Андрей рублёв. первый русский художник и целая эпоха в русской истории

Оглавление

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.


Ангел-символ евангелиста Матфея


Апостол Павел


Евангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

Оправдания Циципаса и успехи Алькараса

Скандал вокруг Стефаноса Циципаса и его конфликта с Энди Марреем из-за продолжительности туалетных перерывов стал одним из самых обсуждаемых событий на старте US Open. Однако на этом ситуация не была исчерпана. Поводом для недовольства стало поведение Циципаса и во время встречи второго круга с Адрианом Маннарино.

На этот раз Циципас отлучился в подтрибунное помещение после третьей партии, которую проиграл на тай-брейке. Маннарино сократил отставание в счёте, после чего грек покинул корт более чем на семь минут. В отличие от Маррея, француз поступил дальновиднее и не стал тратить время на выказывание недовольства поведением противника судьям или тренерам. Поначалу он разминался, а потом получил разрешение потренировать подачу. Однако положительного эффекта это не возымело. После возвращения Стефанос буквально смёл Адриана с корта, не отдав ему ни гейма, — 6:3, 6:4, 6:7 (4:7), 6:0.

По окончании встречи Маннарино был тактичен и не стал открыто заявлять, что туалетный перерыв имел прямое влияние на результат матча. Однако он выразил мнение, что подобная пауза действительно могла помочь Циципасу прийти в себя и успокоиться. Тем не менее француз не стал обвинять соперника в жульничестве и лишь заметил, что правило относительно подобных отлучек стоит пересмотреть.

Также по теме


Конфликт Маррея с Циципасом и хамство Кирьоса в адрес судьи: как споры вокруг туалетных перерывов омрачили старт US Open

Энди Маррей раскритиковал Стефаноса Циципаса за то, что тот слишком много времени тратит на туалетные перерывы во время матчей. На…

В свою очередь, Циципас продолжил акцентировать внимание на том, что своим поведением не нарушает правил ATP, вследствие чего все обвинения в его адрес беспочвенны. В качестве причины для ухода с корта он назвал желание сменить одежду и освежиться, что также не запрещено

Так или иначе, Стефанос стал первым теннисистом, одержавшим 50 побед в 2021 году, и продолжил поход за первой победой на ТБШ.

Однако не все сеяные показали такую качественную игру, как Циципас. Норвежец Каспер Рууд и чилиец Кристьян Гарин зачехлили ракетки уже во втором круге, уступив Ботику ван де Зандсхулпу и Генри Лааксонену соответственно, а Григор Димитров не смог доиграть матч с Алексеем Попыриным. Болгарин проиграл два первых сета на тай-брейке, а при счёте 0:4 в третьем отказался от продолжения борьбы из-за проблем со стопой.

Зато приятно удивил Карлос Алкарас. 18-летний испанец обыграл Артура Риндеркнеша и стал самым молодым участником третьего круга US Open за последние 14 лет, причём он добрался до этой стадии турнира на втором мейджоре в сезоне. В последний раз в столь юном возрасте так удачно выступать на ТБШ получалось у Новака Джоковича.

Что касается женской сетки, то, помимо Александровой, неудачу потерпела лишь одна сеяная спортсменка, но это сложно назвать сенсацией. В американском дерби между Кори Гауфф и Слоан Стивенс сильнее оказалась победительница US Open 2017 года.

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово


Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир


Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2021 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,Владимир, Россия.

«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)Фреска. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.Доска, темпера. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

«Воскрешение Лазаря» (1405)Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

Святитель Иоанн Златоуст

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

«Благовещение» (1408)Панель, темпера. 125 × 94 смБлаговещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смСретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)Евангелие Хитрово, книжная миниатюраРоссийская государственная библиотека, Москва, Россия

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

«Сошествие во ад». 1408-1410 (Государственная Третьяковская галерея)

«Богоматерь Владимирская» (Конец XIV — начало XV вв).Доска, темпера. 102.2 × 69.5 см.Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник,Владимир, Россия.

«Рождество Христово» (Начало XV в. (1410-е гг.?)Фреска. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.Доска, темпера. 81 × 62 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

«Евангелист Матфей» (Начало XV в.) Евангелие Хитрово, книжная миниатюра Русская государственная библиотека, Москва, Россия

«Воскрешение Лазаря» (1405)Доска липовая, ковчег, неглубокая лузга, паволока, левкас, темпера. 80,5 x 61 смБлаговещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Иконы из деисусного («васильевского») чина. 1408 или 1410. Из иконостаса Успенского собора во Владимире. Даниил Чёрный, Андрей Рублев.

Святитель Иоанн Златоуст

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

«Благовещение» (1408)Панель, темпера. 125 × 94 смБлаговещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия

«Богоматерь в раю». 1408. Успенский собор, Владимир, Россия (Фреска восточной люнеты в южном нефе)

«Богоматерь Умиление Владимирская (Из Благовещенского собора Московского Кремля». Конец XIV – начало XV века)

«Вознесение из праздничного чина Успенского собора во Владимире». 1408. Государственая Третьяковская галерея

«Вход в Иерусалим». 1405. Благовещенский собор в Московском Кремле, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Григорий Богослов» (1408) Икона из иконостаса Успенского собора во ВладимиреПанель, темпера. 314 x 106 смСретение Господне. 1408. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

«Преображение Господне» (1410-е) Центральный фрагмент. Христос и пророки Илия и Моисей

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

«Евангелист Иоанн» (Начало XV века)Евангелие Хитрово, книжная миниатюраРоссийская государственная библиотека, Москва, Россия

Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын

Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.

Важно

Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.

Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи

Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко

При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.

Сведения о детских годах иконописца

Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.

В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.

Внешний вид и смерть великого живописца древности

Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.

С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.

Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.

, , ,

Биография

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.

Иконописец Андрей Рублев

Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Стиль игры

Рублев — атакующий базовый игрок с сильным ударом справа — его любимый удар, а также опасный и последовательный двуручный удар слева. Его удар справа особенно смертоносен из-за его последовательности и комфорта при нанесении удара, он делает много пасов с его помощью. Несмотря на свою мощь, Рублев часто гипер-агрессивен и может попадать в ситуации, когда он последовательно совершает невынужденные ошибки, вызывая технические и умственные трудности. Однако он также может демонстрировать периоды, когда его удар справа неуловим. Он заявляет, что не предпочитает конкретное теннисное покрытие.

У Рублева мощная первая подача, которая часто достигает 200+ км / ч (125+ миль в час). Однако его вторая подача не впечатляет из-за большого количества двойных ошибок во время матчей, а также из-за того, что он намного медленнее, чем его первая подача. В 2020 году Евгений Кафельников сказал об игре Рублева следующее: «Я думаю, что вся его игра состоит только из некоторых элементов юношеского тенниса, когда он отбивает мяч все сильнее и сильнее. Если он улучшится в этих двух направлениях, его работе ног и второй подаче, вся его игра изменится «.

Эта­лон цер­ков­но­го ис­кус­ства

Ан­дрей Рублев был при­ча­стен к кру­гу преп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ве­ли­ко­го учи­те­ля мо­на­ше­ства, ко­то­рый сыг­рал огром­ную роль в ду­хов­ном про­буж­де­нии Ру­си. Сер­гий или его уче­ни­ки смог­ли пе­ре­дать Ан­дрею опыт глу­бо­кой мо­лит­вы и мол­ча­ния, той со­зер­ца­тель­ной прак­ти­ки, ко­то­рую при­ня­то на­зы­вать ис­и­хаз­мом, а на Ру­си име­но­ва­ли «ум­ным де­ла­ни­ем». От­сю­да и мо­лит­вен­ная глу­би­на икон Рубле­ва, их глу­бо­кий бо­го­слов­ский смысл, их осо­бая небес­ная кра­со­та и гар­мо­ния.

Вто­рой раз имя Рубле­ва упо­ми­на­ет­ся в Ле­то­пи­си под 1408 г. в свя­зи с рос­пи­сью Успен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре. Эту ра­бо­ту он осу­ществ­лял вме­сте с икон­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным, ко­то­рый на­зван его «дру­гом и со­пост­ни­ком». Да­ни­ил так­же был мо­на­хом, воз­мож­но, гре­ком или сер­бом, о чем го­во­рит про­зви­ще — Чер­ный. Ле­то­пи­сец на­зы­ва­ет его пер­вым, зна­чит, Да­ни­ил был стар­шим: по воз­рас­ту или по чи­ну. С этим че­ло­ве­ком бу­дет свя­за­на вся даль­ней­шая судь­ба Ан­дрея Рубле­ва, вплоть до его кон­чи­ны.

Успен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре счи­тал­ся ка­фед­раль­ным со­бо­ром Рус­ской Церк­ви, и его рос­пись бы­ла де­лом от­вет­ствен­ным. Со­бор был по­стро­ен в XII в., при Ан­дрее Бо­го­люб­ском, но его рос­пи­си по­гиб­ли в 1238 го­ду, во вре­мя та­та­ро-мон­голь­ско­го на­ше­ствия. По за­ка­зу ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча храм рас­пи­сы­ва­ют за­но­во. Был так­же по­став­лен ико­но­стас и со­здан спи­сок древ­ней чу­до­твор­ной Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. Оба ма­сте­ра — и Ан­дрей, и Да­ни­ил — вы­сту­па­ют здесь не толь­ко как ико­но­пис­цы, но и как под­лин­ные бо­го­сло­вы: со­хра­нив­ша­я­ся ком­по­зи­ция «Страш­ный Суд» го­во­рит о глу­бо­ком ми­сти­че­ском опы­те и уди­ви­тель­но свет­лом по­ни­ма­нии эс­ха­то­ло­гии, как устрем­лен­но­сти Церк­ви на­встре­чу гря­ду­ще­му Спа­си­те­лю.

В се­ре­дине 1420-х гг. Ан­дрей Рублев и Да­ни­ил Чер­ный ру­ко­во­дят ра­бо­та­ми в Тро­иц­ком со­бо­ре Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря. Рос­пи­си хра­ма до нас не до­шли, но ико­но­стас остал­ся. Для это­го же хра­ма преп. Ан­дрей пи­шет свою зна­ме­ни­тую ико­ну «Тро­и­ца», в ко­то­рой три­ни­тар­ный дог­мат на­хо­дит свое са­мое вы­со­кое жи­во­пис­ное во­пло­ще­ние. Со­глас­но Ле­то­пи­си, об­раз Тро­и­цы за­ка­зал Ни­кон Ра­до­неж­ский «в па­мять и по­хва­лу пре­по­доб­но­го Сер­гия», мо­щи ко­то­ро­го по­ко­ят­ся в Тро­иц­ком хра­ме. В этой иконе во­пло­ще­на чи­стая мо­лит­ва ино­ка Ан­дрея, ко­то­рой на­учил его ду­хов­ный учи­тель — Сер­гий, за­ве­щав­ший «воз­зре­ни­ем на Свя­тую Тро­и­цу по­беж­дать нена­вист­ную рознь ми­ра се­го». В об­ра­зе трех ан­ге­лов пред­ста­ет пе­ред на­ми Трии­по­стас­ный Бог: Отец, Сын и Дух Свя­той, и в их мол­ча­ли­вом со­бе­се­до­ва­нии от­кры­ва­ет­ся тай­на жерт­вы Хри­ста, при­но­си­мой во спа­се­ние че­ло­ве­че­ства. По­ис­ти­не Ан­дрей Рублев был бо­го­вид­цем: так на­пи­сать об­раз Тро­и­цы мог толь­ко че­ло­век, ко­то­рый неод­но­крат­но в мо­лит­ве со­зер­цал эту тай­ну Бо­же­ствен­ной Три­еди­ной Люб­ви.

Где еще мы находим «почерк» Рублева?

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил четырех животных из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.

Техника рублевской иконописи


Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир


Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Всеобщее признание

В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение

Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами

Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).

Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.

Выводы

Все творчество Андрея Рублёва неразрывно связано с художественными традициями Московского княжества. Вместе с тем, исследователи-искусствоведы отмечают, что Андрей Рублев совершенно интуитивно возродил в своей иконописной живописи лучшие традиции античного искусства — в гармоничной целостности композиции, пропорциях, трактовке образов и сюжетов.

Отойдя от строгих канонов византийских мастеров, он создал свою собственную иконописную школу. Его истинным шедевром стала икона «Троица», в основу которой легла хорошо известная история о праотце Аврааме, которому под видом странников явились три ангела, предсказав ему, что в будущем ему суждено стать родоначальником целого народа. В популярный ветхозаветный сюжет Рублёв вложил глубокий философский смысл. Сегодня эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Икона «Троица»

Иконопись Андрея Рублева светлая, легкая, буквально пронизанная каким-то особым золотистым сиянием. Лики его ангелов и святых буквально светятся какой-то радостной одухотворенностью. При этом в них ярко выражены славянские черты — мягкий овал лица, русые волосы, светлые глаза, широкий, открытый лоб.

Становление Андрея Рублева как художника проходило в атмосфере общего культурного подъёма второй половины XIV — начала XV века, который проявлялся прежде всего в возросшем интересе к нравственным и духовным вопросам общественной жизни. Используя доступные ему средства художественной изобразительности, живописец сумел воплотить абсолютно новое понимание духовной красоты человека и его нравственной силы. Именно это сделало творчество Рублёва одним из самых ярких и самобытных явлений отечественной и мировой культуры.