Евразийство: основоположники, современные представители

Оглавление

Неоевразийство

Неоевразийство Александра Дугина принимает эти идеи, но объединяет оппозиционные взгляды Сэмюэля Хантингтона и Хэлфорда Джона Маккиндера , с помощью которых Дугин объясняет историю.

Противостояние цивилизаций

Талассократическая , англосаксонская, протестантская цивилизация капиталистического духа, согласно Дугину, будет неснижаемо противоположна континентальной, русско-евразийской, православной и мусульманской цивилизациям социалистического духа. Запад, где садится солнце, олицетворяет упадок, разложение. Евразия олицетворяет возрождение, это земля богов, поскольку именно там восходит солнце. Михаил Погодин уже унесла XIX — го  века: «Нет! запад не может быть на востоке, и солнце не может зайти там, где оно восходит. » . Но это мессианское движение никогда не основывается на общей последовательности. От националистов до либералов, от анархистов до социал-демократов — у всех есть мессианская программа. Чтобы найти последовательность в этом интроспективном анализе, мы должны обратиться к Николаю Бердяеву, который был первым историком дебатов о российской идентичности².

Для большого континентального блока

Заявленная цель неоевразийского движения — создать большой континентальный евразийский блок для равноправной борьбы с «атлантистской» морской державой, которая представляет собой «глобальное зло», ведущее мир к хаосу. Таким образом, эсхатология смешивается с геополитикой. В строго российском контексте это своего рода третий путь, расположенный между прозападной и либеральной ориентацией и ностальгией по коммунистическому прошлому, избегая демагогических эксцессов экстремистского популизма и узкого национализма. Сам Дугин определяет свое движение как «радикальный центр» и как «первую геополитическую партию». Однако, по словам Нины Бачкатовой, журналистки, специализирующейся на России, антизападные настроения, которые, кажется, вызывают евразийство, развиваются в сторону того, что она называет а-западничеством . Например, китайские и российские лидеры разделяют одно и то же желание интегрироваться в глобализованный мир. Они являются частью растущей группы стран, которые настроены не против Запада, а против Запада и которые хотят идти своим собственным путем развития.

Евразийское международное движение

В Апрель 2001 г., Александр Douguine основал Евразию, пан-русский политический общественное движение, родили в Москву, вноябрь 2003 г., в «  Международное евразийское движение  », задуманное как НПО и представленное в двадцати девяти странах. С начала 1990-х годов Александр Дугин нашел отклик во Франции. Он много раз ездил туда для участия в политических или университетских конференциях. Его основные труды были переведены на французский язык и распространены в виде книг и статей. Также он активно присутствует в Интернете.

Евразия

Термин «Евразия» сегодня широко используется, и 70% россиян определяют себя как евразийцы. Неоевразийство Александра Дугина и Александра Панарина предлагает особую геополитику внешних отношений России.

Классическое евразийство

Николай Трубецкой впервые заявил в 1925 году, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии. Русских и кочевников связывает особое умонастроение или «бытовое исповедание», которое основано на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира. Эти ценности несовместимы с европейским мещанством и меркантилизмом. Евразийство образует обновлённую антитезу западничеству. Революция, большевики и СССР содержат историческую правду, так как они подсознательно реализуют евразийский проект сопротивления Западу в содружестве с азиатскими народами. Другой евразиец Петр Савицкий обогатил это мировоззрение понятиями «месторазвития» (аналога «жизненного пространства») и «идеократии» (подчинённости человеческой жизни высшим идеям).

Малая и Большая Евразия

Перед тем, как анализировать теорию современной евразийской интеграции, необходимо дать определение тому пространству, интеграцию субъектов (стран, народов) которого мы имеем ввиду.Вокруг терминов «Евразия», «евразийство», «евразийский» всегда было много путаницы и споров. За последние десять лет евразийских исследований мы же пришли следующему разграничению терминов:Малая Евразия – это постсоветское, постимперское пространство. Оно условно совпадает с территорией бывшей Российской империи и бывшего Советского союза. Когда мы говорим о «современной евразийской интеграции», в том числе в данной статье, мы имеем в виду преимущественно региональные процессы именно этой территории.Основываясь также на историософские труды классических евразийцев, мы также считаем, что политическое единство данного пространства во времена Российской империи и СССР была обоснована двумя особенностями. Во-первых, «Малая Евразия» имеет естественные географические, климатические и культурные границы. На основе этого, во-вторых, территория данного пространства населена народами единой «евразийской цивилизации», отличной от, скажем, европейской или китайской (ханской).Термин «Малая Евразия» (лат. «Eurasia in sensu strictu») была введена в 1933 году одним из лидеров движения классического евразийства, географом и экономистом Петром Савицким.Большая Евразия – это пространство всего огромного евразийского материка, распространяющегося от Атлантики до Тихого океана, от Северного ледовитого до Индийского океанов. Петр Савицкий, основываясь на труды немецкого этнографа и путешественника Александра фон Гумбольдта, дал всему континенту латинское название «Eurasia in sensu latiore». Представляя собой огромную неразделенную сухую поверхность в «мировом океане», «Большая Евразия» населена совершенно разными цивилизациями, крупнейшими из которых – европейская, арабская, персидская (иранская), индусская, ханская (китайская) и вышеназванная «евразийская цивилизация».Как геополитический конструкт термин «Большая Евразия» (синоним – «Большое евразийское партнерство») был придуман в 2015 году в Центре комплексных международных и европейских исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ (С.А. Караганов, Т.В. Бордачев). Затем на высшем международном уровне данная концепция была выдвинута в 2016 году президентами России В.В. Путиным и Казахстана Н.А. Назарбаевым. Данный проект подразумевает создание сети зон свободной торговли и сопряжение региональных интеграционных процессов на всем континенте. В итоге должно получиться общее экономическое пространство «от Лиссабона до Шанхая». Основной замысел – создать благоприятную внешнеэкономическую и внешнеполитическую среду в целях устойчивого экономического развития, наращивания экспорта и технологической модернизации Евразийского экономического союза (ЕАЭС).Проще говоря, для правильной терминологии понятие «Евразия», необходимо подразделить на «Малую Евразию» и «Большую Евразию» (карта 1).

Карта 1. ЕАЭС (золотым) и «Большая Евразия» (синим)

Литература

  1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. — М., 2000.
  2. Анатолий Берштейн, Дмитрий Карцев
    Третий мир. Единое наследие Чингисхана «Время новостей» № 231 17 декабря 2007
  3. Гутов Е. В.
    Евразийство (Евразийское движение) // В. Кемеров. Философская энциклопедия. — «Панпринт», 1998 г.
  4. Данилевский Н.Я.
    Россия и Европа // Классика геополитики , XIX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Дугин А.
    Основы Евразийства
  6. Жеребило Т.В.
    Евразийство // Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика Словарь-справочник, 2011 г.
  7. Иванов А. В., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А., Шишин М. Ю.
    Евразийство: Ключевые идеи, ценности, политические приоритеты . — Барнаул: Изд-во АГАУ , 2007. — 243 с.
  8. Евразийство // Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б.
    Словарь социолингвистических терминов. — М.: ИРЯ РАН , 2006. — 312 с.
  9. Люкс Л.
    Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии . — № 7. — 2003. — С. 23-34
  10. Макиндер Х.
    Географическая ось истории
  11. Платонов. Ю.
    Социологический глоссарий // «Народы мира в зеркале геополитики»
  12. Савицкий П.Н.
    Географические и геополитические основы евразийства // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  13. Савицкий П.Н.
    Евразийство // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  14. Савицкий П.Н.
    Степь и оседлость щжб // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  15. Савицкий П.Н.
    Евразийская концепция русской истории. Русские среди народов Евразии. Основы геополитики России . // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  16. Соболев А.В.
    // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  17. Трубецкой Н.С.
    Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  18. Трубецкой Н.С.
    Европа и человечество // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  19. Трубецкой Н.С.
    Мы и другие // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  20. Трубецкой Н.
    Русская проблема // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  21. Хара-Даван Э.
    Евразийство с точки зрения монгола // Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. — М.: «Аграф», 2002. — 320 с.
  22. Хачатурян В.
    Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. — М.: Наука , 2007. — С. 289-301
  23. Шнирельман В.А.
    Евразийцы и евреи // «Скепсис »
  24. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. — Новосибирск: Параллель, 2010. — 449 с.
  25. К истории евразийства. 1922-1924 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ : Рос. Архив, 1994. — С. 494-497. — Т. V.
  1. Stefan Wiederkehr, Die eurasische Bewegung. Wissenschaft und Politik in der russischen Emigration der Zwischenkriegszeit und im postsowjetischen Russland
    (Köln u.a., Böhlau 2007) (Beiträge zur Geschichte Osteuropas, 39).
  2. Кръстев В. Евразийската геополитическа идея на Русия в миналото и настоящето // Геополитика, бр. 4, София 2009.

Неоевразийство

Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством Л. Н. Гумилёва. Гумилёв был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое, культурного релятивизма («мозаичной антропосферы») и понятия «пассионарность» — особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия. Фактически пассионарий в концепции Гумилёва отождествлялся с героем и противопоставлялся «субпассионарию». Эти концепции пользуются популярностью у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.

Другим крупным представителем неоевразийства стал Александр Дугин, который первоначально следовал идеологии национал-большевизма. Он привнёс в евразийство идею «третьего пути» (совмещение капитализма и социализма), геополитику (евразийство как теллурократия, противостоящая атлантической англо-саксонской талассократии США и НАТО) и советский консерватизм (СССР как евразийская держава). В работах Дугина евразийские концепции и положения переплетаются с концепциями европейских «новых правых». Исследователи отмечают, что в постановке философских проблем и политических проектах он значительно отходит от классического евразийства, которое представлено в его многочисленных работах очень выборочно, эклектично.

Неоевразизм

Российский политический философ и публицист Александр Дугин проповедует неоевразизм с начала 1990-х годов. Классический евразийство, однако, является лишь одним из источников эклектической идеологии Дугина , он связывает более культурные концепции Трубецкого и Савицкиса (которые он упоминает лишь вскользь в своих работах и ​​иногда даже неправильно называет) с элементами геополитики более позднего времени. западные влияния. Например, он цитирует представителей западноевропейских новых правых, таких как Жан-Франсуа Тириар и Ален де Бенуа , традиционалистов Рене Генона и Юлиуса Эволу , представителей консервативной революции, таких как Карл Шмитт, и геополитиков, таких как Карл Хаусхофер .

В отличие от центрального тезиса классического евразизма о том, что между Европой и Азией существует третий континент «Евразия» , Дугин понимает «Евразию» как Европу и Азию. Основываясь на идее Тириара о Pax Eurasiatica , Дугин выступает за евразийскую империю от Дублина до Владивостока под руководством России, потому что, по словам Дугина, «истинные, геополитически обоснованные границы России находятся в Кадисе и Дублине, а Европа — это. суждено сделать это (…) присоединиться к Советскому Союзу ». Классические евразийцы и неоевразийцы, такие как Дугин, разделяют биполярное мировоззрение, что «Евразия» столкнулась с главным врагом. Разница в том, что классические евразийцы рассматривали «романо-европейскую Европу» как противника, тогда как неоевразийцы предполагают борьбу между иерархически организованными «евразийскими» сухопутными державами под руководством России и либеральными «атлантическими» морскими державами под руководством Соединенных Штатов. Состояния. По словам Дугина, Европа оккупирована американцами, и Россия должна взять на себя роль освободителя. Успех «Евразии» зависит от возрождения русских людей, строящих империи. В апокалиптическом мировоззрении Дугина это многовековое противостояние сухопутных и морских сил приближается к « последней битве ».

В 2003 году Дугин основал в Москве «Международное евразийское движение». Среди их публичных акций — возложение венков к могиле Сталина .

Обрести себя

Масштабная пиар-кампания в экспертной среде и медийном пространстве вокруг нового цивилизационного мегапроекта Большой Евразии и поворота на Восток направлена на обоснование проводимого курса и потенциальных выгод от него, в том числе обеспечение поддержки инициативы населением страны. Поэтому в данном контексте вся риторика о возрождении евразийской сущности России воспринимается пока только как попытка придать повороту на Восток естественный характер и решить сразу несколько проблем, в том числе и идеологических.

История свидетельствует о том, что искусственно созданные нарративы и насаждённые сверху конструкты редко бывают жизнеспособны. Элементом официальной идеологии Советского Союза был нарратив о возникновении новой общности, человека нового типа, именуемой советским человеком. Эта идея активно форсировалась властью, но конструкт рассыпался вместе с СССР.

На юбилейном заседании Валдайского клуба В. Путин сказал: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».

Без национального самоопределения и самоидентификации государство не может долго существовать, как успешная команда не может существовать без общей цели и солидарности между её членами. Необходимо сформировать национальную идентичность внутри страны, чтобы определить её как целостный субъект, а рассуждения о евразийской идентичности в поддержку политико-экономического курса страны пока напоминают попытку построить дворец на хилом фундаменте. Но не исключено, что в поиске внешнеполитических союзников и экономических возможностей мы также обретем себя.

Экспертное сообщество о евразийской идентичности России

Декан факультета МЭиМП НИУ ВШЭ С. Караганов полагает, что поворот России на Восток осложнен внутренними проблемами, главная из которых состоит в незнании Востока. Многие политики и представители интеллигенции стыдятся признать свою азиатскую «половину». По мнению эксперта, Россия — это не Азия и не Европа. Россия — страна во многом с европейской высокой культурой и типом экономики, но с отчасти азиатским менталитетом. Ментально Россия сегодня стала евразийской державой и, поворачивая на Восток, она «возвращается к себе», возвращается к своей двуединой сущности. Это выгодно, перспективно и должно стать общенациональной задачей.

Программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Т. Бордачёв также считает, что поворот на Восток состоялся в политике, набирает обороты в экономике, но азиатскую составляющую нашей идентичности всё ещё необходимо доказывать народу, «убеждать самих граждан России в том, что ее присутствие в Азии — это естественный ресурс национального развития и признак адекватности современному миру».

Известный российский философ и синолог Л. Бляхер разделяет суждения о том, что европейское направление интеграции и геополитически, и экономически является сегодня для России все менее выгодным, однако для большей части населения страны суть поворота на Восток остается нераскрытой. Ввиду этого стал уже привычным поиск глобального проекта, в который Россия могла бы встроиться. Был придуман проект Большой Евразии, «местом сборки» которой должна выступить Россия. Но это возможно лишь в том случае, если Россия осознает себя частью Евразии. Для этого необходимо «осмыслить судьбу русской Азии как важнейшую часть судьбы страны. И тогда родится понимание того, что поворот на Восток — не экзотический проект очередной когорты “кремлевских мечтателей”, а путь домой, возвращение России к себе, своей евразийской природе».

Отрицая конъюнктурный характер нового евразийского мегапроекта, эксперты «Валдая» утверждают, что «Россия выдвинула своей целью активное участие в строительстве объективно создающейся новой геоэкономической, геополитической, культурной и идеологической общности — партнёрства Большой Евразии. В отличие от старого российского евразийства, концепция Большой Евразии не нацелена против Европы или Запада, а Россия, наконец, обретёт комфортное место в истории и географии как великая евроазиатская держава».

Прагматическое евразийство

Исходной точкой строительства современных институтов евразийской интеграции является речь Н. А. Назарбаева в МГУ 29 марта 1994 года. Президент Казахстана отметил целесообразность строительства реально работающего союза государств на основе «ядра стран». Евразийство по Назарбаеву — это скорее система внешнеполитических и внешнеэкономических идей и приоритетов международного сотрудничества. Это евразийство не является «российскоцентричным». Кроме того, этот вариант евразийства подразумевает недвусмысленную открытость миру.

На этой основе российский экономист и международник Евгений Винокуров предлагает концепцию «прагматического евразийства». Она основана на понимании того, что интеграционные процессы могут иметь не только положительные, но и отрицательные экономические результаты (вести к сокращению торговли и благосостояния). Прагматическое евразийство настаивает на том, что интеграция — не цель, а инструмент решения насущных экономических проблем вовлеченных государств. Она направлена на обеспечение «интеграции снизу» — свободного перемещения товаров, услуг, труда и капитала, что служит гарантией долгосрочной устойчивости и успешности интеграционного проекта

Важно то, что прагматическое евразийство является идеологией открытого регионализма, не замыкающегося в себе и основанного на понимании необходимости объединения с партнерами по континенту — как на Западе, так и на Востоке.

Критика

Писатель и публицист Максим Кантор в своей книге «Империя наизнанку» (2015) в качестве критики идеологии евразийства привёл аргумент о несуществовании исторической, культурной, религиозной или экономической целостности Евразии. Огромное различие в культурном, языковом, религиозном отношении между народами Европы и Азии делают практически невозможным какое-либо совместное единство. Сама идеология была использована лишь в геополитических целях для оправдания противостояния между российским консерватизмом и западным либерализмом. По мнению Максима Кантора евразийство не может считаться философией, так как оно основано на мистическом понимании действительности и содержит в себе абстрактные, неопределённые суждения. Особенно это касается определения экономической и социальной моделей данной идеологии и их воплощения после приобретения территориальных пространств евразийского континента.

литература

Публикации сторонников евразизма или неоевразизма

  • Николай Трубецкой: Европа и человечество. С предисловием Отто Хётча . Drei Masken Verlag, Мюнхен, 1922 г.
  • Лев Николаевич Гумилев : Этногенез и биосфера Земли. (Этногенез и биосфера Земли), 1979 г.
  • Лев Николаевич Гумилёв: Поиски вымышленного царства. (В поисках воображаемого царства), 1970
  • Лев Николаевич Гумилёв: Древняя Русь и Великая степь. (Старая Русь и Великие степи), 1989
  • Догу Перинчек: Аврасья Сеченеши. Türkiye için bağımsız dış politika. (Альтернативная Евразия: независимая внешняя политика Турции), Стамбул, 1996 г.

Монографии

  • Отто Бёсс: Учение евразийцев. Вклад в русскую историю идей ХХ века. Харрасовиц, Висбаден, 1961.
  • Александр Хёльверт: Священная евразийская империя Александра Дугина. Анализ дискурса правого экстремизма в постсоветской России. Штутгарт 2007 (Советская и постсоветская политика и общество; 59), ISBN 3-89821-813-9
  • Ассен Игнатов: «Евразизм» и поиск новой русской культурной идентичности: возрождение мифа «Евразийство». Кельн 1992 (отчеты Федерального института востоковедения; 15)
  • Марлен Ларуэль: Русское евразийство: идеология империи. Johns Hopkins University Press 2008, ISBN 978-0-8018-9073-4
  • Стефан Видеркер: Евразийское движение. Наука и политика в российской эмиграции межвоенного периода и в постсоветской России. Böhlau Verlag 2007, ISBN 978-3-412-33905-0

Вклады в антологии

  • Бруно Наарден: «Я гений, но не более того». Лев Гумилёв (1912-1992), этногенез, российское прошлое и всемирная история. в: Ежегодники по истории Восточной Европы. NF 44 (1996), стр. 54-82
  • Марк Дж. Седжвик: Неоевразийство в России. Глава в: Против современного мира. Традиционализм и тайная интеллектуальная история двадцатого века. Oxford University Press, 2004, ISBN 0-19-515297-2 , стр. 221-240

Статьи в отраслевых журналах

  • Сергей Бирюков и Андрей Коваленко: Евразийская идея. Евразизм как идеология и вариант геополитической стратегии . В: многополюсный. Журнал критических исследований безопасности , 2/2017, стр. 47–58.
  • Борис Ишболдин: Евразийское движение, в: Русское обозрение, 5, весна 1946 г., стр. 64–73.
  • Илья Кукулин, «Евразия» вместо «Русский мир». Об изменении яркого термина , в: Восточная Европа , 11–12 / 2017, стр. 173–186.
  • Марлен Ларуэль: Лев Николаевич Гумилев (1912-1992): биологизм и евразия в русской пенсии. в: Études slaves, 72 (2000), стр. 163-189.
  • Леонид Лукс : «Третий путь» «неоевразийского» журнала «Элементы» — обратно в Третий рейх?

    dsb .: Евразия с неототалитарной точки зрения. О возрождении идеологии в современной России. Totalitarismus und Demokratie , 1, 1, 2004, стр. 63–76 онлайн

    в: Исследования восточноевропейской мысли 52, 2000, стр. 49-71.

  • Сергей Панарин, Виктор Шнирельман: Лев Гумилев: его претензии как основоположник этнологии и его евразийской теории. Внутренняя Азия, 3, 2001, стр. 1-18.
  • Николай В. Рязановский: Возникновение евразийства. Калифорнийские славяноведение, 4, 1967, стр. 39-72.
  • Антон Шеховцов, Андреас Умланд: Александр Дугин традиционалист? «Неоевразийство» и вечная философия. Русское обозрение, 68, 4 октября 2009 г., стр. 662-678.
  • Сергей Караганов : Новая холодная война и зарождающаяся Большая Евразия. Журнал евразийских исследований, 9, 2, июль 2018 г., стр. doi :

Постсоветский период

После распада СССР евразийство возродилось, иногда под названием неоевразизма, ультраправым интеллектуалом Александром Дугином . Евразия соответствует северной части промежуточной области в geopolitologist и тюрколог , Кицикис . Подобный подход также находит свое отражение в теории Heartland от Halford Джона Маккиндера , принятого Николаем Спайкмена .

Евразийство довольно широко распространено в России и «ближнем зарубежье» (в основном в бывших советских мусульманских республиках: Казахстане , Туркменистане , Таджикистане , Киргизии ), в некоторых европейских странах (например, среди пророссийских партий Украины или среди русских — говоря коммунист из Молдавии ), в Турции , в Армении , в Иране или среди анти — талибов в Афганистане . Его цель — региональная интеграция в Евразии, которая должна играть важную роль в многополярном мире . После распада СССР этот ход мысли привел, в частности, к основанию Евразийского союза , к Организации Договора о коллективной безопасности , а затем к построению проекта Евразийского союза по модели Европейского Союза .