Московский кремль

Оглавление

Экскурсии по Кремлю

Взгляните на сокровища Кремля собственными глазами во время своего турне, чтобы полюбоваться его достопримечательностями.

Что вы можете увидеть в Московском Кремле сегодня?

  • Башни Московского Кремля: неприступные стены Кремля идут вперемежку с 20-ю башнями, каждая со своей уникальной историей и дизайном.
  • Комплекс Большого Кремлевского дворца: главный дворцовый ансамбль — Большой Кремлевский дворец, где находится президентская резиденция, состоит из меньшего Теремного дворца и Оружейной палаты.
  • Церкви Московского Кремля: красивые белокаменные церкви собраны вокруг главной соборной площади. Большие и маленькие, они являются домом для редкого и красивого русского искусства, архитектуры и выставок.
  • Комплекс колокольни Ивана IV Грозного: восьмиугольная многоярусная башня высотой 81 метр, вмещающая 24 колокола.

Описание некрополя

Территория у стены между Никольской и Спасской башнями, выходящая на северную часть Красной площади, используется для захоронений и служит колумбарием для урн с прахом. В народе его прозвали «Стеной коммунаров». В нишах за гранитными досками находятся 114 урн с прахом революционеров-подпольщиков, первых наркомов, членов Коминтерна, военачальников, космонавтов и видных учёных. Первая гранитная доска появилась 5 апреля 1925 года: в стене замуровали урну с прахом ветерана революции, заместителя председателя ВСНХ Мирона Владимирова. Надпись на доске: «Борец за освобождение рабочего класса, подвижник социалистическаго строительства Мирон Константинович Владимиров (товарищ Лева)».

Чудеса Белокаменной

Стремясь к объединению и усилению Руси, Дмитрий Иванович стремился сделать Кремль не только крепостью, но и своеобразным центром притяжения, что символизировал бы русское величие. Поэтому князь построил не только стены, но и каменные церкви в кремлевских монастырях. В результате Москва стала одним из самых «каменных» русских городов, а сам Кремль – самой мощной европейской крепостью.

Наследники Дмитрия стремились продолжить его начинание и увеличить число кремлевских чудес. Так, на рубеже XIV-XV веков в Кремле появились первые на Руси башенные часы. Белый камень стали применять не только для строительства, но и для украшения. В середине XV века русский скульптор выполнил из известняка два барельефа. Один из них изображал герб Москвы (с Георгием Победоносцем), второй – святого Дмитрия Солунского (небесного покровителя Дмитрия Ивановича). Их закрепили на Фроловской (сегодня – Спасская) башне: первый в 1446 году снаружи над воротами, второй – в 1466 году так же, но с внутренней стороны.

Перенос некрополя

Впервые тема ликвидации захоронений поднималась в 1953 году Советом министров и ЦК КПСС, которые приняли соответствующее постановление. Прах покоившихся у стены и тела Ленина и Сталина планировали перенести в проектируемый Пантеон, но проект закрыли.

В 2013 году открыли Федеральное военное мемориальное кладбище в Мытищах, говорилось о возможности переноса останков из некрополя у Кремлёвской стены на это кладбище и о создании специального колумбария. Основная сложность переноса останков базируется на федеральном законе, который запрещает перезахоронение без согласия родственников, а в комплекс некрополя входит не одна братская могила с людьми, которые не идентифицированы. Также некоторые потомки захороненных у стены выступают против переноса, предполагая, что это вызовет недовольство общества, а также настаивают, чтобы у нового кладбища была история.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Соборы Московского Кремля

В воинственном обрамлении несокрушимых стен возвышаются на Боровицком холме златоглавые соборы Кремля. Построены они были в конце XV — начале XVI веков лучшими русскими и итальянскими зодчими. Своим могуществом и суровостью повергает в изумление Успенский собор. Итальянский мастер Аристотель Фиораванти воплотил в облике храма черты древнерусской архитектуры, увенчав его по-новгородски мощными главами и внеся детали владимирского зодчества — белый камень и колончатый поясок. Интерьер собора поражал современников и величеством, и светлостью, и пространством. Здесь венчались на царство русские самодержцы.

Бок о бок с москвичами трудились над возведением Благовещенского собора псковские умельцы. Ярусная композиция храма — образец народного зодчества. В иконостасе собора по сей день сохранилась живопись Андрея Рублева и Феофана Грека.

Что касается Архангельского собора, то по отделке он больше напоминает дворец, чем храм. Фасады его украшены раковинами в стиле итальянского Возрождения. До 1730 года собор был царской усыпальницей. Здесь находятся гробницы Ивана Калиты, Петра II, Дмитрия Донского. С последним связана еще одна достопримечательность храма — икона «Архангел Михаил с деяниями», написанная по заказу Евдокии Дмитриевны в память о супруге.

Над соборами, стенами и башнями Кремля гордо возвышается храм-колокольня, прозванная в народе «Иван Великий». Воздвигли ее в начале XVI века. Столетие спустя надстроили, о чем гласит надпись на верхнем барабане: «повелением князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца сий храм свершен и позлащен во второе лето господарства их 7108». У подножия колокольни стоит знаменитый Царь-колокол. Рядом — Царь-пушка — еще одно свидетельство высокого мастерства русских литейщиков.

Соборы и храмы

Вокруг центрально соборной площади сгруппированы три великолепных собора, которые являются превосходными образцами церковной архитектуры на пике ее развития в конце XV – начале XVI века. Эти и другие церкви в Кремле перестали функционировать как места отправления религиозных обрядов после русской революции 1917 года. Но службы в большинстве церквей Кремля снова возобновились в начале 1990-х годов.

Успенский собор – самый старый, построенный из белого камня в 1475-79 гг. в итальянско-византийском стиле. , Его четкие, простые и аккуратные линии и элегантные арки наверху, украшенные пятью золотыми куполами. Здесь похоронены православные митрополиты и патриархаты XIV-XVIII веков. Также на площади стоит Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484-89 годах. Хотя храм сгорел во время масштабного пожара в Москве в 1547 году, он был восстановлен в 1562-64 годах. Благовещенский собор славится своими часовнями с золотыми крышами и куполами.

Внутри находится серия икон начала XV века, авторство которых приписывают Феофану Греку и Андрею Рублеву, которых многие считают величайшим из всех русских художников.

Третий собор, посвященный св. Архангел Михаил, возвели в 1505-08 годах. Это было основное место захоронения московские князей и русских царей (кроме Бориса Годунова) до основания Санкт-Петербурга Петром Первым.

Недалеко от площади возвышается сияющая белая колокольня Иоанна III, которую построили в XVI веке. Во время Отечественной войны ее сильно повредили, но она была быстра восстановлена.

Недалеко от Императорской пушки, отлитой в 1586 году, стоит Кафедральный собор Двенадцати Апостолов середины XVII века и Патриарший дворец.

История создания первого Кремля

История Кремля начинается несколько позже – спустя девять лет, когда Долгорукий решает укрепить город высокими крепостными стенами. Это был сосновый частокол, подкрепленный массивным земляным валом для большей надежности. К слову, место для строительства было выбрано не случайно. Дело в том, что крепость располагалась на высоком холме, окруженном Москвой-рекой и Неглинной. Это позволяло вовремя заметить неприятеля и дать ему отпор. К тому же с холма открывался крайне живописный вид на окрестности. Интересно, что площадь первого Кремля составляла около четырех гектаров, а к настоящему времени его территория увеличилась почти в восемь раз!

Но существенным недостатком этой крепости было то, что она была построена из дерева, а значит, легко могла сгореть во время случайного пожара или поджога. В следующий раз Кремль перестраивался в начале XIV века, когда Москвой правил Иван Калита. Он вкладывал много денег, сил и времени в укрепление и украшение города. Для этого и велел возвести новые крепостные стены. Эти заграждения стали значительно прочнее, они были построены из мощных и прочных дубовых стволов. А новый белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском еще спустя несколько десятилетий.

Большой Кремлевский дворец

Строительство Большого Кремлевского дворца началось в середине 19 века на месте дворца Елизаветы Петровны. Архитекторы старались возвести, с одной стороны, величественное здание, с другой стороны, максимально вписать его в имеющийся ансамбль. Новый дворец отвечал всем требованиям времени – он демонстрировал силу правящей династии и ее несокрушимость.

Большой Кремлевский дворец

Протяженность здания —  125 метров, его высота 37 метров. Масштабность дворца хорошо видно, если смотреть на него с Москвы-реки.

Во дворце пять залов, названных в честь орденов Российской империи: Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский. Здесь проходят торжественные приемы, вручаются государственные награды.  Кремлевский дворец — официальная резиденция Президента России

При посещении обратите внимание на отделку помещений: потолки, люстры, даже дверные ручки демонстрируют изысканность и величие

На экскурсию в Большой Кремлевский дворец можно попасть только в составе группы по предварительной записи, поскольку в здании часто проводятся торжественные мероприятия. Будьте готовы к тому, что ваше посещение могут отменить или перенести.

В самом дворце около 700 комнат, среди которых есть принадлежавшие правившим императорам (в некоторые из них можно попасть с экскурсией), и те, в которых в настоящее время работает правительство. Попасть в эти помещения невозможно.

Помимо величественного убранства залов и покоев, посетители смогут попасть в Малахитовое фойе – галерею, в которой размещены портреты русских государей.

К Большому Кремлевскому дворцу примыкает построенная в конце XV века Грановитая палата. Именно по ее лестнице когда-то спускались цари, а сама палата была залом, где принимались почетные гости, послы, проходили торжественные церемонии и заседания Боярской думы. Внутреннее убранство менялось несколько раз, но и сейчас оно отражает дух старой Москвы.

Грановитая палата Московского Кремля

Перед посещением Большого Кремлевского дворца вам придется пройти через металлоискатель и возможный досмотр вещей, поэтому не берите с собой большие сумки и рюкзаки.

Стоимость экскурсий: от 4000 до 6000. Скидки (приблизительно 500 рублей) предоставляются школьникам, пенсионерам, льготным группам.
Записаться на экскурсию можно по адресу: Старая площадь, д. 2, подъезд 1 А.

Белый камень

Русь и до того знала каменное строительство. Но во многих регионах оно, строго говоря, было не каменным, а кирпичным – употреблялась глиняная плинфа. Но во Владимиро-Суздальском княжестве еще до нашествия монголов возникла традиция строительства из известняка. За светлый цвет его называли «белым камнем». С ним нужно было уметь работать, но в принципе известняк легко поддавался обработке. Из него можно было вырезать блоки нужного размера.

Месторождение известняка недалеко от Москвы имелось в селе Мячково, в 30 км от столицы. Этот сорт теперь так и называют – мячковский известняк. Историк и писатель И. Е. Забелин предполагал, что именно этот камень должны были использовать строители Кремля Дмитрия Ивановича.

Большой проблемой была доставка камня, а князь не желал начинать строительство, пока весь нужный материал не будет под рукой. Перевозки осуществлялись по Москве-реке, частично по воде, но большей частью — зимой по льду.

Приключения крепости

Несмотря на свою относительно недолгую жизнь, первый белокаменный Кремль в Москве успел неплохо послужить Родине. Едва было закончено его строительство, как в 1368 году под стенами Москвы появилось войско великого князя литовского Ольгерда. Литовцы убрались несолоно хлебавши – крепость устояла. В 1370 году Ольгерд повторил попытку – с тем же результатом.

Но белому Кремлю неожиданно «вылезло боком» именно то событие, что прославило его строителя в веках. В 1380 году Дмитрий Иванович повел войско объединенных русских княжеств против Золотой Орды, и на Куликовом поле возле Дона впервые нанес врагу сокрушительное поражение. За эту победу князь удостоился почетного прозвища Донской. Но вот разозленные монголы еще вовсе не были разгромлены. В 1382 году хан Тохтамыш, сменивший побежденного Дмитрием темника Мамая, воспользовавшись отсутствием Дмитрия, напал на Москву. Город пал и был сожжен начисто.

Тут-то и проявилась предусмотрительность Дмитрия – белокаменный Кремль в Москве (дата завершения постройки — 1368 г.) устоял! Его пришлось лишь ремонтировать, но не строить заново.

История изделий из известняка

На Руси использование известняка началось со времён постройки князем Андреем Боголюбским храма Покрова на Нерли, в 1165 году. По преданию, камень для постройки был привезён из булгарского царства, над которым князь одержал победу за год до начала строительства церкви. Белокаменные резные рельефы украсили стены постройки, а центральной фигурой в композиции стал восседающий на троне царь Давид, левой рукой держащий псалтырь, а правой творящий благословление.

Впрочем, до храма Покрова на Нерли был построен белокаменный Храм Бориса и Глеба в селе Кидекша под Суздалем, и датой его сооружения называют 1152 год.

Дальнейшее строительство на Руси велось из местного известняка. Его добычу начали по указу Дмитрия Донского, решившего окружить Московский Кремль каменной стеной. С тех пор белый камень стал использоваться повсеместно как для строительства, так и для художественного оформления сооружений орнаментами и порталами. Белые и желтоватые мячковские известняки стали идеальным материалом для создания изысканной резьбы и скульптурных композиций, а мастеров, трудившихся над ними, называли камнесечцами.

Одним из прекраснейших белокаменных сооружений стала церковь Знамения, построенная в селе Дубровицы, неподалёку от Подольска. Она возведена из блоков мячковского известняка и украшена удивительной резьбой в виде листьев и гроздьев винограда, вьющихся по стенам. Мастерство строителей и резчиков по камню позволило создать храм, признанный одним из шедевров мирового искусства.

Для изготовления барельефов белый камень стал активно использоваться во второй половине XV века. Именно тогда зодчим и скульптором Василием Ермолиным были изготовлены два барельефа, установленных на Спасской (ранее называвшейся Фроловой) башне Московского Кремля. С наружной стороны ворот был установлен герб города Москвы, изображающий Георгия Победоносца. А через двадцать лет после этого события, в 1466 году, сторону башни, обращенную на Кремль, украсил барельеф с фигурой Дмитрия Солунского.

Но самый пик популярности белого камня на Руси пришелся на начало XIX века. Тогда было изготовлено множество скульптур и резных украшений, среди которых более трехсот скульптором Иваном Витали.

Вскоре после победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Воробьёвых горах началось строительство храма Христа Спасителя, как благодарность за заступничество Всевышнего и как памятник мужеству русского народа. По замыслу архитектора А.Л. Витберга это грандиозное сооружение должно было быть видно из любой точки столицы.

Материалом для фундамента храма был выбран известняк. Для того, чтобы его доставка не обходилась слишком дорого, добыча этого камня началась в селе Григорово, расположенном неподалёку от Москвы. Однако из-за наличия подземных ручьев и непрочности почв на Воробьевых горах строительство пришлось завершить и выбрать для храма другое место — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. После окончания строительства на Воробьевых горах были приостановлены и григоровские разработки известняка. К этому месторождению возвратились уже позже, через 15 лет, когда приступили к новому строительству храма.

Для отделки стен использовался плотный белый известняк, разрабатывавшийся в окрестностях Коломны. Также для внутренней и наружной облицовки применялись другие природные камни — темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы. Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет, и по окончании работ выглядел белой глыбой, похожей на гигантский айсберг. Таким он остался в памяти современников даже после того, как это величественное сооружение было разрушено.

Со времен использования в качестве отделочного материала белого камня на Руси было создано множество великих архитектурных шедевров, некоторые из которых славятся не только в стране, но и за рубежом. Некоторые из них, к сожалению, не сохранились до наших времен, но большая часть церквей, дворцов и усадеб восхищает своей красотой и изысканностью отделки и по сей день.

Соборы

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Невиданный Кремль

Постройка белокаменного Кремля в Москве велась два года (1367-68 гг.). Он часто упоминается в источниках, но наши современники не знают точно, как он выглядел. Нет сколько-нибудь точных изображений, и приходится полагаться на описания и данные археологических исследований.

Площадь Кремля при князе Дмитрие приближалась к нынешней — он приказал сооружать новые стены на приличном удалении от старых. Стены теоретически были толщиной до 3 м и имели многочисленные бойницы, закрывавшиеся при нападении деревянными щитами для лучшей защиты воинов. Значительная часть стен вытянулась вдоль Москвы-реки и Неглинной (они служили дополнительной защитой). Там же, где такой защиты не хватало, был выкопан ров (его следы обнаружены археологами). Через Неглинную перекинули каменный мост — первый в Москве (ныне там стоит Троицкий мост).

Историк М. И. Тихомиров полагает, что первоначально стены были хоть и толстыми, но довольно низкими. Их надстраивали постепенно. Это была обычная практика в средневековых городах и замках. Есть версия, что изначально не весь Кремль был каменным — менее опасные с точки зрения возможного штурма оставались деревянными. Со временем было ликвидировано и это упущение.

Белокаменный Кремль в Москве (год начала строительства — 1367) простоял 150 лет. Князь Иван III известный тем, что положил конец монгольскому игу, задумал соорудить новую крепость. Белые стены понемногу разбирались, вместо них строились другие. Материалом на этот раз служит красный кирпич. Так появился Кремль современного вида.

Некоторые известковые блоки были оставлены в новой стене в качестве бутовки. Их позже обнаружили ученые и убедились таким образом, что первый каменный Кремль в Москве действительно был белым.

Стены Кремля

Сделаны из красного кирпича и соединяют 20 его башен (19 с шипами). Их строительство происходило при правлении Иоанна (Ивана) Третьего Великого, который пригласил в Москву итальянских мастеров Пьетро Анторио Солари, Марко Руффо и Антонио Джиларди. Они занимались возведением не только мощных стен, но и бажен.

До появления кирпичных стен, Боровицкий холм был окружен земляным валом с деревянными срубами.  С приходом к власти Иоанна Третьего холм сталцентром духовной и светской жизни Московского царства, поэтому правитель принял решение об укреплении центра своей власти с помощью профессиональных архитекторов, которые превратили царскую резиденцию в неприступную крепость.

Стены, как и все сооружения Кремля, построены на известняковом фундаменте, который частично сохранился от белокаменного кремля, построенного Дмитрием Донским. Общая протяженность кремлевских стен составляет 2350 м, высота разная – от 6 до 19 метров.  Толщина стен варьируется от 3,5 до 6,5 метров.

Снаружи стены гладкие, а изнутри разделены арочными пролетами, на которые были поставлены каменные плиты боевого хода на краю стены.

Особенность стен Кремля – создание мерлонов, т.е., зубцов с бойницами, которые имеют так называемые ласточкины хвосты. Они отделаны на самом верху белым камнем. Всего зубцов на верху стены 1045 штук. Эксперты предполагают, что такая архитектурная деталь была скопирована итальянскими зодчими со дворца Сфорца в Милане, откуда они приехали в Москву.

По периметру стены охватывают площадь неправильной треугольной формы, имеющая размеры в 68 гектаров.

Стены Кремля с 1680-х по 1880-е годы красили в белый цвет, сейчас цвет кирпичей время от времени обновляют красной матовой краской. В годы Великой Отечественной войны стены были частично перекрашены в желтый цвет, набережную из сада накрыли брезентовым полотном, который перекинули через стену. Кроме того, был отдан приказ сделать Кремль не таким заметным для немецкой авиации, поэтому художники рисовали на стенах окна, чтобы придать постройке жилой характер.

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Потайные ходы в Московском Кремле

В случае опасности защитника Кремля имели возможность быстро перемещаться по потайным подземным ходам. Кроме того, в стенах были устроены внутренние проходы, соединявшие между собой все башни. Защитники Кремля могли, таким образом, сосредоточиваться по необходимости на опасном участке фронта или отступать в случае перевеса сил противника.

Были также прорыты длинные подземные туннели, благодаря которым можно было наблюдать за врагом в случае осады, а также совершать неожиданные атаки на неприятеля. Несколько подземных тоннелей уходило за пределы Кремля.

Некоторые башни имели не только защитную функцию. Например, Тайницкая скрывала потайной ход из крепости к Москве-реке. В Беклемишевской, Водовзводной и Арсенальной были сделаны колодцы, с помощью которых можно было доставлять воду, если город был в осадном положении. Колодец в Арсенальной сохранился до наших дней.

В течении двух лет крепости стройной шеренгой поднялись Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная), а в 1495 г. началось возведение Троицкой. Строительством руководил Алевиз Фрязин.

Московский Кремль 17 века