Что такое анархия простыми словами и кто такие анархисты

Кто и когда ввёл термин «анархия»?

Впервые понятие было использовано в начале девятнадцатого века французским политиком и публицистом Пьером Жозефом Прудоном. А именно в трактате «Что такое собственность или исследование о принципе права и власти». Либеральный теоретик представлял анархию как форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание достаточно для поддерживания порядка и гарантирования всех свобод. Из-за этого влияние управленческих аппаратов должно уменьшиться до минимума. А затем исчезнуть и вовсе. Это привело бы к образованию новых федералистских учреждений, основанных на местном самоуправлении.


@ru.wikipedia.org

У истоков анархизма

Зарождение идеологии анархизма в России в 1860—1870-е годы связано с именами Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. 

Яркий публицист Бакунин призывал рабочие массы к немедленному восстанию. В свою очередь, Кропоткин, который появился на политической сцене несколько позднее, во многом переработал идеи своего предшественника, отвергнув призывы к революционному выступлению. На организацию анархистского движения в России он смотрел с научной точки зрения.

Находясь в эмиграции после побега из госпиталя Петропавловской тюрьмы, Кропоткин опубликовал книгу «Взаимопомощь как фактор эволюции». В ней учёный говорит о приоритете людской солидарности и утверждает, что власть подавляет природную склонность человека к сотрудничеству. Кропоткин был уверен: если человека лишить капитала и ликвидировать государственность, то на первый план выйдут лучшие качества личности — в первую очередь альтруизм.

Философ считал, что люди были склонны помогать друг другу на добровольных началах ещё до возникновения государства. Исходя из этого, Кропоткин задавался вопросом, зачем вообще нужна централизованная власть: ведь анархистское общество вполне можно выстроить на принципах безоговорочного самоуправления и взаимопомощи.

Примеры такого социума Кропоткин нашёл в природе. По его словам, подобная модель сотрудничества существует у животных: они почти всегда объединяются либо для защиты от врагов, либо для более эффективной охоты. Однако, прежде чем произойдёт ключевой переворот, необходима продолжительная работа с людьми, нацеленная на то, чтобы проявить в них необходимую для дела самоотверженность.

  • Пётр Кропоткин

Сторонники стремительных преобразований отвергли многие идеи Кропоткина. Именно эти люди стали наиболее активными участниками революции и Гражданской войны, а также анархистской организации «Чёрная гвардия».

Современная эпоха

Хотя на протяжении 1940-х и 1950-х годов экзистенциализм был доминирующим европейским интеллектуальным движением, в 1960-х он начал терять свое влияние перед лицом растущей негативной реакции. В 1960-е годы экзистенциалистского движения было бы мало или вообще не было бы, и его популярность стала бы гораздо более омраченной структурализмом , постструктурализмом и постмодернизмом — интеллектуальными подходами, которые сегодня все еще широко используются в академических кругах. Однако экзистенциализм, особенно экзистенциальная феноменология , по-прежнему будет оказывать значительное влияние на постструктурализм и постмодернизм; один комментатор утверждал, что постструктуралистов с таким же успехом можно назвать «постфеноменологами». Подобно экзистенциализму, эти подходы отвергают эссенциалистские или редукционистские концепции и критикуют доминирующую западную философию и культуру , отвергая предыдущие системы знания, основанные на человеческом познании. Таким образом, с 1980-х годов все большее число анархистских философий, представленных термином « постанархизм », использовали постструктуралистские и постмодернистские подходы.

Саул Ньюман широко использовал Макса Штирнера и Фридриха Ницше вместе с такими мыслителями, как Жак Лакан, в своих постанархических работах. Ньюман критикует анархистов-классиков за допущение объективной « человеческой природы » и естественного порядка , против чего также возражает экзистенциализм. Он утверждает, что при таком подходе люди прогрессируют и по своей природе состоят в благополучии, и только Истеблишмент является ограничением, которое заставляет вести себя иначе. Для Newman, это Манихей мировоззрение, на котором изображены только реверсирование Томаса Гоббса » Левиафан , в котором государство„хорошо“покоренных„злых“людей. Льюис Калл и Мишель Онфрей также пытались развить постанархистскую теорию через работы Фридриха Ницше.

В «Политике индивидуализма» (1993) анарха-феминистка Л. Сьюзен Браун открыто аргументирует сохраняющуюся актуальность экзистенциализма и его необходимого дополнения к анархизму. Она считает, что анархизм — это философия, основанная на «экзистенциальном индивидуализме », который подчеркивает свободу личности и определяет «экзистенциальный индивидуализм» как веру в свободу ради свободы, в отличие от «инструментального индивидуализма», который чаще встречается в либеральных работах. и определяется как свобода удовлетворять индивидуальные интересы без реальной веры в свободу. Но она утверждает, как и пост-анархисты, что классическая анархическая теория утверждает, что человеческие существа естественно сотрудничают друг с другом, и что эта фиксированная человеческая природа представляет множество проблем для анархизма, поскольку противоречит его приверженности свободе воли и личности. Она утверждает, что для того, чтобы анархизм был в основе своей индивидуалистическим, он должен обратиться к экзистенциализму как к более «гибкой концептуализации человеческой природы». В частности, она смотрит на работы Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар и считает их совместимыми с анархизмом.

Браун утверждает, что анархизм обычно не принимает во внимание феминистские идеи воспитания детей. Например, идея воспитания детей, экзистенциально свободных от родителей и неиерархических образованных сообществом, не часто рассматривается анархистами, но все же радикальные мыслители от Отто Гросса , находящегося под сильным влиянием Ницше, до экзистенциалистских психиатров, таких как Р.Д

Лэйнг и пост. -структуралисты Жиль Делез и Феликс Гваттари убедительно утверждали, что нуклеарная семья является одним из самых деспотических, если не самым деспотическим, институтов в западном обществе.

Современный анархист Саймон Кричли видит самоопределение «анархической» этики экзистенциального феноменолога Эммануэля Левинаса , бесконечное этическое требование, которое выходит за рамки меры и «анархично» в смысле отсутствия иерархического принципа или правила для его структурирования

так же важно для актуальной современной анархистской социальной практики. Его книга « Безграничные требования: этика приверженности, политика сопротивления» предлагает левинасианскую концепцию анархизма и попытку ее реализовать

Современный французский анархист и самопровозглашенный философ — гедонист Мишель Онфрей опубликовал книгу об Альберте Камю под названием «Либертарианский орден: философская жизнь Альбера Камю» (2012).

Анархисты выступают против организованности

Этот миф можно встретить даже среди ученых исследователей. Некоторые на полном серьезе предлагают не считать Мака Штирнера анархистом из-за его желания учредить организацию «Союз эгоистов». Анархистов представляют яркими индивидуалистами. Порой распространение этого мифа имеет политическую подоплеку. Людей заочно настраивают против теоретиков анархизма и их «нелепых» взглядов. Но само учение всегда думало об организации. Отрицаются лишь авторитарные ее формы, построенные на централизации и иерархии, те, где решения спускаются сверху вниз. Анархисты хотят видеть децентрализованные и самоуправляемые организации, в которых решения, наоборот, продвигались бы наверх. Тогда не будет деления на правителей и управляемых. У Прудона можно найти доводы за построение нового социально-экономического строя с контролем рабочих и выбором кандидатов, которых можно всегда отозвать.

Анархизм — взгляды Прудона

Нельзя ассоциировать столь масштабное учение с одной личностью. Ведь людям свойственно ошибаться. Тот же Прудон, определив основные идеи анархизма, оказался абсолютно неправым в вопросах феминизма. Более того, мыслитель со своим сексизмом противоречил своим же постулатам. Нельзя исключать быт из критического анализа иерархии, оставляя под прицелом только вопросы государства и собственности. Сомнения Прудона по поводу забастовок не разделяли Бакунин, Кропоткин и другие анархисты-революционеры. Учение не определяется кем-то одним, оно постоянно развивается и дополняется.

Анархисты — наркоманы

Какая-то доля истины в этом есть, но ведь и среди представителей других политических и социальных учений, общественных групп, есть наркоманы. Люди, которые призывают скептично относиться к властям, скептично относятся и к правительственной кампании «наркотики — зло». Многие анархисты экспериментаторы по жизни, используя тот инструмент, что приносит пользу. Та же марихуана многим помогает расслабиться, ее уже все чаще воспринимают, как лечебное средство. Но есть среди анархистов и те, кто ненавидит любые наркотические вещества. Философия эта привлекает мыслителей из разных слоев общества. Так что не стоит ставить клеймо наркоманов на всех анархистов.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет «услуги за услугу», они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем «навязанное» правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом

Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Анархия — это что за субкультура, и какой она бывает?

Существует несколько направлений анархизма:

Анархо-индивидуализм

Главными представителями данного направления являются Б. Таккер, А. Боровой, М. Штирнер. Главной идеей анархо-индивидуализма является поддержание понятия частной собственности.

Мутуализм

Данное направление было создано в XVIII веке французскими рабочими. Главными идеями мутуализма является поддержание свободы ассоциаций, взаимопомощь, федерализм. Согласно этому направлению анархизма, каждый рабочий должен получать достойную оплату за свой труд.

Социальный анархизм

Это одно из основных направлений анархизма. Главные принципы: отказ от частной собственности, взаимопомощь.

Коллективистский анархизм

Другое название данного направления – революционный социализм. Представители: И. Мост, М. Бакунин. Они считали, что всю частную собственность нужно сделать коллективной.

Анархо-коммунизм

Представители этого направления считали, что какая-либо работа должна выполняться людьми добровольно, в результате осознания выгоды общественного владения предприятиями.

Анархо-синдикализм

Представитель – Рудольф Рокер. Главные принципы: самоуправление рабочих, рабочая солидарность.

Постклассический анархизм

Представители: С. Ньюман, Т. Мэй, Ф. Гваттари. Включает в себя сочетание принципов постмодернизма, постлевого анархизма, ситуационизма и др.

Зеленый анархизм

Представители: Ф. Перлман, М. Букчин, Б. Моррис и др

Они уделяют особое внимание проблемам окружающей среды и экологии

Пять базовых принципов[править | править код]

Теория анархизма вращается вокруг пяти базовых принципов:

  1. отсутствие власти
  2. свобода от принуждения
  3. свобода ассоциаций
  4. взаимопомощь
  5. разнообразие

Отсутствие власти имеет в виду как отказ анархического сообщества от процедуры принятия решений большинством голосов, так и принципиальную невозможность для анархистов использовать принуждение и насилие иначе как в виде ответных мер воздействия по отношению к агрессорам. Анархизм исключает призыв к построению общества тоталитарного типа, при котором все должны были бы выглядеть одинаково и делать одно и то же. Анархизм, наоборот, предполагает разнообразие, при котором освободившиеся от принудительно-властных отношений сообщества будут в состоянии решать вопросы самообороны, самообеспечения и коллективной безопасности собственными силами. Различные формы демократии — как формы власти — для анархического сообщества рассматриваются как неприемлемые.

Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения людей к участию в общественных мероприятиях или структурах против их воли. В случае анархических взаимоотношений ассоциации для удовлетворения потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее своего сообщества.

Свобода ассоциаций предполагает отказ от принуждения людей к участию в общественных мероприятиях или структурах против своей воли. В анархическом обществе ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что власть должна распределяться на низовом уровне, что ассоциации людей должны расти снизу вверх, а не наоборот. В качестве более крупных форм организации (вплоть до всемирных) анархисты предлагают создание федераций свободных коллективов, которые могут брать на себя управление сбором и утилизацией отходов, развитием компьютерных технологий, использованием природных ресурсов, самообороной или промышленным производством. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Представители (делегаты), в анархическом понимании, являются не профессиональными политиками, а членами своих коллективов, выбираемыми лишь на время, чтобы представлять свой коллектив в определённых вопросах на уровне федерации.

Два последних принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — синоним сотрудничества. Когда люди работают вместе, они в ряде случаев могут достичь гораздо больших результатов. Разнообразие — ключ к выживанию в будущем. Стремление власти нормировать всё и применить принцип конвейера ко всем сторонам общественной жизни отчуждает и разобщает людей. Это стремление также во многом является причиной разрушения окружающей среды. Разнообразие является более экологичной формой организации. Отказываясь от того, чтобы загонять реальность в государственно-бюрократические рамки понятий о порядке, навязываемые верховной властью, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы своих участников, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда люди живут разнообразно, они взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие людей приводит к тому, что их становится сложнее контролировать.

Анархизм возможен лишь при так называемой «пространственной неопределенности», то есть когда невозможен никак тотальный контроль «сверху». К сожалению развитие современных технологий лишь усиливают данный контроль, как бы, не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределенность: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современном обществе возможен.

Анархия – это хорошо или плохо?

У многих анархия ассоциируется со злом, насилием и борьбой. Так думает большинство и виновата в этом системная машина власти, которая пропечатала в человеческом сознании отвращение и страх к самому слову «анархия». На самом же деле изначальное значение этого понятия – свобода и безвластие. По сути, анархия – это внутренняя свобода, а анархист – человек, освобожденный от внешних влияний на свой внутренний мир и развитие, он самодостаточен.

В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.

Дополнительные принципы анархизма

Два последующих принципа связаны:

  • Взаимопомощь — синоним сотрудничества. Когда люди сообща работают, их деятельность намного эффективнее, чем когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — укороченный путь к тому, чтобы достигнуть нужного результата при меньшей затрате усилий.
  • Разнообразие является залогом самой полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых общество состоит. Стандартизация массового производства, фордистско-тейлористская организация производства, унификация отчуждает друг от друга людей, способствует раздроблению общества на эгоистов, которые озабочены только собственными интересами в ущерб окружающим. Эти тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия работы демассификации и дестандартизации (что делает анархизм лишь более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвеерезации человеческой жизни, сопровождающие неотъемлемо индустриализм выглядят, хотя бы в странах, которые уже прошли процесс индустриализации, которые отходят в прошлое.

Тактики анархического движения

Тактика анархического движения принимает множество форм, но обычно служит двум основным целям:

  • противостоять правительству;
  • продвигать анархистскую этику и отражать анархистское видение общества, которое иллюстрирует единство средств и целей.

Анархизм использует различные тактики для достижения своих идеологических целей, которые можно условно разделить на революционные и эволюционные. Между этими двумя концепциями существует значительное совпадение, которое носит чисто описательный характер. Революционная тактика обречена на свержение правительства и государства, если в прошлом оно применяло насильственные меры. Эволюционная тактика предназначена для создания анархического общества.

С одной стороны, анархизм выступает за борьбу с государством и его институтами посредством революции. С другой стороны, анархизм стремится к социальным изменениям посредством эволюции. Эволюционная тактика включает отказ от насилия и постепенный подход к анархистским целям, хотя на практике эти две тактики пересекаются.

Постклассический анархизм

Формирование постклассической идеологии происходило в XX столетии. Связано это было с кризисом основной идеологии после появления государственно-монополистического капитализма.

Новое направление разделилось на течения:

  1. Анархо-капитализм. В основе идеологи лежит частная собственность при условии наличия конкурентоспособного рынка.

  2. Анархо-феминизм. Представители видят причину возникновения иерархии в патриархате, против которого необходимо вести борьбу.

  3. Анархо-примитивизм. Течение делает упор на заботу об окружающей среде, поэтому имеет второе название «Зелёный анархизм».

  4. Квир-анархизм. Этот вид анархизма не примерим к сексуальным угнетениям, которые санкционируется государством.

Анархизм и государство

Анархисты выступают против любой власти и силы и выступают за абсолютную свободу отдельных лиц и самоорганизованных групп.

СМИ часто представляют анархистов как опасных и жестоких людей. Это предубеждение – продукт государственной пропаганды, прежде всего потому, что анархизм выступает за мир и свободу. Многие рабочие, учёные, известные художники, писатели и музыканты своими произведениями пропагандировали анархизм.

Некоторые авторы более конкретно определяют, что анархисты защищают институты, основанные на отсутствии иерархии, которые представляют собой свободные ассоциации. Анархизм считает государство нежелательным, излишним и вредным. Основная позиция анархизма состоит в том, что государство через свои репрессивные органы (суд, полиция, армия) приносит больше зла, чем добра, и что государство должно быть упразднено.

Оппозиция государству и его институтам – непременное условие анархизма. Анархисты признают государство инструментом господства и считают его незаконным, независимо от его политических тенденций. Люди перестают контролировать некоторые аспекты своей жизни, и самые важные решения принимает немногочисленная элита. В конечном счёте, существование государства зависит исключительно от власти, будь она явной или прозрачной, потому что у него всё ещё есть способность принуждать людей.

Ещё один аргумент анархистов против существования государства состоит в том, что люди, составляющие правительство, даже самые альтруистические среди чиновников, неизбежно будут стремиться к большей власти, что приведёт к коррупции.

Несмотря на вышесказанное, отношение анархистов к государству разное. Роберт Пол Вольф считал, что противоречие между властью и автономией будет означать, что государство никогда не станет законным. Михаил Бакунин рассматривал государство как «господство путём принуждения, если возможно, замаскированного, но бесцеремонного и открытого, если необходимо». А. Джон Симмонс и Лесли Грин, склонявшиеся к философскому анархизму, считали, что государство может быть легитимным, если им управляет консенсус, хотя они считали это маловероятным. Существуют также разные взгляды на отмену государственных форм.

Ричард Сильван указывает, что некоторые существующие формы управления могут быть совместимы с анархизмом, если они не содержат «авторитарных или принудительных элементов». В обществе могут быть некоторые общепринятые правила или «закон», не основанные на принуждении. Иногда ошибочно полагают, что анархизм универсален, то есть он не может существовать вообще, если не существует повсюду (во всех странах).

Немного истории

Прежде чем узнавать, что такое анархия, нужно понимать, где появилось это движение. Зарождение произошло еще в античные времена, где элементы анархизма существовали у киников и стоиков. Основные положения были выдвинуты в XVII веке после Английской революции.

Основатель анархизма — Дж. Уинстэнли. Он утверждал, что человек становится счастливым только вне собственности и политической власти. Особое значение он уделял понятию совести, так как именно она должна ограничивать личность, а не законы.

Идеи Дж. Уинстэнли развил У. Годвин. Он сформулировал главный аргумент движения. По его мнению, любая власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует в мире только потому, что люди лишены возможности свободно действовать. Годвин предложил децентрализировать общество и разделить его на множество маленьких коммун.

В России анархизм получил распространение только в конце XIX века. Благодаря пропаганде идей Бакунина это движение стало ведущим в революционном народничестве. Но после 1880 года оно стало популярным у маргинальных групп.

Октябрьская революция была воспринята последователями анархизма негативно, так как произошло восстановление государственного строя. В 1919 году ими было проведено несколько террористических актов. В 1918 году Н. И. Махно возглавил повстанческое движение на Украине, которое выступало против «белых» и «красных». В 1921 году анархизм был полностью ликвидирован.

Приложения

Библиография

  • Мишель-Жорж Micberth и Франсуа Ричард , Правая революция , Jupilles, 1980.
  • Паскаль Ори , правый анархизм или презрение, считающееся моралью, все сопровождается более общими размышлениями , Париж, Бернар Грассе ,1985 г..
  • Франсуа Ришар, Правый анархизм в современной литературе , PUF coll. «Современная литература», 1988.
  • Франсуа Ришар, Правые анархисты , PUF, колл. »  Что я знаю?  », 1991.
  • Мишель-Жорж Микберт и Франсуа Ришар, Правая революция, десять лет спустя, Res Universis, 1991.
  • Франсуа Ришар, Микберт: правый анархист , Comédit, 1991.
  • Мишель-Жорж Микберт, Маленькая сомма против язычников: телетрансляции (1976–1982) , Lorisse, 1995.
  • Жан-Клод Миша , Оруэлл  : анархист-консерватор , изд. Климат, 1995.
  • Лоик Декроуз , Либертарианская аристократия в Лео и Микберте , Лорисс , 1996.
  • Анн Оливье-Меллос, HL Mencken: правый анархист? , Английские исследования, Клинксик, 2003.
  • Эймерик Тайлефер, Правый анархист (Survival Precis) , Годфруа де Бульон, 2015.
  • Николас Гомес Давила , Ужасы демократии, Editions du Rocher, 2003.

Неправильное представление идеи анархизма

По мнению сторонников анархизма, понятия «анархия» и «анархизм», принадлежат к тем, кто наиболее часто представляются в искажённом виде общественностью и ошибочно применяются в значении «беспорядок» или «хаос» — при этом утверждается, что анархисты желают якобы общественного хаоса и возвращения к «законам джунглей», то есть выставляются фактически сторонниками гоббсовской «войны всех против всех».

Анархисты в ответ на это указывают, что греческую приставку αν- в слове «αναρχία» необходимо понимать как «отсутствие» или безвластие, а не «противоположность» или «противостояние» (принудительной власти). Сторонники анархизма считают, что эта философия в последнее время, невзирая на представление анархии как стремления к хаосу и беспорядку, полному насилия, получает всё большее распространение. Согласно их мнению, этому способствует во многом, в том числе, популярность исходного кода, движения за свободное распространение компьютерных программ, энциклопедий (в особенности компьютерных Интернет-энциклопедий, которые находятся в наиболее свободном доступе), свободный доступ к произведениям искусства и итогам научных исследований и анархические проекты по своей сути, вроде Freenet. А помимо этого, росту популярности анархистских идей способствует кризис социального государства и крах социалистических авторитарных идеологий, что способствует в особенности возрождению профсоюзного анархистского движения:

Мы надеемся, что дали наиболее полное определение и понятие термина анархизм, раскрыли его основные принципы