Функции и история секретариата оон

Оглавление

Святой Престол


Ватикан — самое маленькое государство в мире.

Святой Престол, возглавляемый католической церковью во главе с Папой, никогда не подавал заявку на членство в ООН, но ему был предоставлен статус постоянного наблюдателя.

В соответствии с классификацией постоянного наблюдателя Святейший Престол имеет право присутствовать и наблюдать за всеми заседаниями Генеральной Ассамблеи ООН.

Хотя он не имеет права голоса, как другие члены ООН, он может давать рекомендации и влиять на некоторые решения, принимаемые ООН.

Во время встречи Лиги Наций в 1919 году страны-члены внесли предложение о включении Святейшего Престола в лигу.

Однако из-за продолжающегося территориального спора с Италией Святой Престол не присоединился даже после получения официального приглашения от британцев.

В 1944 году Святой Престол провел предварительное расследование возможности присоединения к ООН.

Запрос был тогда отклонен госсекретарем США. В своем ответе секретарь утверждал, что штат невелик и поэтому не может выполнить все требования для членства.

Однако Святому Престолу будет разрешено участвовать в деятельности ООН.

Секретарь также совершил ошибку, перепутав Ватикан и Святой Престол, которые являются двумя разными образованиями.

6 апреля 1964 года ООН предоставила Святому Престолу статус постоянного государства-наблюдателя.

В этой роли Святой Престол имеет разрешение присутствовать и наблюдать за всеми заседаниями Генеральной Ассамблеи, а также иметь постоянную миссию наблюдателей в Нью-Йорке (где находится штаб-квартира ООН).

Поскольку Святейший Престол получил статус наблюдателя, он направляет своего представителя на все открытые сессии Генеральной Ассамблеи.

Святому Престолу была оказана любезность, которая позволила ему сделать официальные заявления относительно политики, а также предоставила нескольким папам возможность выступить перед Генеральной Ассамблеей.

Используя повышенный статус наблюдателя, Святой Престол смог включить христианские ценности в некоторые решения, принимаемые ООН.

В частности, он смог повлиять на ООН, чтобы она приняла декларацию, запрещающую любое клонирование человека.

Кроме того, он смог выступить против некоторых резолюций, касающихся гомосексуализма и гендерной идентичности.

Главные органы ООН: структура, функции

ООН – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Главные органы ООН:

  • Генеральная Ассамблея;
  • Совет безопасности;
  • Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);
  • Совет по Опеке;
  • Секретариат;
  • Международный Суд.

Генеральная ассамблея – главный совещательный представительный орган ООН. Состоит из всех членов ООН. На данный момент насчитывает 193 члена.

Функции ГА ООН:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества по поддержанию международного мира и безопасности и делать соответствующие рекомендации;
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права;
  • Рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций;
  • По рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Совет безопасности ООН

СБ ООН – постоянно действующий орган ООН, на который возложена ответственность по поддержанию международного мира и безопасности.

Состав СБ ООН:

  • 5 постоянных членов (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай);
  • непостоянных членов.

Функции СБ ООН:

  • Определение любой угрозы миру и безопасности, дача рекомендаций по их поводу;
  • Принятие определенных мер по поддержанию международного мира и безопасности;
  • СБ ООН имеет право применять принудительные меры, в том числе вооруженного характера, к нарушителям международного мира и безопасности и др.

Экономический и социальный совет

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) – один из главных органов ООН, который координирует сотрудничество в социальной и экономической сфере.Совет состоит из 54 государств, избираемых ГА ООН на 3 года.

Функции ЭКОСОС:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Международный суд ООН

Международный суд ООН – один из главных органов ООН, созданный для разрешения и урегулирования международных споров и ситуаций между государствами, которые могут привести к нарушению мира и безопасности. Международный суд имеет право рассматривать дело только в том случае, если каждое государство дало согласие на рассмотрение данного дела судом. Международный суд состоит из 15 судей.

Функции Международного суда ООН:

  • Судебная функция – разрешение международных споров и ситуаций между государствами;
  • Консультативная функция – дача консультаций ГА ООН и СБ ООН по любому юридическому вопросу.

Секретариат ООН. Состав, функции

Секретариат ООН – один из главных органов ООН, который обслуживает другие органы, приводит в жизнь практические программы и решения ООН.

Секретариат состоит из Генерального секретаря (который назначается ГА ООН по рекомендации СБ ООН на 5 лет) и персонала (граждан государств ООН)

функция – обеспечение нормального функционирования всего механизма ООН (Приведение в жизнь практических программ + обслуживание органов ООН)

Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН – самостоятельные международные организации, связанные с ООН специальным соглашением о сотрудничестве.

Признаки специализированных учреждений ООН:

  • Создаются на основе межправительственных соглашений;
  • Осуществляют сотрудничество в специальных областях.

Виды специализированных учреждений ООН:

  • Организации социального характера;
  • Организации культурного и гуманитарного характера;
  • Экономические организации;
  • Организации в области сельского хозяйства;
  • Организации в области транспорта и связи.

Государства-наблюдатели

В ООН существует особая категория межправительственных органов, которые классифицируются как наблюдательные, когда они появляются на Генеральной Ассамблее ООН.

Этим органам разрешено участвовать в собраниях Генеральной Ассамблеи, но они не обладают правом голоса.

ООН определяет наблюдателей как межправительственные и международные организации, государственность которых не имеет четкого определения.

Другими словами, неясно, являются ли эти органы суверенными государствами или организациями.

Двумя государствами-наблюдателями ООН являются Святой Престол и Палестина.

История создания ООН

Оглавление

Замысел учреждения ООН родился уже начальном периоде II Мировой войны. 14 августа 1941 года на борту Английского линкора «Принц Уэльский», прибывшего в канадскую военно-морскую базу на острове Ньюфакленд, состоялась встреча на высшем уровне между президентом Соединённых штатов Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.

По итогам саммита лидеров этих двух великих держав была утверждена Атлантическая хартия. В ней были сформулированы цели США и Великобритании во II Мировой войне и их представления о том миропорядке, который следует установить после победы над Германией. При этом Соединённые штаты на тот момент в войну ещё не вступили. Они объявили войну Германии, Японии и их союзникам лишь после того, как 7 декабря 1941 года японцы напали на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года к Атлантической хартии присоединился СССР. Тем самым сформировалась так называемая «Большая тройка» — Антигитлеровская коалиция великих держав, к которой в ходе войны присоединились и многие другие государства мира, в том числе и те, которые первоначально вступили в войну на стороне Германии.

1 января 1942 года о своём присоединении к Атлантической хартии провозгласили 26 государств антигитлеровской коалиции. Они подписали новый документ, получивший название Декларация Объединенных Наций. Авторство этого термина принадлежит американскому президенту Рузвельту. =

Несмотря на единодушную поддержку самой идеи создания после войны международного объединения суверенных государств, среди антифашистских союзников по началу существовали серьёзные разногласия, касающиеся принципов его функционирования и полномочий. Важным этапом на пути преодоления этих разногласий стала конференция глав внешнеполитических ведомств СССР, США и Великобритании, проходившая в Москве в конце октября 1943 года. Москва была выбрана местом её проведения с целью демонстрации поддержки, которую союзники оказывали СССР в войне в тот момент. Во встрече также принимал официальное участие посол гоминдановского правительства Китая в СССР Фу Бин-чан.

Принципиальные дипломатические соглашения о создании ООН были заключены в феврале 1945 года в ходе Ялтинской конференции глав государств «Большой тройки». В частности Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились о создании Совета Безопасности ООН, в котором каждая из великих держав будет иметь право вето, способное заблокировать любые его решения.

12 апреля 1945 года, скончавшегося президента США Рузвельта сменил на этом посту Гарри Трумэн, который сразу же существенно скорректировал американскую внешнюю политику. Он в большей степени нежели Рузвельт не доверял Сталинскому режиму и весьма опасался роста международного влияния СССР. Между тем почти все члены ООН в тот период были в той или иной степени союзниками США. Трумэна не устраивали, достигнутые на Ялтинской конференции договорённости о праве вето, и он пытался при принятии Устава ООН ограничить полномочия Совбеза, передав право решать важнейшие международные вопросы Генеральной Ассамблее ООН, где обычное голосование без всякого права вето, определяло бы решения, поддержанные большинством участников.

Эта тема стала поводом для острейшей дискуссии в ходе международной конференции в Сан-Франциско, на которой предстояло окончательно создать ООН. Она проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Главой делегации СССР на ней был советский посол в Соединённых Штатх Андрей Громыко, который сумел отстоять полномочия Совбеза при формулировании текста Устава ООН. После продолжительных и напряжённых дебатов был достигнут компромисс. Генеральная ассамблея ООН получила право обсуждать любые международные вопросы, но её решения не имели обязательной силы, в отличие от решений Совета Безопасности ООН.

Споры и критика

ООН более семидесяти лет, и ее стратегии развития часто подвергаются нападкам с разных сторон.

Многие считают его громоздким с бюрократической точки зрения, очень дорогим и даже ослабленным из-за плохого персонала и практики найма.

Также были подняты вопросы относительно актуальности ООН для решения новых проблем, стоящих сегодня перед глобальной безопасностью.

Мир сильно изменился с момента создания ООН.

Несмотря на то, что число членов ООН увеличилось почти в четыре раза, Совет Безопасности, который фактически контролирует все основные процессы принятия решений ООН, по-прежнему состоит из победителей Второй мировой войны.

Несмотря на огромную работу по поддержанию мира и защите прав человека, ООН также была отвергнута как логово диктатур и за наличие гигантской бюрократии.

Многие говорят, что, хотя ООН якобы ведет войну во имя мира, она была тихим свидетелем множества геноцидов.

При этом реформа ООН не является политически нейтральным мероприятием.

Многие люди хотели бы видеть более сильную и более эффективную многостороннюю организацию, но могущественные правительства-члены обычно выступают против сильного института и часто используют свою власть, чтобы заблокировать любые изменения, которые могут угрожать их собственному господству.

Устав ООН Глава V: Совет Безопасности

Статья 23

Совет Безопасности состоит из пятнадцати Членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности

Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год

Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.

Статья 24

  1. Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
  2. При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в Главах VI, VII, VIII и XII.
  3. Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблее ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.

Статья 25

Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Статья 26

В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.

Статья 27

  1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
  2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета.
  3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52.

Статья 28

  1. Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.
  2. Совет Безопасности собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.
  3. Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.

Статья 29

Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.

Статья 31

Любой Член Организации, который не является членом Совета Безопасности, может принять участие, без права голоса, в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда Совет Безопасности находит, что интересы этого Члена Организации специально затронуты.

Статья 32

Любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми.

Специализированные агентства

Специализированные учреждения — это автономные организации, работающие с Организацией Объединенных Наций и друг с другом через координационный механизм Экономического и Социального Совета и Координационного совета руководителей. Каждый из них был интегрирован в систему ООН посредством соглашения с ООН в соответствии со статьей 57 Устава ООН (за исключением ICSID и MIGA, которые входят в Группу Всемирного банка).

  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
  • Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
  • Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)
  • Международная организация труда (МОТ)
  • Международная морская организация (ИМО)
  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Международный союз электросвязи (ITU)
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
  • Всемирный почтовый союз (ВПС)
  • Группа Всемирного банка (WBG)

    • Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
    • Международный центр разрешения инвестиционных споров (МЦУИС)
    • Международная ассоциация развития (МАР)
    • Международная финансовая корпорация (IFC)
    • Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA)
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО)
  • Всемирная туристская организация (ЮНВТО)
  • Международная организация беженцев (IRO); прекратил свое существование в 1952 г.

Обновленный процесс выбора и назначения Генерального секретаря ООН

Должность Генерального секретаря имеет огромное значение, в связи с чем от занимающего ее лица требуется высокая работоспособность, компетентность и добросовестность, а также твердая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций.

Согласно статье 97 Устава ООН, Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. В 2015 году Генеральная Ассамблея приняла эпохальную резолюцию, в которой изложен новый транспарентный, открытый и всеохватный процесс выбора и назначения Генерального секретаря.

Этот процесс был успешно осуществлен в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи. Впервые была четко определена процедура выдвижения кандидатур. Кандидатам было предложено представить свое программное заявление, и они смогли принять участие в неформальном диалоге с государствами-членами. В отличие от предыдущих лет, гражданское общество и широкая мировая общественность имели возможность взаимодействовать с кандидатами. Этот процесс завершился назначением Генеральной Ассамблеей г-на Антониу Гутерриша Генеральным секретарем ООН 13 октября 2016 года.

Пятилетний срок полномочий г-на Гутерриша заканчивается 31 декабря 2021 года.

Председатель 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Его Превосходительство г-н Волкан Бозкыр привержен обеспечению того, чтобы в процессе выбора и назначения продолжали соблюдаться принципы транспарентности и всеохватности. Работая в тесном контакте с Председателем Совета Безопасности, он обеспечит полное выполнение всех соответствующих мандатов Генеральной Ассамблеи, связанных с процессом выбора и назначения.

В резолюции 69/321 Генеральной Ассамблеи содержится просьба к председателям Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности «начать процесс запрашивания кандидатур на должность Генерального секретаря путем направления в адрес всех государств-членов совместного письма».

Должность генсека ООН

Главным административным должностным лицом в UN является генеральный секретарь. Его на эту ответственную должность назначает Генеральная Ассамблея. Однако для этого необходима рекомендация Совбеза ООН. До того как принять решение, в Совете Безопасности ведутся неформальные обсуждения, а также проводится серия рейтинговых голосований. Как известно, пять из всех членов Совбеза — постоянные. Они при голосованиях владеют правом вето. В то же время генсек ООН не выбирается из этих 5 государств. Как и у российского президента, срок правления генсека — пять лет. По его истечении у него будет возможность переизбраться, причем в отличие от главы РФ число попыток у генсека не ограничено. Тем не менее, начиная со дня основания данной организации, никто из генсеков больше двух сроков не задерживался на этой должности.

Главное — роль

В Нью-Йорке стартовала высокая неделя 76-й Генеральной ассамблеи ООН, во время которой с главной международной трибуны к миру обратятся представители около 200 государств. В отличие от юбилейной, 75-й ГА ООН, состоявшейся из-за COVID-19 в виртуальном формате в прошлом году, нынешняя Генассамблея пройдет в гибридном режиме. Часть лидеров и министров иностранных дел выступят по видеосвязи, однако около 120 представителей своих государств, включая главу МИД РФ Сергея Лаврова, все-таки приедут в США и примут очное участие в дискуссиях. При этом в штаб-квартире ООН действуют санитарные ограничения на число людей в делегациях, а доступ к залу Генассамблеи будет закрыт для СМИ на протяжении всей высокой недели.

Учитывая через что прошла планета за последние полтора коронавирусных года, неудивительно, что ключевой темой для обсуждений и поиска совместных решений станет борьба с пандемией. Как заявил 21 сентября генсекретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая на 76-й сессии, мир оказался «на грани бездны» и «никогда не находился в состоянии такой угрозы, а также не был так разобщен». По его мнению, причина свалившихся на мировое сообщество разногласий кроется в пандемии, которая «увеличила бросающееся в глаза неравенство», климатическом кризисе, региональных конфликтах — от Афганистана до Йемена, а также дезинформации, «парализующей общество и разделяющей людей».

Трибуна

Генсекретарь ООН Антониу Гутерриш

Фото: REUTERS/Eduardo Munoz

Таким образом, задавая тон всей предстоящей неделе, генсекретарь обозначил, что основными темами 76-й ГА ООН станут борьба с COVID-19, вопросы безопасности и стабильности и изменение климата. Или другими словами — все ключевые проблемы, стоящие в эту минуту перед человечеством. Впрочем, как и всегда.

Как подчеркнул в беседе с «Известиями» экс-заместитель генсекретаря ООН дипломат Сергей Орджоникидзе, в современном мире проще найти темы, которыми не занимается организация, нежели обозначить всю повестку. По его мнению, перед 76-й сессией ГА ООН в условиях постковидного восстановления мира стоит сразу несколько важных и глобальных задач.

— Во-первых, государства — члены ООН должны утвердить роль организации как центрального механизма по поддержанию мира и безопасности, который призван координировать действия международного сообщества

Это важно, потому что пандемия, к сожалению, во многом нарушила связи представителей государств, а дипломатия не может работать в онлайн-режиме. Если вы хотите, чтобы договоренности были серьезные и принципиального характера, то это требует непосредственного контакта между представителями стран, — отметил в беседе с «Известиями» Сергей Орджоникидзе

По его мнению, ООН также должна объединить усилия государств по борьбе с пандемией, а им стоит отказаться от практики противопоставления и продвижения национальных вакцин в коммерческих интересах.

— Ведь в конечном счете от этого зависят жизнь и здоровье миллионов людей. Давно пора организации принять решение по единой координирующей роли ООН и ВОЗ в этих вопросах. Другими словами, перед ассамблеей стоят две основные задачи: поддержание международного мира и безопасности в самых разных аспектах — от области разоружения до урегулирования региональных конфликтов — и объединение усилий по борьбе с пандемией, — заключил дипломат.

Основная цель, которую должны ставить перед собой государства — участники организации, — это восстановление пошатнувшейся роли ООН в решении мировых проблем. По мнению Сергея Орджоникидзе, главная причина сложившейся ситуации — нежелание США координировать свои действия с другими странами и участвовать в многосторонних форматах. И, конечно, пандемия лишь добавила неустойчивости нынешнему положению ООН

Именно поэтому крайне важно, что большая часть стран будет представлена в Нью-Йорке очно, несмотря на так и не одержанную до конца победу над коронавирусом, заключил дипломат

Личная жизнь

Генсек ООН сейчас находится во втором браке. Его первой женой была Луиза Гимарайнш-и-Мелу, по профессии детский психиатр. Она родила Антониу двух детей и умерла от рака. Повторно Гутерриш женился в 2001 году. Вторую супругу зовут Катарин де Пинту. Она в конце 90-х была замминистра культуры и госсекретарем по вопросам культуры страны. Для нее это также был второй брак. А в первом у нее родился сын – Франсишку. Когда они поженились, мальчику было 3 годика. Он считает Антониу своим родным отцом. Дети от первого брака также хорошо ладят со второй супругой отца. Старшие дети сегодня уже достаточно взрослые, чтобы жить своей жизнью. Однако отец всегда стоит у них за спиной, служит опорой и поддержкой.

Связанные организации

У некоторых организаций есть отношения с ООН, определенные соглашением, отличным от соглашений между специализированными учреждениями и ООН, которые установлены в соответствии со статьями 57 и 63 Устава Организации Объединенных Наций .

Международная организация по миграции (МОМ)

МОМ , созданный в 1951 году, является ведущей межправительственной организации в области миграции и работает в тесном сотрудничестве с правительственными, межправительственными и неправительственными партнерами. МОМ работает, чтобы помочь обеспечить упорядоченное и гуманное управление миграцией, содействовать международному сотрудничеству по вопросам миграции, помочь в поиске практических решений проблем миграции и предоставить гуманитарную помощь нуждающимся мигрантам, включая беженцев и внутренне перемещенных лиц. В сентябре 2016 года МОМ присоединилась к системе Организации Объединенных Наций в качестве связанной организации во время саммита высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, посвященного проблеме массовых перемещений беженцев и мигрантов.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Отношения между МАГАТЭ и ООН были установлены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В отличие от специализированных агентств, которые подчиняются ЭКОСОС, МАГАТЭ подчиняется Генеральной Ассамблее, а также Совету Безопасности. Как и главы других специализированных учреждений, их руководители входят в состав Координационного совета руководителей системы Организации Объединенных Наций (КСР).

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)

ОЗХО не является учреждение Организации Объединенных Наций , но сотрудничает как по вопросам политики и практическим вопросам. 7 сентября 2000 г. ОЗХО и Организация Объединенных Наций подписали соглашение о сотрудничестве, в котором излагалось, как они должны координировать свою деятельность. В соответствии с этим соглашением ОЗХО подотчетна Генеральной Ассамблее ООН.

Всемирная торговая организация (ВТО)

У ВТО нет официального соглашения с ООН. Вместо этого их отношения регулируются обменом письмами. В отличие от специализированных агентств и МАГАТЭ, ВТО не имеет обязательств по отчетности перед каким-либо из главных органов ООН, но вносит специальный вклад в работу Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС. ВТО входит в состав CEB.

Выбор и срок полномочий

В Здание Секретариата небоскреб высотой 154 метра (505 футов), центральный элемент Штаб-квартира ООН.

Генеральный секретарь назначается Генеральная Ассамблея по рекомендации Советник по безопасности. Поскольку рекомендация должна исходить от Советник по безопасности, любой из пяти постоянные члены совета могут наложить вето номинация. Большинство генеральных секретарей являются компромиссными кандидатами от средние державы и у них мало прежней славы.

Неофициальная квалификация для работы была установлена ​​прецедентом в предыдущих выборах. Назначенный не может быть гражданином любого из пяти постоянных членов Совета Безопасности

В резолюции 51/241 Генеральной Ассамблеи от 1997 года говорилось, что при назначении «лучшего кандидата» должное внимание следует уделять региональной (континентальной) ротации национального происхождения назначенного лица и гендерному равенству,:5 хотя ни одна женщина еще не занимала пост генерального секретаря. Все назначенцы на сегодняшний день были карьерные дипломаты

Срок полномочий является дискреционным, но все генеральные секретари с 1971 года были назначены на пятилетний срок. Каждый генеральный секретарь с 1961 года был переизбран на второй срок, за исключением Бутрос Бутрос-Гали, кто был наложено вето США в Выбор 1996 года. Существует ограничение срока в два полных срока, установленное, когда Китай, в Выбор 1981 года, наложил рекордные 16 вето против третьего срока Курта Вальдхайма. Ни один генеральный секретарь с 1981 года не пытался добиться третьего срока.

Процесс выбора непрозрачен, и его часто сравнивают с папский конклав. С 1981 года Совет Безопасности тайно голосовал в серии соломенных опросов; затем он представляет победившего кандидата на ратификацию Генеральной Ассамблее. Ни один кандидат никогда не был отклонен Генеральной Ассамблеей, и только однажды в 1950 г., был ли кандидат проголосован, несмотря на вето СБ ООН.

В 2016 году Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности впервые провели поиск кандидатур и публичные дебаты. Однако Совет Безопасности голосовал при закрытых дверях и следовал тому же процессу, что и предыдущие выборы, возглавляя президент Генеральной Ассамблеи жаловаться, что он «не соответствует ожиданиям членов и новым стандартам открытости и прозрачности».

Процесс выбора и назначения

Этап 1

Совместное письмо

Председатели Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности направляют совместное письмо для официального начала процесса выбора и назначения на должность Генерального секретаря.

Этап 2

Представление кандидатур

Председатели Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности будут на постоянной основе доводить до сведения всех государств-членов имена представленных на рассмотрение лиц. Имена кандидатов и сопроводительные документы будут также публиковаться на этой веб-странице.

Этап 3

Программные заявления и неофициальный диалог с кандидатами

Кандидатам на должность Генерального секретаря будет предложено представить программное заявление и принять участие в неофициальном диалоге с государствами-членами. Неофициальные диалоги с кандидатами в Генеральной Ассамблее будут проводиться до того, как Совет Безопасности приступит к их отбору к маю или июню 2021 года, и, при необходимости, могут продолжаться на протяжении всего процесса выбора.

Этап 4

Рекомендация Совета Безопасности

В соответствии с Уставом, Совет Безопасности выносит рекомендацию Генеральной Ассамблее. С 1996 года Совет единогласно голосовал за рекомендацию одной кандидатуры Генеральной Ассамблее. В прошлый раз была принята соответствующая резолюция S/RES/2311 (2016).

Этап 5

Назначение Генеральной Ассамблеей

Генеральная Ассамблея назначает Генерального секретаря посредством соответствующей резолюции. В прошлом проект резолюции представлялся Председателем Генеральной Ассамблеи и принимался консенсусом. В прошлый раз была принята соответствующая резолюция A/RES/71/4.

Срок полномочий Генерального секретаря начинается 1 января 2022 года. Продолжительность этого срока будет определена в соответствующих резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи о процессе выбора и назначения. Последние назначенные генеральные секретари были назначены на пятилетний срок.