Дидактика

Понятие дидактики

Обучение и воспитание изучается педагогикой как целостное понятие, в качестве особой социально и личностно детерминированной целенаправленной деятельности по приобщению подрастающих поколений к общественной жизни. Для конкретизации рассмотрения каждой из частей педагогической деятельности выделяют «теорию обучения» и «теорию и методику воспитания».

Определение 1

Дидактика – педагогика исследующая обучение на теоретическом, более общем уровне. Она также может определяться как педагогическая теория обучения, которая дает научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Варианты рассмотрения дидактики

Дидактика, как педагогическая дисциплина, в конечном итоге дает ответ на три важных вопроса:

  • Для чего учить?
  • Чему учить?
  • Как учить?

В процессе познания ответов на данные вопросы может возникнуть еще множество не менее важных, а именно:

  • Как протекает процесс обучения, и какие ему свойственны закономерности? 
  • Кого учить, где учить, и с помощью каких методик осуществлять, оценивать и контролировать обучение?
  • Какие подходы и стратегии могут стать наиболее эффективными в достижении поставленной цели?

Также не стоит забывать, что данное выше определение, не является единственным, дидактика также может рассматриваться и как теория образования и обучения. Тогда образование выступает как результат обучения, а собственно обучение – в качестве «пути образования». Если образование трактуется подобным образом, воспитание не будет являться его составным компонентом. Вся эмоционально-ценностная сторона педагогической деятельности и развитие остаются вне рамок этих понятий.

В некоторых случаях дидактика рассматривается как промежуточное звено между психологией как истинным основанием педагогики и практикой обучения. Однако это уже не педагогический, а психологический взгляд, что и отражает данная дефиниция.

Дидактика, как педагогическая дисциплина

Чаще всего дидактику рассматривают именно с этой точки зрения, а акцент делается на принадлежность дидактики к одной из педагогических научных дисциплин, отрасли педагогики. Знать и понимать дидактику обязан каждый из педагогов, поскольку ни одно решение крупной практической задачи невозможно без опоры на науку и теоретические познания. Сегодня становится с каждым днем все сложнее определять вероятную эффективность той или иной формы, методики или средства обучения «на вскидку». Помимо этого, дидактика также занимается разработкой способов прогнозирования, проектирования, предсказания последствий введения в школьную практику новых предметов и учебных материалов.

Замечание 1

Не стоит предполагать, что дидактика способна дать практике окончательно верное и универсальное решение возникающих вопросов.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Процесс познания является нескончаемым, а любая наука проходит путь развития через преодоление трудностей и противоречий. Таким образом, в данном случае уместным будет вести речь не о своеобразных готовых «рецептах», а о том, что дидактика дает педагогу материал для размышления о собственной деятельности, сопоставления действительного с желаемым и посредством этого позволяет преобразовывать ситуацию.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело – предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы – это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам спланировать и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и делаете конспект, а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день самопроверке (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию

Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом

И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика – это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию личности человека; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе с развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом – английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием – частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих привычек, например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение, т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения – передачу знаний от педагога к учащемуся.

Черты дидактики

Все дидактические исследования имеют собственный объект. Традиционно это реальные процессы обучения, которые предоставляют сведения о взаимодействии, существующем между его самыми разнообразными сторонами. При этом они показывают особенности структурных и содержательных компонентов всего процесса обучения

Важно отметить и то, что это является научно-теоретической функцией дидактики

При помощи приобретенных теоретических сведений можно разрешить подавляющее большинство сложностей, полностью связанных с обучением, а именно:

  • приводить основное содержание образования в полное соответствие целям, которые постоянно меняются;
  • определять критерии обучения;
  • выявлять возможности, содержащиеся в обучающих методах и средствах;
  • создавать совершенно иные прикладные технологии и многое другое.

В качестве педагогической дисциплины дидактика активно применяет следующие термины педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание».

Помимо всего вышесказанного дидактика как наука обладает собственным предметом. Так, предмет дидактики содержит в себе закономерности и особенности обучения, его задачи, научные основы содержания образования и многое другое.

Традиционно принято выделять общую и частную дидактики. Цель общей дидактики состоит в том, чтобы изучить процесс обучения. Данное исследование происходит во взаимодействии с факторами, которые его создают, а также условиями, в процессе, которого он протекает. Частная дидактика в свою очередь проводит анализ зависимости, обусловливающие процесс и итоги процесса обучения.

Задачи и категории дидактики

Дидактика появилась в 16 столетии благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке. Он рассказывал о неком искусстве обучения, которое нужно было предварительно постигать, чтобы стать действительно великим учителем. Сейчас дидактика имеет те же основные задачи. Происходит изучение того, чему нужно учить, и как это лучше делать. Дополнительно дидактика изучает, когда и кого нужно учить, как достичь максимального показателя эффективности при этом.

Дидактика делится на несколько основных разделов:

  • Обучение представляет собой процесс взаимодействия между учениками и учителем, во время которого ученики получают новые знания и всесторонне развиваются.
  • Преподавание – это деятельность непосредственно учителя, которая нужна для предоставления ученикам определенной информации.
  • Учение – это деятельность ученика, который должен обретать новые знания, навыки, проявлять творческие и эмоциональные составляющие, приобретать ценный опыт.
  • Образование предполагает, что человек во время обучения будет становиться более развитым и культурным.
  • Знания – это предоставляемая ученику информация.
  • Цель в дидактике – это положительный конечный результат и усвоение учеником знаний.
  • Содержание подразумевает определенную систему навыков и знаний, ценностных отношений.
  • Познавательная активность – это то, как ведут себя ученики, насколько они мобилизуют свои умственные, нравственные, волевые силы для того, чтобы решить определенную задачу, поставленную учителем.

Дидактика применяется для того, чтобы более подробно изучить закономерности, которые могут возникать в сфере того или иного предмета. При этом дидактики проводят тщательный анализ зависимости, которая позволяет происходить процессу обучения, определяет методы и средства, которые помогут достигнуть поставленной цели и выполнить определенную задачу. Благодаря этому наука отлично справляется как с практической, так и с теоретической стороной поставленной задачи. Огромным преимуществом науки является то, что она способна охватить всю систему обучения и объединить разные предметы вне зависимости от уровня учебной деятельности.

Для любой стороны процесса обучения важно иметь развитые когнитивные способности

Тренажеры Викиум отлично развивают память, внимание, концентрацию и все виды мышления

Разделы дидактики

В состав дидактической науки входят 7 разделов:

Первый раздел предоставляет данные о содержании образования и обучения. К нему относят учебные программы и планы.
Второй раздел исследует обучающий процесс с позиций различных дидактических систем в пределах педагогики и психологии.
Третий структурный элемент дидактики рассматривает законы, закономерности и принципы процесса обучения.
Четвертый раздел изучает методы и средства обучения.
Раздел номер пять посвящен организационным формам и реализации учебного процесса.
В шестом разделе рассматриваются методы управления результатами обучения.
Последний раздел дидактики считается молодым

Он акцентирует внимание на технологиях и системах обучения, изучает классические и новейшие приемы и методики обучения.

Развитие дидактики

Обучение рассматривается в качестве процесса, где главная роль предусмотрена для чувственного восприятия вещей. Коменский утверждал, что ощущения – это источник всех знаний, поэтому обучение детей должно проходить не путем словесных рассуждений и литературы, а с помощью изучения причинных связей и наблюдений за окружающими предметами или явлениями. Учащиеся должны развить все органы чувств, что позволит подвести к последующим наблюдениям явлений, предметов окружающего мира.

Предложенные положения были основой для развития дидактики, но с существенными недостатками.

Чувственное познание не способно привести к истине самостоятельно, одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь – ядро, слова – кора и шелуха», не сможет стать основой обучения, которое обеспечивает движение к знаниям.

Коменский создал учебные пособия, учебники для детей, разработал методы обучения наукам и языкам. Его методы смогли значительно повысить успеваемость обучения учащихся.

Он сумел раскрыть в самом обучении две стороны: объективную (законы обучения), субъективную (применение законов), смог положить начало теории обучения, то есть дидактики, и искусству преподавания.

Еще один известный выдающийся педагог – Жан Жак Руссо, который отстаивал свою идеологию за свободное развитие каждого человека, идею всемирной активности ребенка. Он подвергал критике существовавшее в то время обучение, так как считал его неприемлемым из-за книжного характера, скованности действий и отдаленности от действительности. Позже он сам выдвинул концепцию обучения, опирающуюся на непосредственные запросы ребенка и его потребности.

Согласно данной концепции, рассматривался запрет на игнорирование потребностей ребенка и его интересов, так как это способствовало лучшей подготовке к будущей жизни

На самом деле для того, чтобы приготовление было эффективным, необходимо занять учащегося тем, что важно для него на сегодняшнюю жизнь. Только так можно способствовать умственному развитию обучаемого

Существует отрицательная сторона предложенной Жан Жаком концепции. Педагог сделал вывод том, что учащийся производит определение своего собственного пути учения и развития самостоятельно. Определение дидактики в педагогике относилось к величайшему его последователю.

Идеи Жака продвигались и развивались, после чего нашли практическое воплощение в трудах Иоганна Генриха Песталоцци. Предложенная им дидактика была неразрывна с педагогикой. Высшая степень воспитания для Песталоцци – это пробуждение спящих сил для развития уверенности в себе. Поэтому он предложил три средства: культуру сердца, развитие ума в процессе расширения круга наблюдений, их анализа и заключения их в логические связи, знакомясь с языком для их выражения, нравственное развитие.

Песталоцци ставил на первое место обучение как путь воспитания. Специальное образование должно было основываться на общем. Целью обучения считалось развитие личности, гармоничность формирования сил и способностей, воспитание трудолюбия. Обучение всегда должно быть связано с психологией ученика, которое развивается в процессе обучения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные категории дидактики

В рамках дидактики как науки можно выделить несколько важнейших категорий.

Во-первых, это обучение, которое является целенаправленным, специально организованным процессом взаимодействия учителя и учеников, в результате которого происходит усвоение конкретной системы знаний, деятельности, приемов мышления, а также системы отношения к самим себе и миру вокруг. В качестве закономерности обучения выступает совокупность связей, которые являются общими и объективно необходимыми, между компонентами обучения и иными дидактическими явлениями, обеспечивающими их развитие и функционирование.

Во-вторых, это преподавание, которое выступает в качестве управления учебной деятельностью обучающихся, а также всесторонней помощи им в процессе усвоения знаний и построении отношения к себе и окружающему миру, формировании основных способов мышления.

Определение 5

Принципами обучения называют его руководящие, главные положения, определяющие основные требования к содержанию и функционированию учебного процесса.

Определение 6

Учебная деятельность (некоторые специалисты предпочитают термин «учение») – это деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленным познавательным характером, т.е. она нацелена на получение знаний, освоение новых типов мышления и отношения к миру и самому себе.

Принцип объективности

Данное правило говорит, что процесс образования должен полностью соответствовать последним научным данным. И своеобразным посредником между наукой и школой должна выступать учебная программа. К сожалению, наша учебная программа нередко отстает от того, что появляется в науке сегодня.

Причин этому много. Первая — это Министерство образования, которое не стремится менять программу. Вторая — это учебники, которые нередко не соответствуют даже самым старым программам. А третья — это очень большой темп научного прогресса, что также способствует нарушению этого принципа. А ведь он основной в данной науке. Так что далеко не всегда информация является объективной.

Разработка методов и приемов преподавания

Методы обучения сегодня можно определить как способы и
алгоритмы представления содержания образования, направленные на их восприятие и
усвоение. С организационной точки зрения любой метод обучения — это система
взаимоотношений между преподавателем и студентами, направленная на достижение
образовательных целей.

Первый, самый старый метод обучения — репродуктивный, суть
которого определяется формулой «делай как я», а образцом для
повторения служили близкие детям взрослые, обычно родители. Подражая им, дети
осваивали навыки повседневной деятельности: добывание пищи, изготовление
одежды, ориентирование на местности и т.д.

Первым революционным изменением в методах обучения стало
появление профессии учителя, вторая революция произошла при замене устного
обучения письменным, а еще большее качественное изменение произошло с более
поздним появлением книгопечатания с его принципиально новыми возможностями.
Книги позволили одному человеку передать обобщенный опыт и результаты
размышлений многих людей.

Однако появление возможности не всегда автоматически влечет
за собой ее реализацию, и уж точно не в оптимальном режиме. В средние века
ученики церковных школ механически заучивали религиозные тексты наизусть и даже
не имели права делать собственные интерпретации этих текстов. Такой способ
изложения христианской доктрины назывался катехизисом, а соответствующий метод
— догматическим или катехизическим. Интересно, что эти два названия
впоследствии приобрели нарицательное значение и используются в наше время для
оценки попыток выдать любые недоказанные утверждения за неопровержимые
утверждения, которые должны быть слепо приняты как незыблемые.

С развитием эпохи Возрождения в 14-м и 15-м веках
средневековые методы образования постепенно заменялись гуманистическими.
Педагогика разработала общую методологию воспитания как радостного,
добровольного и сознательного процесса, на основе которой возникли новые методы
воспитания. Одним из идеологов методов гуманизации образования в это время был
французский философ Мишель Монтень. Эссе» Монтеня выдержали испытание
временем на протяжении веков и до сих пор читаются и переиздаются. В качестве
основных методических приемов гуманисты рассматривали развитие у учащихся здорового
скептицизма, то есть привычки критического, объективного отношения к явлениям
жизни, а также развитие творческого подхода к пониманию мира. Методы обучения
должны развивать независимое мышление и интеллектуальные способности.

В результате практической реализации таких идей в учебном
процессе эпохи Возрождения естественным образом сформировались методы,
направленные на развитие знаний как активной деятельности обучающегося. Они
включали такие методы, как самостоятельная работа, наблюдение, эксперимент,
практика, использование наглядных пособий и способов представления данных.
Интересно сравнить эти методы с этапами обучения, введенными И. Ф. Гербартом в
образовательную практику 19 века. Первый этап обучения по Гербарту назывался «наглядностью»
и заключался в визуальном ознакомлении учащихся с предметом. На втором этапе —
«ассоциации» в процессе свободной беседы происходило сравнение новых
и старых идей. Третий этап — «система» подразумевал четкое, логически
последовательное изложение нового материала, с определением основных положений,
выведением правил и формулировкой законов. Четвертый этап — «метод»
определялся развитием у студентов навыков применения новых знаний в контексте
практической деятельности.

В нашем веке объем знаний с их лавинообразным ростом достиг
таких головокружительных размеров, что человеку трудно справиться с ними даже с
помощью современных информационных и компьютерных технологий. Примером тому
может служить оценка экспертов в области информационных технологий, которые
считают, что сегодня человек не может освоить более нескольких процентов
информации, найденной в Интернете. Тем не менее, процесс компьютеризации
образования, происходящий на наших глазах, рассматривается экспертами как
четвертый революционный скачок в области методов обучения.

Похожие термины:

  • педагогические взгляды и практика древних греков и римлян, которые сложились (VII в. до н. э.V в. н. э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.

  • Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспит

  • сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебновоспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.

  • качественная оценка состояния научной педагогики 60-80-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе. Педагогика тоталитарного времени характеризовалась как «насильственная», «безличностная», «бездетная

  • интегративная библиотековедческая д исциплина, в которой рассматриваются проблемы теории чтения, пропаганды литературы, руководства чтением и библиотечное дело. Иногда ей придают черты приклад

  • изучает особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

  • совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Включает: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.). К п

  • изучает воспитательные возможности (теоретические возможности и практику) работы в условиях досугового центра – клуба.

  • представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия

  • представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до и. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и и

  • течение в реформаторской педагогике конца XIX-начала ХХ в.; основоположник В. А. Лай считал главным в воспитании и обучении-принцип действия: развитие всех форм активной деятельности учащихся.

  • педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся

  • Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище и logos — наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере

  • педагогические (воспитательные) возможности СМИ, влияющие на человека, человеческое сообщество.

  • педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды ка

  • определяет воспитательные возможности реализации человеком, группой свободного времени.

  • новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, псих

  • направление зарубежной педагогики, положения которого основаны на данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX – начале XX вв. в Герм

  • лат. – сущность в себе) – ветвь педагогического знания, исследующая закономерности и особенности воспитания и обучения человека, построенные на основе учения экзистенциализма. Экзистенциализм п

  • гр. – блаженство) – учение в педагогике о целях, содержании и средствах обучения и воспитания детей в их способности создавать себе условия и быть счастливыми. Это педагогика о способах развития в

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

Что такое дидактика?

Дидактика — это наука об обучении и один из разделов педагогики, который изучает оптимальные методы обучения детей. Важная цель — чтобы им было комфортно поглощать новые знания. Естественно, это очень трудная затея. И пусть уже четыре века образовательная система существует как таковая, а все равно попробуй детей заставить работать, если они не хотят! Поэтому педагогика, и дидактика в частности, ставит своей основной целью вопросы мотивации детей к обучению. И иногда даже получается использовать достижения науки в самом образовательном процессе.

Не следует путать такие понятия, как андрагогика и педагогика. Первая касается взрослых, а вторая — детей. Разница в обучении этих членов социума просто колоссальная. Судите сами: дети обычно страшно неусидчивые. У них не хватает порой волевых качеств, чтобы обучаться. Поэтому задачей педагогов является в том числе их формирование у детей, чтобы они могли ответственно подходить к процессу обучения.

В случае же со взрослыми оные идут обучаться с конкретной целью

Им важно иметь знания. И в отличие от детей, которые не ценят бесплатное образование, взрослые даже готовы платить деньги, чтобы их обучали

Так что андрагогика по своей природе значительно проще. Впрочем, там также есть проблемы. Но мы сейчас говорим о дидактике — важном подразделе педагогики.

Что это за наука? Она являет собой базу, на которой строится педагогическое знание. Достаточно трудно представить современного человека, который никогда в своей жизни не становился предметом деятельности людей, занимающихся дидактикой. Мы же немножко отклонимся от проблемы данной науки и перейдем непосредственно к истории.

Принцип наглядности

Дидактика обучения — очень старая наука. А данный принцип является основным. Сам Коменский говорил, что это золотое правило обучения. И он был прав. Ведь дети не имеют способностей к восприятию абстрактной информации, развитых в той же мере, что у взрослых. Процесс обучения может быть только конкретным. Особенно это касается детей, которые не могут самостоятельно обобщать информацию, излагаемую учителем. Все это приводит к такому результату: ребенку не только трудно правильно воспринять поданный материал, и у него существенно снижается самооценка, что негативно сказывается на дальнейшей эффективности обучения.