Валерий чкалов

Оглавление

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Статья: Чкаловская лестница – один из символов Нижнего Новгорода

Вид на Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде с Волги

Одна из визитных карточек Нижнего Новгорода связана с легендарным пилотом. Имя Чкалова носит интересная нижегородская достопримечательность – оригинальная лестница на правобережье Волги. Широкие пролеты в виде огромной восьмерки настолько велики по размерам, что видны даже из космоса.

В 1940 году в городе решили увековечить память о погибшем летчике и установили на Волжском откосе бронзовый памятник Чкалову. Лестница от монумента к реке была открыта в 1949 году. Сегодня со смотровой площадки возле фигуры пилота открывается превосходный вид на слияние Волги и Оки. Лестница в полтысячи ступенек спускается к берегу, где находится монумент Катер «Герой».

Культура и образование

Учреждения образования

В районной системе народного образования работает 18 детских дошкольных учреждений (8 учреждений в городской местности и 10 — в сельской) на 1527 мест. На 100 мест в дошкольных учреждениях проходится 65 детей. На территории района расположено 2 детских дома на 170 мест: социальная коррекционная школа-интернат для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (город Чкаловск), где обучается 120 детей и детский дом в деревне Либежево, в котором проживает 50 детей. В районе расположено 16 общеобразовательных школ, где обучается 3500 школьников. В Чкаловском районе расположено опрофессиональное училище № 13, где обучается 327 человек.

На базе Чкаловского профессионального училища № 13 в 2001 году открылся заочный факультет Нижегородской сельскохозяйственной академии.

В районе работают четыре учреждения дополнительного образования детей: дом детского творчества, детско-юношеский клуб физической подготовки, центр возрождения ремесел при средней школе в с. Сицком, оздоровительный лагерь им. В. П. Чкалова.

Памятники архитектуры и истории

Памятниками архитектуры и истории района являются в основном культовые учреждения постройки начала XVIII века:

  • Покровская церковь (время постройки 1780 год) — село Мулино. Церковь деревянная, двухпрестольная, построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм срублен из двух восьмериков на четверике с двумя невысокими прирубами — алтарём и трапезной. Позднее трапезная была расширена, а с запада встала колокольня;
  • Преображенская церковь (Спасо-Преображенский Собор) — село Пурех (первая половина XVII века). Церковь построена Дмитрием Пожарским в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков, каменная, в честь Преображения Господня, имеет семипрестольную трапезную;
  • Преображенская церковь (— гг.) — село Вершилово. Большой и высокий цилиндр церкви поставлен на кубическое основание и дополнен особыми выступами, которые крестообразно прислонены к нему с четырёх сторон света. Нижняя часть боковых фасадов украшена портиками. Общий силуэт сооружения дополняет башня колокольни. Церковь каменная в честь Преображения господня, трехпрестольная;
  • Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1824 год) — рабочий посёлок Катунки. Церковь каменная, трехпрестольная;
  • Дом А. М. Мерзлякова (ныне Есиных), построен в 1860 году — деревня Мякотино. Сохранены первоначальная планировка дома, его конструкции, архитектурные детали, многие элементы интерьера. Раскрашенная в разные цвета барельефная резьба на деталях является вершиной крестьянского искусства.
Учреждения культуры

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Мемориальный музей В. П. Чкалова», в состав которого входит павильон-ангар. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр туризма «Русские крылья»», в состав которого входят Дом культуры имени В. П. Чкалова, Выставочный зал имени Народного художника РФ А.М. Каманина, Музей скоростей, Туристско-информационный центр и Пуреховский краеведческий музей имени Д. М. Пожарского. В районе имеются два центра ремесел, один находится в городе Чкаловске, другой — в селе Новинках. Кроме вышеперечисленных учреждений культуры в районе функционируют Чкаловский дворец культуры, 17 клубных учреждений, 16 библиотек, 1 передвижное клубное учреждение, детская школа искусств.

Городской округ город Чкаловск

Земельные ресурсы На территории района преобладают дерново-подзолистые, тонко-супесчаные и средне-легкосуглинистые почвы. Эти почвы малоплодородны, бедны перегноем, азотом и фосфором, маломощны и бесструктурны, содержат 2-3 % глинистых частиц. Однако, при известковании и внесении минеральных удобрений, эти почвы позволяют собирать хорошие урожаи зерновых, льна, картофеля, кормовых трав и корнеплодов. На землях района расположен значительный массив плодородных почв, развившихся на тонкопесчанистых суглинках. Коэффициент расчлененности почв овражно-балочной сетью составляет преимущественно 0,5 км/км², лишь в некоторых местах достигает величины 1 км/км².

Минеральные ресурсы

На территории района выявлены запасы некоторых минеральных ресурсов. К ним относятся запасы гипса и ангидрита — около 2000000 м³, глины для строительной керамики — около 1000000 м³. Возможно выявление залежей карбонатных пород. Встречаются проявления стекольных песков. В южной части района находятся значительные площади торфяника, основная часть которого располагается в Володарском районе и Ивановской области.

Лесные ресурсы

Чкаловский район относится к многолесным районам области. Его лесистость составляет 54 %. Чкаловский район находится в подзоне елово-широколиственных (смешанных) лесов. На юге района встречаются сосновые и елово-сосновые леса. Общая площадь лесных земель района составляет 46500 гектар, в том числе леса 1 группы — 44300 гектар. По состоянию на 1 января 2000 общий запас древесины равен 6076000 м³, в том числе хвойные породы — 4097000 м³, запас спелых пород составляет 115000 м³. Расчётная лесосека по главному пользованию равна 8600 м³. Площадь насаждений, нуждающихся в рубках ухода и санитарных рубках, равна 15000 гектар, ежегодный размер пользования от всех рубок леса составляет 20000 м³.

Водные ресурсы

Основу водных ресурсов территории формирует Горьковское водохранилище, по берегам которого проходит граница Чкаловского района. Уровень воды водохранилища колеблется от 84 метров над уровнем моря с мая по декабрь, что соответствует нормальному проектному горизонту, до 82 метров — с декабря до середины апреля. По территории района протекает множество ручьёв и небольших речек. Троца, Дорок, Санахта, Юг, Чёрная имеют протяженность более 10 км. Среднегодовой модуль стока поверхностных вод района равен среднеобластному — 5,5 л/сек с км² — и обозначает количество воды в литрах, стекающее в секунду с 1 м² площади бассейна. Ресурсы поверхностных вод Чкаловского района, таким образом, составляют 151700000 м³ в год.

Летчик

Профессиональная деятельность Валерия Чкалова началась в 1924 г., во время службы в эскадрильи истребителей. Он показал себя отличным пилотом, способным на дерзкие и смелые полеты. Тем не менее, за рискованные маневры в воздухе он неоднократно получал выговоры и отстранялся от полетов.

К примеру, известен случай, когда Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Тогда же он начал нередко нарушать дисциплину. Однажды, когда он явился на службу в состоянии алкогольного опьянения, его приговорили к 6 месяцам лишения свободы.

Летом 1927 г. Валерий участвовал в показательных полетах, на которые были приглашены и зарубежные летчики-истребители. В результате, ему удалось продемонстрировать феноменальную технику и занять 1-е место. В скором времени он попал в аварию – на малой высоте зацепился за провода.

Вследствие этого против Чкалова было возбуждено дело. Военный трибунал обвинил его в воздушном лихачестве, приговорив к 1 году тюрьмы. Однако, благодаря заступничеству высокопоставленных лиц, включая Ворошилова, в тюрьме он не пробыл и одного месяца.

В 1930 г. Валерий Павлович работал летчиком-инструктором, после чего был определен в столичный НИИ ВВС РККА. За пару лет проведенные в институте он выполнил свыше 800 испытательных полетов, опробовав около 30 типов самолетов, в числе которых был и тяжелый бомбардировщик.

В последующие годы биографии Чкалов продолжил испытывать новейшие истребители. Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа – восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г. он удостоился ордена Ленина.

Биография Чкалова

Валерий Чкалов появился на свет 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василево, Нижегородская губерния. Он рос и воспитывался в простой семье, не имеющей ничего общего с авиацией. Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком, а мать, Ирина Ивановна, вела домашнее хозяйство.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Чкалова произошла в 6-летнем возрасте, когда не стало его матери. В скором времени его отдали в начальную школу, где он получал средние отметки.

Валерий проявлял способности к математике, а также обладал прекрасной памятью. Он имел репутацию спокойного и уравновешенного ученика. Любопытно, что он был отличным пловцом: переплывал Волгу и нырял под пароходы.

После получения аттестата Чкалов продолжил получать образование в Череповецком техническом училище. Однако проучился он недолго, поскольку учебное заведение было закрыто по причине нехватки педагогов и плохого финансирования.

В результате, Валерий возвратился домой, где устроился кочегаром на пароход. В скором времени юноша впервые в жизни увидел самолет. Он был настолько впечатлен увиденным, что решил связать свою биографию с авиацией.

Это привело к тому, что в 15 лет Чкалов добровольно вступил в ряды Красной армии, став учеником слесаря на авиазаводе. После этого он долго учился в разных заведениях ВВС, благодаря чему смог освоить различные виды самолетов. В итоге, он получил квалификацию летчика-истребителя.

Подвиг

Осенью 1935 г. Валерий Чкалов вместе с коллегами, Георгием Байдуковым и Александром Беляковым, задумал организовать перелет из СССР в США через Северный полюс. Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва – Петропавловск-Камчатский».

Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей. Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км. За данный подвиг пилоты получили звания Героев Советского Союза, тогда как Чкалову был подарен еще и личный самолет «У-2».

Байдуков, Чкалов, Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом доме в 1937 г.

Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва – Вашингтон». В результате, ему удалось заручиться поддержкой вождя и начать подготовку к историческому полету.

Старт произошел 18 июня 1937 г. Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер (Вашингтон) 20 июня. В Америке советские летчики, пролетевшие над Северным полюсом, удостоились теплого приема и в одночасье стали знаменитостями.

За совершенный перелет все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. В том же году жители села Василева добились того, чтобы их поселок переименовали в Чкаловск.

Волшебная сила искусства

Миф о пролёте под мостом родился на съёмочной площадке. В 1940 году по заказу «партии и правительства» режиссёр Михаил Калатозов стал снимать фильм о трагически погибшем в 1938 году лётчике Валерии Чкалове — «гордости советской авиации». Но возникла сценарная неувязка. Нужно было как-то объяснить, почему военный лётчик Чкалов на какое-то время стал гражданским человеком. Реальный Чкалов, действительно, в 1928 году был уволен из рядов ВВС (в 1930 году лётчика вновь простили и восстановили в воинском звании). Уволен он был, как вы можете догадаться, за свои обычные «подвиги» — пьянку и дебош. Но в пропагандистском фильме говорить об этом было нельзя.

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.

Валерий Чкалов

Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. 

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.

Место гибели Валерия Чкалова

Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. 

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.

Мемориальный камень-глыба на краю Ходынского поля

Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии. 

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами. Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. 

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Кто действительно пролетел под Троицким мостом?

Под Троицким (Кировским) мостом действительно пролетали авиаторы, но Чкалова среди них не было. Первым совершил этот виртуозный манёвр летом 1916 года морской лётчик лейтенант Г. Фриде на самолёте М-5. А осенью 1916 года другой морской лётчик, лейтенант А. Грузинов, пролетел под всеми невскими мостами сразу! В 1940 году под Кировским мостом пролетел советский лётчик Евгений Борисенко во время съёмок фильма «Валерий Чкалов». Борисенко пролетел под Кировским мостом четыре раза. Два — в первый съёмочный день, два — во второй. Калатозов ломал голову над тем, как «обойти» этот щекотливый момент. И вот однажды в курилке, лётчики, консультировавшие фильм, между делом стали вспоминать яркие случаи из истории отечественной авиации. Упомянули они и том, как ещё в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом. Оказавшийся поблизости Калатозов внимательно выслушал их рассказ. И уже на следующий день в сценарии появился новый сюжетный ход. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за «лихаческий» пролёт под невским мостом. Спасительное решение было найдено. Факт увольнения Чкалова из рядов ВВС получил необходимый героический флёр. Фантазия режиссёра, запечатленная на киноплёнку, быстро проникла в сознание людей. Выдумка стала явью…

Мемориальный музей имени Чкалова

Город не зря переименован в честь этого легендарного лётчика. Чкаловск, а тогда ещё Василёва Слобода — это родина Валерия Павловича Чкалова. Он здесь родился и рос, учился и работал.

Именно отсюда в 1919 году он уехал в Нижний Новгород и устроился слесарем в Канавинский авиапарк, где первый раз и поднялся в небо вместе с тамошними лётчиками, которые совершали пробный полёт на отремонтированных самолётах. Небо его покорило, и он добился путевки на обучение в Егорьевскую авиашколу.

Экспозиция музея состоит из двух тематических частей. Первая – это родной дом лётчика, где хранятся его подлинные личные вещи, мебель, фотографии и многое другое. Даже тот самый старенький серый чемодан, с которым молодой Валера уехал на учёбу.

Вторая часть – это ангар, где хранятся самолёты, к которым Чкалов имеет прямое отношение. Например, красно-синий АНТ-25. На нём и совершил лётчик свои знаменитые беспересадочные полёты – из Москвы на Дальний Восток и до Америки через Северный полюс. Имеются тут и другие авиамашины, в том числе и личный «кукурузник» Чкалова.

Кроме этого, в музее выставляются лётное снаряжение, первый шлем лётчика, а также подаренные ему моторная лодка и лимузин «Паккард».

Местоположение: улица Чкалова — 5.

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский».

Экипаж самолета отдыхает после посадки на острове Удд

Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. 

За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро. 

И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Быть женой Чкалова

Чкалову фантастически повезло с его Ольгой Эразмовной – она всегда и все понимала правильно. В конце концов за одиннадцать лет брака одной семьей они жили всего шесть лет: сначала в однокомнатном номере московской гостиницы «Интернациональная», потом в собственной квартире на Ленинградском шоссе, напротив Центрального аэродрома (те самые места, где мы теперь гуляем на экскурсии по Петровскому парку), затем на Земляном Валу. Все это в Москве. А познакомились они в Ленинграде зимой 1925 года. Педагогический институт, в котором училась тогда Ольга Орехова, в порядке шефства над эскадрильей устроил в клубе части драмкружок. Два года роман Ольги и Валерия развивался исключительно на сцене, а когда Ольга закончила институт и автоматически перестала шефствовать, Чкалов сделал ей предложение.

С женой и первенцем

У жены, в доме на Петроградской стороне, вблизи Геслеровского, ныне Чкаловского, проспекта, Валерий бывал только наездами — его эскадрилью перевели в Гатчину. 1 января 1928 года Ольга родила сына Игоря

К этому времени Чкалова перевели в Брянск, и он писал оттуда письма: «Лелик, почему так долго у сынки нет зубов? Ты обрати внимание. Это плохо, если у него все сразу пойдут потом

… Как он сидит? Сам или нет? Капризничает или нет, как оспа? Ты вот все эти мелочи про сынку не пишешь. Как вырос? Вес какой его? Сейчас же сходи и взвесь! Ты знаешь, как мне хочется все это знать! Душу свою скучающую, больную на бумагу не выложишь, да ты ее и так понимаешь». Ольга Эразмовна понимала. И терпела. И прощала. И ждала. Сидел муж в тюрьме — носила ему передачи и жалела. Стал народным кумиром — стояла рядом с ним на трибуне и гордилась.

Они собирались завести шестерых детей. Получилось — только троих. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1938 года, через полгода после смерти Валерия. Ее назвали Ольгой, в честь матери…

Гибель Чкалова

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. во время проведения первого испытательного полета на новом истребителе «И-180»

Важно отметить, что тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением почти всех мер безопасности

Интересен факт, что накануне запланированного полета в истребителе было обнаружено 190 серьезных дефектов. Также была крайне неблагоприятная погода для испытаний – около –25 ⁰С. Тем не менее, Чкалов смог поднять в воздух самолет и провести несколько маневров.

Однако при заходе на посадку двигатель «И-180» заглох. Валерий до последнего момента управлял машиной, планируя приземлиться в нежилой местности. Незадолго до посадки истребитель зацепился за электропровода, протаранил крылом электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дров.

От мощного удара пилота выбросило из кабины на десятки метров. В итоге он сильно ударился головой о металлическую стойку, что в конечном счете привело к его смерти. Легендарный летчик умер в стенах Боткинской больницы.

Многие люди, включая родственников Чкалова, выдвигали альтернативные версии гибели Валерия Павловича. В частности, его сын заявлял, что смерть отца представляла собой умышленное убийство, организатором которого был Иосиф Сталин.

Одна из дочерей Чкалова, Валерия, заявляла, что к смерти отца были причастны сотрудники НКВД, а возможно и Сталин с Берией. Подобные мнения высказывали и другие люди и на то было немало причин: неожиданный вызов пилота из отпуска, спешка с вылетом, сотни неисправностей, срез жалюзи у двигателя, низкая температура и т. д.

Не исключено, что высокопоставленные политики СССР опасались того, что для их соотечественников Чкалов мог стать более заметной и влиятельной фигурой, чем они. Летчик был похоронен со всеми почестями, а урна с его прахом была установлена в Кремлевской стене.

Названия[ | код]

Существуют разные версии происхождения названия Оренбурга. Классической является версия: крепость на реке Орь. Автором словосочетания Оренбург, по всей вероятности, является основатель города И. К. Кирилов. В 1734 году в соответствии с его проектом разработан пакет правительственных документов об основании у места слияния рек Орь и Яика (Урала) города-крепости. 7 июня 1734 года императрицей Анной Иоанновной подписана «Привилегия Оренбургу», и хотя место строительства главной крепости края позднее несколько раз переносилось вниз по течению Яика (Урала), название города, установленное «Привилегией», сохранилось по сей день за крепостью, основанной в 1743 году в устье реки Сакмары.

С 1938 по 1957 год город именовался Чкаловом, в честь знаменитого советского лётчика Валерия Чкалова, несмотря на то, что он никогда не бывал в этом городе. Бронзовая скульптура В. П. Чкалова в шесть метров высотой на семиметровом пьедестале была установлена в честь 50-летия со дня его рождения в 1954 году на Бульваре (набережная реки Урал, так называемая «Беловка»).

7 июня 1734 года императрицей Анной Иоанновной подписана «Привилегия Оренбургу», и хотя место строительства главной крепости края позднее несколько раз переносилось вниз по течению Яика (Урала), название города, установленное «Привилегией», сохранилось по сей день за крепостью, основанной в 1743 году в устье реки Сакмары.

С 1938 по 1957 год город именовался Чкаловом, в честь знаменитого советского лётчика Валерия Чкалова, несмотря на то, что он никогда не бывал в этом городе. Бронзовая скульптура В. П. Чкалова в шесть метров высотой на семиметровом пьедестале была установлена в честь 50-летия со дня его рождения в 1954 году на Бульваре (набережная реки Урал, так называемая «Беловка»).

Тот самый Кировский мост

На самом деле Чкалов в своей жизни действительно пролетел под мостом. Но мост этот находился не в Ленинграде, а в посёлке Вялка Новгородской области. Вот как об этом вспоминала жена лётчика: «Вылетев из Новгорода, он попал в сложные метеорологические условия. Самолёт обледенел, лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно. Вдали показался поезд. Нужно было совершать вынужденную посадку. Неожиданно впереди мелькнул мост. Выход один — нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолётных обломков». Лётчики отделались царапинами, но по факту аварии самолёта было заведено уголовное дело. В итоге, экипаж оправдали с формулировкой: «Виноваты метеоусловия».

Дебошир и пьяница Чкалов

Валерий Чкалов действительно многократно оказывался на гауптвахте и даже в тюрьме, но вовсе не за лихие виражи. Причиной наказаний были многочисленные пьяные дебоши дерзкого лётчика. В ноябре 1925 года Валерий Чкалов был осуждён к одному году лишения свободы за то, что «явился на аэродром в совершенно пьяном состоянии, вследствие чего не только не мог лететь, но и вообще вёл себя недопустимо, кричал, шумел и скандалил»

Суд, «принимая во внимание молодость и пролетарское происхождение», снизил срок заключения до 6 месяцев».

Метки: СССР, пропаганда, миф, лётчик, Война и Отечество, фейк, кино, фолк-хистори, Ленинград, мост, Чкалов