Русский театральный первенец: история александринского театра

Оглавление

А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Отец русского театра — Фёдор Волков.

1729 – 1763г.

Слайд 2

Текст слайда:

В ЗО-50-хх годах 18 века получило распространение искусство «охочих комедиантов». Это любительский Театр, в котором развивались традиции народного творчества и зарождались кадры будущих актёров профессионального театра.

Слайд 3

Текст слайда:

Слайд 4

Текст слайда:

Одним из крупных был театр Фёдора Волкова в Ярославле

Слайд 5

Текст слайда:

К театру Фёдор Волков пристрастился с малых лет (праздничные игрища, ежегодные ярмарки и представления). С 16 лет был отправлен в Москву для изучения бухгалтерского и заводского дела, но он посещал все театральные постановки в Москве. Через год Фёдор Волков возвращается в Ярославль.

Слайд 6

Текст слайда:

в 1750 году в амбаре своего отчима даёт первое театральное представление

Слайд 7

Текст слайда:

Отношение к спектаклю было различное: положительное (со стороны жителей Ярославля, привыкши к нехитрым увеселениям и забавам, которые потянулись к театру) и отрицательное (духовенства) На пожертвования граждан и на деньги самого Волкова было воздвигнуто здание театра, где Волков был и маляром, и архитектором, и художником, и штукатуром, и декоратором, и др. Репертуар театра по тому времени был очень разнообразным пьесы собственного сочинения. Для каждого спектакля писались декорации, и Волков сам выбирал музыку.

Слайд 8

Текст слайда:

Весть о ярославском театре дошла до Елизаветы Петровны

Слайд 9

Текст слайда:

повелела привести к ней ярославских лицедеев, посмотрев выступления ярославцев, она сделала вывод, что Волкову не хватает выучки. И отправила его с братом в Шляхетский Кадетский корпус изучать театральное дело…

Слайд 10

Текст слайда:

После этого Елизавета Петровна дала холодное, неблагоустроенное здание: не хватало дров и свечей. Актёры иногда сидели впроголодь, или не во что было одеться. На содержание театра отпускались мизерные средства…

Слайд 11

Текст слайда:

Волков был не только театралом, но и государственным деятелем. Участвовал в государственном перевороте 1762 года, надеясь, что новая императрица будет способствовать развитию театрального искусства.

Слайд 12

Текст слайда:

Белинский назовет Федора Волкова «необыкновенным человеком, упрочившим в нашем отечестве «новый источник народного образования» — театр, роль которого в просвещении России была особенно велика»

Слайд 13

Текст слайда:

Спасибо за внимание!

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.


Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.


Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.


Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.

Труппа Александринского театра в Петрозаводске. (pinterest.com)

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.

Мариинский театр

Рекомендовать место

7

2

В 30-е годы 18 века в Петербурге оперные и балетные придворные спектакли давались в помещениях, которые мало подходили для таких целей. 5 октября 1783 года постановкой оперы Дж. Паизиелло «Мир луны» был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, ныне носящей имя Театральной.

В 1849 года напротив Каменного театра по проекту архитектора Кавоса был построен Конный Цирк, где давались и театральные представления. После пожара цирк был восстановлен и 2 октября 1860 года оперой М. Глинки «Жизнь за царя» открылся в новом качестве — теперь он предназначался только для театральных постановок. Этот день считается второй датой рождения Мариинского театра, получившего свое имя в честь жены императора Александра II Марии Федоровны.

Уже тогда Мариинский театр красотой и великолепием затмевал крупнейшие европейские театры. В конце 19 века у него появился еще один корпус с просторным вестибюлем, фойе и парадные лестницы. Великолепные интерьеры Мариинского театра прославили его не меньше, чем великие певцы, танцоры, дирижеры и балетмейстеры, творившие на его сцене. Во время блокады Ленинграда здание театра сильно пострадало, но уже к осени 1944 года было практически восстановлено. В 1968-1970 годах в результате реконструкции были значительно усовершенствованы сцена и оркестровая яма театра. В 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение Концертный зал на улице Декабристов.

На сцене Мариинки в разное время выступали выдающиеся оперные певцы Шаляпин, Ершов, Фигнер, Собинов, Рейзен. Не менее прославлены имена танцоров Мариинского балета — Истоминой, Семеновой, Кшесинской, Нижинского, Улановой, Павловой, Нуриева, Барышникова. И сегодня на его сцене блистают звезды мировой величины, а сам Мариинский театр стоит в одном ряду с ведущими мировыми театрами оперы и балета.

Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами

Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса

В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Примечания

  1. ↑ Волков, Федор Григорьевич // Энциклопедический словарь
  2. ↑ Волков // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания
  3. ОГДР. Часть XX. № 12.
  4. Согласно исследованиям немецкого историка Е. Пальмер, Волков конфликтовал с императором на почве музыкального театра. Пётр Фёдорович в бытность свою великим князем отверг услуги Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Волков в гневе оскорбил Великого князя, за что тот отдал его под арест. О ненависти Волкова к Петру Третьему было якобы хорошо известно при дворе. См.: Palmer, E. Peter III. Der Prinz von Holstein. — Erfurt, Deutschland: Sutton Verlag, 2005. — s. 71-72, 114. — ISBN 3-89702-788-7
  5. Балязин В. Н. Неофициальная история России. — 2007. ISBN 978-5-373-01229-4
  6. К.В. Евграфов. Федор Волков. М. ISBN:5-239-00676-3, 1989 г
  7. ↑ , с. 7.
  8. Исторический журнал. Дилетант. № 037. Январь 2019 г. стр. 16-23.
  9. Серков А. И. История русского масонства XX века. В 3 т. — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009. стр 442—446

Достопримечательности Ярославля

Ярославль

Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову – великому русскому актеру и знаменитому театральному деятелю, создателю первой в России театральной труппы и первого постоянно действующего театра – был открыт 11 августа 1970 г. Авторство проекта принадлежит архитектору В. Марову, художественное исполнение – скульптору А. Соловьеву.

Монумент размещается в центральной части Ярославля на одноименной площади, слева от здания одноименного же театра, занимая часть Власьевского сквера. Месторасположения памятника далеко не случайно, поскольку Ф. Г. Волков, хотя формально и являлся уроженцем Костромы, всегда считал Ярославль своим родным городом – ведь именно здесь прошли годы его отрочества и профессиональной зрелости.

Отлитая в бронзе, выполненная в полный рост фигура Ф. Г. Волкова водружена на высокий цилиндрический постамент из бежевого гранита. В верхней части постамента, по всей его окружности, высечена памятная надпись. Обращенный лицом к зданию театра, его создатель, одетый в сценический костюм, задумчиво сложил руки на груди, словно раздумывая о судьбе своего детища и одновременно любуясь им.

Адрес: г. Ярославль, пл. Волкова.

Карта расположения:

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.

Зрелый этап в истории театрального искусства

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы

Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.

Примечания

  1. ↑ Волков, Федор Григорьевич // Энциклопедический словарь
  2. ↑ Волков // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания
  3. ОГДР. Часть XX. № 12.
  4. Согласно исследованиям немецкого историка Е. Пальмер, Волков конфликтовал с императором на почве музыкального театра. Пётр Фёдорович в бытность свою великим князем отверг услуги Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Волков в гневе оскорбил Великого князя, за что тот отдал его под арест. О ненависти Волкова к Петру Третьему было якобы хорошо известно при дворе. См.: Palmer, E. Peter III. Der Prinz von Holstein. — Erfurt, Deutschland: Sutton Verlag, 2005. — s. 71-72, 114. — ISBN 3-89702-788-7
  5. Балязин В. Н. Неофициальная история России. — 2007. ISBN 978-5-373-01229-4
  6. К.В. Евграфов. Федор Волков. М. ISBN:5-239-00676-3, 1989 г
  7. ↑ , с. 7.
  8. Исторический журнал. Дилетант. № 037. Январь 2019 г. стр. 16-23.
  9. Серков А. И. История русского масонства XX века. В 3 т. — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009. стр 442—446

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.

Литература

  • Куликова К. Ф. Кинжал Мельпомены: Рассказ о жизни Фёдора Волкова . — М.; Л.: Искусство, 1963. — 172 с. — (Корифеи русской сцены).
  • Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Ф. Г. Волков // Писатели Ярославского края. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — С. 41—45. — 248 с. — 5000 экз.
  • Любомудров М. Н. Федор Волков: Биографическая повесть/ Оформл.- В. Бабанова. — Л.: Дет. лит., 1983. — 191 с., ил.
  • Куликова К. Ф. Российского театра первый комедиант // Куликова К. Ф. Российского театра первые актёры. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 19—59. — 336,  с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге—Петрограде—Ленинграде). — 50 000 экз. — ISBN 5-289-00810-1. (в пер.)
  • Исторический лексикон. Том 8. — XVIII век. — М., 1996. С. 152—157.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с.
  • Palmer, E. Peter III. Der Prinz von Holstein. — Erfurt, Deutschland: Sutton Verlag, 2005. — s. 71-72, 114. — ISBN 3-89702-788-7
  • Волков, Федор Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Л. М. Старикова. О Федоре Волкове. М., ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2013.
  • Н. М. Север. Летопись театра имени Ф. Г. Волкова. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. — 160 с. — 10 000 экз.
  • К.В. Евграфов. Федор Волков. М. ISBN:5-239-00676-3, 1989 г., Издательство: Молодая гвардия, Серия: ЖЗЛ, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2013. Есть аудиоверсия

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% — при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные

Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли

Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире «фонограммы». Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.

Важнейшие даты в биографии

  1. 1741. Будущий основатель русского театра отправлен отчимом обучаться торговому делу в Москву к промышленникам из Германии. Там он смог в совершенстве освоить немецкий язык. Посещая Славяно-греко-латинскую (Заиконоспасскую) академию при монастыре, Ф. Г. Волков начинает интересоваться театральными постановками обучающихся в ней студентов. Отличительными особенностями Федора Григорьевича были исполнительность, ответственность и обширные знания по разным дисциплинам, он активно осваивает основы грамматики, географии, истории и арифметики. Российская империя в то время переживала культурный подъем, чему способствовало занятие престола императрицей Елизаветой Петровной.
  2. В период с 1746 по 1748 год Ф. Г. Волков живет в Петербурге, регулярно посещает придворный театр, где выступают гости из Италии, обучается сценическому делу и искусству у приехавших работать в Россию немцев. Параллельно он занимается ведением торговли, однако театральное дело становится приоритетом в жизни Ф. Г. Волкова.
  3. Федор Григорьевич бросает торговое ремесло и передает управление находящимися в его собственности заводами одному из братьев. Одна из причин, повлиявших на решение — смерть отчима.
  4. 10 июля (29 июня по старому стилю) 1750. В этот день Ф. Г. Волков показывает ярославской публике пастораль «Эвмон и Берфа» и драму «Эсфирь». В числе зрителей представления преимущественно молодежная аудитория. Не все остались довольны показанным зрелищем, в ходе одного из спектаклей были зафиксированы народные волнения.
  5. 7 января 1751. К этой дате на берегу реки Волги был возведен первый общедоступный в Российской империи деревянный театр, вмещавший порядка тысячи зрителей, в котором состоялся показ трагедии А. П. Сумарокова «Хорев». В составе коллектива, помимо создателя Ф. Г. Волкова, были Д. Галик, С. Скачков, И. Дмитриевский, Я. Попов, С. Куклин, а также его братья.
  6. 1752. Императрица Елизавета Петровна, узнав о деятельности Ф. Г. Волкова и его театральной группы, в срочном порядке вызывает их в Петербург, где в течение последующих 4 лет коллектив обучается театральному искусству в Сухопутном Шляхетском корпусе.
  7. 30 августа 1756. Дата основания «Русского для представления трагедий и комедий театра». Он явился родоначальником созданных в последующие годы Императорских театров России. Директором стал А. Сумароков, Ф. Г. Волков назначается на должность «первого русского актера». С этого момента и до конца своих дней актер активно сотрудничает и обменивается опытом с Фонвизиным, Ломоносовым, Сумароковым и Тредиаковским. В числе жизненных приоритетов Ф. Г. Волкова в этот период — уникальность и неповторимость русской театральной сцены, развитие искусства и науки.
  8. 1761. Ф. Г. Волков занимает должность директора созданного театра вместо А. Сумарокова. Он отвергает предложение работать на почетном месте в канцелярии императрицы, а также отказывается от крепостных крестьян, поместья и ордена Святого Андрея Первозванного, отдавая все силы и время театральной деятельности. В театральных постановках впервые стали задействовать женщин.
  9. 1762. Ф. Г. Волкову присвоен чин дворянина соответствующим указом императрицы Екатерины II, что было официально подтверждено выдачей герба и диплома через 3 года.
  10. 1763. Во время масляной недели Ф. Г. Волков организует представление, посвященное восхождению на престол императрицы Екатерины II. «Торжествующая Минерва» был последним спектаклем за его авторством, и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) он умер от внезапно развившегося аппендицита на фоне воспаления легких. Местом погребения было выбрано кладбище Златоустовского монастыря в г. Москва, в настоящее время памятная доска установлена у Спасо-Андроникова монастыря — первоначальное место захоронения по прошествии времени была утрачено.

Портрет Ф. Волкова. Худ. А. П. Лосенко (1763)

Карта

Расположение объекта Памятник Федору Волкову на интерактивной географической карте.

Большая карта

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

Дореволюционные проекты

Карикатура 1906 года, обличающая воровство денежных средств, при возможном строительстве памятника.

Предложения об установке в Ярославле первого в России памятника актёру высказывались ещё в XIX веке, однако исполнению их мешало противодействие официальных лиц, которые не считали лицедеев достойными увековечивания в камне. К примеру, Леонид Николаевич Трефолев писал:

В начале XX века об установке памятника Волкову хлопотал антрепренёр городского театра, учредивший фонд для сбора средств. Известно о благотворительном спектакле, который дал для этой цели московский Малый театр. В 1910 году в связи с празднованием в Ярославле 150-летия русского театра был объявлен конкурс на создание памятника; в жюри были приглашены эксперты Императорской академии художеств, архитектор Е. Н. Сабанеев. В музее Волковского театра хранятся две бронзовые модели — проекты памятника, поступившие тогда на конкурс.

К началу Первой мировой войны усилиями городской думы и Русского театрального общества на установку памятника удалось собрать свыше 18 000 рублей. Необходимая сумма была разделена между счетами двух организаций, которые долго препирались относительно облика памятника: каждая соглашалась оплатить только воплощение устраивавшего её проекта. Пока шёл спор, страна вступила в период революционных потрясений, и о памятнике забыли.

Подводя итоги

За свою недолгую жизнь Ф. Г. Волков смог оставить значительный след в истории русского народа. Основав первый национальный театр, актер был также автором 14 пьес и множества торжественных стихов, песен и ряда картин, увлекался скульптурой. Нужно отметить, что большинство произведений не сохранились для потомков, среди них все без исключения пьесы, из числа песен сейчас известны лишь две — «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» и «Ты проходишь мимо кельи, дорогая».

Портрет Ф. Волкова

Волковский театр, основанный Федором Григорьевичем, — один из широко известных театров, расположенных в провинции. В настоящее время в Ярославле ежегодно проводится Волковский Фестиваль, на котором российские и заграничные актеры делятся опытом друг с другом и повышают свою квалификацию. Наиболее отличившиеся награждаются Премией Правительства РФ за вклад в искусство, во время события проходят конференции с участием научных сотрудников и обсуждение достижений в театральной сфере. В честь основоположника национального театра в Ярославле в 70-х годах ХХ века в г. Ярославль установлен памятник, а также названы площадь и улица.

Страстное увлечение театром, целеустремленность и трудолюбие позволили Ф. Г. Волкову навсегда войти в историю России. Кто знает, каких высот мог бы достичь этот талантливый человек, если бы безвременно не покинул земной мир.