История возникновения театра для детей в россии

Оглавление

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.

Здание Малого: вчера

Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв – просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».

Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу – для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.

В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.

Вид с Театральной площади на Лубянскую площадь (Малый театр слева),1880-1890. Фото: pastvu.com

В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.

В театре были две особенные ложи – портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом – главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную – только для высокопоставленных гостей.

Фото: mos.ru

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Обложка: https://commons.wikimedia.org

История русского театра в петровское время

По замыслу царя-модернизатора, русский театр не мог больше служить возвеличиванию церкви. Царь предназначил театру стать трибуной, с которой провозглашались бы самые передовые идеи эпохи, славились победы и достижения русского оружия. Школьные театры, хотя и обмирщались постепенно, внося в свой репертуар бытовые сцены, для достижения этой цели не подходили.

Необходим был новый театр: новая труппа, новая сцена. Это не мог быть придворный театр, где представления адресовались узкому кругу лиц.

Однако русскому театру при Петре I предстояло стать общедоступным.

Комедиальная храмина – первый такой театр в России для всех. Так назывался платный общедоступный театр петровского периода, возведённый в 1702 году прямо на Красной площади.

Этот русский театр 18 века вмещал до четырёхсот зрителей.

Он был превосходно оснащен технически. Сценические эффекты воспроизводились с применением специальных механизмов, сцена имела «завесы», кулисы, задники. Всё было разрисовано с учетом перспективы.

Золота и серебра на бутафорию и сценические костюмы не жалели.

Поскольку посещение театра было платным, посетители должны были заплатить 10,6,5 или 3 копейки, в соответствии с разрядом. Им выдавались ярлыки на толстой бумаге, которые были первыми входными билетами.

Первый русский общедоступный театр Петра I  просуществовал всего 4 года (1702-1706) и был закрыт, поскольку не оправдал надежд императора . В 1720 году царь  повторил свою попытку в Петербурге, но и эта попытка не оказалась успешной.

Подвижники Петра в театральном деле

Иоганн Христиан Кунст

Возможно, что причиной недовольства царя результатами своих театральных реформ стало то, что не было у императора в этой сфере единомышленников, способных поддержать и развить его идеи. Поручение об организации театральной труппы было дано царем Посольскому приказу. Только благодаря одному из служащих Яну Сплавскому, который имел отношение к театральному (кукольному) искусству, вопрос был решен.

В 1702 году был заключен договор с Иоганном Кунстом. Это был руководитель немецкой странствующей группы, которая, в составе 9 человек, прибыла в Москву. Труппа Кунста выступала сначала во дворце Лефорта, который находился в Немецкой слободе, а позже в Комедиальной храмине.

В 1703 году Кунст умер, и его актеры уехали на родину. К сожалению, ему не нашлось достойного последователя.

Несмотря на все усилия императора, выступления труппы не пользовались большим успехом. Их репертуар и немецкий язык были непонятны русскому зрителю. Даже если они и пытались воспроизвести пьесы в переводе, акцент и воспроизведение слов, вышедших из употребления, мешали восприятию.

Театральная драматургия России начала 18 века

Основной проблемой небольшого интереса к театральным постановкам был репертуар немецкой труппы. В 1702 году царём было дано поручение всё тому же Кунсту написать и сыграть «триумфальную комедию», которая бы посвящалась взятию русскими войсками крепости Орешек. Ни у Кунста, ни его последователя Отто Фирста не хватило сил исполнить царёв наказ.

Петр I же, обладавший отменным вкусом, по воспоминаниям министра Бассевича, пообещал даже награду за «трогательную пьесу» и «весёлый фарс без шутовства». К сожалению, его идеям не суждено было в ту пору воплотиться.

Элементы театра, возникшие в петровскую эпоху

Общедоступный платный театр. Хотя Комедиальная храмина и прекратила своё существование достаточно быстро, она стала прообразом современных театров. Театр был хорошо технически оснащен, художественно оформлен.

Актриса. Первой женщиной-актрисой на русской сцене стала Анна Кунст (супруга Иоганна Кунста). До этого женщины в русском театре не играли.

Театральная школа. Верный своей идеи не только привносить всё прогрессивное с Запада в Россию, но и обучать русских западным премудростям, Петр I с августа 1702 года повелел произвести первый набор в театральную школу, которой тоже должен был руководить И. Кунст.

Музыкальный оркестр. Для нужд сопровождения спектаклей по просьбе Кунста из Гамбурга был выписан оркестр, состоящий из 11 музыкантов, которые обеспечивали музыкальное сопровождение спектаклей.

Певицы. В 1704 году для нужд театральной труппы были приглашены две певицы, исполняющие песни в спектаклях. Ими стали девица Иоганна Вилинг с сестрой.

Балет. С 1702 в театральных постановках принимали участие артисты балета братья Кокий Карл и Ян.

История зарождения театра России

История зарождения театра России        Русский театр ведет свое начало с древности. Его истоки — это обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями. В представлениях принимали участие ряженые, которые изображали вымышленные мифологические существа, языческих богов и т.д. В истории русского театра принято выделять несколько этапов. Первый этап начинается с формирования родового общества и длится до XVII в. Второй этап завершается созданием постоянного профессионального театра в середине XVIII в. Следующий период — с конца XVIII в. до начала XX в., который ознаменовал появление режиссерского театра и новых эстетических концепций.        Первый этап — самый длительный в истории русского театра. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Магический элемент уже терял свою силу и значение — зарождались элементы коллективного творчества. Первоначально представления были хороводного типа, в них преобладала монолитность драматического и хорового действия. Все это сопровождалось диалогами и монологами, песнями, которые наполняли представления нужным смыслом. Известны так называемые русалии, которые проводились при встрече весны и представляли собой действа с участием ряженых в бесов и другую нечистую силу. Они существовали вплоть до XV в., когда смысл «русалий» существенно поменялся.         На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи — бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов. Отношение к ним было неоднозначным: с одной стороны, их воспринимали как носителей языческой культуры, с другой — как шутов с налетом светскости. Скоморохи были талантливыми и разносторонними исполнителями. Они умели играть на инструментах, исполнять песни, разыгрывать сценки, изображать зверей и птиц и т.д. За ними прочно закрепилась слава острословов и насмешников — представления, в которых принимали участие скоморохи, всегда искрились юмором или сатирой, создавали у зрителей веселое настроение. Выступления скоморохов были неотъемлемым элементом любого праздника: их приглашали выступать во дворах князей, бояр, они давали представления и на улицах, площадях, ярмарках, вовлекая в действо зрителей. Позже скоморошество подверглось преследованиям и гонению, так как церковь приравнивала их к язычникам и карала наравне с ведьмами и колдунами.        Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный актером-любителем и знатоком драматургии, театра и театральной машинерии (совокупность театральных механизмов), купцом Ф.Г. Волковым (1729-1763). В 1752 г. театр по изволению императрицы сыграл свои спектакли в Царском Селе («Хорев, Синав и Трувор», «Гамлет» А. Сумарокова и «Комедия о покаянии грешного человека» Д. Ростовского); актеров во главе с Волковым отдали в шляхетский корпус на обучение играть трагедии, а через четыре года, в 1756 г., опять-таки по указу императрицы, ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы Сумарокова).Источник

МОЛОДЕЖНЫЙ НА ВСЕ 100!

новости юбилейного сезона

100 лет Российскому академическому Молодежному театру: 10 главных фактов

Когда дети в приоритете: ЦДТ-РАМТ — здесь зажигались звезды

Легко ли быть молодым? В этом году исполняется 100 лет РАМТу

Российский академический Молодежный театр празднует двойной юбилей. Открытие выставки к 100-летию РАМТаМолодежный театр отметил вековой юбилей. Открытие выставки на Никитском бульваре

Рядом с Большим, напротив МалогоК РАМТу — с любовью. Портрет театра12 часов в Молодежном театреДом образцового содержания
Остановка на Театральной площади (Елена Ерохина, «РАМТограф»)

«Пешком: Москва Наталии Сац» (передача на телеканале «Культура»)

https://youtube.com/watch?v=5oNWjB8Pr1U

«Дом с историей», передача телеканала «Мир» об истории здания и театра

«Воспоминания о будущем», передача телеканала ТВ Центр о РАМТе

«РАМТу — 90!», сюжет телеканала «Культура» к юбилею театра

«РАМТ. Чудесные мгновения» — передача телеканала «Москва 24»

«Рядом с Большим, напротив Малого», документальный фильм, 1997 год

РАМТ

Российский академический молодежный театр носит это название с 1992 года. Я уже писал о нем на сайте Dorogi-ne-dorogi.ru, в подборке самых красивых театров России: вот здесь.

Появился театр в 1921 году как Московский театр для детей, а с 1936 года назывался Центральным детским театром. Здесь ставили спектакли М. О. Кнебель (прямая ученица Станиславского), молодой А. Эфрос. Здесь начинал свой актерский путь О. Ефремов, всю жизнь проработала главная травести Советского Союза народная артистка СССР В. Сперантова.

Театр занимает историческое театральное здание, в котором до 1935 г. работал знаменитый МХАТ-2.

Сегодня РАМТ известен как постоянно ищущий творческий коллектив. Пусть медийных лиц среди актеров не так уж и много, но, отправляясь на спектакль, можно быть абсолютно уверенным, что разочарован не будешь.

В репертуаре — мировая, русская и советская классика, отличная современная литература.

В труппе — П. Красилов, Н. Уварова, Е. Редько, А. Веселкин и др.

Адрес: Театральная площадь, 2.

«Школа драматического искусства»

Театр открыт Анатолием Васильевым в 1987 году.

Анатолий Васильев — гуру мирового театрального искусства, создатель собственного направления в театре. В качестве первой постановки взял «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Этот спектакль не просто вошел в золотой фонд российского театра, он обозначил новые пути в искусстве режиссуры и актерском мастерстве, он определил поиски А. Васильева.

Театр Васильева строится на концепции «Лаборатория — Школа — Театр». Здание театра на Сретенке строили несколько лет по проекту А. Васильева и И. Попова.

Устройство этого дома во всем отлично от привычного нам театрального здания. Два зала и две сцены оснащены дополнительными функциональными блоками, позволяющими соединять два пространства. Все пространство театра направлено на поиск и эксперимент. Естественное освещение дополняется искусственным.

Все в этом театре необычно. Даже если в афише вы увидите знакомое классическое название, будьте уверены, вам его покажут с очень необычной стороны.

Адрес: ул. Сретенка, 19.

А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Электротеатр «Станиславский»

Начиналось все в 1935 году с создания оперно-драматической студии под руководством Станиславского.

С 1948 года после упразднения оперной труппы театр стал называться Московским драматическим театром им. Станиславского. В таком статусе он и прожил до 2013 года.

Среди тех, при ком театр был успешен и известен, М. Яншин, Б. Львов-Анохин, А. Попов. Частая смена худруков успеха театру не приносила.

С 2013 года худруком стал режиссер Б. Юхананов, который провел полную реконструкцию здания и полностью обновил суть и саму модель театра. В 2015 году после реконструкции открылся уже Электротеатр «Станиславский».

Театральное здание сохранило только исторический фасад, но кардинально изменилось внутри. Теперь это один из самых технически оснащенных театральных залов столицы, где создаются спектакли-явления, спектакли-перформансы, где активно ищут новый театральный язык, где не боятся браться за сложные и непривычные современному уху тексты.

Электротеатр «Станиславский» — новый и очень модный в хорошем смысле слова театр в самом центре Москвы.

В труппе — В. Коренев, В. Афанасьев и др.

Адрес: ул. Тверская, 23.

Музыкальные и оперные театры Москвы

Новая и старая опера, виртуозно поставленная оперетта, яркие мюзиклы, классический и современный балет… И это не полный список того, что могут предложить публике музыкальные и оперные театры Москвы. Подробнее — в нашем обзоре.

Обратите внимание и на не вошедшие в обзор театры — Театр музыки и драмы Стаса Намина, цыганский театр «Ромэн», театр фольклора «Русская песня», Музыкальный театр Чихачева

Большой театр

Одна из главных достопримечательностей Москвы, один из старейших театров России, один из лучших и ведущих театров, самый известный и крупный в России — всё это по праву относится к Большому. Театр хранит традиции русской музыкальной культуры, оперного и балетного искусства.

Побывать на спектакле в Большом театре мечтают многие. Билеты часто раскупают ни на один месяц вперед, поэтому туристам приходится довольствоваться экскурсией по театральным залам и коридорам, во время которой экскурсовод расскажет об истории и архитектуре театра. Интерьеры Большого театра украшены гобеленами эпохи Екатерины II, уникальными мозаиками, картинами и фресками. Богатство внутреннего убранства поражает, приводит посетителей в восторг.

Центр драматургии и режиссуры

ЦДР создан в 1998 году драматургами А. Казанцевым и М. Рощиным. Их целью было дать возможность проявиться и заявить о себе молодым драматургам и режиссерам. ЦДР для многих стал успешной стартовой площадкой.

Сегодня ЦДР руководит крайне интересный режиссер В. Панков, создатель направления Soundrama. Его спектакли всегда очень музыкальны. Музыка ведет режиссуру и драматургию, выражает мысль, создает образы.

Среди артистов ЦДР нет суперзнаменитостей, но эти артисты — отличные профессионалы, творческие личности, игра которых завораживает.

Адреса площадок ЦДР:

  • Ленинградский проспект, 71Г
  • Ул. Беговая, 5
  • Ул. Поварская, 20

ТОП-30 популярных театров Москвы

Большой театр

23 туристa были здесь Государственный академический Большой театр — объект культурного наследия страны, один из самых значимых…

Театр Ленком

Один из самых титулованных театров столицы — Государственный театр Ленком был основан в 1927 году, как…

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

7 туристов было здесь История Академического театра имени Евгения Вахтангова началась со Студенческой драматической студии,…

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова

10 туристов было здесь Московский Художественный театр (МХТ имени Чехова) — драматический театр в Москве, в 

Московский академический театр им. Вл. Маяковского

Старейший театр столицы, основанный в 1922 году знаменитым режиссером Всеволодом Мейерхольдом, прославился…

Музыкальный театр Станиславского

Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко…

Театр имени Пушкина

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина основан в 1950 году. Базой для его создания послужил Камерный театр…

Российский академический молодёжный театр

РАМТ был создан в 1921 году Наталией Сац и изначально задумывался в качестве Московского…

Театр «Современник»

1 турист был здесь Московский театр «Современник» расположен на Чистопрудном бульваре, в северо-восточной части Центрального…

Малый театр России

2 туристa были здесь Государственный академический Малый театр России — это один из первых театров страны, созданный еще в …

Русский балет

Русский балет является вершиной мирового балетного искусства и оказывает огромное влияние на развитие мирового балета. Русское балетное искусство достигает зрелости в 19 веке. Талантливые русские артисты неизменно привлекали и привлекают в Москву и Санкт-Петербург лучших  хореографов Европы. Революцией в балетном искусстве считается деятельность русских танцовщиков и хореографов-реформаторов Михаила Фокина (Мариинский театр, Петербург) и Александра Горского (Мариинский, Большой театр).

„Русские сезоны“ в Европе

Внимание и почтение к русскому балеты наиболее возросло во время так наз. русских сезонов.
В 1907-1913 гг

состоялись выступления русских танцовщиков под руководством культурного деятеля С. П.Дягилева в Париже и в Лондоне, которые стали важным событием тогдашней культуры.
Балет Дягилева бы современный сложно составленным синтетическим жанром, в котором сочетались музыка, живопись, хореография.

Самая известная русская балерина — Майя Плисецкая (род. 1925). Она сорок лет выступала в Большом театре.

Проекты и музей Александринки

В 2006 году, в год 250-летия Александринского театра, был основан Международный ежегодный театральный фестиваль «Александринский». Сегодня он очень популярен. Программу фестиваля формируют спектакли по произведениям классиков, постановки современной драмы, спектакли корифеев современной режиссуры и молодых режиссёров.

Александринский театр продолжает традицию творческих дебютов молодых деятелей театра в рамках проекта «Лаборатория», основными принципами которого являются поиск нового театрального языка для современной драматургии, междисциплинарность и готовность к творческому эксперименту.

В рамках проекта на Новой сцене зрителям представляют опыты молодых режиссёров. Литературной основой служат — пьесы, созданные петербургскими современными авторами в последнее время, участниками и победителями творческих конкурсов драматургии. Каждое событие сопровождают вводная лекция, показ и обсуждения.

В пространстве третьего яруса Александринского театра в 2006 году был открыт Музей. Сегодня в нём представлена уникальная экспозиция, посвящённая истории старейшей драматической труппы России. В Музее русской драмы, в восьми залах можно увидеть сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других мастеров.

«Музей русской драмы» в Александринском театре Санкт-Петербурга предстаёт в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.

Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами

Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса

В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Это интересно: История создания телевидения

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.

Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.

А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Музей в Александринском театре

Александринский театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории и оружия.

В пространстве третьего яруса театра находится «Музей русской драмы», экспозиции которого посвящены истории старейшей драматической труппы России.

В восьми залах музея театра (Боярский, Гоголевский, Головинский, Императорский, Советский, Тургеневский, зал 18 века и Театральный разъезд) представлены сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников, в том числе Головина, Билибина, Альтмана и других.

В Боярском зале находятся эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к таким известным спектаклям как, — «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Великий государь» В. Соловьева и «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого.

В Гоголевском зале сделана попытка воссоздать сценический мир Н.В. Гоголя.

В зале, в том числе, представлены фотографии из различных постановок «Ревизора».

В Головинском зале собраны костюмы, мебель и бутафории, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина.

Зал 18 века посвящен постановкам, которые в свою очередь были посвящены событиям 18 века: памяти Екатерины Великой, эпохе Петра Первого, временам императрицы Анны Иоанновны и т.д.

В Императорском зале музея воспроизведена обстановка императорских апартаментов в Александринском театре в эпоху Николая I.

Колористическая гамма отделки зала — голубой шелк и вызолоченные орнаменты, которые напоминают о первоначальном декоре театра, продуманном ещё К.И. Росси. На стене зала размещен портрет жены Николая Первого — Александры Федоровны (Александрины) в честь которой был назван театр.

Советский зал посвящен Советской эпохе, которая привнесла на сцену Александринского театра новую революционную тематику, когда наряду с классикой на старейшей сцене России появились пьесы советских авторов.

В зале представлены легендарные постановки — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и «Бег» М.А. Булгакова.

Помещение музея «Театральный разъезд», подобно самому пространству театра, разделено на сцену и зрительный зал.

Тургеневский зал посвящен пьесам И.С. Турегенва, поставленным в Александринском театре.

В витринах зала представлены костюмы из тургеневских постановок, а также предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои.

Важное место в экспозиции занимает серия эскизов В.В. Дмитриева к легендарному тургеневскому спектаклю — постановке романа «Дворянское гнездо», которую в 1941 году осуществил А.А

Музиль.