Оглавление
Чуваши
Чуваши. В мире их насчитывается порядка полутора миллиона человек. 98 процентов, из которых проживают на территории Российской Федерации. А именно в Чувашской Республике. Остальная часть на Украине, в Узбекистане и Казахстане. Общаются на родном для себя – чувашском языке, который к слову насчитывает 3 диалекта. Чуваши исповедуют православие и ислам. А вот если верить мифам чувашей, то наш мир делится на три части: верхний, средний и соответственно нижний миры. У каждого мира – три слоя. Земля – квадратная. И держится на древе. С 4-х сторон землю размывает вода. И чуваши верят, что когда-то она дойдет и до них. К слову, они, если верить мифам живут как раз таки в центре «квадратной земли». Бог – живет в верхнем мире, вместе со святыми и не рождёнными детьми. А когда кто-то умирает, то путь души лежит через радугу. В общем, не мифы, а настоящая сказка!
Политика Тюркского каганата
Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.
Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.
Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.
Божества
Главные боги
- Кёк Тенгри — Бог Неба. Создатель всего. Тенгри был главным богом тюркского пантеона, управляющим небесной сферой.
- Кайра (или Кайра) — Верховный Бог Вселенной. Он является Духом Бога и богом-творцом в тюркской мифологии. Сын небесного божества (Гок Тенгри).
- Эрлик или Эрклик-Эрклихан — бог мертвых и преисподней . Один из изначальных богов пантеона, он сохранил свое существование в тенгризме , как злое божество (как в зороастризме ).
- Улган (или Ульген) — Бог милосердия. Сын Кайры. Он тюркское и монгольское божество-творец.
- Мерген — Бог мудрости. Сын Кайры. Он тюркское божество изобилия и знаний.
- Кызаган — бог войны европейских гуннов . У первых турок не было бога войны. Кызаган — сын Кайры и брат Улгана.
- Умай или Умай — богиня плодородия. Она богиня девственности и как таковая связана с женщинами, матерями и детьми.
- Кубай — богиня рождения и детей. Она защищает рожениц. Она дарит детям души.
- Кояш или Куяш — Бог Солнца. Кояш — сын Гок Тенгри «Бог Неба» и Богиня Земли.
- Ак Ана — Богиня творения. Ак Ана — изначальная богиня-творец тюркских народов. Она также известна как богиня воды.
- Ай Ата — Бог Луны. Согласно мифологии, он бог луны и жил на шестом этаже неба с Гун Ана.
- Пушка Ана — Богиня Солнца. Она — обычное тюркское солнечное божество, рассматриваемое как богиня в казахской и киргизской мифологиях.
- Йель Ана — богиня ветров. В венгерском фольклоре ее тоже называют «королевой ветра».
- Ел Ата — бог ветров. В венгерском фольклоре его также называют «королем ветра».
- Буркут — орел бог. Бог орла Буркут символизирует солнце и силу.
- Öd Tengri или Öd-Ögöd — Бог времени. В тюркской мифологии считается олицетворением времени. Обычно встречается с конем времени и Ödlek
- Боз-Тенгри — Бог чаще всего рассматривается как бог земли и степей.
- Айсыт — богиня красоты. Она также является богиней-матерью якутов из Сибири.
- Су Ана — богиня воды. Говорят, что Су Ана выглядит как обнаженная молодая женщина с волшебным лицом.
- Су Ата — бог воды. Он выглядит как старик с лягушачьим лицом, зеленоватой бородой, а его тело покрыто водорослями и навозом.
- Од Ана — богиня огня. Также именуется богиней брака. В монгольском фольклоре ее называют «королевой огня».
- Од Ата — бог огня. В монгольском фольклоре он упоминается как Од Хан, «царь огня». Он дух огня в шаманских традициях Монголии.
- Йер Танри — Богиня / Бог Земли. Как богиня плодородия, она была признана дарителем урожая и изобилия.
- Этуген — Богиня Земли. Ее имя происходит от Отюкен , священной горы земли и богини плодородия древних турок.
- Хурмуз или Kurmez — Бог душ. Также он является богом в монгольской мифологии и шаманизме , описанным как главный из 55 богов.
- Жайык — бог рек. Он — бог тюркского пантеона, ранее известный как Дайык в алтайской мифологии. Он живет на стыке 17 рек.
- Алаз — бог огня в тюркской мифологии. Также известен как Алас-Батыр или иногда Алаз Хан .
- Баянай — богиня охоты. Еще она якутская богиня леса и радости.
- Кайлин — богиня королей и королев. Она все контролирует, чтобы найти хорошего короля или королеву
Другие боги
- Адаган — Бог гор. Он защищает горы и существ, которые там живут. Его имя означает жертвоприношение .
- Акбуга — Бог медицины. Он бог здоровья и исцеления в древнетюркской традиции. У него белый змей.
- Ай Тойон (Саха: Айыы Тойон , русский язык: Айы Тойон ) — якутский бог света, обычно изображаемый в виде орла, восседающего на «мировом дереве».
- Шалык — Бог охоты. Он был тюркской богиней охоты, диких животных, дикой природы и защитником лесов.
- Инехсит — богиня родов и родовых схваток. Она была божественной помощницей рожениц, очевидно, происходящей от человека-акушерки.
- Ковак — бог неба. Он поднимает новое солнце каждый день; по этой причине Елбехен преследует его, чтобы остановить ее и вызвать полную тьму.
- Урен — богиня урожая. Она руководила зерном и плодородием земли.
- Зарлык — Богиня Правосудия. Она была богиней справедливости, справедливых суждений и прав.
- Зада — Бог Ветра. Он правитель ветров и владелец Яда Таши (Камень Ветра).
- Укулан — Бог Воды. Он главный из рек, источников, ручьев и фонтанов.
- Изых — бог диких животных. Он особенно бог освобожденных животных.
- Чокку — богиня добрых пожеланий. Она исполняет желания.
- Талай или Далай — Бог океанов. Он был олицетворением Мирового океана, огромной реки, опоясывающей мир.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ЯКУТСКИЙ ВАРИАНТ)
Вы собрались в дорогу? Будьте осторожны! Даже если предстоящий вам путь не очень долог и труден, дорожные правила надо соблюдать. А они у каждого народа свои.
У якутов свод правил для «уходящих из дому» был довольно длинным, и его старались соблюдать все, кто хотел, чтобы его путешествие оказалось удачным и он благополучно вернулся назад. Перед уходом садились на почётное место в доме, повернувшись лицом к огню, и подбрасывали в печь дрова — кормили огонь. Не полагалось завязывать шнурки на шапке, рукавицах, одежде. В день отъезда домашние не сгребали пепел в печи. По верованиям якутов, пепел — символ богатства и счастья. Пепла в доме много — значит, семья богатая, мало — бедная. Если выгрести пепел в день отъезда, то отбывающему человеку не повезёт в делах, он вернётся ни с чем. Девушка, выходящая замуж, при отъезде из дома родителей не должна оглядываться назад, иначе её счастье останется в их доме.
Чтобы всё было в порядке, «хозяину» дороги приносили жертвы на перекрёстках, горных перевалах, водоразделах: вешали пучки конских волос, лоскутки оторванной от платья материи, оставляли медные монеты, пуговицы.
В дороге запрещалось называть взятые с собой предметы их настоящими именами — полагалось прибегать к иносказаниям. Не следовало говорить и о предстоящих в пути действиях. Путники, остановившиеся на берегу реки, никогда не говорят, что завтра переправятся через реку, — для этого существует специальное выражение, переводимое с якутского приблизительно так: «Завтра у нашей бабушки туда попроситься попробуем».
По поверьям якутов, предметы, брошенные или найденные на дороге, приобретали особую магическую силу — добрую или злую. Если на дороге находили кожаную верёвку или нож, их не брали, так как они считались «опасными», а вот верёвка из конского волоса, наоборот, была «счастливой» находкой, и её забирали с собой.
Автор статьи: Н.Жуковская.
Алтайцы
Данный народ, наверное, один из самых загадочных. На протяжении нескольких веков алтайцы живут в собственной «галактике», которая по праву не будет оценена ни единой живой душой в современном мире. Никто не поймет. Алтайский народ делится на 2 общины. Это северная группа и южная группа. Первые общаются исключительно на алтайском языке. У вторых принято говорить на североалтайском языке. Алтайцы пронесли культурные ценности сквозь года, и продолжают жить по правилам предков. Интересно, что источник здоровья и так называемый «целитель» для данной народности является вода. Алтайцы верили, что в глубинах вод живет дух, который способен излечить от любого недуга. Народ и сегодня продолжает существовать в балансе с внешним миром. Дерево, вода, скала – все это они считают одушевленными предметами и относятся к вышеперечисленному с большим уважением. Любое обращение к высшим духам – посыл любви всему живому.
[править] Классификации тюркских народов и государственно-территориальных образований
Исторические тюркские народы
- Авары
- Алты чуб
- Башкиры
- Берендеи
- Булгары — Барсилы — Эскелы
- Бунтурки
- Енисейские киргизы
- Карлуки
- Кимаки
- Курыканы
- Огузы — Гузы — Торки — Узы
- Печенеги — Кангары
- Половцы — Кыпчаки
- Татары
- Телэ
- Тюргеши
- Уйгуры
- Тюркюты — Ашина
- Хазары — Савиры — Акациры
- Чёрные клобуки
- Чугай — Шато
- Чуваши
- Шорцы
Тюркский мир по Махмуду Кашгари (XI век)
Современные тюркские народы
Расселение тюркоязычных народов в мире на начало XXI века.
-
Булгарская группа
Чуваши
-
Горно-алтайская (центрально-восточная) группа
- Шорцы (частично)
-
Алтайцы
- Северные: кумандинцы, челканцы
- Тубалары
- Южные: алтай-кижи, теленгиты, телеуты
- Киргизы
- Чулымцы (частично)
- Ферганские кипчаки
-
Карлукская (юго-восточная) группа
- Узбеки
-
Уйгуры
Илийские уйгуры
- Эйну (абдалы)
- Лобнорцы
- Хотоны
- Халаджи
-
Кыпчакская (северо-западная) группа
- Кыпчакско-булгарские (поволжско-кыпчакские) народы
-
Башкиры
Тептяри-башкиры
-
Татары
- Казанские татары
- Касимовские татары
- Мишари
- Тептяри-татары
- Кряшены
- Нагайбаки
-
Башкиры
- Кыпчакско-булгарские (поволжско-кыпчакские) народы
-
- Кыпчакско-половецкие (половецкие) народы
- Крымские татары (крымцы) средние
- Кумыки
- Балкарцы
- Карачаевцы
- Караимы
- Крымчаки
- Урумы (частично)
- Кыпчакско-ногайские (ногайские) народы
- Ногайцы
- Казахи
-
Каракалпаки
Карагаши
- Астраханские татары
- Польско-литовские татары
- Сибирские татары
- Юртовские татары
- Узбеки (частично)
- Крымские татары (крымцы) северные
- Кыпчакско-половецкие (половецкие) народы
-
Огузская (юго-западная) группа
- Гагаузы
- Балканские тюрки
-
Азербайджанцы
- Кашкайцы
- Афшары
- Айналлу
- Сонкорские тюрки
- Карапапахи
-
Турки
- Турки-киприоты
- Турки-месхетинцы
- Урумы (частично)
- Крымские татары (крымцы) южные
- Иракские тюрки (туркоманы)
- Сирийские турки
-
Туркмены
- Трухмены
- Хорасанские тюрки (каджары, теймурташи, гудари и др.)
- Хамзе (?)
- Салары
- Юрюки
- Караманлиды
- Узбеки (частично: жители Хорезмской области и пограничных с Туркменистаном районов Бухарской области)
-
Саянская (тобаская) группа
- Степная подгруппа
- Тувинцы
- Мончаки
- Цэнгэльцы
- Таежная подгруппа
- Тофалары
- Дува (тоджинцы)
- Сойоты
- Урянхайцы
- Цатаны (цаатаны)
- Степная подгруппа
-
Уйгурская (кыргызская) группа
- Жёлтые уйгуры (сарыг-уйгуры, хара-йогуры)
- Фуюйские кыргызы
-
Хакасы
- Качинцы
- Койбалы
- Кызыльцы
- Сагайцы
- Бельтыры
- Чулымцы (частично)
- Шорцы (частично)
-
Якутская группа
-
Якуты (саха)
Ессейские якуты
- Долганы
-
Якуты (саха)
Проблемы, связанные с классификацией
Основная проблема в том, что между тюркскими народами различных ветвей нередко наблюдалась языковая конвергенция в процессе их сосуществования на соседних территориях. Из этого вытекает другая проблема — разграничение исконных и контактных изоглосс.
Современные независимые тюркские государства
- Азербайджан — свыше 90 % населения
- Казахстан — 73 % населения (2010)
- Киргизия — свыше 85 % населения (2009)
- Туркмения — около 85 % населения
- Турция
- Узбекистан
Современные тюркские национальные автономии
- КНР
Синьцзян-Уйгурский автономный район — около 64 % населения
- Россия
- Республика Башкортостан — 57 % населения (башкиры, татары, чуваши)
- Кабардино-Балкарская Республика — 14,8 % населения(балкарцы,турки,татары)
- Карачаево-Черкесская Республика — 44,3 % населения (карачаевцы и ногайцы)
- Республика Алтай — 40 % населения
- Республика Саха (Якутия) — 47 % населения
- Республика Татарстан — 56 % населения (татары, башкиры, чуваши)
- Республика Тыва (Тува) — 77 % населения
- Республика Хакасия — 12 % населения
- Республика Чувашия — 70 % населения (чуваши и татары)
- Молдавия
Гагаузия — около 82 % населения
- Узбекистан
Республика Каракалпакстан — свыше 94,9 % населения
Президентский флаг Турции и что означает звезда
Чтобы понять символическое значение этих персонажей, следует вернуться к сентябрю 1922 года, когда в последние дни турецко-греческой войны с 1919 года Мустафа Кемаль Ататюрк въехал в Измир на машине с флагом неизвестного происхождения. В недавнюю Османскую империю (т. е. в 1844-1922 гг.) был внесен новый флаг, представляющий собой белый полумесяц и пятиконечную звезду на красном фоне. На флаге Турции также была двадцатиконечная золотая звезда, расположенная в верхнем левом углу. Он был узаконен в 1925 году как президентский флаг Турции. Однако в 1978 году количество звездных лучей изменилось, и было сокращено до шестнадцати — такая золотая звезда, окруженная шестнадцатью меньшими звездочками.
Почему число 16 настолько важно, что оно смогло появиться на флаге? До того, как официальное толкование значения было обнародовано, предполагалось, что оно должно было символизировать шестнадцать турецких беликеров (тр. Anadolu beylikleri)
Это были государства, возникшие после распада сельджукского султаната (Румского) на рубеже 13 и 14 веков. Конец их независимости был положен правителями османской династии, которые с конца четырнадцатого столетия последовательно взяли под свой контроль каждое. Последние вошли в Османскую империю благодаря султану Сулейману Великолепному во время военной кампании в 1534 году.
Тем временем, однако, оказалось, что власти Турецкой Республики, выбрав число шестнадцать, имели ввиду гораздо более широкий размах. Согласно официальному объяснению, это число означает шестнадцать исторических турецких империй. Разве вы не знали, что их было так много? Не волнуйтесь, мы тоже не знали об этом. Более того, «турецкость» некоторых из перечисленных ниже империй весьма противоречива. В любом случае, убедитесь сами:
Азербайджанцы
Сегодня азербайджанцы являются одной из самых массовых общин среди тюркских народов. И к слову, это крупный мусульманский слой во всем мире. Сегодня в одноименной стране проживают свыше семи миллионов азербайджанцев, а это составляет свыше 90 процентов от всего населения страны. История происхождения народа берет свое начало еще с первобытных времен. Постепенная колонизация привела к смешанному этническому происхождению. Особое отличие – менталитет, который своего рода выступает в современном мире связующим звеном между Западом и Востоком.
Имеют следующие качества:
- Темпераментные, эмоциональные, очень вспыльчивые;
- Гостеприимные и щедрые;
- Противники межнациональных браков, иными словами, азербайджанцы – за чистоту крови;
- Уважение и почитание к старшим;
- Весьма способны к изучению языков.
Азербайджанцы имениты своими коврами. Для них – это и традиционное занятие, и источник дохода. Кроме того, азербайджанцы великолепные ювелиры. Вплоть до 20 века азербайджанцы вели кочевой и полукочевой образ жизни. Сегодня, азербайджанцы культурно и лингвистически схожи с турками, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.
НА РЕКЕ ЧУЛЫМ У Ч У Л Ы М Ц Е В
На границе Томской области и Красноярского края в бассейне реки Чулым живёт самый маленький по численности тюркский народ — чулымцы. Иногда их называют чулымскими тюрками. Но сами о себе они говорят «пестын кижилер», что означает «наши люди». В конце XIX в. их насчитывалось около 5 тыс. человек, сейчас осталось чуть более 700. Маленькие народы, живущие рядом с большими, обычно сливаются с последними, воспринимают их культуру, язык и самосознание. Ближайшими соседями чулымцев были сибирские татары, хакасы, а с XVII в. — русские, начавшие переселяться сюда из центральных районов России. Часть чулымцев слилась с сибирскими татарами, другие слились с хакасами, третьи — с русскими. Те, кто ещё продолжают называть себя чулымцами, уже почти утратили родной язык.
Чулымцы — рыболовы и охотники. При этом рыбу они ловят преимущественно летом, а охотятся в основном зимой, хотя, конечно, им известен и зимний подлёдный лов, и летняя охота.
Рыбу запасали и ели в любом виде: сырую, варёную, сушенную с солью и без, толчённую с дикими кореньями, жаренную на вертеле, пюре из икры. Иногда рыбу готовили, поставив вертел под углом к костру, для того чтобы жир вытек и она немного подсохла, после чего её досушивали в печи или в специальных закрытых ямах. Мороженая рыба шла главным образом на продажу.
Охота делилась на охоту «для себя» и охоту «на продажу». Для себя били — и продолжают это делать сейчас — лося, таёжную и озёрную дичь, ставили силки на белку. Лосятина и дичь незаменимы в пище чулымцев. На соболя, лисицу и волка охотились ради меховых шкур: за них хорошо платили русские купцы. Мясо медведя ели сами, а шкуру чаще всего продавали, чтобы купить ружья и патроны, соль и сахар, ножи и одежду.
До сих пор чулымцы занимаются таким древним видом деятельности, как собирательство: собирают в тайге, в пойме реки, по берегам озёр дикорастущие травы, чеснок и лук, дикий укроп, сушат их или засаливают, а осенью, зимой и весной добавляют в пищу. Это единственные доступные им витамины. Осенью, как и многие другие народы Сибири, чулымцы целыми семьями выходят на сбор кедровых орехов.
Чулымцы умели делать материю из крапивы. Крапиву собирали, вязали в снопы, сушили на солнце, затем разминали руками и толкли в деревянной ступе. Всем этим занимались дети. А саму пряжу из приготовленной крапивы делали взрослые женщины.
На примере татар, хакасов и чулымцев можно увидеть, как различаются тюркские народы России — по внешнему облику, типу хозяйства, духовной культуре. Татары внешне более всего похожи на европейцев, хакасы и чулымцы — типичные монголоиды лишь с лёгкой примесью европеоидных черт. Татары — оседлые земледельцы и скотоводы, хакасы — в недавнем прошлом скотоводы-кочевники, чулымцы — рыболовы, охотники, собиратели. Татары — мусульмане, хакасы и чулымцы приняли когда-то христианство, а ныне возвращаются к древним шаманским культам. Так что тюркский мир одновременно и един, и разнообразен.
Примечания[]
- Milliyet. 55 milyon kişi ‘etnik olarak’ Türk. Проверено 18 января 2012.
- Оценки численности иранских азербайджанцев, приводимые в тех или иных источниках, могут значительно различаться — от 15 до 30 млн. См., например: , Looklex Encyclopaedia, Iranian.com, «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language, UNPO information on Southern Azerbaijan, Jamestown Foundation, The World Factbook: Ethnic groups by country (CIA)
- Encyclopedia of the Peoples of Asia and Oceania. 2008. том 1 стр 826
- Тюрки — статья изЭнциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
- Л. Н. Гумилёв, «Три исчезнувших народа». 1961 г.
- Ахатов Г. Х.. Диалект западносибирских татар. Уфа, 1963, 195 с.
- ГЕНЕТИЧЕСKАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Эволюция. В МИРЕ НАУКИ
- Генетическая история человечества
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/339378 Большой Энциклопедический словарь, 2000г.
- Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии // Санкт-Петербург: Фарн. 1994. 166 с. ISBN 5-900461-027-5
- Савинов Д.Г. О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы-М.: 1998. С. 130-141
- Еремеев Д. Е. «Тюрк»— этноним иранского происхождения? // Советская этнография. 1990. №1
- Крадин Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева,Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. — М., 2000.
- Восток в средние века. V. Закавказье в XI—XV вв
- Азербайджан
- «Маралом», «Медведем» и «Волком» премируют победителей Фестиваля мировой музыки «Алтай»:: ИА АМИТЕЛ
- Тюркология
- Происхождение тюркского языка
- Культ волка у башкир
- Тубалары, южные алтайцы, киргизи и кыпчаки Ферганы, возможно, близки к кыпчакам
- Говорят накондомском наречии шорского языка
- Традиционно относятся к северным, нотубаларский идиом близок южноалтайскому
- Говорят (или говорили) нанижнечулымском наречии чулымского языка
- Говорят налобнорском языке, совмещающем признаки карлукских и киргизского
- Хотонский язык, если существовует, характеризуется смешением в основном карлукских и киргизских особенностей
- Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан. Существует гипотеза, согласно которой халаджский и остальные карлукско-уйгурские языки и карлукско-хорезмийские не составляют специфического единства.
- По гипотезеА. В. Дыбо, центрально-восточные тюрки, карлуки (без халаджей и древних карлуков) и кыпчаки составляют единую карлукско-кыпчакскую группу.
- Говорят насреднем диалекте крымскотатарского языка.
- Караимы — тюркоязычный этнос, исповедующийкараизм, называемый иногда особой формой иудаизма. По одной из версий, являются потомкамихазар. Говорят накараимском языке, близком к крымскотатарскому, особенно вкрымском диалекте.
- Крымчаки — тюркизированные крымские евреи. Говорят накрымчакском языке, близком к крымско-татарскому. В отличие от караимов, являются раббанитами, то есть исповедуют ортодоксальный иудаизм, также как караимы предполагают свое этническое происхождение от тюркского населения Хазарии, принявшегоиудаизм.
- Урумы — тюркизированныечерноморские греки, говорящие надиалекте крымскотатарского языка, близком к среднему диалекту.
- Говорят на кипчакских диалектах узбекского языка.
- Говорят насеверном диалекте крымскотатарского языка.
- Говорят надиалекте крымскотатарского языка, близком к южнобережному диалекту.
- Говорят наюжнобережном диалекте крымскотатарского языка.
- Говорят нахорезмском ииканско-карабулакском диалектах узбекского языка.
- Говорят насреднечулымском наречии чулымского языка.
- Говорят намрасском наречии шорского языка.
- CIA — The World Factbook
- Агентство Респуюлики Казахстан по статистике. Численность населения Республики Казахстан по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам. Данные на 1.01.2010.
- CIA — The World Factbook
- ↑ Результаты переписи 2002 года
- Национального бюро статистики Республики Молдова
- Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
Культура, традиции и религия тюрков
На протяжении многих веков тюркские народы бережно хранят свою культуру. Особенно трепетно они относятся к мифологии. Герои сказок и легенд зависят от районов проживания племен. Например, тюрки из Урала, Поволжья имеют целый пантеон богов. Жители Крыма, Кавказа, Западной Сибири на первое место в сказаниях ставят волка. Многие до сих пор верят в духов, сказочных существ.
Тюрки – семейные люди. Они очень уважительно относятся к старшему поколению, родителям, учителям. Народ ценит искреннюю дружбу. До сих пор сохранился обычай проводить вечера отдыха в холодное время года. Мужчины одного возраста собираются вместе и беседуют на интересующие темы, делятся навыками, талантами. Это позволяет сформировать круг единомышленников, верных товарищей.
Современные тюрки исповедуют ислам или христианство. Все зависит от региона проживания. Но раньше преобладало тенгрианство. Это языческая религия со своими божествами. Древние народы верили в бога неба Тенгри, загробного мира – Эрлика. Также у них была в почете богиня Умай – покровительница рожениц и матерей. Среди тюрков был популярен тотемизм. Они часто изображали волка, считая его своим предком.
Происхождение тюрков
Тюркские племена появились несколько тысячелетий назад. Их считают прародителями казахов, турок, многих азиатских народов. Название племени «тюрк» впервые упоминается в китайских летописях, датируемых 542 годом. В византийских источниках о кочевом народе писали в 568 году. Поводом послужило налаживание дипломатических отношений между тюркским каганом Сильзибулом и императором Юстинианом II.
Изначально тюрки проживали на территории Южной Сибири и Внутренней Азии. За 2 тыс. лет ареал их обитания сильно изменился. Люди постепенно мигрировали. Занимаясь скотоводством, племена постоянно искали лучшие пастбища. Продолжительное время они вели полукочевой образ жизни. Лишь в VI веке среднеазиатские тюрки основали собственное государство – Туркестан.
В VII веке тюрский каганат из Центральной Азии разделился. Один обосновался на территории современного Казахстана. А второй проживал в районах Северного Китая, Монголии, Южной Сибири. Коррекция этноса тюрков происходила благодаря вмешательству соседей. Самым знаменательным событием в их истории стало основание Османской империи.
Китаизированные тюркские династии
Тюрки-шато турки основал несколько sinicized династий в Северном Китае в течение периода Пяти династий и десяти царств . Официальным языком этих династий был китайский, и они использовали китайские титулы и имена.
Имя | Примечания | Годы | Столица | карта |
---|---|---|---|---|
Великий Ян | Генерал Ань Лушань восстал против династии Тан | 756–763 | Лоян 756–757, Ечэн 757–759, Фаньян 759, Лоян 759–762 | |
Позже Тан | 923–936 | Округ Дамин 923, Лоян 923–936 | ||
Позже Джин | Основатель Later Jin, Ши Цзинтан , утверждал, что ханьское китайское происхождение является отцовским . |
936–947 | Тайюань 936, Лоян 937, Кайфэн 937–947 | |
Позже Хан | Источники противоречат друг другу относительно происхождения императоров Поздней Хань и Северной Хань; некоторые указывают на происхождение шатуо, в то время как другие утверждают, что императоры утверждали, что у императоров была отцовская родословная ханьцев из Китая. | 947–951 | Кайфэн | |
Северная Хань | Из той же семьи, что и Позже Хан. Источники противоречат друг другу относительно происхождения императоров Поздней Хань и Северной Хань; некоторые указывают на происхождение шатуо, в то время как другие утверждают, что императоры утверждали, что у императоров была отцовская родословная ханьских китайцев. | 951–979 | Тайюань |
Культура и мировоззрение[]
Тывинский шаман
Религия древних тюрок основывалась на культе Неба—Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название—тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру[источникнеуказан21 день]. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
- верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
- средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;
- нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.
Отношения между мирами запутаны[источникнеуказан21 день]. Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуяхаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Человек же— их сын, держащий небосвод, упираясь в него разумом, а стоящий на земле (отсюда татарское выражение— «башы күккә тигән»— «головою коснулся небес»)[источникнеуказан21 день]. Иные, вероятно более поздние легенды, существующие в фольклоре (первая, предыдущая версия, упоминалась на надгробиях каганаКюль-тегина (умер в 732 году) иБильге-кагана (734)), большая часть которых повествует об утке (утках). Похакасской версии
сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тэнгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.
Эрлик — бог загробного мира. Тюрки видели его пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй— настоящее, третий— будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.
Жена Тенгри— богиня женских ремёсел, матерей и рожениц—Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».
Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Великая Земля-вода). У тюрок был культ земли-воды, государства. Их считали священными.
Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.
Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает кактотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.
Развит был также культ предков. Существовало многобожие с обожествлением сил природы, что сохранилось вфольклоре всех тюркских народов.