Реформы 1860–1870- х гг. аграрная, земская, судебная и военная реформы. реформы образования

Оглавление

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более «законным». При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Николай второй кратко для детей

Статья посвящена краткой биографии Николая II — последнего российского императора. Правление Николая II стало переломным этапом в истории России и сопровождалось величайшими событиями.Николай до воцаренияНиколай Александрович Романов родился в 1868 г. Александр III сурово воспитывал своих детей. Их день был расписан практически по минутам, и этот распорядок напоминал воинскую дисциплину. Одновременно Николай II в качестве наследника получал усиленное образование. Он знал несколько языков, занимался творчеством. Высшее образование будущий император получил под руководством Победоносцева, что безусловно оказало влияние на его правление.В 1887 г. Николай начинает военную службу в Преображенском полку. Сослуживцы отмечали его простоту и обходительность. Наследнику, привыкшему с детства к четкому распорядку дня, чрезвычайно нравилась служба.В 1890 г. он заканчивает обучение. Николая это очень обрадовало. Служба высшего дворянства сопровождалась активной светской жизнью. Николай становится постоянным участником балов и светских вечеров. Государственная деятельность его не привлекала. Николай всячески избегал работы в государственных учреждениях.Краткая биография Николая II: годы царствованияВ 1894 г. умер Александр III. Наследник был провозглашен императором Николаем II, который совершенно не был готов к такой перемене в своей жизни. Плохим предзнаменованием было то, что всего лишь через неделю после смерти отца Николай обвенчался с принцессой Алисой Гессенской, нареченной в православии Александрой Федоровной.Жизнь императорской семьи складывалась удачно. Николай стал отцом четырех дочерей, пока наконец в 1904 г. не родился долгожданный мальчик Алексей. Это событие шумно праздновалось по всей России. Однако вскоре у мальчика обнаружилась опасная болезнь — гемофилия. Этот тяжелый груз Николай II пронес через всю оставшуюся жизнь.Болезнь наследника связала Николая II с именем Г. Распутина, который проникся доверием императорской семьи за свой якобы божественный дар исцеления. Распутин оказывал большое влияние на Николая II, чем вызвал отрицательное отношение к императору даже в высших кругах.Николай II был мягким и нерешительным человеком. Россия переживала подъем революционного движения, а император, не замечая серьезной опасности, уповал на незыблемость самодержавия с опорой на православный народ. Революционные события 1905 г., усиленные неудачами в русско-японской войне, показали всю иллюзорность представлений императора. Николай II был вынужден подписать указ о созыве Государственной думы. В дальнейшем все действия императора носили характер вынужденных.Работа Государственной думы показала, что Россия нуждается в серьезных реформах. Однако в правление Николая II попытки реформ были связаны с именем одного человека — П. А. Столыпина. После его убийства стало ясно, что преобразования смогут осуществиться лишь насильственным путем.Николай II, недовольный работой Думы, разгоняет три состава депутатов. После принятия ряда законов, ограничивающих избирательные права, он созывает четвертую Думу, которая отработала положенный срок.В 1914 г. началась Первая мировая война. Николай II вступает в войну, что сопровождается ростом патриотических настроений. Казалось бы, положение улучшается. Однако постепенно становится ясно, что Россия к войне не готова. Военные неудачи вновь приводят к росту революционного движения.Николай II до конца не осознавал весь масштаб происходивших в России процессов. Февральская революция и единогласное требование об отречении от престола повергло его в шок. Но деваться было некуда, и 2 марта 1917 г. он это отречение подписал

Свершилось событие огромной важности — прекратило свое существование российское самодержавие.Николай с семьей некоторое время находилось под арестом в Царском селе. Затем они были перевезены в Тобольск, где содержание пленников было более грубым

Последним пристанищем императорской семьи стал Екатеринбург. Николай, его жена и дети содержались на солдатском рационе. В июле 1918 г. вся семья была безжалостно расстреляна.

Минусы правления

Новгородцы выгоняли князя за его деспотичность

Через несколько месяцев после Невской битвы, по решению вече, Александра выгнали из Новгорода. Причиной этому было то, что князь был слишком жестоким к подчинённым и горожанам. А Новгород выделялся среди других княжеств тем, что в городе была демократия. Поэтому населению не понравилась деспотия.

Возможно, после победы над шведами, князь почувствовал себя слишком “крутым”. Ведь ему было всего 20. А молодёжь всегда была и остаётся самой горячей.

Устроил войну со своим братом Андреем

После того как на Руси установилось иго, Александр Невский получил Золотой Ярлык на Киев, а его брат Андрей на Владимир. Но второй отрёкся и сбежал. Александр поехал в Золотую Орду и уговорил хана не устраивать набег. В обмен, ему пришлось воевать со своим братом. В итоге Киевский князь победил его и получил Ярлык на Владимирское княжество. После этого, другие князья начали сомневаться в его авторитете.

Судебная реформа

В результате великих реформ Александра II весь аппарат судебной и исполнительной власти был переделан настолько, что от прежней его версии почти ничего не осталось. Были созданы две ветви судов, мировые и общие, каждая из которых разделялась на две инстанции, и обладала разными полномочиями. Важный момент: судебная власть в результате реформы была полностью отделена от административной. В результате суд стал более быстрым, эффективным и прозрачным, а судебное следствие было отделено от полицейского.

Читать подробнее: судебная реформа Александра II

Великая замятня в Золотой Орде. Причины, события, последствия кратко.
Восстание Булавина. Причины, события, участники, итоги.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.  Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны. • Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений; • В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы; • Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию; • Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища; • Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания. • Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы; • В университетах можно было создавать научные общества. • При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки; • Были восстановлены кафедры философии и государственного права; • Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Образование

До 1860 года в России была разрозненная образовательная программа, в которой участвовало несколько хороших университетов, но были жесткие ограничения во всех остальных областях. Планирование началось в 1858 году, а основные реформы произошли в 1863 году. Они расширили возможности народного образования, открыли средние школы для женщин и позволили некоторым женщинам посещать университетские курсы. Университеты получили большую автономию, но когда вспыхнули мелкомасштабные студенческие протесты, университеты вернули под более строгий надзор. Частные группы открыли более 500 воскресных школ без государственного финансирования или надзора, но правительство не доверяло инновациям, таким как преподавание истории, вместо языковых упражнений по письму и закрыло их. Хотя нового финансирования не было, законы 1864 года реформировали средние школы в соответствии с типичными для Франции и Пруссии методами. В начальных школах также было установлено, что упор делается на религиозном обучении православных священников.

Плюсы правления

Сохранил православие на Руси

В детстве Александр Невский читал Библию и Заветы Владимира Мономаха, где он писал о том, что нельзя менять веру. Молодой князь навсегда запомнил этот урок и до своей смерти отстаивал его.

Когда крестоносцы хотели захватить Русь, одной из их целей было обращение народа в католичество. Перед Невской битвой, Александр сказал своим дружинникам: “ Не в силе Бог, а в правде”. Так он укрепил дух своих войск показав, что биться они будут не только за Новгород, а ещё за веру.

Во время монголо-татарского ига, Папа Римский писал князю о том, что готов помочь победить их, но в обмен на покровительство. Александр Невский отказался по 2 причинам:

  1. Он не станет менять вероисповедание народа в обмен на помощь. Папе Римскому он ответил: “ Вашей веры не примем!”.
  2. Золотая Орда не навязывала свою религию и уважала другие. Все духовные организации освобождались от дани.

Заставил врагов бояться

Когда армия слышала, что на них идёт Александр Невский, они бежали. Ведь они помнили, что этот князь не проиграл ни одной своей битвы. Тем более, с пленными он не церемонился.

После Невской битвы и Ледового побоища, захватчики стали сначала думать, прежде чем вторгаться на территорию Руси.

Начал объединять Русь

Своими военными достижениями князь получил огромный авторитет среди других. Его боялись и любили. Тем более, он воевал не только за Новгород, а за всю страну. Пусть даже раздробленную.

Перед Ледовым побоищем Александр Невский собрал дружину из 10 тысяч воинов и ополченцев со многих княжеств.Народу нравилось, что Новгородский князь отстаивал интересы православной веры. Поэтому, они шли за ним.

Когда монголы хотели мобилизовать русских людей в свою армию для войн на Западе, Александр Невский добился того, чтобы этого не было. Во время бунтов среди народа, он также отговаривал хана от набегов в обмен на щедрую дань.

Александр Невский помог выжить русскому народу. Тем самым, создал фундамент для объединения страны.

Показал, что русские могут и умеют воевать

Узнав о том, что шведы готовят поход, Александр сразу отправился к ним. Узнав о том, что они только высадились на Неве, он решил атаковать их утром на следующий день, пока те не закрепились. Князь разделил дружину на три отряда:

  1. Первый атакует лагерь. Так как крестоносцы были не готовы к обороне, они не были экипированы. Поэтому дружинникам было легче их атаковать.
  2. Второй отряд обходит лагерь по берегу реки и отрезает их от своих ладей. Чтобы те не смогли уплыть обратно и к ним не пришла помощь.
  3. Третья группа — лучники. Они прикрывали атакующих лагерь и если кто-то из крестоносцев решит бежать в лес, то их убить.

За счёт этой тактики, шведы потеряли 300 человек и 3 ладьи, а русские только 20 дружинников.

Битва на Чудском озере в 1242 году проходила по-другому. В этом случае, воска Александра воевали от обороны. Но вместо своих дружинников князь поставил в центр ополченцев. Это было сделано для того, чтобы немцы прошли вглубь обороны и попали в ловушку. Дружинники выманили их на тонкий лёд Чудского озера. Так как броня рыцаря весила около 60 кг, лёд проломился и 400 человек пошли ко дну. А потери среди русских составили 50 человек.

Военный

Дмитрий Милютин в качестве военного министра сосредоточился на преобразовании очень большой и очень бедной армии в такую, которая могла бы конкурировать с современными западными армиями, а также иметь дело с этническими группами на окраинах империи. В старой системе воинская повинность была обязательной только для крестьян. Крепостным крестьянам было 25 лет, и их отбирали помещики. В результате появилась пехота, в основном состоящая из низкоквалифицированных, плохо мотивированных и некомпетентных солдат. Новые реформы включали всеобщую военную службу, введенную для всех социальных классов, начиная с 1874 года. Другие военные реформы включали расширение резервных сил и системы военных округов, в результате чего российские государства разделились на 15 военных округов

В планировании железных дорог особое внимание уделялось стратегическим стратегическим линиям, соединяющим населенные пункты с вероятными полями сражений. Резко улучшилось военное образование офицерского корпуса

Были запрещены телесные наказания в армии и клеймение солдат в качестве наказания. Первой великой задачей воссозданной армии было разгромить Османскую империю и балканские войны 1877 года. Пока война была выиграна, серьезные неудачи были обнаружены на всех уровнях армии: от плохо обученных рот до устаревшей тактики, медленных маневров и неудач. общей стратегии на высшем командном уровне.

Были предприняты попытки реформирования военно-морского флота, однако неопытные частные российские верфи были использованы для создания современного стального флота. Русские пытались сэкономить, изобретая собственные технологии, а не покупая новейшие модели из Западной Европы. Александр II также совершил ошибку, поставив своего брата руководить флотом, а затем настроив своих министров друг против друга, чтобы сэкономить деньги. Следовательно, военно-морские программы плохо согласовывались с другими министерствами. В любом случае большая часть бюджета шла на армию, и Россия так и не смогла догнать даже второстепенные европейские военно-морские державы.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане

Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению

Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Популярные статьи:

Список правителей России

Полтавская битва

Император Павел 1

Присоединение Украины

Последние добавления:

Золотые паравозы Троцкого

Карта сайта

Использование материалов сайта запрещено. При использовании ссылка на источник обязательна!

Последствия крестьянской реформы

«Манифест» об отмене крепостного права

Такие результаты реформы не могли удовлетворить крестьян, они считали себя обманутыми. Поэтому отмена крепостного права вызвала не ликование, а взрыв крестьянского протеста. Начались крестьянские волнения: за первые 5 месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых волнений, а за год —1859 волнений. Большую часть из них усмирили военной силой. Не было ни одной губернии, в которой не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Уповая на «доброго» царя, крестьяне не могли поверить, что именно от него исходят законы, в результате которых они на 2 года остаются фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждены исполнять барщину и платить оброк, лишены части прежних наделов, а предоставленные им земли объявляют дворянской собственностью. Некоторые даже считали  «Положения» поддельным, составленным помещиками и договорившимися с ними чиновниками, скрывшими «царскую волю».

Хлеб-соль царю-батюшке

Особенный размах крестьянское протестное движение приняло в черноземных губерниях, Поволжье и на Украине, где крестьяне в основном находились на барщине. Весной и летом 1861 г. отмечался пик крестьянских волнений, а осенью 1861 г. борьба приобретает иные формы: массовые порубки крестьянами помещичьего леса, отказы от уплаты оброка, но особенно крестьянский саботаж барщинных работ: в ряде губерний  даже до половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

Новая волна крестьянского протеста началась в 1862 г., она была связана с введением уставных грамот. Крестьяне отказывались подписывать эти грамоты, в результате им начали навязывать их силой, что вылилось в новые вспышки протестов. Упорно распускались слухи, что скоро царем будет дарована «настоящая» воля. Императору Александру II пришлось выступать перед представителями крестьянства, чтобы развеять эти заблуждения. Осенью 1862 г. в Крыму он заявил, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». 25 ноября 1862 г. в речи к собранным волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии он говорил: «После 19 февраля будущего года не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот… Не слушайте толков, которые между вами ходят, и не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам». Но крестьян трудно было разубедить. Даже спустя 20 лет они лелеяли надежду на «черный передел» земель.

Продолжавшиеся крестьянские бунты подавлялись правительством. Но жизнь продолжалась, и крестьяне каждого имения объединялись в сельские общества. Общие хозяйственные вопросы обсуждались и решались на сельских сходах. Исполнять решения сходов обязан был сельский староста, который избирался на 3 года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. В его ведении были полицейские и административные обязанности.

Правительство надеялось, что»временнообязанные» отношения скоро закончатся и помещики с крестьянами заключат выкупную сделку в каждом имении. Но правительство в то же время опасалось, что крестьяне не смогут или не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся. Поэтому оно ввело ряд жестких ограничений: в процессе выкупных платежей крестьяне не могли отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода.

Однако крестьянская реформа все-таки была прогрессивным событием в истории Российской империи. Страна получила возможность модернизации: переходу от аграрного к индустриальному обществу. Свободу получили более 20 миллионов человек, причем мирным путем, тогда как в США, например, рабство было ликвидировано в результате Гражданской войны. Отмена крепостного права имела также большое нравственное значение и повлияло на развитие культуры, хотя интересы помещиков в ней учитывались больше, чем крестьян, и пережитки крепостного строя еще долгое время сохранялись в сознании людей. Проведенная крестьянская реформа еще больше укрепила самодержавие, но рано или поздно она все равно должна была произойти – этого требовало время.

К барину за помощью

Но поскольку земельная проблема не была окончательно решена, то она заявила о себе позже, в XX веке, когда произошла первая русская революция, крестьянская по составу движущих сил и задачам, которые «тянулись» из 1861 г. Это и заставило П. Столыпина провести земельную реформу, позволив крестьянам выход из общины. Но это уже другая история…

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более «законным». При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

«Хотел как лучше»

Несмотря на ряд успешных реформ и военно-политических достижений на международной арене, внутриполитическая и экономическая ситуация в России при Александре II постепенно усложнялась.

Из-за либеральной торговой политики и отказа от протекционизма страдала промышленность, страна погрузилась в затяжной экономический кризис. Сельское хозяйство из-за половинчатой крестьянской реформы оставалось неэффективным.

Используя народное недовольство, активизировались радикальные организации левого и либерального толка, а также сепаратисты с окраин империи. А когда власти стали прибегать к репрессивным мерам, революционеры развернули террор.

«Реформы Александра II шли сверху, общество было исключено из процесса их проведения. Именно поэтому уже к середине 1860-х годов ко всем этим преобразованиям стали относиться как к правительственной «игрушке». Если говорить о радикалах, то для них реформы представляли опасность потому, что разваливали общину, традиционную деревню. Из-за этого и усилилось революционное движение», — рассказал в беседе с RT Ляшенко.

Эксперт напоминает, что когда народническая молодёжь пошла «в деревню» в 1874 году, то многих участников «хождения в народ» очень скоро арестовали, устроив масштабный «процесс ста девяноста трёх».

«Однако там не было ни организации, ни программы, ни единого центра действий. И когда правительство начало этот процесс, оно тем самым показало, что считает романтически настроенных молодых людей серьёзными политическими врагами. Симпатии общества перешли на сторону радикалов», — добавил историк.

Дошло до того, что, согласно ряду свидетельств, о свержении Александра II или принуждении его сменить политический курс, говорил даже один из его сподвижников — Михаил Скобелев, знаменитый Белый Генерал, участвовавший в присоединении Центральной Азии и разгроме Турции.

После того как императору из перехваченных документов стало известно, что польские радикалы пропагандируют среди жителей Малороссии идеи национальной инаковости (идентичности) с целью спровоцировать в России масштабный внутренний кризис, Александр II подписал Валуевский циркуляр и Эмский указ, запрещавшие использование малороссийского наречия в сфере образования. Но это не спасло ситуацию — украинскую идею с целью ослабления России тут же взяли на вооружение австрийские власти.

Как отмечали очевидцы, на фоне нарастания внутриполитических проблем император стал нервным и раздражительным. Его близкий соратник, экс министр внутренних дел и председатель Комитета министров Пётр Валуев в своём дневнике назвал Александра «коронованной полуразвалиной».

По мнению историков, если бы роковое покушение провалилось, Россия могла бы стать высокоразвитой державой в кратчайшие сроки. Однако есть и другая точка зрения: некоторые специалисты полагают, что если бы Александр II выжил, то революция произошла бы гораздо раньше — и империя пала бы в считаные годы.  

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность. До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Первая страница «Манифеста 19 февраля 1861 года»