Оглавление
Лауреаты французской Нобелевской премии по литературе
Поль Верлен (крайний слева) и Артур Рембо (второй слева) на картине Анри Фантен-Латура 1872 года.
Сэмюэл Беккет Прогулка, Париж (Франция). Нобелевская премия 1969 г.
Семинар с Клод Саймон, Серизи (Франция). Нобелевская премия 1985 г.
Французский современная литература мастер-класс с Марком Авело, Филиппом Бинаном, Бернаром Мане, Клодетт Ориоль-Бойер, Жан Рикарду, Серизи (Франция), 1980.
На протяжении большей части ХХ века у французских авторов было больше литературы. Нобелевские премии чем у любой другой нации. Следующие французские или французские авторы выиграли Нобелевская премия по литературе:
- 1901 – Салли Прюдом (Первая Нобелевская премия по литературе)
- 1904 – Фредерик Мистраль (написал в Окситанский)
- 1915 – Ромен Роллан
- 1921 – Анатоль Франс
- 1927 – Анри Бергсон
- 1937 – Роджер Мартен дю Гар
- 1947 – Андре Жид
- 1952 – Франсуа Мориак
- 1957 – Альбер Камю
- 1960 – Сен-Джон Перс
- 1964 – Жан-Поль Сартр (отказался от приза)
- 1969 – Сэмюэл Беккет (Ирландский, пишет на английском и французском языках)
- 1985 – Клод Саймон
- 2008 – J. M. G. Le Clézio
- 2014 – Патрик Модиано
Семнадцатый век
1600–1649
- Николя де Бралион (1600–1672 гг.)
- Марин ле Руа де Гомбервиль (1600–1674)
- Жорж де Скюдери (1601–1667)
- Франсуа Тристан л’Эрмит (1601–1655)
- Гай Патин (1601–1672)
- Жан де Берньер-Лувиньи (1602–1659)
- Чарльз Сорель (1602–1674)
- Чарльз Котен (1604–1682)
- Жан Мэре (1604–1686)
- Франсуа Эделен, аббат д’Обиньяк (1604–1676)
- Пьер дю Рье (1605–1658)
- Шарль Куипо д’Ассуси (1605–1675)
- Жан Франсуа Сарразен (1605–1654)
- Пьер Корнель (1606–1684)
- Антуан Гомбо , кавалер де Мере (1607–1685)
- Мадлен де Скюдери (1607–1701)
- Жан Ротру (1609–1650)
- Пол Скаррон (1610–1660)
- Франсуа-Эйд де Мезере (1610–1683)
- Шарль де Сент-Эвремон (c.1610–1703)
- Антуан Арно (1612–1694)
- Исаак де Бенсерад (1612–1691)
- Жан Франсуа Поль де Гонди, кардинал де Рец (1613–1679)
- Франсуа де Ла Рошфуко (1613–1680)
- Готье де Кост, сеньор де ла Кальпренед (1614–1663)
- Жорж де Бребёф (1618–1661)
- Роже де Рабутин, граф де Бюсси , по прозвищу Бюсси-Рабутин (1618–1693)
- Сирано де Бержерак (Hector-Savinien Cyrano de Bergerac) (1619–1655)
- Антуан Фуретьер (1619–1688)
- Гедеон Таллеман де Ре (1619–1692)
- Жан де Лафонтен (1621–1695)
- Мольер (Жан-Батист Поклен) (1622–1673)
- Блез Паскаль (1623–1662)
- Жан Рено де Сегрэ (1624–1701)
- Пол Пеллиссон (1624–1693)
- Томас Корнель (1625–1709)
- Сэмюэл Чаппузо (1625–1701)
- Мадам де Севинье (Мария де Рабутин-Шанталь, маркиза де Севинье) (1626–1696)
- Лоран Дрелинкур (1626–1680)
- Жак Бенинь Босуэ (1627–1704)
- Габриэль-Жозеф де ла Вернь, граф де Гильераг (1628–1685)
- Шарль Перро (1628–1703)
- Пьер Даниэль Юэ (1630–1721)
- Луи Бурдалу (1632–1704)
- Эсприт Флешье (1632–1710)
- Жак Прадон (1632–1698)
- Мадам де Вильдье (Мария-Катрин-Ортанс Дежарден, маркиза де Вильдье) (1632–1683)
- Мадам де Лафайет (Мария-Мадлен, графиня де Ла Файет) (1634–1693)
- Пьер Тома , sieur du Fossé (1634–1698)
- Филипп Кино (1635–1688)
- Николя Буало (1636–1711)
- Эдме Бурсо (1638–1701)
- Антуанетта дю Лижье де ла Гард Дешульер (1638–1694)
- Николя Мальбранш (1638–1715)
- Жан Донно де Визе (1638–1710)
- Филипп де Курсийон, маркиз де Данжо (1638–1720)
- Клод Эстьенно де ла Серр (1639–1699)
- Гийом Амфри де Шольё (1639–1720)
- Сезар Вичар де Сен-Реаль (1639–1692)
- Жан Расин (1639–1699)
- Клод де Флери (1640–1723)
- Луи Морери (1643–1680)
- Гатьен де Куртильс де Сандрас (1644–1712)
- Анн де Ла Рош-Гильем (1644–1707)
- Жан де Лабрюйер (1645–1696)
- Пьер Ле Песан, сье де Буагильбер (около 1646–1714)
- Антуан Галланд (1646–1715)
- Пьер Байль (1647–1706)
- Джозеф Антелми (1648–1697)
1650–1699
- Мадам д’Ольнуа (Мария-Катрин ле Жумель де Барневиль, барон д’Ольнуа) (1651–1705)
- Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон (1651–1715)
- Луи Дю Фор де Лонгерю (1652–1733)
- Шарлотта-Роуз де Комон Ла Форс (Мадемуазель де Ла Форс) (1650–1724)
- Луи Лежандр (1655–1733)
- Жан-Франсуа Регнар (1655–1709)
- Жан Гальбер де Кампистрон (1656–1723)
- Бернар ле Бовье де Фонтенель (1657–1757)
- Луи (или Жан) де Майи (1657-1724)
- Анри де Буленвилье (1658–1712)
- Франсуа Арман Жервез (1660–1761)
- Чарльз Роллин (1661–1741)
- Флоран Картон Данкур (1661–1725)
- Жан-Франсуа Фуке (1665–1741)
- Ален-Рене Лесаж (1668–1747)
- Жак Буйяр (1669–1726)
- Жан-Батист Руссо (1670–1741)
- Жан-Батист Дюбо (1670–1742)
- Проспер Жолио де Кребийон (Crébillon père) (1674–1762)
- Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (1675–1755)
- Жан-Франсуа Бойер (1675–1755)
- Филипп Нерико Дестуш (1680–1754)
- Клодин Александрин Герэн де Тенсен (мадам де Тенсен) (1681–1749)
- Жером Безуань (1686–1763)
- Мариво (Пьер Карле де Шамблен де Мариво) (1688–1763)
- Алексис Пирон (1689–1773)
- Монтескье (Шарль Луи де Секондат, барон де Монтескье) (1689–1755)
- Луи Пети де Бахомон (1690–1771)
- Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) (1694–1778)
- Рене-Луи де Войе де Польми, маркиз д’Аржансон (1694–1757)
- Франсуаза де Граффиньи (1695–1758)
- Антуан Франсуа Прево (Antoine Francois Prevost d’Exiles) a / k / a Abbé Prévost (1697–1763)
- Мари-Анн де Виши-Шамрон, маркиза дю Деффан (1697–1780)
- Дени-Франсуа Камюза (1697–1732)
Романтичный
- Даниэль Обер (1782–1871)
- Джордж Онслоу (1784–1853)
- Николя-Шарль Бохса (1789–1856)
- Фердинанд Херольд (1791–1833)
- Фроменталь Галеви (1799–1862)
- Виктор Маньен (1802–1885)
- Адольф Адам (1803–1856)
- Гектор Берлиоз (1803–1869)
- Луиза Фарренк (1804–1875)
- Луиза Бертен (1805–1877)
- Огюст Пилати (1810–1877)
- Амбруаз Томас (1811–1896)
- Шарль-Валентин Алкан (1813–1888)
- Эжен Луи-Мари Жанкур (1815–1901)
- Жан-Хрисостом Гесс (1816–1900)
- Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели (1817–1869)
- Чарльз Данкла (1817–1907)
- Шарль Гуно (1818–1893)
- Жак Оффенбах (1819–1880)
- Шарль-Луи Ханон (1819–1900)
- Полина Виардо (1821–1910)
- Эдуард Лало (1823–1892)
- Жозеф Жан-Батист Лоран Арбан (1825–1889)
- Чарльз Делиу (1825–1915)
- Джозеф О’Келли (1828–1885)
- Жорж Пфайффер (1835–1908)
- Камиль Сен-Санс (1835–1921)
- Лео Делиб (1836–1891)
- Александр Гильман (1837–1911)
- Теодор Дюбуа (1837–1924)
- Жорж Бизе (1838–1875)
- Анри Гиз (1839–1908)
- Эммануэль Шабрие (1841–1894)
- Жорж Ламот (1842–1894)
- Жюль Массне (1842–1912)
- Клод-Поль Таффанель (1844–1908)
- Шарль-Мари Видор (1844–1937)
- Габриэль Форе (1845–1924)
- Анри Дюпарк (1848–1933)
- Бенджамин Годар (1849–1895)
- Клеман Брутен (1851–1889)
- Винсент д’Инди (1851–1931)
- Андре Мессагер (1853–1929)
- Эрнест Чоссон (1855–1899)
- Альфред Бруно (1857–1934)
- Сесиль Шаминад (1857–1944)
- Жюль Огюст Вернсбергер (1857–1925)
- Мелани Бони (1858–1937)
- Гюстав Шарпантье (1860–1956)
Михаил Герман. «В поисках Парижа, или Вечное возвращение». «Парижские подробности, или неуловимый Париж»
Честно? Да, есть такое. Герман пишет и о многих пасмурных лицах в метро ранним утром, или к концу дня. Жизнь в любом мегаполисе, особенно в столице, не так проста. Пишет и о том, что Париж — не рай на земле, и далек от мифа имени себя.
Но ни одна строчка, какой бы она не была критичной и сумрачной, не воспринимается как критика. Честность — да. Брюзжание и критика — нет. Он прав совершенно в том, что Париж такой, каким он воспринимается миллионами людей — это прекрасный миф. Но Париж сделал невозможное. Он превратил миф в жизнь. Даже идя по Парижу, видя эту «запущенность» — ты все равно находишься во власти этого мифа. Ты в нем живешь.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Шарль Луи Монтескье Знаменитый философ жил на доходы, которые ему приносили виноградники. Его любимым отдыхом было виноградарство – он с удовольствием сам ухаживал за растениями и собирал урожай.
Жанна Латирг стала единственной супругой Монтескье. Внушительное приданное скрасили не привлекательность и хромоту девушки. Однако верностью супруге философ не отличался и после 10 лет совместной жизни уехал в Париж, почти не навещая семью.
Монтескье отличался скупостью в отношении своих трат. Но для других был рад похлопотать о пенсиях и выплатах, избавлении или смягчении наказания.
Французские литературные премии
- Grand Prix de Littérature Policière — создан в 1948 году для криминальной и детективной литературы.
- Grand Prix du roman de l’Académie française — создан в 1918 году.
- Prix Décembre — создан в 1989 году.
- Prix Femina — создан в 1904 году, ежегодно решается исключительно женским жюри, хотя авторами работ-победителей не обязательно должны быть женщины.
- Prix Goncourt — создан 1903 года, подарен автору «лучшего и самого образного прозаического произведения года».
- Приз Goncourt des Lycéens — создан в 1987 году.
- Prix Littéraire Валери Ларбо — создан в 1957 году.
- Prix Médicis — создан в 1958 году, присужден автору, «известность которого еще не соответствует их таланту».
- Prix Renaudot — создан в 1926 году.
- Премия Prix Tour-Apollo — 1972–1990 гг. — лучший научно-фантастический роман, опубликованный на французском языке за предыдущий год.
- Prix des Deux Magots — создан в 1933 году.
Оноре де Бальзак
Известен как основоположник европейского реализма в литературе Франции. Согласно классике жанра, отказался от популярной на тот момент профессии юриста и направил усилия на литературу.
После 1823 года были напечатаны несколько его романов, которые впоследствии Бальзак сам вспоминал с неудовлетворением.
В 1829 году творит под собственным именем, выпуская историческое произведение «Шуаны». Позже появляются и другие знаменитые произведения, такие как «Тридцатилетняя женщина», «Эликсир долголетия» и многие другие.
Одним из самых знаменитых произведений писателя является повесть «Человеческая комедия», хорошо раскрывающая картину жизни французов того периода.
Ранние тексты
Самые ранние из сохранившихся французских литературных текстов относятся к девятому веку, но очень мало текстов до одиннадцатого века сохранилось. Первыми литературными произведениями, написанными на старофранцузском, были жития святых . Кантикле Сент — Eulalie , написанный во второй половине девятого века, как правило , принимаются в качестве первого такого текста. Это короткое стихотворение, повествующее о мученической смерти молодой девушки.
Самая известная из жизней ранних старофранцузских святых — это Vie de saint Alexis , житие святого Алексия , перевод / переписывание латинской легенды. Святой Алексий бежал из дома своей семьи в Риме в первую брачную ночь и скитался отшельником в Сирии, пока таинственный голос не начал рассказывать людям о его святости. Чтобы избежать земной почести, которая принесла такую известность, он покинул Сирию и был изгнан обратно в Рим, где жил нищим в доме своей семьи, никем не признанный до самой своей смерти. Его опознали только позже, когда папа прочитал его имя в письме, которое держал в руке умершего святого. Хотя святой покинул семью, чтобы более полно посвятить свою жизнь Богу, из стихотворения ясно видно, что его отец, мать и жена спасены заступничеством Алексея и присоединяются к нему в Раю. Самый ранний и лучший из сохранившихся текстов — Псалтырь святого Олбанса , написанный, вероятно, в Сент-Олбансе , Англия, во втором или третьем десятилетии двенадцатого века. Это происхождение свидетельствует о том, что многие из наиболее важных ранних текстов были составлены на англо-нормандском диалекте.
Кира Сапгир, «Париж — мир чудесный и особый»
Кира Сапгир работала в газете «Русская мысль», печатала статьи в журналах «Континент», «Грани», «Новое русское слово», «Панорама». Была корреспондентом Французского международного радио и радио «Свобода». Корреспондент русской службы BBC и документалист во Французской Национальной Библиотеке. Известна как переводчик выдающихся французских поэтов.
Это не «единая» книга о Франции, а сборник статей, эссе, интервью, обзоров. Они написаны в разное время, для разных изданий. В этом есть минус — иногда трудновато остаться «в общем сюжете», которого ожидаешь: Франция, Париж… Есть плюс — можно читать любую главу, в любом порядке. Это не делает книгу лучше или хуже. Возможно — делает неравнозначной. Трудно ведь ожидать, что, написанные в разное время, изначально не связанные между собой сюжеты и главы, будут одинаково хороши. Читать, безусловно, стоит. Но не все.
Антуан Володин
Антуан Володин появился на свет в 1950 году в городе Шалон-сюр-Сон. Его имя всего лишь псевдоним, настоящего же никто не знает, ведь он скрытен и не рассказывает никому о своей загадочной личности. Детские года автора прошли в городе Лионе.
В писателе есть русская кровь, он изучал русский язык, и, после этого, переводил множество русских произведений на французский язык. Популярность пришла к писателю после того, как он начал публиковать свои романы во множестве журналов.
Также Антуану была вручена награда в виде российской премии Андрея Белого. Лучшими романами считаются «Дондог», «Малые ангелы», «Бардо иль не Бардо».
Книги о Франции. Борис Носик, «Прогулки по Парижу». В 2-х книгах
Борис Носик одним из первых дал нам скрытый Париж. Париж, про который не рассказывали экскурсоводы. О котором — в то время — еще негде было прочитать. Париж, где каждый дом что-то помнит. О ком-то помнит. За это ему — большое человеческое спасибо.
В последние годы появилось много литературы о Париже, и Франции. Десятки путеводителей. Переводная литература. Множество путевых заметок любопытных путешественников, светских, хм, «львиц», журналистов и недавних эмигрантов. Все они сообщают нам — или пытаются это сделать — о своих открытиях, наблюдениях, впечатлениях. Стараются выделиться стилем, подачей материала, объемом или сюжетами. Некоторые — критикой Парижа, Франции, французов: бывает — насмешкой.
Но что-то никто до сих пор не смог выделиться знаниями.
Басни и сатира
Большое количество басен сохранилось на старофранцузском; они включают в себя ( в основном анонимным) литературе , посвященной повторяющегося обманщика характер Рейнеке Fox . Мари де Франс также активно работала в этом жанре, создав серию стихотворных басен « Изопет» («Маленький Эзоп» ).
С басней связана более непристойная « фаблиа », которая затрагивала такие темы, как измена рога и коррумпированное духовенство. Эти «fabliaux» были бы важным источником для Чосера и для новеллы эпохи Возрождения («context» или «nouvelle»).
Сатира также была написана в этот период, в том числе « Роман де Фовель» , который высмеивает грехи человечества, заставляя Семь смертных грехов появляться в олицетворении лошади.
Проза сатира Les XV joies де Mariage ( Пятнадцать радостей брака , впервые опубликован 1480-90, написанный , возможно , в начале 15 — го века, и приписано по- разному к Антуана де ла продажи , Жиль Bellemère епископ Авиньона , и многие другие) — это яростная критика жен, но она также дает важное представление об экономической и социальной жизни семейной семьи в 15 веке.
Страница из PRIMAT в римском де — Руа (c.1274)
Сименон
Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все — и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.
Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).
Просто замечательный писатель.
Грэм Робб — Парижане. История приключений в Париже
19 невероятных, но реальных историй, произошедших в Париже. Когда жизнь — круче любого романа, а история — не сухое перечисление дат и событий. Редкостный дар превратить детальное исследование в захватывающий сюжет, и написать об этом так, будто это «Граф Монте-Кристо» или «Собака Баскервилей»: познание с удовольствием.
Вряд ли вы сможете выучить историю Парижа по этой книге — но что такое история? За каждой датой стоит человек, за ним — событие, а вокруг туманной дымкой клубится эпоха… «Парижане» — это несколько эпох из жизни Парижа. С удивительными фактами и подробностями, стилистические прекрасно описанные, эти эпохи точно останутся в вашей памяти.
Как Флобер жалел свою мадам Бовари
Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.
Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще — жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.
Франсуа Рабле
С уроков зарубежной литературы нам знаком французский писатель, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Историк-гуманист, творивший в эпоху Возрождения, провел юношество в кордельерском аббатстве и поступил в монахи, что, однако, противоречило его натуре. Так, Франсуа попал в кружок, где познакомился со знаменитыми деятелями Ренессанса и рядом наук (ботаника, медицина и т. д).
В 1532 году он впервые опубликовал 2 книги знаменитого романа под псевдонимом «Алькофрибас Назье». Орудием Франсуа Рабле был юмор, часто гиперболизированный и острый, что, по мнению самого автора, помогло бы избавиться от «страшного общественного недуга».
Всего роман о 2 добрых прожорливых великанах растянулся на 5 замечательных книг. Он беспощадно высмеивает пороки общественности, церковную и государственную власть, пороки католического духовенства.
Лауреаты французской Нобелевской премии по литературе
Поль Верлен (крайний слева) и Артур Рембо (второй слева) на картине Анри Фантен-Латура 1872 года.
Самуэль Беккет Волк, Париж (Франция). Нобелевская премия 1969 г.
Семинар с Клодом Симоном , Серизи (Франция). Нобелевская премия 1985 г.
Мастерская французской современной литературы с Марком Авело, Филиппом Бинаном, Бернаром Магне, Клодетт Ориоль-Бойер, Жаном Рикарду , Серизи (Франция), 1980.
На протяжении большей части ХХ века французские авторы получали больше Нобелевских премий по литературе, чем представители любой другой страны. Следующие французские или французские авторы получили Нобелевскую премию по литературе :
- 1901 — Салли Прюдом (первая Нобелевская премия по литературе)
- 1904 — Фредерик Мистраль (писал на окситанском )
- 1915 — Ромен Роллан
- 1921 — Анатоль Франс
- 1927 — Анри Бергсон
- 1937 — Роже Мартен дю Гар
- 1947 — Андре Жид
- 1952 — Франсуа Мориак
- 1957 — Альбер Камю
- 1960 — Сен-Джон Перс
- 1964 — Жан-Поль Сартр (отказался от премии)
- 1969 — Сэмюэл Беккет (ирландец, писал на английском и французском языках)
- 1985 — Клод Симон
- 2008 — JMG Le Clézio
- 2014 — Патрик Модиано
Виктор Гюго
Знаменитый прозаик и поэт, а также основатель французского романтизма, родился в семье писателя. Первая зрелая работа появилась в 1829 году – в ней мы можем отметить острую социальную проблематику, которая прослеживается и далее в творчестве Виктора Гюго.
Далее последовала документальная история об убийце под названием «Claude Gueux». Самым знаменитым романом, так званым бестселлером станет «Собор Парижской Богоматери», отданный в печать в 1831 году. Он был переведен на многие языки и привлек огромный поток туристов к этой памятке древности.
На склоне лет Гюго посвятил себя поэзии, выпуская один за одним сборники стихов. А знаменитую «Легенду веков» мир увидел в 1883 году.
1 Guillaume Musso / Гийом Мюссо
Один из самых известных и при этом достаточно молодых писателей Франции, чьи книги из года в год возглавляют список бестселлеров. Он принял решение связать свою жизнь с литературой уже в 10 лет, в старших классах выиграл литературный конкурс, а в настоящее время совмещает писательство с преподаванием экономики.
Первая книга-триллер «Скидамаринк» (2001), о краже Джоконды из Лувра, была принята благосклонно, а его следующий роман «После» был продан тиражом более 20 миллионов экземпляров и переведен на 20 языков. Большой успех также имели романы «Спаси меня», «Ты будешь там», «Потому что я тебя люблю», «Я вернусь за тобой», «Квартира в Париже». Несколько романов были экранизированы.
В книгах Мюссо умело сочетаются детективная и романтическая линии, поэтому его произведения понравятся самому широкому кругу читателей.
Книги о Франции. Николай Карамзин, «Письма русского путешественника». Артур Юнг, «Путешествия по Франции»
Так совпало, что свои путешествия по Франции они совершили примерно в одно и тоже время: Карамзин в 1789 году, Юнг в 1787 — 1789 годах. Вам ни о чем не говорят эти даты?
Русский и англичанин: и Франция. Не встретились! А так интересно — что бы это была за встреча…
Автору будущей «Истории государства Российского», Карамзину, было 23 года. Ученому-агроному, члену Королевского общества, Артуру Юнгу — ровно в два раза больше. Одному еще только суждено было стать великим историком. Агрономические труды второго ценила и запустила в русский перевод сама Екатерина II. Но и Юнг свою главную славу получил в итоге как великолепнейший историк-наблюдатель.
Марк Леви
Марк Леви появился на свет 16 октября 1961 года в Булони. Отец писателя был чистокровным евреем, и во время Втором Мировой войны он сражался вместе с коммунистическими партиями против фашистского режима. Всё произошедшее с писателем стало основой для множества его романов.
Когда Марк окончил школу, он вступил в организацию «Красный крест», тогда ему было всего лишь восемнадцать лет. После этого он успел организовать свою собственную компанию, специализирующуюся на дизайне. Когда ему было 23 года, литератор уехал в Америку и так же создал там компанию по дизайну и технологиям. Вернувшись на родину, все американские филиалы он оставил на доверенных лиц, а сам занялся творчеством.
Первая его книга «Между небом и землей» сразу же стала очень известной, позже вышел роман «Где ты?», «Каждый хочет любить», «Семь дней творения» и многие другие. К слову, множество из них были экранизированы.
17 век (барокко / классика / раннее Просвещение)
- Жорж де Скудери (1601–1667)
- Франсуа, которого звали Тристан Л’Эрмит (1601–1655)
- Крестная Гай (1601–1672)
- Чарльз Сорель (1602–1674)
- Пьер Ле Мойн (1602–1671)
- Валентин Конрар , (1603-1675)
- Франсуа Эделен (1604–1676)
- Чарльз Котин (1604–1681)
- Жан Мэре (1604–1686)
- Пьер Дю Рье (1605–1658)
- Шарль Куипо д’Ассуси (1605-1675)
- Пьер Корнель (1606-1684)
- Amable Bourzeis (1606–1672)
- Антуан Гомбо, кавалер де Мере (1607–1684)
- Мадлен де Скудери (1607–1701)
- Жан Ротру (1609-1650)
- Готье де Кост де ла Кальпренед (около 1610–1663 гг.)
- Пол Скаррон (1610-1660)
- Франсуа Эдес де Мезере (1610–1683)
- Жак Эспри (1611–1677)
- Антуан Арно (1612-1694)
- Рихемон Баншеро (1612 — ????)
- Исаак де Бенсерад (1612-1691)
- Поль де Гонди, кардинал де Рец (1613–1679)
- Франсуа де ла Рошфуко (1613-1680)
- Шарль де Маргетель де Сен-Дени де Сен-Эвремон (около 1614–1703 гг.)
- Жан-Франсуа Саразен (1614–1654)
- Жорж де Бребеф (1617–1661)
- Жак Шоссон (1618–1661)
- Роже де Бюсси-Рабутин (1618–1693)
- Сирано де Бержерак (1619–1655)
- Антуан Фуретьер (1619–1688),
- Жан де Лафонтен (1621–1695)
- Мольер (1622–1673)
- Блез Паскаль (1623-1662)
- Жан Реньо де Сегрэ (1624–1701)
- Томас Корнель (1625–1709)
- Лоран Дрелинкур (1625-1680)
- Мари де Рабутин-Шанталь, маркиза де Севинье (1626–1696)
- Жак Бенинь Босуэ (1627–1704)
- Габриэль де Гильераг (1628–1685)
- Шарль Перро (1628-1703)
- Габриэль де Фуаньи (1630-1692)
- Луи Бурдалу (1632-1704)
- Эспри Флешье (1632–1710), епископ, проповедник и писатель.
- Мария-Катрин де Вильдье (1632-1683)
- Мадам де Лафайет (1634-1693)
- Филипп Кино (1635–1688)
- Николя Буало (1636-1711)
- Клод Ле Пети (1638–1662)
- Николя Мальбранш (1638–1715)
- Жан Донно де Визе (1638-1710)
- Филипп де Курсийон де Данжо (1638-1720)
- Сезар Вичар де Сен-Реаль (1639–1692)
- Жан Расин (1639-1699)
- Клод Флери (1640-1723)
- Адриан-Томас Перду де Сублиньи (1640-1680)
- Луи Морери (1643-1680)
- Жак Прадон (1644–1698)
- Жан де Лабрюйер (1645-1696)
- Пьер де Буагильбер (1646-1714)
- Антуан Галланд (1646-1715)
- Пьер Байль (1647-1706)
- Франсуа Фенелон (1651-1715)
- Жан-Франсуа Регнар (1655–1709)
- Бернар ле Бовье де Фонтенель (1657–1757)
- Шарль Дюфресни (1657-1724)
- Анри де Буленвилье (1658-1712)
- Чарльз Роллин (1661-1741)
- Ален Лесаж (1668–1747)
- Аббат Жан-Батист Дюбо (1670–1742)
- Жан-Батист Руссо (1671–1741)
- Проспер Жолио Кребийон (1674–1762)
- Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (1675–1755)
- Филипп Нерико Дестуш (1680–1754)
- Пьер Карле де Шамблен де Мариво (1688–1763)
- Алексис Пирон (1689–1773)
- Монтескье (1689–1755)
- Луи Пети де Бахомон (1690–1771)
- Франсуа-Мари Аруэ, по прозвищу Вольтер (1694–1778)
- Рене Луи д’Аржансон (1694–1757)
- Антуан-Франсуа Аббат Прево д’Эксилес (1697–1763)
- Мария де Виши-Шамрон, маркиза дю Деффан (1697–1780)
- Мари-Анн Барбье (? –1742)
С 1895 по 1914 год
В первые годы века (часто называемого « Belle époque ») радикальные эксперименты проводились во всех жанрах, а символизм и натурализм претерпели глубокие изменения.
Альфред Джарри объединил символизм с элементами театра марионеток и своего рода протосюрреализма. Сцена получила дальнейшую радикализацию как в направлении экспрессионизма («Театр искусства» Орелиена Лунь-По ), так и гиперреализма (театр Андре Антуана ). Театральный режиссер Жак Копо делал акцент на подготовке актера к целостной личности и отвергал итальянскую сцену в пользу чего-то более близкого к елизаветинской модели, и его видение оказало глубокое влияние на «Картель» 1920-х и 1930-х годов (см. Ниже).
Гийом Аполлинер радикализировал боделяровское поэтическое исследование современной жизни, вспомнив самолеты, Эйфелеву башню и городские пустоши, и он привел поэзию в контакт с кубизмом через свои каллиграммы , форму визуальной поэзии . Вдохновленный Рембо, Поль Клодель использовал форму свободного стиха, чтобы исследовать свое мистическое обращение в католицизм. Среди других поэтов этого периода: Поль Валери , Макс Жакоб (ключевой член группы вокруг Аполлинера), Пьер Жан Жув (последователь «Унанизма» Ромена Роллана), Валери Ларбо (переводчик Уитмена и друг Джойса), Виктор Сегален (друг Гюисмана и Клоделя), Леон-Поль Фарг (который учился у Стефана Малларме и был близок с Валери и Ларбо).
В романе ранние произведения Андре Жида , особенно «Имморалист» (1902), исследуют проблемы свободы и чувственности, которые поставил символизм; Роман Алена-Фурнье Le Grand Meaulnes — это глубоко прочувствованный портрет ностальгического прошлого.
Но радикальное экспериментирование не ценилось всеми литературными и художественными кругами в начале 20 века. Народные и буржуазные вкусы были относительно консервативными. Поэтические драмы Эдмона Ростана , особенно Сирано де Бержерака в 1897 году, были чрезвычайно популярны в начале 20 века, равно как и «хорошо сделанные» пьесы и буржуазные фарсы Жоржа Фейдо . Анатоль Франс , Морис Баррес , Поль Бурже были ведущими авторами того периода, которые использовали художественную литературу в качестве удобного средства выражения идей о людях и вещах. Традиция Бальзака и Золя, вдохновленная романской флеем, продолжала вызывать глубокое притяжение, как в романе Ромена Роллана « Жан-Кристоф» (1906–1912). Поль Лео (1872–1956) был автором весьма оригинального личного дневника, описывающего жизнь парижского литературного мира в первой половине 20 века в его монументальном 13-томном «Журнале Littéraire», который считается «величайшим исследованием». характера, когда-либо написанного «Мавис Галлант», и «более разрушительна по своей правдивости, чем« Признания Руссо »» его биографом доктором Джеймсом Хардином.
Популярная фантастика и жанровая фантастика в начале 20-го века также включала детективную литературу, такую как загадки автора и журналиста Гастона Леру, которому приписывают первую «загадку запертой комнаты» — Тайну желтой комнаты , в которой детектив-любитель Жозеф Рулетабий (1908 г.) и чрезвычайно популярный «Призрак оперы» (1910 г.). Морис Леблан также прославился благодаря приключениям джентльмена-вора Арсена Люпена , который приобрел популярность в англоязычном мире, сродни Шерлоку Холмсу .
6) Michel Houellebecq
Громкий и противоречивый Michel Houellebecq обрел известность благодаря своим прозаическим произведениям. В 1994 году свет увидел его дебютный роман “L’extension du domaine de la lutte” (“Расширение пространства борьбы”).
В 1998 году второй роман “Les particules élémentaires” (“Элементарные частицы”) вызвал небывалый ажиотаж в средствах массовой информации. На удивление роман “Элементарные частицы” не был удостоен премии Goncourt. Но за свой роман “La carte et le territoire” (“Карта и территория”), изданный в 2010 году, автор все-таки получил почетную награду.
Основными темами романов Уэльбека можно назвать человеческую естественность, экономический и сексуальный либерализм, а также религию.
На русском языке были изданы:
-
-
- Расширение пространства борьбы / Extension du domaine de la lutte (1994, рус. перевод 2003)
- Элементарные частицы / Les Particules élémentaires (1998, рус. перевод 2000) — Премия Ноябрь (1998)
- Платформа / Plateforme (2001, рус. перевод 2002)
- Возможность острова / La Possibilité d’une île (2005, рус. перевод 2006)
- Карта и территория / La carte et le territoire, (2010, рус. перевод 2011)
- Покорность / Soumission. Flammarion; 320 pages; 2015Лансароте / Lanzarote (2000, рус. перевод 2003)
- Погоня за счастьем / La Poursuite du bonheur (1992, рус. перевод 2005)
- Смысл борьбы / Le sens du combat (1996, рус. перевод 2005) — Премия Флоры (1996)
- Возрождение / Renaissance (1999, рус. перевод 2005)
- Очертания последнего берега / Configuration du dernier rivage (2013, рус. перевод 2016)
- Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса / H. P. Lovecraft: Contre le monde, contre la vie (1991, рус. перевод 2006)
- Остаться живым / Rester vivant (1991, рус. перевод 2004
- Мир как супермаркет / Interventions (1998, рус. перевод 2003)
- Враги общества / Ennemis publics (2008) (с Бернаром Анри Леви)
-
Жан-Кристоф Гранже
Жан-Кристоф Гранже родился 15 июля 1961 года в городе Булонь-Бийанкур. Еще ребенком он много читал и очень увлекался музыкой. Писатель проучился в Сорбонне, параллельно изучая прозу современных авторов. Уйдя в рекламный бизнес, Жан-Кристоф недолго там пробыл, и вскоре ушел из этой отрасли.
В 1986 году устроился журналистом-корреспондентом, и после нескольких лет усердной работы получил известность среди множества журналистов. В 1994 году и начался творческий путь Гранже с его романом «Полет аистов».
После у него начали выходить множество таких произведений как: «Багровые реки», «Братство камня», «Присягнувшие тьме», «Мизерере» и множество других. К слову, многие из этих романов были экранизированы, а героями были известные актеры Жан Рено, Жерар Депардье, Катрин Денев и Моника Беллуччи.
дальнейшее чтение
- Азерад, Хьюг и Питер Кольер, ред. Французская поэзия двадцатого века: критическая антология (2010)
- Бре, Жермен и Луиза Гини. Французская литература двадцатого века (University of Chicago Press, 1983)
- Кобб, Ричард , Променад: оценка историком современной французской литературы (Oxford University Press, 1980)
- Форман, Эдвард. Исторический словарь французского театра (2010)
- Гаенсбауэр, Дебора Б. Французский театр абсурда (1991)
- Хацфельд, Гельмут Энтони. Тенденции и стили французской литературы ХХ века (1966)
- Хиггинс, Ян. «Французская поэзия Великой войны». ПОВЕСТКА ДНЯ (2014) 48 № 3-4 стр: 159-170.
- Кидд, Уильям и Сиан Рейнольдс, ред. Современные исследования французской культуры (Routledge, 2014)
- Крицман, Лоуренс Д. и Брайан Дж. Рейли, ред. Колумбийская история французской мысли двадцатого века (Columbia University Press, 2006)
- Мур, Гарри Т. Французская литература двадцатого века: после Второй мировой войны (1966)
- Сартори, Ева Мартин и Дороти Винн Циммерман, ред. Французские писательницы (1994)
- Ватт, Адам. Марсель Пруст в контексте (2014)