Оглавление
Маскарады и карусели
Маскарады, то есть собрания нарядившихся в маски особ для танцевания и других увеселений, несмотря на их древность в прочих европейских государствах, у нас долго не были употребительны. Слово маскарад происходит от итальянского Mascarata, a оно заимствовано от арабского москара, что значит шутка. Гранацци был изобретателем маскарадов, на которых представлялись иронические и другие важные деяния. Первым в этом случае предметом послужил ему триумф Павла Эмилия. Гранацци был воспитанник Мишеля Анже и умер в 1543 году. Надевать маски, по старинному названию рожи, почиталось у нас за смертный грех, и маскарады вошли в употребление не прежде, как со времени Государя Императора Петра Великого, при котором, по случаю заключения со Швециею мира в 1721 году, продолжались оные целую неделю сряду.
К числу благородных увеселений, бывающих иногда и в нынешние времена, принадлежат карусели, игры, состоящие в бегании на колесницах или на лошадях верхами. Слово сие происходит от итальянского Carrosello, уменьшительного от Саrrо, означающего колесницу. Тертуллиан изобретение каруселей приписывает Церере, установившей их в честь солнца, которого она, по мнению стихотворцев, была дочь.
В России первый Карусель представлен был в царствование Императрицы Екатерины II Июня 16 дня 1766 года, в присутствии Ее Величества в Санкт-Петербурге, перед Зимним Императорским Дворцом. Он состоял из четырех кадрилей, из которых первая была славянская, вторая римская, третья индейская и четвертая турецкая, и каждой из оных кавалеры и дамы одеты и украшены были весьма великолепно по вкусу тех народов, которых они представляли. В другой раз на том же месте был Карусель Июля 11 дня того же года. Подробное описание этих Каруселей смотри в прибавлениях к Санкт-Петербургским ведомостям 1766 года No. 51. и 58.
О кулачных боях особенно примечателен указ 1726 Июля 21 дня. О Музыкальных инструментах Олеарий повествует следующее: «нынешний Патриарх запретил все музыкальные инструменты, которые россиянами во время пиршеств их и увеселений были употребляемы. Года четыре или лет пять тому назад приказал он обыскать все частных людей дома, в коих найденные таковые инструменты на пяти больших возах повелел, отвезши за реку Москву, сжечь. Немцам, однако же, употребление их в домах запрещено не было».
Племена восточных славян и их жизнь до единого государства
До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.
Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.
Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)
Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.
Садник
Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.
Это интересно: 442,Древнерусские летописи — раскрываем суть
Прекарий
Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.
Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.
Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.
Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.
Постриги
Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заклю-чался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.
Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопрово-ждавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.
Софийский собор. Великий Новгород. XI век
В Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Чернигов-ского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
- Краткая (демонстрирует регламентирование всей жизни раннефеодального общества);
- Пространная (документ использовался в период, когда феодализм уже укреплялся);
- Сокращённая (действовала во время расцвета феодального общества, это поздняя редакция).
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Изобразительное искусство
Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох
Древнейшая Новгородская икона называлась «Ангел Златые власы». Ее создали на рубеже 12 века. Еще одна не менее известная икона – «Устюжское Благовещение». Ее также написали в Великом Новгороде.
В середине 12 века центром каменного строительства становится Владимиро-Суздальская земля. Появляется еще один вид изобразительного искусства Древней Руси – каменная резьба. На стенах храмов появляются выбитые в камне птицы и животные, портреты святых, грифоны, растения. Примерно в это же время в Новгороде формируется монументальное направление в живописи (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге и Спаса-Нередицы). Преимущественное направление – фресковая живопись. С этого времени ей свойственны упрощенные художественные приемы.
Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.
Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.
Словарь
1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).
2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.
3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.
4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.
5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.
6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.
7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.
8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.
9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.
10. Мозаика — картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.
11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.
Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа
Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних неурядицах державы Рюриковичей — князья использовали их в качестве наёмников, несмотря на то, что очень часто печенеги по собственной воле разоряли приграничные города.
Реконструкция печенежского воина. (информа.рус)
Активно взаимодействовала Русь и с соседями на Западе. Изначально тесные контакты установились со скандинавами — этому способствовала и географическая близость, особенности торговли того времени, и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения и с Польшей — границы двух славянских стран много раз становились «горячей точкой» Восточной Европы, а монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке. Крупные успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а при киевском дворе оказались отпрыски Эдмунда Железнобокого, английского короля, боровшегося против скандинавов.
Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Тем не менее, Владимир Святославич, решившийся на крещение Руси по византийскому образцу, имел несколько различных религиозных альтернатив.
Участие в делах отца
Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки. Как правило, такую картину можно видеть во время напряженного военного противостояния.
Геза II. Буквица из Chronicon Pictum. XIV век
Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.
Пока Мстислав был еще мал, перего-воры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир.
Но наследник киевского князя взрослел и посте-пенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.
Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий. Пришлось затем отцу Мстислава и венгерскому королю мстить за «избитую дружину».
Сын князя — заложник
Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963-1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.
Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.
Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.
4.
Серп и жернова
Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.
По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.
11.
Прялка
Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть»
Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.
Интересности
26 марта, 2018
7 268 просмотров
Как одевались крестьяне и зажиточные граждане
Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.
Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди (Источник)
Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.
Мужчины на Руси носили:
- порты (неширокие укороченные штаны);
- рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
- пояс-кушак.
В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу.
Женский и мужской костюм (Источник)
Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами. Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.
Женская одежда Древней Руси состояла из:
- рубашки;
- шерстяной юбки или сарафана.
Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.
Женский сарафан (Источник)
На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.
Кокошник (Источник)
Женская верхняя одежда (Источник)
Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.
На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.
Обложка урока взята с источника.
Это интересно: 459,Древняя русь в 9-12 веках: передаем все нюансы
2.
Садник
Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.
8.
Корыто и рубель
В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.
По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.
Внешний вид древнерусского города
На начальном этапе градостроения сил для постройки оборонительных сооружений всего поселения не хватало. Поэтому место для него старались выбрать защищенное самой природой. Где это позволяли условия, он располагался на речных островках или на краю болот. Примером такого устройства могут служить городища славянских общин в Полоцкой либо же Смоленской земле.
В северо-западной зоне расселения восточнославянских племен. Городища строятся на холмах с обрывистыми, крутыми склонами.
Наиболее же характерным и распространенным стал тип мысовый. Ограниченный рукавами рек, их слиянием или же оврагами, мыс лишь с одной стороны нуждался в искусственных укреплениях. Таковыми, обычно, были рвы и возведенные из вырытой при их устройстве земли валы.
Центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, являлась настоящей твердыней. Именно вокруг нее и под ее защитой и прикрытием выстраивался весь город. В ней располагаясь палаты князя, бояр, представителей знати. Под прикрытием дружины устраивалась жизнь верхушки древнерусских городов.
Эта центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, называлась «детинец».
sofiyskiy_sobor_24s
Позднее, с конца четырнадцатого века, он уже приобретает название «кремль», происхождение которого вызывает споры еще и сегодня. В Руси до монгольского нашествия «кремлей» или «детинцев» насчитывалось более четырехсот. Самые известные – Золотые ворота киевского детинца, Рюриково городище Великого Новгорода, Владимирский кремль и, разумеется, кремль Москвы.
Вокруг детинца выстраивалась остальная часть города. Улочки и переулки, иногда уже мощеные, простые в своей планировке дома создавали пока еще довольно простую, но, все же, с привнесением определенного порядка, структуру города.
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась посадом. Часто, как это было, например, в Киеве, он располагался у подножья «верхнего города» и назывался «подолом». Его обитатели жили своей, часто весьма отличной от обитателей детинца, жизнью.
Упорядоченная жизнь древнерусских городов являлась благоприятной средой для развития всех форм общественной жизни. Как и в странах Западной Европы и Византийской империи здесь были сосредоточены основные богатства. Здесь отчетливее ощущался напряженный пульс все усложняющейся жизни. В городах создавались условия для проникновения идей, обычаев и нравов из других стран. Здесь, в древнерусских городах, будут построены и первые христианские церкви, отсюда новое вероучение начнет свое победоносное шествие по всей Руси. Отсюда начнется крещение древнерусского народа.
А еще читайте о военном устройстве древних городов
Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства
Сразу после победы над своим противником, претендентом на великокняжеский стол, Ярополком Святославичем, Владимир предпринял попытку укрепить языческую веру. Некоторые исследователи называют первые годы правления этого князя даже «языческой реакцией», поскольку существует гипотеза о благосклонном отношении к христианам и их проповедям на территории Руси Ярополка. Владимир попытался установить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и воздвиг в Киеве языческое капище. Тем не менее, эти действия не привели к желаемым результатам: сказывалось то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги и жречество не соглашалось на принудительные меры центра.
Тогда Владимир принял решение позаимствовать веру извне. Согласно летописному преданию, лишь отчасти отражающему реальные события, крещению Руси предшествовало «испытание вер». Взвесив все «за» и «против», киевский князь сделал выбор в пользу византийского варианта христианства. Этому способствовали тесные связи Руси и Империи Ромеев и политические интересы главы государства и его дружины. В результате в 988 году (согласно общепринятой датировке), Владимир с соратниками крестился сам, а затем организовал массовое крещение в Киеве.
988 год стал поворотным моментом в истории Киевской Руси. На Север хлынули потоки греческих миссионеров и священнослужителей, культурная жизнь начала стремительно меняться под влиянием Византии.
Появление письменности: первые книги, распространение грамотности
О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.
Владимир Красное Солнышко приглашает на Русь, как священников, так и людей, способных обучить начаткам алфавита приближенных к нему людей, челядь. Грамотные люди, в основном монахи приезжают из Византии и Болгарии. По распоряжению князя при каждой большой церкви или монастыре открывают школы для обучения основам христианской веры, а также письму, чтению и счету. Благодаря тому, что учились на русском языке, количество грамотных удается повысить в короткие сроки. Но умевших читать и писать людей на Руси в 9 веке все еще остается намного меньше, чем тех, кто не умел написать даже свое собственное имя. Причиной повальной неграмотности становится элементарное отсутствие книг. Книги того времени пишутся от руки, привозятся издалека и стоят больших денег. Первая книга на Руси раннего периода – это Библия, но не в каждом церковном приходе она есть, других же книг не видят даже зажиточные граждане.
Пытаясь решить эту проблему, русские монахи немедля принимаются за перевод греческих и болгарских книг. На стоимость первых книг Древней Руси это не влияет, но их становится гораздо больше. При Ярославе Мудром грамотные люди появляются среди простых горожан. По заказу богатых купцов и князей все те же монахи делают книги на листах из телячьей кожи, иллюстрируя их миниатюрами и выписывая каждую букву по уставу.
В XI-XII веке большим спросом пользуются жизнеописания святых и исторические сочинения («Александрия» — самая первая книга на Руси, правдиво повествующая о жизни и подвигах Александра Македонского). Древнейшей из сохранившихся рукописных книг Руси считается «Новгородский псалтырь» (XI в). Все остальные были уничтожены еще при монголо-татарском нашествии.
До открытия женских монастырей девочек письму и чтению не обучали, но после появления такого монастыря в Киеве, стали учить и женскую половину населения. Это также способствует повышению грамотности и распространению письменности. Появляется новый вид общения – деловая переписка. Люди начинают переписываться друг с другом. Кожу для написания букв могут позволить себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.
Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу.
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Культура и быт древней руси
Главная страница —>
Ответы на билеты по отечественной истории —>
Культура и быт древней руси
План ответа: 1) исторические условия развития культуры; 2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси; 3) историческое значение культуры Древней Руси.
Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На тематику творчества большое влияние оказали формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление государственных границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; начинавшиеся феодальные усобицы.
Важным достижением культуры Древней Руси было деревянное и каменное зодчество. Крупнейшие каменные сооружения того времени — Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Особенностью Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы украшались мозаикой и фресками. Заимствуя из Византии сюжеты и технику письма, эти произведения отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. Значительных успехов достигли ремесленники, создававшие украшенные орнаментом мечи, прочные кольчуги, оригинальные ювелирные украшения (зернь, скань, эмаль, чернь).
Широкое распространение получили письменность и грамотность. Была введена славянская азбука кириллица, созданная на основе греческого уставного письма, приняты использовавшиеся в то время в Византии способы изображения чисел. Первые школы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.
Появились первые летописи — погодные записи крупнейших событий, с включением документов и их комментариев. Древнейшей летописью, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет». В ней описываются истоки зарождения и начальный этап существования Древнерусского государства. Древнерусская литература представлена такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Илариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их делами и заботами.
Большое влияние на культурное развитие Древней Руси оказало принятие христианства. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). В быту славянские имена вытеснялись именами святых православной церкви.
Предыдущие статьи:
|
Следующие статьи:
|