Оглавление
Завершение Империи
История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.
Россия в начале 20 века
Литературные и философские достижения
- : Любовь Самоубийство в Sonezaki по Chikamatsu первым выполняется
- — +1717 : Тысяча и одна ночь в переводе на французский язык Antoine Galland . Произведение становится невероятно популярным по всей Европе.
- : Сказка о бочке по Свифту первым опубликовало
- : Похищение локона от Александра Поупа (публикация первой версии)
- : Робинзон Крузо , Даниэль Дефо
- : The New Science по Вико
- : Путешествие Гулливера , Джонатан Свифт
- : Dunciad от Александра Поупа (публикация первой версии)
- : Маленькая красивая записная книжка становится одной из первых
- : Чушингура ( Сокровищница верных слуг ), популярная японская кукольная пьеса , сочиненная
- : Кларисса от Samuel Richardson
- : История Тома Джонса, найденыша от Генри Филдинг
- : Элегия , написанная на сельском кладбище по Томас Грей опубликовал
- — : Французская энциклопедия
- : Словарь английского языка по Сэмюэл Джонсон
- : Кандид от Вольтера
- : Теория нравственных чувств от Адама Смита
- +1759 — +1767 : Тристрам Шенди на Лоренса Стерна
- : Emile: или, Об образовании на Жан-Жака Руссо
- : Общественный договор, или Принципы политического права на Жан-Жак Руссо
- : Страдания молодого Вертера от Гете впервые опубликован
- : Угэцу Моногатари ( Сказки о лунном свете и дожде ) Уэда Акинари
-
: Адам Смит опубликовал «Богатство народов» , основу современной теории экономики.
- +1776 — : История упадка и падения Римской империи была опубликована Эдвард Гиббон
-
: Джон Ньютон опубликовал книгу » Удивительная благодать».
- 1 779 — +1782 : Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов по Сэмюэл Джонсон
- Одна тысяча семьсот восемьдесят-один : Критика чистого разума от И.Канта (публикация первого издания)
- : Первое издание Фридриха Шиллера «Грабители »
- : Опасные связи от Пьера Шодерло де Лакло
- : Стихотворения, главным образом в шотландском диалекте по Роберту Бернсу
- +1787 — 1 788 : федералистичискими Papers по Александр Гамильтон , Джеймс Мэдисон и Джон Джей
- : Критика практического разума по имени Иммануила Канта
- : Песни невинности по Уильям Блейк
- : Интересный Рассказ о жизни Олауда Эквиано~d по Олауду Эквиано~d
- : Путешествие из Петербурга в Москву по Радищеву
- : Размышления о революции во Франции по Эдмунд Берк
- : Права человека на Томаса Пейна
- : В защиту прав женщин от Mary Уоллстоункрафт
- : Песни Опыта по Уильям Блейк
- : Лирические баллады на Уильям Вордсворт и Кольридж
- : «Очерк принципа народонаселения», опубликованный Томасом Мальтусом
- (середина 18 века): Сон в Красной палате (авторство приписывается Цао Сюэцинь ), один из самых известных китайских романов.
Уборные
Неприятные запахи доносились из каждого дома. Это связано с тем, что туалетов в нашем современном представлении не существовало. Нужду справляли в горшок. Позже появились открытые уборные, содержимое которых выливалось на улицу.
Туалетной бумаги не было, ее изобретение приходится на конец 18 века. Вместо бумаги пользовались тканями, которые было не жалко выбросить.
Зловонные запахи на улицах города были не редкостью. Чтобы защитить свою даму от брызг, которые разлетались от повозки лошадей, джентльмен шел ближе к краю дороги, часто прикрывая ее плащом.
Новости
АРХИВНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ ОТДЕЛА
ПРЕДСТАВЛЕНА ПО НОВОМУ ЭЛЕКТРОННОМУ АДРЕСУ:
27 июня 2019 года (четверг) Отдел русской литературы XVIII века проводит заседание с обсуждением научных докладов:
Наталия Владимировна Кузнецова (С.-Петербург). Стихотворение кн. И. М. Долгорукова «Морфею» в контексте поэзии Г. Р. Державина 1801‑1802 гг.Наталья Дмитриевна Кочеткова (С.-Петербург). К вопросу о масонстве А. П. Сумарокова (Из комментария к «Разным мелким стихотворениям»)
Заседание начнется в 14 00 в Малом конференц-зале Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (кабинет 201).
Чтения отдела русской литературы XVIII века. Вып. 8: Русская литература XVIII столетия в науке XX века. Неолатинская гуманистическая традиция и русская литература конца XVII — начала XIX веков / Отв. ред. А. А. Костин. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018.— 328 с.
ISBN 978-5-98874-162-6
Карамзин-писатель = Nikolaї Karamzin écrivain: коллективная монография / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, под ред.: Н. Д. Кочетковой, А. Ю. Веселовой, Р. Бодэна. СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2018. — 384 с., c. илл.
ISBN 978-5-91476-099-8
Дар дружества муз: Сб. ст. в честь Н. Д. Кочетковой / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; отв. ред.: А. Ю. Веселова, А. О. Дёмин. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018. — 280 с. Тираж
ISBN 978-598874-156-5
XVIII век. Сборник 29. Литературная жизнь России XVIII века / Отв. ред. Н. Д. Кочеткова, С. И. Николаев. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2017. – 636 с. Тираж 300 экз.
Древность и классицизм: наследие Винкельмана в России = Antike und Klassizismus — Winckelmanns Erbe in Russland / Akten des internationalen Kongresses St. Petersburg 30. September – 1. Oktober 2015 hrsg. von M. Kunze und K. Lappo-Danilevskij. Mainz; Ruhpolding; Petersberg: Verlag Franz Philipp Rutzen, Michael Imhof Verlag, 2017. 296 S. 201 Abb.
Другие новые издания Отдела
Научные заседания Отдела проводятся в последний четверг каждого месяца за исключением июля и августа в 14-00 в здании Института русской литературы (Пушкинский Дом). На этих заседаниях заслушиваются и обсуждаются доклады, связанные с тематикой работы Отдела.Хроника научных заседаний.
Информация об очередном заседании размещается на странице отдела обычно за десять дней до заседания. Если Вы хотели бы впервые выступить с докладом на заседании Отдела, то за дополнительными сведениями можно обратиться к Антону Олеговичу Дёмину по электронной почте, сделав запрос по адресу anton_demin@mail.ru.Правила проведения заседаний.
Результаты научной работы Отдела отражаются в публикациях
Важное место среди них занимает серийный сборник «ХVIII век».. Краткая информация о сборнике «ХVIII век»Правила публикации.
Краткая информация о сборнике «ХVIII век»Правила публикации.
Аннотация статей и ключевые слова
Basic facts about the collection «ХVIII век»
Publication rules
Гигиенические процедуры
Оглавление
Современного человека трудно представить без умывания, принятия ванны или душа. А вот жители того времени считали такие процедуры опасными для своего здоровья. Бытовало мнение, что горячая вода способствует проникновению инфекций в организм. Именно поэтому водные процедуры принимались в одежде вплоть до конца 19 века.
Бытует мнение, что нечастое купание людей является следствием средневековых обычаев. Но в средние века люди мылись гораздо чаще, зная, что неряшливость приводит к эпидемиям. Негативное отношение к водным процедурам — следствие философии эпохи Возрождения, когда слишком частое умывание считали вредным для здоровья.
Что касается полости рта, зубы чистили зубочисткой или протирали тряпкой. Позже было запущенно производство зубной пасты, но позволить купить ее могли только зажиточные люди.
Дезодорант появился в конце 18 века. Неприятные запахи на своем теле люди высшего сословия прятали за слоем парфюмерии. К концу 1800 года запустили производство антиперспирантов, они дошли до наших дней под брендом «Мама».
Уход за волосами и удаление волос на своем теле не входили в привычки людей той эпохи. Хотя и сейчас к удалению волос существует неоднозначное отношение — оно здоровью точно не помогает.
Основные события и войны в истории России в 18 веке
- упразднение патриаршества в 1700 г.,
- основание Санкт-Петербурга в 1703 г., Булавинское восстание 1707-1708 г.,
- реформа административного управления 1708 г.,
- северная война 1700-1721 гг.,
- каспийский поход 1722-1723 гг.,
- учреждение коллегий 1718-1721 гг.,
- административная реформа 1719 г.,
- принятие Петром императорского титула,
- русско-персидская война 1722-1723 гг.,
- «Табель о рангах» 1722 г.,
- Учреждение Академии наук 1724 г.,
- царствование Екатерины I 1725-1727 гг.,
- царствование Петра I 1727-1730 гг.,
- царствование Анны Иоановны 1730-1740 гг.,
- Русско-турецкая война 1735-1739 гг.,
- Русско-шведская война 1741-1743 гг.,
- царствование Елизаветы Петровны,
- правление Петра III 1761-1762 гг.,
- царствование Екатерины III 1762-1796 гг.,
- Комиссия об Уложении 1767-1768 гг.,
- Чумной бунт в 1771 г.,
- Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг.,
- Победы под командованием Суворова под Кючук-Кайнарджи и Карасу 1772 г.,
- Кючук-Кайнарждийский мир 1774 г.,
- основание Черноморского флота в 1779 г.,
- присоединение Крыма 1783 г.,
- Русско-турецкая война 1787-1791гг.,
- Русско-шведская война 1788-1790 гг.,
- Царствование Павла 1796-1801 гг.
Архитектура
Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.
-
Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.
-
Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).
-
Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.
Литература в последней четверти XVIII века
В Европе
Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).
Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.
В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».
Литература в последней четверти века в России
Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.
В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.
Стремление к восхвалению власти и престола в русской литературе начинает затихать, но поддерживается усилиями отдельных поэтов. Именно в это время Гавриил Державин пишет известную оду «Фелица» (1782), где прославляется просвещенная монархия, воплощенную в Екатерине II. Другие произведения этого поэта тоже сыграли значительную роль в становлении русской литературы — «На смерть князя Мещерского» (1779), «Властителям и судьям» (1780), «Бог» (1784), «Памятник» (1795). Велико было влияние Державина на поэтов последующего поколения, вплоть до того, что Пушкин упоминает о нем в «Евгении Онегине».
Кризис классицизма
Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры.
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
Сентиментализм
В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.
Жан-Батист Шарден (1699-1779).
Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.
Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.
Больше всего он любил писать… фрукты. Даже когда Шардена сделали членом французской Академии, обозначали его как «изобразителя плодов».
Шарден не вписывался в эпоху рококо. Совсем. Он принципиально игнорировал моду на изящные сюжеты и парадные портреты. Он был художником «третьего сословия».
Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.
Ярким примером такого особого взгляда на жизнь является картина «Медный бак». Кому ещё придёт в голову в галантном XVIII веке писать бак?!
Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.
В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.
Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.
Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.
Вот, к примеру, «Мальчик с юлой».
Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.
Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.
Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.
А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.
Жан Батист Шарден. Портрет жены. 1776. Чикагский инситут искусства.
Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.
Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.
Какое соотношение существует между веком и годом?
- Если мы знаем, в каком году произошло то или иное событие, то определить соответствующий ему век достаточно просто.
- Достаточно всего лишь год разделить на 100, а потом получившуюся целую часть частного увеличить на единицу. К примеру, нам нужно узнать, к какому веку относится 1243-й год. Делим 1243 на 100 и получаем 12,43. Целая часть – 12. Добавляем к ней 1 и получаем 13. Таким образом, мы получили, что 1243-й год – это 13-й век.
- Если деление на сто происходит без десятых частей, то целую часть оставляем без изменений. Так, 2000-й год является 20-м веком, поскольку 2000 разделить на 100 получится 20.
Соотношение
- Еще один способ, более легкий соотношения веков по годам – ничего не делить, а просто добавить единичку к двум первым цифрам. Это же правило действует и для определения веков до нашей эры. Так, 672-й год до н.э. является 7-м веком (разумеется, также до н.э.). Почему? Потому что, отбросив две последние цифры, мы получим 6, а прибавив к ней единицу – 7.
- Кстати, таким же образом можно определять не только век, но и тысячелетие, с одной поправкой: от года остается не две, а только одна первая цифра. Пример: полет в космос Юрия Гагарина произошел в 1961-м году.
- Оставляем первую цифру 1 и прибавляем к ней еще одну единичку. Получаем 2, т.е. это произошло во втором тысячелетии. И так же мы не прибавляем ничего к первой цифре, если за ней следуют нули.
Создание и функционирование исторических архивов в России в 18 веке.
Указом от 14 января 1768 года предписывалось каждой губернии после окончания межевания всю документацию сдать в создаваемый межевой архив при Московской межевой губернской канцелярии.
Кроме документов по межеванию в архив поступили отдельные источники по ряду губерний. К концу 18 века здесь находилось около 900,0 тыс. дел. Архивисты не успевали их разбирать.
В декабре 1796 года архив разделился на два отделения: чертежное и канцелярское. Систематизация картографических материалов была хорошо разработана. Источники распределялись по губерниям уездам, на шкафах имелись названия городов и регионов. Особый интерес представляли экономические примечания, т.е. объяснительные записки к картографическим материалам. Картографическая документация (планы, карты, атласы) и текстовая (межевые книги, экономические примечания) были тесно связаны между собой, поясняя и дополняя друг друга.
Составлению объяснительных записок к картографическим материалам уделялось большое внимание. Материалы межевого архива освещали цели и задачи межеваний, захват дворянами крестьянских и государственных земель, национальную политику самодержавия, колонизацию Поволжья, борьбу крестьян за землю
Материалы межевого архива освещали цели и задачи межеваний, захват дворянами крестьянских и государственных земель, национальную политику самодержавия, колонизацию Поволжья, борьбу крестьян за землю.
В межевом архиве интенсивно велась разработка справочников, причем основное внимание уделялось составлению алфавитов. Предписывалось разрабатывать к экономическим примечаниям два алфавита: первый – с наименованиями земельных участков, второй – с фамилиями владельцев
Это облегчало работу и способствовало улучшению сохранности материалов.
В самом конце 18 века началась концентрация важнейших военных документов. В 1797 году возникло собственное ее императорского величества депо карт, в которое передали более 20 тыс. карт, планов и атласов из упраздненного департамента Генерального штаба, некоторые картографические материалы из Эрмитажа, поступила текстовая документация из кабинета Екатерины II, канцелярии генерал-прокурора Лопухина.
Литература XVIII века
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма
Сообщение докладов на тему «РоссияXVIIIвека».Лекция с элементами беседы
Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.
Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха)
переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.
Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене.
Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть.
18 век – век просвещенногоабсолютизмас его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.Абсолютизм – единовластие .
Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр.
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: образование, наука, культура, печать. Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.
Классицизм
– (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания.
Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобноглубоким водам, заключенным в гранитные берега ./
Черты классицизма
- Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.
- Утверждение приоритета разума.
- В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”).
- Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно — композиционная организация).
- Четкое разделение героев на положительных и отрицательных.
- “Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).
- Идеализация героя (оды Ломоносова).
- Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.
- Объективность повествования.
Особенности классицизма
- Деление жанров на “высокие” и “низкие”.
Высокие
: (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)
Низкие
: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.
Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века.
Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
- Закон “трех единств” (единство времени, места и действия)
- единство времени – действие происходит в течение одних суток;
- единство места – действие происходит в одном месте;
- единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом).
Русский классицизм
зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.
Особенности русского классицизма.
- связь с современной действительностью;
- сатирическая направленность;
- обращение к конкретным явлениям русской жизни;
- преобладание национально – исторической тематики ;
- высокий уровень развития жанра оды.
Итоги урока
В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.
Архитектура XVIII века
В архитектуре воплощением идей рококо стал дворец Фридриха II в Потсдаме, Сан-Суси (1745-1747) (что в переводе с французского значит «без забот»). Был построен по образцу французского Версаля.
Церковь Святой Женевьевы (1790) в Париже, которая была возведена по образцу римского Пантеона, представляет собой пример классицизма. Ее строительство было начато еще при Людовике XV(1715-1774), а закончилось незадолго до Великой Французской революции. Впоследствии стала Пантеоном, местом захоронения великих людей Франции.
Музыка Венской классической школы XVIII столетия
Этот период знаменуется переходом от духовной музыки к светской. Яркие представители направления:
И. С. Бах (более 1000 музыкальных произведений),
Л. ван Бетховен (например: «Патетическая соната»),
В. А. Моцарт (около 1000 музыкальных произведений),
Ф. Й. Гайдн. Его «Песнь Кайзера», посвященная императору Францу II, написана в 1797 г., а позднее стала мелодией гимна Германии
Великая Французская революция 1789-1799 гг.
Великая Французская революция началась из-за множества причин. Однако центральная проблема заключалась в том, что экономическое и политическое развитие Франции сдерживали устаревшие феодальные порядки и абсолютизм.
Экономические причины французской революции:
- Непосильные налоги для непривилегированных слоев населения.
- Разорение крестьян лишенных права на землю, вынужденных нести обременительные повинности в пользу землевладельцев — феодалов.
- Взяточничество и казнокрадство чиновников.
- Финансовый кризис 1787, неурожай 1788, голод 1789 года.
Политические причины:
- Недовольство народа политикой королевских властей.
- Расточительность короля Людовика XVI на фоне обнищания Франции.
- Бесправие французского народонаселения.
Идеологические причины:
Распространение идей французских просветителей, осуждавших произвол государственных властей, прославлявших борьбу с абсолютизмом, борьбу граждан за собственные права и свободы.
Основные события Великой Французской революции
5 мая 1789 года – созыв Людовиком XVI Генеральных Штатов. В условиях экономического кризиса король Франции решил ввести новые виды налогов, для чего вынужден был созвать парламент – Генеральные Штаты, не созывавшийся последние 175 лет. Однако парламент отверг предложение короля и вскоре объявил себя Учредительным собранием — собранием, учреждающим новый государственный строй в стране.
14 июля 1789 год – взятие французским народом Бастилии, начало революции во Франции. Обеспокоенные слухами о роспуске Учредительного собрания парижане захватили центральную крепость столицы.
26 августа 1789 года – принятие «Декларации прав человека и гражданина». В этом конституционном документе были изложены требования, ставшие основой французского законодательства. Декларация провозгласила естественные права человека, равенство всех людей перед законом, право граждан на участие в управлении делами государства.
1789-1792 гг.- резкое обострение политических противоречий в стране. Несмотря на то, что формально король все еще оставался главой государства, фактически вся законодательная власть перешла в руки к Законодательному собранию, созданному в 1791 году. Это произошло после неудачной попытки бегства из страны Людовика XVI, который был пойман на границе в Варенне, и с позором возвращен обратно в Париж.
21 сентября 1792 года – Франция была объявлена республикой.
21 января 1793 года – был казнен Людовик XVI, что означало окончательное свержение королевской власти во Франции.
1793-1794 гг. – установление якобинской диктатуры во Франции. В период революции во Франции развернулось противостояние между двумя политическими партиями: жирондистами и якобинцами. Жирондисты выступали за распространение революционных идей по всей Европе, настаивали на ведении войны с иностранными державами «вступившими в заговор против революционной Франции». Якобинцы отличались более радикальными взглядами от жирондистов, именно они настояли на казни короля Людовика XVI, а после его смерти стали проводить жесткую внутреннюю политику, переходящую в террор. 2 июня 1793 года якобинцы пришли к власти, начались изгнания жирондистов, массовые репрессии, расправы в парижских тюрьмах.
27 июля 1794 года – Термидорианский переворот. В результате переворота была свергнута диктатура якобинцев во Франции, это положило конец революции, во Франции была учреждена Директория.
Запоминаем новые слова!
Директория – форма организации верховной власти, при которой страной управляет коллегиальное правительство.
Меньшие государства
Людвигсбургский дворец в Вюртемберге
К западу от Австрии и Пруссии стояла оставшаяся большая часть Германии. Существование двух великих держав препятствовало серьезной реформе конфедеративного устройства Германии; но не исключена реформа правительств и администраций отдельных штатов. Общая картина была столь же разнообразна, как политическая карта Священной Римской империи, и ее трудно обобщить. Но преобладает впечатление, что в целом после 1750 года и особенно после 1770 года общее положение среднего класса несколько улучшилось как в экономическом, так и в политическом плане. Реформы проводились в ряде больших и малых государств. Были распутные, порочные и тупые правители, но были и выдающиеся личности. Бюрократы, зачастую коррумпированные, были более компетентными и образованными, чем раньше. Саксония оставалась в авангарде немецкой культурной деятельности, и ее коммерческая и промышленная деятельность оставалась значительной; но политически он уступал своему соседу Бранденбург-Пруссии. Бавария была особенно несчастной; это была сельская земля с очень большими долгами и несколькими центрами роста. В Вюртемберге герцог щедро тратил средства на дворцы, любовниц, великие праздники и охотничьи экспедиции. Среди мелких князей, много оскорбительных символов может быть найден, но и многие из выдающихся деятелей, таких , как герцога Вильгельма Фердинанда Брауншвейгского и маркграф Карл Фридрих из Бадена . Под властью Карла Фридриха, энтузиаста Просвещения , Баден пользовался одним из лучших правительств малых штатов. Крепостное право было отменено в 1783 году, хотя это было сделано в первую очередь для предотвращения крестьянских волнений и бегства несвободных крестьян Бадена в соседний Брайсгау после того, как Иосиф II отменил крепостное право в этой австрийской провинции в 1781 году.
Большая часть Германии все еще жила под властью епископов. Условия в этих церковных княжествах были не менее разнообразны, чем в светских государствах. Все епископы были потомками правящих династий или высшей аристократии и считали себя политическими правителями, которые жили и действовали в стиле современного светского придворного общества. Их чувство ответственности и их способность управлять своими территориями также сильно различались. Однако даже в лучшем случае они не могли добиться преемственности правления, которую начали приобретать некоторые династические государства.
В Гессен-Касселе ландграф Фридрих II правил с 1760 по 1785 год как просвещенный деспот и собирал деньги, нанимая солдат (так называемых «гессенцев» ) в Великобританию, чтобы они помогали в войне за независимость в Америке . Он сочетал идеи Просвещения с христианскими ценностями, камерулистскими планами централизованного управления экономикой и милитаристским подходом к дипломатии.
Ганноверу не нужно было поддерживать щедрый двор: его правители также были королями Англии и проживали в Лондоне. Георг III , курфюрст (правитель) с 1760 по 1820 год, ни разу не посетил Ганновер. Местная знать, которая управляла страной, открыла Геттингенский университет в 1737 году; Вскоре он стал интеллектуальным центром мирового уровня.