Оглавление
Ход занятия
1.
На мольбертах представлена экспозиция иллюстраций и муляжей различных видов античных ваз.
Античные вазы.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему- то не сразу.
“Подумаешь вазы!” подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала мы на них взглянули,скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз. …
То вазы – гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза – с рисунком – рассказом!
… герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу горгона.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – одиссей, падающий советы.
А это – кентавр…
А это…
А это…
Но мы описать не попробуем в раз,
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Грецией, но тема нашего путешествия сегодня будет называться «Мастерская греческой вазописи». Мы с вами узнаем не только много интересного, но и сами побудем художниками и вазописцами.
Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах — вазопись. Вазописью обычно называют античную — греческую живопись на вазах. Античный значит древний или древнегреческий.
Вазопись — роспись керамических (от греческого “керамос” — глина) сосудов. Ваза — сосуд, посуда — бытовой художественный сосуд имеющий не только повседневно- бытовое но и декоративное (служащее для украшения) значение.
Этот вид искусства, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.
Форма сосудов зависила от предназначения. Самой рапространеной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина.Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин — лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала простор для росписей. (показ слайдов)
Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков. (показ слайдов)
Роспись по вазам была краснофигурной и черно фигурной.
Черно фигурный стиль — черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда.
Красно фигурный стиль — изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда.
Изображения на вазах были насыщены сценками из жизни древних греков,
Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. Знаменитый кратер, так называемая ваза “ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. (Демонстрация детям слайдов и натуральных ваз и амфор малой формы)
К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а так же в русском художественном музее имени А. С. Пушкин. (Показ слайдов)
Сюжеты отличались широким разнообразием, поэтому мы с вами, ребята, можем подобно древним грекам немного почувствовать себя художниками — гончарами и расписать вазы.
2.
Воспитатель раздает ученикам иллюстрации с изображением сюжетов рисунков и орнамента древнегреческих ваз.
Итак, ребята сейчас мы с вами продолжим знакомиться с техникой «граттаж». Как вы помните, рисунок процарапывается различными острыми предметами. Это может быть и полочка в виде заточенного карандаша, зубочистка, деревянная спица, любой острый предмет. (показывает)
Берем заготовку амфоры. Подбираем образец орнамента, которым вы решили украсить свой горшок. Затем, берём специальную палочку и начинаем процарапывать рисунок, сдувая стружку с листа
Обратите внимание орнамент находится в полосе и его элементы повторяются, вспоминайте,как вы рисовали такой орнамент на листе карандашами. Торопиться не нужно, ведь исправить работу не возможно
(дети выполняют работу, воспитатель помогает детям советами)
3. В конце занятия все работы вывешиваются
Педагог обращает внимание на удачные детали, композицию и содержание работ
Устраивается выставка лучших работ.
Сосуды периода архаики
Именно в это время возникла чернофигурная вазопись Древней Греции. Появлению этого нового направления в искусстве предшествовало внедрение некоторых важных технических усовершенствований греческих гончаров, которые научились использовать черный густой лак. Кроме того, они стали примешивать к глиняному составу охру, что придавало этому веществу оранжевый оттенок. Это позволило мастерам рисовать на поверхностях ваз фигуры людей, которые выделялись особенно хорошо. Для придания бо́льшей выразительности рисунку они стали обводить контуры фигур белой краской. Данный стиль существовал примерно два века – с VI по V в. до нашей эры.
Иконография
Геометрические узоры украшали многие вазы между 900–700 годами до нашей эры. Эти узоры включают меандры, прямоугольники и свастики . Большинство ваз этого периода было найдено на кладбищах, что стало нашим основным источником знаний в геометрический период . В 600-х годах до нашей эры Афины отошли от абстрактных геометрических узоров в сторону более естественного искусства под влиянием Ближнего Востока.
Изображения из ваз могут предоставить информацию о религии, убеждениях и образе жизни людей, включая обряды захоронения. Обычаи погребения включали омовение и обмазывание тела мазями перед обертыванием саваном и верхней тканью. Затем тело кладут на носилки или погребальное ложе, что дает форму греческой ассоциации между сном и смертью.
Дипилонная амфора , середина 700-х гг. До н.э., деталь выкладки тела (протез).
Танатоса , бога нежной смерти, можно увидеть на греческих погребальных вазах, уносящих тело умершего в преисподнюю. На амфоре Dipylon изображен акт выкладывания тела на глазах у скорбящих, называемый протезом . Следующим шагом была экфора; перемещение тела на кладбище в процессии. Если практиковалась кремация, прах умершего помещали в погребальную вазу и хоронили.
Chalkidian чернофигурного глаза чашка с маской Диониса, около 520-510 г. до н.э., Государственного античного собрание, Мюнхен
Потолки в интерьере Древней Греции
Потолки в домах повторяют подходы храмовых зданий, где широко использовались кессонирование. Кессон — квадратное или многоугольное углубление на потолке.
Поскольку греки не были знакомы с арочными сводами, то потолки в греческих домах были плоскими или с обнаженной балочной конструкцией из дерева или мрамора. Среди прочих пород дерева, применяемых в отделке выделялся кедр идеально подходящий для кессонирования потолков по своей прямизне и текстуре.
Кроме того он имел приятный аромат, что в античном интерьере было важным фактором. Посколькугреки активно использовали благовония для жилища одежды и тканей
.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ ЖИВОПИСЬ (VI В. ДО Н. Э.)
Геракл и кентавр Несс на чернофигурной амфоре, 620–610 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Афины
Чернофигурный вид росписи появился у коринфских мастеров в конце VII в. до н. э. Изображения наносились черным лаком на желтоватую или красную глину подсушенной необожженой поверхности сосуда. После обжига основа становилась красной, а поверхность фигурных изображений приобретала глянцевый черный цвет. Лица, мелкие детали или орнамент процарапывали тонким острием или рисовали белой и пурпурной красками. Композиционные схемы вазописи подверглись существенным изменениям. Художники изображали крупные фигуры с тщательно проработанными деталями, которые образовывали сценки с участием множества лиц. Наиболее популярными мотивами были пиршества, а также батальные сцены, что говорит о популярности героического эпоса. Росписью преимущественно украшались амфоры для хранения вина, кратеры для смешивания, ойнохои для разлива, а также чаши и кубки для питья. Совершенствованию техники росписи придавала импульс торговая конкуренция Коринфа, Афин, Лаконии и других центров производства. Около 570 г. до н. э. Афины вышли в этой гонке победителями, следующие 150 лет их мастера не знали себе равных в этом искусстве.
Центры вазописи
Кратер с волютами и изображением наискоса
Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы с Беотии и Лаконии.
Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII века до н. е. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV века до н. е. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии, отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветов использовались белая и красная краска.
Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, например, изображены свадебные пиры или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются «наискови вазы», получившие свое название по изображенным на них наискосам и предназначались для погребальных ритуалов.
По материалам: http://nado.znate.ru
Ранние образцы сосудов
Сосуды, по которым можно судить о вазописи Древней Греции, различаются как по форме, так и по своему предназначению. Наиболее ранние вазы использовались преимущественно в практических или ритуальных целях. Сосуды с геометрическим орнаментом являлись частью погребального обряда. В них либо хоронили прах умерших, либо клали предметы в места погребения. Вазы, датируемые XI-IX веками до нашей эры, с богатым геометрическим орнаментом ученые называют дипилонскими.
Их особенностью является то, что в них геометрические мотивы соединяются с несколько изощренной композицией рисунка. На этих вазах часто встречаются примитивные схематические изображения людей и животных, что можно считать серьезным шагом вперед в развитии данного вида искусства.
Новые рисунки и технологии
Стили вазописи Древней Греции условно делятся по особенностям орнамента и техники. Расцвету этого специфического вида живописи предшествовало появление некоторых важных новшеств, которые нельзя не отметить. На поздних дипилонских вазах встречаются элементы сюжета. Мастера не просто рисовали геометрические фигуры, но также пытались изобразить некоторые сцены из жизни древнегреческого общества: спортивные состязания колесниц, оплакивание умершего, плавание судов и другие. На орнамент данного периода большое влияние оказала восточная культура. Это проявилось в изображении мифологических животных, зверей, птиц. Данные новшества предшествовали новому периоду в данном искусстве.
Возникновение
При характеристике вазописи Древней Греции вначале необходимо указать на некоторые обстоятельства появления гончарного искусства у древних греков, а также на влияние соседних культур на их живопись. Кузнецы и ремесленники этой страны научились изготовлять глиняные сосуды довольно давно – еще в III тысячелетии до нашей эры. Именно этим рубежом датируются первые находки керамики. Ареал их распространения чрезвычайно широк: он охватывает не только Балканский полуостров, но и целый ряд островов Эгейского моря, некоторые районы Малой Азии. Первые образцы вазописи Древней Греции были найдены в пещере Камарес, название которой и определило имя целому направлению стиля критских мастеров. Первые орнаменты были чрезвычайно простыми: мастера наносили белой краской геометрические орнаменты на поверхность темного фона. Характерной чертой камарского стиля было использование морских мотивов в рисунках.
ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРИОД (VII В. ДО Н. Э.)
Вазопись в это время развивалась под влиянием образцов орнамента и рисунка, заимствованных из восточного искусства. На ранних образцах стиля угловатые контуры геометрических фигур постепенно смягчаются, изображения приближаются к естественным формам. Геометрический орнаменттранс-формируется в сторону растительного декора, появляются розетки, гирлянды, завитки и листья. Широкие горизонтальные фризы коринфских ваз заполняют изображения животных, среди которых были львы, кабаны, козы, а также гибридные существа — сирены и сфинксы. Широко распространилась техника чернофигурной и полихромной росписи, двухцветная гамма геометрической росписи — темный лак и красноватый цвет глины — теперь дополняется накладными красками — белой и пурпурной.
Технология изготовления и гончарные мастерские
Гончарная мастерская. Коринфская Пинака с Пентескуфии. — 550 гг.до н.э. Лувр
Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учеными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнение их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований росписи ваз. Источниками информации также сцены из жизни гончаров и вазописцы с Коринфских глиняных табличек. Изображение гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном Беотийский Скифос.
1.1. Глина
Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество глины. Горная порода должна быть выветрен. Исходный материал часто размачивается на месте добычи и смешивается с другими добавками, которые предоставляли глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, в нижней Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивают или промывали в большой емкости. При этом крупные частицы глинозема опускались на дно, а органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из нее удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина «стареет» и становится эластичной. Слишком жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы «обезжиривания» глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо «состаренной» глины.
Технология изготовления и гончарные мастерские
Гончарная мастерская. Коринфская Пинака с Пентескуфии. — 550 гг.до н.э. Лувр
Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учеными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнение их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований росписи ваз. Источниками информации также сцены из жизни гончаров и вазописцы с Коринфских глиняных табличек. Изображение гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном Беотийский Скифос.
1.1. Глина
Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество глины. Горная порода должна быть выветрен. Исходный материал часто размачивается на месте добычи и смешивается с другими добавками, которые предоставляли глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, в нижней Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивают или промывали в большой емкости. При этом крупные частицы глинозема опускались на дно, а органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из нее удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина «стареет» и становится эластичной. Слишком жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы «обезжиривания» глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо «состаренной» глины.
Ткани в интерьере древней Греции
Ткани используют вместо дверей и перегородок , и для покрытия лож, кресел и украшения стен Фрагменты тканей найденные в Крыму показывают, что узоры вытканы на полотне, иногда вышиты или нанесены краской.
На тканях были не только узоры, но и мифологические и исторические сюжеты, что явилось родоначальником- римских и средневековых настенных ковров.
Греки различали ткани для мебели и настенные ткани. Узорчатые ткани развешивали вдоль стен свободно, без складок. Часто их собирали красивыми волнами.
Изначально использовались суконные и шерстяные ткани. Окраска производилась натуральными красителями, что ограничивало количество возможных цветов.
Любимыми цветами были зеленый, шафранный, золотой, фиолетовый и малиновый.Пурпурный цвет ассоциировался с царской властью.
Искусство архаического периода
С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира.
Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты.
Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство.
Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.
Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства.
В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.
Вазопись
Отдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические изделия:
- Амфоры — удлиненные сосуды с двумя ручками по бокам, в которых хранили вино и масло;
- Кратеры — сосуды, по форме напоминающие перевернутый колокол, используемые для вина;
- Килики или плоские чаши на высокой ножке — прообразы фужеров;
- Гидрии — в этих высоких сосудах с тремя ручками хранили воду.
Керамические росписи изначально представляли собой черные изображения на красном фоне, но постепенно меняли стиль и совершенствовались в манере исполнения. Кроме чернофигурного стиля появились краснофигурные росписи, когда фон между изображением на красной поверхности обожженной глины покрывали черным лаком.
Со временем античные вазы стали расписывать не только для эстетики, а как историко-документальные объекты. И что же мы видим на вазах и чашах из прошлого? Сюжеты из жизни и мифологии; фрагменты интерьеров, быта; характерные для того времени одежды, прически. Примечательно, что вазописцы по сравнению со скульпторами или архитекторами не были связаны по рукам и ногам религиозными рамками. Они могли отражать в своем искусстве то, что считали нужным, интересным, достойным внимания. Вот почему древнегреческую вазопись считают более динамичным и многообразным искусством, открытым для всевозможных художественных экспериментов. И те керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность для мировой культуры.
Геометрический стиль
Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:
- широкими линиями,
- выделенными линейными конструкциями,
- вертикальными полосами с обеих сторон.
в этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией.
В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.
С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:
- стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
- отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.
К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:
- стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
- фризы из фигурок животных,
- изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.
Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.
Аттическая вазопись
Аттическая чернофигурная вазопись развивалась несколько позже Коринфской. В росписях раннего этапа её развития новые приёмы, воспринятые во многом благодаря влиянию Коринфа, сочетаются с традициями ковровой, а иногда и геометрической росписи. Кроме того, на ранних этапах изображения людей всё ещё были схематичны, однако мастера уже стали пытаться передавать эмоции героев, изобразить какие-то действия.
Расцвет аттической чернофигурной вазописи начался в середине VI в. до н.э. Одними из известнейших вазописцев Аттики стали Клитий, Лидос, Эксекий, Амасис, а также ученики этих мастеров. Работы Клития относятся к началу расцвета чернофигурной аттической вазописи. На одном из самых знаменитых расписанных им сосудов — приземистой формы кратере — ещё заметна традиция предшествующих эпох. Так, насыщенность различными сюжетными линиями, внимательность к деталям, уникальность каждого героя сочетаются с ориентализирующей традицией помещения элементов росписи в горизонтальные фризы.
Помимо индивидуальных мастеров, в Аттике также работали целые мастерские, в которых вазы зачастую выпускались в относительно большом количестве, можно сказать, для более широкого потребления. Одной из таких мастерских является мастерская Никосфена. Здесь производились в основном амфоры, имевшие особую форму: тело вазы напоминало перевёрнутое яйцо, а горлышко, почти равное по высоте телу, плавно сужалось к верху, ручки же были большими и тонкими. Сюжеты росписей ваз, производившихся в этой мастерской, были основаны главным образом на мифологии. Часто изображались также вакхические сцены. При всём совершенстве техники росписей, они часто были похожими друг на друга, в них использовались схожие орнаментальные элементы, что объяснялось более массовым производством. Возможно, для нанесения одинаковых узоров, использовались и трафареты.
Для аттических вазописцев была важна целостность передаваемого сюжета, а потому они концентрировались непосредственно на изображаемом действии. Фигуры людей, написанные аттическими мастерами, отличались динамичностью, изображались в сложных ракурсах
Аттические мастера использовали специальный приём — роспись в клейме, для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на изображённом сюжете. Кроме того, их роспись отличалась гораздо большей свободой в вопросах выбора поз, вазописцы не боялись изображать группы фигур
По мере развития аттической вазописи сюжет в изображениях стал настолько важен, что в работах Эксекия порой невозможно найти главного героя композиции. Мастер придавал гораздо больше значения целостности изображаемого действия, соотношению фигур, их взаимосвязи. Позднее, другие мастера уже краснофигурной росписи, унаследуют ряд приёмов школы Эксекия.
Чёрный лак, который использовали аттические вазописцы, отличался глубиной цвета, достаточно интенсивно блестел. Мастерам удавалось придавать ему такую гладкость, что поверхность, покрытая им, могла даже отражать свет подобно зеркалу. Несмотря на насыщенный чёрный цвет, на некоторых вазах рисунки, нанесённые таким лаком, отливали оливковым оттенком.