Так не говорил заратустра: часть i

Оглавление

источник

Согласно легенде, мать Заратустры происходила из Раги . В современных исследованиях существует разногласие по поводу места Заратустр рождения и мест его работы, поэтому некоторые возможности спорных обсуждаются. Турадж Дарьяи (США) назвал Балх на севере территории нынешнего Афганистана местом своего рождения.

Северо-Восточный Иран и Систан

Примечания в Авесте интерпретируются в том виде, в котором Заратустра мог находиться в Систане (на сегодняшней границе между Ираном и Афганистаном). Систан играл важную роль в персидском мире верований, но его причина не восходит к Заратустре. Только в постзороастрийскую эпоху были предприняты попытки установить связи и сходства, поскольку священная гора Кух-е Хадж на озере Хамун сделала Систан Меккой сторонников зороастризма из-за уединенного пустынного положения.

На протяжении многих периодов истории Систана оазис вел свою собственную жизнь из-за своего труднодоступного местоположения и развивался совершенно независимо от соответствующих религиозных течений. Из-за религиозной привлекательности Систана, поэтому маловероятно, что Заратустра мог работать здесь временно, хотя нет никаких свидетельств ранней веры Ахурамазды в этом регионе. Однако из-за задокументированной ранней миграции иранцев с востока на запад, краткосрочные точки соприкосновения могли существовать.

СМИ и Азербайджан

В регионах Срединной Конфедерации первоначально персидская территория Парсуа насчитывает уже около 1000 г. до н.э. Подтверждено ассирийскими надписями. В последующие годы он упоминается все чаще и чаще с упоминанием Аншан . Археологические исследования подтверждают решительные политические и социальные потрясения на территории сегодняшнего Азербайджана в тот же период . Азербайджан был, среди прочего, местом миграции с востока на запад, в ходе которой иммигрировали не только индейские племена, но и кочевники восточного Ирана . Археологические данные показывают, что местная культура смешалась с культурой новых иммигрантов.

В связи с оседанием и слиянием кочевых и земледельческих культур также есть явные признаки развития новой религии. В 8 веке до н.э. Впервые в III веке до нашей эры появилось медицинское название Мазда , только без добавления Ахура. Заратустра также никогда не упоминал имя Ахурамазда в своем учении, но первоначально только Мазда или Ахура. Он должен был быть зарезервирован для Ахеменидов только в 522 г. до н.э. При Дариусе I объединить оба имени с Ахурамаздой.

Часть имени Wischt aspa (лошадь) относится к местам коневодства, характерным для средств массовой информации и Азербайджана, откуда ассирийцы получали своих лошадей. Заратустра называл среди прочего мидийскую священническую касту Магаван своими последователями , сердцем которых, несомненно, был Азербайджан.

Этические принципы учения Зороастра

Основным моментом в учении зороастризма является Вселенский закон гармонии, а также — личная ответственность человека за совершаемые им в жизни действия и поступки. И, как награда, — традиционные Рай как место бесконечного сияния и света или Ад — с его ужасными муками, карой и саморазрушением.

Между адом и раем существует Мост Чинвад, который словно мерило праведности, превращается под ногами осознанного человека в широкую и удобную дорогу и, соответственно, под ногами грешника становится острым лезвием, с которого несчастный низвергается в пропасти Ада.

Зороастризм и Ницше


 

Для многих идеи зороастризма, как, впрочем, и сама фигура пророка Зороастра, связана с известной работой Ницше «Так говорил Заратустра», книге для всех и ни для кого. Однако, стоит развеять миф об этой связи, так как образ, выведенный Ницше в своем труде, не имеет с Заратустрой, как считают специалисты, ничего общего и даже напротив: образ Заратустры, созданный Ницше, является, в какой-то мере, антиподом пророка.

Интересно, как исторические деятели и известные писатели, пытаясь порою представить свои собственные идеи сврхчеловеческими, привязывали к ним те или иные учения древних мыслителей. По-видимому, это позволяло первым попытаться придать своим идеям особую значимость, не слишком беспокоясь об истинной сути священных посланий человечеству.

Ницше представлял гуманиста Заратуштру человеком мрачным, холодным и тотально одиноким, а его учение — как религию экзистенциализма. Некоторые историки считают такую интерпретацию Ницше гуманистической философии Заратустры и попытку превратить ее в идею превосходства одних людей над другими — плодом его больного воображения.

Абсолютная ценность человеческой жизни, провозглашенная писателем, не отрицает ее значения и в учении Заратустры, но акценты, я бы отметила, здесь явно смещены не в гуманистическую сторону… В результате жизнь в судьбе писателя расставила свои акценты, наградив его многолетней болезнью и смертью в 56-летнем возрасте. Это ли не подтверждение общечеловеческих ценностей, на которые посягнул человек, также получивший для чего-то Божественный дар… Вопрос — для чего именно этот дар был ему дан?..

Идея о сверхчеловеке

Книга Ницше делится на четыре части, каждую из которых автор издавал отдельно. Писатель собирался взяться еще за два тома, однако не успел воплотить в жизнь свою задумку. Каждая часть содержит несколько притчей. Именно о них рассказывает краткое содержание. «Так говорил Заратустра» начинается со сцены возвращения Заратустры к людям после многолетнего скитания. Главный герой – пророк. Его идея фикс – сообщить людям о собственном откровении.

Философия пророка является смысловым стержнем, на котором держится книга «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека, пропагандируемая главным героем, стала самой популярной и известной теорией самого Ницше. Основной посыл произведения дается уже в первой сцене, когда Заратустра спускается с гор. По дороге он встречает отшельника. Этот человек признается, что любит Бога, и это чувство дает ему силы жить. Сцена не случайна. После этой встречи пророк идет дальше и удивляется, почему отшельник еще не знает о том, что Бог мертв. Он отрицает многие нормы, которые привычны обычным людям. Эту мысль доносит как сама книга, так и ее краткое содержание. «Так говорил Заратустра» — это еще и трактат о месте человека в природе и обществе.

Часть четвёртая и последняя

Заратустра состарился и «волосы его поседели».

Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека — «Будь тем, кто ты есть!»

Реклама:

Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека». Ему навстречу попадаются различные персонажи — мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

Мудрец называет своих гостей «выздорав­ли­вающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.

Многие парадок­сальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».

Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».

Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».

Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомуд­ренными называет снисходи­тельных и весёлых.

Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».

Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».

О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».

«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

Учение Зороастра

Основные особенности

Зороастрийская религия, задокументированная в Авесте и восходящая к Заратустре, является монотеистической , борьба между добром и злом формирует веру. Победа добра над злом придет в день суда . До этого дня люди свободны выбирать правильный путь. Правильный путь — это путь правдивости. В учении Зороастра есть три важных принципа:

  • хорошие мысли
  • хорошие слова
  • добрые дела

Ахура Мазда , мудрый Господь, создал мир на основании истины . Добрый дух (Спента Майнью) и злой дух ( Ангра Майнью ) — близнецы, благодаря сотрудничеству которых существует мир. Чтобы добро восторжествовало над злом, человек должен принять решение, потому что человек — единственное живое существо, которому дана возможность руководить и меняться. Человек может прощать или ненавидеть, человек человек, потому что он не руководствуется своими инстинктами. Каждый должен выбрать то, что хорошо, и таким образом поддержать борьбу Ахура Мазды против зла

Здесь важно, чтобы зороастризм или Ахура Мазда не принуждали людей к чему-либо. Человек рождается свободным разумным существом и может прийти к Богу только через свободное решение и личное понимание.

Есть шесть аспектов Бога ( Амеша Спентас ), или семь — см. Также Хафт Син (семь декоративных чаш ), Семь блюд , Хафт Мева (напиток из семи плодов) и Саманак (саженцы семи видов зерна) в Нурузе , которые представляют семь Символизируют добродетели зороастризма. Они частично персонифицированы как ангельские существа в Авесте, священной книге зороастризма:

  • Здравый смысл.
  • Лучшая правда / правдивость.
  • Желаемое королевство.
  • Благословение благочестия.
  • Благосостояние.
  • Не умирай.
  • Некоторые добавляют дух благословения.

Поклонение Заратустре отрицает любые жертвоприношения, которые существовали в его время в форме культов жрецов Митры. Заратустра Спитама посвятил себя борьбе с этим — с его точки зрения — идолопоклонством и поэтому подвергался гонениям. Религиозные церемонии, направленные на Ахура Мазду, проводились вокруг огненного алтаря с поднятыми руками во время пения хвалы.

В этой жизни у человека есть выбор между добром и злом. При условии, что в человеке преобладает добро, после своей смерти человек попадает по мосту Чинват в рай , откуда, согласно иранской легенде, Заратустра получил Авесту и «Благодатный огонь» ( Атар ). Для праведника мост — широкий путь, для другого — узкий, как острие ножа.

Продолжение обучения

В более поздней трансформации, особенно при Сасанидах , зороастрийская религия была дополнена богом времени по имени Зурван . Этот четырехобразный Бог (Ахура Мазда, добро, религия и время) стоит выше Бога и дьявола, которые являются его сыновьями. Зурван — это бесконечное пространство и бесконечное время. Появление Бога и зла отделяет свет от тьмы.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.

Пророк Заратустра

Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.

Средневековое изображение Заратустры

После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.

Знак Заратустры

Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением Платона. После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»

Продолжение после рекламы:

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.

Многие парадок­сальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

Брифли существует благодаря рекламе:

Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».

Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».

Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».

Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомуд­ренными называет снисходи­тельных и весёлых.

Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».

Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».

Продолжение после рекламы:

О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».

Смерть

Убийцей Заратустры оказался некий Брат-реш Тур. Любопытно, что впервые он хотел убить будущего пророка, когда тот еще был младенцем. Убийца повторил попытку спустя 77 лет, будучи уже дряхлым стариком.

Брат-реш Тур незаметно пробрался в жилище Заратустры, когда тот молился. Подкравшись к своей жертве сзади, он вонзил в спину проповедника меч и в тот же миг умер сам.

Заратустра предвидел насильственную смерть, вследствие чего готовился к ней последние 40 дней жизни.

Иллюстрация к книге Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Религиоведы предполагают, что со временем сорок дней молитв пророка превратились в различных религиях в посмертные 40 дней. В ряде религий существует учение, что душа покойника остается в мире людей еще сорок суток после смерти.

Точная дата кончины Заратустры неизвестна. Считается, что его не стало на рубеже 1500-1000 вв. до н.э. Всего Заратустра прожил 77 лет.

Если вам понравилась краткая биография Заратустры – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Прием в Европе

Философия и литература

Плиний Старший утверждал, что Заратустра был первым человеком, который смеялся, когда он родился, что может быть истолковано как свидетельство его ясности и как признак дьявольского характера.

Долгое время в Европе Заратустра считался прообразом учителя мудрости. Ренессанс воздал ему как хранитель дохристианской мудрости. Просвещения обнаружили в нем мудрый человеке с Востока и провозвестником солнечной религии. В 1751 году Гийом Александр де Мехеган посвятил свой французский текст « Зороастр» Фридриху Великому : Histoire traduite du Chaladéen.
В ученом мире 18-го века одним из самых больших споров был вопрос о том, был ли Заратустра монотеистом ( Томас Хайд ) или радикальным дуалистом ( Пьер Бейль , Готфрид Вильгельм Лейбниц ). В своей «Философской доктрине религий» (1793 г.) Иммануил Кант подчеркнул как существенную особенность «парсов, последователей религии Зороастра», что они «получили письменную религию (священные книги)» и «сохранили свою веру. до сих пор »,« независимо от их дисперсности ». Для своих лекций и публикаций Кант уже мог использовать немецкий перевод, опубликованный Иоганном Фридрихом Клейкером в 1776–1778 годах, работы Авраама Гиацинта Анкетиль-Дюперрона , опубликованного в Париже в 1771 году , основоположника изучения зендской религии в Европе. , Zend-Avesta, ouvrage de Zoroastre , как после него, среди прочих, Иоганн Готфрид Гердер в его «Идеях философии истории человечества» и Георг Вильгельм Фридрих Гегель в его лекциях «О философии религии» и «О философии». истории ». Что касается Гердера, который признавал своего рода философскую теодицею в государственной религии Зороастра , то для Гегеля Заратустра имел в виду Зердушта , и в своем учении Гегель встречал чистое дыхание, дыхание духа. В нем дух поднимается из субстанциального единства природы . Готтхольд Эфраим Лессинг посвятил часто игнорируемого персонажа Аль-Хафи в своей драме « Натан Мудрый» зороастризму , которому он первоначально хотел посвятить постскриптум под названием « Дервиш» .

В западном мире имя Заратустра недавно ассоциировалось с философским и поэтическим произведением Фридриха Ницше « Также sprach Zarathustra» , написанным с 1883 по 1885 год. Поскольку исторический Заратустра был для Ницше первым, кто различал добро и зло, он дал свою фигуру в книге, которая для него символизировала преодоление всей морали и, таким образом, указала на конец исторической эпохи, начатой ​​историческим Заратустрой, то же имя.

Заратустра также появляется в рассказах Карла Мая о Востоке .

Музыка

По Рамо приходит Tragedie Lyrique под названием Zoroastre, названный в честь главного героя. Премьера работы состоялась в 1749 году в Париже «Королевской академией музыки». Либретто — трагедия «Зороастр » Луи де Каузака , которая вскоре была переведена на немецкий язык Джакомо Казановой .

В двух следующих операх по одному персонажу отсылает к Заратустре. В Георга Фридриха Генделя Dramma в Musica Орландо, премьера которой состоялась в 1733 году (сюжет основан на эпической Орландо Furioso по Ариосто ), мудрый маг по имени Zoroastro появляется. А в опере Вольфганга Амадея Моцарта « Волшебная флейта» , премьера которой состоялась в 1791 году , мудрый принц Зарастро и его совет священников олицетворяют гуманистические идеи. По крайней мере, одно словесное родство между Зороастро Генделя и Зарастро Моцарта с основателем персидской религии Заратустрой можно определенно определить.

Между этими опер, опера L’Huomo, основанный на либретто по маркграфине Вильгельмина (1709-1758), была впервые в июне 1754 года в Байройте Маркграфский оперный театр , который, по словам Argomento, был вдохновлен в системе из Заратустры философии . Festa teatrale премьера о визите брата Вильгельмина в Фридриха Великого , композитор Андреа Бернаскони . В протагонистах этого одноактный аллегорический музыкальный театр являются Animia и Anemone ( анаграммы для женской и мужской души), которые находятся в конфликте между подносом гением ( «хорошим») и дурным гением ( «Плохим») и олицетворяются людьми. На такие силы, как «разум», «непостоянство» или «вожделение» можно влиять.

В 20 — м веке Заратустра получил определенную степень известности через симфонической поэмы Заратустра по Рихарда Штрауса , написанной в 1895 году , в котором четко говорится Ницше Заратустра в его названии , и через Фредерика Delius Массу жизни, в крупно- масштабная оратория по текстам из одноименного произведения Ницше.

Оценки

Семён Франк так вспоминает о своём знакомстве с книгой:

Против культа Ницше высказывался Лев Николаевич Толстой. Писатель был убеждён, что увлечение идеями Ницше свидетельствует о нравственном упадке русского общества. Его тревожило, что человек, которого сам он считал душевнобольным, может совратить души молодых. В декабре 1900 года Толстой записал в дневнике:

Польский педагог и писатель Януш Корчак в своём Дневнике, написанном в гетто, поставил задачу ответить на «книгу псевдопророка», желая доказать, что Ницше умер, находясь не только в разладе с жизнью (лишившись рассудка), но и «в мучительном разладе с правдой».