Топ-10 самых известных балерин россии, которые вошли в мировую историю

Оглавление

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага.

Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток.

Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон.

Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.

Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.

Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.

В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.

Срывы – это норма

Московская государственная академия хореографии – одна из старейших балетных школ мира (в следующем году ей исполнится 245 лет) и одна из самых престижных в стране. Выпускной экзамен по традиции проводится на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики получают приглашение на работу в знаменитых балетных труппах. В разные годы выпускниками академии были Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе.

Ежегодно в училище принимают около 40 детей, окончивших начальную школу. Пятый класс общеобразовательной школы – это первый в балетной академии. При этом к выпускному остается лишь половина учащихся: идет жесткий отсев.

Погибшая Юлия училась в решающем пятом балетном классе – именно накануне выпуска идет самый суровый отбор. Учащихся оценивают не только по показателям успеваемости, но и по физическим данным. В начале и в конце года подростков взвешивают. Списки с результатами педагоги без стеснения объявляют на весь класс, что усиливает градус напряжения среди девушек и юношей.

К оценкам и возможному исключению, как рассказывает Мария, она и ее одноклассницы относились чересчур эмоционально:

«Если ставили двойку по «классике» (классическому танцу – прим.ред.), начинались рыдания, угрозы покончить с собой. Срывы – это норма».

Классический танец – это главный предмет в академии, который преподается каждый день несколько часов. К слову, и у Марии, и у Юлии был один педагог по «классике» –  заслуженная артистка России Майя Иванова.

Рудольф Нуриев

Легенда русского и мирового балета, один из самых красивых мужчин-танцоров в мире и, безусловно, талантливейший балетмейстер!

Экзотической внешностью мужчина обязан башкиро-татарским корням, которые, по словам танцора, и были причиной его страстного «горячего» характера.

История карьеры Рудольфа поистине удивительна! Мальчик учился танцевать у петербургской балерины Анны Удальцовой, которая была сослана властями в Уфу (где прошла большая часть детства Нуриева). В 1955 году Рудольф смог поступить в Ленинградское хореографическое училище, несмотря на то, что парню уже было 17 лет (возраст поступления в хореографическое училище на тот период — 10-12 лет)! Его сокурсники откровенно насмехались над ним, называли «деревенщиной». Кто вспомнит их имена сегодня? А Нуриева знает весь мир!

Взрывной характер Рудольфа полностью компенсировал его талант. Он был ярким, смелым, умело сочетал в своем танце традиции и новшества. После того, как Нуриев отказался от гражданства СССР и попросил политического убежища во Франции, в его карьере случился новый виток — теперь для его таланта и характера больше не существовало никаких рамок!

Нуриев танцевал во Франции (которая, кстати, отказалась предоставить ему политическое убежище), Дании и даже в Королевском балете Великобритании! Он заводил громкие романы со знаменитыми личностями и умело привлекал к себе внимание прессы. Остаток жизни танцор провел в Париже — городе, который он так любил…

Анастасия Волочкова: личная жизнь

Личная жизнь Анастасии Волочковой всегда была яркой и привлекающей внимание поклонников. Красавица пользовалась популярностью у мужчин, продолжает это делать и сегодня

Среди ее воздыхателей были как влиятельнейшие бизнесмены, так и простые воздыхатели.

Анастасия Волочкова с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным. Фото: instagram.com/volochkova_art/

Первые известные публике отношения у Волочковой зародились в студенчестве. Красотка стала встречаться с внуком балерины Инны Зубковской, Николаем. Они вместе учились в Вагановском училище. Именно благодаря ему начинающая балерина получила место в труппе Мариинского театра.

Молодая Анастасия Волочкова. Фото: instagram.com/volochkova_art/

Уже будучи балериной Мариинки, Анастасия Волочкова посетила Лондон с гастролями. И там встретила 54-летнего вице-президента театральной компании «Английский национальный балет», миллиардера, адвоката Энтони Кермана. Об их романе писала вся британская пресса, а в анонсах выступлений молодую русскую балерину представляли не иначе как его любовницей.

Скандал последовал незамедлительно: Керман бросил жену и двоих детей, за что и поплатился массовыми отказами от своих адвокатских услуг – в числе его клиентов были королевские семьи, а это огромный удар по репутации. Мужчина быстро прекратил отношения с блондинкой и отправил на родину.

Позже спутником Анастасии Волочковой стал Вячеслав Лейбман. Роман с олигархом случился после ее переезда в Москву, где она познакомилась с Ксенией Собчак и ее сказочно богатым бойфрендом. Балерине не составило труда увести мужчину у подруги.

В начале 2000 годов Анастасия Волочкова начала встречаться с бизнесменом Сулейманом Керимовым. Ее не остановило то, что мужчина женат на своей сокурснице Фирузе Ханболаевой, у него трое детей. Роман балерины и предпринимателя продлился два с половиной года и закончился большим скандалом – Волочкова забеременела, но очень переживала, что мужчина заберет у нее ребенка, на нервной почве у нее случился выкидыш.

Сулейман Керимов. Фото: Global Look Press

Под венец Анастасия Волочкова все же сходила. Но уже с бизнесменом Игорем Вдовиным. Правда, позже выяснилось, что свадьба в 2007 году была фиктивной – регистрации не было, случился лишь пышный банкет. За 2 года до этого Волочкова подарила возлюбленному дочь Ариадну. В 2008 году пара рассталась со скандалом. Балерина до сих пор уверяет, что Вдовин должен ей три миллиона долларов.

Анастасия Волочкова с Игорем Вдовиным и дочкой Ариадной. Фото: instagram.com/ariadna_volochkova/

В 2013 году Анастасия Волочкова стала встречаться с нефтяным олигархом Бахтияром Салимовым. Об этих отношениях балерина радостно рассказывала в своем Instagram, но и они довольно быстро сошли на нет.

Случилась интрижка у Волочковой и с представителем шоу-бизнеса. В то же 2013 году балерина оказалась в объятиях Николая Баскова. Их вместе наблюдали и на Мальдивах, и друг у друга в аккаунтах Instagram. При этом артистка позировала практически обнаженной, что и породило немало слухов о страсти между ними.

Но роман иссяк столь же стремительно, как и начался. А недавно Басков объяснил, почему у них с Волочковой не получилось более серьезной связи: «Женщина должна быть тылом и поддержкой». Очевидно, от Анастасии Николай ее не получал.

Анастасия Волочкова и Николай Басков. Фото: Global Look Press

В 2015 году у 39-летней Волочковой вспыхнул роман с 27-летним осетинских бизнесменом Черменом Дзотовым. Позже мужчина прославился благодаря своим откровениям о жарких свиданиях с балериной, называя их не иначе как сексом без обязательств.

Последние отношения с неким Олегом, лицо которого звезда долго скрывала, фанаты назвали попыткой выдать желаемое за действительное: Анастасия приукрашивала величину персоны своего мужчины. Осенью 2020 года артистка даже собиралась играть свадьбу, и дату выбрала «красивую», но церемонии не случилось. А зимой 2021 года она и вовсе объявила о расставании с Олегом. Причина – не оправдал ее ожиданий.

С кем сейчас встречается Анастасия Волочкова, она не рассказывает. Судя по профилю в микроблоге, место в ее сердце свободно. Поскольку балерина очень любит сразу откровенничать о своей личной жизни с подписчиками.

Послевоенные годы

В послевоенные годы серьёзное влияние на петербургскую школу балета оказали молодые балетмейстеры. На сцене Кировского театра были представлены постановки Нины Анисимовой «Гаянэ», «Золушка» Константина Сергеева на музыку Сергея Прокофьева, «Шурале» Леонида Якобсона и другие.

8 апреля 1946 года состоялась премьера балета «Золушка»: в роли Принца — сам балетмейстер Сергеев, Золушка — Наталья Дудинская. В основе спектакля лежал классический танец, но в тоже время в нём было и новаторство — гротескные образы героев балета, гармонии движения и чувств.

Позже, в Париже, имела успех постановка «Золушки» в интерпретации знаменитого артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуреева.

Наталья Михайловна Дудинская была известной балериной и талантливым педагогом. Среди её учениц — Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Алла Сигалова. За плечами Дудинской — участие в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Раймонда», «Дон Кихот», «Шурале», «Лауренсия», где её партнёром стал Рудольф Нуреев в роли Фрондосо.

Рудольф Нуреев и Наталья Дудинская в балете «Лауренсия» Фото: r-nureyev.livejournal.com

Большое влияние на балетное искусство своего времени оказал Леонид Вениаминович Якобсон. На протяжении многих лет он был ведущим балетмейстером Кировского театра и стал одним из основоположников жанра хореографической миниатюры на балетной сцене советского периода, а также создателем постановок «Шурале», «Спартак» и других.

Впервые балет «Спартак» на музыку Армена Хачатуряна был представлен 27 декабря 1956 года на сцене Кировского театра, либретто Николая Волкова. Балет повествует о восстании рабов в Древнем Риме. Яркая партитура Хачатуряна, полные драматичности и динамики эпизоды освободительной борьбы, сказочные декорации сделали постановку ярким событием того времени.

В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.

Дарья Бутина, портал «Культура Петербурга»

Фильмография

1960-е

  • 1960 — Рыжик — Аксинья
  • 1960 — Впереди — крутой поворот —учительница Ира Максимовна Кардаш
  • 1961 — Сердечко не прощает — Екатерина Топилина
  • 1961 — Тень (малометражный) — Ксюша Петровна
  • 1962 — Посреди хороших людей — Ольга Дмитриевна
  • 1963 — Огромные и мелкие — Евгения Алексеевна Соколова
  • 1964 — Живы и мёртвые — Серпилина
  • 1967 — Возмездие — Софья Леонидовна Серпилина
  • 1967 — Журналист — мама Шуры
  • 1968 — Гольфстрим — мама Игоря
  • 1968 — Мужской разговор — учительница Мария Ивановна, «Капитанская дочка»
  • 1969 — Адъютант его превосходительства — Ксюша Андреевна Сперанская, тётя Юры Львова
  • 1969 — У Лукоморья (малометражный) — мать Ильки и Зойки

1970-е

  • 1970 — Чайка — Полина Андреевна Шамраева
  • 1971 — Драма из древней жизни — Дросида
  • 1971 — Человек с другой стороны —эпизодическая роль
  • 1971 — Клоун (телеспектакль)
  • 1976 — Эти непослушливые сыновья (ТВ)
  • 1976 — Грех — Анна Каретникова
  • 1978 — Соль земли — Анастасия Фёдоровна Строгова
  • 1979 — Горное гнездо (телеспектакль)
  • 1979 — По данным уголовного розыска — супруга подполковника
  • 1978 — Юность (киноальманах) — Алевтина Ивановна («Ветераны»)

1980-е

  • 1980 — Диалог с продолжением — супруга отца
  • 1980 — Мелодия на два голоса (ТВ) — супруга Николая Павловича
  • 1980 — Жеребцов на переправе не меняют — Борисова
  • 1980 — Ожидание — Татьяна Антоновна
  • 1981 — Сначала игры — Ира Николаевна
  • 1982 — Шапка Мономаха (ТВ) — мама Вали Петрова
  • 1982 — Семеро солдатиков — бабушка
  • 1982 — Колыбельная для брата — Анна Викторовна
  • 1982 — Не могу сказать «прощай» — Евдокия Семёновна, мама Сергея Ватагина
  • 1982 — Две главы из домашней хроники — установкаёр
  • 1982 — Повесть о юных женах (телеспектакль)
  • 1982 — Операция на сердечко (телеспектакль)
  • 1982 — Несколько капель/»Заступница» (телеспектакль) — Мама Музы
  • 1982 — Здоровяк — Лидия Фёдоровна
  • 1983 — Ребенок — Татьяна Павлова
  • 1984 — Букет мимозы и другие цветочки — Екатерина Ивановна, свекровь Марьяны, столичная бабушка, доктор
  • 1985 — Не имеющий чина (ТВ)
  • 1986 — 55 градусов ниже нуля — Мария Дмитриевна Кузнецова
  • 1989 — В городке Сочи тёмные ночи — Соня, супруга Олега Стрельникова

Майя Плисецкая


Эта танцовщица является одной из самых знаменитых русских балерин. Балетное искусство нравилось ей с ранних лет. Когда Майе было 9 лет, она поступила в Московское хореографическое училище. Потом балерина училась в Большом театре: ее наставницей стала Агриппина Ваганова. Статуса солистки танцовщица добилась за два года.

Стержнем биографии Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она исполнила партию Одиллии-Одетты.

Примой балерина стала благодаря очень сложным прыжкам, выразительности пластики и врожденному артистизму. Этой танцовщице очень хорошо удавались трагические образы, ей также нравилось экспериментировать с современными танцами.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая была уволена из Большого театра, но она не отчаивалась и продолжала выступать сольно. Благодаря большой любви к своему делу и огромному количеству энергии балерина смогла дебютировать в день своего семидесятилетия.

Детство и юность, семья

Аня увидела свет в посёлке под северной столицей в феврале 1881 года. Детство ее прошло в столице, в убогом деревянном доме, где они обитали вместе с матерью, Любовью Федоровной Павловой, занимавшейся поденной работой, чаще всего стиркой белья. Отца маленькая Нюра не помнила: ей сказали, что он умер, когда дочери не исполнилось и двух лет. По словам матери, Матвей Павлов был отставным солдатом; он дал девочке свою фамилию и отчество.


Впрочем, подлинная история происхождения Анны так и осталась невыясненной: позднее, когда Павлова уже стала известной артисткой, ходили слухи, что своим появлением на свет она обязана некоему состоятельному человеку, в доме которого работала мать. Называлось имя Лазаря Полякова, московского банкира. Позднее биографы танцовщицы предложили еще одну версию: девочка была дочерью уроженца Евпатории Шабетая Шамаша, который жил в Петербурге под русским именем Матвей и владел прачечной. Так или иначе, вспоминать об этом Павлова никогда не любила: в те времена, когда она была ребенком, клеймо «незаконнорожденная» практически лишало человека будущего. Надо ли говорить, что ни она, ни ее мать не стремились к тому, чтобы предать истину огласке. Когда же ее карьера пошла в гору, балерина и вовсе изменила отчество (в угоду сценической благозвучности, конечно!), став Анной Павловной.


Загадка так и осталась загадкой, и у простой прачки выросла черноглазая и грациозная дочь, обнаруживающая явную музыкальность и чувствительность к искусствам. По документам ребенок считался вполне «законным» (возможно, в этом всё же помог настоящий отец); жили Павловы трудами Любови Федоровны. Мать по-прежнему работала «по людям», кроме того, закончила курсы шитья и шила на заказ. Клиентура была небогатая, и сводить концы с концами удавалось с трудом.

Анна Павлова писала позже: «Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью… Мы были бедны, очень бедны».

Детство Анны нельзя назвать богатым на впечатления: прогулки в окрестностях Лигова под шум сосен и плеск маленькой речушки, бабушкин сад, зимние катания с горок. Однако заботливой матери Анны всё же удавалось выкроить средства на маленькие детские радости. Воспоминания об этом неизменно будили в дочери чувство благодарности. «Когда мне было восемь лет, мама объвила мне, что мы поедем в Мариинский театр»


Театр произвел на Анну неизгладимое впечатление. Всю поездку сопровождало ощущение праздника: путешествие на извозчике, торжественная колоннада здания, похожего на сказочный дворец, ярко освещенные лестницы, зал, полный нарядной публики, — всё радовало восьмилетнюю Нюрочку, не избалованную развлечениями. Однако самым сильным потрясением стал сам балет. В тот день давали «Спящую красавицу».

Позднее в биографических заметках Павлова писала об этом мгновении, перевернувшем всю ее жизнь: «Еще несколько минут — и передо мной открылся неведомый мир. С первых же нот оркестра я вся затрепетала… Взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости…».

С этого дня Анна буквально грезила балетом и упросила мать привести ее на вступительные экзамены балетного отделения при театральном училище. К удивлению будущей танцовщицы, экзаменаторов интересовали не столько ее знания, сколько физическая форма. Требования оказались суровыми; не случайно Павлову не взяли в училище сразу. Сутулые, близорукие или слабые сердцем претендентки отсеивались.

После завершения всех экзаменов (включавших не только испытания по письму, чтению и счету, но и тщательную проверку музыкального слуха) из шестидесяти девочек в училище приняли только одиннадцать, и Павлова была в их числе! «Я обезумела от восторга, когда директор пообещал зачислить меня в число учениц», — вспоминала она, став взрослой.


Домой Анна возвращалась теперь только на каникулы, где, несмотря на радость встречи с матерью, к которой она всегда испытывала нежную привязанность, скучала по училищу. Только там она чувствовала, что живет полной жизнью, там радовало всё: школа, музыка и подлинное волшебство, называемое творчеством. Там ждали ее товарищи по театральной сцене — ведь в одно время с будущей балериной учились многие из тех, кому было суждено прославить русский балет.

Становление

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.

Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника

Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники

Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам

Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.

Фото: vk.com/@samoilovfamilymuseum-chto-ne-tak-s-portretom-istominoi

Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.

Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой.

С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».

Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

https://youtube.com/watch?v=H5ctPniVD9A

«Банальные подробности»

Майя Иванова, по словам Марии, крайне строго относилась к внешности одноклассниц.

«На второй год обучения я стала ее бояться. Она не кричала, не угрожала. Уничтожала морально. Всех, кто был, по ее мнению, недостаточно худыми, она называла «жирными коровами» и «кабанихами», «съевшими слона». Она могла подойти прямо в коридоре, при мальчиках и других учителях, схватить за плечи и встряхнуть, указав на излишнюю полноту», – рассказывает бывшая ученица.

Но больше всего девочки в классе боялись, что у них вырастет грудь и начнутся менструации – это считалось «позорным» и порицалось как «ожирение».

«У моей одноклассницы начались месячные. Она сидела на занятиях по «классике» как освобожденная, ей было очень стыдно. На уроке педагог назвала ее коровой, а после попросила остаться и доказать, что у нее действительно «эти дни». Показать прокладку. Одноклассница вышла в слезах, ее трясло», – вспоминает Мария, извиняясь за «банальные подробности».

На этом фоне у Марии появилось пищевое расстройство – она жутко подвергнуться подобному унижению. В третьем балетном классе (7-й класс обычной школы) девушка перешла на экстремальную диету: зеленый чай (черный не помогает похудеть), обезжиренный творог, овощи на пару и 100 граммов отварной куриной грудки – в виде поощрения балетных успехов. Любую другую пищу, приготовленную мамой, она выкидывала тайком.

«Когда у меня темнело в глазах, я радовалась, что меня похвалят: все хорошо, я худая», – объясняет Мария.

На тот момент при росте 170 сантиметров она весила всего 40 килограммов, а в четвертом балетном классе похудела и вовсе до 36.

«Когда я пришла осенью, Майя Евгеньевна начала меня хвалить. Говорила, что я молодец, именно такая форма и нужна, ставила меня в пример другим девочкам. Сейчас я понимаю, что выглядела ужасно. Но, когда мне об этом говорили, я думала, что завидуют», – делится бывшая балерина.

Однако истощенная фигура, защищавшая от нападок учителей, привела к тому, что Марии перестало хватать сил даже на простые пируэты. При этом преподаватели воспринимали происходящее как банальную лень.

Тогда девушку стали приглашать на дополнительные индивидуальные занятия. Сначала раз в неделю, потом два раза, потом три – по 1,5 тысячи рублей за урок. Пользы от них не было, считает Мария: индивидуальные уроки превращались в групповые, и педагоги отвлекались на свои дела. Когда она отказалась от частых факультативных занятий, Майя Иванова занизила ей оценку.

За здоровьем юных балерин в академии следили весьма оригинально:

«Помню, был период, когда нас всех кормили «Смектой». Голова болит – вот тебе «Смекта», живот – «Смекта», упал и получил травмы – держи «Смекту». Мы смеялись», – вспоминает Мария.

Штатных психологов в училище не было, хотя их поддержка очевидно нужна была не только подросткам: срывы случались и у педагогов. Однажды на эмоциях преподавательница классического танца Тамара Негребецкая, говорит Мария, швырнула стулом в одну из учениц.

В ноябре 2016 года Мария упала в обморок на уроке литературы. Следующие два месяца она провела дома с сильнейшим истощением организма. За это время никто из одноклассниц и учителей ей не позвонил.

Сергей Полунин

Возможно, рано говорить о Полунине как о легенде балета, но этот талантливый молодой человек в свои 29 лет без преувеличения «взорвал» зарубежную сцену, заставив всех снова говорить о русском балете!

Полунин родом из Украины, но успел поработать в Великобритании, в Баварии, в Париже и в России, где на сегодняшний день и живет. Сергей стал самым молодым премьером в истории Королевского балета Лондона!

В детстве мальчик занимался гимнастикой, позже поступил в Киевское хореографическое училище.

В прессе его называют «новым Нуриевым»… В 2018 году Полунин получил российское гражданство и сейчас работает и живет в РФ.

С Дженнифер Лоуренс в фильме «Красный воробей»

Парня обожают многие именитые зарубежные бренды — его можно увидеть в рекламных кампаниях Balmain, например. Также Полунин делает первые шаги в кино: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Щелкунчик и четыре королевства».

Шоу-бизнес

После скандала в Большом театре, где Волочкова продолжала формально числиться как артистка, она некоторое время выступала в качестве прима-балерины в Краснодарском театре балета. В 2004 году состоялся дебют как киноактрисы. Она исполнила главную роль в многосерийном детективном сериале «Место под солнцем», снятом по роману писательницы Полины Дашковой.

В 2009 году прошла премьера шоу Nerve, которое имело огромный успех в Лондоне, а также в Государственном Кремлевском дворце в Москве. В том же году была издана автобиография Волочковой «История русской балерины».

После выхода книги на прилавки в Сети появилась «фотожаба» с изображением обложки, на которой красовалось другое название – «Я и бал». Несмотря на черный пиар, литературный труд балерины имел успех у читателей, которые отметили легкий слог автора и интересный выбор тем.

Блеснула танцовщица и своим вокальным талантом. Анастасия стала участницей новогоднего шоу Аллы Пугачевой, где неожиданно для поклонников предстала в качестве певицы, исполнив специально написанную для нее Игорем Николаевым композицию «Балерина».

Анастасия Волочкова и Николай Басков

Телепроекты с участием Волочковой выходят с постоянной периодичностью. Так, в 2019 году она побывала на развлекательном шоу «Камеди Клаб», стала гостьей проекта «Модный приговор», где обсудила с Александром Васильевым последние тенденции в сфере женских украшений. Также артистка завершила написание второй книги «Плата за успех».

Кроме того, Волочкова дала эксклюзивное интервью телеведущей Ксении Собчак

Скандальная передача вышла на YouTube-канале «Осторожно, Собчак!». Встреча двух «заклятых подруг» состоялась в коттедже балерины

Вечер оказался насыщенным событиями, воспоминаниями и нападками телеведущей: дамы успели позаниматься у станка, выполнив несколько балетных па, Ксения уговорила Анастасию примерить вещи, которые ей подобрали стилист Елена Бессонова, бывший директор моды журнала L’Officiel. После продолжительного разговора за бокалом вина знаменитости проследовали в парилку.

Несмотря на дружескую атмосферу, царившую на съемочной площадке, между бывшими приятельницами все-таки возникли разногласия после выхода выпуска телешоу Собчак в эфир. Волочкова обвинила ведущую в попытке опозорить ее, отношения танцовщица предложила выяснить в эфире передачи Андрея Малахова «Привет, Андрей!».

Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинского театра. Это не «фарфоровая», «кружевная», а прорезанная в камне балерина. Екатерина Кондаурова замечательно справляется с технически сложными номерами и демонстрирует на сцене потрясающую драматическую игру.

Эта танцовщица долго не получала ролей в классических произведениях, за ней было закреплено амплуа исполнительницы современных партий. Потом балерина выучилась классическим па-де-де.

Вместе с коллегами из Мариинского театра Екатерина Кондаурова часто гастролировала по зарубежным странам: она ездила в США, Нидерланды, Великобританию, Китай, Германию, Норвегию.