Полоцкий симеон

Оглавление

Биография

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. В семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Поскольку в своих книгах и рукописях Симеон именовал себя «hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni» то некоторые исследователи высказывали предположение, что знаменитый писатель вступил в униатский монашеский орден базилиан (Ordo Basilianus S. Josaphat) Это мнение является ошибочным, так как Симеон лишь следовал средневековой латинской традиции, согласно которой все восточные монахи, руководствующиеся общежительным уставом свт. Василия Великого, именовались «василианами», членами легендарного ордена Святого Василия («Ordo S. Basilii»).

Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке, для которой в ещё 1685 году сочинил рождественскую пастораль «Гутркi пастоховыя». При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве.

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

В «Сказании о зачатии и рождении… Петра Первого» П. Н. Крёкшина упоминается о том, что Симеон Полоцкий, якобы точно предсказал по звездам великую судьбу царского сына, будущего Петра I. Эта поздняя история не соответствует действительности. Вероятно, основанием для этой неё послужили поздравительные вирши, преподнесенные Симеоном в день крещения юного Петра I, в которых присутствуют свойственные барочной поэтике астрологические темы.

Симеон Полоцкий был представителем европейского барокко и ему многое казалось в консервативной русской среде. Например, преследовались скоморохи, бродячие музыканты, народные гульбища; женщины сидели в теремах, даже изучение иностранных языков считалось греховным. Всё же организовывать первую при царском дворе постановку поручили именно Симеону Полоцкому.

В то же время он занимался и искусствоведением. Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческокй ересью. Он написал трактат об иконопись; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с русским живописцем С. Ушаковым.

Смерть

Неизвестны интересные факты и подробности о последних днях жизни старца. О причине смерти летописцы тоже не пишут ничего конкретного. Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года в Москве. Богослов был погребен в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря Китай-города, где основал в свое время школу, ставшую прообразом Московской духовной академии. Сохранилась надгробная плита с могилы старца.

Надгробная плита Симеона Полоцкого

Сочинения автора на богословскую тему церковь осудила и запретила вскоре после смерти. Полагалось, что тексты не хранили чистоты православной веры, а были «заражены латинской ересью».

7 сентября 2003 года в Полоцке Симеону установили памятник работы белорусского скульптора Александра Финского. В городе работает музей-библиотека, где можно ознакомиться с рукописями и древнейшими изданиями писателя.

Эпоха правления Фёдора Алексеевича (1676-1682)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Дальнейшее развитие культуры, просвещения. Одним из ярких религиозно — общественных деятелей периода правления Фёдора Алексеевича  был Симеон Полоцкий. Он многое сделал в развитии культуры страны: способствовал открытию школ,  открыл типографию, в которой издавалась и учебная литература (первая книга — «Словарь»).Именно в период правления Фёдора Алексеевича им были написаны основные труды (см. выше), задуман проект открытия высшего учебного заведения – академии. Он  написал несколько важных трудов по нравственному совершенствованию людей, был поэтом, одним из основателей  новой поэзии — силлаботонической, а также писал пьесы.С.Полоцкий был духовным наставником царевича, его воспитателем. Благодаря во многом ему , Фёдор Алексеевич стал образованным человеком, получившим прекрасное образование, освоившим основы многих наук, знал латынь, польский язык, писал стихи.

В период правления Фёдора Алексеевича Полоцкий был на вершине славы, известности  и влияния в обществе, в духовной и культурной жизни страны.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Памятник Симеону Полоцкому. Полоцк, 2004 г., скульптор А.Финский.

Полоцкий Богоявленский монастырь .Белоруссия. Основан в 1582 г.

Творческое наследие

Поэтический стиль Симеона отличает панегиричность и дидактический аллегоризм, стремление к логическому
переосмыслению образов, книжная эрудированность и искусственность в целом барочного, стилистически и лексически

многообразного языка, схоластическое восприятие античной литературы и т.д. По словам И.П. Еремина, стихотворения
Симеона Полоцкого «производят впечатление своеобразного музея, на витринах которого расставлены в определенном
порядке… самые разнообразные вещи, часто редкие и очень древние. Тут выставлено для обозрения все основное, что успел

Творческое наследие Симеона Полоцкого невероятно велико: считается, что его перу принадлежит около 50 000 стихотворных строк. Кроме «Рифмологиона, или Стихослова», «Вертограда многоцветного», «Обеда душевного», «Вечери
душевной», «Жезла правления» и др., особую известность имеет «Рифмотворная Псалтирь».

Рифмотворная Псалтирь

Поэтические тексты псалмов Симеона Полоцкого. (Сидорович Л.Н., подготовка текста к публикации, 2009), PDF

«Рифмотворный» перевод «Псалтири царя и пророка Давида» был выполнен в необычайно краткие сроки — с 4 февраля по
28 марта 1678 г. и напечатан отдельной книжкой в Верхней типографии в 1680 г. Эта рифмотворная Псалтирь представляет
собой, как и псалтирь Яна Кохановского, почти дословный стихотворный «метафрасис» традиционной славянской Псалтири,
исполненный с целью «дать в руки читателя понятный, приспособленный для чтения, услаждающего слух, и для пения в
домашней обстановке текст». В 1680 г. эта Псалтирь была положена на ноты выдающимся русским композитором — певчим
дьяком В.П. Титовым (было составлено 165 музыкальных композиций).

По свидетельству М.В. Ломоносова, Псалтирь Симеона Полоцкого была именно той книгой, по которой он впервые познакомился с российским стихотворством.

↑ Творчество

Симеон Полоцкий — первый русский поэт, применивший изосиллабизм в написании стихов, изложенных в двух сборниках. Стихотворец сделал Псалтырь рифмованной, назвав «Рифмотворной». Так же автором написаны стихотворения «Рифмологиона», первого сборника. В этих сочинениях воспета жизнь царской семьи и приближённых царя. Во втором альманахе, названном «Вертоград Многоцветный», содержатся нравственно — дидактические поэмы с поучительными наставлениями, научными и литературными сведениями, вопросами воспитания. Этот сборник – творческий пик Полоцкого как литератора.

Учёным монахом написана пастораль и 3 пьесы, сыгранные в придворном театре. Таким образом, Москва узнала о драматическом искусстве. 

  • «Беседы пастуские».
  • «Блудный сын»
  • «Навуходоносор и три отрока»
  • «Навуходоносор и Олоферн».

Особенность произведений – отсутствие аллегорических фигур, среди действующих лиц – реальные люди. В пьесах Симеона образы убедительные, композиция стройная, есть веселым интермедиям.

«Комидия притчи о блудном сыне»

«Комидия притчи о блудном сыне» занимает центральное место в драматургии Симеона Полоцкого. Вместе с пьесой «О царе Навуходоносоре, теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных» она включена в сборник стихотворений «Рифмологион» (1678).

Дата написания

Годы написания и премьерной постановки «Комидии…» до сих пор точно неизвестны. По мнению А. С. Елеонской, Симеон Полоцкий работал над пьесой приблизительно в 1675 году, а первое издание, опубликованное его учеником Сильвестром Медведевым, вышло в свет в 1685 году, под заглавием «История и действие евангельския притчи о блуднем сыне бываемое лета от рождества Христова 1685».

Документов о том, на какой сцене она была поставлена, не сохранилось. По мнению Л. Н. Пушкарева, из обращения в прологе «Комидии…» к «благородным, благочестивым государям премилостивым», можно предположить, что пьеса предназначалась для постановки в частном доме, а не при царском дворе.

Композиция

«Комидия…» входила в репертуар школьного театра и предназначалась для постановки в духовных учебных заведениях: на это указывают многочисленные ремарки, а также небольшой объем произведения, его структура, доступный язык (близкий к разговорной речи) и количество действующих лиц.

Пьеса состоит из шести действий, пролога и эпилога. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Аллегорические фигуры отсутствуют. Каждая часть заканчивается пением хора. Опираясь на содержание евангельской притчи (Евангелие от Луки, Глава 15), Симеон Полоцкий сумел украсить текст драмы пением, музыкой, интермедиями (не сохранились), бытовыми сценами и ярко описать разгульный образ жизни блудного сына (пьянство, карточную игру). Решив транслировать христианскую мудрость не в церкви, а в театре, автор тем самым создал произведение, которое стало связующим звеном между драматургией школьно-церковной и светской.

Актуальность

Несмотря на то, что произведение написано на библейский сюжет, текст «Комидии…» был необычайно популярен среди современников, поскольку Симеон Полоцкий коснулся актуальных на тот момент морально-нравственных вопросов о взаимоотношениях отцов и детей, покаянии и прощении.

Симеон Полоцкий неслучайно выбрал темой своей пьесы именно сюжет притчи о блудном сыне — текста, который отображает милосердие Бога даже к грешникам в лице Его неблагодарных сыновей. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676), когда молодых людей из господствующих слоев населения стали посылать учиться за границу, она приобрела особую актуальность. В «Комидии…» автор дал урок таким «блудным сыновьям» — в этом заключается дидактическая функция произведения. Так, в эпилоге Симеон Полоцкий пишет наставление и старшему, и младшему поколению:

«Юным се образ старѣйших слушати,

на младый разум свой не уповати;

Старим, да юных добрѣ наставляют,

ничто на волю младых не спущают.

Найпаче образ милости явися,

ею в нем же божая милость вобразися,

Да и вы богу в ней подражаете,

покаявшимся удобь прощаете»

Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Это интересно: 185,Разделы Речи Посполитой: кратко

XI век

Век расцвета княжества.

1003-1044 княжение Брячеслава

Брячеслав, сына Изяслава. Присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.

В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов,
построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.

Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым. Это противостояние по-разному описано в «Саге об Эймунде»
и киевских летописях. Сага повествует о том, как Эймунд выступил на стороне Брячеслава, и «мир творит» Ингигерда (дочь короля Швеции, жена Ярослава).
И Эймунду в удел отдается Полоцк, Брячеславу Киев, а Ярославу Новгород. Руские летописи рассказывают немного иначе.

«Сага об Эймунде»
«Тогда затрубили сбор, и было всем объявлено, что Господыня Ингигерда хочет говорить с Конунгом и его людьми. Когда собрались люди, мужи увидели,
что Господыня Ингигерда находится в Нордманнской дружине Конунга Эймунда. В тоже время обнародовано от имени Конунга Вартилафа (Брячеслава),
что Господыня будет творить (мир)… Она сказала Конунгу Ярислейфу (Ярославу), что ему держать вперед самую важную часть Гардарика,
то есть Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами, —
от чего будет он иметь вдвое более владения, нежели как имел прежде, Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь Конунгу Эймунду,
и быть ему там Конунгом, пользуясь всеми земскими сборами, какие там положены.»

А. Н. Веселовский о Полоцке

Рогволодовичи vs Ярославичи

Князь Брячеслав (1003-1044)
г. Браслав 1065

Полоцк
Софийский собор 1030-50

1044-1101 княжение Всеслава «Чародея»

Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий.
В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого
Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве»
и восточнославянского фольклора.

Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород.
Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск.
Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.

1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках.
По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.

Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями,
которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

Князь Всеслав «Чародей» (1044-1101)

Битва на Немиге
г. Минск 1067

«Слово о полку Игореве»,
Битва на Немиге 1067

Княжеские печати и знаки

География благочиний

  • Браславское:

    д. Богино, г. Браслав, г.п.Видзы, д. Дрисвяты, г.п. Друя, д. Замошье

  • Верхнедвинское:

    д. Боровка, г. Верхнедвинск, г.п. Освея, д. Сарья

  • Глубокское:

    г. Глубокое , д. Бушики, д. Верхнее, д. Ковали, д. Мамаи, д. Черневичи

  • Докшицкое:

    г.п. Бегомль, г. Докшицы, д. Порплище, д. Ситцы, д. Тумиловичи

  • Миорское:

    г. Дисна, д. Леонполь, г. Миоры, д. Новый Погост, д. Узмены, д. Язно

  • Полоцкое:

    д. Бабыничи, г.п. Боровуха, г.п. Ветрино, г. Новополоцк, г. Полоцк, д. Фариново, д. Шпаковщина

  • Поставское:

    г.п. Воропаево, д. Груздово, д. Ласица, д. Маньковичи, д. Осиногородок, г. Поставы

  • Россонское:

    д. Краснополье, г.п. Россоны

  • Ушачское:

    д. Дубровка, д. Кубличи, д. Ореховно, г.п. Ушачи

  • Шарковщинское:

    д. Германовичи, д. Лужки, г.п. Шарковщина, д. Шкунтики, д. Ямно

Богословие и педагогика

Симеон Полоцкий в присутствии Феодора III проверяет знания Никиты Зотова прежде назначения его учителем Петра I.

По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих»». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды ссылались на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения христиан.

Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10 возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») — вопрос о времени пресуществлении св. Даров). Старообрядцы изначально резко отрицательно отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления». Наличие латинских богословских мнений было впоследствии отмечено и одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием. Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).

Несмотря на свои познания в области астрологии, Симеон Полоцкий активно боролся с экстрасенсами и шарлатанами. Он также не признавал заговоры и изобличал знахарей. Он написал проповедь «Поучение против суеверий».

Симеон Полоцкий. Фигурное стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661).

Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование,  будучи преподавателем  в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу « Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком  катехизисе ( это официальный документ церкви, содержащий основы веры) . Им было написано много проповедей  («Обед душевный» (1681), « Вечеря душевная»(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

 Другим направлением была поэтическая деятельность.

 Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения ( в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый — «Вертоград многоцветный»(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия — справочник,  где читатель мог найти много интересных сведений из истории , географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология» ( 1679) — произведение,  в котором  были представлены речи на различные торжественны случаи в царской семье.

Талант Полоцкокго С. проявился и в драматургии. Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», « О Навуходоносоре и Олоферне « и «« О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы, при его содействии была открыта типография в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения — Славяно-греко-латинской академии, но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи . Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально  на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий — яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи  звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества,  учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно  образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий С. считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения  (задание № 25)по эпохам Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Где поесть

Чтобы перекусить в Полоцком районе, следует отправиться в Полоцк. В городе работают рестораны «Славянский», «Верхний замок», «Полацкі куток», «Росквіт», «Funny Chicken», «Нафтан», кафе «Гурман», «Дамиан», «Раздолъ», Quick Coffee, кафе «О2», «БуFet», «Волна», 4REST Restobar. Или в Новополоцк. Здесь накормят в баре «Слухи», кафе-баре SoVa, пиццерии «Доминика», кафе «Восточный дворик», детском кафе быстрого обслуживания «Верасок», ресторане «Нафтан», в кофейне Bridge, «Лагуна», Domcafe, «Бирхаус», «Гурман», в ресторане-пивоварне «Донжон», ресторане быстрого питания «Сели-поели» и других. В деревне Междуречье на улице Мира работает кафе «Гренадин». Придорожный сервис представлен кафе «Сосница», «Джунгли».

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович)
(1629—1680) — белорус по национальности, общественный и церковный деятель,
писатель, проповедник. Наставник детей царя Алексея Михайловича. Один из
инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии. Открыл в Кремле
типографию.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 468.

Симеон Полоцкий (в миру — Самуил
Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682),
писатель, поэт, педагог. В 1656 — монах Богоявленского
Братского монастыря
в Полоцке. Когда царь Алексей
Михайлович
во время войны с Польшей вступил в
Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими
стихами. В 1660 славил царя торжественной
декламацией уже в Москве. После возвращения
Полоцка Польше Симеон перебрался в Москву. В 1664
выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В
1665-68 руководил школой подьячих Тайного приказа
при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666-67
переводчик, затем автор “Жезла правления” —
антистароверческого трактата, составленного по
материалам Собора. С 1667 воспитывал царских детей,
а кроме того, сочинял вирши к придворным
праздникам. В зарождающейся распре
“латинствующих” и грекофилов лидер первых: в 1672
участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким.
После восшествия на престол Федора
Алексеевича,
его воспитанника, Симеон Полоцкий
приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр.
Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился
открытия неподотчетной патриарху “Верхней”
(дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект
Академии. Пользовался прижизненной известностью
на Руси и за рубежом как ученый муж и поэт.

Симеону Полоцкому принадлежат:
энциклопедический сборник “Вертоград
многоцветный”; “Рифмологион”, включающий
панегирические стихотворения и их циклы,
декламации, а также две пьесы — “Комедия притчи
о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”;
“Псалтырь рифмотворная” — полное стихотворное
переложение ветхозаветной книги псалмов, к
печатному изданию которых (1680) был еще
присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей
“Обед душевный”, “Вечеря душевная”.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Общественный и церковный деятель (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997
).

Громов М.Н.
Церковный деятель, переводчик, поэт, драматург (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Громов М. Н. Переводчик, поэт, драматург (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Чистякова Е.В. Наставник царевичей Алексея и Федора и
царевны Софьи (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.:
Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969).

Перевезенцев С. Деятель восточно-славянской культуры
XVII века (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Русская национальная
философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. Л., 1935;

Избр. соч. / Подг.
текста, ст. и комм. П. И. Еремина. М.—Л., 1953;

Русская силлабическая поэзия
XVII—XXII вв. / Вступ. ст., подг. текста и прим. А. М. Панченко. Л., 1970;

Вирши / Сост., подг. текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У.
Звонаревой. Минск, 1990.

Литература:

Татарский И. Симеон Полоцкий. Его жизнь и деятельность. М., 1886;

Попов В.Е. Симеон Полоцкий как проповедник. М., 1886;

Серман И.З. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого и русская поэзия 18 в.
М.–Л., 1962;

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Майков
Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб.,
1889;

Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // Труды Отдела
древнерусской литературы Института русской литературы. (ТОДРЛ). 1948. Т. 6;

То же // Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.
Л., 1987;

Пушкарев Л. Симеон Полоцкий // Жуков Д., Пушкарев Л. Русские
писатели XVII в. М., 1972. (Сер. «ЖЗЛ»);

Панченко А. М. Русская стихотворная
культура XVII в. Л., 1973;

Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе
XVII в. М., 1974;

Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М.,
1982. (Сер. «Русская старопечатная литература. XVI — 1-я четв. XVIII в.»).

Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели
XVII века. М., 1972.

Знаменитости

Уроженец Полоцкой земли — собиратель белорусского музыкального фольклора, издатель и педагог Антон Гриневич. На личные деньги издавал сборники народных песен с нотами для детей и взрослых. В фольварке Судиловичи родился деятель белорусской культуры, издатель, фольклорист, языковед и литературовед Бронислав Эпимах-Шипила. Был составителем рукописной хрестоматии белорусской литературы, куда вошли тексты многих белорусских писателей. 

Бронислав Эпимах-Шипила

В деревне Шкиляки Полоцкого района родился белорусский прозаик, поэт и переводчик Виссарион Гарбук. Писал в основном для детей, его произведение «Лицо в полоску» было экранизировано в 1971 году. Деревня Зарочаны — малая родина белорусского археолога Петра Лысенко. Изучал древние белорусские города. В Бресте на месте его исследований возник археологический музей «Берестье», в Турове — археологические музей-павильон. Родом с Полоччины белорусский языковед Михаил Судник, один из авторов «Русско-белорусского словаря», «Орфографического словаря» и «Тлумачальнага слоўніка беларускай мовы».

Проповеди

Памятник Симеону Полоцкому (2004; скульптор А. Финский)

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681—1683 годах, в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Это интересно: 189,Скульптура в Могилёве Звёздочет: освещаем тщательно