Оглавление
Детство и юность
Великий князь Андрей Владимирович появился на свет 2 мая 1879 года в Царском Селе. Его отец великий князь Владимир Александрович — третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, младший брат Александра III. Мать — герцогиня Мекленбург-Шверинская, после выхода замуж русская великая княгиня Мария Павловна Мекленбург-Шверинская.
Двоюродный брат — Николай II Александрович, дед — Александр II Николаевич — Императоры Всероссийские, Цари Польские и Великие Князья Финляндские из династии Августейших Романовых.
Династия Романовых
Андрей состоял в самых тёплых отношениях с представителями царской семьи. Особую любовь мальчик питал к великому князю Михаилу Александровичу — младшему сыну Александра III.
Общее образование и воспитание получил под наблюдением светлейших родителей. На военную службу поступил в 1895 году. В 1902 году, после окончания Михайловского артиллерийского училища, в чине подпоручика поступил на службу в пятую батарею гвардейской Конно-артиллерийской бригады.
Почему Андрея Боголюбского называют Святым
Относительно вопроса, почему Князь Андрей получил прозвище «Боголюбский», имеются следующие интересные факты:
- Первая версия — Андрей Боголюбский вывез икону Божьей матери, Которая приснилась ему во сне и велела везти во Владимир. То есть он был отмечен Богом, любим им. Кроме того, сам князь высоко почитал Бога, много строил храмов. Так он был прозван Боголюбским.
- Вторая версия — когда везли икону во Владимир, недалеко от города лошади встали. Это было расценено как знак. На том месте была построена резиденция Андрея – Боголюбово.
Великий Князь Андрей свято чтил религиозные обряды, посты, много жертвовал на строительство храмов и монастырей, буквально осыпая православные святыни своими благами. Канонизирован Великий Князь как Святой Благоверный ещё и за свою мученическую смерть.
Православная церковь при жизни Боголюбского утвердила свои позиции, высоко повысились ее авторитет и мощь. Княжество Владимирское стало сильнейшим и богатейшим на территории всей Руси. Именно при жизни Боголюбского началось формирование великой русской нации.
Служба
С 1902 по 1905 год Андрей Владимирович обучался в Александровской военно-юридической академии, после окончания которой был зачислен по военно-судебному ведомству. С июня 1905 года по апрель 1906 года был переводчиком иностранных военно-уголовных уставов при военно-юридической академии.
29 августа 1910 года великого князя Андрея назначили командиром пятой батареи лейб-гвардии Конно-артиллерийской бригады, а 8 июля 1911 года — командиром Донской казачьей артиллерийской батареи.
Великий князь Андрей Владимирович с семьей
Началась Первая мировая война, и Андрея Владимировича отправили в Генеральный штаб. 7 мая 1915 года он стал командующим лейб-гвардии Конной артиллерией, а 15 августа 1915 года был переведен в Генерал-майоры с утверждением в должности и зачислением в Свиту.
3 апреля 1917 года его уволили со службы «по прошению» с мундиром.
Краткая биография
Князь Андрей Боголюбский, реконструкция по черепу М. ГерасимоваКнязь Андрей Боголюбский — один из сыновей Юрия Долгорукого, после смерти отца перенёсший столицу во Владимир и существенно усиливший Владимиро-Суздальское княжество, впоследствии ставшее основой для Московского царства. Во время правления отца, Юрия Долгорукого, помогал ему в борьбе за владение Киевом. После смерти Долгорукого в 1157 году Киев был занят Изяславом Давыдовичем, представителем черниговских Давыдовичей, Андрей же унаследовал титул Великого князя и продолжил развивать Владимир.
Во внутренней политике стремился ограничить боярство и централизировать княжескую власть, имеющие права наследования родственники (мачеха, братья и племянники) были изгнаны.
Во внешней политике князь с переменным успехом конфликтовал с Новгородом, совершал походы против волжских булгар. Крупной победой окончился поход на Киев в 1169 году — город был взят штурмом, войска Боголюбского вывезли святыни из храмов и множество пленных, а править городом был посажен его брат Глеб. Повторно разгоревшийся в 1173 году конфликт окончился для князя неудачно — во время осады Андреем Вышгорода его войска были разбиты противниками.
Конфликты властолюбивого князя с боярами и такое крупное поражение стали поводом для организации заговора, в результате которого Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. После его смерти братья и племянники развязали междоусобную войну в Северо-Восточной Руси (1174—1177).
Интересные факты
В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.
Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:
- отличная сохранность мощей;
- отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
- установлено, что облик князя типичен для европейца.
Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.
Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.
Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.
Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).
Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.
Южная смута
Тем временем беспокойному Мстиславу Изяславичу удалось вновь занять Киев, оставленный Глебом Юрьевичем. Однако через полтора месяца, при поддержке Ростиславичей, брат князя Боголюбского вернул себе киевский стол. Отступивший Мстислав Изяславич неожиданно заболел и в августе 1170 года умер. Через полгода преставился и Глеб Юрьевич. Андрей Боголюбский посчитал, что брата отравили киевские бояре. Киев занял Владимир Мстиславич, но уже через три месяца он скончался. Новым ставленником на киевском престоле стал старший из смоленских князей Роман Ростиславич. То время было пиком политической карьеры князя Боголюбского: князь распоряжался чужими столами по своему усмотрению.
Бывшие союзники Ростиславичи после смены князей в Новгороде превратились во врагов. Более того, Андрей Юрьевич требовал выдать ему тех киевских вельмож, которых он подозревал в убийстве брата, а Ростиславичи это делать отказывались. Тогда князь Боголюбский приказал братьям покинуть города, которыми он их ранее наделил. Старший, Роман Ростиславич, покинул киевский стол и вернулся в Смоленск, а вот трое других братьев — Давыд, Рюрик и Мстислав — решили ослушаться. Освободившийся Киев князь планировал отдать своему младшему брату Михаилу, но тот принять стол отказался, направив в 1173 году в город их самого младшего брата Всеволода. Давыд, Рюрик и Мстислав захватили Всеволода, а заодно и киевский стол, назначив князем Рюрика Ростиславича. Черниговские Ольговичи во главе со Святославом Всеволодовичем приняли сторону владимирского князя, не забывая, правда, своей главной цели — возврат контроля над Южной Русью.
Почти весь север Руси двинулся на юг во главе с совсем ещё юным новгородским князем Юрием Андреевичем. К владимиро-суздальцам присоединились рязанцы, муромцы, ростовские полки и смоленские. То была слишком разнородная армия, воины которой не совсем понимали цель своего участия в походе на Киев; они были вовлечены в экспедицию насильно, часто не преследуя собственные интересы.
Киевляне открыли ворота коалиционному войску. Ростиславичи разбежались по разным городам: Рюрик — в Белгород, Мстислав — в Вышгород, а Давыд отправился за помощью к галицкому князю Ярославу Осмомыслу. Началась осада Вышгорода, продлившаяся девять недель. В ноябре 1173 года к Киеву подошли войска Ярослава Изяславича, брата некогда киевского князя Мстислава Изяславича. Ранее он договорился с Давыдом Ростиславичем о передаче ему Киева в обмен на помощь братьям в войне с княжеской коалицией. Объединившись с силами Рюрика, Ярослав Мстиславич двинулся к осаждённому Мстиславу.
Весть о приближении сильной, по слухам, рати вызвала панику среди разношёрстного войска, начавшего отступление. Мстислав атаковал их в спину, довершив разгром. Уже второй раз войска князя Боголюбского бежали при значительном численном превосходстве.
Сын Долгорукого
Андрей был третьим сыном Юрия Владимировича Долгорукого. Историки считают середину 1120-х годов приблизительным временем его рождения. Предположительно, в начале 1140-х Андрей Юрьевич женился на дочери московского боярина Кучки Улите. Достоверно неизвестно, была ли она единственной женой и матерью четырёх сыновей князя. Двое его старших братьев — Ростислав и Иван — умерли ещё при жизни знаменитого отца. Таким образом, к 1151 году Андрей оказался старшим из наследников Юрия Долгорукого.
Молодой Андрей принимал участие в междоусобицах вместе с отцом, воевавшим за киевский стол на стороне родичей из черниговского дома Рюриковичей. В 1149 году Юрий Долгорукий изгнал своих племянников Мстиславичей из Киева и стал великим князем. Но битва за престол не могла быть окончена, пока другие князья не отказывались от своих претензий на великокняжеский стол или же не уничтожались. Киев переходил то к Изяславу Мстиславичу, то обратно к Юрию Долгорукому; черниговские и рязанские князья постоянно меняли сторону.
Наконец, в 1155 году Юрий Долгорукой в третий и последний раз занял стольный град Руси. В этом же году Андрей, посаженный в Вышгороде, вопреки воле отца уехал во Владимир, прихватив с собой будущую русскую святыню — чудотворную икону Богородицы. Перспектива борьбы за престижный киевский престол была Андрею не по душе, ведь для удержания города требовались колоссальные силы и постоянное лавирование межу княжескими группировками. Всё это он видел на примере своего отца, предположительно отравленного киевскими боярами в 1157 году перед очередной междоусобицей.
Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородицкой церкви. (wikiwand.com)
Иконография
Существует несколько икон, выполненных в виде портрета. Самой первой икона с изображением Андрея Боголюбского роспись, датированная 1565 г. На ней святой князь изображен молящимся в полный рост с нимбом, одетым в зеленую одежду с орнаментом с шапкой на голове. Данная роспись находилась в Архангельском соборе в Москве.
Следующая роспись была написана в 1645 г и располагалась в церкви Ризоположения в Москве. Боголюбский на ней показан уже без шапки со свитком в руке в одеянии темно-синего цвета. Поверх этого одеяния была накинута пышная шуба ярко-красного оттенка.
В 17 в, в городе Владимире в Успенском соборе имелась икона с изображением святого Андрея. На ней князь был показан на коленях, в этот момент он молился Иисусу Христу. На иконе, написанной в 20 художником Чириковым, Боголюбский изображен в традиционной русской одежде, без шапки. В левой руке он сжимал жезл, украшенный драгоценностями, а в правой находился крест.
А что дальше?
Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение – они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.
Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы – и это качество в целом характеризовало многих южных жителей
В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным – настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.
Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.
VII. Сретенский монастырь и Тимур
Собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери Сретенского монастыря
Сретенский монастырь стоит на (из семи) холмов Москвы. Монастырь напрямую связан с принесенной на Русь Андреем Боголюбским иконой Божьей Матери, получившей название Владимирской. Он был основан в 1397 году Великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери, перенесённой из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тимура.
Куликовская битва 1380 года принесла победу над темником Мамаем, захватившим на тот момент власть в Золотой Орде. В 1382 году, после захвата власти в Орде Тохтамышем и взятия им Москвы (Дмитрий Донской укрылся тогда в Костроме), Русь возобновила выплату дани.
В 1391 году, под , на реке Кондурча (с. Старый Буян) Тимур в первый раз разбил войска Тохтамыша, существенно подорвав могущество Золотой Орды.
Второй и полный разгром Тимуром хана Золотой Орды Тохтамыша произошел снова на территории современной России, на Северном Кавказе (на реке Малка) в 1395 году. Т. к. в то время Русь еще была данником (вассалом) Золотой Орды, отступление Тохтамыша проходило через русские земли. Непобедимая армия Тимура шла по его следам. Понимая неминуемую гибель столицы, москвичам оставалось уповать только на помощь русской заступницы – Божьей Матери. С этой целью из Москвы во Владимир была направлена делегация, чтобы принести в новую столицу Руси чудотворную Владимирскую икону, стоявшую у истоков русской государственности.
Согласно летописям, в тот день, когда делегация принесла на руках икону в Москву из Владимира, Тимур, достигший со своей армией Елец, увидел сон, в котором Божья Мать потребовала от него покинуть пределы Руси. Не проиграв ни одной битвы, и будучи человеком с высокоразвитой интуицией, Тимур правильно истолковал явление и повернул свои войска домой, в Самарканд.
Сретенский монастырь относился к так называемой «северной оборонительной линии», позволяя контролировать дорогу на Ярославль. В 1552 году у его стен москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани Иваном Грозным.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, в 1928-1930 годах большая часть его построек была снесена. При этом были полностью уничтожены два храма из трех, находившихся на территории монастыря. Сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам. В начале 1991 года Сретенский монастырь был передан Русской Православной Церкви.
Россия многим обязана Самаркандскому правителю Тимуру, окончательно разбившему в 1395 году Золотую Орду, и с чьим именем связан Сретенский монастырь – один из самых известных и древних монастырей Москвы. Журнал «Мировой Ченнелинг» дает информацию о превращении завоевателя Тимура в Тамерлана (Тот, кто знает Мерлина).
Вкратце, Тимур сделал возможным для Руси:
• Стать самостоятельным государством в XV веке, прекратив выплату дани в Орду.
• В течение XVI века собрать под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.
• В XVIII веке стать империей.
• В XX веке стать Советским Союзом.
Изгнание
Князь Андрей провел первые пару лет в ссылке во Франции. Какое-то время он жил на Французской Ривьере в имении, принадлежавшем его тете Великой княгине Анастасии Михайловне Российской . Двое старших детей князя Андрея и его жены Донны Элизабетты Руффо-Сассо, которую в семье называли Эльзой, родились во Франции, а младший — в Лондоне : Донна Элизабетта была прямым потомком сестер Анастасии Романовой , жены князя Бориса Михайловича. Лыков-Оболенский, один из семи бояр 1610 года, и Марфа Романова , жена князя Бориса Кейбулатовича Черкасского. Анастасия и Марфа были дочери Никиты Романовича ( русского : Никита Романович , родился с 1522 — 23 апреля 1586.), Также известный как Никита Романович Захарьин-Юрьев , который был видным боярином из царизма России . Его внук Михаил I (царь 1613-1645 гг.) Основал династию русских царей Романовых . Анастасия и Марфа были тетками русского царя Михаила I по отцовской линии и племянницами русской царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой по отцовской линии .
- Княгиня Ксения Андреевна (род. Париж, 1919–2000) м. 1 1945 г. — Калхуну Анкраму (1915–1990 гг.); они развелись в 1954 году. м. 2 1958 Джеффри Тут (1908–1998). У нее не было детей ни от одного брака.
- Князь Михаил Андреевич (1920–2008) м. 1 1953 Джилл Мерфи (р. 1921); они развелись в 1953 году. м. 2 1954 Ширли Крамонд (1916–1983). м. 3 1993 Джулия Креспи (р. 1930). У Майкла не было детей ни от одного брака.
- Князь Андрей Андреевич (р. 1923) м. 1 1951 Елена Дурнева (1927–1992). У них был один сын до развода в 1959 году. М. 2 1961 Кэтлин Норрис (1935–1967). У них было двое детей. м. 3 1987 Инес Сторер (род. 1933). С 31 декабря 2016 года большинство потомков императора Николая I признают его главой семьи Романовых .
Не имея денег и постоянного занятия, принц Андрей в конце концов поселился в Англии во Фрогморе , где его мать, великая княгиня Ксения, имела особняк под названием Wilderness House. Позже они переехали в Хэмптон-Корт. Они жили там во время Второй мировой войны, когда Элизабетта, уже находившаяся при смерти от рака, умерла в результате воздушного налета в октябре 1940 года. Одна бомба попала очень близко к их дому, в результате чего на Элизабетту упала потолочная балка. Вскоре после этого она умерла.
Два года спустя, находясь в Балморале , принц Андрей познакомился со своей второй женой Надин Макдугалл (1908–2000). Она была старшей из трех дочерей подполковника Герберта Макдугалла и его финской жены Сильвии Боргстрем. Они обручились 18 июня 1942 года и поженились в Нортоне, Кентской церкви, недалеко от Провендера, 21 сентября 1942 года. Архиепископ Кентерберийский, Уильям Темпл , совершал англиканскую службу. На русской православной свадьбе председательствовал архимандрит Николай, который, как Сидней Гиббс, был наставником детей царя Николая II.
У князя Андрея была дочь от второго брака:
Княгиня Ольга Андреевна (1950 г. р.) М. 1975 Томас Мэтью (р. 1945). У них было четверо детей.
В 1949 году принц Андрей переехал в Provender House в Фавершеме , графство Кент , который принадлежал семье его второй жены. Дом был отмечен как охотничий домик Эдуарда, Черного принца . Провендер был единственным настоящим домом принца в изгнании.
Он проводил время, занимаясь садоводством, развлекаясь и готовя, чему он научился у французских поваров во дворцах своих родителей. Он был художником и перед Второй мировой войной провел несколько выставок своих работ в Париже. Он разработал обложку мемуаров своей свекрови «Зажжем свечи» . С годами он стал наслаждаться своей ролью английского сельского помещика, открывая церковные праздники и занимаясь благотворительностью, особенно в деревне, где он жил.
У него были и другие интересы. После смерти матери великой княгини Ксении он унаследовал ее должность президента балета «Лагат». Его племянник, маркиз Милфорд Хейвен, назначил его президентом Chaine des Rotisseurs в Лондоне и местных графствах. Князь Андрей был покровителем Суверенного Ордена Православных Рыцарей Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского .
Князь Андрей Александрович спокойно прожил до своей смерти в доме в Фавершаме 8 мая 1981 года, в возрасте 84 лет. Похоронен в церкви в Нортоне. Его вдова умерла в 2000 году.
Границы: а много ли они значат?
Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.
Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.
Краткая характеристика внутренней политики
Во внутренней политике князь сконцентрировал внимание на укреплении и развитии Владимиро-Суздальского княжества, а также на централизации власти — он стремился воспользоваться сложившейся в его землях ситуацией для установления единоличного контроля над всеми политическими процессами, что стало предвестником формирования самодержавия в Московской Руси XV—XVI веков.
За время правления Боголюбский организовал масштабное строительство в своём княжестве — церкви, соборы, а также княжеский замок-дворец неподалёку от Владимира, в Боголюбове. Надеясь обособиться от южной Руси не только политически, но и религиозно, князь пытался организовать отдельную от Киева митрополию, однако потерпел неудачу.
Общая схема внутренней политикиПодробнее о внутренней политике
Усиление власти князя
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году в Суздальской земле состоялись «выборы» нового князя. Присутствовавшие представители из Ростова, Суздаля, Владимира и Переяславя-Залесского разорвали разорвали ряд с Юрием, а духовенство освободило их от присяги. Изначально князя поддерживали как отцовские бояре (часть из которых изначально не одобряла стремление Долгорукого переехать в Киев, а часть была вынуждена вернуться из столицы после начавшихся в связи со смертью Юрия погромов), так и духовенство — Боголюбский с самого начала обоснования в княжестве стал оказывать идеологическую и финансовую помощь церкви. Местное купечество также выступило за кандидатуру Андрея — развитие Суздальской земли позволяло им увеличивать своё благосостояние и диктовать конкурентам более жёсткие условия.
Стремясь предотвратить развитие междоусобиц в самом начале своего правления, Боголюбский изгнал из княжества сначала свою мачеху и её сыновей. Затем, очевидно встретив сопротивление собственным желаниям, в изгнание отправились и «передние мужи» (т.е. бояре) Долгорукого. Главной политической силой, на которую опирался новый великий князь стали церковь и его дружинники, получавшие щедрые вознаграждения за службу, а также горожане (ремесленники и торговцы). Спустя годы, когда Боголюбский уже крепко сидел на Владимиро-Суздальском столе, некоторые из братьев вернулись и служили Андрею во время его военных кампаний против Киева и Новгорода.
Строительство
Ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, Андрей принимал участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).
В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя. Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, там отстроили Золотые Ворота, также же были воздвигнуты Успенский собор, церковь и монастырь Вознесения близ Золотых ворот.
Строительство собора было делом международного значения: летопись зафиксировала, что князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Глава Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.
Отдельно стоит отметить построенную княжескую загородную резиденцию с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Близ Боголюбова была сооружена церковь Покрова Пресв. Богородицы на Нерли, в Ростове построен кафедральный собор Успения Пресв. Богородицы (взамен сгоревшего деревянного) и мн. дрПравославная энциклопедия.
Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. ВладимираПодробнее о строительстве
Как все начиналось
Насколько известно из старинной истории, великий князь Андрей Боголюбский был либо вторым, либо третьим ребенком в семье. Его отец – прославленный Юрий Долгорукий, а мать – первая жена этого известнейшего правителя. Женщина была дочерью хана Аепы. Родившийся у Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский хоть и станет в будущем прославленным правителем, в момент его рождения таковым не считался, да и ребенок был у отца не первым. Точную дату его рождения история до нас не донесла. Предполагается, что второе чадо у Юрия появилось в 1111. Сведения о точном дне, когда был рожден Андрей, можно найти в созданной за авторством Татищева «Истории», но книга эта была написана через шесть веков после смерти великого князя, и указание на точные даты, приведенное в ней, у многих вызывает сомнения.
Из достоверных источников до наших дней не сохранилось информации о том, как проходили детство и юность человека, в будущем занявшего положение великого князя. Известно, что для своего времени этот деятель был одной из важнейших фигур. Об этом рассказали миру его дела, и именно за них он запомнился на долгие тысячи лет.
Вчера, сегодня, завтра
Еще в период, когда будущий святой Андрей Боголюбский воевал во славу своего отца, как можно заключить из дошедших до нас достоверных источников, у наследника были довольно обширные и честолюбивые замыслы. Дважды, когда у него был выбор, он остановился на Владимирском уделе – именно его он получил от отца в управление. Среди прочих городов ему достался Вышгород. В 1155 г. он выезжал из своих владений в сторону Владимира, забрав с собой клир, святой Борисоглебский меч и образ Богородицы, ранее хранившийся в женском монастыре. Эта икона вскоре станет одной из наиболее чтимых в области Владимира и Суздаля, затем – Москвы и всего созданного князьями великого и могучего государства.
Уже в тот момент поступки Андрея Юрьевича Боголюбского позволили ему рассчитывать на благосклонность бояр Ростова и Суздаля. В 1157 г. скончался отец. За ним осталось завещание, по которому престол Суздаля и Ростова должен был перейти младшим детям, рожденным второй женой Долгорукого – Всеволоду, Михалку. Однако любовь боярства была столь сильна, что Андрей без особенного труда смог воспротивиться последней отцовской воле и оставить престол себе. Из суздальской долгоруковской резиденции, из старой ростовской столицы центр княжества под влиянием Андрея сместился. Теперь главным городом был Владимир.