Эрмитаж в санкт-петербурге

Оглавление

? Восточное крыло Здания Главного штаба

Здание Главного штаба расположено по адресу:

Дворцовая площадь 6/8

На втором этаже музея располагаются экспозиция «Искусство эпохи модерн», тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в здании.

На третьем этаже экспозиции «Под знаком орла. Стиль ампир», русская живопись XIX века, Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающую о Министерстве иностранных дел Российской империи, занимавшем эту часть Главного штаба.

На четвертом этаже представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби.

Отдельные залы отведены для полотен Матисса.

В залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.

Эрмитажные экспозиции Зимнего дворца

После 1917 года, в результате национализации многочисленных частных коллекционных фондов, эрмитажные запасники наполнились очень значительно. Но, к сожалению, в связи с тяжелым экономическим положением, в конце 20-х — начале 30-х гг. часть уникальных живописных полотен было продано за границу. После октябрьского переворота  ранее жилые помещения Зимнего дворца были приспособлены под экспонаты русской прикладной и бытовой культуры. 

Первый этаж сегодня занимают экспозиции отдела археологии. Это и предметы из раскопанных погребений, и скифские ювелирные изделия, и памятники искусства Египта и Месопотамии.

В Египетском зале

В залах второго этажа Зимнего, в бывших парадных и жилых императорских помещениях, можно увидеть предметы мебели, костюмы, серебро и фарфор, изделия из кости и тульской стали, иконы, живописные и скульптурные портреты – все относящееся к русской культуре 9-19 веков. Бывшие покои Екатерины в Зимнем дворце приспособлены под французское искусство, рядом разместились немецкие и английские произведения.

На третьем этаже Зимнего дворца можно ознакомиться с искусством Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.

Руководство музея

Государственный Эрмитаж на стадии своего создания лично курировался императрицей Екатериной Второй. За свою долгую историю музей сменил 17 руководителей. Сегодня директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В 1992 году он пришел на место, которое когда-то занимал его отец – выдающийся археолог, востоковед. Он возглавлял главный музей страны почти 30 лет. Михаил Борисович сегодня стремится продолжать устоявшиеся традиции Эрмитажа, многое делает для его развития. Так как музей – это огромный, разноплановый комплекс, директору приходится больше заниматься административными вопросами, чем изучением произведений искусства. Однако директор музея является признанным ученым с мировым авторитетом.

Самые известные картины Эрмитажа

Художественных экспонатов в Эрмитаже тысячи. Но есть такие, которые притягивают к себе туристов не зависимо от их художественных вкусов. Будучи в музее их нужно увидеть обязательно.

«Мадонна Лита»

«Мадонна Лита» — небольшая картина Леонардо да Винчи размером всего 42х33 см, но привлекает к себе толпы туристов. Долгие годы она находилась во владении Герцога Литты и куплена Эрмитажем в 1865 году, хотя и была в ужасном состоянии. Картина была написана предположительно в конце XIV — начале XV веков по заказу короля Людовика II.

«Возвращение блудного сына»

Картина «Возвращение блудного сына» написана на тему библейской притчи о блудном сыне. Сюжет был интересен Рембранду поэтому он трижды писал картины на эту тему. В Эрмитаже мы можем видеть последний, самый известный вариант, созданный в 1666 году. Это была последняя картина, написанная художником перед смертью.

«Танец» Анри Матисс

Картину «Танец» Анри Матиссу заказал Сергей Щукин в 1910 году. Однако творение было не принято ни публикой, ни критикой и Щукин не решился забрать заказа. Через пару дней он все же передумал и панно забрал. Картина отличается яркими красками, отсутствием проработки света и теней. За буйное творчество критики называли Матисса «диким», а слово «фовизм» закрепилось за всем направлением.

«Бульвар Монмартр в Париже»

Серию картин, посвященных бульвару Монмартр, Камиль Писарро создавал в течение 2 месяцев в 1897 году. Для этого он в течение 2 месяцев жил в номере гостиницы, окна которой выходили на этот бульвар. В конце позапрошлого века это была самая красивая и оживленная улица Парижа. Художник запечатлел бульвар в разное время суток, получилась серия картин. Одна из 13-ти картин представлена в Эрмитаже.

Черный квадрат

К. Малевич нарисовал вовсе не квадрат, ведь в фигуре нет параллельных сторон. Однако за картиной прочно закрепилось это название. «Черный квадрат» это часть триптиха, который прославился больше чем две его остальные части — «Черный круг» и «Черный крест».

Самые красивые залы Эрмитажа

Павильонный зал отличается пышной роскошью. Здесь мало экспонатов, но рассматривать сам зал можно часами. Создавая этот зал, архитектор Андрей Штакеншнейдер опирался на идеи античности, ренессанса и стилистики мавританства.

Лоджии Рафаэля поражают обилием росписи. Не украшенным здесь не остались даже колонны. Сюжет росписи – истории Ветхового и Нового Заветов. Малахитовая комната это сочетание цвета морской волны, глубокого зеленого и блеск золота. Сама комната не большая, но отделка драгоценным малахитом делают помещение самым дорогим экспонатом в корпусе. Декор комнаты – работа Александра Брюллова.

Концертный зал поражает обилием скульптур. Здесь есть античные богини и музы, нимфы и герои мифов. Скульптуры не только украшают стены, но потолки, создавая особую атмосферу единения с миром искусства.

Гербовый зал создан для проведения самых торжественных мероприятий. Огромный зал украшен исполинскими люстрами, позолоченными колоннами и рядами арочных окон.

Меншиковский дворец

Это первое каменное здание города, возведенное в 1714 г. в духе петровского барокко. Музею дворец передан в 1981 г. и в ходе восстановительных работ было решено воссоздать в нем интерьеры начала 18 века. Это, прежде всего, парадные залы и Ореховый кабинет.

Сейчас во дворце размещена экспозиция «Культура России первой трети 18 века». На ней представлены произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного творчества этого периода. Из интерьеров особенно выделяются изразцовые комнаты, отделанные кафелем в голландском духе. Таких цельных образцов подобного жанра не существует даже в Европе.

Для знакомства с этим филиалом лучше подойти к строению со стороны стрелки Васильевского острова. С этого ракурса оно выглядит во всей красе.

Эрмитаж – краса России

Перевод слова «Эрмитаж» с французского языка может удивить. Ведь слово обозначает «место для затворничества». Но разве в таком прекрасном дворце можно уединятся? Он создан для балов, танцев и приемов. Но во времена Екатерины II это был не дворец, а флигель, в котором императрица поместила свою коллекцию картин из Голландии.

Экатерина II

Построили флигель архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном в период с 1764 по 1775 годы. Ю.М. Фельтон построил и здание Большого Эрмитажа, когда флигель или Малый Эрмитаж стал тесен для экспонатов.

Все последующие императоры поддерживали начинание императрицы и уже закупали не только отдельные шедевры, но и целые коллекции. В 1852 году Эрмитаж был открыт для публичного посещения. После получения пропуска в музей мог пройти любой желающий. В том же году для сокровищ Эрмитажа было построено отдельное здание.

Зимний дворец с 1762 по 1904 год был официальной резиденцией российских императоров.

Зимний дворец

Музеем Зимний дворец стал после Революции, когда в нем поместили основную экспозицию. Ф.Б. Растрелли стал архитектором, но стройка длилась десятилетия. Над зданием работа О. Монфферан, К.И.Росси.

Таким образом, Главный музейный комплекс Эрмитаж это 6 зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

6 зданий Эрмитажа

Эрмитаж сегодня

Современный Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) – это крупнейший культурный, исследовательский и музейный комплекс страны. Эрмитаж сегодня активно растет, уже открыты представительства музея в 4 городах, готовится новое открытие в Екатеринбурге. Сотрудниками Эрмитажа ведется огромная просветительская и научная работа, осуществляется сотрудничество со всеми крупнейшими музеями мира, проходят выставки в разных странах. Продолжается большая деятельность по пополнению собрания, специалисты ищут достойные экспонаты, ведут переговоры с коллекционерами. Музей сегодня – это крупный комплекс, здесь ведутся реставрационные работы, проводятся экспертизы, осуществляется огромная программа по привлечению посетителей. Сюда ежегодно приходит не менее 5 млн человек.

Главный Штаб

Это эффектное здание с триумфальной аркой, построенное в 1819-1829 гг архитектором К.И.Росси. Часть его отдана Эрмитажу. Попадая внутрь, оказываешься как бы среди зданий в здании. Видимо, раньше здесь было несколько домов, впоследствии объединенных одной крышей.

Вход действительно оказался бесплатным. И первое, что можно заметить – это красивая лестница со вставкой из зеленого стекла и огромные двери.

Вот такой экспонат 🙂

Большой зал квартиры Нессельроде

Ханс фон Маре (1837–1887) «Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции»

Обнаженная женщина (1907г), Пабло Пикассо

Два полотна Матисса — «Музыка» и «Танец».

Немного прекрасного — Роллер А.А. «Пейзаж с замком»

Яйцо Фаберже, единственное в Эрмитаже

А это свинки Фаберже 🙂

Что еще запомнилось – это временна выставка бельгийского художника Яна Фабра: «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты». Оценивать ее сложно, однако явно одно, равнодушным она не оставит никого. Чего стоят экспонаты из крыльев жука златки, картины, написанные шариковой ручкой, чучела собак и кошек, подвешенные среди серпантина, другие чучела, висящие в зубах черепов.

Картина из крыльев жука златки

Вот как комментирует это сеть: «Фабр рассказал, что трупы кошек и собак он собирал по шоссе, так как люди, стремясь избавиться от своих питомцев, выбрасывают их именно туда. Насекомых также никто не умерщвлял. Панцири и крылья жуков  он брал в ресторанах азиатских стран – например, Сингапура и Малайзии, где их едят».

Что касается Зимнего дворца Петра I, то он оказался закрыт, потому на том экскурсия по Эрмитажу завершилась, оставив после себя ощущение красоты, вдохновения и удовлетворения от потраченного времени.

ПС: итак, можно поставить галочку – Пикассо видела, Матисса видела, Тициана видела, дверь рядом с картинами Леонардо Да Винчи видела.

Дальше едем в Кронштадт

Еще немного прекрасного напоследок — Пьер Нарцисс Герен «Ирида и Морфей»

Карта:

Город-герой Волгоград и область

А вы бывали в Шереметевском замке? Поселок Юрино, Марий Эл

Музейный комплекс «Берёзополье» и источник «Ключ Владимирский». Село Сартаково, …

Керчь — город, который охраняют грифоны

Красная – означает красивая. Прогулка по главной улице города Краснодар

Набережная реки Кубань и ее парки. Прогулка по Краснодару продолжается

Усадьба Пашковых. То, что осталось от самого роскошного замка Нижегородчины

По развалинам прошлого — Куйбышевская водокачка, Н.Новгород

Эрмитажный театр

Построен в 1787 году зодчим Джакомо Кваренги в стиле русского классицизма.

Раньше на этом месте возвышался Зимний дворец Петра 1.Однако строение обветшало и цокольный фундамент послужил основой для стен Эрмитажного театра. Его величественный фасад с изящной и стройной колоннадой второго яруса прекрасно дополнил линию построек Дворцовой набережной.

Сейчас в Эрмитажном театре размещена экспозиция — небольшая, но очень показательная. В восстановленных помещениях кабинета, столовой и токарной мастерской можно ознакомиться с подлинными вещами Петра I и предметами императорского быта.

Структура Эрмитажа

Основные корпуса Главного музейного комплекса «Эрмитаж» расположены на Дворцовой площади, дом 2:

  • Зимний дворец (1754-1762);
  • Малый Эрмитаж (1764-1775);
  • Большой (Старый) Эрмитаж (1771-1787);
  • Новый Эрмитаж (1842-1851).

Главный музейный комплекс Эрмитажа дополняют здания Эрмитажного театра и Запасного дома. Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Д. Кваренги) – стиль русский классицизм XVIII века. Эрмитажный театр находится по адресу: Дворцовая набережная, дом 32. Сохранившаяся часть Зимнего дворца Петра I (1720-1725, архитекторы Тренизи и Маттарнови) входит в экспозицию Эрмитажного театра.

Запасной дом Зимнего дворца (1877-1878, архитектор Н. Беккер) возведен над уцелевшей частью Зимнего дворца Петра I и зарегистрирован по адресу: Дворцовая набережная, дом 30 А. Флигель Запасного дома – улица Миллионная, дом 31. С сентября 2012 года это сооружение внесено в список культурного наследия Санкт-Петербурга как объект «Дом Ф.М. Скляева (особняк Г.Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца).

Основные здания Главного музейного комплекса Эрмитажа расположены вдоль набережной реки Невы. Их можно отлично разглядеть со Стрелки Васильевского острова. Соединенный переходами комплекс зданий Государственного Эрмитажа хорошо просматривается и с акватории Невы: зеленое здание Эрмитажного театра, Эрмитажный мост, желтое сооружение Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж и величественный Зимний дворец изумрудного цвета (Новый Эрмитаж стоит за Большим).

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Вид с акватории Невы.

Главный музейный комплекс Эрмитажа работает: вторник-суббота с 10:30 до 18:00, воскресенье с 10:30 до 17:00. Понедельник-выходной. Есть льготы. День бесплатного посещения для всех индивидуальных посетителей (кроме экскурсий) – первый четверг каждого месяца.
Главный вход в Государственный Эрмитаж – через арки Зимнего дворца с Дворцовой площади. Кроме Главного музейного комплекса в структуре Эрмитажа находятся:

  • Восточное крыло Главного Штаба;
  • Дворец Меншикова;
  • Музей фарфора;
  • Реставрационный центр «Старая деревня» (Фондохранилище).

История Эрмитажа началась с 1754 года во время правления Елизаветы Петровны. Императрица Екатерина II приобрела в частное владение коллекцию живописи в 220 картин из Берлина и этим дала старт образованию эксклюзивных павильонов Эрмитажа.
7 декабря 1764 года – дата основания Эрмитажа. 1852 год – открытие Эрмитажа для посетителей. Современный музей «Государственный Эрмитаж» — богатейший музей мира по числу представленных коллекций.

«Жемчужины» музея

Собрание Эрмитажа насчитывает более чем 3 миллиона экспонатов. Здесь представлены произведения искусства с каменного века и до начала XXI века. Некоторые из них относятся к числу мировых шедевров.

Среди экспонатов Эрмитажа имеются следующие знаменитые картины:

  • «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;
  • «Мадонна Конестабиле» Рафаэля;
  • «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта;
  • «Союз Воды и Земли» Рубенса;
  • «Танец» Матисса;
  • «Лютнист» Караваджо;
  • «Площадь Согласия» Дега;
  • «Хижины» Ван Гога;
  • «Любительница абсента» Пикассо
  • Автопортрет Ван Дейка;
  • «Чёрный квадрат» Малевича;
  • «Композиция VI» Кандинского и другие шедевры.

Кроме того, в музее демонстрируются:

  • Скульптура «Вечная весна» Огюста Родена;
  • Мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста;
  • Статуя Мут-Сохмет;
  • Часовой автомат «Павлин»;
  • Карточная коллекция генерала Ивкова;
  • Колыванская ваза;
  • Античные монеты;
  • «Венеры палеолита» и прочее.

Как добраться

Павильон Эрмитаж расположен на берегу Финского залива, на полпути от пристани «Петергоф» ко дворцу Марли. Во время навигации, которая длится с конца мая до середины сентября, от причалов возле Эрмитажа, Сената и Университетской набережной в Санкт-Петербурге до пристани Петергофа можно доплыть на «Метеорах». От пристани до павильона за 8-10 минут нетрудно дойти пешком.

Подъемный стол на втором этаже павильона

Маршрутки до Петергофа ходят от Балтийского вокзала и станций метро «Проспект ветеранов», «Автово» и «Ленинский проспект». Кроме того, в Петергоф доезжают на электричках. С Балтийского вокзала необходимо приехать на станцию «Новый Петергоф», а оттуда добраться до музея-заповедника на автобусах.

Эрмитажный театр

Отдельным эрмитажным зданием является Эрмитажный театр, построенный также по распоряжению Екатерины Второй в 80-х гг. 18 века на месте Зимнего дворца Петра Первого. 

Эрмитажный театр на Дворцовой набережной

Театр связан со Старым Эрмитажем галереей, проходящей над Зимней канавкой.  Сюда после эрмитажных приемов Екатерина с гостями переходила для просмотра спектаклей, после которых в фойе устраивались ужины.

Фойе Эрмитажного театра

В начале 20 века это фойе было переделано архитектором Л.Бенуа в стиле французского рококо. А из этого фойе можно пройти в настоящий театральный зал 18 века. Сегодня в нем проходят концерты и читаются лекции. 

Сцена Эрмитажного театра

А рядом находятся сохранившиеся и восстановленные комнаты Зимнего дворца Петра Первого – как говорится, музей в музее. Посмотреть небольшую, но очень оригинальную экспозицию Зимнего дворца Петра Первого, потерянную и чудом найденную, будет очень интересно.

Аркада Зимнего дворца Петра Первого

Факты и мифы

Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Он расположен в пяти зданиях площадью 66,8 тысяч м2. Чтобы пройти мимо каждого экспоната, необходимо обойти 350 залов и преодолеть 24 километра!

Главный российский музей входит в «двадцатку» самых посещаемых музеев мира. Ежегодное его посещает более 5 миллионов человек.

Существует немало мифов и историй, связанных с Эрмитажем. Самая известная «байка» из музея – это легенда о Петре I Великом. Имеются сведения, что деревянная фигура царя («Восковая персона») меняет позы, ходит и указывает пальцем на дверь.

Есть и более зловещие истории «из Эрмитажа». Кровожадная египетская богиня Сехмет со львиной головой «кровоточит». Якобы в полнолуние на ее коленях появляется красноватая лужица, которая к утру высыхает. Некоторые утверждают, что кровь покрывает ноги богини накануне бед и катастроф в России. В последний раз кровавый налет видели в 1991 году.

По легендам, под Эрмитажем есть подземные ходы, соединяющие музей (бывший дворец) с другими зданиями. Один из них ведет к особняку Матильды Кшесинской – любовницы нескольких членов семьи Романовых. Другой ход соединяет Эрмитаж с Главным штабом.

Имеется еще одна любопытная легенда, связанная с Зимним дворцом. Перед смертью царствующие лица видели своих «двойников»-призраков. За 2 дня до кончины Екатерина II обнаружила «другую Екатерину», восседающую на троне. Такая же история случилась с императрицей Анной Иоанновной.

Некоторые посетители и работники Эрмитажа утверждают, что и в настоящее время встречают тени русских императоров (Екатерины Великой, Николая I, Александра II).

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

В годы правления Александра I

Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.

Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.

После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.

В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.

Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.

Где поесть в Эрмитаже?

В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.

Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.

В Эрмитаж на Дворцовой набережной входят:

  • Зимний дворец — бывшая парадная резиденция русских императоров, построен в 1754-1762 годах архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны, восстанавливал после пожара в 1837 году архитектор Стасов Василий Петрович.
  • Малый Эрмитаж (Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад) — строился в 1764-1766 годах по указу императрицы Екатерины II рядом с парадной резиденцией — Зимним дворцом, архитекторы: Фельтен Юрий Матвеевич, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот.
  • Старый (Большой) Эрмитаж — возведен в 1771-1787 годах по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки рядом с Малым Эрмитажем, архитектор: Фельтен Юрий Матвеевич.
  • Эрмитажный театр — возводили в 1783 — 1787 годах по поручению Екатерины II, архитектор: Джакомо Кваренги.
  • Новый Эрмитаж — строился:1842–1851 годах, проект — Лео фон Кленце, архитекторы: Стасов Василий Петрович и Ефимов Николай Ефимович. Возведён на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. 
  • Запасной дом Зимнего дворца — годы постройки (перестройки):1726–1742, 1830, 1878, архитекторы: Доменико Трезини и Беккер Николай Федорович.

Самые известные экспонаты Эрмитажа

В Эрмитаже миллионы единиц хранения. Некоторые из них даже никогда еще не показывались публике. Среди тех, кто занимает место в постоянной экспозиции, есть самые известные.

Мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста— та – неизменно привлекает толпы туристов. Мумия жреца находится в особых условиях, ведь ей более 2 тыс. лет. Этот объект категорически запрещено фотографировать, ведь это нанесет вред ценному экспонату. Мумию можно увидеть в Египетском зале.

Феодосийские серьги обнаружил во время раскопок художник А. Айвазовский. Серьгам около 2500 тыс. лет. Но удивляют они не древностью, а тончайшей работой, повторить которую не под силу даже современным ювелирам. Даже знаменитый Карл Фаберже не смог повторить этот шедевр. Сейчас серьги хранятся в Золотой кладовой Эрмитажа.

Андреевский сервиз получила в подарок Елизавета Петровна от Августа III. Он знал пристрастие императрицы к фарфору, и подарок получился шикарный. Сервиз состоит из полного столового набора, чайно-кофейного и специального для подачи шоколада. До конца XVIII в сервиз использовался лишь 1 раз в год – на банкете кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного и то, не в полном составе.

В золотой коллекции Эрмитажа есть удивительная заколка, сделанная неизвестным мастером Китая более 4 столетий назад. Состоятельная китайская женщина закалывала волосы шпилькой, на которой разместилось дерево, птицы и миниатюрный дворец.

«Дама в голубом» — картина художника Т. Гейнсборо, причем единственная, которая в пределах России. Бесценный экспонат после смерти владельца А.З. Хитрово был безвозмездно передан Эрмитажу. Сейчас картина находится в зале, посвященном английской живописи.

Новый Эрмитаж

Все последующие императоры династии Романовых очень серьезно относились к собиранию и хранению мировых произведений искусства. Для постоянно растущих коллекций в середине 19 века строится специальное музейное здание – Новый Эрмитаж, который гармонично продолжил горизонтальную линию Зимнего дворца вдоль Дворцовой площади. Новый Эрмитаж вместе со Старым образовал единое целое. 

В отдельно построенном здании был открыт доступ для просмотра произведений искусства широкой публике – это был первый Императорский публичный музей. В первое время функционирования Императорского музея в него можно было пройти только по билетам, а с 60-х гг. 19 века вход  стал свободным.

Вход в здание Нового Эрмитажа

Войти в Императорский музей можно было с улицы Миллионной, где был построен прекрасно оформленный вход с портиком, который поддерживали десять гранитных атлантов. За атлантами находился вестибюль Главной лестницы.

Сегодняшний Новый Эрмитаж на первом этаже разместил экспонаты отдела Античного искусства. Двадцатиколонный зал, например, представляет коллекцию ваз, далее идут залы с древнеримской мраморной скульптурой. Здесь можно полюбоваться и Гераклом со львом, и Венерой Таврической, ранее украшавшей Летний сад. Отдельная экспозиция посвящена скифской культуре и греческим городам Причерноморья.

Скульптуры в залах Нового Эрмитажа

Второй этаж Нового Эрмитажа занят художественными полотнами западноевропейской живописи 16-18 веков. В Просветах  расположены произведения знаменитых итальянских, испанских, фламандских и голландских мастеров. Это работы Франсиско Гойи, Рубенса,  Эль Греко, Караваджо, Витто,  Рембранта и т.д.

В Большом просвете Эрмитажа

Третий этаж был отдан под произведения живописи Нового времени. Прежде всего, это импрессионисты, постимпрессионисты и мастера начала 20 века. Мане, Ренуар, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо и многие-многие другие живописцы выставлены в залах, расположенных на третьем этаже Нового Эрмитажа.