Евразийский экономический союз. цели и история создания

Оглавление

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года

Состав

ЕврАзЭС в 2014 году:  Страны-участники ЕврАзЭС  Бывшие участники  Наблюдатели  Остальные страны СНГ

  •  Армения
  •  Белоруссия (2001—2014)
  •  Казахстан (2001—2014)
  •  Киргизия (2001—2014)
  •  Россия (2001—2014)
  •  Таджикистан (2001—2014)
  •  Узбекистан (2006—2008, приостановил членство)

Государства-наблюдатели

В соответствии с Уставом ЕврАзЭС, статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. Государствами-наблюдателями являлись:

  •  Молдавия (2002—2014)
  •  Украина (2002—2014)
  •  Армения (2003—2014)

Экономическое сотрудничество

Единое экономическое пространство

После обсуждения создания общего рынка между странами СНГ, такими как Россия, Украина, Беларусь и Казахстан, принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена ​​после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте. 22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 г. нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство было бы несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. С 1 марта 2010 года первый заместитель главы администрации президента от вновь избранного украинского президента Виктора Януковича , Ирина Akymova заявил , что Украина не намерена вступать в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии в ближайшем будущем «С таможенного союза противоречит и значительно осложнит членство Украины в ВТО ».

Единый рынок для Евразийского экономического сообщества вступил в силу в январе 2012 года, после создания Евразийского экономического союза на 1 января 2015 года.

Евразийский Таможенный Союз

Создание таможенного союза между странами-членами ЕврАзЭС стало приоритетной задачей с весны 2008 года, когда ЕС объявил о своем Восточном партнерстве . С тех пор между ЕС и Россией возникли разногласия, когда обе стороны обвиняли друг друга в попытке вырезать сферы влияния над соответствующими странами (Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина). Наднациональный орган таможенного союза — Евразийская экономическая комиссия — был учрежден 12 декабря 2008 года. По сути, Россия предложила членам ЕврАзЭС доступ на свои рынки (например, для Казахстана) и более низкие цены на энергоносители (например, для Беларуси). , Украина). Предложение ЕС странам-членам равносильно обещаниям де-факто интеграции в ЕС, например, смягчению визовых требований.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать для общины единую безналичную валюту — евраз . Сообщается, что это помогло бы оградить страны от глобального экономического кризиса.

3 сентября 2013 года EUobserver сообщил, что Армения решила присоединиться к Евразийскому таможенному союзу. Сайт цитирует коммюнике правительства России, в котором говорится, что «Армения присоединиться к Таможенному союзу и предпринять необходимые практические шаги для последующего участия в формировании Евразийского экономического союза».

Антикризисный фонд

9 июня 2009 года государства-члены ЕврАзЭС в сотрудничестве с Арменией объявили о создании антикризисного фонда Eurasec для преодоления финансового кризиса 2009 года.

Министр финансов России Алексей Кудрин пояснил: «Деньги фонда будут использоваться для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам-членам, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. Таким образом, этот фонд будет своего рода копией Регионального международного валютного фонда. Фонд (МВФ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Как мы знаем, МВФ обеспечивает стабилизацию кредита на глобальном уровне, в то время как ЕБРР предоставляет кредиты для инвестиционных проектов. Россия отказалась увеличить размер своего взноса в МВФ, который использовался бы для предоставления кредитов для стабилизации положения нуждающихся стран по всему миру. Вместо этого он создает региональный фонд для помощи своим соседям и союзникам ».

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил: «Евразийское экономическое сообщество создаст фонд в размере 10 миллиардов долларов для борьбы с финансовым кризисом». 9 июня 2009 года Фонд был учрежден на заседании ЕврАзЭС.

Россия и Казахстан внесли в антикризисный фонд 7,5 млрд и 1 млрд долларов соответственно.

Основные задачи и направления деятельности Делового совета:

  • содействие реализации евразийской экономической интеграции;
  • работа с наднациональными и государственными органами управления;
  • выработка согласованных позиций по решению важнейших вопросов регулирования экономических процессов;
  • налаживание деловых контактов, ускорение обмена информацией и более тесное взаимодействие производственных, коммерческих, банковских и других хозяйственных структур государств-членов ЕврАзЭС;
  • организация и участие в совместной изыскательской и научной работе;
  • проведение выставок, симпозиумов, семинаров и других мероприятий по обмену опытом.

В соответствии с Уставом ЕДС, его высшим органом управления является Общее собрание членов партнерства, на котором утверждается состав Координационного совета и Председатель Правления. Текущая деятельность ЕДС осуществляется Исполнительным директором.

Координационный совет — постоянно действующий коллегиальный руководящий орган ЕДС.

Председатель Координационного совета Евразийского Делового совета —

Сосковец Олег Николаевич, Президент Ассоциации финансово-промышленных групп России, Президент Российского союза товаропроизводителей.

(Евразийский экономический союз)

Международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. Обеспечивает свободу движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Создана в 2014 году.

Современная совокупная площадь отмеченных стран 20 286 179 км2 (15%),население 182 533 488 человек (2%).

Список отмеченных стран (5 из 197):Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россияпри наведении курсора на название — страна подсвечивается на карте

Бывшие страны

Какие территории входили в состав Британской империи? Какие страны входили в состав ОАР? Какие страны входили в состав Югославии? Какие страны входили в состав СССР? Какие страны входили в состав Чехословакии?

Союзы и организации

Организация Объединенных Наций (ООН)Африканский Союз (АС)Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)БРИКСВсемирная торговая организация (ВТО)Большая Двадцатка (Г20)Большая Семерка (Г7)Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)Евразийский экономический союз (ЕАЭС)Европейский Союз (ЕС)Общий рынок стран Карибского бассейна (КАРИКОМ)Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)Лига арабских государств (ЛАГ)Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)Союз арабского Магриба (Магриб)МеркосурСевероатлантический Альянс (НАТО)Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)Организация американских государств (ОАГ)Организация Варшавского Договора (ОВД)Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)Организация исламского сотрудничества (ОИС)Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК)Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)Ассоциация стран Южной Азии (СААРК)Общий рынок стран Южной Африки (САДК)Совет Безопасности ООН (СБ ООН)Содружество Независимых Государств (СНГ)Содружество наций (Содружество)Транстихоокеанское партнерство (ТТП)Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС)Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЕАК)

Политические соглашения

В каких странах размещены военные базы США? Какие страны ввели санкции против России в 2014-2015 гг.? Какие страны официально признают Косово? Какие страны официально признают Палестину? Какие страны официально признают Западную Сахару? Какие страны официально признают Тайвань? Какие страны входят в Шенген?

Спортивные достижения

Какие страны принимали Зимние Олимпийские игры? Какие страны принимали Летние Олимпийские игры? Какие страны выигрывали чемпионат мира по футболу?

Языки и народы

В каких странах официально говорят на английском языке? В каких странах официально говорят на арабском языке? В каких странах официально говорят на испанском языке? Какие страны включены в понятие Латинской Америки? В каких странах официально говорят на португальском языке? В каких странах официально говорят на русском языке? В каких странах официально говорят на французском языке?

Прочее

Какие страны не имеют выхода к морю? С какими странами граничит Россия? Какие страны владеют космодромами? В каких странах левостороннее движение? В каких странах регистрировалась смерть людей от Эболы? В каких странах монархия? В каких странах разрешено огнестрельное оружие? Какие страны признают однополые браки? В каких странах самая высокая продолжительность жизни? У каких стран площадь территории превышает 1 млн. кв. км? В каких странах численность населения свыше 100 млн. человек? В каких странах уровень грамотности ниже 50%? Какие страны пересекает экватор? Какие страны обладают ядерным оружием?

Таможенный союз ЕАЭС

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

Участие России в международных экономических организациях

Одним из главных внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России является активное включение в деятельность международных организаций.

Россия участвует более чем в 300 международных организациях, которые условно делятся на три группы:

  • организации системы ООН;
  • специализированные экономические и научно-технические организации;
  • организации Бреттон-Вудской системы (многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения).

Цель всех этих организаций не состоит в извлечении прибыли, их финансирование осуществляется из бюджета составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. Они не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи, но в то же время из роль для российской и мировой экономики трудно переоценить.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях:

Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.

Замечание 2

Важным является тот факт, что Россия не просто является членом этих организаций, — она активно участвует в их деятельности.
Сейчас Российская Федерация активно участвует в деятельности Организации Объединенных Наций, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Вступление России в ВТО в 2012 году имеет два аспекта для нашего государства:

во-первых, российские предприниматели получили благоприятные условия для развития своей деятельности в странах-членах ВТО;
с другой — Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.

Велика роль России в ШОС. Наравне с КНР, Россия является очень сильной державой и крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ШОС. Россия выдвинула идею создания Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны-участницы организации. Помимо этого Россия является очень сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывая мероприятия по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Россия больше всех остальных стран-участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Велика ее роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Существенна роль России и в таможенном союзе. Она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны, включая Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

Россия входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация является военно-политическим союзом, в состав которой входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Целью данной организации является защита территориального пространства стран-участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Обобщая всё сказанное, следует отметить, что Россия состоит в следующих международных организациях:

  • Союзное государство;
  • ООН (Совет Безопасности ООН);
  • ОДКБ;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Организация черноморского экономического сотрудничества;
  • Совет Европы;
  • Большая двадцатка;
  • БРИКС;
  • АТЭС;
  • Шанхайская организация сотрудничества;
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);
  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Международная организация по стандартизации;
  • Международный олимпийский комитет;
  • Международная электротехническая комиссия;
  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро;
  • Всемирная торговая организация.

Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:

  • Организация исламского сотрудничества;
  • Организация американских государств;
  • Международная организация по миграции.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия).
На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

ТР ТС или ТР ЕАЭС?

Отдельно стоит разъяснить вопрос с наименованием технических регламентов, потому что путаница между «ТР ТС» и «ТР ЕАЭС» является одной из самых распространённых «оговорок» в области технического регулирования.

На данный момент в ЕАЭС действует два вида технических регламентов: технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).

Это абсолютно идентичные документы, имеющие равную юридическую силу и область применения. Разница между ними исключительно в названии.

Если обратить внимание, то до 2014 года включительно публиковались техрегламенты Таможенного союза (последним стал техрегламент на табачную продукцию), а после 2015, когда уже официально существовал ЕАЭС, стали публиковаться техрегламенты Евразийского экономического союза. И в будущем теперь будут появляться только ТР ЕАЭС, но ТР ТС продолжат действовать без переименования.

Евразийский экономический союз

Эмблема Евразийского Экономического Союза

Предлагаемый флаг Евразийского Экономического Союза

Евразийский экономический союз: достижения и перспективы (9 января 2017 года).

Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)

Наблюдатели

  • Молдавия — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)
  • Узбекистан — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)
  • Куба — имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 11 декабря 2020 года)

Другие потенциальные участники

Евразийское экономическое сообщество

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.

Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.

Странами-участницами были:

  • Беларусь,
  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Россия,
  • Таджикистан,
  • Узбекистан,

Странами-наблюдателями были:

  • Армения,
  • Молдавия,
  • Украина.

Как правильно «ЕАЭС» или «ЕврАзЭС»?

В некоторых источниках используется неправильное сокращение «ЕврАзЭС» для Евразийского экономического союза, во всех официальных документах принято использовать аббревиатуру ЕАЭС.

Экономическое сотрудничество: общие экономические проекты

Антикризисные фонды

9 июня 2009 года государства- члены Евразэс в сотрудничестве с Арменией объявили о создании Антикризисного фонда Евразэс . Министр финансов России Кудрин был избран президентом.

Последний уточнил: «Деньги фонда будут использоваться для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам-членам, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. Следовательно, этот фонд будет своего рода региональной копией Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Как известно, МВФ предоставляет стабилизационные кредиты в глобальном масштабе, а ЕБРР предоставляет кредиты на инвестиционные проекты. Следует отметить, что Россия отказалась увеличивать в следующем периоде размер своего взноса в МВФ, который служил бы для предоставления стабилизационных кредитов нуждающимся странам во всем мире. Вместо этого он создает региональный фонд помощи своим соседям и союзникам » .

Президент Беларуси Лукашенко заявил: «  Евразийское экономическое сообщество создаст фонд в размере 10 миллиардов долларов для борьбы с финансовым кризисом  ». 9 июня 2009 года Фонд был учрежден во время собрания Eurasec .

По словам Лукашенко, Россия и Казахстан внесут соответственно 7,5 млрд и 1 млрд долларов на борьбу с кризисом.

Государства-члены Антикризисного фонда
  • Армения , член-основатель (2009 г.);
  • Беларусь , член-учредитель (2009 г.);
  • Казахстан , член-основатель (2009 г.);
  • Кыргызстан , член-основатель (2009 г.);
  • Узбекистан , член-учредитель (2009 г.);
  • Россия , член-учредитель (2009 г.);
  • Таджикистан , член-основатель (2009 г.).

Список

 Государства-члены Евразийского экономического союза

 Государства-наблюдатели

 Другие государства-кандидаты

Члены

  • Армения (2 янв 2015)
  • Беларусь (1 января 2015 г.)
  • Казахстан (1 января 2015 г.)
  • Кыргызстан (12 августа 2015 г.)
  • Россия (1 января 2015 г.)

Члены-наблюдатели

  • Куба 11 декабря 2020 года Куба стала членом-наблюдателем. Куба становится первой страной за пределами Евразии и первой страной из Северной и Южной Америки, получившей статус наблюдателя.
  • Молдова 14 апреля 2017 г. Молдова стала первым членом-наблюдателем.
  • Узбекистан 11 декабря 2020 года Узбекистан стал членом-наблюдателем.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет — орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Членство

Члены

  • Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Россия
  • Таджикистан

Узбекистан ранее был членом ЕАЭС, однако приостановил свое членство в 2008 году.

В соответствии с Уставом ЕврАзЭС статус наблюдателя может предоставляться государствам или межправительственным организациям по их просьбе. Наблюдатели имели право посещать публичные собрания Евразийского экономического сообщества, выступать на этих собраниях и с согласия председательствующего получать публичные документы и решения, принятые Сообществом. Статус наблюдателя не позволял государствам принимать участие в принятии решений на заседаниях Евразийского экономического сообщества. Государства-наблюдатели были:

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.