Типы и виды политической культуры

Оглавление

Какие типы политической культуры существуют?

По различным критериям разработано множество типологий. На сегодняшний день базовой считается классификация Г. Алмонда и С. Вербы. По мнению американских исследователей, можно вычленить три основных типа:

  • патриархальная (приходская) – полное безразличие к политической жизни и неосведомлённость о ней. Интересы людей сосредоточены во внутренних группах и на личных проблемах (семья, община). При этом руководство страной они полностью доверяют правящей элите;
  • подданническая (зависимая) – граждане интересуются политикой, но предпочитают позицию «наблюдателя». Принятие всех решение сосредотачивается в руках правящей верхушки, народ уверен в своей неспособности повлиять на ход событий;
  • активистская (культура участия) – каждый человек хорошо осведомлен не только о ситуации в стране, но и о возможностях своего влияния. Люди активно участвуют в принятии важных государственных решений (например, в выборах), могут высказывать свою точку зрения и даже выстраивать оппозицию действующей власти.

Сейчас такое разделение уже считается устаревшим. В настоящий момент политологи придерживаются концепции-аналога, называемой «гражданственностью». В этом варианте учитываются результаты исследований, в ходе которых были определены пропорции соотношения всех трёх типажей в обществе. Он строится на вечном поиске баланса между правящей элитой и её избирателями, активным и пассивным участием в жизни государства.

По согласованности различных уровней культуры также существует отдельная типология. Она была разработана американским учёным У. Розенбаумом и выделяет:

  • фрагментарный тип – полнейшая разобщённость и постоянные конфликты между представителями разных мировоззрений, личные интересы ставятся выше общих;
  • интегративный (интегрированный) тип – характеризуется полной терпимостью со всех сторон к принятым политическим решениям, есть общие схожие цели для развития государства. Низкая конфликтность и возможность мирно разрешать возникающие проблемы.

Польский исследователь Ежи Йозеф Вятр создал свою классификацию, которая основана на исторической принадлежности и преемственности поколений. Так, принято разделять:

  • традиционную культуру на племенную, теократическую и деспотическую. Соответственно, во всех трёх подвидах будет наблюдаться тенденция к высокому статусу правителя. Причём по градации от меньшего влияния к большему, как и в одноимённых государственных укладах;
  • демократическую – на либеральную и технократическую. Основными положениями являются высокая нравственность, признание ценности свободы каждого человека и стремление повысить активность участия граждан в политической деятельности;
  • автократическую – на авторитарную и тоталитарную. Поддерживается мнение об обязательной сильной сконцентрированной в определённых руках власти, при котором не существует понятия о личных правах обычных людей.

При всём этом необходимо понимать, что все приведённые здесь типологии весьма условны. В реальности довольно трудно выделить отдельный «чистый» тип. Политическая культура любой страны – это всегда «смесь» из различных представлений о ней.

Формирование политической культуры

1960-е годы являются своеобразным пиком популярности исследований проблем политической культуры и связанной с ней политической социализации. Под политической социализацией понимается процесс вхождения личности в систему политических отношений общества, политическую деятельность и освоение опыта предшествующих поколений в этой области.

В послевоенный период политологи приступили к пристальному изучению рядового гражданина и его поведения в политической сфере. Кризис политических систем в развитых европейских странах и США в I960—1970-х гг. открыл ряд новых социальных явлений, потребовавших внимания учёных: появление молодёжной контркультуры, усиление расовых волнений, формирование экологического движения, рост феминистского движения. Стала очевидной сила «четвёртой власти» — средств массовой информации. В жизни современного общества были отмечены две противоречивые тенденции:

  • потребность в политической активности людей и их политической развитости:
  • политическое отчуждение современного человека от власти и её институтов и его самоотчуждение.

Почему и как эти тенденции сосуществуют в современном обществе, можно понять благодаря анализу формирования политической культуры и проблем политической социализации.

В формировании политической культуры, в процессе политической социализации есть как стихийное, так и целенаправленное начало. Под целенаправленным началом имеют в виду информационно-идеологическую деятельность общественных и политических институтов, разнообразные идеологические концепции, которые внедряются в сознание граждан на нескольких уровнях.

Ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне создаёт его представления о политике. На гражданском уровне, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает понимание своего политического статуса. На собственно политическом уровне ценностных представлений он формирует отношение к конкретным формам правления режима, к своим союзникам и оппонентам и т. д. Причём отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы.

Большое влияние на формирование общественного мнения и на процесс политической социализации оказывают средства массовой информации — часть сложной политической машины. «Четвёртая власть» может ниспровергать политические авторитеты и утверждать их, дезинформировать граждан, манипулировать их сознанием. Одновременно она помогает государству в проведении социально-экономических и культурных программ, освещает политические события, осуществляет социальный контроль над властью.

Поделиться ссылкой

Политическая символика как способ формирования политической культуры

Символика создана для воздействия на личность или общество. Рассмотрим основные ее формы.

Национально-государственная символика

В нее входят: флаг, герб и гимн

Они привлекают внимание население и стремятся объединить его для выполнения масштабной национальной идеи, побуждают к выполнению конкретных действий

Политическая ритуально-процессуальная символика

Нужна для поддержания традиций, напоминания об исторических событиях и установления авторитета власти. Почетные караулы, инаугурация президента, военные парады – все это лишь малая часть выражения данной формы политической символики.

Скульптурно-архитектурная политическая символика

Находит отражение в архитектурных сооружениях. Яркий пример – Московский Кремль, известный не только гражданам России, но и людям по всему миру.

Условно-графическая политическая символика

Сюда входят как символы, так и определенные цвета. Православный крест, серп и молот, подкова – все это подразумевает конкретный смысл. В случае с цветами, каждый имеет свое значение, в особенности на флаге государства.

Наглядно-агитационная политическая символика

Выражается в виде лозунгов, призывов и карикатур. В истории России широкое применение нашло в эпоху Советского Союза, где плакаты, листовки и портреты политических деятелей применялись при любой возможности.

Подводя итоги, отметим, что без политической культуры невозможно наличие стабильной политической системы в обществе. От уровня ее развития зависит качество жизни в стране. Отражая взгляды и мнения населения, политическая культура оказывает влияние на развитие и формирование политических институтов.

Политика

  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Классификация политической культуры по Г. Алмонду и С. Верба

В 1960-х годах американцы Г. Алмонд и С. Верба в своей работе «Гражданская культура. Политические отношения и демократия в пяти странах» (на примере США, Великобритании, Италии, Франции и Мексики) рассмотрели феномен политической культуры и разработали собственную классификацию.

Согласно их пониманию, политическая культура – это модель индивидуальных отношений и политических ориентаций, обнаруживаемая среди членов политической системы. Это субъективное поле, которое лежит в основе политической деятельности и придаёт им смысл.

Согласно Алмонду и Вербе, типы политической культуры зависят от индивидуальных ориентаций, которые включают в себя следующие компоненты:

  • когнитивные ориентации – на предметы и политические убеждения, точные или неточные;
  • эмоциональные ориентации – чувство привязанности, приверженности, неприятия по отношению к политическим субъектам;
  • оценочные ориентации – оценки и мнения по политическим вопросам, что подразумевает применение стандартов оценки к политическим субъектам и событиям.

Также Алмонд и Верба утверждают, что отношение граждан в целом можно разделить на целевые области в отношении политической системы.

Первая область – это самосознание отдельного гражданина в рамках политической системы (эго). Оно отражает политические знания или политические интересы.

Вторая область представляет общее отношение к структуре политической системы.

Первые две области дополняются отношением к возможностям ввода политической системы (оценка возможностей участия граждан) и отношением к выходным возможностям политической системы (оценка результатов политики).

Показанные области называются объектами настройки. Отношение граждан к этим объектам может принимать различные формы. Например, они могут основываться на знаниях (когнитивных), чувствах (аффективных) или в форме оценок (оценочных).

Результат коллективного запроса этих ориентаций вместе со статистической оценкой приводит двух учёных к формированию трёх идеально-типичных культур:

  • парохиальной (её ещё называют патриархальной или традиционалистской);
  • подданической;
  • партиципаторной (её ещё называют активистской или культурой участия).

Для парохиальной политической культуры характерно:

  • сосредоточение на лидере;
  • взаимное «невмешательство» между государством и гражданами;
  • граждане не заинтересованы в политических действиях и не ожидают результатов от политической системы;
  • люди сосредотачиваются на внутреннем и духовном состоянии, положение личности таково: я бессилен, я чей-то субъект;
  • отношения регулируются традициями, обычаями.

Этот тип проявляется в формировании политической культуры в слаборазвитых странах. Политологи считали, что Мексика и Италия являются примером приходской политической культуры.

Подданическая политическая культура означает следующее:

  • пассивное неактивное поведение граждан в политике;
  • граждане видят себя в значительной степени неполитическими, но при этом следят за действиями властей, оценивают их как позитивные или негативные, имеют своё отношение к политике;
  • граждане ориентируются на господствующие в государстве доминирующие ценности и нормы и не пытаются самостоятельно их осмыслить;
  • наблюдается потребительско-патерналистское отношение членов общества к своей политической системе (либо под страхом наказания, либо в ожидании благ от властей).

Этот тип, по мнению политологов, был представлен во Франции.

Партиципаторная политическая культура характеризуется следующими особенностями:

  • человек – это гражданин с равными правами;
  • политическая активность граждан поддерживается, они чувствуют себя участниками политических событий;
  • граждане участвуют в политических процессах, активно высказывают своё недовольство, предлагают политические реформы и т.п.

Политическую культуру США и Великобритании Алмонд и Верба рассматривают как образец такого типа политической культуры.

Но в большинстве случаев встречается четвёртый тип политической культуры – смешанный, который сочетает различные элементы традиционной, подданической и активистской политической культуры.

Последующее исследование Алмонда и Вербы в 1980 г. выявило удивительные изменения в политической культуре стран. Хотя Великобритания была отнесена только к культуре участия с большими ограничениями, Германия, Франция и Италия сильно изменились в направлении культуры участия. Это последующее исследование показывает изменчивость политической культуры с течением времени.

Показатели для оценки политической культуры страны

Политическая культура может проявлять себя различными способами:

  • отношением людей к политике (активное, нейтральное, антагонистическое);
  • отношением к государству, властям, партиям и организациям;
  • типичной ориентацией на политические ценности (свободу, равенство, справедливость, терпимость и др.);
  • спецификой политического языка.

При оценке политической культуры используются различные показатели:

  • культура избирательного процесса (главная особенность высокой культуры – проведение выборов в стране);
  • культура принятия политических решений на разных уровнях;
  • культура восприятия и урегулирования конфликтов (они должны восприниматься как стимул для развития и решаться в их пользу);
  • культура функционирования государственных и общественных институтов (например, на основе коррупции, бюрократии).

Также существует ряд элементов, связанных друг с другом и вместе составляющими политическую культуру. К ним относятся:

  • сознание;
  • поведение;
  • установки;
  • лидерство;
  • политические правила игры;
  • правила политического образования.

Две основные составляющие

Политическая культура включает в себя следующие составляющие

Российский антрополог Сергей Назипович Гавров в своём исследовании, посвящённом критериям политической культуры, выделяет две основные её составляющие – креативную и консервативную. Согласно ему, политическая культура характеризуется представлением граждан страны о взаимосвязи своего народа с другими, самоощущением граждан как членов нации (пример: не все россияне считают себя русскими, так как Россия – многонациональная страна с глубоким и сложным историческим бэкграундом), а также определёнными нормами поведения, сложившимися под влиянием исторических факторов и религиозных воззрений.

  • Консервативная составляющая – стремление сохранить статус-кво, сохранить культуру и не допустить влияния на енё других культур. Примеры: Индия, Саудовская Аравия, Таиланд.
  • Креативная составляющая – стремление включать в свою культуру элементы других. Примеры: США, Филиппины.

Важно: креативная и консервативная составляющие дополняют друг друга, а не взаимно исключают. В той или иной степени они существуют во всех обществах, просто баланс в ту или иную сторону во всех странах разный

Пример: в Таиланде люди включают в свой язык заимствования из английского языка (креативность), но они не хотят менять свой сложный, основанный на санскрите алфавит, на латиницу, как в прошлом было проделано во Вьетнаме (консервативность).

Формы и модели политической культуры

К сфере политической культуры относят культуру политического мышления, культуру политической деятельности и управления, правовую культуру и т. д. Отмечают такие проявления политической культуры, как опыт политического управления, уровень политических знаний, зрелое политическое поведение, наследие прошлой политической культуры и т. д.

Самой массовой и оптимальной с точки зрения стабильности политического режима является культура «гражданственности», в которой преобладают подданнические установки и формы участия людей в политике. «Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданская политическая культура с её терпимостью по отношению к другим ценностям, легитимностью власти, компетентностью является прочной основой демократических режимов.

Практически политическая культура той или иной страны представляет собой сочетание различных субкультур. Но если возникает их противостояние, то речь идёт о культурном расколе — не формируются единые ценности политического устройства страны, не обеспечивается внутренняя целостность государства и общества.

К странам с различными субкультурами можно отнести Россию, Беларусь

В таких обществах важно укрепление духовной свободы граждан, вовлечение их в перераспределение материальных ресурсов, контроль за управляющими

В XX в. возник такой феномен политической жизни, как тоталитаризм. Изучая его, учёные пришли к выводу, что жизнь и развитие современных обществ, как и в первобытные времена, регулируются по сути «биологическими» законами. Жажда обладании и власти во многом определяет протекание общественных процессов, влияет на возникновение государственных институтов.

Усиление государственной власти всегда опасно возможностью установления «тотального» контроля над жизнью людей. Эта опасность тем более актуальна, что все институты общества в той или иной степени уподобляются государственным институтам. Так происходит «этатизация» хозяйственной жизни современных стран.

Политические партии, стремящиеся к власти, выдвигают доктрины, которые могут быть претворены в жизнь только при условии мобилизации масс. Во многих странах усиливаются процессы «тотальной бюрократизации». Так формируется авторитарная политическая культура, к которой особенно предрасположены страны, переживающие кризисное, переходное состояние.

Нынешняя авторитарная политическая культура существенно отличается от своих исторических форм — автократии и тирании. Если последние означали правление немногих от имени немногих, то современный авторитаризм — правление немногих от имени многих (народа).

Либерально — демократическая модель политической культуры предполагает разнообразие мнений, учёт противоположных позиций. Тем не менее либеральное умонастроение идеологично, как всякое другое.

Типы и виды политической культуры

Типы политической культуры по Алмоду в таблице

Само это понятие возникло в середине XX века, его изобрели и ввели в оборот американские политологи Г. Алмонд и Х. Файнер. Именно они выделили основные виды политической культуры:

Подданнический тип

Его также называют исполнительским. Люди, которые относятся к этому типу, осознают себя, как граждан страны, но при этом они убеждены, что сами они как-то повлиять на политическую обстановку в своей стране не могут. Более того – они этого не хотят. Они не заинтересованы в политической активности, предпочитая роль пассивных наблюдателей. Действия властей люди подданнического типа могут одобрять или не одобрять, но даже в последнем случае они ничего не будут предпринимать по этому поводу. В СССР, например, подавляющее большинство населения относилось именно к этому типу.

Органический мир Северного Ледовитого океана
Апрельские тезисы Ленина. Суть кратко по пунктам.

Активистский тип

Граждане активистского типа хорошо разбираются в устройстве государственного аппарата, они проявляют гражданскую активность, хотят влиять на политическую жизнь в стране и ищут такие возможности. Способы для достижения целей могут быть разными, например, участие в выборах или протестных акциях. Именно благодаря этому виду политической культуры была изобретена демократия, а хорошим примером общества с преобладанием этого типа культуры может послужить Древняя Греция. Именно древние греки изобрели демократию, и их политическая активность была очень высока – людей, не желающих участвовать в выборах, было крайне мало.

Патриархальный тип

Этот вид культуры был свойственен большинству государств прошлого, но кое-где на Земле он сохранился и по сей день, пусть и не столь ярко. Люди, относящиеся к патриархальному типу, равнодушны по отношению к государству, в котором живут, они обладают лишь очень смутными представлениями о центральной власти и не проявляют к этому вопросу интереса. Зато их интересует местная, локальная власть, а также общественно политическая жизнь, которая затрагивает их лично (например, их город или провинцию). Патриархально настроенные в политическом вопросе граждане ориентируются на местные авторитеты (губернатор, шаман, мэр, кто угодно ещё), а не на государственную политику в целом. Пример: Русское государство во времена Ивана Грозного. Впрочем, аналогичным примером здесь может послужить любая страна времён феодального Средневековья.

Политические культуры разделяются на несколько видов по разным критериям

Политическая культура

Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. На протяжении значительной части в истории человечества царила патриархальная политическая культура. Ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она распространена, интереса к политической системе, ведь власть считалась божественного происхождения и была наследственно закрепленной за правящей династией и узкой группой аристократической элиты. Характерные черты тоталитарной политической культуры:

  1. строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций,
  2. приверженность к существующим в стране политическим институтам и режимам власти,
  3. низкая индивидуальная активностью населения в политической сфере.

Напротив, показателями уровня развития демократической политической культуры в обществе являются:

  • идея индивидуальной свободы, самоценности каждого индивида и неотчуждаемости его основных прав;
  • гарантированное право граждан на частную собственность как необходимое условие самореализации личности;
  • признание плюрализма в политической борьбе, толерантность, терпимость к инакомыслию, стремление основных групп населения к консенсусу относительно основных ценностей и идеалов;
  • утверждение в сознании населения принципов разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, выборности и прозрачной деятельности всех ветвей власти;
  • идея гражданского общества как системы заинтересованных групп, которые доминируют над государственными институтами и делегируют им столько полномочий, сколько считают нужным;
  • доминирование у подавляющего большинства населения установки на достижение политических целей только демократическими средствами, в ходе избирательного процесса и неприятие стихийных и насильственных действий.

Достижение, по крайней мере, удовлетворительного уровня политической культуры возможно только в результате двусторонних усилий. С одной стороны, такие усилия должны прилагать органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Здесь большую роль играют стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей. С другой стороны, простые люди также должны занимать активную гражданскую позицию, постоянно контролируя власть и через механизм выборов постоянно корректируя представительство в ней конкретных политических сил и отдельных личностей политиков.

Гражданская культура

Гражданская культура, как и политическая культура, возникает в пространстве общественной жизни (которое изучается социологией). Гражданская культура включает в себя как политическую, так и аполитическую деятельность гражданина. В рамках политической деятельности реализуется только политическая часть гражданской роли:

  • участие в выборах и голосование на выборах;
  • участие в демонстрациях;
  • написание петиций;
  • выражение политических мнений;
  • организация вокруг политических целей и др.

Кроме того, гражданская роль может быть реализована в такой аполитичной деятельности, как:

  • благотворительность и помощь;
  • самоорганизация вокруг политических целей;
  • образовательная деятельность;
  • пропаганда определённого образа жизни.

Высокая гражданская культура состоит из социального ресурса доверия, норм и связей. Благодаря этому создаётся положительное состояние социального равновесия, которое характеризуется следующими чертами:

  • высоким уровнем сотрудничества между гражданами данного сообщества;
  • высоким доверием;
  • принципом взаимности;
  • значительной гражданской активностью.

Низкая гражданская культура возникает при следующих условиях:

  • доверие к другим незначительно;
  • терпимость по разным причинам не очень высока;
  • стремление преследовать интересы, характерные для конкретной группы, превалирует, независимо от последствий для более широкой общины;
  • наблюдается пессимизм, взаимное недоверия к обществу, насилие над другими, вмешательство в частную жизнь.

В каком-то смысле гражданская культура является более широким понятием и явлением, чем политическая культура, и политическая культура может рассматриваться как компонент гражданской культуры.

Политическая культура

Понятие политической культуры, её структура, функции и носители. Политическое мифотворчество.

Политическая культура – это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.

Политическая культура является

1) качественной характеристикой политической сферы общества,

2) критерием его демократической зрелости,

3) необходимым условием и средством преобразования политической действительности.

Политическая культура включает компоненты:

– познавательные (интерес к политике, знание политических явлений и процессов),

– эмоционально-чувственные,

– оценочные,

–поведенческие.

Культура политического сознания проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях, убеждениях, интересах, ценностных ориентациях и т.д.

Культура политического поведения «материализуется» в характере политической деятельности и её социальной плодотворности, цивилизованности взаимосвязей индивидуальных и групповых субъектов политики.

Культура функционирования политических институтов отражается в степени демократичности их отношений с гражданами и обществом.

Функции:

–политической социализации

–нормативно-ценностная

–интегративно-мобилизационная

–коммуникативная.

Мифотворчество, как правило, присутствует в политическом действии, куда вовлечено большое количество людей. Основу политического мифа составляет вера, что при достижении данных политических целей будет достигнуто идеальное состояние будущей жизни общества. Наличие такой веры объясняет решительное, возвышенное и даже героическое поведение людей. Миф воодушевляет и сплачивает политических лидеров и массы.

Типология политических культур

Демократическая – сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество; предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс (идеальная).

Авторитарная – автократические традиции, личность предпочитает опеку государства, консерватизм, страх и раболепие перед властью, политическая пассивность, агрессивность, вера в мистическое предначертание собственной судьбы.

Тоталитарная – некритическое восприятие действий лидеров, политическое равнодушие, конформизм по отношению к системе, внедрение идеологических стереотипов.

Патриархальная – полное безразличие к политике, смутное представление граждан о государственной власти и её социальной роли.

Подданническая – односторонняя зависимость личности от государственной власти, потребительское и конформистское отношение к политической системе, убеждение в незыблемости и бесплодности усилий по изменению существующих порядков.

Западная – тенденции демократизации, многочисленный средний класс, относительно высокий уровень жизни, заинтересованность граждан в политической стабильности.

Восточная – критически негативное отношение к западным ценностям, роль религии.

Последнее изменение: Четверг, 21 Ноябрь 2013, 22:14