Театр эпохи классицизма. большой театр в москве

Оглавление

Период с 1812 по 1853 год

После пожара 1812 г. к вопросу восстановления театра власти Москвы вернулись только в 1816 году. В организованном конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы того времени, среди которых победителем стал А. А. Михайлов. Однако его проект оказался довольно дорогостоящим, поэтому дело перепоручили О. И. Бове – специалисту, входившему в Комиссию о строении Москвы. Архитектор Большого Театра Бове взял за основу план Михайлова, немного его видоизменив. Предполагаемая высота театра была уменьшена на 4 метра до уровня 37 метров, внутренняя отделка также подверглась пересмотру.

Проект был утвержден властями в 1821 году, и спустя 4 года на сцене театра было торжественно представлено произведение «Творчество муз», повествующее о возрождении Большого театра из пепла. В период с 1825 по 1853 год афиши Большого театра приглашали ценителей высокого искусства на комедийные пьесы – водевили («Деревенский философ», «Забавы калифа»). Особенно в то время было популярно оперное творчество: произведения А. Н. Верстовского («Пан Твардовский», «Аскольдова могила»), М. И. Глинки (знаменитые оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), а также произведения Моцарта, Бетховена, Россини. В 1853 году театр был вновь объят пламенем и почти полностью выгорел.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2021 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2021 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Большой Театр Оперы и Балета

Спрос на произведения отечественной музыкальной драматургии прочно утвердился в репертуаре: сначала появились оперы-водевили и балеты — эстрадные развлечения на основе народных мелодий и рассказов, а позже — полнометражные оперы, лучшей из которых стала «Аскольдова могила» Алексея Верстовского. Начиная с 1840-х годов в репертуаре театра появляются оперы Вольфганга Моцарта, Винченцо Беллини, Даниэля Обера и др.

Оперные постановки Михаила Глинки, основоположника русской классической музыки, стали важнейшим событием в истории Большого театра. Одни из самых известных: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1846 году Большой театр приступил к созданию Национального классического репертуара.

Большое значение для истории театра имело оперно-балетное наследие великого русского композитора Петра Чайковского. Его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта», а также балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», поставленные в 1870-х — 1890-х годах, а позднее балет «Щелкунчик», вошли в состав Золотой пластинки репертуара. В 80-е и 90-е годы XIX века на сцене Большого театра ставились также произведения следующих известных композиторов: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Садко» и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Александра Бородина. История Большого театра насчитывает немало выдающихся певцов, передававших из поколения в поколение традиции русской вокальной школы и актерского мастерства.

Настоящий золотой век русской вокально-исполнительской школы наступил в начале XX века и был связан с приходом в Большой театр Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Федора Шаляпина.

Сегодняшний Большой театр — это величие традиций, вытекающих в современность; это масштаб художественных индивидуальностей, собранных в труппе; это репертуар и сосредоточенная творческая жизнь; это ежедневный тяжелый труд и регулярное совершенствование мастерства.

Примечания[ | ]

  1. Уманский, А. М., 1890—1907.
  2. 1234 Ларичев, 2011, с. 3.
  3. 12345 Памятники архитектуры, 1983, с. 484.
  4. «Наследие», О. В. Бубнова
  5. Энциклопедия «Москва» (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  6. Зверев, 2006.
  7. Хрипунов, 1955, с. 26.
  8. 12 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 21—22.
  9. 12 Хрипунов, 1955, с. 28.
  10. 12 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 30—31.
  11. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 33.
  12. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 36—37.
  13. Москва. Архитектурный путеводитель / Бусева-Давыдова И. Л., Нащокина М. В., Астафьева-Длугач М. И.. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  14. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 42—43.
  15. История Большого театра.
  16. 12 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 45.
  17. 123 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 64—65.
  18. Зодчие Москвы, 1998, с. 77.
  19. Зодчие Москвы, 1998, с. 161.
  20. Либсон, Кузнецова, 1982, с. 69—70.
  21. 12 Либсон, Кузнецова, 1982, с. 71—72.
  22. Новости
  23. Реконструкция Большого театра стоила более 20 млрд рублей — А. Авдеев (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 мая 2020. Архивировано 2 июля 2013 года.
  24. На реконструкцию Большого театра было израсходовано 35,4 млрд рублей
  25. С. А. Агапцов. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации проекта реставрации, реконструкции и технического оснащения зданий федерального государственного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России» в федеральном государственном бюджетном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»

Реконструкции 2000-х годов

Начало 2000-х годов отметилось для Большого театра историческим событием: в здании появилась Новая сцена, созданная по последнему слову техники, с комфортабельными креслами и продуманной акустикой. На ней ставился весь репертуар Большого театра. Новая сцена начала работать в 2002 году, ее открытие сопровождалось оперой «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 2005 году началась грандиозная реконструкция Исторической сцены, которая длилась вплоть до 2011 года, несмотря на изначальные расчеты закончить работы еще в 2008 году. Последним представлением на Исторической сцене перед ее закрытием стала опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». За время реставрации техникам удалось компьютеризировать все процессы в здании театра, а восстановление внутреннего убранства потребовало порядка 5 кг золота и кропотливой работы сотен лучших реставраторов России. Однако основные черты и характерные особенности внешней и внутренней отделки архитекторами Большого театра были сохранены. Здание по площади было увеличено в два раза, что в итоге составило 80 тыс. м2.

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже – от 750 до 4000 рублей.

Большой театр – архитектура

Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены — 25 метров, ширина — 26,3 метра, высота — 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены — 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Харбинский оперный театр в Китае

Вот вам пример современного оперного театра в северном китайском городе Харбин. В 2010 году архитектурная фирма MAD Architects выиграла открытый международный конкурс и построила не просто оперное здание, а целый комплекс, в который входят два здания — большой и малый театры. Большой вмещает в себя зал на 1600 человек, а малый — на 400, и расположены они на территории общей площадью в 444 акра.

Отделка стен из маньчжурского ясеня аккуратно обтекает главную сцену и сидения в Большом театре. Освещение в нем частично естественное и проникает в зал из узких окон-просветов. А особая пространственная конфигурация зала обеспечивает акустику мирового класса.

Во втором, меньшем театре, интерьер стен плавно соединяется с внешним большим панорамным окном за сценой. Эта стена из звуконепроницаемого стекла обеспечивает естественный живописный фон для выступлений.

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже – от 750 до 4000 рублей.

Вехи становления театра

17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.

Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.

Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.

Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.

Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.

На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.

Оркестр

Оркестр Большого театра на рабочем месте

Оркестр Большого театра — самостоятельный виртуозный ансамбль. Время от времени он дает концерты симфонической музыки в театре и других местах, а также делает записи. На протяжении десятилетий он гастролировал за границей как «Оркестр Большого театра», «Симфонический оркестр Большого театра» и, совсем недавно, как «Оркестр Большого театра».

Музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский внезапно уволился в начале декабря 2013 года, проработав 41 месяц, сославшись на необходимость избегать конфликта. Генеральный директор Владимир Урин незамедлительно принял его отставку и вместо него выбрал Тугана Сохиева . Четырехлетний контракт Сохиева, подписанный 20 января 2014 года, вступил в силу немедленно. Новый руководитель также является дирижером в Тулузе и Берлине.

Главные дирижеры и музыкальные руководители

  • Самуил Самосуд (1936–1942)
  • Арий Пазовский (1943–1948)
  • Николай Голованов (1948–1953)
  • Александр Мелик-Пашаев (1953–1963)
  • Евгений Светланов (1963–1965)
  • Геннадий Рождественский (1965–1970)
  • Юрий Симонов (1970–1985)
  • Александр Лазарев (1987–1995)
  • Питер Феранец (1995–1998)
  • Марк Эрмлер (1998–2000)
  • Геннадий Рождественский (2000–2001)
  • Александр Ведерников (2001–2009)
  • Леонид Десятников (2009–2010)
  • Василий Синайский (2010–2013)
  • Туган Сохиев (с 20 января 2014 г.)

Большой театр в Москве – история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Краткая история строительства Большого театра, а также самой Театральной площади

Известная всем сегодня Театральная площадь появилась в Москве в 1821-1825 годах. Она была спроектирована Осипом Бове. План площади сохранился до сих пор. В центре стоял Большой театр, а по сторонам от него – четыре здания с симметричными фасадами. Метрополь и бывшая гостиница «Москва» построены на месте двух из четырёх одинаковых зданий. То же касается здания РАМТ (бывшее здание Торговых рядов Полторацкого). Фасад Малого театра, да и само здание сохранилось со времен Бове! Именно так выглядели все четыре здания на площади, а мы, глядя на фасад Малого театра, легко можем представить, какова была Театральная площадь в середине 19 века.

Театральная площадь по проекту О.Бове

Здание Большого театра, спроектированного и построенного Осипом Бове в 1825 году, не сохранилось. В то время театр назывался Петровским, так как самое первое его здание своим фасадом смотрело на улицу Петровка. Здание Малого театра было перестроено из дома купца Варгина в 1824 году, в нем выступала труппа Петровского театра. После завершения строительства центрального и самого большого здания площади стали различать большой Петровский и малый Петровский театры. Труппа была одна, имелся подземный ход между зданиями, даже декорации к представлениям были одни и хранились на общем складе. Эпитеты «большой» и «малый» писали с маленькой буквы.


Так выглядел театр, построенный Осипом Бове, в 1825 году

В 1856 году по проекту Альберта Кавоса взамен сгоревшего тремя годами ранее было выстроено здание Большого театра, дошедшее до наших дней. Кавос даже частично сохранил фасад Бове: зрителей встречает монументальный 8-колонный портик. Кавос считался одним из лучших театральных архитекторов своего времени. Построенные им театры имели самую лучшую акустику. К слову, знаменитый Мариинский театр в Петербурге также был построен Кавосом.

По замыслу архитектора, «зал – это своего рода скрипка, в которой полы, стены, потолок работают как деревянные деки инструмента для проведения звука». Для отделки Большого использовалась только особая резонансная ель, из которой делаются музыкальные инструменты. В советское время пол был залит бетоном, акустика испортилась. Сложно поверить, но даже ткани обивки мебели и стен имели специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала.

К счастью, во время реставрации специалисты смогли восстановить не только исторические интерьеры, но и уникальную акустику Большого театра.

Подземные сооружения театра

Подземные сооружения театра уходят в глубину на 27 метров. Это примерно уровень Московского метрополитена. И самое интересное, что на чертежах проекта Бове, как и на чертежах предыдущих версий построек театра, нет никаких подземных сооружений. Вот, к примеру, чертёж главного фасада Большого театра по проекту Бове.

Вот чертёж бокового фасада проекта Бове: также никакого намёка на подземные сооружения.

Может быть, подземные сооружения будут видны на продольном или поперечном разрезе здания? Увы, ничего подобного там нет. Вот чертёж поперечного разреза здания по проекту Бове.

А это продольный разрез здания.

Таким образом, на чертежах Бове нет и намёка на подземные сооружения. А ведь, согласно исторической версии, после последнего пожара здание Большого театра, построенное по проекту Бове, было восстановлено архитектором Кавосом с сохранением его объёма и планировки. Он лишь немного изменил высоту здания и архитектурный декор. Так откуда же тогда взялись подземные сооружения, если ни на одном из чертежей проектов здания их нет? Этот вопрос пока что остаётся без ответа, но совершенно очевидно, что подземные сооружения глубиной 27 метров никак нельзя списать на какие-нибудь «подвальные» или «подсобные» помещения. Такая объёмная работа могла быть проведена только с какой-то конкретной и, видимо, очень значимой целью. Так что же из себя представляют подземные сооружения Большого театра? Быть может, они были созданы в качестве укрытия? Или, может, подземные ходы ведут к открытию очередной тайны Москвы, тщательно скрываемой историками? Вопросов много, ответов пока нет.

Таким образом, Большой театр скрывает в себе множество тайн. Сама история его создания, регулярные загадочные пожары, нестыковки в исторических версиях, загадочные малоизвестные архитекторы и многое другое — всё это свидетельствует о том, что в официальной истории очень много белых пятен.

Большой театр в Советский период

С 1919 по 1922 год в Москве велись споры о возможности закрытия Большого театра. Этого, однако, не случилось. В 1921 году была проведена масштабная проверка конструкций и всего здания театра. Она выявила крупные проблемы у одной из стен зрительного зала. В этом же году начались реставрационные работы под руководством архитектора Большого театра того времени – И. И. Рерберга. Был укреплен фундамент здания, что позволило прекратить его осадку.

На время Великой Отечественной войны, в период с 1941 по 1943 год, здание Большого театра пустовало и было закрыто защитной маскировкой. Вся актерская труппа была переведена в Куйбышев (современная Самара), где под помещение театра был выделен жилой дом, расположенный на Некрасовской улице. После завершения войны в здании театра в Москве проводилась реконструкция: внутреннее убранство пополнилось роскошным и чрезвычайно дорогим занавесом, сделанным из парчи. Он долгое время служил главной изюминкой исторической сцены.

Споры

  • Стоимость реконструкции и ремонта составила 1,1 миллиарда долларов, что в шестнадцать раз больше первоначальной оценки. В 2009 году прокуратура утверждала, что ведущему подрядчику трижды платили за одни и те же работы.
  • Анастасия Волочкова , бывшая прима-балерина Большого театра, сказала, что видит в театре «большой бордель», потому что, по ее словам, администрация театра приглашает балерин на вечеринки и отказывается от ролей, если они не принимают.
  • 17 января 2013 года балетный руководитель Большого театра Сергей Филин подвергся нападению с применением серной кислоты, в результате чего он потерял большую часть зрения. Позже в преступлении был обвинен танцор.
  • Что касается кассовых сборов, инсайдер театра рассказал немецкому изданию Der Spiegel, что билеты часто продаются мафиозным дилерам, которые, в свою очередь, продают их на черном рынке по удвоенной номинальной стоимости.
  • Качество исполнения подверглось критике со стороны бывшего музыкального руководителя Александра Ведерникова (2001-2009). Он заявил, что Большой театр ставит «бюрократические интересы выше художественных».
  • 8 июля 2017 года, за три дня до премьеры, Большой театр отменил премьеру балета о легендарном танцоре Рудольфе Нурееве . Генеральный директор Владимир Урин утверждал, что это произошло из-за плохого качества танцев, однако солистка Мария Александрова заявила, что это был первый признак «новой эры» цензуры. Это был первый раз, когда шоу было организовано таким образом после распада Советского Союза, что породило слухи о мотивах, стоящих за этим.

Театр, построенный Альбертом Кавосом

Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.

Архитектура и особенности фасада

Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.

Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.

Зрительный зал

Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра

Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.

Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.

Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».

По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.