Жан де лафонтен

Оглавление

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати

На других языках

  • Afrikaans
  • Aragonés
  • العربية
  • مصرى
  • Kotava
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • বাংলা
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Frysk
  • Gaeilge
  • Galego
  • Gaelg
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Interlingue
  • Ido
  • Italiano
  • 日本語
  • Jawa
  • Қазақша
  • 한국어
  • Кыргызча
  • Latina
  • Lëtzebuergesch
  • Lingála
  • Latviešu
  • Македонски
  • Кырык мары
  • မြန်မာဘာသာ
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Picard
  • Polski
  • Piemontèis
  • Português
  • Runa Simi
  • Română
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Shqip
  • Српски / srpski
  • Seeltersk
  • Svenska
  • Ślůnski
  • Türkçe
  • Українська
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • Walon
  • 吴语
  • 中文
  • Bân-lâm-gú

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Ссылки

Лафонтен, Жан де на Викискладе

  • А. П. Грачёв . «Басни Лафонтена» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Г. Н. Ермоленко . Эстетическая природа «Сказок» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко . Традиции Возрождения в «Сказках» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко . Дихотомия стихи/проза в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко . Пасторальные мотивы в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Е. В. Казак . Особенности переводческой трансформации образов басни Лафонтена «La cigale et la fourmi»
  • М. Ю. Осокин . «PSYCHÉ» Жана де Лафонтена: жанр как сюжет
  • Т. В. Саськова . Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
  • К. А. Чекалов . Образы животных в книге Дж. П. Джуссани «Бранкалеоне» и в баснях Лафонтена
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству Лафонтена; содержит в оцифрованном виде полное собрание его сочинений (фр.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 8 июля
  • Родившиеся в 1621 году
  • Родившиеся в Шато-Тьерри
  • Умершие 13 апреля
  • Умершие в 1695 году
  • Умершие в Париже
  • Баснописцы
  • Сказочники
  • Поэты Франции
  • Французские поэты
  • Члены Французской академии
  • Писатели XVII века
  • Похороненные на кладбище Пер-Лашез

Wikimedia Foundation . 2010 .

Читать все басни Жана де Лафонтена:

Амур и БезумиеАнглийская лисицаАстролог, упавший в колодецБезумец и мудрецБезумный продавец мудростиБесхвостая лисицаБоги и Зевесов сынБольной лев и лисицаБольной оленьВаятель и статуя ЮпитераВерблюд и плывущие поленьяВиноградник и оленьВлюбленный левВодопад и рекаВойна крыс и ласокВолк и журавльВолк и коньВолк и лисаВолк и лисаВолк и лисица на суде перед обезьянойВолк и охотникВолк и пастухиВолк и тощая собакаВолк и ягненокВолк, коза и козленокВолк, мать и ребенокВолки и овцыВолчья хитростьВоля и неволяВорон и лисицаВорон, газель, черепаха и крысаВорона в павлиньих перьяхВороненокВоспитаниеВрачиГадальщицыГолова и хвост змеиГолубь и муравейГора в родахГородская и полевая крысыГоспоже де МонтеспанДань зверей АлександруДафнис и АлцимадураДва быка и лягушкаДва витязя и талисманДва голубяДва другаДва мулаДва ослаДва петухаДва попугая и король с сыномДва человека и кладДве козыДве крысы, яйцо и лисаДве собакиДемокрит и АбдеритыДровосек и МеркурийДуб и тростьЖаворонок с птенцами и землевладелецЖеланияЖелудь и тыкваЖенщины и секретЗавязший возЗарытое богатствоЗаяц и куропаткаЗаяц и лягушкиЗаяц и черепахаЗверь на ЛунеЗемледелец и его сыновьяЗмея и пилаИскатели ФортуныК тем, кому трудно угодитьКарманКозел и лисицаКороль, коршун и охотникКоршун и соловейКоршуны и голубиКот и воробейКот и старая крысаКот, ласочка и кроликКошка и мышьКошка, превращенная в женщинуКрестьянин с ДунаяКроликиКрыса и слонКрыса и устрицаКупец, дворянин, пастух и королевский сынКуропатка и петухиЛасочка в амбареЛасточка и птичкиЛебедь и поварЛевЛев в походеЛев и его дворЛев и комарЛев и КрысаЛев и осел на охотеЛев и охотникЛев, волк и лисаЛев, обезьяна и два ослаЛев, сраженный человекомЛес и дровосекЛетучая мышь и две ласочкиЛетучая мышь, куст и уткаЛиса и индюшкиЛисица и аистЛисица и бюстЛисица и котЛисица, волк и лошадьЛисица, мухи и ёжЛисица, обезьяна и звериЛошадь и оселЛьвиный дележЛьвиный указЛьвица и медведицаЛюдская неблагодарность к судьбеЛягушка и волЛягушка и крысаЛягушки, просящие царяМартышка и котМедведь и два охотникаМельник, его сын и оселМолодая вдоваМолочница и горшок с молокомМстительный конь и оленьМуж, жена и ворМужчина средних лет и его две возлюбленныеМуха и дорожныеМыши и соваМышь, превращенная в девушкуМышь, удалившаяся от светаНавьюченное седлоНаследнику французского престолаНедовольный оселНесчастный мужНечестный сберегательНичего лишнегоОбезьянаОбезьяна и дельфинОбезьяна и леопардОлень и его отражениеОракул и безбожникОрел и соваОрел и сорокаОрел, дикая свинья и кошкаОрлица и жукОсел в львиной шкуреОсел и ворыОсел и собакаОсел со священной ношейОсёл и собакаПавлин, жалующийся ЮнонеПастух и его стадоПастух и корольПастух и левПаук и ласточкаПаша и купецПетух и жемчужное зерноПетух и лисаПетух, кот и мышонокПольза знанияПоселянин и змеяПохороны львицыПредостережение богов СимонидуПредсказаниеПтица, раненая стрелойПтицелов, ястреб и жаворонокПьяница и его женаРак и его сынРемесленник и купецРыбак и рыбкаРыбы и бакланРыбы и пастух с флейтойСадовод и помещикСатир и прохожийСвечаСвященник и покойникСкифский философСкупой и обезьянаСкупой, потерявший свое богатствоСлон и обезьяна ЮпитераСмерть и лесорубСмерть и несчастныйСмерть и умирающийСобака и ее теньСобака с обрезанными ушамиСобака с хозяйским обедомСобаки и ослиная тушаСовет мышейСокол и КаплунСолнце и лягушкиСон монголаСоюз крысСпутники УлиссаСсораСсора собак с кошками и кошек с мышамиСтарик и его сыновьяСтарик и оселСтарик и трое молодыхСтарый кот и мышонокСтоглавый и стохвостый драконыСтрекоза и муравей (Кузнечик и муравей)Тирсис и АмарантаТретейский судья, брат милосердия и пустынникУстрица и двое прохожихУтопленницаУчитель и ученикФеб и борейФермер, собака и лисицаФиломела и ПрокнаФортуна и дитяХозяйский глазЦапляЧванливый лошакЧеловек и блохаЧеловек и его изображениеЧеловек и змеяЧерепаха и две уткиЧлены тела и желудокШарлатанШершни и пчёлыШкольник, наставник и хозяин садаШутник и рыбыЭзопово объяснение одного завещанияЮпитер и МызникЮпитер и перуныЮпитер и путникЯгненок и поросенокЯзычник и деревянный идол

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Биография[ | ]

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д’Юрфе. Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

В 1647 году отец Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на четырнадцати летней девушке, Мари Эрикар. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию. Жил он в Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д’Эрвара (d’Hervart), который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.

Версия о том, что в 1659—1665 годах Лафонтен поддерживал приятельские отношения с Мольером, Буало и Расином, выглядит сомнительной. В числе друзей Лафонтена определённо были принц Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет и др.; только к королевскому двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признававшего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена во Французскую академию, членом которой он стал только в 1684 году. В ходе «спора о древних и новых» Лафонтен не без колебаний встал на сторону первых. Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен в последние годы жизни преисполнился благочестия и отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений.

В середине декабря 1692 года Лафонтен тяжело заболевает. Он совершенно падает духом и теряет вкус к жизни и мирским утехам. Вспомнив своё увлечение теологией в молодости, он принимается за Евангелия и перечитывает их многократно. Лафонтену не дает покоя вопрос существования рая и ада. Автор фривольных рассказов задумывается, грозит ли ему вечное наказание, выражает раскаяние за свои рассказы[источник не указан 1830 дней

Умер 13 апреля 1695 г. Согласно свидетельству о смерти, был похоронен на кладбище Невинных. При ликвидации кладбища надгробие Лафонтена переместили в музей памятников. В 1817 г. предполагаемые останки Лафонтена были перезахоронены на Пер-Лашез.

Басни, рассказы и новеллы Лафонтена

С этого времени началось настоящее творчество Лафонтена. В 1665 году он приступил к созданию «Рассказов и новелл» (на русский язык название иногда переводят как «Сказки»), работа над которыми шла двадцать лет. Сборники его сказок издавались небольшими партиями. Новеллы Лафонтена были стихотворными историями, чьи сюжеты он заимствовал у античных романистов (Апулея, Петрония, Афинея) и писателей Возрождения (Боккаччо, Ариосто, Рабле и других). Как правило, историю предваряло указание о том, откуда взята основа сюжета.

Частым источником вдохновенья Лафонтена был сборник «Сто новых новелл». Это антология занимательных историй (нередко эротических), написанных в 15-м веке при дворе бургундского герцога Филиппа. Например, оттуда поэт взял историю о дворянине, который, вернувшись с войны, увидел свою жену в обществе местных повес. Тогда он, переодевшись монахом, решил принять у неё исповедь.

Министр Кольбер запретил издавать новеллы Лафонтена во Франции. Тогда они стали выходить в Голландии.


Гравюра к басне Лафонтена. (Wikimedia Commons)

В 1668 году Лафонтен выпустил первую книгу басен. Первое издание содержало посвящение Людовику XIV, его жене и их сыну «великому дофину» Людовику. Сборники продолжали выходить в следующие годы. Книга басен, выпущенная в 1679 году, содержала посвящение мадам де Монтеспан, королевской фаворитке, а последняя книга (1694 год) — внуку Людовика. Всего Лафонтен выпустил 12 книг басен, содержащих 239 историй.

Основой его стихотворных басен послужили античные образцы Эзопова сборника, а также Федра и Бабрия. Другим источником для Лафонтена были восточные басни. В предисловии ко второму сборнику он писал, что многим обязан индийскому мудрецу Пилпаю (Бидпаю). Вероятно, поэт пользовался переводом восточных басен на французский язык, которые издавались в 17-м веке. Эти истории восходили к древнеиндийскому сборнику басен «Панчатантра».

Примечания[ | ]

  1. Jean de la Fontaine
  2. 12Itaú Cultural Enciclopédia Itaú Cultural (порт.) — São Paulo: Itaú Cultural, 1987. — ISBN 978-85-7979-060-7
  3. 12 Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995.
  4. 12Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  5. Archivio Storico Ricordi — 1808.
  6. RKDartists
  7. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. Москва: Издательство Московского университета, 1967. С. 84, 90.
  8. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века…, с. 130
  9. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века…, с. 333, 339
  10. Виппер В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века…, с. 202, 395 – 396. Г.Бояджиев видел в этом отсвет ренессансной эстетики.
  11. Young La Fontaine: A Study of His Artistic Growth in His Early Poetry and First Fables, by Philip A. Wadsworth. Pub. Northwestern University Press, 1952. P. 23
  12. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. Перевод с франц. Д.Н. Стефанова. М., 1976. С. 309.
  13. Комедия: Волшебный кубок, в 1 действии, с французского; Москва, 1788. 78 с.

Биография

ЛАФОНТЕН, ЖАН ДЕ (La Fontaine, Jean de) (1621–1695), французский поэт. Родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1657 он обрел покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений, в том числе знаменитую Элегию к нимфам в Во (Elégie aux nymphes de Vaux, 1662).

В 1667 патронессой Лафонтена стала герцогиня Бульонская. Продолжая сочинять достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 издал свой первый сборник Рассказы в стихах (Les nouvelles en vers), за которым последовали Сказки и рассказы в стихах (Contes et nouvelles en vers, 1664–1671) и Любовь Психеи и Купидона (Les amours de Psyche et de Cupidon, 1669). Оставаясь до 1672 протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать Басни (Fables) и выпустил первые шесть книг в 1668. В этот период в число его друзей входили Н.Буало-Депрео, мадам де Севинье, Ж.Расин и Мольер. Перейдя в конечном счете под покровительство маркизы де ла Сабльер, поэт в 1680 завершил издание двенадцати книг Басен и в 1683 был избран членом Французской Академии. Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695.

Рассказы в стихах и небольшие поэмы Лафонтена сейчас почти забыты, хотя они полны остроумия и представляют собой образец классицистского жанра. На первый взгляд отсутствие в них моральной назидательности находится в явном противоречии с сутью жанра. Но при более вдумчивом анализе становится ясно, что многие из басен Эзопа, Федра, Невле и других авторов в переложении Лафонтена утеряли свой назидательный смысл, и мы понимаем, что за традиционной формой скрываются не вполне ортодоксальные суждения. Через сто лет после появления Басен Лафонтена Ж.-Ж.Руссо, уловив этот глубинный «имморализм», выступил против того, чтобы их читали дети, которым, впрочем, они никогда и не предназначались.

Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов (возрождающих стиль средневекового Романа о Лисе), трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом. См. также БАСНЯ.

Литература

Избранные басни Лафонтена. М., 1948 Лафонтен Ж. Любовь Психеи и Купидона. М. – Л., 1964 Виндт Л. Жан Лафонтен. В кн: Писатели Франции. М., 1964 Сент-Бëв Ш. Лафонтен. – В кн.: Сент-Бëв Ш. Литературные портреты; Критические очерки. М., 1970

Творчество

Ранние произведения

Дворец Во-ле-Виконт. Современный вид Первое опубликованное сочинение Лафонтена — комедия «Евнух» (Eunuque

, 1654), представлявшая собой переработку одноименного сочинения Теренция. В 1658 году Лафонтен преподнёс своему покровителю Фуке поэму «Адонис» (Adonis ), написанную под влиянием Овидия, Вергилия и, возможно, Марино. Став на время «официальным» поэтом Фуке, Лафонтен взялся за описание принадлежавшего министру дворца в Во-ле-Виконт. Поскольку пришлось описывать ещё не завершённый архитектурно-парковый ансамбль, Лафонтен построил свою поэму в форме сновидения (Songe de Vaux ). Однако из-за опалы Фуке работа над книгой была прервана. В 1662 году поэт позволил себе вступиться за своего покровителя в адресованной королю оде (l’Ode au Roi ), а также в «Элегии к нимфам Во» (L’elégie aux nymphes de Vaux ). Этим поступком он, по-видимому, навлёк на себя гнев Кольбера и короля.

Семейная жизнь Лафонтена

Лафонтен рано получил доступ к отцовскому наследству. В 1647 году его отец передал сыну свою должность и устроил для него брак с Мари Эрикар, 14-летней девушкой, принесшей ему 20 000 ливров и «большие перспективы» на будущее. Она оказалась и красивой, и умной, но оба супруга плохо ладили друг с другом. С ее поведением был связан какой-то надуманный скандал, который не имел под собой абсолютно никаких оснований, но еще долго раздувался за счет слухов и личных врагов Лафонтена. Единственное, что можно точно сказать против нее, так это то, что она была небрежной домохозяйкой и имела пристрастие к чтению романов. Сам Лафонтен при этом постоянно отлучался подолгу из дома, не был верным мужем и настолько плохо вел дела, что они пришли в запустение и вышли из-под контроля. Разделение имущества супругов состоялось в 1658 году. Это была дружеская сделка, выгодная для семьи. Постепенно, без всякой видимой ссоры, супружеская пара перестала просто жить вместе, и большую часть оставшихся сорока лет своей жизни Лафонтен прожил в Париже, в то время как его жена проживала в Шато Тьерри, куда он, однако, часто наведывался. От этого брака у них родился один сын в 1653 году. Воспитание и забота о нем легла целиком на плечи матери.

Слава Лафонтена

Лафонтен стал одним из самых знаменитых баснописцев и одним из самых читаемых французских поэтов 17-го века. Прежде всего, он прославился своими баснями, которые послужили образцом для последующих баснописцев по всей Европе и бесчисленных альтернативных версий тех же басен в самой Франции на местных французских наречиях.

Главная » Как соблазнить » Краткая биография лафонтена для детей. Лафонтен, жан. Самые известные басни Лафонтена

Гражданство:
Род деятельности:

Творчество

Лафонтен обращался за вдохновением к античным авторам: Эзопу и Федру. Помимо этого, он использовал сюжеты из древней индийской «Панчатантры» и сочинений итальянских писателей ‘эпохи Возрождения. 

Лафонтен полностью обновил жанр басни: он менял стилистику, из двух басен делал одну, вносил новые структуры. Он также делал повествование более динамичным, удалял всевозможные отступления, дополнял ситуации и характеры, игнорировал детали, замедлявшие рассказ. Благодаря этому басни Лафонтена отличались живостью.

В своих баснях он не настаивал на том, чтобы человек был благочестивым. Лафонтен просто описывал сложившиеся привычки и поведение в обществе 17 века. За это его упрекали в «аморальной морали». Несмотря на это, басни еще при его жизни неоднократно переиздавались. 

На русский язык произведения Лафонтена перевел в начале 19 века Иван Крылов. Он приблизил сюжеты к реалиям русской жизни, и басни быстро снискали популярность. 

Среди известных басен Лафонтена: «Лисица и журавль», «Лев и Мышь», «Крыса и Устрица», «Медведь и два охотника». 

За два года до ухода из жизни Лафонтен публично исповедался и отрекся от своих произведений. В то время он уже тяжело болел. 

От Лафонтена к Крылову

В 18-м веке творчество Лафонтена полюбили в России. Его произведения переводил известный поэт и драматург А. П. Сумароков. Несколько басен Лафонтена перевели Василий Жуковский и Константин Батюшков.

Басни Лафонтена с удовольствием читали в детстве Александр Пушкин и его сестра Ольга. Будущий поэт, вдохновившись французским автором, в детстве сам пытался сочинять первые басни.

Иван Крылов познакомился с творчеством Лафонтена в юности. Свой путь баснописца он начал с переводов Лафонтена. Постепенно Крылов находил свой путь и сочинял оригинальные басни. Среди почти двухсот басен Иван Крылова около 30 восходят к оригиналам Лафонтена. Ещё несколько басен основываются на Эзоповском сборнике.

Внешность легендарного баснописца и черты характера

Ничего не известно о его внешности, но его образ тесно соотносился с творчеством. Острый на язык раб, аллегорически очернявший властителей мира, представлялся мужчиной отталкивающей наружности, хромоногим или горбуном, с обезьяньими чертами лица.

Характер ему приписывали соответствующий – озлобленный и вздорный, но, вместе с тем, мудрый. В особенности ярко это нашло отображение в анонимном «Жизнеописании Эзопа», написанном простонародным языком.

Здесь Эзоп выступает, как дурашливый плут и мудрый человек, обманывающий своего хозяина – безмозглого философа – и сильных мира сего.

Но как ни странно, в этом анекдотическом произведении сами басни Эзопа не играют важной роли, все его шутки и высказывания, которые персонаж использует в «Жизнеописании», не имели ранних упоминаний и даже жанрово не соотносились с творчеством баснописца. Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру

Но этот образ хитрого, умного и изворотливого раба, слуги перешел в средневековую культуру.

Лафонтен и великий спор

Между французскими литераторами 17-го века шёл многолетний спор, получивший название Спора о древних и новых. Сторонники «древних» видели в литературе Греции и Рима недосягаемый идеал, которому нужно было следовать. «Новые» считали, что современные писатели могут и должны превзойти древних. Среди «новых» был знаменитый сказочник Шарль Перро, написавший несколько томов диалогов в поддержку своих идей. Среди сторонников «древних» — драматург Жан Расин, поэт Николя Буало и Жан Лафонтен.

Свои идеи относительно великого спора Лафонтен выразил в стихотворном послании епископу Юэ. Поэт критикует своих оппонентов и заявляет, что они пока не создали шедевров, равных греческими и римским. В то же время Лафонтен осуждает глупых подражателей древних поэтов, которые идут за ними, как «баранье стадо» за «латинским пастухом».


Гравюра Гюстава Дорэ к басне «Цикада и муравей». (Wikimedia Commons)

О себе Лафонтен пишет, что он подражает великим и следует за ними, но не становится их рабом. В конце поэт ещё раз называет авторов, ставших для него идеалом — Гомер, Теренций, Вергилий, Гораций.

Биография (Жан де Лафонтен): ранние годы

Родился писатель 8 июля 1621 года в небольшом французском городке Шато-Тьерри. Его отец служил в лесном ведомстве, поэтому все детство Лафонтена прошло на природе. Об этом периоде его жизни известно довольно немного.

В 20 лет будущий писатель решает получить духовное звание, для чего вступает в братство ораторианцев. Однако больше времени уделяет поэзии и философии, нежели религии.

В 1647 году его отец решает отойти от должности и передает ее сыну. Родитель выбирает и невесту для него — 15-летнюю девушку, живущую в этом же городе. Лафонтен отнесся к своим обязанностям без должной ответственности и вскоре уехал в Париж. Жену он с собой не взял. В столице писатель прожил всю свою жизнь, окруженный друзьями и поклонниками. О своей семье он не вспоминал годами и редко приезжал в родной город, чтобы навестить.

Прекрасно сохранилась переписка Лафонтена с женой, которая являлась поверенной его любовных приключений. Он практически не знал своих детей. Дошло до того, что, повстречав в гостях сына, писатель не узнал его.

Столица благоволила Лафонтену. Ему была назначена немалая пенсия, аристократы покровительствовали ему, толпы поклонниц не позволяли скучать. Сам писатель умудрялся сохранять независимость. И даже в хвалебных стихотворениях оставался насмешливым.

Первую известно Лафонтену принесли стихи, написанные в 1661 году. Посвящены они были Фуке, другу писателя. В произведении Лафонтен заступался за сановника перед королем.

Личная жизнь

Сын занял его место на службе и женился на юной и красивой девушке Мари, которую тоже выбрал для него отец. У молоденькой жены не было ни воли, ни житейского опыта, чтобы «перевоспитать» легкомысленного мужа. Она и сама чтение романов предпочитала хозяйственным заботам. После смерти отца семья какое-то время безбедно просуществовала на оставленное наследство и приданое Мари. После жили на скромное жалованье. Занимая должность в течение 6 лет, потомственный лесничий так и не приобрёл никаких навыков в профессии, очевидно, не проявляя к ней элементарного интереса. В это время начинающий литератор сочинял небольшие стихотворения, в местном обществе они имели успех.

Биография автора

По некоторым версиям баснописец Эзоп родом из Малой Азии, что соответствует характеру его имени. Первым хозяином болтливого и бесполезного раба был Ксанф из Самоса. Древнегреческого философа буквально поразила разговорная речь и остроумные ответы поэта, поэтому он решил его купить. Позднее он ни разу не пожалел о своем приобретении.

Имя Ксанф известно до сих пор благодаря сочинительствам его раба, так как тот часто упоминал его в своих шутках и мудростях. Существует даже предание, когда хозяин попросил его купить к празднику «все самое лучшее», что есть на земле. Эзоп принес языки, приготовленные по разным рецептам, и пояснил удивленному философу, что ничего лучше языка нет, так как именно с его помощью устанавливаются законы, договора, а мудрецы выражают свои мысли.

Еще одна история, описанная историками, рассказывает о том, как во время застолья пьяный хозяин Эзопа похвастался, что может выпить целое море. С утра он вспомнил свое обещание и с ужасом понял, что наговорил лишнего. Но его снова спас от позора умный раб. Он посоветовал поставить условие, при котором соперник должен перекрыть все впадающие в него водоемы, так как философ не договаривался, что выпьет еще и их. Таким образом, Ксанф смог выкрутиться из сложной ситуации и при этом не опозориться перед людьми.

Согласно легенде, Эзоп неоднократно просил дать ему свободу, но хозяин не желал терять мудрого и хитрого раба. Но все изменил один случай, его также автор описал в одной из своих притч. Однажды во время заседания в комнату залетел огромный орел и схватил клювом государственную печать. А после подлетел к баснописцу и отпустил ее к нему за пазуху. Присутствующие умы попросили разъяснить случившееся.

На что раб пояснил: он отметил, что не подобает простому невольнику давать советы людям со столь высоким социальным статусом, и если те хотят и дальше слушать его, то его необходимо освободить.

Позднее поэт объяснил, что на самом деле орел является царской птицей, а это означает, что вскоре царь нападет на город с войной. Испуганные жители решили отправить Эзопа к правителю за примирением. Умный проситель настолько полюбился царственной особе, что он дал ему при дворе несколько должностей:

  • советник;
  • писарь.

Ссылки

  • А. П. Грачёв
    . «Басни Лафонтена» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Г. Н. Ермоленко
    . Эстетическая природа «Сказок» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко
    . Традиции Возрождения в «Сказках» Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко
    . Дихотомия стихи/проза в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Г. Н. Ермоленко
    . Пасторальные мотивы в творчестве Ж. де Лафонтена
  • Е. В. Казак
    . Особенности переводческой трансформации образов басни Лафонтена «La cigale et la fourmi»
  • М. Ю. Осокин
    . «PSYCHÉ» Жана де Лафонтена: жанр как сюжет
  • Т. В. Саськова
    . Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
  • К. А. Чекалов
    . Образы животных в книге Дж. П. Джуссани «Бранкалеоне» и в баснях Лафонтена
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству Лафонтена; содержит в оцифрованном виде полное собрание его сочинений (фр.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 8 июля
  • Родившиеся в 1621 году
  • Родившиеся в Шато-Тьерри
  • Умершие 13 апреля
  • Умершие в 1695 году
  • Умершие в Париже
  • Баснописцы
  • Сказочники
  • Поэты Франции
  • Французские поэты
  • Члены Французской академии
  • Писатели XVII века
  • Похороненные на кладбище Пер-Лашез

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Лафонтен, Жан де» в других словарях:

Лафонтен, Жан де
— Жан де Лафонтен. ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (1621 95), французский писатель. Вольнодумные, озорные “Сказки и рассказы в стихах” (1665 85). В знаменитых “Баснях” (1668 94), отмеченных то иронической, то язвительной насмешкой, мастерством… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

— (La Fontaine) Лафонтен Жан де (Jean de La Fontaine) (1621 1695) Французский баснописец. Страдал не столько от материальных лишений, сколько от неприязненного отношения к нему короля. 1668 вышли первые 6 книг басен. Произведениями Лафонтена широко … Сводная энциклопедия афоризмов

— (La Fontaine) (1621 1695), французский писатель. Вольнодумные озорные «Сказки и рассказы в стихах» (т. 1 5, 1665 85), комедии. В знаменитых «Баснях» (т. 1 12, 1668 1694), отмеченных то ироничной, то язвительной насмешкой, предстаёт как мыслитель… … Энциклопедический словарь

Запрос «Лафонтен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690 Жан де Лафонтен (фр. Jean de La Fontaine; 8 июля 1621, Шато Тьерри 13 апреля 1695, Париж) знаменитый французский баснописец.… … Википедия

Запрос «Лафонтен» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690 Жан де Лафонтен (фр. Jean de La Fontaine; 8 июля 1621, Шато Тьерри 13 апреля 1695, Париж) знаменитый французский баснописец.… … Википедия

— (La Fontaine, Jean de) ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН (1621 1695), французский поэт. Родился в Шато Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в … Энциклопедия Кольера

Лафонтен (La Fontaine) Жан (8.7.1621, Шато Тьерри, Шампань, ныне департамент Эн, ≈ 13.4.1695, Париж), французский поэт. Член Французской академии (с 1684). Выходец из среды чиновничьей буржуазии. Первым литературным выступлением Л. была… … Большая советская энциклопедия

ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (1621 1695) французский писатель. В Сказках и рассказах в стихах (т. 1 5, 1665 85), комедиях и знаменитых Баснях (т. 1 12, 1668 94) предстает как мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор … Большой Энциклопедический словарь

Вывод

«Басни» Лафонтена причислены к числу поэтических шедевров, а сам поэт, наряду с Расином и Мольером, стал классиком французской литературы.

Портрет кисти Гиацинта Риго (Музей Карнавале)

Герои басен — простые деревенские жители, персонажи греческих мифов и животные. Главной темой поучительных произведений стало исследование человеческой морали. Басни написаны вольным стихом, что было внове для назидательной поэзии того времени. Благодаря легкому, изящному стилю изложения и образному языку древнеримские сюжеты понятны и близки не только современникам Лафонтена. Басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», переложенные И. А. Крыловым, знакомы каждому сегодняшнему школьнику в России.

Сам же Лафонтен, несмотря на морализаторский характер его басен, более соответствует образу легкомысленной и прекрасной стрекозы. «Лентяй беспечный, мудрец простосердечный», как сказал о французском поэте А. С. Пушкин. Исходя из контекста жизни Лафонтена, можно предположить и дальнейшую судьбу стрекозы из его басни — после того, как она, выслушав нотации муравья, отправилась навстречу холодной осени. Возможно, судьба повернулась к ней счастливой стороной — той, которой она всегда была обращена к самому баснописцу.