Негласный комитет

Оглавление

Внутренние реформы

После определения приоритетных задач в области внешней политики, Негласный кабинет посвятил ряд заседаний внутренним проблемам страны. Рассматривались следующие направления:

  1. Крестьянский вопрос.
  2. Создание министерств.
  3. Реформа Сената.

Каждый из членов комитета вёл своё направление. Чарторыжский занимался  проектом создания министерств. Реформу Сената разрабатывал Строганов. Отдельно Новосильцев планировал крестьянскую реформу, в которой предусматривалось запрещение их индивидуальной продажи, а неграмотных дворян в ней требовалось исключать из Дворянского Собрания.

Крестьянский вопрос

Когда комитет коснулся крестьянского вопроса, в заседании принял участие Мордвинов, который предложил расширить права продажи недвижимого имущества на купцов, казённых крестьян и мещан. По поводу упразднения крепостничества он высказался против такой идеи. По его мнению, правительство не должно было вмешиваться в эту область. В государстве требовалось создать такие условия, чтобы хозяевам невыгодно стало использовать подневольный труд.

Рассмотрев это предложение, комитет дал право покупки недвижимости лицам недворянского происхождения. С таким постановлением согласился и Александр, хотя до этого считал принятие решение о праве крестьян владеть недвижимостью опасным.

Члены комитета понимали, что этот вопрос до конца ещё не решён и хорошо себе представляли продолжительность процесса

Его рассмотрение требовало осторожности. Однако они считали, что со временем смогут прийти к единому мнению по упразднению крепостничества

Несмотря на то что серьёзного внимания требовали к себе такие отрасли как земледелие и торговля, обсуждение их будущего развития не состоялось.

Создание министерств

Задача Негласного комитета состояла в преобразованиях органов власти, где царила большая путаница. Подготовить доклад на эту тему должен был Чарторыжский. В разработанном им проекте звучало предложение о разделении органов управления. Для этого должны были быть созданы отдельные ведомства, выполняющие определённые функции. Во главе каждого из них требовалось поставить должностное лицо, обладающее единоличной властью. Именно оно несло ответственность за выполнение работы в данной отрасли.

В течение полугода Негласный комитет работал над проектом. В итоге были учреждены следующие ведомства:

  • иностранных дел;
  • военное;
  • морское;
  • внутренних дел;
  • финансов;
  • юстиции;
  • народного просвещения;
  • коммерции.

Последнее министерство было создано по личной инициативе Александра. Причина заключалась в том, что пост он собирался отдать Румянцеву.

Этот раздел работы Негласного комитета по созданию министерств был единственным, доведённым организацией до конца.

Реформа Сената

Негласный комитет начал работу по преобразованию Сената, которую в своё время проводила Екатерина II, но не довела до конца. Разработанные положения о Сенате включали следующие пункты:

  1. Верховное администрирование, включая судебные функции.

  2. Ограничение деятельности Сената только властью императора.

  3. Председателем Сената являлся государь.

  4. Все указы, исходящие от Сената, обязательны всеми к исполнению. Остановить их мог только император.

  5. В обязанности министров входила подача ежегодных отчётов в Сенат о своей деятельности.

  6. Если решения Сената не совпадало с мнениями генерал-прокурора или обер-прокурора, то в обсуждение вопроса включался государь.

  7. Подключение императора велось в случае ведения Сенатом дел по лишению дворянства.

Вопросы преобразования центральных органов было для комитета в приоритете. Уже с февраля 1802 года на это были направлены усилия организации.

Тайные общества эпохи Александра 1

Тайные общества, действующие в России 19 века (1816-1825) интересны тем, что они, как правило, существовали недолго, но постоянно трансформировались в новые формы с новыми идеями и задачами. Лидеры обществ при этом не менялись

Обратите внимание на таблицу ниже, где видно, что фамилии лидеров остаются неизменными. Меняются только названия

Тайные общества и общественные движения при Александре 1
Название общества Даты существования Лидеры Основной документ
Союз спасения 1816-1818 Муравьев А.Н. Численность — 30 человек.
Союз благоденствия 1818-1821 Муравьев А.Н., Пестель П.И., Пущин И.И., Трубецкой С.П. Всего 200 человек. «Зеленая книга»
Южное тайное общество (ЮТО) 1821-1825 Давыдов В.Л., Муравьев-Апостол С.И., Волконский С.Г., Бестужев-Рюмин М.П., Пестель П.И. «Русская правда»
Северное тайное общество (СТО) 1822-1825 Муравьев Н.М., Пущин И.И., Трубецкой С.П., Лунин М.С., Оболенский Е.П., Тургенев Н.И. «Конституция»

Союз спасения

«Союз спасения» — первое крупное тайное общество в России эпохи Александра 1. Он был небольшим по численности и состоял из 30 человек, а лидером был Муравьев Андрей Николаевич (1806-1874). Другое название данной организации — Общество истинных и верных сынов Отечества. Тайная организация существовала 2 года, после чего распалась. У этого общества было 2 главные задачи:

  1. Отмена крепостничества и наделение землей крестьян. Разногласий не было.
  2. Ограничение самодержавия. Были разногласия по принципам ограничения: Конституция или полное свержение.

Достижение поставленных целей требовало массовости. Союз спасения состоял всего из 30 человек, поэтому в 1818 году он  прекратил существование, модернизировавшись в более массовую форму.

Союз благоденствия

Тайная организация «Союз благоденствия» стало ответом на изменение позиции властей. Союз начал работу в 1818 году на базе Союза спасения. В новой формации общество состояло из 200 представителей, костяк которых составляли все те же Муравьев, Пестель, Пущин и другие . Был создан Устав союза, который назвали «Зеленая книга»

Важно отметить массовость — если до 1818 года общества работали только в столице, то Союз благоденствия работал в 4 городах империи: Петербург, Москва, Тульчина и Кишинев

Эта организация отказывалась от идей государственного переворота и любого ограничения монархии. Главная задача была в распространении своих идей в массы. Это достигалось за счет издания журналов и газет, создания «просветительных» обществ, открытия частных школ и так далее. За счет этого лидеры движения хотели направить Россию на путь реформ.

Союз был ликвидирован в связи с разногласиям лидеров о дальнейшем развитии, поскольку император окончательно отказался от проведения реформ. Поэтому текущая деятельность дальше была невозможна. Вторая причина распада Союза намного серьезнее — в Испании, Португалии и Италии в 1820 году начались революции, которые привели к государственным переворотам, в результате которого эти страны приняли довольно либеральную Конституцию. Это заставило общественные организации России вновь задуматься о свержении или об ограничении монархии.

Северное и Южное общества декабристов

В 1821 году в общественных организация случился перелом, в результате которого было образовано 2 новые организации, с разными целями и задачами:

  • Южное тайное общество (1821-1825). Начало функционировать в городке Тульчине. В этом городе квартировалась украинская армия. ЮТО работало в основном на территории Украины. Они создали устав — «Русская правда». Автором его выступил Пестель. Главная цель общества — свержение самодержавия и создание Республики или Федерации.
  • Северное тайное общество (1822-1825). Было основано в Петербурге. Основные идеи были изложены в «Конституции», автором которой был Муравьев. СТО придерживалось более мягких взглядов, желая не свергнуть власть монарха, а ограничить ее, введением конституционной монархии.

Обсуждение плана Новосильцева

Для реализации первого пункта плана была создана специальная комиссия, в состав которой вошли компетентные люди в военно-морской сфере. С реализацией второго раздела возникли некоторые трудности. Это было связано с тем, что выявилась абсолютная неосведомленность Александра в делах внешней политики государства. Однако компетентные в таких вопросах Чарторыйский и Кочубей имели на этот счет определенные взгляды

Однако и здесь возникли трудности, поскольку император высказал мысль, что требуется уделить особое внимание составлению коалиции против Англии. Причем такое предложение вызвало бурю недоумения у членов комитета, так как незадолго до этого Александр подписал дружественную конвенцию с этой страной

Это позволило крайне удачно разрешить самые спорные вопросы относительно морских прав. Чтобы немного остудить пыл самодержца, члены комитета посоветовали ему проконсультироваться по данному вопросу со старыми опытными дипломатами. Причем настойчиво рекомендовали кандидатуру А. Р. Воронцова.

Дворцовый перворот 1801 г. и свержение Павла, его причины и последсвия

Александр I пришёл к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлён противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведён Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жёсткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

План Новосильцева

Новосильцев, в свою очередь, предложил другую программу реформ. Она включала в себя следующие вопросы:

1. О защите государства, как со стороны моря, так и со стороны суши.

2. О формировании возможных отношений с другими странами.

3. Решение вопроса о внутреннем статистическом и административном состоянии страны. Причем под статистическим состоянием подразумевалось не изучение проблем народа, а налаживание промышленности, установление торговых путей и вопрос земледелия. К административному же он отнес решение финансовых и законодательных вопросов, а также проблем правосудия. Причем именно этим вопросам он отводил первостепенное значение.

Первые конституционные акты Александра I

После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ — «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект — Государственная уставная грамота Российской Империи»— содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели своё самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведённая на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобождённые крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить её.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

Негласный комитет Александра I

Он принял решение приблизить к себе друзей юности — представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: 

  1. П. А. Строганова («первого якобинца» и фаната Наполеона Бонапарта);
  2. его кузена Н. Н. Новосильцева (самого старшего из всех, обладающего энциклопедической образованностью);
  3. молодого графа В. П. Кочубея (который хотя и «не блистал талантами», но был полезным своей «чиновничьей изощренностью»);
  4. А. А. Чарторыйского (бескорыстного, честного, грезившего восстановлением независимости Польши, к тому же кузена последнего польского короля А. Понятовского). 

Эти люди, возглавляемые императором, и составили летом 1801 года так называемый Негласный комитет (он также имел название «Интимного комитета»). Он не обладал официальным статусом государственного учреждения, однако, в первый период правления Александра I значительно повлиял на его политику и выявил в общих чертах векторы преобразований (рисунок 2).

Рис. 2 – Негласный комитет, О. Леонов

Данный «дружеский» кружок сформировался еще в период царствования Павла I, когда его члены встречались подпольно, боясь опалы и репрессий со стороны двора, обсуждали необходимость ликвидации деспотизма в Российской империи, отмены «рабства» крестьянства и предпочтительность республиканского строя. 

Однако с восхождением на престол Александра I темы разговоров изменились. Члены Негласного комитета, хоть и осознавали необходимость изменений, строили планы реформирования государственного аппарата, высказывались о необходимости публикации Жалованной грамоты народу, но отталкивались от незыблемых основ абсолютной монархии. 

Несмотря на то, что Комитет был «негласным», о нем знали и говорили многие. Да и сам император не делал его тайной. Сановная екатерининская оппозиция и вовсе прозвала Комитет «якобинской шайкой». С июня 1801 года по май 1802 года произошло 35 заседаний Комитета. Члены Комитета считали необходимым «прежде всего уточнить действительное положение дел, затем произвести реформы различных частей администрации и, в конце концов, обеспечить государственные учреждения конституцией, которая была бы основана на истинном духе народа». Однако исследование состояния дел в стране свелось к накоплению информации о функционировании высшего государственного аппарата и выяснению его недостатков. 

Создание конституции посредством публикации «Жалованной грамоты российскому народу» никаким образом не должно было привести к ограничению самодержавия императора. На обсуждение также были вынесены вопросы о повышении оборонной способности державы, о главных векторах ее внешней политики, о правах и обязанностях Сената, а также и крестьянский вопрос, то есть постепенная ликвидация крепостничества. В 1803 году Негласный комитет, осуществив всего 4 заседания, был распущен. Александр I уже более уверенно чувствовал себя на престоле и программу мер, которые были намечены Комитетом, в дальнейшем осуществлял уже самостоятельно, не испытывая нужды в советниках.

Деятельность

После семинарии юноша стал студентом Петербургской духовной академии. Получив образование в этом заведении, он остался здесь и начал вести занятия по естественно-научным дисциплинам. В число курсов входили математика, физика, красноречие. С 1795 года получил место домашнего секретаря у князя Алексея Борисовича Куракина, параллельно продолжая читать лекции.

Когда в 1796 году Павел I взошел на престол, князь занял должность генерал-прокурора и предложил Сперанскому оставить преподавание и начать службу в канцелярии. Тот согласился и в чине титулярного советника вступил в должность делопроизводителя.

Портрет Михаила Сперанского

За короткое время Михаил Михайлович быстро поднялся по карьерной лестнице. Уже через 3 месяца после поступления на государственную службу получил чин коллежского асессора, а к декабрю 1799-го стал статским советником.

В 1801 году Александр I занял место отца, а вслед за этим у Сперанского появилась другая должность — статс-секретарь при Дмитрии Прокофьевиче Трощинском, который выполнял обязанности статс-секретаря при новом императоре. Жаждущий изменить жизнь в стране к лучшему, сын Павла I стремился провести в России ряд реформ, в связи с чем создал Негласный комитет, где собрал единомышленников.

По рекомендации сторонника своих идей графа Виктора Павловича Кочубея Александр Павлович присмотрелся к талантливому работнику. После коронации правителя Михаил Михайлович помог тому составить несколько проектов по переустройству государства. Вскоре по протекции Кочубея он вошел в круг людей, определяющих политику страны.

В 1803 году вышел указ о вольных хлебопашцах, в разработке которого участвовал и Сперанский. Согласно документу помещики могли отпускать крепостных, наделяя их землей. За время правления Александра I свободу получили 37 тыс. человек.

Помощник главы государства не только занимался подготовкой важных бумаг, но и сопровождал сына Павла I в дипломатических поездках. В 1808 году в Эрфурте состоялась встреча императора с Наполеоном I Бонапартом. При личном знакомстве правителя Франции покорила образованность русского советника. По легенде, он даже предложил Александру Павловичу отдать ему Михаила Михайловича в обмен на какое-нибудь королевство.

Вернувшись в Россию, Сперанский продолжил разрабатывать новые законы. В 1809 году он представил проект денежной реформы, позднее вышел его указ об экзаменах на чин. Согласно ему чины коллежского асессора и статского советника присваивались только при наличии университетского диплома или при сдаче экзамена по университетским курсам. Эти новшества вызвали недовольство в обществе, особенно среди дворян и чиновников, чьи интересы «пострадали» больше всего.

Против реформатора создавались заговоры, Александру I регулярно доносили на советника, говоря о том, что тот дерзко отзывается о правителе. Поначалу русский государь оставлял эти слухи без внимания, но постепенно подчинился влиянию заговорщиков. В 1812 году Сперанского обвинили в измене, арестовали и сослали в Пермь, а затем в имение Великополье.

Чтобы обеспечить себе существование, государственный секретарь продавал подарки, полученные за службу. Опала закончилась в 1816 году, тогда Михаила Михайловича направили в Пензу в качестве нового губернатора.

В 1819-м его неожиданно назначили генерал-губернатором Сибири. Приехав в Иркутск, мужчина увидел много нарушений, совершенных местными чиновниками, и начал преобразовательную деятельность. В результате удалось добиться значительных улучшений в жизни местного населения.

Памятник Михаилу Сперанскому в Иркутске

Через 2 года государственный деятель смог вернуться в Петербург, получил должность управляющего Комиссией составления законов, но уже не имел прежнего влияния при дворе Александра I. В ноябре 1825 года русский правитель скончался, а в декабре Сперанский подготовил манифест о переходе власти к Николаю I.

Новый царь велел Михаилу Михайловичу провести кодификацию законов, изданных в империи за последние 2 века. В 1827 году были подготовлены два труда — «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи». В 1834-м при поддержке Сперанского начала работу Высшая школа правоведения, готовившая юристов. С 1835-го он выступил учителем Александра Николаевича, будущего императора.

Участники

Как уже упоминалось, в комитет входило всего 4 человека. Первое заседание они провели 24 июня 1801 года, на нем обязательно присутствовал и Александр. Спустя каких-то три месяца он стал действующим монархом. В будущем на таких заседаниях он не присутствовал, но первое открыл самолично.

Членами комитета стали:

  1. В.П. Кочубей. Он уже завершил карьеру посла в Стамбуле в 1798 году и вернулся на родину. Там он приобрел бесценный опыт и знания, поэтому мог быть действительно полезен при разработке реформ в России. Александр сам пригласил Кочубея на встречу, где состоялось знакомство всех членов комитета.
  2. П.А. Строганов имел еще меньшую разницу в возрасте с Александром — всего на 4 года он был старше императора. Он родился в Париже, там же проходил стажировку, поэтому не понаслышке был знаком с идеями французской революции, ведь она как раз начиналась в то время. Строганов знал труды Руссо, Вольтера и прочих просветителей. В России он появился в 1791 году и сразу же приступил к государственной службе. Императора, который познакомился со Строгановым лично в 1795 году, привлекла в этом человеке, прежде всего, эрудированность и широта политических взглядов. Считается, что именно Строганов подал императору идею создания тайного комитета. Самое первое, что считал неприемлемы для России Строганов — это крепостное право.
  3. Н.Н. Новосильцев попал в поле зрения Александра I в том же 1795 году — этому знакомству способствовал Строганов. Новосильцев к тому периоду уже находился на государственной службе и был уже достаточно известным в России политиком, по рождению он был дворянином. В 1794-1795 годах он активно участвовал в подавлении польского восстания под предводительством Костюшко.
  4. А. Чарторыйский — поляк, находившийся на государственной службе. Чарторыйский получил хорошее образование в Европе, побывал лично во Франции, Швейцарии и Англии, поэтому имел четкое представление и даже собственный план реформ, которые необходимы России.
  5. По некоторым сведения, в комитет входил еще один человек — А. Лагарп, который был детским учителем. Но так как его присутствие не было зафиксировано ни на одном заседании, то если он и входил в комитет, то был его формальным участником.

Деятельность Сперанского

Через несколько лет после вступления Александра I на престол, он разочаровался в членах Негласного комитета. Реформы, предлагаемые этим совещательным органом, были слишком радикальными. В процессе деятельности у членов комитета возникало все больше разногласий с императором.

В 1805 году государь распускает Негласный комитет и находит нового человека, для разработки реформ. Это был М. М. Сперанский.

М.М. Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский – был выходцем из низов, но своей старательностью, способностями и трудолюбием пробился в правительство. Он был назначен генерал-губернатором в Пензе, затем в Сибири, работал чиновником в Сенате

Сперанский привлек внимание Александра I. Государь стал поручать ему «частные дела» и, в конце концов, доверил составление проекта политических и экономических реформ

Однако реформы, проводимые Михаил Михайловичем, вызвали массовое недовольство дворян и чиновников. Император, опасаясь государственного переворота, отправил реформатора в отставку.

В 1809 году император получил на руки проект Сперанского – всеобъемлющую реформу государственного управления. Он включал в себя следующие мероприятия:

  1. Подразделение российского народа на 3 сословия: дворян, «среднее состояние» (торговцев, горожан, свободных крестьян) и «рабочий народ» (прислуга, крепостные, работники фабрик и мануфактур).
  2. Наделение представителей дворян и «среднего состояния» политическими правами.
  3. Наделение «рабочего народа» некоторыми гражданскими правами, например, положением о том, что крепостные крестьяне могут быть наказы исключительно по решению суда.
  4. Введение в Российской империи принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  5. Учреждение в стране нового законосовещательного органа – Государственного совета. Он должен был рассматривать проекты законов, оценивать их содержание и необходимость принятия.

Конечную цель своих реформ Сперанский видел в ограничении самодержавной власти императора, отмене крепостного права и учреждении в стране Конституционной монархии.

Проект реформ Сперанского понравился императору, но Александр решил, что реализовывать его нужно постепенно. Государь боялся, что такие преобразования вызовут волну недовольства и потрясений в обществе. Поэтому в 1810 году Александр I принял лишь единственную и самую «безобидную» меру, предложенную Сперанским – учреждение Государственного совета.

В 1810 году император поручил Сперанскому разработку экономических реформ, с целью поправить финансовые дела государства, преодолеть дефицит бюджета. Чтобы поднять экономику страны, реформатор предложил сократить ряд государственных расходов и ввести новые налоги, в том числе и для дворянства. Чиновники и дворяне негодовали. Вскоре Александр объявил об отставке Сперанского, а в 1812 году сослал его в Нижний Новгород.

Словарь

1. Амнистия – частичное или полное освобождение осужденного от судебного наказания.

2. Конституционная монархия – форма

Итоги реформаторских изменений 1801-1804 гг.

Реформаторство молодого императора не ограничилось проведением в жизнь основных изменений, указанных выше. Его деятельность коснулась и других направлений жизни общества:

  1. В сфере просвещения было заявлено о бесплатном начальном образовании. Учебные заведения разделили на несколько ключевых категорий. Система образования теперь была представлена церковными школами, уездными школами, гимназиями и университетами.
  2. Изменились нормы поведения и жизнедеятельности, что проявилось в принятии первого либерального цензурного устава.
  3. Расширена деятельность университетов, подконтрольных министерству просвещения. Учебные заведения создавались в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.
  4. Были сделаны первые шаги к дарованию свободы крестьянам – власть озвучила и конкретизировала повинности крестьянства, указала на право выкупить собственную свободу у помещика.

Своими либеральными шагами Александр I старался демонстрировать свое отличие от предыдущего императора и реально пытался изменить внутриполитическую обстановку в стране. Несмотря на попытки неоднозначной трактовки периода правления российского царя, попытки приписать ему участие в госперевороте, нельзя отрицать важнейшую роль, которую сыграли проводимые либеральные реформы.

Такими шагами молодой император проводил политику, ориентированную на улучшение жизни собственного народа, что, несомненно является его огромной личной заслугой перед Россией.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ