Основные функции государственного управления

Оглавление

Место работы

Выпускники профильных учебных заведений смогут устроиться после получения образования на довольно престижные должности в государственных организациях. Также у вас появится возможность вырасти по карьерной лестнице. Вам придется работать посредником между гражданами и государством. Работу можно получить в разнообразных ведомствах либо службах. Также вам предстоит разрабатывать разнообразные проекты, принимать людей, помогать им в решении различных жизненно важных вопросов. Вы можете заниматься в сфере решения жилищных, образовательных и культурных вопросов.

С подобным образованием вы легко получите работу в таких учреждениях:

  • Органах муниципальной, государственной власти и в местном самоуправлении.
  • В организациях международного масштаба.
  • В общественном секторе.
  • В коммерческих компаниях.
  • В образовательных учреждениях.
  • В учреждениях с научно-исследовательским направлением.

После окончания института сразу рассчитывать на получение высокой заработной платы не стоит. Необходимо получить определенный опыт работы.

Что такое публичное акционерное общество

Публичное акционерное общество (ПАО) это форма организации публичной компании начиная с 1 сентября 2014 года, представляет собой акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность открытых акционерных обществ регулируется федеральным законом №208 «Об акционерных обществах» и статьей №97 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации.

Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.

Пример полного наименование ПАО

Полное Публичное акционерное общество «Суворов XX»
Сокращенное ПАО «Суворов XX»

Такое мнение выразила Федеральная налоговая служба в письме от 04.09.2014 № СА-4-14/17740@.

Признаки публичного акционерного общества:

  • По правилам п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным;  
  • информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;  
  • ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы; 
  • данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.
  • Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму — акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке — также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке — полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО» (п. 1 ст. 4 Закона об акционерных обществах).

Статья 66.3 ГК РФ предусматривает три самостоятельных критерия отнесения акционерного общества к публичным компаниям:

  1. публичное размещение акций;
  2. публичное обращение акций;
  3. позиционирование компании как публичной (путем указания этого в учредительном документе и фирменном наименовании).

Особенности правового статуса ПАО

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) были изменены положения о юридических лицах, в том числе и об акционерных обществах.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ к открытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) об акционерных обществах.

Государственное и муниципальное управление, что за профессия

Студенты факультета государственного управления обучаются организовывать жизнь общества в разных сферах. Есть три основных направления, в которых в дальнейшем выпускник может развиваться после окончания этого образования:

  • Общественное. Это организация и управление в разных гражданских объединениях.
  • Верховная власть. К ней относится судебная система и администрация.
  • Бюрократия. Здесь осуществляется местное управление.

После обучения на ГМУ можно устроиться в любую сферу и начать карьеру. В программе обучения присутствует изучение социальных проблем, инструментария для реформ, основ государственной службы, а также связей с общественностью.

Помимо государственной службы, многие идут работать специалистами в сторонние компании, занимаются международными делами или же формированием репутации бренда. Это лишь несколько профессий, которые могут быть актуальны для выпускника этого учебного заведения.

Как появилась данная специальность

Необходимость профессиональных управленцев для страны стала понятна в 17 веке. Активное развитие образования в СССР привело к выделению узких специалистов для каждой сферы. Лишь в 1995 году появилась специальность ГМУ.

С течением времени менялись несколько раз стандарты обучения на основании законодательства. Вводились новые поправки и тщательно контролировалась деятельность институтов. Принципы и методы обучения подобной профессии обязательно должно регулярно изменяться, в связи с развитием структуры управления и организации, нововведениями в муниципальной, государственной и частной сфере.

Почему престижно работать в госструктурах

Специальность государственного и муниципального управления дарит возможность в дальнейшем стать ведущим специалистом и начать карьеру управленца. По уровню престижа подобная профессия занимает третье место, перед ней находится лишь юрист и врач. Сотрудники уважаемы в обществе, у них есть определенная власть, необходимая для организации разных процессов и управления на своем уровне.

Основная задача стимулировать улучшения в экономической и социальной сфере. Для этого понадобиться работать со СМИ, вести деловые переговоры, общаться с гражданами и оказывать помощь в решении вопросов разной сложности

При этом важно учиться прогнозированию и уметь разрабатывать тактику и стратегию развития. При работе в сфере государственного и муниципального управления обязательно нужно уметь анализировать законопроекты, претворять их в жизнь и контролировать выполнение на всех этапах

Особенности профессии

Специалист должен уметь совмещать административный опыт и проявлять лидерские навыки. Есть несколько качеств, которые обязательны для каждого государственного служащего:

Необходимо изучать ораторское искусство и уметь грамотно представлять свою речь перед СМИ и народом.
Важно обладать коммуникационными навыками, чтобы вести деловые переговоры.
Следует совершенствоваться в психологии во всех ее направленностях.
Необходимо прогнозировать общественное мнение и учиться управлять им.
Стоит создать свой имидж и поддерживать его.

На начальном этапе управленцу желательно работать волонтером, это поможет приобрести нужные навыки и связи для дальнейшей работы. Фактически эта работа позволяет познакомиться с законодательством, работой социальных служб, местным самоуправлением и администрацией. Постепенно приобретаются новые знания и навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем для устройства на работу и активного карьерного роста.

Плюсы и минусы работы в данной сфере

Факультет государственного и муниципального управления дает возможность после окончания образования работать по профилю. В этой деятельности есть свои преимущества и недостатки. Их необходимо изучить до того, как принимать решение о получении данной специальности. Плюсы выражаются в следующих особенностях:

  1. Престиж профессии. Это уважаемые в обществе должности.
  2. Наличие дополнительных льгот для сотрудников государственного управления.
  3. Образование открывает перспективы в разных сферах работы.
  4. Есть возможность развиваться в профессии не только по вертикали, но и по горизонтали, осваивая новые навыки.

Подобная работа не может надоесть, в службе государству и народу есть благородство, интерес и достоинство. К недостаткам можно отнести среднюю заработную плату, на начальном этапе она может быть низкой. Кроме того, подобная профессия требует максимальной вовлеченности. При погружении в данную специальность практически не остается времени на свою личную жизнь. Многие вопросы требуют немедленного решения, поэтому часто образуется ненормированный рабочий график.

Цели государственного управления

Цели государственного управления вытекают из целей государства и имеют уровневую структуру, построение которой основано на принципе «древа целей», позволяющем проследить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Центральное место в иерархии целей государственного управления занимает стратегический уровень – генеральное направление государственной политики.

Стратегические цели государственного управления должны быть конституционно закреплены. В этой связи в российской науке присутствует следующая позиция: стратегическая цель государственного управления РФ закреплена п. 1 ст. 7 Конституции РФ – создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако такой ориентир будущего образа государства представляется размытым. Понятие «достойный уровень благосостояния» в российском правовом поле не раскрыто, отсутствуют методики расчета. В современных условиях достойный уровень благосостояния может быть разным не только для различных социальных слоев, но и для каждого отдельного гражданина.

Процесс достижения стратегической цели государственного управления протекает поэтапно. С учетом меняющихся условий и имеющихся ресурсов для каждого временного отрезка формулируются более мелкие цели – оперативные цели, решение которых сопряжено с постановкой тактических или обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень ориентирован на долгосрочную перспективу, поэтому наиболее статичен, тактические цели являются динамичными, часто корректируются.

Критерии классификации целей государственного управления:

  • объем целей;
  • результаты;
  • временная перспектива.

Критерии целей государственного управления

Цели государственного управления должны определяться с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, последовательности их достижения, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, возможности корректировки выдвинутых целей.

Каждому историческому периоду в развитии государства и общества соответствует своя система целей государственного управления.

В рамках достижения цели государственного управления на государство ложится определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких объектов, их применение для исполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.

Центральные органы государственного управления в России

В систему центральных органов в России входят: 

  1. Федеральное министерство — это орган исполнительной власти, реализующий функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию во вверенной ему сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр. Его главными задачами являются контроль и координация деятельности подведомственных служб и агентств.
  2. Федеральная служба — это орган исполнительной власти, выполняющий надзор и контроль в определенной сфере деятельности, а также специализированные функции в сфере обороны, защиты границ, национальной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Главой ведомства является директор федеральной службы. Учреждение не имеет права заниматься нормативно-правовым регулированием, управлением принадлежащим государству имуществом, оказанием платных услуг.
  3. Федеральное агентство — это орган власти, реализующий функции по управлению госимуществом, оказанию специализированных услуг, а также выполняющий правоприменительные функции. Руководит учреждением директор. Агентство не может осуществлять нормативно-правовое регулирование, устанавливать надзор и контроль.

Обязанности органов государственного управления

К основным обязанностям относится не только решение находящихся в компетенции вопросов, но и коммуникация с гражданами. Учреждения обязаны:

  1. Обеспечить своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение заявления, обращения.
  2. Запросить необходимые для рассмотрения материалы, документы в других ведомствах.
  3. Принять меры, направленные на защиту нарушенных прав, законных интересов, свобод обратившегося гражданина.
  4. Оформить ответ по существу сформулированных в заявлении вопросов в письменном виде.

Также обязанностью государственного учреждения любого уровня является уведомление заявителя о перенаправлении заявления в другое учреждение.

Гражданская госслужба

Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.

Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.

Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.

К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:

  • таможенные органы;
  • налоговые;
  • финансовые;
  • кредитные;
  • дипломатические и другие.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Проблемы взаимодействия

Муниципальное администрирование является близким понятием к муниципальному управлению, и некоторые исследователи их даже употребляют как синонимы. Однако эти термины совсем разные.

Государственное управление – Муниципальное администрирование – Муниципальное управление

Ряд ученых считают муниципальное администрирование переходным звеном или этапом от государственного управления до муниципального управления.

В государственном секторе «бюрократическая модель» превратилась в «рыночную модель»: акценты сместились по выполнению работы согласно инструкциям и четким правилам на работу, направленную на предоставление качественных муниципальных услуг и достижения эффективных результатов. Произошла трансформация «государственного управления» в «муниципальное администрирование», а со временем и в «муниципальное управление».

Муниципальное администрирование является формой реализации муниципального управления, которое осуществляют представительные органы демократического управления через свои исполнительные структуры.

Обратимся к этимологии слов и проанализируем пары «государственный – муниципальный» и «управление – администрирование». Безусловно понятие «муниципальный» является более широким чем «государственный» и содержит в себе такие дефиниции как «государственный», да еще и другие: «общественный, публичный, народный, общенародный, общедоступен, коммунальный, открытый, гласный». То есть при употреблении «муниципальный» в сфере мы имеем в виду: то, что относится к органам исполнительной власти, административного аппарата, органов местного самоуправления, общественное, что принадлежит народу.

Принципы государственного управления

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Принципы государственного управления

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональные. Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами.

Совокупность организационно-технологических принципов государственного управления представлена четырьмя группами:

  • структурно-целевые;
  • структурно-организационные;
  • структурно-функциональные;
  • структурно-процессуальные.

Использование частных принципов государственного управления ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления, среди них выделяют две подгруппы:

  1. Принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Принципы функционирования государственных и общественных институтов.

Однако такая классификация по своей сути объединяет в себе несколько критериев, что приводит к частичному объединению в ее рамках разноплановых категорий, имеющих различную правовую природу.

Общие и частные принципы, как правило, определяются применительно к конкретному субъектному составу, на который они распространяются, например, демократия и гуманизм реализуются в отношении неограниченного круга субъектов, а принцип равенства перед судом может быть применен лишь в отношении государственного управления, реализуемого судебными органами власти, что позволяет отнести его к числу частных принципов. Выделение организационно-технологических принципов основано на ином критерии их классификации, в связи с чем, объединение их с общими и частными приводит к смешению разнородных понятий.

Особенности правотворчества и правоприменения

Правотворчество является деятельностью в области выработки норм права органов и должностных лиц ГУ, которую они ведут в установленных формах, в пределах компетенции.

Правотворчество должно соответствовать принципам: демократизм, законность, научность, своевременность, плановость и профессионализм.

Этапами правотворческой деятельности являются:

  • субъект правотворческой деятельности принимает решение о необходимости разработать проект нормативно-правового акта;
  • проект проходит стадию подготовки, по необходимости предварительно обсуждается и дорабатывается;
  • проект обсуждается в правотворческом органе;
  • проект принимается или утверждается;
  • проект проходит этап публикации (доводится до адресатов).

Правоприменение является деятельностью уполномоченных субъектов управления государством в установленном процессуальном порядке в области разрешения индивидуальных конкретных дел, включая вынесение правоприменительных актов.

Этапами этой деятельности являются:

  • устанавливаются и подвергаются анализу фактические обстоятельства управленческого дела, в процессе чего формируется перечень фактов, имеющих юридическое значение, собираются и процессуально оформляются добытые факты (доказательства), исследуются и устанавливается степень их допустимости и истинности;
  • производится юридическая квалификация управленческой деятельности (осуществляется выбор правовой нормы, проверяется действие нормы, ее толкование);
  • происходит разрешение дела по существу, принимается индивидуальный акт (дело готовится к рассмотрению, непосредственно рассматривается, выносится акт применения, принятое решение доводится до адресатов);
  • осуществляется пересмотр дела (факультативный этап, в рамках которого акт правоприменения можно обжаловать заинтересованной стороной или опротестовать прокурором);
  • происходит исполнение принятого решения (воплощается решение, которое содержится в правоприменительном акте, в поведение участников управленческих отношений).
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie/metody_gosudarstvennogo_upravleniya/
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie/celi_gosudarstvennogo_upravleniya/
  • http://odiplom.ru/lab/ponyatie-celi-funkcii-i-principy-gosudarstvennogo-upravleniya.html
  • https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie/vidy_gosudarstvennogo_upravleniya/
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/formy-gosupravlenija/

Исполнительная власть

Чтобы понять, для чего нужны исполнительные органы государственного управления, стоит разобраться, как соотносятся госуправление и исполнительная власть.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашено как важнейший принцип функционирования Российской Федерации в качестве правового государства в Декларации о госсуверенитете нашей страны еще в 1990 году.

Понятие исполнительной власти законодателем закреплено в российской Конституции.

Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, тогда как государственное управление — к организационно-правовой.

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Законодательная власть

Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель.Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:  

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом.

Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации

Особенности полномочий

Одной из специфических особенностей властных государственных полномочий стало то, что у них существует возможность выхода из рамок конкретного госоргана, и распространение их будет касаться той области или отрасли социально-культурной, хозяйственной либо административно-политической деятельности, с которой связана работа конкретного органа.

Нередко акт госоргана может распространяться не только на категорию подчиненных должностных лиц, трудящихся в сфере, которая подведомственна конкретному госоргану, но и на иных граждан.

Этому внешнему фактору нельзя присвоить статус универсальности, однако по нему сразу становится понятна сущность властных полномочий госоргана.

Классификация целей государственного управления

Государственное управление выполняет множество различных целей. При этом можно выделить некоторые из них, распределив их по группам, как наиболее важные и приоритетные цели:

  • социально-экономические цели, которые связаны с упорядочением жизни общества и удовлетворением интересов публичного характера по поводу благосостояния в экономическом плане, а также с построением и поддержанием устоявшейся системы отношений в сфере экономики страны;
  • политические цели, направленные на то, что в государственном управлении должны принимать участие все политические силы государства, а также на выработку различных предложений для развития страны и общества, общественных и государственных структур;
  • обеспечительные цели, предписывающие государственному управлению выполнение задач по обеспечению прав, свобод и интересов граждан, законности, общественной безопасности и порядка;
  • правовые цели, заключающиеся в формировании правовых институтов, направленных на реализацию всех государственных функций и задач;
  • информационные цели, предполагающие действие социальных коммуникаций между объектом и субъектом государственного управления и призванные обеспечить достоверность и полноту информации о том, каково состояние системы управления.

Обозначенный перечень целей государственного управления не является исчерпывающим. В связи с многогранностью функций государства можно выделить огромное количество второстепенных целей, которые вытекают из более общих, глобальных целей государственного управления.

↑ Понятие государства

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении государство — институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;

2) в широком значение государство —  государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Существует множество различных определений понятия «государство». 

Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин, 

«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».
«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».
В современных учебниках можно встретить такое определение государства:
«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономическигосподствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».
Таким образом, понятие «государство» трактуется весьма многозначно: 

  • это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»); 
  • это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению); 
  • это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).