Александринский театр в санкт-петербурге

Где находится Александринский театр

Петербургский Александрийский театр или как его чаще всего называют горожане «Александринка» входит в число трех самых ценных театров северной столицы наряду с Михайловским и Мариинским театрами. Кроме того именно актеры этого театра участвовали в первых спектакля в середине 18 века. Здание театра, правда, появилось гораздо позже актерской труппы. Но обо всем по порядку.

Театр «для представлений трагедий и комедий театр» был открыт по высочайшему указу Елизаветы Петровны. Вплоть до 1832 года выступали артисты на импровизированных площадках в королевских резиденциях. Естественно посмотреть спектакли могли только члены императорского двора.

На протяжении всего 19 века Александрийский театр был ведущим театром страны. Тут ставили самые разные произведения, как русских писателей, так и зарубежных. Из числа последних можно выделить комедии Бомарше и Мольера. «Мещанин во дворянстве», к примеру, неизменно собирал полные залы.

Легенды Александринки

Ни для кого не секрет, что вокруг культовых зданий Петербурга ходит множество легенд. Чего только стоят легенды Исаакиевского собора. Александрийский театр в этом плане не исключение.

  • По словам помощников Карла Росси, театр во многом напоминает православный храм. Только вместо алтаря находится сцена.
  • Со дня открытия театра прошло уже почти 2 века. Актеры прошлого и настоящего отмечают, что здание построено в месте энергетического разлома. Одним артистам театр придает заряда сил, другие же чувствуют себя во время спектаклей подавленными.
  • Александринка – это огромный лабиринт. Здесь могут заблудиться не только зрители, но и работники. За примером далеко ходить не нужно: в свое время Леонид Вивьен (режиссер театра) на пару с одним из своих подчиненных пытался найти выход несколько часов. Кстати, лабиринтное устройство театра неслучайно. Театр в 19 веке посещали не только дворяне, но и простой люд. Дабы представители разных сословий не пересекались друг с другом, Росси сделал коридоры запутанными.

Александрийский театр в наши дни

В Александрийском театре есть даже свой собственный музей. Посетить его, нужно сказать, захочет не каждый, ведь экспонатами музея является… пыль. Да, да, театральная пыль. Образцы середины 19 века отличают от современных «экспонатов» по цвету и структуре. В соседнем зале хранятся костюмы, в которых играли артисты 19-20 веков, а также используемый реквизит. Посетить театр можно за символическую плату, как перед спектаклем, так и в антракте.

В наше время Александрийский театр популярен не только из-за своего репертуара и богатой истории, но и по более простой причине: с 13 до 14 билеты в кассах стоят на 10% дешевле (скидка действует только на билеты от 300 рублей и выше).

Долго искать Александрийский театр не придется, поскольку он расположен в самом центре города – на площади Островского. Билетный кассы работают каждый день без выходных с 12:00 до 14:00 и с 15:00 до 19:00. Более подробную информацию можно узнать на официальном сайте театра.

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

[править] Драмтеатр им. Пушкина

Социальная революция вывела Александринский театр из императорской структуры — как и всё императорское, поскольку Российской империи больше не существовало. Для системы императорских театров это обозначало, что все театры, входившие в эту структуру, получили самоятоятельность, то есть свою администрацию, свою актерскую труппу и т. д. Правда, самостоятельность была очень относительной. Театры продолжили быть государственными, только государства другой системы — социалистической, то есть они находились на содержании этой государственной системы и должны были подчиняться ей.

Первое время новому правительству было не до театров.

Но через некоторое время после революции 1917 года всё русское театральное искусство подверглось жесточайшим нападкам со стороны революционно настроенных деятелей Пролеткульта, требовавших полной ликвидации «старого мира» и «прошлого искусства». Взамен пришло новое искусство, одним из основателей которого был В. Э. Мейерхольд. Собственно, он работал на сцене Александринского театра начиная с 1908 года, когда революционные идеи — и социальные, и эстетические — уже охватывали всю Россию. Первым послереволюционным представлением на Александринской сцене в самом конце 1917 года стал спектакль «Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина») А. В. Сухово-Кобылина в постановке В. Э. Мейерхольда. Но в целом репертуар был еще прежний. Даже по неполному списку спектаклей видно, что первое время после Октябрьского переворота Александринский театр играл на своей сцене спектакли прошлого, дореволюционного, репертуара (см. ст. Репертуар Александринского театра (Драмтеатра им. Пушкина) с октября 1917 по 1963 гг.).

В 1919 году Александринский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году Александринский театр, названный в честь императрицы, был переименован в Петроградский государственный академический театр драмы, по-другому: «Акдрама» (академический театр драмы).

В 1924 году — новое название: Государственный академический театр драмы, а 9 февраля 1937 года (к столетию великого Пушкина) получил в свое название имя Пушкина. Были добавлены и необходимые для его сана регалии в виде ордена Трудового Красного Знамени.

Занавес Александринки. Фильм рассказывает о советском периоде в истории театра Санкт-Петербурга, носившего имя А.С.Пушкина.

Театр по-прежнему был драматическим.

Требования власти были просты и лаконичны: все театры, как и всё искусство, должно было служить — или, что вернее, прислуживать — государственному режиму. Советская власть знала один жанр — социалистический реализм, то есть пьесы должны были рекламировать советский образ жизни.

Постепенно время менялось, и позиции власти тоже менялись. Менялся и репертуар.

А на сцене и за сценой менялись поколения выдающихся и не очень артистов, режиссеров, музыкантов, художников, осветителей, бутафоров, костюмеров — всех тех, кто продолжал творить для сцены.

Как добраться

Александринский театр находится в центре Санкт-Петербурга, на площади Островского, дом 6. Это одно из самых популярных у туристов мест города — рядом есть множество достопримечательностей — Аничков дворец, Гостиный двор, Музей театрального и музыкального искусства и пр.

Здание театра на панораме:

Доехать до театра легко — станция метро «Гостиный двор» находится в 200 метрах. От выхода из станции можно пройти по Невскому проспекту и через Екатерининский сквер, либо пройти немного по Садовой улице и свернуть в переулок Крылова, он выведет прямо к театру.

Схема метро Санкт-Петербурга

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Посещение Александринского театра требует соблюдения дресс-кода, но добираться в вечернем платье и на каблуках общественным транспортом неудобно, особенно в часы пик — лучше использовать автомобиль. Если личного транспорта нет — закажите такси, к вашим услугам сервисы Gett, Maxim, Везет, Яндекс. Такси и Uber.

Александринский театр: видео спектакля «Женитьба»

История Александринского театра

Царица Елизавета Петровна увлекалась театром с юности и неслучайно, что именно она 10 сентября (30 августа по новому стилю) подписала указ об учреждении русского театра. Этот день является не только Днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения русского профессионального театра.

В своем указе Елизавета также повелела отдать первому в России государственному публичному театру каменный дом опального графа М. Г. Головкина, что на Васильевском острове. Здесь же говорилось о наборе в труппу ярославских актеров и ежегодном финансировании оного театра в размере 5000 рублей.

Долгое время у театральной труппы не было своего здания и более 70 лет она выступала на разных сценических площадках.

В 1832 году на Аничковой площади (сейчас это площадь Островского) по проекту Карда Росси был возведен театр, получивший имя Александринский. Эта сценическая площадка стала основным местом выступлений Императорской драматической труппы.

В знак благодарности театр предоставил Росси одну из лож в безвозмездное пользование. Но поскольку денег у зодчего всегда не хватало (у него было 10 детей), ложу он сдавал в аренду. По преданию, на одном из спектаклей в ложе собрались люди разных сословий и между ними произошел крупный скандал, после чего ложу у Росси отобрали.

Во время революционных событий 1917 году артисты саботирует новую власть и все спектакли отменяются. В 1919 году Александринский театр получает статус академического. В год 100-летия смерти А.С. Пушкина (1937 год) театр называется именем великого поэта.

Во время Великой Отечественной войны театральная труппа была эвакуирована в Новосибирск и до снятия блокады давала спектакли в этом городе.

К 250-летию театра проведена его реконструкция. Были восстановлены исторические интерьеры и благодаря внедрению инженерных новшеств усовершенствована сценическая площадка.

В 2013 году недалеко от главного здания, ближе к набережной Фонтанки, была открыта Новая сцена, где проходят спектакли современных авторов, демонстрируются фильмы, а также организуются лекции. В 2013 году эта современная постройка завоевала гран-при на конкурсе «Архитектон-2013», а также гран-при Российской национальной премии «Хрустальный Дедал».

Традиционно на сцене Александринки ставятся классические драматические произведения русских и зарубежных авторов.  Здесь впервые были поставлены спектакли, созданные по сочинениям А.Н. Островского и А.К. Толстого, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. В последние годы Александринский театр включает в репертуар и балетные постановки.

Государственный Академический Театр Комедии им. Н.П. Акимова

Рекомендовать место

2

2

Театр комедии в Санкт-Петербурге расположен в центре города, на одной из самых оживленных магистралей – Невском проспекте. Это центр культурной жизни Петербурга. Зритель, однажды оказавшийся здесь, захочет вернуться в театр еще не раз.

Здание театра представляет собой историческое место. Еще до революции здесь находился дом купца Елисеева, где над гастрономом располагался комедийный театр – «Невский фарс».

С 1929 г. в помещении размещался театр сатиры режиссера Гутмана.

Через 2 года комедия и сатира объединились в «Ленинградском Театре Сатиры и Комедии», где были рождены первые советские комедии. С 1935 года театр возглавил великий художник и режиссер Николай Павлович Акимов. Здесь ставились такие знаменитые постановки, как «Собака на сене», «Школа злословия» и многие другие.

Уже давно коллектив Петербургского театра Комедии признали одним из лучших в России.

Театр комедии после смерти Акимова возглавляли многие режиссеры, в том числе В.С. Голиков, П.Н. Фоменко и Д.Х. Астрахан.

С 1995 года театром Комедии руководит заслуженный деятель искусств Татьяна Казакова. Она наполнила постановки изысканностью, необыкновенной выразительностью и экспрессивностью.

Труппа театра

Постепенно сложилась труппа театра, в которую  всегда входили известные актеры своего времени:  В. Каратыгин, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, П. М. Свободин, В. В. Стрельская, В. П. Далматов, М. В. Дальский, П. А. Стрепетова, затем В. Ф. Комиссаржевская и позднее Е. Корчагина-Александровская, Н.Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, И. Горбачев, Б. Фрейндлих, Е. Тиме, Н. Ургант.

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

И. Репин «Портрет актрисы Стрепетовой»

Жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой  была трудной и яркой, как и ее игра на сцене, на которую она впервые вышла в семь лет. А в пятнадцать она уже стала профессиональной актрисой. Спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре  распространились по всей России.

Уже первые выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга ошеломили театральную публику, породив как искреннее преклонение одних, так и искреннюю неприязнь других: Стрепетова была не просто талантливой актрисой, она ломала старые представления об актерской игре, наполняла сценические образы живым чувством и жизненной правдой.

Вот как писал художник М. Нестеров об игре Стрепетовой: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре. Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна. И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.

В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.

Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».

В Александринском театре работали великие режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.

Режиссер Леонид Сергеевич Вивьен (1887-1966)

Режиссер Л.С. Вивьен

С 1911 г. состоял в труппе Александринского театра, а в 1937 г. стал главным режиссером. Спектакли, поставленные Л. Вивьеном, отличались глубиной раскрытия авторского замысла и тщательной психологической разработкой характеров. Репертуар театра был разнообразным: русская и зарубежная классика и спектакли современных авторов. Активно занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников – известные актеры  народные артисты СССР Николай Симонов, Василий Меркурьев, Рубен Агамирзян, Юрий Толубеев и др.

С театром сотрудничали великие художники Н. Альтман, А. Бенуа, А. Головин, К. Коровин, а также выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

А. Бенуа. Эскиз декораций к балету И. Стравинского «Петрушка»

По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Художественные вкусы и взгляды молодого художника формировались в соответствии со временем в оппозиции к его семье, которая придерживалась консервативных «академических» взглядов. Стать художником решил еще в детстве, но после пребывания в Академии художеств разочаровался и предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете, а художественное образование получил по своей собственной программе.

А. Бенуа проявил себя во многих жанрах: в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, он писал прекрасные пейзажи, иллюстрировал произведения многих писателей,  но более известен как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его декорации и костюмы открывают исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин.

Театральные маски

Учебник русской театральной жизни

По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков. Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова. В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ. На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова. С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.

[править] Постсоветский период

С падением советской власти, в 1991 году театр получил свое первоначальное название — Александринский.

Когда послеперестроечный кризис миновал и в Российской Федерации появились деньги, дошла очередь и до театров. В течение сезона 2005/2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года.

Ныне зал Александринского театра вмещает 1378 зрителей.

В зале великолепная акустика: с любого места в зрительном зале отчетливо слышен каждый шепот, произнесенный актером со сцены.

В ноябре 2012 года торжественно отмечалось 180-летие здания Александринского театра. К этому времени Александринка стала не просто театром, это место проведения театральных форумов, смотров и фестивалей.

15 мая 2013 года на Седьмом Международном театральном фестивале «Александринский» открылся Театрально-учебный комплекс «Новая сцена Александринского театра» (набережная реки Фонтанки, д. 49 А), включающий в себя новую современную сцену-трансформер на 300 мест, учебный корпус для Факультета мастерства сценических постановок (магистерского факультета СПбГАТИ), учебную сцену, медиа-центр и Интернет-театр.

Музей в Александринском театре

Александринский театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории и оружия.

В пространстве третьего яруса театра находится «Музей русской драмы», экспозиции которого посвящены истории старейшей драматической труппы России.

В восьми залах музея театра (Боярский, Гоголевский, Головинский, Императорский, Советский, Тургеневский, зал 18 века и Театральный разъезд) представлены сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников, в том числе Головина, Билибина, Альтмана и других.

В Боярском зале находятся эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к таким известным спектаклям как, — «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Великий государь» В. Соловьева и «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого.

В Гоголевском зале сделана попытка воссоздать сценический мир Н.В. Гоголя.

В зале, в том числе, представлены фотографии из различных постановок «Ревизора».

В Головинском зале собраны костюмы, мебель и бутафории, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина.

Зал 18 века посвящен постановкам, которые в свою очередь были посвящены событиям 18 века: памяти Екатерины Великой, эпохе Петра Первого, временам императрицы Анны Иоанновны и т.д.

В Императорском зале музея воспроизведена обстановка императорских апартаментов в Александринском театре в эпоху Николая I.

Колористическая гамма отделки зала — голубой шелк и вызолоченные орнаменты, которые напоминают о первоначальном декоре театра, продуманном ещё К.И. Росси. На стене зала размещен портрет жены Николая Первого — Александры Федоровны (Александрины) в честь которой был назван театр.

Советский зал посвящен Советской эпохе, которая привнесла на сцену Александринского театра новую революционную тематику, когда наряду с классикой на старейшей сцене России появились пьесы советских авторов.

В зале представлены легендарные постановки — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и «Бег» М.А. Булгакова.

Помещение музея «Театральный разъезд», подобно самому пространству театра, разделено на сцену и зрительный зал.

Тургеневский зал посвящен пьесам И.С. Турегенва, поставленным в Александринском театре.

В витринах зала представлены костюмы из тургеневских постановок, а также предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои.

Важное место в экспозиции занимает серия эскизов В.В. Дмитриева к легендарному тургеневскому спектаклю — постановке романа «Дворянское гнездо», которую в 1941 году осуществил А.А

Музиль.

[править] Предыстория

В XVIII веке императорская казна выкупила у полковника Аничкова (строитель моста, названного его именем) часть его земли.

На этом участке размещалась некая деревянная постройка.

В 1801 году на этом выкупленном участке архитектор Винченцо Бренна перестроил деревянное здание, стоявшее там, в театр, который занял итальянский антрепренёр Антонио Казасси (ит. Antonio Casassi) со своей итальянской труппой — это было время, когда Россия истово принимала всех европейцев-специалистов, ибо стремительно европеизирующейся России нужны были все: от инженеров до медиков, от биологов до музыкантов… Прибывшая труппа итальянского импресарио тоже была достойно принята в Санкт-Петербурге (к слову сказать, именно с этой труппой прибыл в Россию и остался в ней навсегда будущий главный капельмейстер императорской труппы Катарино Кавос, оказавший огромное влияние на создание русского оперного искусства). Оперный театр Антонио Казасси был частным, и дела в нем шли далеко не блестящим образом. Однако искусство театра было в России делом важным — оно поднимало культуру России и сближало с Европой, что было насущной политической необходимостью времени. В конце концов труппа Казасси вместе с его театром в 1803 г. была принята в структуру русских императорских театров, а театр, построенный для Казасси архитектором В. Бренной, получил в новом качестве название «Малого».

Этот театр просуществовал какое-то время, однако помещение требовало материальных вложений и ремонта. Петербург рос и желал всё большего приобщения к европейской цивилизации, в том числе и к театру. К этому времени Петербургская императорская труппа насчитывала несколько театральных зданий для публичного — зрительского — показа: помимо названного Малого театра (театр Казасси), существовали Большой Петербургский (он же Большой Каменный театр), еще один театр располагался у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) и после перестройки в 1828 году получил название «Новый театр», 1 января 1825 года был открыт театр у Чернышева моста (ныне мост Ломоносова), но он сгорел через несколько месяцев после открытия, но потребности зрителей росли. Театральное искусство становилось насущной необходимостью русской культуры. В 1811 году было принято решение о строительстве на месте Малого театра (бывший театр Казасси) другого театра, каменного и большего по размеру, оснащённого современной техникой. Был даже проведен конкурс проектов, на котором главным претендентом стал архитектор Тома де Томон, первой работой которого в России была перестройка Большого Каменного театра в 1805 году

Однако осуществление планов затянулось, а потом императорское внимание Александра I было отвлечено другими важными мероприятями: военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года. Александру I так и не хватило времени заняться новым театром

Александринский театр / The Alexandrinsky Theatre – 2012 г. (Надо учесть, что благодаря Большой Советской Энциклопедии, специально поднимающей дух русского патриотизма путем фальсификаций, создательница императорской труппы императрица Елизавета Петровна выглядит какой-то Кассандрой, предвидевшей постройку Александринского и Мариинского театров. Это, конечно, не так. Она издала Указ о создании императорской труппы, а уж следующие императоры строили новые театры для императорской труппы. Благодаря БСЭ первые деятели русского театра названы деятелями Александринки – хотя не успели и дожить до её открытия)

Лишь в самом конце 1820-х годов, уже при Николае I, известном любителе не только театра, но и театральных актрис, Петербург вернулся к планам строительства нового большого театрального здания.

Новейшая история Александринского театра

В 2010 году началось строительство второй сцены театра, которое планировалось ещё с 1980-х, и уже 15 мая 2013 года новая сцена открылась спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Расположенный по соседству с основным зданием Александринского театра, между площадью Островского и набережной реки Фонтанки, комплекс бережно вписан в историческую городскую среду.

Новая (малая) сцена Александринского театра — уникальный многофункциональный театральный центр, не имеющий аналогов ни в России, ни на Западе. В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния. В 2016 году Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2018 году на Основной сцене Александринского театра состоялась Церемония вручения Европейской театральной премии и премий «Театральная реальность». В 2019 году впервые в Санкт-Петербурге прошла Международная театральная олимпиада. Основной площадкой её проведения и одним из главных организаторов стал — Александринский театр.

В 2020 году Российский государственный академический театр имени Александра Сергеевича Пушкина был переименован в Национальный драматический театр России. Имя Александринский театр сохранилось. Театр возглавляют: художественный руководитель Валерий Фокин и главный режиссёр Николай Рощин. Репертуар Александринского театра и Новой сцены достаточно обширный — от классики до современности. Зрителям постоянно представляют премьеры. 

Творческая жизнь в разные периоды

Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.

Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.

После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.

В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).

Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.

На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.

Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.

С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.

Стоимость билетов на экскурсионное обслуживание

Экскурсии «Блистательный Александринский театр», «Театрально-культурный комплекс «Александринский»», «Театральный квартал»

Подробнее↓

Экскурсии «Блистательный Александринский театр», «Театрально-культурный комплекс «Александринский»», «Театральный квартал»

Граждане Российской Федерации – 500 рублей (один билет).

Льготные категории граждан Российской Федерации (пенсионеры, студенты, труженики тыла, инвалиды I, II группы и иные категории граждан в соответствии
с законодательством Российской Федерации (при предъявлении соответствующего удостоверения) – 200 рублей (один билет).

Группы до 15 человек для граждан Российской Федерации – 7 500 рублей
(единый билет на группу).

Группы до 15 человек для групп граждан Российской Федерации
льготных категорий (пенсионеры, студенты, труженики тыла, инвалиды I, II группы и иные категории граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (при предъявлении соответствующего удостоверения) – 3000 рублей (единый билет на группу).

Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда
(при предъявлении соответствующего удостоверения) – бесплатно.

Граждане других государств:

русский язык – 600 рублей (один билет);

иностранный язык – 1 000 рублей (один билет).

Группы граждан других государств:

русский язык (до 15 человек) – 9 000 рублей (единый билет на группу);

иностранный язык (до 15 человек) – 15 000 рублей (единый билет на группу).

Стоимость сопутствующих экскурсионному обслуживанию услуг

(Экскурсии «Блистательный Александринский театр», «Театрально-культурный комплекс «Александринский»» )

Осуществление любительской фотосъемки (1 устройство) во время экскурсионного обслуживания в рамках экскурсий «Блистательный Александринский театр» (экскурсия по интерьерам Александринского театра
и временной экспозиции театральных костюмов и мебели Александринского театра) и «Театрально-культурный комплекс «Александринский»» (экскурсия по Новой сцене Александринского театра) – 100 рублей

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.


Труппа Александринского театра в Петрозаводске. (pinterest.com)

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.

Под сенью муз

Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками. В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз. Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.

Описание

Главный фасад театра обращен к Невскому проспекту. На аттике здания мы видим колесницу Аполлона с четверкой лошадей. Скульптурное убранство раскрывает назначение величественного строения:

  • Знаменитая квадрига — это символ театра и одна из эмблем города на Неве
  • Аполлон — покровитель искусства. В одной руке он держит венок, предназначенный победителю на театральной сцене, а в другой — античный струнный инструмент — кифару
  • В нишах главного фасада Вы видите Терпсихору (музу танца) и Мельпомену (музу трагедии). На фасаде, выходящем на улицу Росси и площадь Ломоносова, установлена скульптура Клио, музы истории и Талии, музы комедии. Все это говорит о том, что на сцене должны были идти спектакли всех жанров.

Надо отметить, что великий зодчий при проектировании здания проявил себя как настоящий новатор. Для перекрытия всей постройки и зрительного зала, пролет которых составляет соответственно 30 и 21 метр, Росси совместно с инженером Матвеем Кларком создал оригинальную систему из металлических арочных ферм. Причем, архитектор был полностью уверен в прочности своей конструкции и утверждал, что если случится какое-либо происшествие, то «пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра».

Зрительский зал просторный и нарядный. Для его оформления применены резной орнамент и позолота, роспись и яркая обивка кресел.

К сожалению, большая часть отделки, а также живописный плафон работы итальянского художника Антонио Виги не сохранились до наших дней.

От павильона до дворца

В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году. На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси. После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.


Театр Казасси. (pinterest.com)

Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет. Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке. В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.