Вольфганг амадей моцарт

Последние годы жизни

Первый показ оперы “Дон Жуан” оказался очень неудачным. Одновременно свое произведение на суд публики вынес соперник Вольфганга композитор Сальери. Его пьеса “Аксур, царь Армуза” имела большой успех. Венская публика охладела к Моцарту и была не готова к новым формам творчества. На “Дон Жуане” композитор практически ничего не заработал. Ему за произведение заплатили 50 дукатов.
Рис. 5. Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей. Предположительно Пьетро Антонио Лоренцони. 1763 годФинансовое положение в семье стало ухудшаться. Констанции после многочисленных родов требовалось лечение. Отправив ее лечиться, Моцарт решил, как в детские годы отправиться в путешествие и заработать деньги, чтобы закрыть кредиты. Но ему удалось собрать небольшую сумму.В 1791 году у Вольфганга стало все налаживаться. Появились заказы на концерты и симфонии. Композитор работал над операми “Милосердие Тита” и “Волшебная флейта”. Сочинил много духовной музыки. Последние месяцы жизни посвятил работе над величественным Реквиемом.В этом же году здоровье Моцарта резко ухудшилось. Он часто падал в обморок, у него распухли руки и ноги. Тело стало источать зловоние. Причина смерти Моцарта до сих пор вызывает полемику у исследователей. Одни — за версию естественной смерти от болезни, другие — придерживаются версии отравления. Но доказать, что Сальери пытался отравить Моцарта, никому не удалось.4 декабря 1791 года Моцарт умер. Похоронили его в общей могиле, которая предназначалась на 5-6 покойников. Обычная практика для тех времен. Отдельное захоронение могли позволить себе лишь богачи и знать.Для жителей Вены кончина Моцарта осталась незамеченной. А в Праге, на 9 день после смерти композитора, в память о нем, более 100 музыкантов исполнили “Реквием” Антонио Розетти. Собралось много народу – около 4 тысяч человек пришли почтить память австрийского музыканта.Где точно находится могила Моцарта — неизвестно. В то время не было принято устанавливать надгробные памятники. В год 50-летия смерти Моцарта удалось найти захоронение. Простой портной посадил там иву, в 1859 году там появился памятник Плачущий ангел.Ниже также вы найдете познавательное видео про В. А. Моцарта.

III период – венское десятилетие (1781-1791)

В 1781 году начинается новый этап в жизни и творчестве Моцарта, связанный с Веной. Позади – бурная ссора с архиепископом, которую он долго не мог вспоминать без содрогания; отчуждение отца, не захотевшего понять его отчаянного шага. Возникшее после Зальцбурга ощущение свободы окрылило гений Моцарта: он больше не подданный архиепископа, может писать, что хочет, а в голове у него множество творческих планов. Кипучая жизнь австрийской столицы как нельзя более отвечала его творческому темпераменту. Моцарт много выступает при дворе, у него появились меценаты и покровители, ценящие его талант (например, русский посол князь А.К.Разумовский). В Вене Моцарт встретился и подружился с Гайдном, которого называл «своим отцом, наставником и другом». Наконец, он счастлив в браке, женившись на младшей сестре Алоизии Вебер – Констанции.

Венские годы стали лучшим, вершинным периодом моцартовского творчества. За это 10-летие он написал почти столько же, сколько за всю предшествующую жизнь, и это самые значительные его произведения: 6 симфоний (включая «Пражскую» и 3 последние знаменитые – Es, g, C), 14 клавирных концертов, множество камерных сочинений (в т.ч. 6 струнных квартетов, посвященных Гайдну)

Но главное внимание Моцарта в эти годы было направлено на оперу

Прекрасным венским дебютом стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782). За ним последовали «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» («Все они таковы»), «Милосердие Тита», одноактная комедия с музыкой «Директор театра».

И все же эйфория первых венских лет вскоре сменилась более трезвым взглядом на свое положение. Столь желанная свобода оказалась чреватой материальной неустойчивостью и неуверенностью в завтрашнем дне. Император не спешил принимать композитора на государственную службу (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов). Материальное благополучие зависело от заказов, а они поступали не столь часто. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене.

Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» и скорбный величественный Реквием, оставшийся незавершенным.

Моцарт умер в ночь на 5 декабря 1791 года. Вокруг его болезни, смерти, похорон создано множество легенд, переходящих из одной биографии в другую.

Восторженную любовь к Моцарту он унаследовал от своего учителя, П.И. Чайковского.

В русле этого течения созданы «Эгмонт» и «Страдания молодого Вертера», «Разбойники» Шиллера.

Интересно, что в тот же период в Италии были русские композиторы и , но их пути не пересеклись.

Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода – «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония.

В этой связи сильно не посчастливилось Антонио Сальери, на которого с «легкой руки» А.С. Пушкина легло несмываемое пятно. Между тем легенда о Сальери-отравителе не получила никаких подтверждений. Реальный Сальери был человеком порядочным и добродушным. Многих своих учеников он обучал композиции бесплатно (среди них был и сын Моцарта, и Бетховен, и Шуберт).

Никколо Пиччинни (1728-1800) – итальянский композитор, автор более 100 опер в разных жанрах (особенно много опер-buffa). Переехав в столицу Франции (1776), Пиччини был втянут в музыкально-общественную борьбу: противники оперной реформы К. В. Глюка стремились противопоставить его суровому и сильному искусству более мягкую и лирически-пластичную оперную музыку Пиччинни. Особенно отчетливым было соперничество двух композиторов в работе над «Ифигенией в Тавриде»: Глюк и Пиччинни написали свои оперы на этот сюжет практически одновременно. Победу одержал Глюк.

Возвышение «Амадея»

Возможно, что ставшее стандартом название «Амадей» возникло как шутливое название. Он подписал несколько писем ложной латынью как «Вольфганг Амадей Моцарт»; это, конечно, не было случайностью, поскольку в одном письме он проделал то же самое с датой письма: добавляя в конце каждого слова .. Но он никогда не подписывал ни одного письма как «Вольфганг Амадей Моцарт».

Единственное упоминание Моцарта как «Вольфганг Амадей» в официальном документе, сделанном при его жизни, было обнаружено в 1998 году Моцартовским ученым Майклом Лоренцем в реестрах губернаторства Нижней Австрии, где в мае 1787 года «Моцарт Вольфганг Амадей» упоминается как подавший заявку на возвращение его письменного поручительства за своего друга Франца Якоба Фрейштедтлера   . Выше приведены другие варианты использования слова «Амадей» сразу после смерти Моцарта в 1791 году.

В 19 веке «Амадей» постепенно одерживал победу над альтернативными отчествами. Самые ранние (18 век) биографы Моцарта, такие как Фридрих Шлихтегролль и Франц Нимечек , использовали слово «Готлиб». Однако в 1798 году издательство Breitkopf & Härtel начало выпуск (частичное) Полное собрание сочинений под названием «Амадеус». Господство «Амадея» началось примерно в 1810 году; Романтизм, особенно в лице Э.А. Гофмана , «ухватился за это имя, чтобы заявить о своем почитании Моцарта». Хотя с тех пор различные ученые использовали термины «Амаде» или «Готтлиб», «Амадей» остается, безусловно, наиболее знакомым термином для широкой публики.

Финал жизни великого композитора

В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.

Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.

Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.

Увековечивание памяти о Моцарте

Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.

Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.

Интересные факты из жизни музыканта и композитора

У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.

Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.

Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.

Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.

Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.

Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.

Биография Моцарта о творчестве

Моцарт родился в 1756 году. С детства с ним занимался композитор-отец Леопольд Моцарт. Это был настолько одаренный ребенок, который в возрасте четырех лет уже начал писать концерты для клавесина, а в возрасте шести благополучно гастролировал по Европе. Может сказались гены, или просто мальчик был талантлив, но равных ему в то время не было. Маленький Моцарт обладал уникальной памятью. Стоило ему один раз услышать произведение, он мог сразу перенести его на бумагу.

В 1762 году семья композитора направляется в Вену, а затем путешествие охватывает всю Европу — у композитора спонтанно получилось дать концерты во многих городах. После оглушительного успеха, ему предложили издать свои произведения. И это в подростковом возрасте.

В одном из таких путешествий, они были приглашены на аудиенцию к императрице. Она уже была наслышана о талантливом мальчике, а тут такая возможность увидеть и насладиться его игрой.

К своим семнадцати годам он занимал место концертмейстера при дворе архиепископа. В его коллекции было около 40 произведений. За заслуги в области музыки Папа Римский присвоил ему титул рыцаря Золотой шпоры.

В 1767 году его пригласили на свадьбу дочери императрицы Марии Терезии. Но ввиду неблагополучных событий, про композитора просто в тот момент забыли. И Моцарту не удалось выступить. Эпидемия оспы, распространившаяся в то время, подкосила и молодого композитора, последствиями заболевания стала кратковременная слепота мальчика. Зенит славы пришелся на 1775-1780 гг. Моцарт постоянно совершенствовался. В его произведениях можно услышать ряд неповторимых приемов, присущих только ему. На это повлияло учение у местного органиста, а также знакомство с младшим сыном известного композитора Иоганом Христианом Бахом. Это знакомство, а впоследствии и дружба подарила молодому композитору много интересного и полезного. Благодаря своему другу он стал наиболее раскрепощен.

После этого Моцарту поступило предложение выступать при дворе Георга 3. Игра его была настолько виртуозной, что было принято решение о привлечение его к написанию архиепископу хвалебной композиции.

Несмотря на тяжелое материальное положение, неблагоприятную обстановку в семье, Моцартом в это период было написано 4 оперы, 13 симфоний, 12 балетных номеров.

В 1781 году в театре была поставлена опера «Идоменей», композитором которой был Моцарт. Это был новый поворот в карьере композитора. Много было написано для церковной капеллы, он считал такие произведения лучшими.

В 1782 году была готова вторая опера «Похищение из сераля». Оглушительный успех оперы в Вене способствовал распространению популярности по всей Германии. Однако почитатели музыки Вены практически были незнакомы с творчеством композитора. В этом же году был заключен брак с Констанцией Вебер. Это были настолько сильные чувства, что ради своей возлюбленной композитор пошел против воли отца. На свадебной церемонии присутствовала только мать, сестра и опекун его возлюбленной. В браке у них родилось шесть детей.

Слава и успех Моцарта была оглушительной. Тем более это стало приносить определенный доход. Уже вскоре семья Моцарта смогла купить дом.

С осени 1791 года Моцарт стал сильно болеть. Работа подкосила его окончательно. В последнее время он практически не поднимался. Умер композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Точное место захоронения композитора доподлинно не известно, так как места захоронения в то время не обозначались табличками, или памятниками. Благодаря воспоминаниям сына композитора в честь столетия со дня смерти на могиле Моцарта был установлен памятник в виде плачущего ангела.

6 класс

Интересные факты и даты из жизни

Кто убил музыканта

Ряд очевидцев этот поступок рассматривают в ином свете. В день похорон девушка устроила настоящий скандал, заявила, что ученица Вольфганга, жена Хофдемеля, являлась любовницей ее супруга. Хофдемель был в гневе. Когда его супруга пришла с похорон композитора, он тяжело ранил ее бритвой, а после перерезал себе горло. Он и является вторым подозреваемым в убийстве Моцарта после Сальери, которого обвиняют в отравлении композитора. Согласно мнению ряда специалистов, именно Хофдемель на почве ревности мог отравить Моцарта.

Также подозревают Зюсмайра, ученика Вольфганга. До этого он являлся учеником Сальери, а затем был в сопровождении Констанции. Ходили слухи о романе между ними. Моцарт ревновал ее к Зюсмайру. За 6 месяцев до гибели супруга Констанция родила сына, назвав его в честь Зюсмайра – Францем Ксавьером. Кто-то считает, что это основание считать Зюсмайра виноватым в смерти Вольфганга.

Об отравлении композитора пошли толки уже на следующий день после его кончины. Одна местная газета даже напечатала статью об этом. Но бедная вдова, не желавшая этих толков, порочащих ее супруга, детей и ее саму, не пожалела денег и скупила весь тираж. Вероятно, она подключила к этому спонсора.

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера — это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: «Превращение Гиацинта», еще известна как «Аполлон и Гиацинт»;
  • оперы-сериа: «Идоменей» («Илия и Идамант»), «Милосердие Тита», «Митридат, царь Понтийский»;
  • оперы-буффа: «Мнимая садовница», «Обманутый жених», «Свадьба Фигаро», «Все они таковы», «Каирский гусь», «Дон Жуан», «Притворная простушка»;
  • зингшпили: «Бастьен и Бастьенна», «Заида», «Похищение из сераля»;
  • большая опера: «опера Волшебная флейта»;
  • балет-пантомима «Безделушки»;
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория «Освобожденная Ветулия»;
  • кантаты: «Кающийся Давид», «Радость каменщиков», «Тебе, душа вселенной», «Маленькая масонская кантата».

Смерть Моцарта

Композитор умер глубокой ночью. Согласно рассказам присутствовавших при этом, жена его находилась в состоянии прострации. Один барон, бывший покровителем Моцарта, рекомендовал ей съехать с квартиры и поручить заботу о захоронении друзьям умершего. Констанция не пришла на отпевание, на похороны, но с трудом можно сказать, что она могла не знать о том, какие планы были на проведение этих мероприятий.

По непонятным причинам Вольфганга хоронили в спешке, не дожидаясь официальных объявлений о смерти. Это было проделано уже после того, как тело захоронили. Его даже не заносили в собор Святого Стефана, где некогда служил композитор. Похоронили его в общей могиле рядом с самыми нищими.

Официально это объяснили отсутствием денег. Но, согласно имевшейся информации, что-то у Констанции осталось. Но она должна была экономить, оставшись одна. Теперь она рассчитывала лишь на себя, имела двух детей. Кто-то считает, что повод был серьезным, и она могла потратить последние сбережения. Не вызывает сомнений то, что средствами обладал фон Свитен. Он мог заплатить более 8 гульденов за похороны, и ему не пришлось бы влачить нищее существование после этого. Особенно учитывая то, что Моцарт подарил ему часть сочинений.

Однако в день, когда композитор умер, его уволили с работы, и он посчитал, что не стоит тратиться на церемонию.

Ранние годы

Родился он 27.01.1756 г. в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта. Его родным городом был Зальцбург, в котором его родителей считали самой красивой супружеской парой. Мать, Анна Мария Моцарт, родила семерых детей, из которых выжили двое – дочь Мария Анна и Вольфганг.

Способность к музыке проявилась у мальчика с трех лет. Он любил играть на клавесине и мог подолгу подбирать созвучия. Отец начал заниматься с мальчиком с четырех лет, поскольку у него была ярко выраженная способность запоминать услышанные мелодии и воспроизводить их на клавесине. Так и началась музыкальная биография Моцарта, кратко о которой писать сложно, настолько она богата событиями.

К пяти годам Моцарт мог сочинять небольшие пьесы. На бумагу их записывал отец, ставя на полях дату создания. Помимо клавесина, Вольфганг научился играть на скрипке. Единственным инструментом, который наводил на юного музыканта ужас, была труба. Он не мог слушать ее звучание без сопровождения других инструментов.

Не только Вольфганг в семье Моцартов виртуозно играл. Его сестра была не менее талантлива. Первые концерты они давали вдвоем и вызывали восторг у слушателей. В Вене они были представлены императрице Марии-Терезии, которая слушала их концерт несколько часов.

С отцом они путешествовали по Европе, давая концерты знатным вельможам. Лишь на короткое время они возвращались домой.

Притворная простушка

Эту оперу композитор написал в ~1768 году, когда ему было всего 12 лет. Ее заказал австрийский император Иосиф II, но премьеру пришлось отложить на год. Венские музыканты испугались конкуренции со стороны юного дарования и начали плести интриги, поэтому широкая публика ознакомилась с произведением лишь в 1769 году.

В основу оперы легло либретто Карло Гольдони, написанное в стиле жесткой сатиры, однако Моцарт при создании музыки кардинально все изменил. Звучание получилось мягким, особенно партия Розины, и несмотря на присутствующие условности и некоторую угловатость отдельных фрагментов, для 12-летнего ребенка это было потрясающее сочинение.

Всем сразу стало понятно, что перед ними огромный талант, и впереди его ждет великое будущее.

Детские годы

Будущий вундеркинд родился в Зальцбурге 27 января 1756 года. Родители: музыкант Леопольд Моцарт и дочь комиссара-попечителя Анна Мария Пертль. В семье было двое детей: сын  Вольфганг и дочь Мария Анна. Могло бы быть и больше, но рожденные малыши умирали. Мать композитора сама чуть не умерла во время родов сына.
Рис. 1. Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт. 1819 годСтарший Моцарт занимался сочинением музыки, владел скрипкой. Местом работы отца была придворная капелла. Дети Моцартов жили в атмосфере музыки и творчества. Моцарт-старший разглядел в дочери и сыне наличие музыкальных талантов. Когда Марие Анне исполнилось 7 лет, отец взялся обучать ее игре на клавесине. Вольфганг крутился рядом с сестрой и после занятий старался подбирать музыку, которую она только что разучила на занятиях. Моцарту тогда только исполнилось три года. Глава семьи взялся и за его обучение тоже.Через год маленький Моцарт уже играл пьесы и менуэты. Затем он попробовал сочинять музыку. Первые творческие опусы в композиторстве Леопольд записывал на бумагу. Звуки клавесина звучали в доме Моцартов каждый день. Когда Моцарту исполнилось 6 лет мальчик отлично играл на клавесине.  Свободно владел скрипкой.  Разобрался с ладами и настройками, смычком и звуком. Одаренный Вольфганг не переставал удивлять отца. Он очень любил дочь и сына, старался их научить всему, что знал сам. Дети не посещали школу, получая домашнее образование. Моцарт увлекался новыми темами и полностью погружался в их изучение. Был такой случай, когда Вольфганг проходил обучение по арифметике. Весь дом оказался исписан мелом: цифры были повсюду. В такие моменты музыка для мальчика отходила на второй план.Как родитель Леопольд хотел видеть Моцарта композитором. В те времена существовали определенные правила. Прежде чем стать композитором, музыкант должен был показать себя хорошим исполнителем. Поэтому Леопольд решил организовать детям тур по известным дворам Европы. Музыкальные путешествия длились около 10 лет.
Рис. 2. Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой. Художник — Эбенейзер КроуфордПервые гастроли юных музыкантов произошли в 1762 году. Зимний Мюнхен встретил их радушно. Талант детей произвел впечатление на зрителей.Леопольд решил упрочить успех. Осенью семья засобиралась в центр культуры Европы — Вену. Когда до поездки было 9 месяцев, отец взялся за усиленную подготовку Вольфганга. Причем он решил сделать выступления сына более эффектными. Для этого научил его музицировать с повязкой на глазах. Стоит отметить, что маленький Моцарт ни разу не ошибся.До Вены добирались на почтовом корабле. На остановках давали концерты, проходившие с огромным успехом. Жители городов не скупились в словах, восхищаясь талантом юного дарования. Вскоре Моцартов пригласили во дворец императора. Вольфганг музицировал здесь несколько часов и тоже произвел впечатление на монарших особ.После этого не было ни одного дня, чтобы Моцарты не бывали на приемах в домах высокопоставленных особ. Когда Моцарты вернулись домой, то начали готовиться к поездке в Париж.

Составление списка

Моцарт около 1780 года, фрагмент портрета Иоганна Непомука делла Кроче

Основание для включения

В список вошли все общепринятые театральные произведения Вольфганга Амадея Моцарта. В этом контексте «театральный» означает выступление на сцене вокалистами, поющими в соответствии с характером, в соответствии с постановками сцены. Некоторые источники приняли более конкретные критерии, в результате чего они исключили ранний «Sacred Singspiel» Die Schuldigkeit des ersten Gebots , который они классифицируют как ораторию . Однако, как поясняет Осборн, либретто содержит постановки, которые предполагают, что произведение было исполнено, а не просто спето, и формально оно описывается как «geistliches Singspiel» (священная игра с музыкой), а не как оратория. Зингшпиль Der Stein der Weisen был написан в сотрудничестве с четырьмя другими композиторами, поэтому он лишь частично приписан Моцарту.

Последовательность

В целом список следует последовательности, в которой были написаны оперы. Неизвестно, была ли La finta semplice написана до или после Bastien und Bastienne , и в некоторых списках первому отдается приоритет. Тамос был написан в двух частях, более ранний — в 1774 году, но перечислен в соответствии с его завершением в 1779–1780 годах. Die Zauberflöte и La clemenza di Tito были написаны одновременно. Die Zauberflote была начата раньше и отложена для комиссии Тито , которая была завершена и выполнена первой и обычно указывается как более ранняя работа, несмотря на более высокий каталожный номер Köchel .

Финальный аккорд

В 1791 году Моцарт работал особенно плодотворно. Он завершил симфонию № 40, внеся в нее изменения, написал и поставил при чешском дворе оперу «Милосердие Тита», а затем, в сентябре, завершил «Волшебную флейту» — венец своего творчества. Это произведение написано в жанре зингшпиль, то есть «народная песня». Опера в то время канонически исполнялась только на итальянском, а «Волшебная флейта» была задумана и исполнена как национальная опера на немецком языке.

Казалось, композитора ждет новый взлет творчества, и тем трагичнее выглядит его ранняя смерть. Моцарт был уже болен, он чувствовал себя подавленно с лета 1791 года. В июле к нему явился управляющий графа Вальзегг-Штуппаха и заказал от имени своего господина реквием на смерть его жены.

Рис. 4. Последние часы Моцарта

Работа над скорбным произведением поглощала все истощенные силы композитора. Он пребывал в мистической уверенности, что сочиняет реквием по самому себе. 18 ноября Моцарт выступил на открытии очередной ложи Тайного Общества, после чего окончательно слег.

Несмотря на то, что Констанца привлекла к лечению мужа лучшего врача Вены, его здоровье ухудшалось. В ночь с 4 на 5 декабря Моцарт умер. Пошатнувшееся за время болезни финансовое состояние его семьи и болезнь самой Констанцы, убитой горем, не позволили организовать композитору пышные похороны. Место его погребения на дальнем кладбище св. Марка вскоре затерялось.

Однако слава Моцарта не только не угасла, а даже вспыхнула с новой силой в первые же годы после его смерти благодаря мощи и жизненной силе его произведений, прежде всего, «Волшебной флейте», имевшей колоссальный успех.

«Свадьба Фигаро».  Ария Керубино:

Женитьба Фигаро Ария Керубино. Cherubino’s aria from the Marriage of Figaro

Watch this video on YouTube

Венский период

После недоразумения со своим работодателем, архиепископом Зальцбургским, Амадей Моцарт, краткая биография которого представлена в этой статье, решает изменить свою жизнь и отправляется в Вену. Он прибыл в город 16.03.1781 г. Для начала карьеры в Вене время было выбрано неудачно. Большинство аристократов уезжали на лето за город, и концерты практически не проводились.

Моцарт надеялся стать учителем принцессы Элизабет, образованием которой занимался Иосиф II. Но все попытки заканчивались неудачей. Вместо него Иосиф II выбирал Сальери и Зуммера. Однако у Вольфганга было достаточно учениц, хотя и менее знатных. Одной из них была Тереза фон Траттнер, которую считают его возлюбленной. Композитор посвятил ей сонату до минор и фантазию до минор.

После долгих ожиданий и преград Моцарт женился на Констанции Вебер. У них родилось шестеро детей, но выжили из них лишь двое. Именно связь с Констанцией испортила отношения музыканта с отцом, которого он любил с рождения. Биография Моцарта, кратко изложенная, невозможна без версии о его смерти.

Краткая биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе Зальцбург. Его отец Леопольд был композитором и скрипачом в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать Анна Мария приходилась дочерью комиссара попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Анна Мария родила 7 детей, но лишь двоим из них удалось выжить: дочери Марии Анне, которую также называли Наннерль, и Вольфгангу.

При родах Моцарта его мать едва не погибла. Врачи приложили максимум усилий для того, чтобы она выжила, и будущий гений не остался сиротой.

У обоих детей в семье Моцартов проявлялись прекрасные музыкальные способности, так как их биографии с детства были напрямую связаны с музыкой.

Когда отец решил обучить маленькую Марию Анну играть на клавесине, Моцарту исполнилось только 3 года.

Но в те моменты, когда мальчик слышал доносящиеся звуки музыки, он зачастую подходил к клавесину и пытался что-то играть. В скором времени у него получалось проигрывать некоторые отрывки музыкальных произведений, услышанные им ранее.

Отец сразу же заметил необыкновенный талант сына и тоже стал его учить игре на клавесине. Юный гений схватывал все на лету и уже в пятилетнем возрасте сочинял пьесы. Спустя год он овладел игрой на скрипке.

Никто из детей Моцартов не посещал школу, поскольку отец решил сам обучать их разным наукам. Гениальность маленького Вольфганга Амадея проявлялась не только в музыке.

Он ревностно познавал любые науки. Так, например, когда начиналось изучение математики, он настолько увлекался предметом, что исписывал весь пол разными числами и примерами.

Гастроли по Европе

Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он так великолепно играл, что мог без труда выступать перед публикой. Это сыграло решающую роль в его биографии. Дополнением безупречной игры было пение старшей сестры Наннерль, обладавшей великолепным голосом.

Отец Леопольд был чрезвычайно счастлив тем, насколько способными и одаренными оказались его дети. Видя их возможности, он решает ехать с ними на гастроли в крупнейшие города Европы.

Вольфганг Моцарт в детстве

Глава семейства питал большие надежды на то, что это путешествие сделает его детей известными и поможет улучшить финансовое положение семьи.

И действительно, в скором времени мечтам Леопольда Моцарта было суждено сбыться.

Моцартам удалось выступить в самых крупных городах и столицах европейских государств.

В каком бы месте не появлялись Вольфганг с Наннерль, их ожидал ошеломительный успех. Зрители были обескуражены талантливой игрой и пением детей.

Первые 4 сонаты Вольфганга Моцарта, были изданы в Париже в 1764 г. Будучи в Лондоне, он познакомился с сыном великого Баха – Иоганом Христианом, от которого получил много полезных советов.

Композитор был потрясен способностями ребенка. Эта встреча пошла юному Вольфгангу на пользу и сделала его еще более искусным мастером своего дела.

Вообще надо сказать, что на протяжении всей своей биографии Моцарт постоянно учился и совершенствовался, даже тогда, когда казалось, что он достиг пределов мастерства.

В 1766 г. Леопольд серьезно заболел, поэтому они решили возвратиться с гастролей обратно домой. Тем более что постоянные переезды чрезмерно утомляли и детей.

Маленькая ночная серенада

Моцарт специализировался на создании серьезной музыки, однако на заказ писал и легкие произведения. На концертах и придворных балах, популярных в то время, часто исполнялась развлекательная музыка и «Маленькая ночная серенада» была написана для одного из таких мероприятий. Так, по крайней мере, считает большинство экспертов, ибо точные мотивы, побудившие композитора написать этот шедевр неизвестны.

Серенада состоит из 4-х частей и была придумана в 1787 году, впоследствии став одной из визитных карточек Моцарта.

Опубликовали ее уже после его смерти – в 1821 году. Изначально в ней было 5 частей, но последняя была безвозвратно утеряна и доподлинно неизвестно, что с ней произошло.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Свадьба Фигаро

Если в случае с «Обманутым женихом» Лоренцо да Понте лишь предположительно является автором либретто, то «Женитьба Фигаро» совершенно точно была написана им по мотивам публикации Пьера-Огюстена Бомарше.

Моцарт работал над этой оперой 5 месяцев, потратив много сил, но премьерная постановка 1 мая 1786 года в Вене успеха не имела.

Впрочем, композитор не сильно удивился: произведение высмеивало аристократию и затрагивало тему французской революции, а люди уже тогда не любили, когда им говорят правду о них самих.

В результате «Свадьбу» даже запретили в Вене, а вот в Праге она имела колоссальный успех (ее там сыграли в декабре того же года).