Оглавление
Задачи
В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.
Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма. В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны
В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.
В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.
Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.
На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.
Реформа образования
После создания Министерства народного просвещения, реформам подверглась и образовательная сфера. Были созданы 6 учебных округов:
- Московский;
- Виленский;
- Харьковский;
- Дерптский;
- Петербургский;
- Казанский.
Были открыты университеты в Казани и Харькове. В Петербурге — Педагогический институт.
В 1803 году было произведено реформирование устройства образовательных учреждений, основанное на принципах бессословности:
- Приходские училища. Обучение длилось 1 год. Принимались все дети, без различия по сословиям. Велось обучение арифметике, письму, чтению, природоведению, закону Божьему.
- Уездные училища. Обучение — 2 года. в таких образовательных заведениях детей готовили к поступлению в гимназию.
- Обучение в гимназии составляло 4 года и давало полное среднее образование. Преподавались гуманитарные науки и математика. Велась подготовка к поступлению в университет. Для желающих преподавались: коммерция, технология, 2 иностранных языка.
- Университеты принимали в свои ряды студентов всех сословий. К каждому университету прикреплялся свой учебный округ, в котором давалось право организовывать управление учебными заведениями, назначением учителей в училища или гимназии. Главной задаче было подготовить студентов к государственной службе. При университетах существовали учреждения воспитания — благородные пансионы.
Для лиц дворянского происхождения были открыты лицеи, которые давали высшее образование: Царскосельский (1811), Ришельевский (Одесса, 1817), Волынский (Кременец, 1819), Нежинский, Демидовский (Ярославль), Катковский (Москва).
В каждом губернском городе должна была быть гимназия, в каждом уездном — училище.
Данная реформа не могла осуществиться в полном объеме из-за крепостного права. Так как открытие школ для крестьян должно было осуществляться на средства самих помещиков. Как следствие — во многих сёлах и в некоторых городах начальные школы не были открыты.
Состав Негласного комитета
Негласный комитет
Князь Адам Чарторыйский, польский магнат с европейским образованием, его родина была присоединена к России после раздела Польши. Он желал помочь Польше обрести свободу и открыто выражал свои взгляды.
Виктор Кочубей, бывший посол в Константинополе, давний друг Александра, с которым он переписывался и которому раскрывал самые сокровенные свои мысли, стремился ввести справедливые законы и установить порядок в стране.
Павел Строганов. Из семьи самых крупных богачей России, владевший огромной коллекцией картин. В разгар Французской революции был в Париже и разгуливал в красном колпаке в знак солидарности с революционерами. Екатерина II срочно возвратила его в Россию, где он несколько лет жил в деревне. Позже Строганов вновь появился при дворе, женившись на умнейшей и образованнейшей женщине Петербурга княжне Софье Голицыной и стал вести жизнь просвещенного вельможи.
Николай Новосильцев – родственник Строганова – специалист по законоведению, политической экономии и всеобщей истории.
Тайком друзья составляли записки с проектами преобразований, предусматривавших введение гражданских свобод, равенство всех перед законом и создание общества на принципах справедливости и братства.
Александр, самый молодой из них, одобрял взгляды своих единомышленников.
Павла I насторожила дружба сына с либерально настроенными молодыми людьми, и он разогнал кружок: Чарторыйского отправил посланником в Сардинию, Кочубея — в ссылку в Дрезден, Новосильцев сам уехал в Англию, Строганов был удален от двора — кружок распался. Но как только Александр I взошел на трон, кружок возродился, но уже в виде Негласного комитета.
П.А. Строганов
Непременный совет и Сенат должны были олицетворять преемственность екатерининского и нового царствований, а Негласный комитет стал ответом на вызовы времени — прежде всего, на изменения в Европе под влиянием идей Французской революции.
Формально Негласный комитет не входил в систему государственного управления, но в регулярных беседах его участников, «молодых друзей» императора, обсуждались планы преобразований. Однако ни император, ни его сотрудники не имели ясного представления о последовательности необходимых реформ.
Кружок просуществовал примерно до 1804 г. Император всё больше входил в детали правления, и советчики теперь ему были не очень нужны. Затем члены бывшего Негласного комитета заняли высокие посты во вновь образованных министерствах.
Помещения Государственного совета
Мариинский дворец на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга
Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце, в котором было отведено 6 комнат надворной анфилады вдоль Тёмного коридора в западном ризалите, с 1828 года — в помещениях первого этажа здания Большого Эрмитажа, где до сих пор сохранила своё название Советская лестница. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля года при неудачном покушении на императора Александра II государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание.
В 1885 году Государственный совет был перемещён в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. После преобразования Госсовета в 1906 году и значительного увеличения числа его членов помещения Мариинского дворца были перестроены, в частности, расширен зал заседаний. Работы были закончены к 15 (28) октября года, а до той поры обновлённый Совет заседал в помещении Петербургского Дворянского собрания, специально снимаемом для этой цели.
Одобрение и отклонение законопроектов
В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.
Первые преобразования
В самом начале политического пути император устранил последствия наиболее одиозных решений своего предшественника, Павла.
- Первым делом правитель помиловал больше полутора сотен военных, политических активистов, мыслителей и творческих людей, которые попали в опалу при его отце.
- Вернул 12 тысяч военных, которых отстранили от службы по надуманным поводам.
- Амнистировал беглецов.
- Разрешил ввоз товаров, которые были запрещены при Павле. В том числе предметов искусства, книг и пр.
- Восстановил финансирование важных научных сообществ.
- Прекратил работу Тайной Канцелярии, органа политического сыска и преследования неугодных.
- Восстановил права священников, духовенства.
- Также вернул в действие Жалованные грамоты городам, дворянству, которые гарантировали тем привилегии.
Задолго до восшествия на престол, Александр I вынашивал планы тотальной реформации российского государства и общества. Все свои идеи он обсуждал с ближайшим окружением: графами Кочубеем, Новосильцевым и Строгановым, князем Чарторыйским.
Александр I
Позже сподвижники императора вошли в состав Негласного Комитета. Неформального совещательного органа, который отвечал за реформы. В 1801-м году он играл большую роль в государственном управлении, определении политической, социально-экономической стратегии.
Прогрессивные части общества возлагали на деятельного энергичного императора большие надежды. Для этого были все основания. Атмосферу того времени можно охарактеризовать как осторожный оптимизм.
Смерть Александра Первого
Правитель был большим любителем путешествий. Эту страсть он сохранил до преклонных лет. Но в одном из странствий заразился брюшным тифом. Смерть Александра 1 наступила 1-го декабря 1825 года.
Кончина правителя стала большой неожиданностью для всех. Выдвигались версии о насильственной смерти императора. А позже появилась теория о том, что гибель была не более чем инсценировкой.
Согласно популярному мнению, Александр отправился в Сибирь, где принял имя Федора Кузьмича, и остаток жизни провел под другой личностью.
Биография Александра I пестрит мифами и легендами. Многие из них исследователи отвергают. Однако эта версия по мнению историков имеет право на жизнь. Хотя достоверных доказательств пока нет.
История ЕГЭ — Александр I
Конституционные проекты
Не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейм. В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.
В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.
Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.
Внутренняя политика Александра 1 таблица
Александр 1 (1801–1825 гг.) вступил на престол в марте 1801 г. при чрезвычайных обстоятельствах, когда в результате дворянского заговора был убит его отец – император Павел 1.
Реформы | События внутренней политики Александра 1 |
---|---|
Реформы государственного управления | — Александр 1 и «Негласный комитет» (1801-1803): П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев
— 15.03.1801 — указ о политической реформе — 02.04.1801 — указ о ликвидации Тайной экспедиции — органа политического сыска — 12.12.1801 — указ о праве покупки земли — недворянам — 08.09.1802 — указ о преобразовании коллегий в министерства (8 министерств: министры сами принимали решения и несли за них персональную ответственность). — 1802 г. — создание Комитета министров (со вещание императора с министрами) — 20.02.1803 — указ «о вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласнованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп — 01.01.1810 г. — учреждение Государственного совета (идея М.М. Сперанского) |
Реформы в сфере народного образования 1802-1804 гг. | — Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений; приходские (при церкви) — 1 год, уездные училища (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, и университеты для дворян.
— Открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819г. в университет. — 1804 г. — университетский устав, который закрепил авто номии (самоуправления) университетов. — Учреждение Министерства народного просвещения. Создание привилегированных лицеев — Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811). — 1819 г. — Опала в Москов ском университете. Ужесточение цензуры |
Крестьянский вопрос | Александр 1 начал заниматься крестьянским вопросом всерьёз, хотя первые попытки начинал делать его отец Павел 1.
— 1803г. — «Указ о вольных хлебопашцах» — освобождние крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком. — Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике: − 1816 — в Эстляндии (Эстония), − 1817 — в Курляндии (Латвия), − 1819 — в Лифляндии (Литва) |
Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России:
1. Проект Аркачева А.А. (1818) — покупка государством помещичьих земель и наделелие крестьян землей по две десятины на душу. 2. Проект Гурьева Д.А. (1819) — разрушений крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа. Пректы отмены крепостного права оказались неосуществленными, а освобождение крестьян ограничились только прибалтийскими губерниями. |
|
Конституционный вопрос | — 1815 г. — Введение конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи. Учреждался выборный двухпалатный парламент (Сейм)
— 1818 г. — Александр 1, выступая в Варшаве на открытии польского Сейма, обешал ввести конституцию на всей территории России (поручение Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции) — 1821 г. — Проект конституции: «Государственная уставная грамота Российской империи». Законосовещательный парламент из двух палат: Сенат и Посольская палата (разделение страны на 12 наместничеств). Данный конституционный документ не был обнародован и введен в действие. |
Военные поселения |
Военные поселения (1810 — 1857 гг.) основной целью которых было уменьшение военных расходов в стране посредством соединения службы с хозяйственной деятельностью. Организатор — генерал А.А. Аракчеев (1769-1834)
— Создавались на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской и др. губерний — Жестокий режим и строгая регламентаци: жизни вызывали восстания: Чугуевское (1819), Новгородское (1831) |
Экономическая политика | Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства.
1807 г. Указ «О даровании купечеству новых выгод» — разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов. 1818 г. Закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы Попытки финансового оздоровления страны по плану М.М. Сперанского (1810) — сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов |
Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете
Высказываясь о том, во что выльется добавление нового госоргана в Конституцию, эксперты видят в нем один из двух вариантов продолжения политической карьеры Путина. Политолог Константин Калачев замечает, что, согласно новым поправкам, президент формирует и руководит Совбезом, но не обязан возглавлять Госсовет – таким образом, управлять Госсоветом сможет и бывший президент, который заблаговременно сформирует состав новой структуры.
Многие видят в происходящем определенное повторение казахстанского сценария, где правивший на протяжении 27 лет Нурсултан Назарбаев ушел с поста президента, но сохранил за собой посты главы Совета безопасности Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».
«Чем менее жестко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, — считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. — Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, — сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».
Нурсултан Назарбаев. Фото – Википедия
Другим вариантом продолжения карьеры Путина видится место спикера в Госдуме и главы партии «Единая Россия». Одни эксперты полагают, что это позволит поднять авторитет правящей партии и дать Путину возможность неграниченно долго влиять на политическую жизнь страны – ведь, согласно поправкам, роль парламента также увеличивается. Другие не считают это реальной возможностью. Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий, говорит: «Президент вряд ли готовит для себя место председателя Госдумы. Я не могу представить, чтобы Путин приходил на заседания парламента и давал слово Владимиру Жириновскому, а потом заслушивал выступления депутатов».
С другой стороны, эксперты считают, должность главы такого неясного органа как Госсовет может в дальнейшем привести к напряженности, так как новый президент навряд ли захочет терпеть рядом с собой настолько существенный фактор влияния.
Полномочия Госсовета
Государственный совет учреждался как орган с совещательными функциями. В конечном счете его полномочия свелись к рассмотрению:
- новых законодательных актов, предположений, изменений в законы;
- проблем внутригосударственного управления, связанных с отменой, введением ограничений, принятием дополнений и разъяснений к действующим законодательным актам;
- практики решения внутриполитических и внешнеполитических задач при экстренных обстоятельствах;
- параметров сметы госказны по доходам и расходам;
- отчетных сведений об исполнении росписей поступлений и трат из казны;
- мер финансового характера в чрезвычайных условиях и т.д.
Программа преобразований Сперанского
В конце 1808 года Александр I, не удовлетворённый результатами деятельности Негласного комитета, поручил Михаилу Сперанскому, талантливому выходцу из низов, разработать план государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. Его цель состояла в том, чтобы модернизировать и европеизировать государственное управление, путём введения буржуазных норм и форм «в целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».
Сперанский предполагал разделить население России на три сословия:
Проектом Сперанского впервые в России предполагалось реализовать разделение властей на законодательную (Государственный совет, губернские, окружные, волостные думы), исполнительную (министерства и учреждения губернские, окружные, волостные) и судебную (Сенат, губернские и окружные суды).
Выборы в представительный орган предполагались четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей. Доступ к выборам должны были получить землевладельцы (помещики) и верхи городской буржуазии.
При императоре создаётся представительный орган — Государственный совет, или дума. При этом император сохраняет всю полноту власти: сессии император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре. Императору же принадлежало право назначения министров и сенаторов.
Проект Сперанского встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать. Правда, Государственный совет (в урезанном виде) был всё-таки учреждён по плану Сперанского 1 января 1810 года. В течение последующих двух лет (12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года) были преобразованы министерства (см. выше).
К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет. Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:
- Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.
- Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.
Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством. Государственный совет новый проект представительства резко раскритиковал, хотя большинство проголосовало «за». К тому времени и сам Сперанский разочаровался в проекте и советовал его не принимать.
Таким образом, из трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.
Полномочия Госсовета
Государственный совет учреждался как орган с совещательными функциями. В конечном счете его полномочия свелись к рассмотрению:
- новых законодательных актов, предположений, изменений в законы;
- проблем внутригосударственного управления, связанных с отменой, введением ограничений, принятием дополнений и разъяснений к действующим законодательным актам;
- практики решения внутриполитических и внешнеполитических задач при экстренных обстоятельствах;
- параметров сметы госказны по доходам и расходам;
- отчетных сведений об исполнении росписей поступлений и трат из казны;
- мер финансового характера в чрезвычайных условиях и т.д.
1810–1906 гг.
Государственный совет был создан Александром I России в 1810 году в рамках Сперанский «s реформ . Хотя Сперанский задумывался как верхняя палата российского парламента , на самом деле это был консультативный законодательный орган, состоящий из людей, которым царь мог доверять. Количество участников варьировалось в разные периоды. На момент его основания в 1810 г. насчитывалось 35 членов; в 1890 г. их было 60. Основной обязанностью Совета было предварительное расследование, обнародование и отмена законов.
В Совете было четыре отдела: Законодательный; Гражданское и церковное управление; Государственная экономика; и промышленность, наука и торговля. Каждый департамент имел своего председательствующего (статс-секретаря) и собирался отдельно для обсуждения вопросов, порученных их департаментам. Также были пленарные заседания всего Совета под председательством Председателя Госсовета.
Совет в целом рассмотрел проекты закона, предложенные министрами, которые были членами ex-officio. Большинство их заседаний касалось бюджета и государственных расходов, но они изучали все, что им представлялось. У них не было полномочий предлагать изменения в закон, проверять все, что не было передано им для изучения или принятия решений. Совет давал рекомендации только монарху, который мог поддерживать большинство, меньшинство или вообще игнорировать рекомендации Совета, как он считал нужным. По словам Доминика Ливена, он «не играл никакой роли в формулировании внешней политики, и доступ его членов к Императору был очень ограничен.
Столетнее заседание Госсовета во дворце Марии 7 мая 1901 года изображено на огромном полотне Ильи Репина (показан фрагмент), ныне экспонируемом в Русском музее .
Председатели Государственного Совета
В 1810—1906 годах
- Граф Николай Петрович Румянцев (1810—1812)
- Князь Николай Иванович Салтыков (1812—1816)
- Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816—1827)
- Князь Виктор Павлович Кочубей (1827—1834)
- Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834—1838)
- Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838—1847)
- Граф Василий Васильевич Левашов (1847—1848)
- Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848—1856)
- Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856—1861)
- Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862—1864)
- Князь Павел Павлович Гагарин (1864—1865)
- Великий князь Константин Николаевич (1865—1881)
- Великий князь Михаил Николаевич (1881—1905)
- Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905—1906)
В 1906—1917 годах
- Эдуард Васильевич Фриш (1906—1907)
- Михаил Григорьевич Акимов (1907—1914)
- Иван Яковлевич Голубев ( 1914—1915)
- Анатолий Николаевич Куломзин (1915—1916)
- Иван Григорьевич Щегловитов (1917)
Похожие термины:
-
избранный народом представитель законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть и иные полномочия в
-
постоянно действующий коллегиальный орган Совета Федерации, который образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, свя
-
Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, пр
-
организационно-правовая форма рассмотрения верхней палатой Федерального Собрания вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ее ведению. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что палата прово
-
должностное лицо, руководящее работой Совета Федерации (СФ). Согласно Регламенту СФ, П. СФ и его заместители не могут избираться из числа лиц от одного и того же субъекта РФ. Они избираются тайным го
-
квалификационный разряд, который может быть присвоен государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы. Существуют разряды С. РФ 1,2 и 3-го класса.
-
правовой акт Совета Федерации (СФ). Согласно ч. 2 ст. 102 Конституции РФ, СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. То есть как и для Государственной Думы (ГД), пра
-
постоянно действующий орган судейского сообщества, избираемый Всероссийским съездом судей. Статус С. с. РФ, как и других органов судейского сообщества, определяется федеральным законом.
-
постоянно действующий совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности РФ по стратегичес
-
органы СФ с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее членов. СФ имеет 11 постоянно действующих комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопрос
-
Совет Безопасности Российской Федерации… является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно в
-
верхняя палата современного российского парламента. Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой. К ведению Совета Федерации отнесены также утверждение изменени
-
должностные лица в составе Администрации Президента РФ, обеспечивающие деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и осуществляющие текущее руководство этими органа
-
совещательный орган, действующий при Президенте Российской Федерации и под его руководством, образован Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации», к
Расширение Российской империи
С самого начала царствования Александра I Россия значительно расширила свою территорию: в 1801 г. к ней присоединилась Восточная Грузия; в 1803-1804 гг. – Менгрелия, Гурия, Имеретия; Однако действия русских войск в Закавказье затронули интересы Персии, что явилось причиной русско-персидской войны, которая длилась с 1804 по 1813 год и закончилась подписанием Гюлистанского мира в 1813 г. и присоединением к России Бакинского, Дербентского, Карабахского и других закавказских ханств. По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Присоединение части Закавказья к России, с одной стороны, избавило народы Закавказья от нашествий персидских и турецких захватчиков и помогло поднять экономику Закавказья на более высокий уровень; с другой стороны, между кавказскими народами и русскими властями и русскими переселенцами, часто возникали ссоры на религиозной и этнической почве, что порождало нестабильность в данном регионе.
Персия не смирилась с утратой Закавказья. Подталкиваемая Великобританией, она вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора в 1828 г.
Границы до и после заключения договора
В состав Российской империи вошли также Финляндия, Бессарабия, большая часть Польши (образовавшая царство Польское).
Примечания
- * Иващенко, Н. И., Яновский А. Е. Государственный совет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- РГИА. Ф. 1154, оп. 1, (т. XVI), д.1, л. 1—2, 29.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2009.
- Зайончковский П. В. Государственный совет // Советская историческая энциклопедия. Т. 4: Г—Д / Редкол.: Жуков Е. М. (гл. ред.) и другие. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — С. 646—647.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства… 1917, отд. I. Ст.602 (подписано 05.05.1917).
- Демин В. А. Государственный Совет Российской Империи в начале XX в.: механизм формирования и функционирования // «Отечественная история», 2006, № 6. С.75—85.
Внутренняя политика Александра I: основные направления и реформы
Рассматривая основные направления внутренней политики Александра I, необходимо отметить две важные ее составляющие. Первая, это безусловная изначальная попытка либеральных преобразований России в начале царствования императора. Вторая, незавершенность либеральных преобразований и, как результат, следование политики так называемого «просвещенного абсолютизма».
Указ о вольных хлебопашцах: суть и результаты реформы
Сразу после восшествия на престол Императора Александра I, в 1801 г. был создан Негласный комитет, а затем Непременный совет — высший совещательный орган, с правом опротестовывать указы Императора. Непременным советом был подготовлен «Указ о вольных хлебопашцах» — продолжение политики Павла I, по ликвидации крепостного права. Суть данного указа сводилась к тому, что крестьяне за выкуп или повинности, могли получить свободу от крепостной зависимости. Помещик мог и сам освободить крестьян без выкупа, по договоренности.
Вольные хлебопашцы — специальная форма крестьянства в Российской империи, появившаяся после вступления в силу «Указа о вольных хлебопашцах» 20 февраля 1803 года
На практике, за все царствование Александра I «Указ о вольных хлебопашцах» был применен свыше 160 раз, около 47 тысяч крепостных смогли выкупить у помещиков свою свободу, что в процентном отношении являлось ничтожным показателем — около 0,5% от числа всех крепостных страны.
Причем эта тенденция четко прослеживалась вплоть до 1860-х годов, когда крепостное право в Российской Империи было официально отменено, и даже после этого.
С началом правления Александра I напрямую связана и реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Под его руководством в 1802 г. прошла министерская реформа, упразднившая созданные еще при Петре I коллегии и создавшая министерства.
Возглавив отдел проектов государственных преобразований МВД Империи Сперанский создал план всеобъемлющего переустройства государства, предусматривавший создание выборного органа власти и другие либеральные преобразования.
М.М. Сперанский (1772—1839) — общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец.
В 1809 г. проводится реформа гражданской службы, требующая от чиновников специальных знаний, обучения и аттестации.
Весь первоначальный период своего правления Александр I и часть его ближайшего окружения вынашивали планы создания конституционного устройства в государстве и ликвидации крепостного права. Эти планы остались неосуществленными на территории исторической России. Но, конституция была дарована Польше, сохранена в Финляндии, а крепостное право отменено в Прибалтике.
С именем Александра I связано и развитие университетов в России, приданием им относительной автономии, созданием уставов. При непосредственном участии Александра I был создан Царскосельский лицей.
Военные поселения Аракчеева в годы правления Александра I
Под влиянием наполеоновских войн, и особенно после Отечественной войны 1812 года в России оформилась концепция создания военно-земледельческого сословия. За основу был взят пример устройства быта казачьих войск. В 1815 году в северо-западных и юго-западных областях в соответствии с указанным планом под руководством А.А. Аракчеева возникли первые военные поселения.
«Военные поселения» / А.В. Моравов
Суть проекта Аракчеева сводилась к созданию военного поселения, жители которого были бы одновременно готовы как к ведению крестьянского хозяйства, так и к военной службе и, теоретически, в случае войны, к мгновенной мобилизации. По поводу целесообразности создания и эффективности военных поселений времен Александра I существуют разные исторические точки зрения, большинство которых сходится на том, что данный опыт был неудачным.
Масонство и парамасонские общества во времена правления Александра I
Некоторое влияние на правящую верхушку государства, и в большей степени на аристократию и культурно-просветительский, творческий бомонд в России с конца XVIII века имели масонские организации. В первоначальный период правления Александра I, они открыто функционировали в стране. Но уже к концу правления в 1822 году все тайные организации запрещаются соответствующим указом.