Традиции и обычаи даргинцев

Оглавление

Образование

Есть школьное образование на даргинском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на даргинский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть даргиноязычные детские сады. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у даргинцев с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.

В медресе в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском, Левашинском и Сергокалинском районах ведётся обучение на даргинском языке. Также в некоторых медресе города Избербаш и Хасавюртовского района.

Интересные факты

В современной истории России дагестанский флаг единожды приспускался. Произошло это в 2012 году, в честь траура над жертвами двойного теракта, который произошел на посту в столице республики – городе Махачкала. Во время нападения тогда погибли 15 человек. Свыше 100 людей получили повреждения разной степени тяжести.

В 2014 году на территории Махачкалы развернули флаг дагестанской республики длиной 40 метров и шириной 27 метров. К этому мероприятию привлекли 250 человек. Событие должно было попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самое массовое развертывание полотна, в котором принимали участие молодые люди.

На территории Дагестана насчитывается свыше 700 муниципальных образований, имеющих собственный символ. Но на каждом гербе или флаге республики отражены один или два цвета основного стяга (в основном, используется зеленый). Объясняется это тем, что муниципальные образования составляют единую республику, в которой приняты одинаковые порядки, законы и нормы жизни. Также наличие зеленого на символах муниципальных образований обусловлено тем, что местное население преимущественно состоит из людей, исповедующих ислам.

Даргинцы

Даргинцы, дарган, дарганти (самоназвание),
народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с
вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том
числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае
(32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365
тыс. человек. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи; важнейшие диалекты — акушинский (на его основе литературный язык),
цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский,
муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита.
Верующие — мусульмане-сунниты.

К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства
арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание
этнонима Даргинцы — 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на
территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских
общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. После
вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в
освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля
(1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921
Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В
советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1)
нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница,
просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый
скот); 2) среднегорный — пашенное земледелие и отгонное (осенью)
овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное
земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно
обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева,
камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи,
сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги,
гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи,
резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага,
кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось
отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение
товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на
традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые
высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная
интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община —
джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Большая часть Даргинцев
входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар,
Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи —
малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи.
Сохранялись тухумы — патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от
одного предка.

Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в
предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище
однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах — двух- и
многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье — двухэтажные и одноэтажные
дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более
широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными
двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа — рубаха, штаны,
бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь;
женская — платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа
архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор — чухта (имел
локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и
вышивками.

Традиционная пища — мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты,
зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки,
пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется
традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки
доисламских представлений.

Использованы материалы статьи М.О.Османова в  кн.: Народы
и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000

Флаг республики

Национальный флаг республики впервые был принят в 1994 году, а в 2003 его переутвердили, дополнив некоторыми изменениями. Он поделен на три равновеликие горизонтальные полосы: зеленую, синюю и красную. Ранее в середине был голубой цвет, но теперь он темно-синий.

Идея флага перекликается с идеей герба Республики Дагестан о единстве и храбрости народа, а также о ценности природы края. Верхняя зеленая полоса символизирует ислам, который исповедует большинство местных жителей. Кроме того, этот цвет ассоциируется с изобилием и жизнью. Синяя полоса олицетворяет величие и благородство народов республики и одновременно символизирует Каспийское море. Красный цвет – знак мужества, силы, храбрости.

Описание ногайского флага

Государственные символы Ногайской орды, на самом деле – это достаточно спорная тема. Исторически нет ни одного доказательства того, что один из всех существующих флагов был официально утвержден в государстве. Например, по одной версии, ногайский народ использовал синее «лазоревое» полотно с зеленым «изумрудным» сидящим волком, у которого за спиной изображены настоящие крылья.

Если верить истории, этот символ свойственен тюркам, которые по легенде, выжили благодаря волчице, спасшей от смерти последнего тюрка. Впрочем, ногайцы – это своего рода потомки тюрков, потому знамя одновременно и принадлежит, и не принадлежит им.

Но существует и другой вариант знамени. Его внешний вид более близок к культуре ногайцев, да и упоминается он намного чаще. Этот флаг также не имеет доказательств официального утверждения, а потому не рассматривается как один из гражданских вымпелов ногайской орды. Он представляет собой полотно с горизонтальной ориентацией и отношением ширины к длине, равным как 2:3.

В качестве фона используется ярко-красный «червленый» оттенок. Учитывая то, что в то время не существовало точных цветовых кодов, а официальное полотно выпускалось только одними мастерами, то точность красного оттенка не играет роли. Однако в современной рисовке используется оттенок красного соответствующий коду rgb (211,3,27).

В центре полотна изображен белый «серебряный» круг с двумя каемками красного и белого цветов. Диаметр круга с каемкой занимает ровно 5/14 от длины стяга. В центре круга находится красная тамга. Так называется фигура, которая состоит из трех длинных зубцов и одного круга. По размерам элемент занимает 1/2 от диаметра круга.

История появления

Развитие флага неотрывно связано с историей Республики Дагестан. Первый флаг появился на этой территории в 1829 году. Тогда национальный символ был представлен в виде полотна зеленого цвета, на которым выведены белые арабские узоры.

Однако официально такой флаг признан не был. Объясняется это тем, что территория, которая сейчас относится к республике, во времена Российской империи входила в состав Терской области, которая включала в себя еще и Чечню.

В 1919 году, когда пала государственность в стране, сформировался Северо-Кавказский эмират. Это образование, возникшее на территории аула Ведено, который находится в Чечне, включало в себя:

  • горные территории Дагестана;
  • горную Чечню;
  • часть Ингушетии.

Северо-Кавказский эмират создавался как образование, которое находится под протекторатом Османской империи. При этом данное шариатское государство не имело четких границ. В качестве национального символа Северо-Кавказский эмират выбрал зеленое полотно, на котором изображен белый полумесяц с тремя звездами сверху.

В отличие от последующих, первый флаг отличался нестандартной формой. С момента образования СССР и до современной России национальный дагестанский символ выполнен в виде прямоугольника, соотношение сторон которого с течением времени менялось. Но когда данная территория относилась к Северо-Кавказскому эмирату, полотно по краям имело скругленные «зубья».

После образования СССР и вхождения Дагестана в состав Союза флаг республики претерпел изменения. В 1925 году в качестве национального символа ввели красное полотно, на котором желтыми буквами было написано ДАССР. По прошествии 12 лет после начала действия государственной Конституции флаг республики доработали. С этого периода ввели флаг, отличающийся следующими особенностями:

  • вдоль левого края тянется синяя полоса;
  • красное полотно;
  • сверху, рядом с синей полосой, вынесены пятиконечная звезда и серп с молотом;
  • ниже от серпа и молота присутствует аббревиатура ДАССР.

К примечательным особенностям данной формы флага относится то, что надпись «ДАССР» была нанесена на нескольких языках народностей, проживающих на дагестанской территории:

  • русский;
  • аварский;
  • кумыкский;
  • лезгинский;
  • лакский;
  • азербайджанский;
  • татский;
  • табасаранский.

В 1978 году в СССР утвердили новую Конституцию. Это повлекло изменения в форме управления страной и дизайне национальных символов республик, входящих в состав Союза. Республиканский флаг Дагестана после введения новой Конституции остался прежним. Но, помимо прежних надписей, на полотне появились аббревиатуры на следующих языках:

  • ногайский;
  • чеченский;
  • даргинский.

В 1994 году произошла очередная трансформация дагестанского флага. Национальный символ республики приобрел современные очертания. Спустя 7 лет после этого было изменено соотношение длины и ширины. Цвета и расположение оттенков остались прежними. Также не стали изменять размеры полос, каждая из которых отличается одинаковыми длиной и шириной.

Проект флага Республики Дагестан создавал художник Абдулвагаб Ш. Муратчаев. Современную форму полотна дважды утверждали органы местного самоуправления. После этого текущий вид республиканского символа был внесен в соответствующие российские законы.

В отношении республиканского флага действуют те же нормы закона, которые применяются для других национальных символов. То есть граждане, которые надругаются над полотном, привлекаются к соответствующей ответственности, в том числе и приговариваются к тюремному заключению.

Флаг донских казаков

Знамя донских казаков имеет многовековую историю. Сегодня это полотнище прямоугольной формы с тремя полосами: красного, желтого, синего цвета.

Впервые казачье знамя донских войск появилось в XVII веке, когда было пожаловано атаману царем Михаилом Федоровичем. Полотно было составлено из камки красного оттенка с синей опушкой, но по центру был нарисован двуглавый орел как символ империи.

Затем казаки Дона получили полотнище из рук Алексея Михайловича. Он даровал войскам грамоту за храбрость. Это знамя было малинового цвета, имело зеленую кайму, по центру по-прежнему размещали двуглавого орла.

Позднее были дарованы и другие знамена, но вид оставался неизменным. Образец знамени изменился, когда пришла Екатерина. Во второй половине 1746 года казаки получили полотнище с государственным гербом России, пальмовым венком и титулом императрицы по кайме.

Следующее изменение связано с кампанией против французов. Оно повторяло флаг, дарованный в 1799 году. Затем войска донских казаков поочередно обновляли знамена в честь Кавказской войны, Турецкой войны и трехсотлетия существования самого войска.

Современное развитие символики получило толчок после 1990 года, когда был созван съезд казаков. На нем было решено создать союз казаков области войска донского. Были разработаны символы, но официального утверждения их не было. Только в 2010 году президент России официально утвердил символику, сделал знамя Всевеликого Донского войска официальным.

Сегодня современный флаг представляет собой триколор. Каждый из цветов имеет особое значение:

  1. Желтый. Народы Калмыкии.
  2. Синий. Донские коренные казаки.
  3. Красный. Русские.

Издавна войско казаков Дона состояло из представителей этих трех народов, поэтому включение полос, предполагающих каждый отдельный народ, как бы является знаком уважения. Это стало напоминанием о том, что с самого начала своего существования казаки разных народов сражались рядом друг с другом.

Еда

В кухне даргинцев, проживающих на равнине, преобладала растительная пища. В высокогорье предпочитали в основном пищу из молока и мяса. Самые распространенные мучные изделия — это хинкал и около 50 вариантов пирогов чуду с различными начинками. Муку использовали ржаную, просяную, кукурузную, ячменную и пшеничную. Из говяжьего и бараньего мяса производят колбасы, мясо сушат и коптят. Из молока делают несколько видов сыра. Супы у народа очень популярны, их готовят с фасолью, овощами, молотой пшеницей. Очень популярен шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и вареников). Из сладостей даргинцы часто делают яблочные карамели — яблоки, сваренные в карамели целиком. Дополнением в рационе являются зелень, овощи, фрукты, ягоды.

В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Давно научились представители этой народности консервировать фрукты и овощи. Пища подается к столу на общем большом блюде, из которого едят все. Раньше у даргинцев дома были ручные мельницы, в которых они сами мололи муку из зерновых. В домах была специальная комната очага, где готовили еду. Существовали целые квартальные пекарни, где выпекали пироги и хлеб чурек. Любимый напиток даргинцев — квас буза.

Что за нация даргинец. Кто такие даргинцы

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана. Они составляют 16,5 % от всего населения республики. Всего в России насчитывается около 590 тысяч представителей этого народа. За пределами Дагестана больше всего даргинцев – более 50 тысяч человек – живут в Ставропольском крае.

Происхождение и история даргинцев

Несмотря на существование общего литературного даргинского языка, сложившегося на основе акушинского диалекта, далеко не все даргинцы одинаково хорошо понимают друг друга: насчитывается около 17 диалектов, довольно существенно различающихся между собой. Письменный даргинский использует кириллический алфавит.

Вплоть до вхождения в 18 веке в состав российского государства земли, населенные даргинцами, находились под управлением союза сельских обществ Акуша-Дарго Кайтагского уцмийства. Во времена Кавказской войны даргинцы в большинстве своем поддерживали Шамиля, однако активного участия в военных действиях не принимали.

В советский период истории российского государства, когда была образована Дагестанская АССР, многие даргинцы переселилось из горных в равнинные районы республики.

Ремесла даргинцев

Кубачинские мастера также издавна славились изготовлением кольчуг, шлемов, панцирей, налокотников, ружей и пистолетов. Парадное оружие (ножны, рукоятки шашек и кинжалов) даргинцы весьма умело оправляли серебром и позолотой и украшали узорчатыми пластинками из кости. Причем, искусство златокузнецов не забыто и в наши дни. К примеру, в Кубачах, каждый, от мала до велика, владеет ювелирным мастерством: оно передается в семьях из поколения в поколение. Помимо оружия, создают местные умельцы подсвечники, парадную посуду и, конечно, женские украшения. Работают с серебром, медью, костью и эмалью.

Кстати, хотя в знаменитом «серебряном» селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или «кубачинскими французами»: своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато «оснащены» гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Даргинские женщины – признанные мастерицы ковроткачества, вязания и войлоковаляния.

Быт даргинцев

Быт даргинцев издавна регулировался традиционным правом — обычаями, принятыми в том или ином джамаате (сельской общине). Общины, в свою очередь, объединялись в более крупные сообщества, часть которых на протяжении долго времени составляла так называемую Акушимскую конфедерацию. Внутри общин жизнь даргинцев формировалась вокруг малых семей и их групп (тухумов), ведущих родство от одного общего предка.

За даргинским столом о диетах лучше забыть сразу! В центр стола при каждом застолье обязательно выставляется национальная кулинарная гордость – чуду – что-то среднее между блинами с припеком и «закрытым» пирогом. Традиционные чудо-начинки — мясо, овощи, творог и горные травы. Столь же обязателен и хинкал (не путать с хинкали), рецепт которого свой у каждой хозяйки. Самые популярные супы — из пшеницы, гороха или фасоли. А запивать все это разнообразие полагается бузой – слабо- или безалкогольным квасом, который сами даргинцы называют напитком аксакалов.

Основные районы проживания даргинцев по переписи 2010 года

Название района Население района % даргинцев
Дахадаевский район 36 709 99,0%
Сергокалинский район 27 133 98,9%
Акушинский район 53 558 96,0%
Кайтагский район 31 368 90,1%
Левашинский район 70 704 76,5%
Избербаш 55 646 64,9%
Каякентский район 54 089 42,3%
Карабудахкентский район 73 016 32,3%
Тарумовский район 31 683 23,5%
Южно-Сухокумск 10 035 21,1%
Каспийск 100 129 20,7%
Кизлярский район 67 287 19,5%
Махачкала (м/о) 696 885 15,3%
Кизляр (м/о) 51 707 14,4%
Буйнакский район 73 402 13,4%
Кумторкалинский район 24 848 8,4%
Ногайский район 22 472 8,1%
Дербентский район 99 054 7,9%
Дагестанские Огни 27923 6,6%
Буйнакск 62 623 6,3%
Бабаюртовский район 45 701 6,1%
Агульский район 11 204 5,9%
Дербент 119 200 5,6%
Хасавюртовский район 141 232 5,4%
Хасавюрт 131 187 4,1%
Гунибский район 25 303 2,5%
Кизилюрт (м/о) 43 421 2,3%
Лакский район 12 161 2,0%
Дагестан 2 910 249 17,0%

Да исполнятся желания вашей души! Обычаи и традиции даргинцев

Даргинский фольклор настолько изобилует благопожеланиями и проклятиями, что по ним можно составить довольно-таки полное представление о менталитете этого дагестанского этноса. А наиболее страшные даргинские проклятия «от обратного» говорят о том, какие обычаи даргинцев главенствуют в народной иерархии ценностей:

Почитание старших. «Чтобы твоя старость оказалась никому не нужной!»

Гостеприимство. «Пусть переломаются все кости у того, кто не любит гостей!»

Семейные традиции. «Чтоб твои родные рассыпались как бусы с порванной нити!»

Даргинские традиции уважения к старшим и обычаи гостеприимства

Уважение к возрасту – одна из главных добродетелей, почитаемых даргинцами. Старшему всегда уступят место. Когда он говорит, молодежь слушает стоя. За столом его блюдо первым наполняется едой

Невнимание к старости непростительно, оно серьезно осуждается обществом

Не менее трепетно, чем к старшим, относятся в даргинских семьях и к гостям.

У даргинцев, как, впрочем, и во всем Дагестане, да и на Кавказе в целом, принято быть готовыми к тому, что в следующую минуту на пороге появится путник, которого нужно принять со всеми почестями. Расул Гамзатов в лирической повести «Мой Дагестан» упоминает, что горцы ждут гостя буквально ежечасно, и поэтому его приход не способен застать врасплох, а даже самый маленький гость всегда почетнее самого старшего хозяина. И не имеет значения ни национальность пришедшего, ни его вера, ни его социальный статус.

Для гостя в доме неизменно обеспечивается идеальный порядок и лучшее место. Поэтому у даргинцев всегда есть своеобразный неприкосновенный запас. Даже маленькие дети знают об этом и, например, обнаруживая конфеты, всегда интересуются у родителей, а не для гостей ли приберегли сладости. При чужих в доме не принято суетиться, прибираться, чрезмерно хлопотать, все совершается чинно и неторопливо: гость должен пребывать в состоянии абсолютного покоя.

Одинокое дерево ветер легче валит. Семейные традиции и обычаи даргинцев

Для даргинской семьи привычен патриархальный уклад, подразумевающий главенство старших над младшими, мужчин над женщинами. Любой неправедный поступок даргинца ложится позором на всю его семью, весь его род. Поэтому каждый стремится неуклонно следовать этическому кодексу, чьи правила передаются из поколения в поколение. Благородство и трудолюбие, честность и смелость, достоинство и благочестие – вот важнейшие качества, присущие даргинцам.

Свадебные традиции даргинцев типичны для большинства кавказских народностей. Обряды сватовства и получения согласия на женитьбу, обручение и пребывание невесты в «другом» доме, ввод новобрачной в общую комнату и первый выход к роднику за водой – все эти этапы создания новой семьи проходят и даргинские юноши, и девушки.

Дети в даргинских семьях – величайшая ценность. Пожелание бездетности – еще одно суровое проклятие, чаще, правда, используемое женщинами. Имена детям принято давать в честь пророков или чтимых предков, уже умерших родственников или уважаемых в семье людей. И каждый знает, что он должен соответствовать данному при рождении имени. Характерное благопожелание даргинцев: «Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!»

Чтобы вырастить достойных членов общества, с самого раннего возраста ребенка приобщают к взрослым занятиям. Так, мальчики усваивают, что их призвание – быть воинами, а девочки на деле готовятся стать умелыми хозяйками и любящими матерями

И вполне закономерно, что важное место среди даргинских обычаев занимает празднование совершеннолетия. Юноша получает свой кинжал, а девушка – бабушкино «взрослое» украшение

Многочисленные традиции даргинцев отражены и в народных празднествах. Привычная для горцев сельскохозяйственная деятельность сопровождалась старинными обрядами, восходящими к магическим верованиям. Так, в праздник первой борозды, знаменующий начало пахоты, обязательно выбирали главного пахаря, его одевали в символизирующую богатый урожай вывернутую наизнанку шубу и во избежание засухи поливали водой. А в сороковой день весны жители сел обязательно устраивали торжественное шествие к роднику, за водой от сглаза. Не менее любим у даргинцев и праздник урожая, с неизменной совместной трапезой, танцами и играми.

Расселение

Дагестан

Даргинцы — второй по численности дагестанский этнос (после аварцев), составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане , по Всероссийской переписи населения 2010 года — 589 396 человек, в том числе в Дагестане — 490 384 человек. Территория традиционного расселения даргинцев — горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 % населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 %, 2002 г.).

Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения. Даргинцы — горожане проживают в Избербаше (57 % населения этого города), в Махачкале (12,4 %), Кизляре (7,3 %), Буйнакске (6,6 %), Хасавюрте (4,2 %) и Дагестанских Огнях (9 %, 2002 г.). Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к посёлкам городского типа. Много даргинцев также в посёлках Ачису, Манаскент и Мамедкала.

Диаспора

Даргинцы проживают в разных регионах России. Крупнейшая даргинская община за пределами Дагестана представлена в Ставропольском крае. Численность даргинцев в Ставропольском крае увеличилось с 15 939 человек в 1979 году до 32 740 человек в 1989 году , 40 218 человек в 2002 году , 49 302 человек в 2010 году . Также даргинцы имеют крупные диаспоры в Ростовской области (8304 человек, 2010 г.), Калмыкии (7590 человек, 2010 г.), Астраханской области (4241 человек, 2010 г.), Москве (3255 человек, 2010 г.) и др. Несколько сотен даргинцев проживают в Красноярском крае. Первые даргинцы появились в Красноярском крае в 1930-е годы . Согласно переписи 2002 года, в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, из них 32 % в Норильске, 20 % в Красноярске, 20 % в Шарыпово и Шарыповском районе .

Небольшие группа даргинцев проживают и в странах бывшего СССР. Так на 1959 год в Киргизии проживало 965 даргинцев, а к 1999 году их численность достигла 2704 человека, что составляло 0,1 % населения республики . В современной Турции даргинцы проживают в шести сёлах, район города Ялова, в Сирии в одном селе-Дер-фуль.

Происхождение

Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.

Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.

Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.

Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.

Внешность

Национальная одежда даргинских мужчин состояла из туникообразной рубахи «хевы» и штанов «шарбар» простого кроя. Использовали эти вещи не только как нательную, но и как часть верхней одежды. Шили ее из плотной хлопчатобумажной или шерстяной ткани темного цвета: синего, черного или серого. Мужчины в Нижнем Кайтаге носили белую рубаху и белые штаны.

Поверх рубахи надевали бешмет (каптал) на подкладке, сшитый из темного плотного материала. Для пошива нарядного бешмета, покупали шелковую или шерстяную ткань черного, темно зеленого или синего цвета. Шили каптал в талию, по фигуре. Спереди, сверху донизу был прямой разрез. Длина одежды была чуть ниже или выше колен, по желанию мужчины. Ниже талии, в основном сзади и по бокам, вшивали несколько клиньев, узких и расширяющихся к низу, они образовывали фалды. Таких клиньев было до 10.

У бешмета стоячий невысокий воротник, по бокам, ниже талии, располагались внутренние карманы. На груди карманы были нашивные. Бешмет спереди застегивался на мелкие пуговицы и петли, от воротника до пояса. Петли изготавливали из самодельной тонкой тесьмы. Этой же тесьмой обшивался воротник, рукава, вырезы на боковых карманах и верх на нагрудных карманах. Зимний бешмет шили на вате. В каптале мужчина ходил в поле, мог выходить в нем на улицу и ходить дома. Когда было прохладно, поверх него надевали черкеску.

Важной частью верхней одежды была шуба из овчины, ее надевали зимой поверх бешмета и черкески. На одну шубу уходило от 6 до 9 овчин молодого барашка

В ненастную погоду надевали бурку. Обязательный атрибут даргинского мужчины — длинный и широкий кинжал.

голове носили папахи и войлочные шляпы. Зажиточные шили себе шапки из среднеазиатского каракуля. Обувь у даргинцев была достаточно разнообразной. Многие даргинцы, особенно жители селений Цудахарской области, были прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Дома носили шерстяные носки, которые умела вязать каждая женщина. Для прочности к ним пришивали сафьян, холст или сукно. Поверх носков надевали сафьяновые мягкие сапоги. Носили галоши, сапоги и башмаки.

Женская одежда состояла из нательной рубахи, широких или узких штанов, верхнего туникообразного или цельнокроенного платья. На голове носили в основном платки, черное или белое покрывало «каз», которое оборачивалось вокруг головы, свисало низко на шее, плечах и груди. Во многих местностях такие покрывала украшали каймой и вышивкой. На ноги надевали вязаные чулки и чувяки. Обязательный элемент женского костюма — кушак белого цвета или в тон штанов. Длина кушака от 2 до 5 метров, его оборачивали вокруг талии и бедер. Можно было заменять его металлическим или кожаным поясом.

Обязательно носили передник. Верили, что он защищает женщину от дурного глаза. На него нашивали обереги: украшения, монеты и подвески из металла, делали вышивку в виде трезубца или руки с растопыренными и направленными вниз пальцами. Обувь носили из войлока или кожи.

Сегодня даргинцы носят в основном одежду и обувь городского типа. И по сей день существует правило, в соответствии с которым одежду ярких цветов могут носить только молодые девушки. Замужние носят спокойные тона и материи одного цвета. Пожилые женщины надевают одежду коричневого, синего и черного оттенка.