Традиции ногайцев

Оглавление

Бабушка Раиса

У бабушки Раисы мы оказались случайно – нам посоветовали ее как старейшину в селе Растопуловка Астраханской области. Ей 80 лет, недавно отметила юбилей, но, несмотря на преклонный возраст, она очень шустро передвигается по дому. Сбегала (буквально сбегала, а не сходила) на второй этаж и принесла сделанные своими руками коврики для сидения (цветные, сшитые из тканей, размером примерно 100х40 см), разложила их в гостиной, на них мы все и сидели.

«У нас традиция, если к нам приходит любой гость от мала до велика, мы принимаем от души и стелем такие коврики». И только одними этими ковриками в доме Раисы создается ногайская атмосфера. Потому что заходишь в дом и понимаешь, что ты не в обычном доме, а в колоритном, национальном и к тому же очень уютном.

Раиса одета в яркое платье в цветочек с желтыми, зелеными и красными тонами. Серьги у нее тоже необычные, не то что бы ногайские, скорее мусульманские: большие, круглые, в форме месяца. На голове красный платок, на шее – бусы, тоже красные. То есть в ее внешнем виде тоже чувствуется национальный колорит.

В свободное время она шьет: помимо ковриков, также скатерти, наволочки; хотя все это можно купить – аналогичные вещи привозятся из Казахстана. «Раньше таких вещей не было. Мы днем в колхозе работали, вечером зажигали лампу керосиновую и сидели, шили: покрывала, накидки на комод, на трельяж – все разное. У меня всё было. Но я их раздала, зачем мне? Завтра мне умирать». Плохо только, что она молодежь шитью не обучает – пропадет ведь все вслед за бабушкой.

В отличие от многих наших бабушек, Раиса живет не одна.

«У меня есть сноха, сын, внук, внучка». У ногайцев принято, что младший сын остается жить с родителями. У меня в семье четыре сестры, четыре брата, я последняя, девятая. И моя мама с отцом жили с моим младшим братом, которому достался родительский дом. У нас традиция такая».

Религия

Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

У ногайцев было два вида мечетей:

  1. Открытые, в теплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины, совершали молитвы;
  2. Стационарные крытые, строились в оседлых аулах, местах зимовий.

Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

 

Упадок

XVI век стал последней благополучной эпохой для Большой Ногайской Орды. В государстве начались катастрофические внутренние столкновения между улусами, спровоцированные негативным отношением части ногайской аристократии к Русскому государству. В стране начался голод.
В результате междоусобиц Ногайская Орда распалась, а судьба его уцелевшего населения оказалась сложной. Частично ногаи слились с казахским Младшим Жузом, частично заняли земли к западу от прежней территории, по сути, вернувшись туда, где начинал Ногай. На Кавказе и в северном Причерноморье возникла Малая Ногайская Орда, политически тесно связанная с Крымским Ханством. Cвою роль в переселении сыграло и опустошительное нашествие калмыков в XVII веке.
После присоединения Крыма к России в XVIII веке Екатерина Вторая обязала степняков вернуться за Урал, а когда они восстали, бунт жестоко подавил Суворов. Великого русского полководца ногайцы считали «душителем, фактически организатором геноцида своего народа (тогда погибло около 300 тысяч человек). Спасаясь от казацких штыков, многие ногайцы бежали в Турцию, где растворились в местном населении. Другие согласились откочевать к востоку.

Ногайские территориальные образования в ХХ веке

Советская власть, руководствуясь принципом предоставления народам автономии, обратила внимание на немногочисленных потомков древней орды, осевших в разных местах. В стране было образовано три Ногайских района

Один из них – в составе Запорожской области Украины – был упразднен в 1962 году. Два других – в Дагестане и Карачаево-Черкессии – существуют по сей день.
За пределами этих территорий остаются многие этнографические группы ногайцев, в том числе в Крыму, Астраханской области, Калмыкии и Казахстане. Современные отношения между ногайцами и казахами нередко сравниваются с отношениями русского и украинского народов. Последние призывают российских ногайцев переселяться на историческую родину, однако ногайцы опасаются ассимиляции со стороны более многочисленных казахов.

История народа

Истоки этой народности связаны с известной в XIII и XIV веках ордой Ногая или ногайской ордой, Золотой Ордой и племенными конфедерациями Кипчака, откуда национальность ногайцы ведет свое происхождение. В первой половине XVII века несколько этих племен кочевали в степях между Дунаем и Каспием. Нашествие воинственных калмыков вынудило некоторые ногайские племена покинуть свои родные степи и уйти в предгорья Северного Кавказа. На реке Кубани они встретились с черкесами. В московских хрониках XVI-XVII веков есть несколько упоминаний о Ногае, в том числе о двух Ногайских Ордах, Великой и Малой. Первая кочевала за Волгой, вторая — в западной части Руси. Обе они участвовали в многочисленных военных столкновениях с русскими. В XVII веке некоторые из ногайских вождей вступили в союз с Москвой и время от времени сражались с русскими против кабардинцев, калмыков и народов Дагестана. Они также принимали участие в экспедициях Петра I. С начала XIX века большинство из них поселилось на Северном Кавказе.

Кухня

Система питания ногайцев построена на балансе мяса и продуктов молочного животноводства. Они применялись в разных формах переработки, способах приготовления. Дополнялась продуктами охоты, земледелия, собирательства и рыболовства.

Национальный характер блюд зародился в недрах всевозможных империй Евразии, а обусловлен исторически сложившимися культурно-хозяйственным укладом, традициями, образом жизни.

В их рационе распространено вареное мясо, часто готовили кашу талкан из жареного просо, перемолотого в муку. Ее употребляли в пище вместе с молоком. Из перемолотой кукурузы и пшеницы варили суп, а из кукурузной муки готовили каши.

Значительное место в рационе занимали всевозможные супы с разными заправками — лапшой, рисом. Любимым блюдом ногайцев считался хинкали. Его готовили из пресного теста, нарезанного в форме небольших квадратиков и ромбиков, их варили в мясном бульоне. При приготовлении данного блюда преимущество отдавали баранине.

Из напитков у них были пять видов чая, из молока кобыл традиционно готовили кумыс, который славился своими целительными свойствами. Из кобыльего молока готовили водку, еще одним алкогольным напитком была буза, которую варили из просяной муки.

Просмотры:
25

Символ рода

Особым элементом ногайской культуры является тамга – символа рода. Она похожа на рунический символ, который в жизненном укладе народа имел широкое применение: клеймение скота, обозначение земельных границ, нанесение на орудия труда, утварь, одежду. У каждого ногайского рода своя тамга. Раиса в этом плане – типичная ногайка. «Тамга – это принадлежность к роду. У каждого ногайца она есть. Когда я умру, мне на мою доску тамгу поставят – у каждого на кладбище ее выбивают».

Когда я спросил Раису, не боится ли она, что через какое-то время из-за быстро меняющегося мира ногайская культура исчезнет, она ответила: «Дети с рождения видят уважение к старшим, как у нас приветливо принимают и провожают гостей, они знают все наши традиции, они растут на этом, поэтому я не считаю, что это прервется».

Впрочем, потом она сказала: «Мы не знали, что придет такое время, что будут спрашивать о традициях, об обычаях. Отцы и матери наши все знали ведь. Мы молодые были, цветасто одевались, сегодня танцы, завтра кино. И вот всё прошло. Мы тогда только ценим историю, когда родители уходят, а когда настоящее время, нам и в голову это не приходит. Мы не задаемся вопросом, пригодится ли это завтра. О ногайцах мой отец столько песен знал, столько пословиц, а я молодая была, мне это не нужно было. Тра-ля-ля, и вся жизнь прошла. А теперь спросить-то некого. Сколько уже ушло: родители мои, родственники пожилые. Теперь сидишь, каешься. Эх, какая я… какая дура была».

После распада государства

Середина XVI века становится катастрофической для Ногайской Орды. Внутренние распри и борьба за власть, внешнее давление воинственных племён привели к распаду государства.

Орда была разделена на Большую, Малую и несколько отдельных частей. О былом могуществе уже не могло быть и речи. Многие ногайцы вынуждены были покинуть родину, расселяясь по югу России или уход в Турцию.

В 1783 году императрицей Екатериной II был издан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубани к России. В составе указанных регионов были и ногайские земли, однако их жители не спешили признавать себя подданными русских.

Ногайцы на Северном Кавказе в XVIII веке

С ногайцами долгое время велась борьба, руководил которой А. В. Суворов. Часть ногаев признала власть России, часть предпочла скрыться в районе Кумы и Терека, что тогда стал спасительным для беглецов.

До начала прошлого века основным занятием ногайцев оставалось разведение скота, а сам народ вёл кочевой образ жизни. Основным местом в поисках пастбищ для животных являлась Ногайская Степь. Однако постепенно ногайцы начали приобщаться к оседлости, перенимая навыки земледелия у других племён. На военную службу в России ногаев не призывали, взаимен взимая с них особый налог.

Сегодня большая часть ногайцев проживает в Дагестане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. Многие из них слились с местным населением, ассимилировавшись и исчезнув как народ. К примеру многие ногайцы Турции в наше время идентифицируют себя как турки. Несмотря на это, культура память  и традиции ногайцев о прошлом своего народа по-прежнему живы. И пусть сегодня у ногайцев нет собственного великого государства — они верят будущее, что станет не менее славным, чем жизнь их предков.

Язык

Ногайский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи.

В силу широкого географического расселения народа в ногайском языке исторически выделились 4 диалекта: караногайский (Дагестан, Чеченская Республика), собственно ногайский или кумский (Ставропольский край), акногайский или кубанский (Карачаево-Черкесия), карагашский (Астраханская область).

По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка. Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских и алабугатских татар, в то время как другие специалисты считают их диалектами татарского языка, подвергшимися влиянию ногайского языка.

Вместе с каракалпакским и казахским языками, а также степным диалектом крымскотатарского языка и кыпчакскими диалектами узбекского языка составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Все кыпчакско-ногайские языки и диалекты (другие обозначения — ногайские, арало-каспийские, канглы, южно-кыпчакские, восточно-кыпчакские, дештийско-сибирские) достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка.

Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора.

Одежда

Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире.

Национальная одежда — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногайцев — элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.

Так как ногайцы, будучи воинами-степняками, большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.

Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык, шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Внешность

Одежда

Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

  • меховая шапка кулак боьрк;
  • шапка для сна ят боьрк;
  • обрядовая шапка аьдетли боьрк.

 

Еще носили кругловерхую шапку из шкуры барана, крытую сукном, иногда под нее надевали маленькую шапочку «аракшын». Из обуви носили чувяки, бапиш с кожаными чулками, подобие лаптей — ыдырык, сапоги из кожи вола, верблюда, коровы, с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь, сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием савыт, воинскими доспехами. Кочевник был вооружен следующим:

  • лук со стрелами
  • меч
  • боевой топор
  • копье
  • красиво отделанный колчан для стрел
  • шлем
  • футляр для боевого лука с орнаментом

Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

  • ока борк, покрывалась платком
  • шапочка из плотной ткани, отороченная мехом
  • шапочка кырым борк
  • кундыз борк
  • косынки

 

Традиции гостеприимства

Ногайцы – один из самых гостеприимных и радушных народов мира. В прежние времена на их языке слова “друг” и “гость” не различались по произношению. Для ногайца действительно гость его дома – его соратник и друг.

Хозяин дома обязан был защитить человека, нашедшего приют в его жилище, от любого бедствия – даже от кровной мести. Поразительно, но даже в доме своего заклятого врага ногаец становился его другом – пусть даже на время, пока он пребывал в этих четырёх стенах. Хозяин должен был забыть прежние обиды и заботиться о своём госте.

Когда гости появляются на пороге, ногайцы спешат зарезать барашка или курицу – в зависимости от обеспеченности семейства. Если гость приезжал верхом, о его лошади также должен был позаботиться хозяин. Что интересно, ногайцы считают, что гостей нельзя расспрашивать о цели их визита, времени, что они планируют гостить. Сообщить об этом хозяину могут лишь они сами.

Ногайская Орда

Появившаяся после окончательного распада улуса Джучи Ногайская Орда территориально занимала обширные «промежуточные» районы к востоку от Волги между Крымом, Казанью, Астраханью и Казахским ханством. Сюда переселись многие народы западных степей – потомки тех, кто некогда подчинялся хану Ногаю.
Правители орды – потомки темника Едигея – жили в городе Сарайчике на реке Урал. Здесь проходил важный торговый путь между славянскими землями и Средней Азией. При Иване Грозном степняки-ногаи были союзниками царя в Ливонской войне, они имели возможность выставить 300 тысяч конных воинов. Правящим кланом Ногайской Орды было племя мангытов (мангутов), принимавшее участие еще в первых походах Чингисхана. Наследием этого племени стал героический эпос «Сорок богатырей».
Упадок

XVI век стал последней благополучной эпохой для Большой Ногайской Орды. В государстве начались катастрофические внутренние столкновения между улусами, спровоцированные негативным отношением части ногайской аристократии к Русскому государству. В стране начался голод.
В результате междоусобиц Ногайская Орда распалась, а судьба его уцелевшего населения оказалась сложной. Частично ногаи слились с казахским Младшим Жузом, частично заняли земли к западу от прежней территории, по сути, вернувшись туда, где начинал Ногай. На Кавказе и в северном Причерноморье возникла Малая Ногайская Орда, политически тесно связанная с Крымским Ханством. Cвою роль в переселении сыграло и опустошительное нашествие калмыков в XVII веке.
После присоединения Крыма к России в XVIII веке Екатерина Вторая обязала степняков вернуться за Урал, а когда они восстали, бунт жестоко подавил Суворов. Великого русского полководца ногайцы сейчас считают фактически организатором геноцида своего народа (тогда погибло около 300 тысяч человек). Спасаясь от казацких штыков, многие ногайцы бежали в Турцию, где растворились в местном населении. Другие согласились откочевать к востоку.

Осколок Золотой Орды

Происхождение ногайцев теряется во мраке веков. Как полагают учёные, в этногенезе этого народа участвовали причерноморские половцы, а также пришедшие вместе с ханом Батыем племена из глубин Великой степи – монголы, уйгуры и другие. Ногайцы в большей степени сохранили монголоидные черты, утраченные крымскими и казанскими татарами. Таким образом, этот народ – живое свидетельство реальности татаро-монгольского ига.
Имя народа восходит к беклярбеку Ногаю – жившему в XIII веке государственному чиновнику Золотой Орды, фактически создавшему собственное государство в степи между Доном и Дунаем, позднее разгромленное. Когда власть золотоордынских ханов ослабела, ногаями стали называть себя все оставшиеся кочевники на просторах от Дуная до Яика, чьи языки и внешний вид порой сильно отличались.

Развитие в советское время

Культурное и лингвистическое влияние народов Средней Волги (Казань и Мишар) на юртов было сильным, несколько слабее — на карагашей. В 1931–1943 гг. Наримановский район составлял Татарско-Ногайскую национальную территорию. В переписи 1939 года большинство ногайцев были зарегистрированы, как татары. С начала 1970-х годов усилилось стремление к этническому самосохранению, особенно среди карагазов. В переписи 1989 года несколько тысяч нижневолжских ногайцев (в основном карагаши) регистрировались, как ногаи.

Совершенно не уделялось внимание модернизации ногайских сел. Дороги в местах их проживания были плохими; коммуникации еще хуже

Не было ничего необычного в том, что из-за непроходимых дорог весной и осенью дети посещали школу в течение нескольких недель. Во многих деревнях практически отсутствовало нормальное водоснабжение. В результате ногайцы начали покидать свои исторические районы проживания в Ставрополе, Московской области, на севере, в Астрахани и Хабаровске.

Свадебные обряды

Праздником, наполненным старинными ритуалами и обычаями, остаётся ногайская свадьба. Ей предшествует долгий и сложный процесс подготовки, что содержит массу местных традиций. Непосредственно на торжестве можно увидеть несколько необычных обрядов.

Например, выкуп пельменей. Жених должен попробовать пельмени, сделанные тёщей, после чего платит за предоставленное угощение. Считается, что такой нехитрый обряд сближает две семьи, показывает серьёзность будущего супруга.

Даже в наши дни многие традиции ногайской свадьбы соответствуют тем, что были в далёком прошлом. Как и их предки, ногайцы могут позвать любого прохожего на своё торжество

При этом даже совершенно незнакомый человек будет принят как желанный гость, одарен вниманием и заботой

Традиции ногайцев – отражение принципов и жизненных устоев этого народа. Поразительно, но за много столетий они почти не изменились, а скорее, дополнились отдельными современными моментами. Ногайцы по-прежнему остаются доброжелательными людьми, радушными хозяевами, что знают о правилах гостеприимства не понаслышке. Этот народ действительно достоин своих славных предков.

Место обитания

Ногайцы в России живут как разрозненные группы, не образующие единой этнической или административной единицы. В ногайских степях существовала значительная группа, но в 1957 году они были разделены против их же воли между тремя административными единицами: Дагестанской Автономной ССР, Чечено-Ингушской Автономной ССР и Ставропольским краем. Административная политика такого характера еще более ускорила тенденцию к культурному упадку и утрате национальной идентичности среди ногайцев. В настоящее время наибольшее количество ногайцев проживает на Северном Кавказе, переехав туда с границы Молдовы и Румынии и Астраханской области. На Северном Кавказе они обосновались в следующих районах:

  • Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 ногайцев;
  • селах Карамуржин и Кангли, а также в Нефтекумском и Ачикулакском районах Ставропольского края;
  • северном Дагестане: Ногайском и Кизлярском районах Дагестана и Шелковском районе Чечни. Другая небольшая группа ногайцев живет в Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска. Астраханские и крымские ногайцы, а также ряд дагестанских ногайцев прошли лингвистическую ассимиляцию с местным населением.

Эволюция письменности

Первая книга по орфографии, основанной на латинском алфавите, была опубликована в 1929 году в Москве, затем были изданы учебники, несколько словарей терминологии и ортографическое руководство. Орфографическая система, основанная на латинском алфавите, была составлена ​​ногайским академиком А. Джанибековым, исходя из принципов, принятых для всех тюркских языков. Она была основана на фонетическом принципе. Создание новой орфографии способствовало дальнейшим ногайским лингвистическим исследованиям. Трудность заключалась в нахождении подходящей диалектной основы для письменного языка. Наконец, караногайский диалект, на котором говорили в Дагестане, был принят в качестве основы на том основании, что это был язык «народных масс ногацев». Тот факт, что основатели алфавита и орфографии проживали в Дагестане, также не имел большого значения. Через некоторое время обнаружилось огромное количество лексических отличий от кубанского ногайского диалекта. Дагестанский диалект содержит много арабицизмов и татаризмов. Поэтому диалектная основа была пересмотрена, и к 1936 году был подготовлен новый проект для литературного языка, однако он так и не был воплощен на практике: под вдохновляющим руководством Северо-Кавказского регионального комитета по внедрению нового алфавита начался его перевод на кириллицу.

Крымский период

Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.

Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.

Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.

В результате этого восстания национальность ногайцев понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.

По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.

Географическое распространение

В 1990-е годы на Северном Кавказе все еще проживало 65 000 человек, разделенных на племенные конфедерации Ак (Белых) ногайцев и Кара (Черные) ногайские племена. Ногайцы проживают на территориях Дагестана , Чечни , Ставропольского района и Астраханской области . С 1928 г. — Ногайский район Республики Дагестан, с 2007 г. — Ногайский район Карачаево-Черкесской Республики .

Несколько тысяч ногайцев живут в Добрудже (сегодня в Румынии ), в городе Михаила Когэлничану (Карамурат) и деревнях Лумина (Коджали), Валя Дачилор (Хендеккаракуюсу), Кобадин (Кубадин).

По оценкам, сегодня в Турции проживает 90 000 ногайцев, в основном в провинциях Джейхан / Адана, Анкара и Эскишехир. На ногайском языке до сих пор говорят в некоторых деревнях Центральной Анатолии — в основном вокруг Соленого озера, Эскишехира и Джейхана. По сей день ногайцы в Турции сохранили свою кухню: Üken börek, kasık börek, tabak börek, şır börek, köbete и Nogay şay (ногайский чай — напиток, приготовленный путем кипячения молока и чая вместе с маслом, солью и перцем).

Младший жуз или Lesser Орда из казахов занимали земли бывшего ногайского ханства в Западной Казахстане . Часть ногайцев присоединилась к казахам в 17-18 веках и образовала отдельный род или племя, названное казахами-ногайцами. Их предполагаемое количество — около 50 тысяч.

Подгруппы

С шестнадцатого века до их депортации в середине девятнадцатого века ногайцы, проживавшие вдоль северного побережья Черного моря , делились на следующие подгруппы (с запада на восток):

  • Букак (Буджак) ногайцы населяли территорию от Дуная до Днестра .
  • Цедсан ( Едисан ) ногайцы населяли земли от Днестра до Южного Буга .
  • Камбойлуки (джамбойлыки) ногайцы населяли земли от Буга до начала Крымского полуострова .
  • Cedişkul (Jedishkul) ногайцы населяли север Крымского полуострова.
  • Кубанские ногайцы населяли север Азовского моря в районе Приморска (ранее Ногайск).

Расселение

В Астраханской области, в низовьях Волги проживают четыре этнические группы национальности ногайцы: юрты (Приволжский район), кундровцы (деревня Тулугановка), карагаши (Красноярск и соседние районы) и утар-алабугаты (районы, прилегающие к Калмыкии). Предки юртов, кундровцом и утаров, пришедшие из Великой Ногайской Орды, в начале XVII века перешли в окрестности Астрахани, чтобы избежать калмыков. Карагаши, которые поселились здесь в конце XVIII века, произошел из Малой Ногайской Орды Кубани. Юртские связи с их северокавказскими родственниками были разорваны в середине XVII века, а с карагашами — столетие спустя.

Жилище

В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.

 

Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.

Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.

Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.

 

Семейные традиции ногайцев

Вся жизнь человека предусматривает соблюдение определённых обрядов, однако наиболее необычные традиции ногайцев были связаны с рождением ребёнка. Считается, что тело новорожденного является “сырым”.

Чтобы оно скорее стало “твёрдым”, малыша сорок дней купают в чуть подсоленной воде

Важно, чтобы к сороковому дню своей жизни малыш был одет в рубашку, полежал в колыбели, а также был пострижен. Сбривание первых волос проводит дедушка

В качестве благодарности ему дарят рубашку, а он преподносит маленькому внуку ценный подарок – барашка или бычка. Ногайцы считают первые волосы малыша “утробными”. Они верят, что если не сбрить их, ребёнок будет подвержен болезням и бедам.

Первая рубашка для малыша – не менее важный атрибут. Она считалась особым оберегом. Шили её из нательной рубахи старца или матери ребёнка. После того, как малыша наряжают в эту одежду, её снимают и продевают через дырку, сделанную в хлебе.

Затем этот продырявленный кусок вешают на шею собаке, а сельские дети гонят её по улице. Ногайцы верят, что она уносит вместе с хлебом всё плохое, что есть в младенце, все негативные качества, что могут проявиться.