добился принятия закона, по которому протестант не мог унаследовать престол. В результате после смерти Генриха III Генрих Наваррский для получения короны вновь совершил предательство своих сторонников и как ни в чем не бывало вернулся в католицизм.

Реакция общества и отмена эдикта

Нантский эдикт стал политическим компромиссом, поначалу удовлетворившим большинство католиков и протестантов. Он поставил точку в затяжной гражданской войне, поэтому на волне эйфории от достигнутого наконец соглашения документ удалось подписать без особых затруднений.

Вскоре католики осознали, что документ фактически давал право гугенотам создать государство в государстве, но при этом бремя расходов на обеспечение гарантий безопасности протестантам брало на себя государство. В случае необходимости гугеноты могли собрать войско в 25 тысяч человек, что в полтора раза превышало численность королевской армии.

Парламенты, Парижский и провинциальные, регистрировали документ долго и с неохотой. Потребовалось все влияние и авторитет короны, чтобы заставить представительные органы внести его в свои протоколы. Парижский парламент сделал это в феврале 1599 года после прямого приказа короля. Руанский парламент оттягивал регистрацию вплоть до 1609 года, в итоге также сдавшись под нажимом Генриха IV.

Через некоторое время, осознав последствия и перспективы Нантского эдикта, местные католики разочаровались в нем. Католическая Европа была возмущена условиями соглашения, а папа назвал его еретическим по сути. В то же время и гугенотов устраивало далеко не все — им мало было относительного равноправия, они хотели дальнейшего расширения своих привилегий.

Впрочем, Генрих IV был уверен в необходимости и верности положений эдикта. Он назвал его «вечным и неотменяемым», лично контролируя случаи неверного толкования. Однако король оставил за собой привилегию временно ограничивать или расширять условия документа, применяя это право в основном по отношению к срокам закрепления крепостей за гугенотами.

При Людовике XIII (1610-1643 гг) протестантская партия усилиями кардинала Ришелье отошла на второй план, но Нантский эдикт продолжал действовать в неизменном виде. Людовик XIV после начала правления (1643-1715 гг) также подтвердил принципы веротерпимости и все условия эдикта, но вскоре под давлением католического духовенства изменил свое мнение.

Католическое духовенство с самого начала принятия Нантского эдикта не теряло надежды отменить или нейтрализовать документ. С 1661 года при попустительстве Людовика XIV вновь начались религиозные гонения — католики разрушали протестантские церкви в тех местах, которые не были оговорены в Нантском эдикте. Наконец, 2 апреля 1666 года король отменил документ.

В стране началась борьба с гугенотами — повсеместно разрушались храмы, разгонялись богослужения, закрывались школы. Папа римский слал Людовику XIV хвалительные письма, а тем временем экономика Франции приходила в упадок.

Итогом отмены Нантского эдикта стал финансовый и социальный кризис — торговые обороты опасно снизились, тысячи гугенотов покинули страну и обосновались в Англии, Голландии, Пруссии и других странах.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ