«воздух

Оглавление

Диоген: биография

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.

Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа — Антисфеном. Яркий представитель этого течения — Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Примечания и ссылки

  1. О жанре chrie см JF Kindstrand «  Диоген Лаэртский и» хрия «традиции  », Elenchos 7, 1986. р.   217-243
  2. Эмиль Бреье , История философии , том I, книга вторая, гл. 1.
  3. Жан-Мануэль Рубино, Диоген, Антисоциальный , Париж, PUF,декабрь 2019, 237  с. , стр.  28 год
  4. , стр.  395.
  5. Жан-Мануэль Рубино, Диоген, Антисоциальный , Париж, PUF,декабрь 2019, 237  с. , стр.  39
  6. Барнс, Джонатан. и Канто-Спербер, Моник. , Греческая философия , Париж, Университетское издательство Франции,1998 г., 885  с.
  7. Это слово очень часто переводится на французский язык «», метрической тонны , которая составляет ошибку, вероятно , результат приближенных переводов , как Диоген Laèrce жизни философов о Буало . Для хранения и транспортировки зерновых, вина, масла и т. Д. Греки использовали не бочки, которые римляне позаимствовали у галлов, а терракотовые кувшины. Древние изображения Диогена через несколько лет после его смерти свидетельствуют о том, что это сосуд такого рода, поскольку они показывают философа сидящим на кувшине. Эта деталь ускользнула от внимания различных современных художников и скульпторов.
  8. Диоген Лаэрс, Жизнь, доктрины и предложения выдающихся философов (перевод и примечания Роберта Гренайла), GF-Flammarion, 1965, том 2, «Диоген Синопский».
  9. Марк МАГРО , Эти психопаты сумасшедшие! , edi8,12 марта 2015 г., 280  с.
  10. Диоген Лаэрс , Жизнь и доктрины выдающихся философов , VI, 2, 29.
  11. ↑ и
  12. (в) 431 г. до н.э.-350? До н.э. Ксенофонт , Апология ,1 — го января 1998
  13. Диоген Лаэртский. , Жития выдающихся философов В. Хайнемана,1925 г.
  14. Эпиктет, Мануил , XV.
  15. Пресноводный и морской аквариум, Том 20, номера с 9 по 12, с. 161.

Платон и Александр Великий

Диоген постоянно сталкивался с непониманием окружающих, которые отказывались вести себя «естественно».

Зачастую он «тягался» с сильными мира сего — например, Александром Великим и самим Платоном.

Однажды, после того, как Платон дал определению человеку как «бесхитростному двуногому существу», Диоген ощипал цыпленка, принес его великому философу и провозгласил: «Смотрите! Вот — человек, по мнению Платона!».

Александр Великий, посетив как-то Коринф, пожелал познакомиться с Диогеном. Царь нашел философа отдыхающим на солнце, представился и спросил, не хочет ли Диоген сказать ему, легендарному правителю, что-нибудь. Диоген ответил: «Да, хочу: не загораживайте мне солнце».

Александр восхитился его ответом и парировал: «Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном», на что Диоген ответил: «Если бы я не был Диогеном, я бы все равно хотел быть Диогеном».

Широко известен также случай, когда на банкете для афинской элиты кто-то из гостей кинул Диогену кость и назвал его собакой. За это философ поднял ногу и помочился на гостей.

Но несмотря на свое возмутительное поведение, афиняне любили его, и, когда какой-то паренек сломал философу ребра, жители города нашли и наказали мальчика, а Диогену нашли новую бочку.

литература

Обзорные представления

  • Клаус Деринг : Диоген из Синопы. В: Хельмут Флашар (ред.): Очерк истории философии . Античная философия. Том 2, половина тома 1, Schwabe, Basel 1998, ISBN 3-7965-1036-1 , стр. 280-295.
  • Майкл Эрлер : Циники. В: Бернхард Циммерманн , Антониос Ренгакос (Hrsg.): Справочник по греческой литературе древности. Том 2: Литература классического и эллинистического периода. CH Beck, Мюнхен 2014, ISBN 978-3-406-61818-5 , стр. 302-311, здесь: 303-305
  • Мари-Одиль Гуле- Казе : Диоген де Синоп. В: Ричард Гуле (ред.): Dictionnaire des philosophes antiques. Том 2, Издания CNRS, Париж, 1994, ISBN 2-271-05195-9 , стр. 812-823
  • Генрих Ниеуэс-Пребстинг : Диоген Синопский. В: Франко Вольпи (Hrsg.): Großes Werklexikon der Philosophie. Том 1, Kröner, Штутгарт 2004, ISBN 3-520-82901-0 , стр. 400-401.

Расследования

  • Клаус Деринг: Циники. Бюхнер, Бамберг, 2006 г., ISBN 3-7661-6661-1 .
  • Никлаус Ларжье: Диоген-циник. Примеры, повествование, история средневековья и раннего Нового времени. Нимейер, Тюбинген 1997, ISBN 3-484-36536-6 .
  • Оливер Овервин: изречения циника Диогена в греческой и арабской традиции. Штайнер, Штутгарт 2005, ISBN 3-515-08655-2 .

прием

  • Иоахим Якоб, Райнхард М. Мёллер: Диоген. В: Петер фон Мёллендорф , Аннет Симонис, Линда Симонис (ред.): Исторические деятели античности. Прием в литературе, искусстве и музыке (= . Supplements. Том 8). Мецлер, Штутгарт / Веймар 2013, ISBN 978-3-476-02468-8 , Sp. 361–372.
  • Клаус Хердинг : Диоген как дурак . В: Питер К. Кляйн и Регина Прейндж (ред.): Zeitenspiegelung. О значении традиций в искусстве и истории искусства. Festschrift для Конрада Гофмана . Дитрих Раймер Верлаг, Берлин 1998, стр. 151-180 ISBN 978-3-496-01192-7

Философские очерки

  • Карл-Вильгельм Вебер : Диоген. Сообщение из корзины. Нимфенбургер, Мюнхен 1987, ISBN 3-485-00552-5 .
  • Карл-Вильгельм Вебер: Диоген. Мысли и поступки самых дерзких и необычных из всех греческих философов. 4-е издание. Нимфенбургер, Мюнхен 2003, ISBN 3-485-00890-7 .

Диоген Синопский

Диоген Синопский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф). Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Согласно Диогену Лаэртскому, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракул чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал свое призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил в глиняной бочке (пифос) возле афинской агоры, однако мальчишки разбили его дом. Но афиняне предоставили ему новую бочку.

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрек, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «сумасшедшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Диоген эпатировал современников, принимая пищу на площади и публично мастурбируя. Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот. Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям.

Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в бочке, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Жизненный устрой

Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал — все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

Философствование и отказ от материального

Философия циников отражает истинные суждения Диогена об устройстве общества. Шокирующее, антисоциальное поведение вынуждало остальных задуматься о настоящих ценностях — почему человек отрекается от благ в пользу самоограничения.

Соотечественники уважали мыслителя, не смотря на дерзость, приходили к нему за советом, считали мудрецом, даже любили. Однажды маленький хулиган разбил бочку Диогена — горожане дали новую.

Взгляд философа был направлен на достижения человеком единения с природой, так как человек есть создание природы, изначально он свободен, а материальные излишества способствуют разрушение личности.

Как-то мыслителя, прохаживающегося по торговым рядам, спросили: «Вы же отказываетесь от материальных благ. Тогда зачем ходите здесь?» На что он ответил, что хочет увидеть предметы, которые ни ему, ни человечеству не нужны.

Философ часто прогуливался днем с зажженной «лампой», объясняя свои действия поиском честных людей, которых даже при свете солнца и огня невозможно найти.

Сидя в бочке, мудрец приблизился к сильным мира сего. Близко познакомившись с мыслителем, Македонский говорил: «Если бы я не был царем, я бы стал Диогеном». Он советовался с мудрецом о необходимости похода в Индию. Философ критично отнесся к плану правителя, предрекал заражение лихорадкой, по-дружески посоветовал полководцу стать его соседом по бочке. Македонский отказался, отправился в Индию и умер там от лихорадки.

Диоген пропагандировал свободу от искушений. Считал, что браки между людьми – ненужный пережиток, дети и женщины должны быть общими. Высмеивал религию, веру как таковую. Истинной ценностью видел доброту, но констатировал, что люди разучились проявлять ее, а к своим недостаткам относятся снисходительно.

прием

Современный памятник Диогену в Синопе, Турция

Философы и историки культуры, а также художники изображают Диогена как человека, который в первую очередь не выдвигал тезисы, но публично и демонстративно применял свои собственные знания на практике. Термин «философ действия» иногда используется в этом контексте.

философия

В рядах философов Диоген получил как крайнее одобрение, так и категорическое неприятие. Платон якобы назвал его с клеветническим намерением «Сократом сошедшим с ума». Гегель критиковал Диогена не только за его близость к народу, но и обвинял его в том, что он «слишком серьезно относится к мелочам». Сюда входит и публично демонстрируемая ненужность. В том, что Фридрих Ницше видел в этом просто «лекарство от всех идей социальной подрывной деятельности », он отрицал подрывную деятельность древнего философа .

Мишель Фуко, с другой стороны, видел в дерзких выходках и радикальной свободе, которую Диоген взял с собой, величайший из возможных шансов на истину ( парресию ): «Смелость к истине со стороны тех, кто говорит и идет на риск, несмотря ни на что, все это говорит правду о том, что он думает ». В то время как Платон пытается принизить Диогена по сравнению с Сократом, Питер Слотердейк ставит его в один ряд с ним и интерпретирует« странные вещи его поведения »как« попытку комедийно превзойти хитрого диалектика ». Ульф Пошардт написал в своей книге о крутости :« Диоген жил громко, как поп-звезда ». Согласно обеим интерпретациям — согласно Гарри Уолтеру — Диоген представлял« культуру жестовой подрывной деятельности, в которой его публика лежала боком . «

В 1986 году Натиас Нойтерт воплотил идею подрывной деятельности в театральной пьесе для одного человека, в которой он одновременно является автором и актером. Он показывает, как «философия тела, выходящая за рамки героической истории», может и сегодня сводить «позы великой истины» к абсурду .

Искусство и фантастика

От Диогена и Bad Boys Коринфа по Wilhelm Busch

Культурно-историческое исключение Диогена отражено в обилии художественных изображений, как картин, так и скульптур.

Сохранились три однотипные статуэтки, которые уже не завершены и, как полагают, изображают Диогена: на них изображен нагнулся бородатый мужчина. Одна из этих статуэток была найдена на вилле Альбани в Риме . Однако оригинальны только голова, туловище, плечи и правое бедро; все остальное было добавлено позже. Есть только фрагменты ног двух других статуэток, но в них также есть фрагменты собаки и рюкзака , которые являются типичными атрибутами Диогена.

На хорошо сохранившейся мозаике II века изображен Диоген в бочке , под которой можно прочитать его имя. Мозаика сейчас находится в Римско-германском музее в Кельне.

Вильгельм Буш поставил типичный для него юмористический памятник в своем рассказе-картинке « Диоген и плохие парни из Коринфа» , что в значительной степени способствовало его популярности .

Жизнь

Даты жизни Диогена неизвестны, имеется различная, порой противоречащая друг другу информация. После оценки соответствующих свидетельств предполагается, что Диоген родился ближе к концу V века до нашей эры. До н.э., возможно, около 410 г. до н.э. Родился в Синопе на берегу Черного моря примерно в начале 320-х годов до нашей эры. Умер в Афинах или Коринфе. Диоген Лаэртиос сообщает различную информацию о причине смерти: поедание сырого полипа , желчные колики , намеренная задержка дыхания, укус собаки.

Согласно древней традиции, Диоген был учеником Антисфена . Если так, то это должно быть самое позднее в начале 360-х годов до нашей эры. Переехал в Афины. Однако в современных исследованиях предполагаемые отношения студента с Антисфеном противоречивы. Определен только переезд в Афины. Причины этого неясны, даже если до нас дошли разные анекдоты и истории. Например, Диоген Лаэртиос и несколько других авторов сообщают легенду о том, что он бежал или был изгнан, потому что он или его отец подделывали монеты в качестве банкира или чиновника монетного двора Синопа. В Афинах он познакомился со знаменитыми философами своего времени: Платоном , Эсхином Сфеттским , Евклидом Мегарским . С другой стороны, встреча с Аристиппом из Кирены могла быть выдуманной.

Оставайтесь в Коринфе

«Отойди немного от солнца!» (Диоген Александру Великому). Вилла Альбани , Рим

В древних сообщениях часто говорится, что Диоген оставался в Коринфе. Как часто и как долго — неясно, по крайней мере, он должен был там умереть (правда, по другим версиям, в Афинах). Также существуют легенды, связанные с этим переселением. Согласно одному из них, Диоген был похищен пиратами во время поездки на лодке на Эгину и куплен в рабство коринфянином по имени Ксениад на Крите . Затем Ксениад сделал его своим опекуном и воспитателем своих сыновей. Говорят, что в Коринфе он встретил тирана Дионисия II Сиракузского и, согласно самому известному анекдоту, также Александра Великого . Состоялась ли эта встреча на самом деле и в такой форме, остается спорным. Этот анекдот встречается у многих древних авторов в различных вариациях и стал популярным мотивом в изобразительном искусстве; Самая старая из сохранившихся версий исходит от Цицерона , более подробно сообщает Плутарх :

— Плутарх : Александрос 14

Собачий образ жизни

Философия как радикальный образ жизни: Диоген в мусорном ведре — картина Жана-Леона Жерома (1860)

Его прозвище ὁ κύων ho kýōn («собака») изначально предназначалось как ругательство, связанное с его бесстыдством. Но Диоген счел это подходящим и с тех пор называл себя так. Один из многих анекдотов, связанных с этим эпитетом, состоит в том, что, как говорят, Александр Великий представился Диогену следующим образом: «Я Александр, великий царь». На что Диоген, как говорят, сказал: «И я, Диоген, собака.»

Заглавная медь для диалогов Диогена фон Синопа под редакцией Кристофа Мартина Виланда (1770). Дизайн Адама Фридриха Эзера , гравировка Кристиана Готлиба Гейзера

Говорят, что Диоген добровольно вел жизнь бедняков и выставлял ее на всеобщее обозрение. Якобы он не имел постоянного места жительства и ночевал в разных местах, например, в общественных колоннадах . Сосуд для хранения ( πίθος , пифос ), как говорят, служил ему местом для сна , отсюда крылатое слово Диогена в бочке или в бочке. По словам Диогена Лаэртиоса, снаряжение Диогена включало простое шерстяное пальто, рюкзак с провизией и посудой, а также палкой. Согласно анекдоту, он выбросил свою чашку и миску, когда увидел детей, пьющих из рук и хранящих чечевичную кашу в выдолбленном буханке. Он питался водой, сырыми овощами, дикими травами, бобами, чечевицей, оливками, инжиром, простым ячменным хлебом и т. Д.

Во времена Диогена в Греции считалось неприличным есть в общественных местах. Но он не только это сделал, но и удовлетворил свой сексуальный инстинкт на глазах у всех, ради простоты мастурбацией . Согласно анекдоту, он, как говорят, хотел также утолить чувство голода, просто потирая живот.

Деятельность Диогена

Никаких произведений Диогена не сохранилось, хотя, как сообщается, он является автором нес это ряд анекдотов о его жизни и высказывания, приписываемые ему в ряде разрозненных классических источников, ни один из которых не является окончательным.

Доктрина цинизма утверждает, что цель жизни – жить добродетельной жизнью в согласии с природой, которая требует лишь самого необходимого для существования. Это включает отказ от всех обычных желаний: здоровья, богатства, власти и славы.

Хотя Антисфен проповедовал жизнь в бедности, а Кратт даже отдал большое состояние, чтобы жить в бедности в Афинах, Диоген довел цинизм до его логических крайностей и доминирует в истории цинизма, как никакая другая фигура.

Его довольно шокирующий образ жизни и привычки никогда не были беспочвенными, а использовались, чтобы тонко проиллюстрироватьего презрение к человеческим достижениям, социальным ценностям и институтам.

Чувство бесстыдства Диогена лучше всего видно в контексте цинизма в целом. В частности, это происходит из-за перестановки условностей ниже природы и разума. Один из руководящих принципов заключается в том, что если действие не является постыдным наедине, то же самое действие не становится постыдным из-за того, что совершается публично.

Например, в афинском обычае есть на рыночной площади, и все же он там ел потому, что, как он объяснил, когда его упрекали, именно на рыночной площади он чувствовал голод. Самым скандальным из этих видов деятельности является непристойное поведение на рынке, на что он ответил: «Он хотел бы, чтобы было так же легко утолить голод, натирая желудок» (Диоген Лаэртский, Жизни выдающихся философов, книга 6, глава 46 ).

Он особенно пренебрежительно относится к софизму. Он опровергает аргумент о том, что у человека есть рога, касаясь его лба, и аналогичным образом опровергает утверждение о том, что движения при ходьбе не существует.

Философия Диогена

Во время своих странствий Диоген дошел до Афин, где на главной площади города услышал речь философа Антисфена. То, что говорил Антисфен произвело на парня большое впечатление.

Памятник Диогену

В результате, Диоген решил стать последователем учения афинского философа.

Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома. После недолгих размышлений, Диоген пошел на радикальные меры.

Отчаянный ученик устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».

Стоит заметить, что Антисфена очень раздражало присутствие настырного незнакомца. Однажды он даже избил его палкой, чтобы тот ушел, однако это не помогло.

Тогда Антисфен не мог и представить, что именно Диоген станет ярчайшим представителем школы киников.

Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.

Мудрец тянулся к единению с природой, игнорируя законы, чиновников и религиозных деятелей. Себя он называл космополитом – гражданином мира.

После смерти Антисфена, отношение афинян к Диогену еще больше ухудшилось и на то были причины. Горожане считали его сумасшедшим.

Александр Македонский перед Диогеном

Диоген мог в публичном месте заниматься онанизмом, нагишом стоять под ливнем и совершать множество других неадекватных поступков.

Тем не менее с каждым днем слава о сумасшедшем философе становилась все больше. В итоге с ним захотел пообщаться сам Александр Македонский.

Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но тот спокойно проводил время у себя. Тогда полководец был вынужден самостоятельно посетить философа.

Александр Великий застал Диогена греющимся на солнце. Подойдя к нему он произнес:

– Я великий царь Александр!

– А я, – ответил мудрец, – собака Диоген. Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».

– А меня ты боишься?», – спросил Александр.

– А что ты такое, зло или добро? – поинтересовался философ.

– Добро, – сказал тот.

– А кто же боится добра? – заключил Диоген.

Поразившись таким ответам, великий полководец позже якобы сказал следующее:

«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Диоген с фонарем ищет человека

Философ неоднократно вступал в жаркие споры с Платоном. Однако он конфликтовал и с другими яркими мыслителями, включая Анаксимена Лампсакского и Аристиппа.

Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».

Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.

Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.

Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».

Накануне войны греков с македонским царем Филиппом 2, Диоген на судне отправился к побережью Эгины. Однако во время плавания, корабль захватили пираты, которые либо убивали пассажиров, либо брали их в плен.

Став пленником, Диоген вскоре был продан коринфянину Ксеаниду. Хозяин философа поручил ему воспитывать и обучать своих детей. Стоит признать, что учителем философ был хорошим.

Диоген в бочке

Диоген делился с детьми не только своими знаниями, но также обучил их верховой езде и метанию дротиков. Кроме этого, он привил им любовь к физическим тренировкам.

Последователи учений Диогена, предлагали мудрецу выкупить его из рабства, но тот отказывался. Он заявлял, что даже при таком положении вещей может быть – «господином своего господина».

Диоген — киник

Основа философии Диогена Синопского — аскетизм. Он намеренно отказывался от любых благ цивилизации, продолжая жить в пифосе и просить подаяния. Им отвергались любые условности, будь то религиозные, общественные или политические. Он не признавал государства и религии, проповедуя жизнь естественную, наполненную подражанием природе.

Лежа возле пифоса, он читал проповеди горожанам. Он уверял, что лишь отказ от благ цивилизации способен освободить человека от страха. Необходимо отбросить условности и предрассудки, дабы уйти с позиции ведомых. Жить, как живет собака, — свободно и естественно — прямой путь к освобождению и счастью.

Диоген говорил, что каждый человек имеет в распоряжении все, что нужно для счастливой жизни. Однако, вместо того чтобы воспользоваться этим, люди мечтают об иллюзорных богатствах и эфемерных удовольствиях. К слову, наука и искусство, по мнению Диогена, более чем бесполезны. Зачем тратить жизнь на их познание, когда следует познать лишь самого себя?

Диоген, однако, почитал практическую и нравственную стороны философии. Он утверждал, что это — моральный компас людей

Известное высказывание Диогена Синопского, адресованное некому человеку, который отрицал важность философии:

Диоген всю свою жизнь стремился к добродетели. Он делал это непривычными путями, однако цель его всегда была благородна. И пусть его идеи не всегда находили подходящие умы, но тот факт, что мы читаем о нем сейчас, спустя столько лет, говорит о многом.

Жизнь Диогена

Диоген (произносится die-O-jen-ees) родился около 412 г. до н.э. (или 404 г. до н.э., согласно некоторым источникам) в Синопе (на черноморском побережье современной Турции). Он – сын Трезия, богатого человека. Вполне вероятно, что он был изгнан из Синопа за фальсификацию монет, чеканившихся отцом, с недрагоценными металлами, и отправился в Афины с рабом по имени Манес, который вскоре бросил его.

Синопского привлекло аскетическое учение Антисфена (ок. 445 – 365 до н. э. ), Ученика Сократа. Диоген стал учеником Антисфена, несмотря на жестокость, с которой его приняли, и быстро превзошел учителя как по репутации, так и по суровости жизни. Он избегал всех земных удовольствий и открыто презирал то, что считал безумием, притворством, тщеславием, социальным подъемом, самообманом и искусственностью человеческого поведения.

В свое время Диоген высмеял характеристику Платоном человека как двуногого без перьев, когда принес в аудиторию ощипанного цыпленка. Ему также приписывают первое известное использование слова «космополит», утверждая, что он «гражданин мира».

Согласно легендам, Диоген был схвачен пиратами и продан в рабство на Крите коринфянину по имени Ксениад, который был впечатлен его остроумием и дальновидностью и нанял его в качестве наставника для двух сыновей. Он прожил в Коринфе оставшуюся жизнь, которую посвятил проповедованию доктрин добродетельного самоконтроля.

Что приводит вас в восторг?

В какой-то момент Диоген встретил Александра Великого в Коринфе и впечатлил великого лидера своей изобретательностью и мудростью, в результате чего Александр заметил: «Если бы я не был Александром, то я хотел бы быДиогеном».

Он умер в 323 г. до н.э. в Коринфе, заболел от употребления в пищу сырого осьминога или перенес укус зараженной собаки. Он оставил инструкции быть брошенными за городскую стену после его смерти, чтобы дикие животные могли полакомиться его телом. Коринфяне воздвигли в его память столб, на котором покоилась собака из паросского мрамора.