Оглавление
Экономика[]
Файл:Azeri Square.JPG
Национальный банк Азербайджана в Баку
- Основная статья: Экономика Азербайджана
Азербайджан — индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Важнейшее место в хозяйстве Азербайджана занимают нефте- и газодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая (минеральные удобрения, синтетический каучук, шины и др.), машиностроительная, горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия, разнообразные отрасли пищевой (консервная, чайная, табачная, винодельческая) и лёгкой (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная, ковроткацкая) промышленности.
Азербайджан поставляет в другие страны продукцию химической и топливной промышленности, цветной и чёрной металлургии, машиностроения и металлообработки (передвижные буровые установки, подъёмные агрегаты, передвижные вышки, фонтанную арматуру, глубинные насосы, электродвигатели, геофизические приборы), лёгкой промышленности и т. д. Из других стран в Азербайджан ввозится в основном готовая продукция: станки, различная сельскохозяйственные машины, автомобили, одежда, продовольственные товары.
Сельское хозяйство специализируется в основном на виноградарстве, садоводстве, табаководстве, овощеводстве, животноводстве и шелководстве. Главные технические культуры — хлопчатник, табак, чай. Развито раннее овощеводство, субтропическое плодоводство. Площадь орошаемых земель 1401 тыс. га (1990). Главные отрасли животноводства — овцеводство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство. Шелководство.
Эксплуатационная длина (1991, тыс. км): железных дорог 2,09; автодорог общего пользования — 36,7, в т. ч. с твёрдым покрытием — 32.
Главный порт — Баку, связан железнодорожными паромами с портами восточного побережья Каспийского моря (Красноводск, Актау, Бекдаш). Судоходство по Куре. Трубопроводный транспорт (нефтепроводы Баку — Новороссийск, Баку — Супса, Баку — Тбилиси — Джейхан).
Курорты: Истису, Нафталан, Апшеронская группа и др.
Экономика Азербайджана показывает одни из самых высоких темпов экономического роста в мире: в 2006 ВВП страны вырос на 36,6 % до $20,4 млрд. Экономический рост продолжается непрерывно с 1996 года; в течение десяти лет экономика Азербайджана в среднем прибавляла по 13,6 % ежегодно (по сравнению с 1995, размер ВВП увеличился в 8,4 раза).
Этот рост по большей части обеспечивается за счёт увеличения добычи и экспорта углеводородного сырья (что обусловлено, в частности, пуском в нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и началом добычи газа на месторождении Шах-Дениз в конце ), а также повышения мировых цен на нефть. По итогам первых трёх кварталов 2006, на сырую нефть приходилось 60,7 % объёма азербайджанского экспорта, на нефтепродукты — ещё 24,5 %..
Азербайджанское руководство признаёт необходимость диверсификации экономики, однако существенных результатов пока не достигнуто. Проблема занятости в основном решается за счёт миграции в Россию. Численность азербайджанцев, занятых в России, оценивается примерно в 2 млн.
Часть доходов от экспорта нефти аккумулируется в Государственном нефтяном фонде (в декабре 2006 он составил $1,6 млрд). Инвестиции в основном осуществляются в ТЭК.
В январе 2007 было заявлено о намерении Государственной нефтяной компании Азербайджана вкладывать средства в строительство НПЗ за рубежом — в Грузии и Турции — с целью перейти на торговлю нефтепродуктами в этих регионах, а также увеличить объём поставок в Европу (Румынию и Грецию).
Детство «феи»
В Баку семейство Азер жило в роскошной резиденции. Как рассказывали люди, входившие в круг их знакомых, Реза бежал из Ирана в СССР не с пустыми руками, а с ларцом драгоценностей. КГБ оставило ему половину вещиц из волшебного ларца, а кроме того выделила роскошный особняк, в свое время принадлежавший азербайджанской аристократии. Для своей падчерицы (а может, дочери) Реза устроил в саду резиденции огромный плавательный бассейн. Излишне говорить, что сестры росли, ни в чем не нуждаясь.
Ирина Азер была весьма красивой девочкой. С ранних пор она о карьере кинозвезды не грезила, но блистать в обществе очень хотела. Любопытный факт — Реза общался с ней только на фарси. В результате Ирен удалось выучить этот язык в совершенстве. А вот у младшей сестры таких успехов не наблюдалось.
Сам же Реза Азер занялся переложением фарси на латиницу. Именно он перевел на русский известную поэму под названием «Шахнамэ». Также он, защитив диссертацию, стал доктором наук. После этого его перевели в Москву. Он стал преподавателем в Институте востоковедения. Естественно, все семейство также оказалось в столице. По другим данным в Москву семейство попало после террористического акта, устроенного в их роскошной резиденции по политическим мотивам (или из мести) сторонниками режима, установившегося в те годы в Иране.
Праздничные традиции азербайджанцев
В азербайджанском календаре масса интересных народных праздников. В сельской местности во время таких торжеств допускаются некоторые вольности поведения за столом, разговоры становятся более свободными и весёлыми. Многие праздничные дни связаны с мусульманской верой, являясь священными датами с давних времён и сочетая в себе языческие обряды с исламскими ритуалами.
Одним и самых значимых среди них стал Новруз-байрам, что символизирует наступление весны и возрождение природы. Традиционно его отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но подготовка к Новруз-байраму начинается задолго до мартовских дней. Ещё с конца зимы азербайджанцы начинают делать ремонт в квартирах, наводить порядок, избавляться от старых ненужных вещей.
Новруз в Азербайджане / aa.com.tr
Новруз-байрам символизирует обновление, а потому в праздник следует войти без старых обуз. Важным этапом подготовки к празднику является выращивание пшеницы. Зёрна проращивают в тарелках, чтобы потом приготовить из него особенное праздничное угощение.
Вечером в Новруз устраиваются народные гуляния. Ребятня разжигает во дворах костры, через которые прыгает под присмотром взрослых. Считается, что этот нехитрый ритуал подарит ребёнку здоровье и счастье. Праздничный стол в Новруз переполнен угощениями и различными яствами. Новруз считается промежуточным временем – между уходом старого и приходом нового года.
Коса и Кечал – персонажи народных преданий Азербайджанцев
В Новруз можно увидеть театрализованные представлениями, главными героями которых выступают Коса и Кечал. Это забавные персонажи народных преданий, имена которых переводятся очень красноречиво: Коса – “редкобородый”, Кечал – “лысый”. Оба героя стараются развеселить публику и дарят зрителям по-настоящему праздничное настроение.
Традиции азербайджанцев берут своё начало в далёкой древности. Несмотря на то, что сегодня большинство представителей этого народа исповедует ислам, многие обычаи сохранились ещё с языческих времён. Без сомнения, азербайджанская культура успешно пройдёт немало столетий и в будущем, ведь её обладатели считают свои традиции – ценнейшим даром, полученным от предков.
На обложке: «Исполнение азербайджанской народной музыки» / Vugarİbadov / commons.wikimedia.org
История
Поиск ответа на вопрос: «Откуда появились азербайджанцы как национальность?» заставляет погрузиться в глубокую древность. Древние жители области говорили на старом азербайджанском языке из иранской ветви индоевропейских языков. Происхождение азербайджанцев на ранних порах развития этого народа было иранским. В 11 веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманки) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. Последние должны были долгое время удерживать имя «туркмен» или «турок»: с 13 века они постепенно закрепили ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, так же известный как Иранский) и Ширван (Азербайджанская Республика), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитах и тюрках-огузах. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанцы.
Культура и традиции азербайджанского народа
Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в историю. К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.
Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.
Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.
Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.
Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.
Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.
Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.
Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.
Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями.
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.
Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.
1.3. Иудаизм – древняя религия с множеством последователей
1.3.1. История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.
Главный принцип иудаизма очень схож с основным догматом ислама – Бог един, и единственен. Бытует даже мнение, что ислам во многом скопировал основные положения иудейского вероучения. Не будем сейчас рассуждать, так это, или нет; просто отметим, что сходства между исламом и иудаизмом есть, и довольно значительные. Различий, несомненно, тоже много, даже сами объекты поклонения разные: в исламе – Аллах, в иудаизме – Яхве.
Принципы иудаизма:
Иудаизм – уникальное учение. Именно иудеи первые начали поклоняться Богу, как Личности.
- Бог – живая, действующая Личность, проникающая во все дела человечества, и руководящая ими.
- «Бог – совершенен. Он – есть абсолютное Совершенство во всех отношениях. Он Всемогущ, Всеведущ, Всевидящ».
- «Бог дал людям Тору – совершенный Закон, который необходимо в точности соблюдать, чтобы наследовать вечную жизнь».
1.3.2. Иудеи Азербайджана — 16 тысяч жителей республики
Иудеи в Азербайджане делятся на три общества:
- община горских евреев (субэтническая группа евреев, населяющих преимущественно северную часть Азербайджана),
- европейские евреи (или евреи-ашкенази, как их ещё именуют)
- грузинские евреи.
Удивительно, но даже в самые страшные для евреев времена, когда буквально весь мир проявлял антисемитские настроения, евреи Азербайджана жили в относительном спокойствии. Этот факт можно считать доказательством цитаты о «спокойной обстановке, способствующей религиозной терпимости и свободе вероисповедания», приведённой выше. И сегодня, как и всегда, евреи активно участвуют в общественно-политической, культурной и экономической жизни страны.
Этнографические группы
В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века.
- Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа
- Афшары — группа азербайджанцев, расселённая по всему Ирану.
- Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.
- Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.
- Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
- Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.
- Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев, проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана.
- Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.
В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.
1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня
1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.
Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.
Предание! Всё началось с божественного откровения. С откровения, данного Заратуштре самим Ахура-Маздой. Заратуштра с самого детства был очень добрым, светлым, мыслящим ребёнком. Его смущало, что мир кругом несправедлив, что убийства и унижения давно стали обыденностью для человеческого общества. И он не выдержал… Заратуштра отправился в путешествие, которое никуда не вело. Он шёл куда глаза глядят и думал. Он философствовал, размышлял о жизни, об этом гнусном и неправильном мире, и Ахура-Мазда дал ему своё откровение. Это откровение Зороастр записал в книгу, названную Авестой. С этих событий и начинается история зороастризма.
1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог
Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.
1.5.3. Зарождение религии
Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.
Интересный факт! Несмотря на явно выраженную в Авесте идею человеколюбия, распространители этой благодатной вести не гнушались использовать оружие против тех, кто не был солидарен со взглядами огнепоклонников. История повествует, что врачи-зороастрийцы не вводили в свою практику новые методы лечения, пока методы эти не были дважды опробованы на «непокорных».
В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.
1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории
Историческая справка! В Азербайджане есть места, где естественным путём на поверхность выходит природный газ, и горит негаснущим пламенем. Отсюда и название республики, переводящееся как «земля негаснущих огней».
Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.
1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни
Зороастризм сегодня исповедуют около 2000 жителей Азербайджана. Зороастрийцы с разных стран переезжают сюда, чтобы жить ближе к своим святыням. Многие традиции зороастризма сегодня уже не соблюдаются — возможно оттого, что большинство Писаний Заратуштры так и не дошли до нас. Из более чем трёхсот пятидесяти тысяч слов, до сегодняшних дней дошла только десятая часть. Адепты этой религии впрочем, сохранили главные принципы учения: чистые мысли, чистые слова и чистые поступки. Сохранился и главный обряд зороастрийцев – поклонение огню.
1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев
Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.
Компоненты азербайджанского народа
Огузы в Азерйбаджане
Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется «страной огня», хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.
Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.
Битва Ирана и тюрок
Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов — сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.
Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.
Кавказский менталитет
Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.
Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.
Внутренняя политика[]
- Основная статья: Внутренняя политика Азербайджана
В середине октября президент Азербайджана Ильхам Алиев отправил в отставку ряд влиятельных министров, входивших в правительство ещё при его отце, покойном президенте Гейдаре Алиеве, способствовавших победе Ильхама Алиева на президентских выборах 2003 года, но рассчитывавших управлять страной и после смерти Гейдара Алиева. Некоторым из них предъявлены обвинения в подготовке государственного переворота.
Уволены и арестованы:
- министр экономического развития Фархад Алиев — один из наиболее влиятельных и богатых людей Азербайджана, считавшийся финансовым спонсором правящей элиты государства. Фархаду Алиеву предъявлены обвинения в присвоении и растрате, злоупотреблении служебным положением, подготовке к беспорядкам и захвату власти насильственным путём.
- министр здравоохранения Али Инсанов,
- управляющий делами администрации президента Акиф Мурадвердиев.
Также арестованы:
- бывший министр финансов Азербайджана Фикрет Юсифов,
- брат Фархада Алиева Рафик Алиев, глава крупнейшей в Закавказье частной нефтяной компании Azpetrol,
- президент госконцерна «Азерхимия» Фикрет Садыхов, депутат парламента от правящей партии «Ени Азербайджан», «хозяин» Сумгаита.
Дела против предполагаемых участников заговора находятся на контроле Министерства национальной безопасности Азербайджана, которое осенью 2004 возглавил человек Ильхама Алиева — Эльдар Махмудов.
Полагают, что заговорщики, недовольные ослаблением своего влияния и попытками президента отстранить их от власти, были намерены накануне парламентских выборов (6 ноября года) поддержать оппозицию и сделать ставку на Расула Гулиева, бывшего председателя парламента и одного из лидеров оппозиции, руководителя Демократической партии Азербайджана. 17 октября 2005 года он должен был чартерным рейсом прибыть в Баку из эмиграции в США и возглавить предвыборную кампанию своей Демократической партии. Однако его самолёту не было разрешено совершить посадку в Баку, и он вынужден был сесть в Симферополе, где был задержан украинскими властями по линии Интерпола.
2 августа был вынесен приговор по делу Фикрета Юсифова. Обвинявшийся ранее в попытке государственного переворота, Юсифов получил всего лишь полтора года по ст. 228.1 УК Азербайджана («Незаконное приобретение и хранение оружия») благодаря своему деятельному сотрудничеству со следствием. Юсифов был арестован в Баку в ночь на 16 октября 2005, сразу начал давать показания, что позволило в течение нескольких часов арестовать ещё 26 видных представителей оппозиции. Фикрет Юсифов также сообщил следствию, что Фархад Алиев и Али Инсанов выступали главными спонсорами заговора и передали ему 305 тыс. долларов на организацию мятежа. 18 июля генеральная прокуратура отделила дело Юсифова от дел других заговорщиков, а затем все серьёзные обвинения были сняты. Следствие по остальным делам продолжается.
Демографическая статистика
Языки
-
Азербайджанский (официальный) 92,5%
Этнолингвистические группы в Азербайджане
- Русский 1,4%
- Армянский 1,4%
- Другое 4,7%
Возрастная структура
- 0-14 лет: 22,7% (1176 438 мужчин / 1017 926 женщин)
- 15-24 лет: 17,5% (877773 мужчин / 818380 женщин)
- 25-54 года: 45,1% (2 207 239 мужчин / 2 216 520 женщин)
- 55-64 года: 8,5% (379 081 мужчин / 44 2970 женщин)
- 65 лет и старше: 6,3% (232 297 мужчин / 377 586 женщин) (оценка 2014 г.)
Урбанизация
- Городское население: 5,554,445 человек. Это 55,5% от общей численности населения (2019 г.)
- Скорость урбанизации : 1,64% годовых изменений (2010-15 г.).
Соотношение полов
- При рождении: 1,12 мужчин / женщину
- 0-14 лет: 1,16 мужчин / женщину
- 15-24 лет: 1,09 мужчин / женщину
- 25-54 года: 0,99 мужчин / женщину
- 55-64 года: 0,98 мужчин / женщину
- 65 лет и старше: 0,64 мужчин / женщину
- Общая численность населения: 0,996 мужчин / женщину (оценка на 2021 год).
Коэффициент младенческой смертности
- Итого: 26,67 смертей / 1000 живорождений
- Место страны в мире: 69
- Мужчины: 27,47 смертей / 1000 живорождений
- Женщины: 25,76 смертей / 1000 живорождений (оценка 2014 г.)
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
- Общая численность населения: 71,91 года
- Место страны в мире: 141
- Мужчины: 68,92 года
- Женщины: 75,26 года (оценка 2014 г.)
Общий коэффициент рождаемости
- 2,04 ребенка на женщину (оценка 2009 г.)
- 1,92 ребенка на женщину (оценка 2012 г.)
- 1,91 ребенка на женщину (оценка 2014 г.)
- Место страны в мире: 138
ВИЧ / СПИД
- Уровень распространенности среди взрослого населения: менее 0,2% (оценка 2012 г.)
- Место страны в мире: 106
- Люди, живущие с ВИЧ / СПИДом: 10 400 (оценка 2012 г.)
- Место страны в мире: 102
- Смертей: 65 (оценка 2012 г.)
- Место страны в мире: 85
Религии
- Ислам 96,9% (преимущественно шииты)
- Кристиан 3%
- Другое <0,1
- Неаффилированные <0,1
- Примечание . В Азербайджане религиозная принадлежность остается номинальной; проценты для реально практикующих приверженцев намного ниже.
Грамотность
- Определение: в возрасте 15 лет и старше умеют читать и писать
- Общая численность населения: 99,8%
- Мужчины: 99,9%
- Женщины: 99,7% (перепись 2010 г.)
Антропология об азербайджанцах
Одни из антропологических типов Азербайджана
Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.
- форма головы-длинная,
- рост средний и выше среднего,
- преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.
Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.
Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе
Распределение населения по возрастным группам
Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2021 года, население Азербайджана имело следующее распределение по возрасту:
23.2 | 70.3 | 6.4 |
— процент людей младше 15 лет | |
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет | |
— процент людей старше 64 лет |
В абсолютных цифрах:
- 2 374 446 человек младше 15 лет (мужчин:
1 258 962 / женщин: 1 115 586) - 7 199 375 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин:
3 540 792 / женщин: 3 658 583) - 659 978 человек старше 64 лет (мужчин:
239 369 / женщин: 420 609)
Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:
65+ |
15-64 |
0-14 |
мужчины | женщины |
Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.
Как мы видим, возрастная пирамида Азербайджана имеет стационарный или омолаживающийся тип. Такая пирамида типична для развитых стран, для которых характерно снижение рождаемости.
Несмотря на это, при относительно низкой смертности, население таких стран имеет относительно высокую ожидаемую продолжительность жизни.