Броненосец «князь потёмкин-таврический»

Оглавление

Стиль и содержание фильма

Фильм состоит из пяти серий:

  • «Люди и личинки» (Люди и черви), в которых моряки протестуют против гнилого мяса.
  • «Драма на тендре», в которой бунтуют моряки и убит их лидер Вакулинчук.
  • «Мертвый человек призывает к справедливости» (Мёртвый взывает), в которой Vakulinchuk в тело оплакивали людей Одессы .
  • «В Одессе Steps » (Одесская Лестница), в которых имперские солдаты уничтожают одесситы.
  • «Один против всех» (Встреча с эскадрой), в которой эскадрилья, которой было поручено перехватить «Потемкин», вместо этого отказывается вступать в бой; Спуская орудия, его моряки подбадривают мятежный линкор и присоединяются к мятежу.

Эйзенштейн написал фильм как революционную пропаганду, но также использовал его для проверки своих теорий монтажа . Революционные советские режиссеры кулешовской школы кинопроизводства экспериментировали с влиянием монтажа фильма на зрителей, и Эйзенштейн попытался смонтировать фильм таким образом, чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик, чтобы зритель почувствовал сочувствие к мятежникам. матросы броненосца « Потемкин» и ненависть к своим повелителям. Как и в большинстве пропагандистских мероприятий , характеристика проста, так что аудитория может ясно видеть, кому им следует сочувствовать.

Эксперимент Эйзенштейна имел неоднозначный успех; он «… был разочарован, когда Потемкин не смог привлечь массы зрителей», но фильм также был выпущен на ряде международных площадок, где зрители положительно отозвались. И в Советском Союзе, и за рубежом фильм шокировал публику, но не столько своими политическими заявлениями, сколько насилием, которое по стандартам того времени считалось графическим. Способность фильма влиять на политическую мысль посредством эмоциональной реакции была отмечена нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом , который назвал Потемкина «… чудесным фильмом, не имеющим себе равных в кино … любой, у кого не было твердых политических убеждений, мог стать большевиком после просмотра. фильм.» Он даже был заинтересован в том, чтобы немцы сняли аналогичный фильм. Эйзенштейну эта идея не понравилась, и он написал Геббельсу возмущенное письмо, в котором заявил, что в национал-социалистическом реализме нет ни истины, ни реализма. Фильм не был запрещен в нацистской Германии , хотя Генрих Гиммлер издал директиву, запрещающую членам СС посещать показы, поскольку он считал фильм неприемлемым для войск. В конечном итоге фильм был запрещен в некоторых странах, в том числе на время в США и Франции, а также в ее родном Советском Союзе. Фильм был запрещен в Великобритании дольше, чем любой другой фильм в британской истории.

Производство

К 20-летию первой русской революции мемориальная комиссия ВЦИК постановила поставить ряд спектаклей, посвященных революционным событиям 1905 года. В рамках торжественных мероприятий предлагалось «… грандиозный фильм». показывается в специальной программе с ораторским вступлением, музыкальным (сольным и оркестровым) и драматическим сопровождением по специально написанному тексту ». Нине Агаджановой было поручено написать сценарий, а режиссуру картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну .

По первоначальному сценарию фильм должен был осветить ряд эпизодов революции 1905 года: русско-японскую войну , татарскую и армянскую резню , революционные события в Санкт-Петербурге и восстание в Москве . Съемки должны были проходить в ряде городов СССР.

Эйзенштейн нанял для фильма много непрофессиональных актеров; он искал людей определенного типа вместо известных звезд.

Съемки начались 31 марта 1925 года. Эйзенштейн начал снимать в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку , ночной город и разгон забастовки на Садовой улице. Дальнейшим съемкам помешала ухудшающаяся погода, туман. При этом режиссер столкнулся с жесткими временными рамками: фильм нужно было закончить до конца года, хотя сценарий был утвержден только 4 июня. Эйзенштейн решил отказаться от первоначального сценария, состоящего из восьми серий, и сосредоточиться только на одном — восстании на линкоре « Потемкин» , в котором задействовано всего несколько страниц (41 кадр) из сценария Агаджановой. Эйзенштейн и Григорий Александров существенно переработали и расширили сценарий. Кроме того, в процессе создания фильма были добавлены некоторые эпизоды, которых не было ни в сценарии Агаджановой, ни в сценарных зарисовках Эйзенштейна, например, сцена шторма, с которой начинается фильм. В результате содержание фильма было далеко от оригинального сценария Агаджановой.

Фильм снимался в Одессе , тогдашнем центре кинопроизводства, где можно было найти подходящий боевой корабль для съемок.

Первый показ фильма состоялся 21 декабря 1925 года на торжественном собрании, посвященном годовщине революции 1905 года, в Большом театре . Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне Художественный ).

Немой фильм получил озвучивание в 1930 году, был отреставрирован в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович ) на Мосфильме при участии ГКФ СССР и Музея С.М. Эйзенштейна под художественным руководством А. Сергей Юткевич .

В 1925 году, после продажи негативов фильма в Германию и отредактированного режиссером Филом Джутци , « Морской бой Потемкин» был выпущен на международном уровне в версии, отличной от изначально задуманной. Попытка казни моряков перенесена из начала в конец фильма. Позже он был подвергнут цензуре, а в СССР были удалены некоторые фреймы и промежуточные названия. Слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой из Ленина . В 2005 году под общим руководством Фонда Deutsche Kinemathek при участии Государственного кинофонда и Российского государственного архива литературы и искусства была восстановлена ​​авторская версия фильма, в том числе музыка Эдмунда Майзеля .

Броненосец « Князь Потемкин Таррический» , впоследствии переименованный в « Пантелеймон», а затем в « Борец за свободу» , был заброшен и на момент съемок фильма находился в процессе утилизации. Обычно утверждается, что вместо него использовался линкор « Двенадцать апостолов» , но он был по конструкции корабля совсем не похожим на корабль « Потемкин» , и кадры фильма более точно соответствуют линкору « Ростислав» . « Ростислав» затопили в 1920 году, но его надстройка оставалась полностью надводной до 1930 года. На крейсере « Коминтерн» были сняты внутренние сцены . Запасные кадры кораблей класса « Потемкин» использовались, чтобы показать его в море, а кадры французского флота изображали ожидающий российский Черноморский флот. Также были включены анахроничные кадры российских дредноутов с тремя турелями .

В фильме повстанцы поднимают красный флаг на линкоре, но из-за ортохроматической черно-белой пленки того периода красный цвет выглядел черным, поэтому вместо него был использован белый флаг. Эйзенштейн вручную окрасил флаг в красный цвет в 108 рамах для премьеры в Большом театре, которую большевистская публика встретила бурными аплодисментами.

Распространение, цензура и восстановление

Еще один плакат Броненосца Потемкин

После первого показа фильм не продавался в Советском Союзе и существовала опасность, что он потеряется среди других постановок. Поэт Владимир Маяковский вмешался, потому что его хороший друг, поэт Николай Асеев , участвовал в создании интертитров к фильму. Противоположной партией Маяковского был президент Совкино Константин Шведчиков   . Он был политиком и другом Владимира Ленина, который однажды спрятал Ленина в своем доме до революции. Маяковский предъявил Шведчикову жесткое требование о распространении фильма за границей и запугал Шведчикова судьбой стать злодеем в учебниках истории. Заключительная фраза Маяковского была: «Шведчиковы приходят и уходят, а искусство остается. Помните это!» Помимо Маяковского многие другие также убедили Шведчикова распространить фильм по миру, и после постоянного давления со стороны Совкино он в конечном итоге отправил фильм в Берлин. Здесь « Броненосец« Потемкин » имел огромный успех, и фильм снова был показан в Москве.

Когда Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд посетили Москву в июле 1926 года, они были полны похвалы линкору «Потемкин» ; Фэрбенкс помогал распространять фильм в США и даже попросил Эйзенштейна поехать в Голливуд. В США премьера фильма состоялась 5 декабря 1926 года в Нью-Йорке в театре Билтмор .

В отредактированном виде он был показан в Германии, при этом некоторые сцены крайнего насилия были отредактированы немецкими дистрибьюторами. Письменное введение Троцкого было вырезано из советских эстампов после того, как он столкнулся со Сталиным . Фильм был запрещен в Великобритании (до 1954 года; до 1987 года ему был присвоен рейтинг X), Франции и других странах за его революционный рвение.

Сегодня фильм широко доступен в различных DVD-изданиях. В 2004 году завершилась трехлетняя реставрация фильма. Были восстановлены многие вырезанные сцены насилия, а также оригинальное письменное введение Троцкого. Предыдущие названия, смягчавшие революционную риторику мятежных матросов, были исправлены, чтобы теперь они стали точным переводом оригинальных русских названий.

Наследие

Плакат для Сергея Эйзенштейна «S 1925 фильма драматизировать мятежу

Непосредственные последствия мятежа оценить сложно. Возможно, это повлияло на решение царя Николая II прекратить русско-японскую войну и принять Октябрьский манифест , поскольку мятеж продемонстрировал, что его режим больше не обладал безоговорочной лояльностью военных. Неудача мятежа не помешала другим революционерам подстрекать восстания позже в том же году, в том числе восстание в Севастополе . Владимир Ленин , лидер партии большевиков , назвал революцию 1905 года, включая потемкинский мятеж, «генеральной репетицией» его успешной революции 1917 года . В коммунистах ухватились его как пропагандистский символ для своей партии и чрезмерно подчеркивали свою роль в мятеже. Фактически, Матушенко открыто отверг большевиков, потому что он и другие лидеры мятежа были социалистами того или иного типа и не заботились о коммунизме.

Мятеж был memorialised наиболее известный по Эйзенштейн в своем 1925 немого кино Броненосец Потемкин , хотя французский немой фильм La Révolution ан Russie ( Революция в России или революции в Одессе , 1905), режиссер Люсьен Nonguet был первый фильм , чтобы изобразить мятежу , опередивший гораздо более известный фильм Эйзенштейна на 20 лет. Снятый вскоре после победы большевиков в Гражданской войне в России 1917–1922 гг., Когда покинутый Двенадцат Апостолов заменил разбитого Потемкина , Эйзенштейн преобразовал мятеж в предшественника Октябрьской революции 1917 года, которая привела к власти большевиков. Он подчеркнул их роль и намекнул, что мятеж провалился, потому что Матушенко и другие лидеры не были лучшими большевиками. Эйзенштейн внес другие изменения, чтобы драматизировать историю, игнорируя крупный пожар, охвативший Одесский док, когда Потемкин стоял там на якоре, объединив множество различных инцидентов с бунтовщиками и солдатами в известную сцену на ступенях (сегодня известная как Потемкинская лестница ) , и показывая брезент, наброшенный на моряков, которые должны быть казнены.

В соответствии с марксистской доктриной, согласно которой история создается коллективными действиями, а не отдельными людьми, Эйзенштейн воздержался от выделения какого-либо человека в своем фильме, а сосредоточился на «массовом главном герое». Советские кинокритики приветствовали такой подход, в том числе драматург и критик Адриан Пиотровский , писавший для ленинградской газеты « Красная газета» :

Точно так же, театральный критик Алексей Гвоздев писал в журнале художественной жизни ( Жизнь ikusstva ): «В Потемкин нет индивидуального героя , как это было в старом театре Это масса , которая действует:. Линкор и его матросы , и город , и его население в революционном настроении ».

Последним выжившим после мятежа был Иван Бешофф, скончавшийся 24 октября 1987 года в возрасте 102 лет в Дублине , Ирландия .

Критический ответ

Броненосец «Потемкин » получил всеобщее признание современной критики. На веб- сайте с обзорами Rotten Tomatoes фильм имеет 100% рейтинг одобрения «Certified Fresh», основанный на 49 рецензиях, со средним рейтингом 9,20 / 10. Согласие сайта гласит: «Технический шедевр,« Броненосец Потемкин » — это советское кино в лучшем виде, и его методы монтажа и монтажа остаются влиятельными по сей день». С момента выхода « Броненосца Потемкин» его часто называют одним из лучших пропагандистских фильмов, когда-либо созданных, и одним из величайших фильмов всех времен. Этот фильм был назван величайшим фильмом всех времен на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Точно так же в 1952 году журнал Sight & Sound назвал « Броненосец Потемкин» четвертым по величине фильмом всех времен; Он вошел в десятку лучших в пяти последующих десятилетних опросах журнала, опустившись на 11 место в опросе 2012 года.

В 2007 году двухдисковая отреставрированная версия фильма была выпущена на DVD. Ричард Корлисс из журнала Time назвал его одним из 10 лучших DVD года, заняв 5-е место. Он занимает # 3 в Empire s „100 лучших фильмов мирового кино“ в 2010 г. В апреле 2011 года Броненосец Потемкин был повторно выпущен в Великобритании кинотеатров, распространенном Британского института кино . После переиздания журнал Total Film дал фильму пятизвездочную рецензию, заявив: «… почти 90 лет спустя, шедевр Эйзенштейна по-прежнему гарантированно набирает обороты».

Режиссеры Орсон Уэллс , Майкл Манн и Пол Гринграсс включили « Броненосец Потемкин» в список своих любимых фильмов.

Режиссеры Билли Уайлдер и Чарли Чаплин назвали « Броненосец Потемкин» своим самым любимым фильмом.

Последовательность Одесских ступеней

Одна из самых ярких сцен в фильме — резня мирных жителей на Одесской лестнице (также известной как Приморская или Потемкинская лестница ). Этот эпизод был признан «классическим» и одним из самых влиятельных в истории кино. В этой сцене царские солдаты в белых летних туниках маршируют по бесконечной лестнице в ритмичной, машинной манере, стреляя залпами по толпе. Отдельный отряд конных казаков атакует толпу внизу лестницы. Среди жертв — пожилая женщина в пенсне , мальчик с матерью, студент в форме и школьница-подросток. Мать, толкающая младенца в детской коляске, умирает на земле, и коляска скатывается по ступеням среди убегающей толпы.

Резня на ступенях, хотя она и произошла не при дневном свете и не так, как ее изображают, была основана на том факте, что в других частях города прошли массовые демонстрации, спровоцированные прибытием « Потемкина» в Одесскую гавань. И The Times, и постоянный британский консул сообщили, что войска открыли огонь по толпе; по сообщениям, число погибших исчислялось сотнями. Роджер Эберт пишет: «То, что на Одесской лестнице, по сути, не было царской резни, едва ли умаляет силу сцены … Парадоксально, что сделал это так хорошо, что сегодня кровопролитие на одесских ступенях является часто упоминается, как если бы это действительно произошло ».

Цикл «Одесская лестница»

Обработка в других произведениях искусства

Британский художник Фрэнсис Бэкон назвал это изображение броненосца «Потемкин » «катализатором» своего творчества.

Американский фотограф российского происхождения Алексей Титаренко отдал дань уважения Одесской лестнице, снятой в его сериале « Город теней» (Санкт-Петербург, 1991).

Сцена, пожалуй, лучший пример теории монтажа Эйзенштейна, и многие фильмы отдают дань уважения этой сцене, в том числе

  • Терри Гиллиам «s Бразилия ,
  • Фрэнсис Форд Коппола «s The Godfather ,
  • Брайан Де Пальма « Неприкасаемые» ,
  • Джордж Лукас «s Star Wars: Эпизод III — Месть Ситхов ,
  • Тибор Takacs «s Deathline ,
  • Лорел и Харди «s The Music Box ,
  • Фильм Чандрашекхара Нарвекара на хинди Tezaab ,
  • Щуко Муразе «s аниме Ergo Proxy ,
  • Питер Селлерс » Волшебный христианин» ,
  • Детский вор ,
  • и Johnnie To ‘s Three .

Несколько фильмов подделывают это, в том числе

  • « Бананы и любовь и смерть» Вуди Аллена ;
  • Zucker, Абрахамс и Закер «ы Голый пистолет 33+1 ⁄ 3 : «Последнее оскорбление»(правда, тоже пародия на«Неприкасаемых»);
  • советско-польская комедия « Дежавю» ;
  • Джейкоб Тирни «S Троцкого ;
  • Короткометражный фильм « ;
  • и итальянская комедия Фантоцци Il secondo tragico Fantozzi (см. ), благодаря которой фильм стал в Италии .

Нефильмовые шоу, пародирующие сцену, включают

  • эпизод 1996 года американского мультсериала « Дакман» для взрослых под названием « Самые длинные выходные» ;
  • и эпизод 2014 года » Rake (австралийский телесериал) » (см. Сезон 3, Эпизод 5, 37 минут).

Художники и другие лица, на которых повлияла работа, включают:

  • Художник ирландского происхождения Фрэнсис Бэкон (1909–1992). Образы Эйзенштейна глубоко повлияли на Бэкона, особенно снимок «Одесской лестницы» с разбитыми очками медсестры и криком с открытым ртом. Изображение с открытым ртом впервые появилось в « Абстракции от человеческой формы» Бэкона , в « Фрагменте распятия» и других работах, включая его знаменитую серию « Голова ».
  • Фотограф и художник, родившийся в России, Алексей Титаренко был вдохновлен эпизодом «Одесская лестница» в своей серии «Город теней» (1991–1993), снятой возле станции метро в Санкт-Петербурге, и отдал дань ей .
  • Парад Октябрьской революции 2011 года в Москве был посвящен фильму.

История создания

К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвящённых революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Эйзенштейн начал со съёмок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съёмкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссёр был поставлен в жёсткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, тогда как сценарий был утверждён лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Эйзенштейн принял решение ограничиться лишь одним из эпизодов сценария — восстанием на броненосце «Потёмкин», который занимал всего несколько страниц (41 кадр).

Фильм снимался на местах исторических событий в Одессе, которая тогда была одним из центров кинопроизводства. Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращён в склад плавучих мин, что затрудняло съёмки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, были сняты на крейсере «Коминтерн». По ходу съемок возникали эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм.

Первый показ «Броненосца „Потемкин“» состоялся 21 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвящённом юбилею революции 1905 года.

По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.

Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный»).

Немой фильм был озвучен в 1930 году (при жизни режиссёра С. М. Эйзенштейна), восстановлен в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея С. М. Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

В 1926 году оригинальный негатив фильма был продан немецкой фирме Prometheus, которая ещё до вмешательства цензуры внесла в него ряд изменений. Затем по требованию берлинской цензуры из него были вырезаны некоторые кадры. В дальнейшем фильм подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Л. Д. Троцкого в прологе были заменены цитатой из В. И. Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда «Германская Кинематека» (нем. Deutsche Kinemathek), при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.

Дизайн и конструкция

Планирование

Планирование началось в 1895 году для нового линкора , который будет использовать стапель намеченный , чтобы стать доступным на верфи Адмиралтейского Николаевым в 1896 году Военно — морской штаб и командующий Черноморским флотом вице — адмирал К. П. Пилкин, договорились о копии Пересвет — класса линкора, но они были отменены генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем . Генерал-адмирал решил, что дальнобойные и менее мощные 10-дюймовые (254-мм) орудия типа « Пересвет » не подходят для узких границ Черного моря , и приказал вместо этого разработать улучшенный вариант линкора « Три Святителя» . Улучшения включали более высокий бак для улучшения мореходных качеств корабля , цементированную броню Krupp и котлы Belleville . Процесс проектирования осложнялся многочисленными изменениями, которые требовали различные отделы Военно-морского технического комитета. Окончательно проект корабля был утвержден 12 июня 1897 года, хотя конструктивные изменения продолжали вноситься, что замедлило строительство корабля.

Строительство и ходовые испытания

Строительство « Потемкина» началось 27 декабря 1897 года, оно было заложено на Николаевском Адмиралтейском заводе 10 октября 1898 года. Названо в честь русского солдата и государственного деятеля князя Григория Потемкина . Корабль был спущен на воду 9 октября 1900 года и передан в Севастополь для оснащения 4 июля 1902 года. В сентябре 1903 года он начал ходовые испытания, которые продолжались время от времени до начала 1905 года, когда были завершены его орудийные башни.

Историческая отсылка

События фильма разворачиваются в июне 1905 года. На броненосце «Потемкин» происходит страшное: матросов пытаются накормить мясом, кишащим червями, как будто это в порядке вещей. Матросы такого отношения не терпят и устраивают бунт: офицеров выбрасывают в воду, лидер восстания Вакуленчук гибнет.

Его тело везут в порт Одессы, чтобы там похоронить. Судно встречают жители, сочувствующие трагедии, — их настолько много, что они не помещаются на причале и вынуждены занять лестницу у памятника Ришелье, соединяющую порт и город. Царское правительство велит войскам разогнать митинг, в результате гибнут невинные. В панике люди бегут вниз по лестнице, пытаясь спастись от смертельных выстрелов.

Сергей Эйзенштейн рассказывал: эта тяжелая сцена — отсылка к событиям Кровавого воскресенья в Санкт-Петербурге, когда расстреляли демонстрантов, направляющихся с петицией к царю (1905 год). И это только одна из исторических отсылок.

Сначала задумывалось, что фильм будет состоять из снятых в разных городах шести частей, рассказывающих о том или ином событии. Но из-за нехватки времени осуществить это оказалось невозможным. Комиссия ВЦИК, поручившая сделать фильм к 20-летию Первой русской революции, поставила перед фактом, что предпоказ должен состояться на торжественном заседании в Большом театре в декабре 1925 года. До назначенной даты оставалось всего несколько месяцев.

Поэтому режиссер сделал фильм только об одном историческом событии — восстании, которое в 1905-м произошло на реально существующем корабле «Князь Потемкин-Таврический». Причина была та же — некачественная пища для матросов. Бунт также закончился захватом власти и смертью нескольких офицеров. Сценарий написала Нина Агаджанова, член Союза кинематографистов СССР.

«Симфония туманов» и много импровизации

Ученик Всеволода Мейерхольда Сергей Эйзенштейн, которому на тот момент было 27 лет, чуть ранее снял историко-революционный агитационный фильм «Стачка», вызвавший фурор. На Всемирной выставке в Париже он получил за него золотую медаль. Молодой человек надеялся, что и новая картина повторит успех, послужит революционной идее, в которую он очень верил. Режиссер подошел к новой работе воодушевленно и очень ответственно.

Съемки начались в Ленинграде, продолжились в Одессе. С погодой не везло: и в том, и в другом городе было пасмурно, постоянные туманы. Правда, эта «симфония туманов», как ее окрестили критики, впоследствии только добавила картине атмосферности. Сцены на корабле сначала хотели снимать на настоящем броненосце «Князь Потемкин-Таврический», но оказалось, что он для этого в слишком плохом состоянии. Поэтому судно «Двенадцать апостолов» задействовали, когда нужны были кадры внешнего вида броненосца, а внутренние сцены снимали на крейсере «Коминтерн».

Все делалось на одном дыхании, но с большим вдохновением, поэтому в фильме появились эпизоды, придуманные на ходу, которых не было в сценарии. Например, сцену на знаменитой одесской лестнице придумали так: режиссер сидел на ней и ел вишни, а косточки пускал вниз. Он наблюдал, как быстро они скачут, словно убегая от кого-то. В следующую минуту он уже знал, как будет выглядеть разгон митинга. Потом, гуляя по улицам, он присматривался к случайным прохожим, представляя, как вели бы себя обыкновенные люди, окажись они под тем чудовищным обстрелом.

Режиссер настоял, чтобы в фильме не было узнаваемых актеров — он хотел видеть «подлинных людей» и чтобы у зрителей не возникало ассоциаций с прошлыми ролями профессиональных артистов. Роль трагически погибшего Вакулинчука, например, исполнил актер Театра Пролеткульта Александр Антонов, лейтенанта Гиляровского — Григорий Александров (он же был вторым режиссером). Эти артисты прославятся немного позже.

Мальчика, затоптанного на лестнице, сыграл одессит — кто-то из съемочной группы заметил его, когда тот играл с приятелями в футбол. Правда, со своей актерской задачей он справился не сразу, то и дело слизывая с лица «кровь» (на самом деле вишневый сироп). С маленьким актером обращались очень бережно, и артист, герой которого по сюжету в панике затоптал мальчика на лестнице, на самом деле опирался руками на брус, перебирая в воздухе ногами и лишь слегка касаясь ребенка.

«В “Броненосце “Потемкин” актеров нет, в этом фильме есть только подлинные люди, и задачей его постановщика было найти подходящих людей. Решали не творчески выявленные способности, а физический облик. Возможность работать так имеется, конечно, лишь в России, где все является государственным делом. Лозунг “Все за одного — один за всех!” стоял не только на экране. Если мы снимаем морской фильм, к нашим услугам весь флот, если мы снимаем батальный — с нами всюду Красная армия. Если речь идет о сельскохозяйственном фильме — помогают соответствующие учреждения. Дело в том, что мы снимаем не для себя, не для других, не для того и не для этого, а для всех нас». (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.)

Красный цвет и монтаж аттракционов

Во время съемок Эйзенштейн столкнулся с существенной проблемой. По сюжету матросы на корабле поднимают красный флаг, но как передать нужный цвет в черно-белом фильме? Использовать красный флаг, конечно, бесполезно — в кадре он будет выглядеть черным. Поэтому решено было поднять полотно белого цвета, а потом вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах.

Так в отечественном кино впервые появился яркий цвет. Результат стоил усилий: во время премьеры этот прием произвел оглушительный успех, зрители не могли поверить, что такое вообще возможно, зал ревел от восторга.

Кроме того, в «Броненосце “Потемкине”» режиссер представил еще одно свое новшество — монтаж аттракционов. Он нарезал отснятый материал на отдельные фрагменты, а потом склеил лучшие в нужном ему порядке. Он считал, что так можно наиболее сильно воздействовать на эмоции зрителя. Этот метод и сегодня изучают в киношколах.

БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН» (1925)

БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН» (1925)

СССР (Госкино, Мосфильм), 75 мин., немой, черно‑белый

Режиссеры: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн

Продюсер: Яков Блиох

Авторы сценария: Нина Агаджанова, Сергей Эйзенштейн

Операторы: Владимир Попов, Эдуард Тиссэ

Музыка: Николай Крюков, Эдмунд Майзель, Дмитрий Шостакович

В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Михаил Гоморов, Иван Бобров, Беатрис Витольди, Н. Полтавцева, Юлия Эйзенштейн

«Броненосец “Потемкин”» – второй художественный фильм Сергея Эйзенштейна – не только проявление идеологического конфликта между Востоком и Западом, левыми и правыми, но, прежде всего, фильм, посмотреть который обязан каждый уважающий себя кинолюбитель. Десятилетия цензуры и активной поддержки, бесконечный анализ его структуры, символизма, истоков и влияния, а также тысячи визуальных цитат – за всем этим нам теперь трудно разглядеть историю, на которой основан фильм. Возможно, в «Броненосце “Потемкин”» Эйзенштейн не совсем точен с исторической точки зрения, но его легендарное видение угнетения и мятежа, индивидуальных и коллективных действий, его стремление как художника работать со светом, незначительными объектами, символами, лицами, движением, геометрическими формами придают фильму уникальный характер.

Однако нужно помнить, что подобная эстетическая чувственность имела определенный политический смысл: «изменение мира сознательными людьми» было мечтой того времени, известной под названием «революция». Но, даже не имея понятия, чем все это в конечном итоге обернется, мы можем почувствовать ветер эпического приключения, срывающийся с экрана и приводящий все в движение. Это приключение дает уникальный импульс, призывая людей Одессы к свободе, моряков корабля к борьбе против голода и унижения, а самого создателя фильма к изобретению новых кинематографических форм.

Часто мы смотрим «Броненосца “Потемкин”» в сокращенной форме или в виде выборки из самых известных эпизодов. Поэтому весьма неожиданно этот фильм оказывает более мощное воздействие при просмотре целиком, то есть как драматическая история, чем когда его пытаются использовать как ларец с сокровищами, доставая оттуда какую‑нибудь подходящую драгоценность.

Обновленный, непосредственный подход к фильму вернет подлинный смысл сценам, которые стали такими знакомыми: детская коляска на ступеньках; лицо мертвого моряка под навесом на краю причала; черви в мясе; кожаные ботинки; ружья, нацеленные в людей; очки подслеповатых политиков; застывшие в ожидании военные и служители церкви. И тогда оживший каменный лев, раздраженный и жаждущий жить, станет метафорой самого фильма, а высокая и дерзкая идея кино избавит фильм наконец от монументального статуса, чтобы впредь каждый новый зритель мог по‑новому взглянуть на него.