Александр блок

Оглавление

Личная жизнь

Стоит написать в биографии Александра Блока и о личной жизни. Она была весьма своеобразной. Поэту посчастливилось встретить свою единственную любовь в лице Любови Менделеевой, дочери великого химика. И хотя именно ее он считал своей музой, поддержкой и опорой, судьба их семьи сложилась очень непросто.

Отношение к супружеству у Блока было не совсем привычным. В биографии о Блоке стоит упомянуть, что он воспевал духовную близость с женой, но избегал телесной связи. Поэт также не видел проблем в том, чтобы периодически влюбляться и встречаться с другими женщинами. Но при этом он никогда не ставил их на одну ступень с любимой женой

Видимо, из-за этого и Любовь Менделеева позволяла себе обращать внимание на других мужчин. Особенно тяжелый период пережила семья, когда в их отношения вмешался поэт А

Белый, друг А. Блока. Страсть и чувства Белого к жене товарища практически привели к их дуэли.

К сожалению, у семьи так и не осталось продолжателей рода. Их единственный рожденный ребенок оказался слишком слаб здоровьем и не выжил. Поэтому супруги остались бездетными.

Актер Александр Блок: причина смерти

Замечательный актер, заслуженный артист Российской Федерации Александр Блок скончался 18 апреля 2015 года на 60-м году жизни. Близкие и родственники утверждали, что кончина Александра Ивановича ляжет на совесть медицинских работников. Актер всегда следил за здоровьем, лишь в последние месяцы жаловался на боль в груди, но врачи не находили у него причин для беспокойства.

Пройдя обследование у врача-гастроэнтеролога, актер по его совету обратился в онкологическую клинику Израиля. Но время было упущено, израильские врачи вынесли страшный приговор: рак легких в четвертой стадии. Актер решил бороться и обратился в НИИ (Научно исследовательский институт) онкологии имени Петрова. Проводить операцию на легкие было смертельно опасно.

В апреле в клинике на Песочной скончался актер Александр Блок. Причина смерти кроется в халатности врачей, друзья и коллеги уговаривали родственников провести расследование смерти Александра Блока, но боль утраты была настолько велика, что они не пошли на это.

Керамические строительные блоки

Керамические блоки по технологии их производства являются керамическим кирпичом больших объёмов и привлекательных форм. Керамические блоки обладают отличными показателями по всем физико-химическим характеристикам:

  • хорошая теплоэффективность;
  • экологичность;
  • высокие звукоизоляционные свойства;
  • простота монтажа;
  • подходят для выполнения любых архитектурных и дизайнерских задач;
  • не нуждается в дополнительной изоляции;
  • кладка блоков производится на специальном клее.

Керамические блокиИсточник kamin-best.ru

Главным недостатком является высокая цена, но она оправдана и заслужена хорошими качествами материала.

Видео описание

Подробнее о керамических блоках для строительства дома смотрите на видео:

Полистиролбетонные блоки

Строительные блоки из полистиролбетона – это лёгкий бетон с применением цементного вяжущего и вспененного полистирола в качестве заполнителя.

Преимущества строительных блоков из полистиролбетона:

  • не гниёт, не плесневеет;
  • по теплопроводности схож с древесиной;
  • лёгок в обработке;
  • большой выбор изделий различных форм и размеров;
  • малый вес;
  • высокая упругость.

Плюсы полистиролбетонного блокаИсточник kassot.com

Недостатки строительных блоков из полистиролбетона:

  • нет данных о возможном выделении вредных веществ при горении;
  • быстрое разрушение при воздействии ультрафиолета, необходима дополнительная своевременная защита;
  • в местах примыканий блоков и перемычек, оконных и дверных конструкций возникают мостики холода;
  • большие сроки достижения расчётной прочности;
  • существенная усадка.

Выпускается полистиролбетонный блок в классической форме, в соответствии с требованиями к строительным материалам. Применяется в устройстве ненесущих стен и перегородок, для теплоизоляции и звукоизоляции.

Полистиролбетонный блокИсточник brick-66.ru

Теплоблоки

Набирают популярность блоки комбинированного типа, например, теплоблок, теплостен, полиблок, поротерм.

Производители декларируют теплоблоки и его аналоги как идеальное решение не только в качестве основного стенового материала. Теплоблоки считают универсальными, изготовленными в виде многослойного пирога с дополнительными качествами утеплителя.

ТеплоблокИсточник bizorg.su

Кроме того, теплоблоки могут применяться как декоративный материал для наружного и внутреннего использования.

Видео описание

Смотрите на видео нюансы выбора строительных блоков для возведения жилого дома:

Блоки несъемной опалубки

Мелкоштучные блоки, используемые в качестве несъёмной опалубки, в какой-то мере тоже можно отнести к строительным блокам.

При их использовании не исключены лучшие показатели в сравнении с традиционными блоками, но доля материалов несъемной опалубки в строительстве пока невелика, имеются технологические сложности использования, эффективность пока не подтверждена на практике.

Основные марки и бренды: Симпролит, Изодом, Дюрисол, Термоблок, Мосстрой-31.

Блоки несъемной опалубкиИсточник ko.decorexpro.com

Заключение

Сказать определённо, какой из видов блоков лучше, невозможно, необходимо обоснование и конкретные требования к планируемому строительству. Применение строительных блоков в качестве несущей конструкции, перегородки, утеплителя или для придания строению декоративных свойств уже давно востребовано и популярно. А вот какие строительные материалы выбрать, решать только вам, но делать это надо лишь после консультации у профессионалов, которые подскажут какой материал лучше использовать в конкретном случае.

Биография Блока А. А. по годам

В представленную хронологическую таблицу Блока вошли ключевые даты из жизни великого поэта. Материал рекомендуется школьникам для подготовки к урокам русской литературы, а также всем, кому интересна судьба одного из самых ярких писателей “серебряного века”.

Александр Александрович Блок – известный русский поэт-символист, автор красивых стихов о любви, оказавший огромное влияние на русскую литературу и культуру ХХ века. Его жизнь и творчество продолжают вдохновлять современных писателей, музыкантов и режиссеров. Краткая биография Блока в таблице поможет быстро ознакомиться с ключевыми событиями жизни великого поэта, освежить в памяти ранее полученные знания.

1880 год, 6 (28) ноября – Родился в Петербурге в семье профессора Александра Львовича Блока и писательницы Александры Андреевны.

1891–1898 – Учёба во Введенской гимназии.

1898–1906 – Учится на юридическом факультете Петербургского университета;

затем – на историко-филологическом.

1903 – Первые публикации цикла стихов «Из посвящений» в журналах «Новый путь» и «Северные цветы»; венчание Блока и Л.Д. Менделеевой.

1904 – Отдельным изданием выходит цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвящённый Л.Д. Менделеевой.

1905–1910 – Написаны стихотворения «Незнакомка», «Россия», «На поле Куликовом», «На железной дороге»; вышли сборники «Снежная маска», «Земля в снегу», «Лирические драмы».

1907 – Сборники стихов «Нечаянная радость» , «Снежная маска».

1908 – «Земля в снегу» , сборник «Лирические драмы»; написана большая драма Блока «Песня судьбы».

1909 – Путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи».

1911 – Блок путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин); выходит в свет «Собрание стихотворений» в трёх томах.

1914 – Знакомство с певицей Л.А. Дельмас, которой поэт посвящает цикл «Кармен».

1915 – Выходят в свет сборник «Стихи о России» и поэма «Соловьиный сад».

1916–1917 – Во время Первой мировой войны призван в армию.

1917–1920 – Сотрудничает с издательством «Всемирная литература» и с Театральным отделом Наркомпроса, выступает с речами и чтением стихов.

1918 – Написаны поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и Революция».

1921 – Стихотворение «Пушкинскому Дому»; в Москве и Петрограде выступает с речью «О назначении поэта», посвящённой памяти А.С. Пушкина.

1921, 7 августа –  Умирает в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище.

1944 – Прах поэта перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Обслуживающий персонал?

Однако, это вариант бытия не так плох, по крайней мере, у обитателей квартала есть цель, и они приносят пользу, расплачиваясь за неё собой. Большинство же обывателей не знают похмелья с утра, но и не несут для общества никакой полезной нагрузки, разве что протаптывают тропинки в парке и производят что-то ненужное для других ненужных людей.

Позволяя себе жить вне рамок приятного общества, поэт создаёт там духовную пищу для тех, кто также далёк от духовности, как вегетарианец от шницеля. Пока обыватель радуется пустоте и сытости жизни, поэт пытается внести в неё радуги, тучи, лучики солнышка и блеск снежинок. Без него серость стала бы покрываться чернотой плесени и окутала бы мир, как лишайник.

Поэт кладёт себя на алтарь человечества, позволяя ему сохранить человечность и иногда видеть на горизонте надежду. За это он расплачивается собой – душой и физической жизнью, так не смотрите же с презрением в сторону поэтического квартала, где люди не от мира сего создают для нас надежды и иллюзии.

Основные темы в поэзии Блока

Цикл стихотворений «Город» наполнен противоречивыми настроениями, но одно Блок не изменял — это любовь к народу и не ожидающая благодарности безграничность поэзии. Честным и свободолюбивым Блоком можно лишь восхищаться.

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» показывают сложный путь Блока от романтического образа ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, периоде преодоления иррациональности и впечатлений изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Ранний Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимость разрыва «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и поэтической. Мы можем проследить, как менялось отношение к Родине и к жизни в целом. От романтика к реалисту или трагическому романтизму. Ему не хватало воздуха, чтобы творить: революция, вопросы о судьбе, невозможность достижения идеала и вечное томление по нему. Блок — универсальный поэт, ведь мы мало помним примеров (в особенности, из серебряного века) чтобы реализм был так тесно связан с романтизмом. Это два совершенно разных направления.

Вторую книгу стихотворений он напишет в период с 1904 по 1908 год, там переплелись его личные мысли и переживания на тему революционных событий, серьезно повлиявших на поэта. К тем же мыслям можно отнести его сборники «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», поэмы «Скифы», «Возмездие». В них отражены боль к народу и любовь к ней.

Любовь к родной земле

Большую роль для А. Блока, биографию которого сложно уместить в одну статью, сыграло подмосковное имение семьи Шахматово. Все свои детские и юношеские годы летом он проводил там. В этом месте мальчику открылась красота русской природы, милые сердцу пейзажи.

Там мальчик учился кататься верхом, разводить домашнюю живность, заниматься садоводством и огородничеством. Одним словом – любить и наслаждаться русской природой и родной землей. Это место сыграло большую роль в дальнейшем творчестве поэта. Местные пейзажи узнаются практически во всей лирике Александра Блока.

Краткая биография Александра Александровича Блока, к сожалению, не может в полной мере отразить жизнь этого необычного человека, но мы постараемся представить самые значимые события.

Блок и советская власть

В начале 1918 года появляется поэма «Двенадцать», где впереди двенадцати красных солдат Блок ставит Иисуса Христа, подписываясь, таким образом, под полной лояльностью к существующей власти. Это можно ещё отнести к боязни за собственную жизнь в эпоху переворота сознания, то строки:

Написанные в этой же поэме, сложно связать с лояльностью, тут просматривается и собственное убеждение в правоте власти.

Сразу же за этой поэмой появляются «Скифы», где строки:

Да и многие другие моменты, также говорят о поддержке Блоком советской власти.

«Нельзя служить двум Богам», это можно отнести к периоду биографии Блока с 1918 по 1921 год, когда поэт не написал ничего оригинального, довольствуясь докладами на заседаниях Вольной философской организации и шуточными строками, который не вызывали особого интереса ни у кого.

Переосмысление настоящего начинается с 1921 года, к сожалению, жить поэту оставалось немного, и вряд ли он успел сказать и половину мыслей и сделать часть дел. В 1921 году поэт пишет стихотворение «Пушкинскому дому», в котором просматриваются нотки завещания и раскаяния. Являясь с 1920 года председателем совета поэтов Петрограда, Блок делает немало для молодых дарований, но их, к сожалению, немного в эту лихую годину. Также Блок становится щитом для известных поэтов и критиков, например, он долго стоит тенью между НКВД и Гумилёвым, благодарны ему и другие писатели и поэты. Массовые чистки, кровавые чистки начались именно после смерти Александра Блока.

Символизм в произведениях А. Блока

Начальное творчество Блока было связано с популярным литературным течением того времени – символизмом. Суть направления заключалась в противопоставлении реального и идеального миров. Мир идеальный постигался с помощью символов, способных выявить сущность бытия. Мир реальный тоже наполнен символами, которые обобщают и типизируют жизненные явления.

К символам поэты и писатели обращались всегда. Они встречаются в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шолохова, Чехова и так далее. Но символисты создавали особые, мистические и таинственные символы, трудные для восприятия и понятные лишь избранным. Они служили связью с потусторонним, идеальным и таинственным миром.

Так, например, в сборнике стихов о Прекрасной Даме Блок активно прибегает к таким метафорам и символам, как тьма, ночь, день, закат, рассвет, отображающим душевные переживания лирического героя. В биографии Блока отметим, что после выпуска этого сборника он занял одно из центральных мест в рядах символистов.

Композиция, жанр и размер

Написаны строки в жанре философской лирики амфибрахием при перекрёстной рифме (квартала – зыбкой – встречал – улыбкой). Композиция двухчастотная, сначала Блок описывает быт и работу поэтов, затем даёт оценку их деятельности.

В качестве средств выразительности поэт использует в стихотворении олицетворения (день светозарный вставал), эпитеты (жемчужная тучка, зыбкая почва, всемирный запой и пр.) и метафоры (золото каждой прохожей косы).

Стих выбивается из рамок лирики Блока, тем интересней его анализ, ведь он показывает, что автор может свободно играть стилями написания для полного выражения задуманного.

Поэма «Двенадцать»

В творчестве писателя Александра Александровича Блока поэма «Двенадцать» стоит особняком. Это абсолютно исключительное, нетипичное для автора произведение, до конца не понятое ни современниками Блока, ни его потомками, вызывающее бесконечное количество споров и разногласий. Блок в этой поэме практически неузнаваем.

Александр Александрович стремился осмыслить события Октябрьской революции не только в публицистических произведениях. И это было толчком к появлению произведения.

Это удивительно, но ключом к пониманию данной поэмы является творчество известного в дореволюционные времена Петрограда поэта-шансонье Михаила Савоярова. Грубоватое творчество Савоярова Блок высоко ценил и с удовольствием посещал его концерты.

Разумеется, в литературных кругах новую поэму Александра Блока единодушно осудили. Все привыкли к его возвышенной поэзии, а появившийся в этой поэме стиль был сродни уличным куплетам.

Подготавливая жену Любовь Дмитриевну к чтению поэмы на концертах и вечерах, поэт водил ее на концерты Савоярова, чтобы она поняла и прочувствовала стиль, эксцентричную и даже несколько эпатажную манеру исполнения. Сам Александр Блок в такой манере читать стихи не умел.

Возможно, поэт считал язык уличного босяка или уголовника единственно возможным в сложное послереволюционное время.

ИЗ ЦИКЛА «ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ»

8

Говорит смерть:

Когда осилила тревога,
И он в тоске обезумел,
Он разучился славить Бога
И песни грешные запел.

Но, оторопью обуянный,
Он прозревал, и смутный рой
Былых видений, образ странный
Его преследовал порой.

Но он измучился — и ранний
Жар юности простыл — и вот
Тщета святых воспоминаний
Пред ним медлительно встает.

Он больше ни во что не верит,
Себя лишь хочет обмануть,
А сам — к моей блаженной двери
Отыскивает вяло путь.

С него довольно славить Бога —
Уж он — не голос, только — стон.
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.

10 декабря 1915

ПУШКИНСКОМУ ДОМУ

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Это — звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.

Это — древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.

269

Наши страстные печали
Над таинственной Невой,
Как мы чёрный день встречали
Белой ночью огневой.

Что? за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

11 февраля 1921

270

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2021. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

Первая любовь

Когда Александру было 16 лет, во время отдыха с матерью в немецком курортном городе он встретил женщину, которая оставила неизгладимый след в его жизни. Интересным фактом об Александре Александровиче Блоке является то, что этой женщиной была Ксения Садовская – тридцатисемилетняя замужняя дама, ровесница матери Блока. Пылкая восторженная любовь гимназиста нашла отклик в сердце взрослой женщины с непростой судьбой. И она ответила на его чувства, к огромному неудовольствию матери Александра. Но разгоревшемуся роману мать не сумела препятствовать.

Настало время разъезжаться. Влюбленные простились, договорившись писать друг другу и непременно встретиться в Петербурге.

Через некоторое время они встретились, и их отношения продолжились. Но было очевидно, что их связь временная. Ревность, ссоры, выяснения отношений стремительно несли Блока и Садовскую к неминуемому разрыву. К тому же Александр начал увлекаться Любой Менделеевой, что горячо поддерживала его мать. Встречи становились все реже, письма – все холоднее.

Ксения Садовская прожила тяжелую, полную испытаний жизнь и умерла нищая, душевнобольная в одесской больнице. После ее смерти в подоле юбки Ксении нашли перевязанные розовой лентой 12 писем от Блока и засохшую розу.

В творчестве Александра Александровича Блока образ Садовской прослеживается не только в раннем периоде, о ней написано немало стихотворений и после разрыва, и после известия о ее кончине. Так синеглазая красавица с туманным шлейфом навечно осталась в бессмертных стихотворениях своего возлюбленного.

Болезнь и смерть Александра Блока

Нескончаемый большой объём работы был не под силу и без того не слишком здоровому молодому человеку. К тому же, постоянная сырость и холод, недоедание и депрессии подрывали здоровье и силы Блока. К началу 1920 году поэт страдал астмой, цингой и психическими расстройствами. Доктор Пекелис, который жил с ним в одном доме, ничего особо опасного в его состоянии не находил, но рекомендовал пройти полное обследование и серьезно полечиться. Для полноценного лечения Блоку нужно было выехать в Финляндию.

Блок подал заявление в Политбюро партии о выдаче ему и его сопровождающему другу выездные визы весной 1921 года. Но им было отказано. Некоторые историки утверждают, что Менжинский и Ленин сыграли очень негативную, и возможно, роковую роль в судьбе Александра Блока, не давая ему возможность вовремя выехать на лечение, когда еще можно было восстановить силы и вылечить недуги. За Блока хлопотали Максим Горький, Луначарский, Каменев и другие государственные деятели, рассматривая этот вопрос на нескольких заседаниях Политбюро партии. Наконец-то, 23 июля разрешение было подписано, но к тому времени состояние поэта сильно ухудшилось, и Максим Горький попросил дать разрешение на визу жене Блока, чтобы она могла его сопровождать. Согласование затянулось, но несмотря на то, что разрешение было подписано Молотовым 1 августа, Луначарский об этом сообщил только через 5 дней. Но это уже не смогло спасти жизнь известному поэту. 7 августа на 41-м году жизни Александр Блок умер в его петроградской квартире.

По официальной версии причиной смерти Александра Блока стало воспаление сердечных клапанов и сердечная недостаточность. Долгое время ему не могли поставить правильный диагноз, потому как симптомы были очень расплывчаты и многосторонни. Блок буквально за два месяца из относительно здорового человека превратился в разбитого болезнью инвалида, которого мучили страшные боли. Чтобы немного обезболить состояние, ему давали опиум, но это помогало не надолго. Тем не менее, врач кремлевской больницы, которая обследовала пациента еще в апреле, пришла к выводу, что у него малокровие, истощение и сильно выраженная неврастения. Она увидела цинготные опухоли, но не нашла органических повреждений, посоветовала больше лежать и дала препараты стрихнина и мышьяка (что могло бы вызвать токсическое отравление).   

7 июня лечащий врач Блока собрал консилиум из нескольких специалистов с профессорской степенью, и они сделали заключение, что больной страдает психастенией и эндокардитом – сердечным заболеванием, которое происходит из-за воспалительных процессов на внутренней стороне миокарда. Врачи понимали, что это неизлечимо, и что дни поэта сочтены.

После кончины Александра Блока ходило много различных слухов о его причинах смерти, некоторые доходили до абсурда, а некоторые были просто непристойными. Много десятилетий общественность не знала точного диагноза и выдвигались различные версии. Некоторые современные ученые медики, собрав все доступные материалы и воспоминания близких современников поэта о времени его болезни, пришли к выводу, что у Александра был подострый септический эндокардит, который был спровоцирован хроническим тонзиллитом. Эта болезнь начинается незаметно и проходит несколько стадий, маскируясь под различные симптомы, похожие с другими недугами. И вылечить поэта в тех условиях было практически невозможно, потому что ещё не были известны антибиотики.

Могила Александра Блока находится в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище, где похоронены близкие родственники поэта. Церемония прощания, отпевания и захоронения прошла 10 августа. Несмотря на короткую жизнь, Александр Александрович Блок оставил большое творческое наследие, которое однажды проникнув в душу, остается там навсегда.

Основные темы

  • Судьба отдельно взятого человека и Родины в важные исторические эпохи.
  • Революционный процесс и та роль, которую в нем играет прослойка интеллигенции.
  • Верность в любви и дружбе.
  • Судьба, рок, чувства тревоги перед надвигающейся безысходностью.
  • Место поэта в обществе.
  • Связь природы с ее детищем – человеком.
  • Вера в высшие силы, мироздание.

Умение транслировать тонкие нюансы внутренних переживаний у поэта воплотилось в жанровом разнообразии его творчества. Он писал стихи и поэмы, песни, заклинания, романсы, этюды.

Подлинные общечеловеческие ценности раскрываются в стихах Александра Блока только в родстве с нерасторжимым единством реальности мира. Светлое будущее может быть осуществимо только в результате суровой повседневной рутины, готовности человека к подвигу во имя процветания Родины. Таким было мировоззрение Блока, отображенное в его творчестве.

Первые публикации Блока и личная жизнь

Летом он, как и прежде, отдыхал в дедовском поместье. В это время он всерьез влюбился в свою подругу детства Любовь Дмитриевну. Именно для нее создал свой  сборник “Стихи о Прекрасной Даме”. Этот цикл, увидевший свет в “Северных цветах”, можно считать началом его блестящего творческого пути. Это была тонкая изысканная лирика, хотя и сжатая тесными рамками символизма.Они обвенчались в 1903 году, но отношения между молодоженами были сложными. Несмотря на то, что женились они по любви, оба позволяли себе и другие романы. В начале нового века Блока живо интересовали социальные темы. Жизнь окраин Петербурга он знал хорошо, и это отразилось в его цикле “Город”. Но в это время были чрезвычайно популярны и различные мистические течения, нашедшие многих приверженцев в кругах столичной интеллигенции.  Всем этим и были обусловлены особенности его поэтического творчества:

  • Философские воззрения Блок выразил в цикле стихов “Снежная маска”, который был создан и напечатан в 1907 году.
  • К этому же периоду относится цикл “Ямбы”.

Язык этих произведений очень музыкален, поскольку сам Блок считал, что его творчество идет от романса. Как и все представители модернистских течений, он щедро употреблял метафоры.
Рис. 4. Александр Блок с женой Людмилой Менделеевой

Александр Блок. Стихи о России

В творчестве поэта любовь к родной стране в полной мере была воплощена в цикле под названием «Родина». Самое начало одного из наиболее показательного стихотворения цикла – «Родина» — перекликается со знаменитым гоголевским отступлением про «Русь-тройку» в «Мертвых душах». В этом отступлении кони мчатся вдаль, но куда именно – ответа нет. Литературоведы предполагают, что именно в связи с этой аналогией стих Александра Блока «Россия» открывается словом «опять»:

Образ неистово мчащейся вперед гоголевской тройки предстает в воображении читателя. Вслед за ним слышится пронзительное признание в чувствах к своей Родине, «нищей России», ее «серым избам». Справедливо у читателя возникает вопрос: а за что любить эту страну, которая ничего не может дать?